Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Орловской области на период до 2020 года
1.1. Прогнозный сценарий развития российской и мировой экономики до 2020 года
Инвестиционная стратегия Орловской области на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет цели и задачи органов исполнительной государственной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, а также принципы инвестиционной политики с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт), утвержденного решением Наблюдательного совета автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов") от 3 мая 2012 года.
Стратегия учитывает положения следующих нормативных правовых актов:
1) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
2) Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
3) Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
4) Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р;
5) Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.
Прогноз разработан в трех основных вариантах - базовом, базовом+ и целевом.
Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.
Базовый вариант рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.
Вариант отражает консервативный сценарий развития, имеет статус консервативного варианта прогноза и не предполагает кардинального изменения модели экономического роста.
В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства.
К середине 2017 года ожидается стабилизация инвестиционной активности. В 2018 году рост инвестиций возобновится. Среднегодовой прирост инвестиций будет определяться возможностью наращивания частных инвестиций на фоне сокращения государственных инвестиционных расходов.
Вариант базовый+ рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях.
В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет восстанавливаться по мере ускорения роста доходов, а также за счет расширения потребительского кредитования. На фоне более активного восстановления потребительского спроса замедление инфляции будет умеренным.
На фоне роста цен на нефть, укрепления курса рубля и более благоприятной внешней конъюнктуры инвестиции в основной капитал будут восстанавливаться более быстрыми темпами.
Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.
Внешние условия сохраняются на уровне варианта базовый+, но для достижения намеченных целевых параметров будет необходим переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и снижение различных видов издержек для бизнеса.
Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта превысят темпы роста экспорта в целом. В структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров, при этом инвестиционный импорт будет расти опережающими темпами.
Постепенное оживление экономики в прогнозный период будет способствовать улучшению делового климата, что будет проявляться в сокращении чистого оттока капитала.
Новая экономическая модель предполагает активную инвестиционную политику. Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.
Необходимо сформировать условия для реализации основных элементов новой модели экономического развития, отечественная экономика должна выйти на стабильный рост, базирующийся на ускоренном росте частных инвестиций с использованием современных технологических решений и механизмов стратегического планирования.
Для достижения целевых параметров социально-экономического развития требуется проведение значительных структурных преобразований в рамках бюджетной политики, предполагающих наряду с оптимизацией и повышением эффективности, рост производительных расходов, обеспечивающих макроэкономическую эффективность бюджетных расходов.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации,
улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;
рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
импортозамещение;
повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;
сбалансированное региональное развитие;
повышение качества функционирования институтов государственной власти;
развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.
В части повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды основное внимание будет уделено реализации новых инициатив предпринимательского сообщества, практике правоприменения и доведения информации о результатах реализации "дорожных карт" до представителей бизнеса.
1.2. Миссия, цели, задачи Стратегии и видение развития региона
В условиях усиливающейся межрегиональной конкуренции одним из важнейших инструментов развития региона являются инвестиции. Правительство Орловской области заинтересовано в привлечении инвестиций как с внутреннего рынка, так и внешних финансовых площадок.
Стратегический подход к успешному развитию региона должен быть реализован через инвестиционную политику, территориально-отраслевую специализацию региона, инновационное развитие и создание технопарковой среды, а также посредством реализации инфраструктурных проектов, внедрения современных технологий на предприятиях.
В рамках реализации запланированной Стратегии для региона наиболее интересны проекты, ориентированные на высокую производительность труда, отличающиеся энергоэффективностью и строго отвечающие экологическим требованиям.
Миссию Стратегии можно определить как создание благоприятного инвестиционного климата и комфортных условий для развития бизнеса с целью обеспечения устойчивого и гармоничного социально-эколого-экономического развития региона.
Основной стратегической целью, которую ставит перед собой Правительство Орловской области, является создание эффективной системы управления инвестиционным процессом для формирования максимально комфортных условий осуществления инвестиционной деятельности и интеграции регионального производственного комплекса в федеральный и международный инвестиционные процессы.
Приоритетные задачи:
1) обеспечение реализации:
11 направлений стратегического развития Российской Федерации;
12 целевых моделей АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
2) создание объектов инфраструктуры для реализации инвестиционных проектов;
3) разработка и реализация новых инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности;
4) поддержка инвестиционных проектов, направленных на импортозамещение в приоритетных отраслях экономики;
5) позиционирование Орловской области на крупнейших российских и зарубежных рынках, налаживание межрегиональных и международных связей.
6) укрепление внешнеторговых связей с регионами России и зарубежными партнерами.
Для выполнения поставленных задач планируется:
создать и обеспечить функционирование проектных офисов по реализации 11 направлений стратегического развития Российской Федерации
и 12 целевых моделей АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов";
внедрить механизмы проектного управления в органах исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области;
создать и обеспечить развитие не менее 10 индустриальных парков в муниципальных образованиях Орловской области;
продолжить работу по совершенствованию региональной законодательной базы, направленной на государственную поддержку инвесторов;
обеспечить выполнение мероприятий дорожных карт по улучшению показателей Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата.
В плановом периоде одной из важнейших задач органов власти станет реализация 11 ключевых направлений стратегического развития, в рамках которых планируется создание региональных проектных команд и разработка планов мероприятий по реализации каждого из направлений.
На территории региона планируется создание сети индустриальных парков, "территорий развития" и отдельных свободных земельных участков, обеспеченных всей необходимой производственной инфраструктурой, позволяющих инвестору приступить немедленно к реализации проекта.
В Орловской области успешно реализуется и будет продолжена практика предоставления финансовых преференций компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты на территории Орловской области.
Дополнительными конкурентными преимуществами к имеющейся нормативной правовой базе, утверждающей ряд льгот и преференций для инвесторов, должны стать механизмы государственно-частного партнерства, выгодные условия для подключения к инженерным коммуникациям, механизмы внутриобластной кооперации, качественная и открытая работа представителей государственной власти и муниципалитетов в создании новых предприятий, информационное и административное сопровождение инвестиционных проектов.
В 2017 году планируется реализация проектов на основе государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и социальной сфере.
В 2017 году важнейшими перспективными проектами в формате государственного частного партнерства станут:
реконструкция аэропорта Орел - Южный;
завершение строительства многопрофильного медицинского центра;
комплексная модернизация подвижного состава муниципального унитарного предприятия "Трамвайно-троллейбусное предприятие", ремонт трамвайных и троллейбусных линий.
Немаловажной в вопросах развития инвестиционной деятельности в Орловской области является работа в рамках реализации Стандарта. На сегодняшний день в Орловской области внедрены все 15 положений Стандарта.
В 2017 году важным направлением работы в части улучшения инвестиционного климата Орловской области станет обеспечение выполнения 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, разработанные АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации на основе типовых дорожных карт и методических рекомендаций, подготовленных Правительством Российской Федерации, профильными органами государственной власти Орловской области во взаимодействии с бизнес-сообществом, деловыми объединениями и экспертами разработаны и утверждены "дорожные карты" по внедрению 12 целевых моделей.
Значения показателей целевых моделей должны быть достигнуты до конца 2017 года.
Формирование новых и развитие существующих индустриальных парков с современной инфраструктурой, позволит повысить промышленный потенциал региона, а также даст толчок для развития отраслевых кластеров.
Внедрение передовых технологий за счет притока прямых инвестиций в аграрный сектор позволит сельхозпроизводителям выйти на новый уровень производства продукции, обеспечит социально-экономическое развитие села. Это позволит сформировать имидж и бренд Орловской области как мощного агропромышленного региона, что послужит гарантом обеспечения его конкурентоспособности.
В Орловской области сформирована развитая система мер государственной поддержки инвесторов.
Соглашения с инвесторами заключаются на основе партнерских договоренностей и имеют социально-ориентированный характер. Правительство Орловской области всемерно помогает бизнесу развиваться и реализовывать свои планы.
Основными преимуществами, которые получает инвестор при ведении бизнеса в регионе, являются:
возможность работы в проектной команде, в состав которой войдут представители региональной власти;
свобода в выборе подрядчиков, поставщиков и любых других контрагентов;
обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
открытость делового сотрудничества и антикоррупционный подход.
Созданные в регионе механизмы привлечения капитала обеспечивают формирование инвестиционной открытости и привлекательности субъекта, гарантируют благоприятные условия ведения бизнеса.
В регионе имеется развитая система представления и защиты интересов предпринимателей: региональные представительства всех ключевых бизнес-объединений, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Орловской области, институты развития.
На сегодняшний день Правительство Орловской области готово всемерно помогать бизнесу развиваться и реализовывать свои проекты на территории региона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.