Постановление Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 13 мая 2019 г. N 164
"О системе оповещения и информирования населения Новгородского муниципального района"
В соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 года N 1522 "О создании комплексной системы экстренной оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Новгородской области от 24 января 2019 года N 31 "О системах оповещения и информирования населения Новгородской области" Администрация Новгородского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Положение о системе оповещения и информирования населения на территории Новгородского муниципального района (далее - Положение).
2. Признать утратившим силу постановления:
2.1. Администрации Новгородского муниципального района от 03.10.2016 N 546 "О системах оповещения и информирования населения Новгородского муниципального района";
2.2. Администрации Новгородского муниципального района от 06.11.2018 N 612 "О внесении изменений в постановление Администрации Новгородского муниципального района от 03.10.2016 N 546".
3. Опубликовать настоящее постановление в периодическом печатном издании "Официальный вестник Новгородского муниципального района" и разместить на официальном сайте Администрации Новгородского муниципального района в информационно-телекоммуникационной в сети "Интернет".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Новгородского муниципального района, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Новгородского муниципального района М.В. Рыбкина.
Глава муниципального района |
О.И. Шахов |
Положение
о системе оповещения и информирования населения на территории Новгородского муниципального района
(утв. постановлением Администрации Новгородского муниципального района от 13 мая 2019 г. N 164)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о системе оповещения и информирования населения на территории Новгородского муниципального района (далее - Положение) определяет состав, основную задачу и характеристику системы оповещения населения Новгородского муниципального района, а также порядок оповещения, поддержания в постоянной готовности к задействованию и совершенствования системы оповещения населения Новгородского муниципального района об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Новгородского муниципального района.
1.2. Система оповещения предназначена для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) до руководящего состава, руководителей отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений, действующих комиссий (рабочих групп) Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских и сельских поселений, руководителей организаций, дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС), экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления районного звена областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - районное звено ОТП РСЧС) и населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории.
2. Основные понятия
В настоящем Положении применяются следующие понятия, определяемые законодательством Российской Федерации:
чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;
система оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов - это организационно-техническое объединение сил и средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил РСЧС и населения;
системы оповещения создаются:
- на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
- на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
- на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
- на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования);
- на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта);
оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
резерв технических средств оповещения - специализированная упорядоченная совокупность изделий средств оповещения, в том числе оборудования, запасных частей, сменяемых узлов, типовых элементов замены, территориально распределенная и размещенная как на объектах, специально предназначенных для их хранения и обслуживания, так и на договорной основе на объектах операторов связи, базах и складах промышленных и иных предприятий и организаций, с которых возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций;
запасная часть - составная часть изделия, предназначенная для замены находившейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия;
ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей;
техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
3. Состав, основные задачи и характеристики систем оповещения населения Новгородского муниципального района
3.1. На территории Новгородского муниципального района функционируют следующие системы оповещения:
3.1.1. Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Новгородской области (далее - РАСЦО);
3.1.2. Местная система оповещения населения Новгородского муниципального района (далее - МСО);
3.1.3. Локальные системы оповещения организаций (далее - ЛСО), эксплуатирующих потенциально опасные объекты (далее - ПОО);
3.1.4. Комплексная система экстренного оповещения населения Новгородской области (далее - КСЭОН);
3.1.5. Комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Новгородской области;
3.1.6. Мобильные и носимые технические средства оповещения населения.
3.2. РАСЦО предназначена для доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны и областной территориальной подсистемы РСЧС;
- Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее ГУ МЧС России по Новгородской области);
- органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления Новгородской области;
- единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований;
- специально подготовленных сил и средств областной территориальной подсистемы РСЧС и гражданской обороны, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Новгородской области;
- ДДС организаций, эксплуатирующих ПОО;
- населения, проживающего на территории Новгородской области.
3.3. МСО предназначена для доведения сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) до:
- руководящего состава, руководителей отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений, действующих комиссий (рабочих групп) Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских и сельских поселений, руководителей организаций, ДДС, экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления районного звена ОТП РСЧС об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Новгородского муниципального района;
- населения, проживающего на территории Новгородского муниципального района через старост деревень, старших по многоквартирным домам, добровольцев и работников Администраций городских и сельских поселений.
3.4. ЛСО предназначена для обеспечения доведения информации и сигналов оповещения до:
- руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей ПОО, и объектового звена РСЧС;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
3.5. КСЭОН предназначена для:
- экстренного и гарантированного доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
- экстренное оповещение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом дифференциации по видам ограничения их жизнедеятельности;
- экстренного оповещения органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия неотложных необходимых мер по защите населения.
3.6. Для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения должны комплексно применяться все составные части системы (систем) оповещения населения:
- комплексы средств единой сети электросвязи Российской Федерации, ведомственных сетей связи, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, сетей операторов сотовой (подвижной радиотелефонной) связи и кабельного телевидения, а также другие технические средства передачи информации организаций независимо от форм собственности, расположенных на территории Новгородской области;
- посредством телефонной связи, факсимильной связи, электронной почты;
- размещение информации на официальном сайте Администрации Новгородского муниципального района;
- мобильные технические средства оповещения населения с использованием техники, оснащенной громкоговорящими приборами;
- носимые технические средства оповещения населения с привлечением старост деревень, старших по многоквартирным домам, добровольцев и работников Администраций городских и сельских поселений с носимыми средствами оповещения.
4. Организация оповещения и информирования населения Новгородского муниципального района
4.1. Распоряжение на задействование систем оповещения расположенных на территории Новгородского муниципального района осуществляется:
- РАСЦО, КСЕОН - Губернатором Новгородской области, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) - лицом, исполняющим обязанности Губернатора области в соответствии с Уставом Новгородской области;
- МСО - Главой Новгородского муниципального района, а в его отсутствие (отпуск, временная нетрудоспособность) - лицом, исполняющим обязанности Главы Новгородского муниципального района в соответствии с Уставом Администрации Новгородского муниципального района с немедленным уведомлением оперативной дежурной смены ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области";
- ЛСО - руководителем организации, эксплуатирующей данный объект, или лицом, его замещающим, с немедленным уведомлением оперативной дежурной смены ЕДДС Новгородского муниципального района (далее - ЕДДС района), ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области".
4.2. ЕДДС района, получив сигнал оповещения (команду, распоряжение или информацию), подтверждает их получение и убеждается в достоверности полученного сигнала. Немедленно доводит полученный сигнал оповещения (команду, распоряжение или информацию) до Главы Новгородского муниципального района, первого заместителя Главы Администрации Новгородского муниципального района, председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Новгородского муниципального района (далее - первый заместитель Главы Администрации, председатель КПЛЧС и ОПБ района), заведующего отделом по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Новгородского муниципального района (далее - заведующий отделом по делам ГО и ЧС).
4.3. Непосредственное доведение сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) осуществляет старший оперативный дежурный смены (далее - СОД) ЕДДС района, обеспечивающий доведение сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) согласно ранее заготовленных списков абонентов включенных в оповещение:
- по многоканальной системе автоматического оповещения (далее-АСО-4);
- посредством телефонной связи, факсимильной связи, электронной почты;
- размещение информации на официальном сайте Администрации Новгородского муниципального района;
- по заявке в Главное управление МЧС России по Новгородской области - через сеть подвижной радиотелефонной связи, сетей операторов сотовой связи, через громкоговорящие приемники КСЭОН и по средствам радио-, проводного и телевизионного вещания.
4.4. Передача оповещения и информирования населения речевым сообщением по сетям радио, проводного и телевизионного вещания передается населению длительностью не более 5 минут из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трехкратное повторение передачи речевой информации. Передача речевой информации осуществляется подготовленными дикторами из студий вещания либо посредством заранее записанных на аудионосителях текстов сообщений с областного государственного автономного учреждения "Агентство информационных коммуникаций" и филиала ФЛ ФГУП "ВГТРК" - "ГТРК "Славия".
4.5. Передача сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) может осуществляться как в автоматизированном, так и в неавтоматизированном режиме.
4.5.1. Автоматизированный режим (основной режим) обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, руководителей отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений, действующих комиссий (рабочих групп) Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских и сельских поселений, руководителей организаций, ДДС, экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления районное звено ОТП РСЧС.
4.5.2. В неавтоматизированном режиме доведение сигналов оповещения (команд, распоряжений или информации) до руководящего состава, руководителей отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений, действующих комиссий (рабочих групп) Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских и сельских поселений, руководителей организаций, ДДС, экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления районное звено ОТП РСЧС осуществляется избирательно выборочным подключением объектов оповещения к АСО-4 или посредством телефонной связи, факсимильной связи, электронной почты.
4.6. Задействование систем оповещения населения осуществляют:
- РАСЦО, КСЕОН - оперативная дежурная смена ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Новгородской области";
- МСО - оперативная дежурная смена ЕДДС района;
- ЛСО - дежурная смена организации, эксплуатирующей ПОО.
5. Организация поддержания систем оповещения населения в состоянии готовности
5.1. С целью поддержания систем оповещения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Новгородского муниципального района, в постоянной готовности к использованию по предназначению, отдел по делам ГО и ЧС планирует, организует и проводит:
- технические проверки готовности МСО с включением АСО-4 доведением проверочных сигналов и информации оповещения до руководящего состава, руководителей отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений, действующих комиссий (рабочих групп) Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских и сельских поселений, руководителей организаций, ДДС, экстренных оперативных служб и организаций (объектов), органов управления районное звено ОТП РСЧС - ежемесячно;
- внеплановые проверки готовности МСО с включением или без включения АСО-4 - по мере необходимости;
- квалификационную подготовку диспетчерского персонала, непосредственно отвечающего за задействование МСО;
- своевременное восстановление работоспособности (исправности) технических средств оповещения МСО;
- эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения МСО, пополнение запасных частей и принадлежностей, а также своевременный ремонт;
- модернизацию (реконструкцию) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) оповещения МСО, а также сопряжение (интеграцию) систем оповещения населения с системами мониторинга природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и другими системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;
- защиту информации в системе оповещения МСО и защиту от несанкционированного доступа в систему оповещения МСО.
5.2. По результатам технических проверок готовности систем оповещения МСО составляется акт проведения проверки. Акт проведения проверки МСО утверждается первым заместителем Главы Администрации Новгородского муниципального района.
5.3. С целью поддержания в постоянной готовности к использованию по предназначению ЛСО на ПОО в Новгородском муниципальном районе руководство организации, эксплуатирующей ПОО, планирует, организует и проводит:
- технические проверки готовности ЛСО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации оповещения - один раз в квартал;
- внеплановые проверки готовности ЛСО с включением или без включения оконечных средств оповещения - по мере необходимости;
- квалификационную подготовку оперативного персонала, непосредственно отвечающего за задействование ЛСО;
- своевременное восстановление работоспособности (исправности) технических средств оповещения ЛСО;
- эксплуатационно-техническое обслуживание технических средств оповещения ЛСО, пополнение запасных частей и принадлежностей, а также своевременный ремонт;
- модернизацию (реконструкцию) и совершенствование технических средств (стационарных и мобильных) оповещения ЛСО, а также сопряжение (интеграцию) ЛСО с РАСЦО и МСО, на территории которого находится ЛСО;
- защиту информации в системе оповещения ЛСО и защиту от несанкционированного доступа в систему оповещения ЛСО.
5.4. По результатам технических проверок готовности систем оповещения ЛСО составляется акт проведения проверки. Акт проведения проверки ЛСО утверждается руководителем организации, эксплуатирующей ПОО.
6. Организация резервов (запасов) технических средств оповещения населения
6.1. Резервы (запасы) технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения в целях обеспечения гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Резерв (запас) технических средств оповещения, как правило, включает резервные (стационарные, мобильные, носимые) технические средства оповещения и комплекты запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов.
6.2. Резервы (запас) технических средств оповещения на муниципальном и объектовом уровнях создают соответственно Администрация Новгородского муниципального района, Администрации городских поселений и организации эксплуатирующие ПОО.
6.3. Номенклатура и объемы резервов (запасов) технических средств оповещения на муниципальном и объектовом уровнях определяются Администрацией Новгородского муниципального района, Администрациями городских поселений и организациями эксплуатирующими ПОО, с учетом рекомендаций МЧС России от 24 ноября 2015 года N 2-4-87-43-33/11 "По определению объемов необходимых резервов средств оповещения в субъектах Российской Федерации, места и условия их хранения".
6.4. Номенклатура и объемы резервов (запасов) технических средств оповещения на муниципальном и объектовом уровнях утверждаются нормативно-правовыми актами Администрации Новгородского муниципального района, Администрациями городских поселений и организациями эксплуатирующими ПОО.
6.5. Резервные стационарные технические средства оповещения в основном предназначаются для аварийной замены отказавших стационарных технических средств систем оповещения.
6.6. Резервные мобильные и носимые технические средства оповещения предназначаются для обеспечения максимально возможного охвата населения, до которого доводятся сигналы оповещения и экстренной информации об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Резервные мобильные технические средства оповещения могут размещаться (монтироваться) на автомобильных, водных и других транспортных средствах.
6.7. Запасные части, инструмент, принадлежности и материалы предназначены для поддержания работоспособности и исправности составных частей технических средств оповещения при эксплуатации, проведении всех видов технического обслуживания, плановых и неплановых ремонтов изделий в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и скомплектованы в зависимости от назначения и особенностей использования.
7. Организация финансирования мероприятий по содержанию, поддержанию в постоянной готовности и совершенствованию систем оповещения населения Новгородского муниципального района
Финансирование мероприятий по содержанию, поддержанию в постоянной готовности и совершенствованию систем оповещения населения, созданию и содержанию резервов (запасов) технических средств оповещения осуществляется:
- МСО за счет средств Администрации Новгородского муниципального района, Администраций городских поселений;
- ЛСО за счет средств организаций эксплуатирующих ПОО.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 13 мая 2019 г. N 164 "О системе оповещения и информирования населения Новгородского муниципального района"
Текст постановления опубликован в бюллетене "Официальный вестник Новгородского муниципального района" от 17 мая 2019 г. N 20
Постановлением Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 14 марта 2022 г. N 109 настоящий документ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Новгородского муниципального района Новгородской области от 16 декабря 2020 г. N 576