Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. План реализации Стратегии
4.1. План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Орловской области на период до 2020 года, направленный на достижение цели Стратегии и решение поставленных задач
План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Орловской области на период до 2020 года (далее - план мероприятий), направленный на достижение целей Стратегии и решение поставленных задач, представляет собой совокупность обеспеченных организационными ресурсами, скоординированных по задачам и срокам мероприятий, направленных на решение конкретных проблем в сфере инвестиционной деятельности.
"Дорожная карта" развития инвестиционного процесса, реализации Инвестиционной стратегии Орловской области, выполнения указа Губернатора Орловской области от 26 сентября 2014 года N 371 "О реализации "Программы развития Орловской области 2014 - 2024" представлена в приложении 3 к Стратегии.
4.1.1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности
Реализация инвестиционной политики в качестве необходимого условия своей эффективности требует создания институциональной основы и соответствующих процедурных механизмов в Орловской области.
Растущая конкуренция субъектов Российской Федерации в привлечении инвестиционных компаний на территорию регионов требует организации эффективного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах реализации, а также снижения существующих административных барьеров, являющихся, по мнению предпринимательского сообщества, одним из главных негативных факторов во всех регионах России.
Одним из основных механизмов реализации Стратегии является механизм сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна", который уже реализуется Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области и АО "Корпорация развития Орловской области".
Нормативная правовая основа развития инвестиционной деятельности к настоящему времени в значительной степени уже сформирована, однако в плановом периоде продолжится детализации ее отдельных аспектов в связи с реализацией положений Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. В данном направлении ведется ежегодная корректировка основных положений Стандарта, а также планируется введение стандартов инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований Орловской области.
В 2015 году организован мониторинг Стандарта деятельности органов исполнительной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе с целью оценки предпринимательским сообществом созданных инструментов поддержки инвестиционной деятельности, данная работа будет продолжена в 2016 году.
Значительную роль в процессе формирования благоприятного инвестиционного климата играют финансовые механизмы привлечения и поддержки инвесторов, а также налоговое стимулирование инвестиционных процессов.
В связи с этим разработаны мероприятия, направленные на решение задачи модернизации финансовых механизмов содействия инвестиционной деятельности:
1) предоставление государственных гарантий для стимулирования инвестиционной деятельности и обеспечения обязательств по кредитам и займам, привлекаемым инвесторами для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов с высокой социально-экономической значимостью;
2) предоставление субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на них;
3) использование инвестиционного фонда Орловской области, что позволяет привлекать федеральные ресурсы в инфраструктурные проекты.
Неотъемлемым инструментом реализации Стратегии, способствующим качественной проработке инициатив инвестиционных компаний, сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, станет развитие отраслевого консультирования (создание отраслевых консультационных служб).
В сфере АПК основными целями деятельности информационно-консультационного центра должно стать повышение эффективности агропромышленного производства путем формирования системы консультационной и информационной поддержки субъектов предпринимательства, граждан в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, совершенствования способов и методов хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в агропромышленном комплексе Орловской области; принятие субъектами предпринимательства в сфере сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности юридически и экономически обоснованных управленческих решений; устойчивое развитие сельских территорий и улучшение социальных условий сельского населения области.
В Российской Федерации организации сельскохозяйственного консультирования при поддержке государства созданы и действуют в 67 регионах и их география постоянно расширяется.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" одним из основных направлений государственной поддержки развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий является предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства. По информации представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы планируется государственная поддержка данного направления.
В плановом периоде для реализации крупных инвестиционных проектов планируется разработать механизм государственно-частного партнерства.
В настоящее время государственно-частное партнерство (ГЧП) является механизмом взаимодействия, хорошо зарекомендовавшим себя в развитых странах и необходимым для применения в Российской Федерации. Очевидно, что взаимодействие государства и бизнеса является важной основой развития современной рыночной экономики, причем именно от готовности государства взаимодействовать с бизнесом в сложных посткризисных условиях зависит успешная реализация потенциала государственно-частного партнерства.
Поскольку социально значимые проекты являются капиталоемкими и чаще всего нерентабельными, а бюджеты не в состоянии самостоятельно обеспечивать их поддержку, финансовые обязательства государства постоянно возрастают. В этой ситуации целесообразно привлечение средств корпоративного и частного бизнеса. При этом вложения инвестора возвращаются в рассрочку за счет налоговых поступлений в доходы бюджетов, а также путем взимания платы с потребителей услуг. В сложившихся условиях возникает необходимость разработать эффективные схемы взаимодействия государственного и частного капиталов в финансировании социально значимых проектов, в том числе адаптируя многообразный опыт западных стран к отечественным экономическим особенностям.
В этой связи при разработке и составлении инвестиционных проектов будет обеспечено взаимодействие с Внешэкономбанком, Центром государственно-частного партнерства, некоммерческим партнерством "Центр развития ГЧП".
В 2016 году большое внимание будет направлено на внедрение лучших практик и улучшение показателей в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Итоги полномасштабного развертывания Национального рейтинга на территории регионов, представленные в рамках Петербургского международного экономического форума, выявили отстающие показатели региона.
Так, по показателям "Регуляторная среда", "Институты для бизнеса", "Инфраструктура и ресурсы" региону присвоена оценка В. Отстающим показателем, получившим оценку Е, является "Поддержка малого предпринимательства".
В этой связи в плановом периоде продолжится работа по упрощению ряда административных процедур с целью повышения оценки до уровня А, акцент будет сделан на проработку вопросов совершенствования механизмов стимулирования и поддержки субъектов инвестиционной деятельности.
Работа в данном направлении уже начата, разработана новая "дорожная карта", в соответствии с которой планируется:
сократить среднее время регистрации юридических лиц до 5 рабочих дней, количество процедур до - 3;
сократить среднее время регистрации прав собственности до 7 дней;
сократить среднее время подключения к электросетям до 90 календарных дней;
создать дополнительно 14 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и 26 удаленных рабочих мест.
Кроме того, на базе НО "ФППОО" создан Центр поддержки предпринимательства, специалисты которого оказывают консультационную поддержку как начинающим, так и действующим субъектам предпринимательской деятельности по различным направлениям.
Это бесплатные консультации по вопросам государственной регистрации бизнеса, выбора оптимальной системы налогообложения, постановки на учет в качестве работодателя во внебюджетных фондах, открытия расчетного счета в банке, внесения изменений в действующий бизнес, прекращения деятельности.
Ежедневно в ЦПП обращаются десятки предпринимателей с различными вопросами. Так, в 2014 году в центр обратилось 2 199 субъектов предпринимательства, за 9 месяцев 2015 года их количество составило 1 740 субъектов МСП.
В 2016 году продолжится работа по расширению перечня оказываемых услуг специалистами центра субъектам малого и среднего бизнеса, в настоящее время уже оказываются услуги по бухгалтерскому и кадровому сопровождению предпринимателей, а именно по составлению и сдачи по каналам связи налоговых деклараций, отчетов во внебюджетные фонды, составлению книг учета доходов и расходов, расчету и начислению заработной платы.
В целях улучшения бизнес-климата Орловской области в плановом периоде важное место займет работа регионального штаба ("проектного офиса") по улучшению условий предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров в Орловской области" (постановления Правительства Орловской области от 20 мая 2015 года N 223 "О региональном штабе ("проектном офисе") по улучшению условий предпринимательской деятельности и снижению административных барьеров в Орловской области").
Указанный коллегиальный орган создан в целях формирования благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, снижения административных барьеров в Орловской области, а также выполнения мероприятий по улучшению показателей Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Для оперативного формирования и разработки предложений по оптимизации административных процедур планируется организация на постоянной основе рабочих совещаний регионального штаба, а также ежемесячное формирование перечня работ по реализации мероприятий, запланированных в рамках "дорожной карты" Национального рейтинга.
С целью упрощения процедур взаимодействия власти и бизнеса утверждено постановление Правительства Орловской области от 21 августа 2015 года N 399 "О взаимодействии органов исполнительной государственной власти Орловской области и субъектов инвестиционной деятельности при реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области".
На основании постановления создан постоянно действующий совещательный орган - Инвестиционный совет Орловской области, целью деятельности которого является организация в Орловской области работы по разработке основных направлений инвестиционной политики, активизации инвестиционной деятельности, привлечению инвестиций в экономику Орловской области.
В плановом периоде основными задачами Инвестиционного совета станут:
1) определение приоритетных направлений и формирование стратегических целей по реализации инвестиционной политики на территории Орловской области;
2) координация деятельности органов власти Орловской области в сфере реализации инвестиционной политики;
3) содействие развитию инвестиционной инфраструктуры;
4) формирование открытого информационного пространства в сфере инвестиционной деятельности на территории Орловской области;
5) содействие укреплению конкурентных преимуществ Орловской области;
6) содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства;
7) разработка механизмов повышения инвестиционной привлекательности Орловской области;
8) содействие в преодолении административных и других барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области;
9) выработка рекомендаций по государственной поддержке инвестиционных процессов и стимулированию инвестиционной активности на территории Орловской области.
В рамках реализации Стратегии продолжится поддержка и продвижение разработанных инвестиционных предложений Орловской области:
1) организация на территории Орловской области современного предприятия, специализирующегося на выращивании овощей в закрытом грунте;
2) организация на территории Орловской области регионального оптово-розничного, торгово-складского и перерабатывающего комплекса;
3) модернизация лифтового хозяйства;
4) комплексная застройка территорий, включая снос ветхого и аварийного жилья;
5) модернизация системы водоотведения и очистки сточных вод;
6) строительство комплекса крупного рогатого скота на 800 и 1200 голов;
7) создание птицеводческого комплекса по производству пищевого куриного яйца;
8) строительство в Орловской области завода по глубокой переработке зерна.
4.1.2. Создание инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов
Создание подготовленных инфраструктурных площадок, индустриальных парков, зон развития, заблаговременное решение вопросов, связанных с формированием земельных участков, постановкой их на кадастровый учет, а также созданием энергетической, инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры занимает важное место в улучшении инвестиционного климата Орловской области в плановом периоде.
В плановом периоде реализация Стратегии будет осуществляться в двух основных направлениях: проекты развития и инфраструктурные проекты.
Поддержка и сопровождение новых инвестиционных проектов (проектов развития) останется приоритетным направлением развития инвестиционной деятельности Орловской области, вместе с тем в связи с наличием в регионе простаивающих производственных площадей акцент будет сделан на реализацию проектов на базе существующих инфраструктурных объектов.
С целью координации работ по развитию инвестиционной инфраструктуры создан региональный институт развития - АО "Корпорации развития Орловской области".
Целью Корпорации развития Орловской области является сопровождение инвесторов на всех этапах реализации проекта: от подготовки бизнес-плана до ввода в эксплуатацию вновь построенных объектов, что позволяет в полной мере организовать сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
Основными задачами Корпорации в плановом периоде станут:
1) привлечение "внешних" и "внутренних" инвесторов для обеспечения развития экономики и инфраструктуры области в формате реализации инвестиционных проектов;
2) консультационное и организационное сопровождение в процессе реализации инвестиционных проектов;
3) организация взаимодействия инвесторов, органов государственной власти, бизнеса и научных ресурсов для финансирования институциональных проектов;
4) работа по подбору и анализу территорий, подходящих для организации инвестиционных проектов и площадок;
5) развитие имеющейся и создание новой инвестиционной инфраструктуры (бизнес региона, отдельные проекты, технопарки, индустриальные парки) для подготовки к привлечению инвесторов;
6) организация работы в качестве единого государственного оператора по развитию индустриальных парков.
Развитием этого механизма станет создание на базе Корпорации развития самостоятельных проектных офисов, отвечающих за реализацию инвестиционных проектов в сфере промышленности и сельского хозяйства.
Проектные офисы в соответствии с отраслевой направленностью будут выполнять функции по сопровождению инвесторов с момента их обращения и на всех стадиях реализации проекта, при необходимости и в дальнейшей производственной деятельности.
К 2020 году на территории Орловской области запланировано создание не менее 10 новых индустриальных парков.
В этой связи совместно с региональным оператором АО "Корпорация развития Орловской области" организована работа по выявлению потенциальных земельных участков, пригодных для создания промышленных индустриальных парков.
Ведется работа по формированию земельных участков для создания индустриальных парков в Урицком и Малоархангельском районах, оценивается возможность создания индустриальных парков на территории других муниципальных образований.
В работе по созданию "точек роста" региональной экономики предполагается активно использовать наработки орловских учебных заведений по созданию опытных промышленных образцов, "упакованных" в вид, привлекательный для инвесторов, с последующим выводом их на промышленное производство.
Формирование и ежегодное обновление плана создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионе позволит отразить все направления развития инфраструктуры в соответствующем году и синхронизировать региональные усилия с программами развития инфраструктуры федеральных сетевых энергетических компаний, что значительно повысит открытость органов власти и информированность инвесторов.
Также Правительством Орловской области рассматривается возможность создания на территории Орловской области особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа, ведется работа по формированию соответствующей территории. Предложение о создании особой экономической зоны на территории Орловской области одобрено Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
Цели создания ОЭЗ:
привлечение капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг;
создание новых рабочих мест;
развитие экспортной базы;
импортозамещение;
Преимущества для резидентов ОЭЗ:
налоговые льготы;
отсутствие экспортных и импортных таможенных пошлин;
доступ к инфраструктуре.
Перспективные направления сотрудничества с резидентами особой экономической зоны:
производство металлургической и машиностроительной продукции;
производство сельскохозяйственной техники, машин и оборудования;
производство продукции электроники и приборостроения;
переработка сельскохозяйственной продукции;
производство фармацевтической продукции.
Для эффективной реализации перспективных и текущих задач Стратегии планируется ежегодное проведение (до 31 декабря отчетного года) корректировки схемы территориального планирования Орловской области, схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов городских округов.
Ежегодно в рамках региональной программы поддержки малого и среднего предпринимательства пересматриваются меры господдержки в зависимости от планируемого объема бюджетных средств, меры, реализуемые Минэкономразвития России на федеральном уровне, а также востребованность данных мер у предпринимателей.
В настоящее время подготавливаются изменения в указанную программу в части корректировки мероприятий - акцент сделан на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. До 2020 года планируется создание центра кластерного развития, трех бизнес-инкубаторов, технопарка.
Из этих проектов с 2015 года планируется создание центра кластерного развития. В целях стимулирования инновационного производства в Орловской области в настоящее время прорабатывается вопрос создания бизнес-инкубатора инновационной направленности, разрабатывается вопрос реконструкции здания под бизнес-инкубатор. Данные структуры будут оказывать различного рода консалтинговые, маркетинговые услуги, предоставлять в аренду производственные и офисные площади.
На базе НО "ФППОО" в 2015 году создан Центр кластерного развития.
В рамках мероприятия по созданию и развитию ЦКР была разработана и утверждена распоряжением Правительства Орловской области от 3 июня 2015 года N 167-р Стратегия развития территориального инновационного кластера навигационно-телематических, геоинформационных систем с использованием спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS на территории Орловской области.
Основной целью Стратегии является формирование крупнейшей региональной площадки по разработке, адаптации и внедрению передовых технологий на базе ГЛОНАСС/GPS в интересах социально-экономического развития Орловской области и других субъектов Российской Федерации.
Создание центра кластерного развития Орловской области в качестве координатора деятельности территориального инновационного кластера и создаваемых впоследствии других территориальных кластеров позволит привлечь дополнительное федеральное финансирование в рамках конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства через Минэкономразвития РФ.
4.1.3. Проведение политики импортозамещения
В рамках утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 26 января 2015 года N 20-р Плана мероприятий по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве и промышленности Орловской области на 2015 год осуществляется реализация мероприятий в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства.
В настоящее время создан научно-промышленный кластер специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности, утвержден состав Совета кластера. В кластере задействовано 22 предприятия и организации области. Разработан план мероприятий по организации его работы, который согласован с Минпромторгом России. Разработана и утверждена распоряжением Правительства Орловской области от 27 мая 2015 года N 159-р концепция развития кластера, определяющая приоритетные направления и механизмы его работы, формы взаимодействия с промышленными предприятиями, научными организациями и высшими учебными заведениями региона. Между Правительством Орловской области, ФГБОУ ВО "Приокский государственный университет" и ФГУП Всероссийского электротехнического института им. В. И. Ленина Государственной корпорации "РОСАТОМ" заключено соглашение, направленное на объединение научно-технического и производственного потенциала сторон, проведения совместных НИОКР, внедрения их в производство на предприятиях Орловской области, а также совместное участие в развитии научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности в Орловской области и реализации программ импортозамещения, в том числе по новым направлениям - технологиям в области газомоторной техники и газомоторного топлива.
Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в плановом периоде на постоянной основе будет оказываться организационное содействие предприятиям промышленности, реализующим инвестиционные проекты импортозамещающего характера, в государственных программах Российской Федерации.
В рамках мероприятий государственной поддержки развития промышленности запланирован комплекс работ по привлечению средств федерального бюджета для развития промышленных предприятий Орловской области. Налажено постоянное организационное взаимодействие по данному вопросу с федеральными министерствами, в первую очередь с Минпромторгом России, а также с Минэкономразвития России.
Правительством Орловской области направлены предложения в Минпромторг России в отраслевом разрезе, с указанием как конкретных видов уже выпускаемой в регионе продукции, так и наличия перспективных, но еще не полностью реализованных направлений производства продукции импортозамещающего характера. Также в Минэкономразвития России направлены 25 паспортов инвестиционных проектов.
Проведена работа в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 года N 214 "Об утверждении Правил предоставления в 2015 году субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 году на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности".
С этой целью в перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности, утвержденный Минпромторгом России, включены четыре орловских предприятия - ОАО "Мценский завод "Коммаш", ОАО "Гамма" и ЗАО "Дормаш", ОАО "Орелтекмаш". Также документы для включения в указанный перечень поданы предприятиями ОАО "Мценский литейный завод" и ЗАО "Протон-Электротекс".
В целях реализации приказов Минпромторга России были направлены предложения по участию предприятий региона в реализации федеральных отраслевых планов по импортозамещению:
по производству продуктов и технологий в рамках утвержденных перечней продукции - от 13 предприятий региона: ОАО "ГМС Ливгидромаш", ООО "Завод им. Медведева-Машиностроение", ЗАО "Стеклопак", филиал ЗАО "ГК "Таврида Электрик" - Орловский Электротехнический завод, ОАО "Ливенский машиностроительный завод "Каскад", ЗАО "Дормаш", ЗАО "Санофи-Авентис Восток", ОАО "Гамма", ИП Конюхова Г. В., Трикотажная фабрика "AMADEUS", ООО "Текстильщик", ИП "Рогозильникова", ООО "Текор";
по включению дополнительных продуктов, технологий в отраслевые планы - от 3 предприятий: ЗАО "Энергопром-Инжиниринг", ОАО "Ливенский машиностроительный завод "Каскад", ОАО "Болховский завод полупроводниковых приборов".
В число участников программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на основе проектного финансировании, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 года N 1044 "Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования", вошел инвестиционный проект по производству цементно-стружечных плит ООО "СтеМаЛ", действующего на территории индустриального парка "Орёл".
Правительством Орловской области поддержана инициатива Минпромторга России по разработке подпрограммы 22 "Развитие промышленной инфраструктуры" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", в рамках которой предусмотрены мероприятия по поддержке реализации и сопровождению региональных программ развития промышленности, а также поддержки региональной промышленной инфраструктуры.
В адрес Минпромторга России направлено обращение об оказании возможного содействия по включению инвестиционных проектов ЗАО "Энергопром-Инжиниринг" в сфере производства дорожной техники и оборудования для обслуживания скоростных пассажирских поездов, реализуемых на территории Орловской области, в программы государственной поддержки отечественной промышленности.
Руководству корпорации "Проект-Техника", успешно развивающей в настоящее время ОАО "Орёлтекмаш" по направлениям производства продукции военного назначения, рекомендовано обратить внимание на актуальность организации производства гражданских видов продукции в первоочередном порядке в рамках утвержденных планов по импортозамещению.
ОАО "Протон" принимает участие в реализации федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" по направлениям разработки радиационно-стойких полупроводниковых и оптоэлектронных приборов.
Прорабатываются вопросы создания на базе ФГБОУ ВО "Приокский государственный университет" конструкторского бюро и опытного производства в рамках развития инфраструктуры научно-промышленного кластера специального приборостроения, систем коммуникаций, автоматизированных систем управления и кибербезопасности.
На базе ФГБОУ ВПО "Приокский государственный университет" ведутся научно-исследовательские проекты по разработке новых продуктов для предприятий-участников научно-промышленного кластера. Подписан договор с ОАО "Болховский завод полупроводниковых приборов" на выполнение научно-исследовательской работы по расширению производства микросхем с потенциалом импортозамещения, внедрению перспективных приборов на основе МОП технологии, в дополнение к биполярной технологии, разработке приборно-технологического и компактного моделирования перспективных транзисторов.
На постоянной основе ведется взаимодействие с ФГБОУ ВО "Приокский государственный университет" с предприятиями промышленности в сферах внедрения программ "Бережливого производства", аттестации предприятий на соответствие международным стандартам качества, защиты объектов интеллектуальной собственности.
Для повышения конкурентоспособности производимой в Орловской области сельскохозяйственной продукции в рамках реализации государственной программы импортозамещения на базе Инновационного научно-исследовательского центра (ИНИИЦ) ФГБОУ ВО "Орловский ГАУ" сформирован многофункциональный Референтный аналитический центр по контролю за качеством и безопасностью молока, молочных продуктов, воды и кормов, на всех этапах производства по принципу "мониторинг от фермы до стола". Повышение эффективности и конкурентоспособности отечественной селекции зерновых, зернобобовых и крупяных культур будет осуществляться за счет синергетического эффекта совместных действий участников ассоциированного селекционного центра ЦЧР, в рамках работы Ассоциации аграрных вузов ЦФО, учредителем и активным участником которой является ФГБОУ ВО "Орловский ГАУ".
Приоритетное значение в обеспечении продовольственной независимости региона принадлежит зерну, картофелю и мясным продуктам. Результаты анализа данных за 2014 год показывают, что область устойчиво обеспечивается более чем на 100% зерном (340,2%), мясом и мясопродуктами (131,4%), картофелем (120%). По молоку и молокопродуктам уровень самообеспечения в области - 102,2%.
Не обеспечиваются потребности населения за счет собственного производства в овощах (уровень самообеспечения 88,8%), фруктах и ягодах (40,3%) и яйцах (62,2%). Необходимо ввозить продукцию из других регионов, собственное производство в ресурсах овощей занимает 53,6%, фруктов и ягод - 30,2%, яиц и яйцепродуктов - 60,4%.
В рамках импортозамещения Правительством Орловской области проводятся мероприятия по увеличению объемов производства продовольственных товаров с максимальной загрузкой имеющихся производственных мощностей и дальнейшей реализацией продуктов питания региональных товаропроизводителей в объектах торговли на территории Орловской области.
Отрасли данного сектора экономики Орловской области вырабатывают практически все необходимые для населения продукты питания: продукцию мукомольно-крупяной отрасли, хлеб и хлебобулочные изделия, молочную и мясную продукцию, сахар, растительное масло, мясные и плодоовощные консервы, кондитерские изделия и напитки.
В сфере развития переработки сельскохозяйственной продукции реализуются следующее проекты:
ООО "Агро-Альянс" - строительство гречнево-хлопяного завода с элеватором и фасовочно-логистическим комплексом;
ООО "АгроЛэнд" - строительство комплекса по приемке, хранению и переработке зерна гречихи в пгт. Глазуновка;
Компания с ограниченной ответственностью "АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД" осуществляет развитие и обеспечение текущей деятельности предприятий агропромышленного комплекса, аффилированных лиц "АВГ КЭПИТАЛ ЭДВАЙЗЕРИ ЛИМИТЕД";
ЗАО "Сахарный комбинат "Отрадинский" продолжаются работы по строительству жомосушильного комплекса.
Целенаправленно начинает развиваться в Орловской области специализированное мясное скотоводство. ООО "Агропромышленный холдинг "Мираторг" организует производство сельскохозяйственных культур на площади 40 тыс. га и развитие специализированного мясного скотоводства путем создания фидлота (открытой откормочной площадки) мощностью свыше 50 тыс. голов единовременной поставки и двух маточных ферм на 4200 голов каждая.
Данный проект способствует ускоренному импортозамещению говядины на российском рынке. Его преимущество заключается в закладке кормовой базы в непосредственной близости от фидлота. По состоянию на 1 ноября 2015 года на фидлот завезено 25 тыс. голов откормочного молодняка абердин-ангусской породы. Реализация проекта позволит освоить 2,4 млрд рублей инвестиций. В планах компании обеспечение 100-тысячного поголовья скота в Орловской области. Реализация проекта обеспечит производство на территории области не менее 30 тыс. тонн говядины в живой массе.
В I квартале 2015 года введена в эксплуатацию мельница сортового помола ООО "Белая мельница" мощностью 75 т зерна в сутки. В 2015 - 2016 годах планируется строительство зернохранилища емкостью 12 тыс. тонн, объем инвестиций составит более 130 млн рублей.
ООО "Агропромышленная компания "Кумир" создает производственный комплекс по выращиванию овощей в закрытом грунте на площади не менее 10 га.
На 1 июля 2015 года на территории Орловской области организовано 3 специализированных сельскохозяйственных розничных рынка на 218 торговых мест и 57 розничных ярмарок на 7 331 торговое место.
С целью расширения рынков сбыта региональных товаропроизводителей и наиболее полного обеспечения жителей сельхозпродукцией и социально значимыми продовольственными товарами в регионе организованы ярмарки выходного дня "Хлебосольный выходной".
Ассортимент продуктов питания реализуется населению непосредственно региональными товаропроизводителями: молочная продукция - ОАО "Завод сыродельный "Ливенский", ООО "Добрая вода", ООО ТД "Милини", ООО "Маслово", ООО "Урицкий молокозавод", ОАО "Глазуновский маслозавод", ФГУП "Стрелецкое", ЗАО АПК "Орловская Нива" СП "Молочный завод"; мясная продукция -ЗАО "Березки", ЗАО АПК "Орловская Нива", ОАО АФ "Ливенское мясо", ООО "Змиёвские колбасы", ООО "Сабурово", ООО "Знаменский СГЦ", ООО "ДМК"; рыбная продукция - ООО "Фиштранзит", ИП Дмитрягина А. Б.; хлебобулочные изделия - ООО "Шаблыкинский хлебозавод", ОАО "Орловский ХК", ПО "Покровский пищекомбинат", Глазуновское райпо, ООО "Хотынецкий пищекомбинат", ПО "Хлебозавод" Кромское райпо, ЗАО "Орловский мелькомбинат", Урицкое райпо, ООО ТД "Залегощенский"; кондитерские изделия - ООО "Ливенская кондитерская фабрика", ООО "Кондитерская фабрика" г. Орла, ЗАО "Горпищекомбинат Мценский", ИП Широкян Р. С.; бакалейная продукция (мука, крупа, макаронные изделия, крахмал, сахар, растительные масла) - ЗАО "Орловский мелькомбинат", ИП Харламов Е. В.; плодоовощная продукция - ОАО "Нива-плодоовощ", ООО "Маслово", сельхозорганизации, предприятия потребкооперации, граждане.
Организаторами ярмарки постоянно ведется работа по изучению покупательского спроса населения, формированию предложений по совершенствованию ассортимента для дальнейшего привлечения региональных товаропроизводителей к участию в ярмарках.
В настоящее время продовольственный рынок Орловской области характеризуется устойчивой товарной насыщенностью в объемах и ассортиментных предложениях товаров, соответствующих платежеспособному спросу населения.
Перечисленные выше мероприятия в совокупности направлены на поддержку региональных предприятий и обеспечат процесс импортозамещения.
4.1.4. Организация презентационно-выставочной деятельности
Усиливающаяся региональная конкуренция за инвестиционные ресурсы, в которой зачастую побеждает именно тот регион, который имеет положительное инвестиционное представление у представителей бизнеса, создает предпосылки для формирования инвестиционного имиджа Орловской области.
Имиджевая политика на региональном уровне только начинает формироваться. В последние два-три года крупнейшие города России, такие как Санкт-Петербург, Владивосток, Новосибирск, Нижний Новгород, Томск разработали и приняли собственные программы по развитию имиджа.
На сегодня перед Орловской областью стоит задача формирования и развития инвестиционного имиджа как четко сформированного образа развития региона для различных групп потребителей: начиная от жителей, туристов, средств массовой информации, органов управления и заканчивая представителями бизнес-сообществ.
В этой связи в рамках плана предусмотрены мероприятия, обеспечивающие решение задач по созданию положительного инвестиционного имиджа и развитию инвестиционной деятельности в Орловской области:
1) представление Орловской области на отраслевых и технологических выставках, конференциях;
2) организация взаимодействия с федеральными организациями и институтами развития;
3) содействие развитию приоритетных направлений инвестиционной деятельности;
4) поддержка специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности в Орловской области;
5) обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, отвечающих за инвестиционную политику Орловской области;
6) презентация ежегодного Инвестиционного послания Губернатора Орловской области.
В создании положительного инвестиционного имиджа доказало свою эффективность участие в ежегодных презентационных и выставочных мероприятиях.
На постоянной основе ведутся работы по мониторингу крупных выставочных мероприятий всероссийского и международного форматов.
Орловская область является ежегодным участником Петербургского международного экономического форума, Международного инвестиционного форума "PROEstate", Международного инвестиционного форума "Сочи".
По результатам Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" Правительство Орловской области заключило 6 стратегически важных соглашений:
1) с ООО "Инженерная корпорация Самсонова" - по восстановлению и организации деятельности аэропорта "Орёл-Южный";
2) с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации - по взаимодействию в сфере промышленной политики и политики в области торговой деятельности;
3) с ООО "Агропромышленная компания "Кумир" - по созданию производственного комплекса на площади не менее 10 га по выращиванию овощей в закрытом грунте;
4) с ООО "МЕТРО Кэш энд Керри" - по строительству многофункционального торгового комплекса с приобъектной автостоянкой и сопутствующей инфраструктурой;
5) с ПАО Сбербанк - о сотрудничестве в финансово-кредитной сфере;
6) с Правительством Свердловской области - о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и иных сферах.
В плановом периоде запланированы:
1) ежегодное участие делегации Орловской области в Международном инвестиционном форуме в Сочи;
2) организация ежегодного участия делегации Орловской области в Петербургском международном экономическом форуме;
3) организация ежегодного участия делегации Орловской области в Российской агропромышленной выставке "Золотая осень";
4) организация участия в отраслевых выставочных мероприятиях, а также тематических выставочных мероприятиях Центрального федерального округа;
5) организация ежегодного участия делегации Орловской области в форуме "Открытые инновации";
6) представление инвестиционного потенциала Орловской области в торгово-промышленных палатах Германии, Франции, Великобритании, США, КНР, Кореи, Индии, Сингапура, Малайзии;
7) подготовка экспозиционных стендов региона, обновление раздаточных материалов;
8) презентация ежегодного Инвестиционного послания Губернатора Орловской области.
Основной ожидаемый результат участия в указанных мероприятиях -увеличение количества обращений по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Орловской области.
С целью повышения инвестиционной активности Орловской области в плановом периоде продолжится работа по обеспечению взаимодействия с федеральными организациями и институтами развития с целью создания эффективных партнерских отношений с крупными федеральными организациями и институтами развития:
1) Министерством экономического развития Российской Федерации;
2) Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
3) Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив";
4) Государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк);
5) Государственной компанией "Российская корпорация нанотехнологий";
6) ОАО "Российская венчурная компания";
7) Государственной корпорацией "Ростехнологии";
8) Некоммерческой организацией "Центр государственно-частного партнерства";
9) ОАО "РЖД";
10) Фондом поддержки промышленности;
11) автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации";
12) отраслевой некоммерческой организацией "Ассоциация индустриальных парков";
13) Российским инвестиционным агентством;
14) Национальным Агентством Прямых Инвестиций.
Продолжится поддержка и продвижение Инвестиционного портала Орловской области, обеспечивающего развитие инвестиционной деятельности Орловской области.
Запланирован комплекс работ по обеспечению технической поддержки Инвестиционного портала Орловской области, мониторинг и актуализация представленной информации, обновление данных в соответствии с нормативной правовой базой Орловской области, обеспечение эффективности "линии прямых обращений".
Планируется ежегодное обновление данных о свободных земельных участках в регионе и реализуемых инвестиционных проектах, обеспечение оперативного обновления инвестиционного паспорта Орловской области.
На постоянной основе ведутся разработка и ежегодная корректировка инвестиционной карты региона.
Немаловажное значение в вопросах формирования инвестиционного имиджа Орловской области стало занимать взаимодействие с АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Так, в 2015 году Орловская область подала заявку на издание в третьем аналитическом сборнике АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" "Бизнес в России". Указанный сборник формируется для представителей иностранных компаний на двух языках.
В рамках взаимодействия планируется принять участие в презентационных и выставочных мероприятиях под эгидой агентства, участие в бизнес-миссиях агентства за рубежом.
Немаловажным направлением сотрудничества могло бы стать включение Орловской области в перечень пилотных регионов по реализации направлений деятельности агентства в рамках:
1) модельной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей", особый интерес в которой могут представлять мероприятия по обмену опытом по успешным проектам и их реализации в субъектах РФ, формированию базы неэффективных организаций, которые могут быть переданы в концессию и иными способами "реанимированы" и введены в хозяйственный оборот, увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов;
2) международного некоммерческого движения WorldSkills, в котором могли бы принять участие представители от Орловской области.
4.2. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации плана мероприятий
Ресурсное обеспечение реализации Инвестиционной стратегии Орловской области осуществляется в рамках подпрограммы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области" государственной программы "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области".
Объем финансирования плана мероприятий, осуществляемых за счет средств областного бюджета, ежегодно уточняется законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Выделение ассигнований распорядителям средств областного бюджета для финансирования мероприятий плана осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, лимитами бюджетных обязательств на очередной финансовый год и порядком исполнения расходной части областного бюджета, установленным бюджетным законодательством Орловской области.
4.3. Показатели, характеризующие результативность плана мероприятий
Важнейшим результатом осуществления плана мероприятий станет улучшение инвестиционного климата в Орловской области, что в долгосрочной перспективе обеспечит рост объема инвестиций в основной капитал.
Важнейшими показателями эффективности плана мероприятий являются:
достижение годового уровня объемов инвестиций в основной капитал к 2020 году в размере 100 млрд рублей;
обеспечение интегрального индекса Орловской области в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата не ниже группы I (высшее значение показателя).
Оценка эффективности реализации плана мероприятий будет осуществляться на основе системы целевых показателей непосредственного результата и целевых показателей конечного результата.
Показатели непосредственных результатов деятельности будут использованы для оценки динамики.
Целевыми индикаторами будут являться целевые значения показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Система целей, задач и показателей инвестиционной политики приведена в приложении 1 к Стратегии.
4.4. Орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, ответственный за исполнение плана мероприятий
Органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, ответственным за исполнение плана мероприятий, является Департамент экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области.
Для более значимого контроля реализации стратегии предлагается создать Общественный совет с представителями ведущих федеральных структур, общественных объединений, коммерческих организаций, которые имеют свои корни на Орловской земле либо осуществляли свою трудовую деятельность в Орловской области, а затем успешно продолжили карьеру на более высоком уровне в федеральных структурах, крупных международных компаниях.
4.5. Порядок корректировки Стратегии и предоставления отчетности об исполнении плана мероприятий
Корректировка Стратегии проводится ежегодно до презентации Инвестиционного послания Губернатора Орловской области, а также по мере необходимости.
Плановый контроль исполнения плана мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии Орловской области на период до 2020 года проводится ежеквартально, не позднее 5-го числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.