Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Уровень социально-экономического развития Орловской области
2.1. Общая характеристика Орловской области как региона, привлекательного для инвестора
2.1.1. Конкурентные преимущества и инвестиционный рейтинг Орловской области
Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность Орловской области, являются:
1) расположенность региона в южной части Центральной России, относительная близость к центру (городу Москве), соседство с рядом крупных регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО);
2) наличие развитой транспортной инфраструктурой, обеспеченность энергетическими ресурсами;
3) развитая сеть индустриальных парков, обеспеченных современной инфраструктурой;
4) всесторонняя административно-правовая поддержка субъектов инвестиционной деятельности, сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";
5) законодательные новации в части предоставления налоговых льгот;
6) обеспеченность высококвалифицированными специалистами, многоуровневая система образования, наличие программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Перспективные направления сотрудничества с регионом:
1) логистический кластер, девелопмент;
2) фармацевтическая промышленность;
3) приборостроение и электроника;
4) пищевая и перерабатывающая промышленность;
5) производство строительных материалов;
6) машиностроение, металлургия, металлообработка.
Реализация инвестиционных проектов на территории Орловской области сопровождается следующими формами поддержки со стороны Правительства Орловской области:
1. Для организаций, реализующих инвестиционные проекты, включенные в реестр инвестиционных проектов Орловской области, реестр программ модернизации производства Орловской области (общая сумма капитальных вложений которых в течение первых трех лет составляет от 100 млн рублей), предусмотрены:
1) снижение ставки налога на прибыль в течение 3-налоговых периодов:
с 18% до 13,5% - для организаций, включенных в реестр инвестиционных проектов Орловской области;
с 18% до 15,0% - для организаций, включенных в реестр программ модернизации производства Орловской области.
2) освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 3-налоговых периодов.
2. Предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов.
3. Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Орловской области по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета.
4. Предоставление за счет средств областного бюджета субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав субъектов инвестиционной деятельности на них.
5. Создание индустриальных (промышленных) парков на территории Орловской области в целях реализации субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных проектов.
6. Заключение специального инвестиционного контракта с субъектом инвестиционной деятельности.
7. Предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов.
8. Предоставление информационной, организационной и правовой поддержки на основании механизма сопровождения инвестиционных проектов по принципу "одного окна".
В 2016 году продолжалась реализация основных положений Стандарта деятельности органов исполнительной государственной власти Орловской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. Ежегодный мониторинг хода выполнения его положений доказал эффективность созданных механизмов и инструментов поддержки инвестиционной деятельности.
Продолжается целенаправленная работа в рамках формирования показателей Орловской области в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Целенаправленная работа по достижению регионом высоких показателей эффективности развития инвестиционного потенциала получила в 2016 году высокую оценку АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и позволила Орловской области войти в двадцатку регионов-лидеров, заняв 13 строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
Таким образом показатель 2015 года был улучшен сразу на 14 пунктов. В результате оценки качества ключевых показателей и результативности принятых мер организатором рейтинга отмечена высокая эффективность процедур регистрации прав собственности и постановки земельных участков на кадастровый учет.
Благодаря существенному сокращению сроков административных процедур, а также принятию ряда региональных законов о механизмах защиты и поддержки инвесторов, внедрению инновационных технологий поддержки бизнеса Орловская область вошла в группу лидирующих регионов России по динамике развития.
По данным показателям в 2016 году Орловской области присвоена высшая оценка А.
Рисунок 1
Регион |
Место в рейтинге |
Изменение позиции 2015-2016 |
|
2016 год |
2015 год |
||
Республика Татарстан |
1 |
1 |
- |
Белгородская область |
2 |
3 |
1 |
Калужская область |
3 |
2 |
-1 |
Тульская область |
4 |
10 |
6 |
Тюменская область |
5 |
15 |
10 |
Чувашская Республика |
6 |
9 |
3 |
Краснодарский край |
7 |
7 |
- |
Владимирская область |
8 |
18 |
10 |
Ханты-Мансийский АО |
9 |
12 |
3 |
Москва |
10 |
13 |
3 |
Ульяновская область |
11 |
5 |
-6 |
Томская область |
12 |
23 |
11 |
Орловская область |
13 |
27 |
14 |
Чеченская Республика |
14 |
17 |
3 |
Кировская область |
15 |
25 |
10 |
Липецкая область |
16 |
34 |
18 |
Республика Мордовия |
17 |
24 |
7 |
Ямало-Ненецкий АО |
18 |
16 |
-2 |
Тамбовская область |
19 |
4 |
-15 |
Республика Башкортостан |
20 |
40 |
20 |
В настоящее время одной из задач, которую ставит перед собой Правительство Орловской области, является достижение высшего результата в Национальном рейтинге - вхождение в I группу "Регионы-лидеры".
В 2016 году по результатам аналитического исследования "Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России" рейтингового агентства Эксперт-РА Орловской области присвоен рейтинг 3В2 - умеренный риск.
Аналитическое исследование агентства было направлено на сравнение преимуществ и недостатков инвестиционного климата субъектов Российской Федерации, выработку предложений для дальнейшей деятельности региональных властей по улучшению позиций регионов в рейтинге. Согласно оценке среди существующих рисков региона наименьший риск - экологический, наибольший - управленческий.
Главным фактором конкурентоспособности Орловской области назван инфраструктурный потенциал, который выгодно отличает регион от конкурентов и является важным индикатором предпринимательской активности. Кроме того, рейтинговым агентством отмечено, что Орловская область успешно противостоит влиянию мирового финансового кризиса.
2.1.2. Географическое положение
Орловская область находится в юго-западной части Европейской территории Российской Федерации, в центре Среднерусской возвышенности, в южной части Центрального экономического района.
Протяженность территории с севера на юг составляет более 150 км, в широтном направлении - свыше 200 км. Площадь территории - 24,7 тыс. кв. км. Численность постоянного населения Орловской области на 1 января 2017 года составила 754,8 тыс. человек. Областной центр - город Орел. Наиболее крупные города - Ливны и Мценск. Расстояние от города Орла до города Москвы - 361 км.
Географическое расположение Орловской области представлено на рисунке 2.
Рисунок 2
В северном направлении Орловская область граничит с Тульской областью, в северо-западном - с Калужской, в западном - с Брянской, в южном - с Курской, в восточном - с Липецкой областями.
Орловская область располагает достаточно развитой транспортной инфраструктурой, выгодность которой предопределяется прежде всего относительной близостью к столице России - городу Москве.
Таблица 1
Граничащие области |
Административный центр |
Расстояние, км |
Московская область |
Москва |
361 |
Тульская область |
Тула |
192 |
Калужская область |
Калуга |
209 |
Брянская область |
Брянск |
129 |
Курская область |
Курск |
162 |
Липецкая область |
Липецк |
296 |
Рисунок 3
Расстояния от города Орла до административных центров граничащих регионов и Москвы
Так, через область и непосредственно через областной центр - город Орел - проходят важнейшие транспортные магистрали федерального значения.
Важнейшие транспортные магистрали федерального значения, проходящие через Орловскую область, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Виды магистралей |
Направления относительно области |
Наименование магистралей |
Железнодорожные |
С севера на юг |
Москва - Харьков - Крым - Кавказ |
|
С запада на восток |
Рига - Воронеж - Саратов |
Автомобильные |
С севера на юг |
Москва - Орел - Харьков - Симферополь |
|
С севера на юго-запад |
Москва - Киев |
|
На восток |
Орел - Тамбов |
|
На запад |
Орел - Брянск |
Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет более 596 км; автомобильных дорог с твердым покрытием - около 5 700 км, то есть практически до каждого населенного пункта. Крупными железнодорожными узлами Орловской области являются станции: Орел, Ливны, Мценск, Верховье, Лужки (в юго-восточной части города Орла).
В настоящее время в Орловской области активно проводятся работы по укреплению и развитию материально-технической базы средств связи, приоритетными направлениями которой являются: создание современной электронной информационной сети в рамках системы информации и связи России; техническое перевооружение и реконструкция сети электрической связи, в том числе переход с аналоговой на цифровую систему; оснащение системы почтовой связи терминалами нового поколения.
2.1.3. Территориальное развитие
В Орловской области насчитывается 27 муниципальных образований: 3 городских округа (Орел, Ливны, Мценск), 24 муниципальных района, 17 городских поселений, 223 сельских поселения и 2 922 сельских населенных пункта.
2.1.4. Экономика
Экономика Орловской области представлена всеми видами экономической деятельности, ведущими из которых являются сельское хозяйство, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь, торговля. Регион располагает достаточным производственно-экономическим потенциалом аграрно-промышленной направленности для решения внутриобластных задач, а также для нормального взаимодействия на межрегиональном уровне в соответствии со сложившимся разделением труда.
Повышение инвестиционной активности является наиболее эффективным инструментом обеспечения устойчивого роста региональной экономики. Именно инвестиции дают импульс ее реструктуризации, преодолению научно-технического отставания, созданию новых производственных фондов, формированию современных организационно-экономических институтов и рыночной инфраструктуры.
По основным макроэкономическим показателям в среднедушевом исчислении Орловская область приближается к средним показателям для регионов Центрального федерального округа.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" объем инвестиций к 2015 году должен был составить не менее 25% внутреннего валового продукта, по итогам 2016 года показатель по Российской Федерации сложился на уровне 20,3%. В Орловской области доля инвестиций в валовом региональном продукте в 2016 году, по оценке, составила 22,7%, что превышает среднероссийский показатель.
Рисунок 4
Динамика инвестиций в основной капитал, млн рублей
На развитие экономики и социальной сферы Орловской области в 2016 году за счет всех источников финансирования было использовано 47,9 млрд руб. инвестиций в основной капитал, что к уровню 2015 года составило 99,8% в действующих ценах и 94,2% - в сопоставимых.
В целом по Российской Федерации объем инвестиций в основной капитал снизился на 0,9% в сопоставимых ценах, по ЦФО - на 1,3%.
Объем инвестиций в основной капитал в пересчете на душу населения в 2016 году составил 63,2 тыс. руб. (в 2015 году - 62,9 тыс. руб.).
Преобладающий объем инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций финансировался за счет собственных средств, доля которых в общем объеме составила 57,2%, привлеченных источников - 42,8%. По сравнению с 2015 годом произошел структурный сдвиг в сторону увеличения собственных средств на 4,0 процентных пункта.
Наиболее крупные поступления инвестиций в основной капитал были отмечены в следующих отраслях: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (5,5 млрд руб.); транспорт и связь (5,3 млрд руб.); обрабатывающие производства (3,0 млрд руб.); операции с недвижимым имуществом (2,9 млрд руб.). Структура инвестиций в основной капитал представлена на рисунке 5.
Рисунок 5
Структура инвестиций в основной капитал по "чистым" видам экономической деятельности в 2016 году (по крупным и средним организациям, в % к итогу)
По итогам 2016 года рост инвестиций в основной капитал наблюдался в следующих отраслях: "Финансовая деятельность" - на 49,5% в сопоставимых ценах, "Сельское хозяйство" - на 24,0%, "Транспорт и связь" - на 15,6%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - на 5,4%.
2.1.5. Промышленный комплекс
Промышленный комплекс выступает базовой составляющей экономики Орловской области.
Сегодня в Орловской области производится:
1) 12% российского производства керамической плитки;
2) более 27% российского производства насосов центробежных;
3) 18,5% российского производства коммунальной техники;
5) 18% российского производства холодильного оборудования;
5) 10% российского производства трикотажных чулочно-носочных изделий.
Одной из характерных особенностей промышленности Орловской области является ее высокий уровень межотраслевой кооперации с предприятиями других регионов, поскольку до 85% всех потребляемых материальных ресурсов ввозится из-за пределов Орловской области, за исключением предприятий, выпускающих пищевые продукты и строительные материалы, ориентированных прежде всего на использование местной сырьевой базы.
В промышленном комплексе Орловской области функционирует более 1 100 промышленных предприятий, из них 154 крупных и средних. Численность работников промышленных предприятий в 2016 году составила 50,2 тыс. человек - это около четверти общей численности работающих в экономике Орловской области.
Более 82% промышленного производства Орловской области сосредоточено на крупных и средних предприятиях и организациях городов Орел (61,0%), Ливны (10,0%) и Мценск (11,0%).
Индекс промышленного производства в 2016 году составил 98,6%, в том числе по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых - 68,3%, обрабатывающие производства - 97,2%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 108,5%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за январь - декабрь 2016 года составил около 117 млрд руб., что выше показателя предыдущего года на 7,0%.
2.1.6. Агропромышленный комплекс
Агропромышленный комплекс Орловской области представляет собой многоотраслевое образование, объединяющее производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.
Орловская область наряду с Саратовской и Волгоградской областями по сельскохозяйственным угодьям, приходящимся на 1 жителя, занимает одно из ведущих мест в группе регионов Европейской части России (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский экономические районы, включая Башкортостан, Ростовскую область, Ставропольский и Краснодарский края). Это обстоятельство одновременно с благоприятными погодно-климатическими условиями предопределяет общую аграрно-промышленную направленность развития народного хозяйства Орловской области.
Одним из наиболее важных преимуществ Орловской области является наличие на юго-востоке региона плодородных черноземных почв.
По качественному составу пахотные и естественные угодья представлены достаточно разнообразно: выщелоченный чернозем составляет 12,8%; темно-серые лесные почвы - 23,8%; оподзоленный чернозем - 29,7%; дерново-подзолистые и светло-серые лесные почвы - 8,1%.
По качественному составу пахотные и естественные угодья представлены достаточно разнообразно: выщелоченный и оподзоленный черноземы составляют около 43%; темно-серые лесные почвы - 24%; остальные относятся к дерново-подзолистым, серым лесным и светло-серым лесным почвам.
Сельское хозяйство является не только основой агропромышленного комплекса, но и важнейшей отраслью региональной экономики. Его доля в объеме валового регионального продукта составляет 19,5%.
Таблица 3
Структура
продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств Орловской области, %
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Хозяйства всех категорий, в том числе: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
сельскохозяйственные организации |
54,6 |
56,2 |
64,4 |
62,8 |
67,0 |
68,1 |
71,1 |
хозяйства населения |
39,7 |
37,2 |
27,8 |
29,5 |
24,4 |
22,6 |
18,0 |
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
5,7 |
6,6 |
7,8 |
7,7 |
8,6 |
9,3 |
10,9 |
В общей земельной площади Орловской области, составляющей 2,47 млн гектаров, 2,03 млн гектаров занимают земли сельскохозяйственного назначения, из которых 1,5 млн гектаров, или 75%, - пашня.
Рисунок 6
Доля площадей сельскохозяйственных угодий, %
Индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в 2016 году составил 109,3% относительно 2015 года. Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2016 году составил 73,2 млрд рублей.
В 2014 году регион достиг рекордного урожая зерновых, валовой сбор которых впервые превысил 3 млн тонн. По этому показателю он занял 4-е место по Центральному федеральному округу после Воронежской, Курской и Белгородской областей, 11-е место - по России. В 2016 году погодные условия позволили повторить успехи 2014 года, валовой сбор зерновых составил 3,1 млн тонн.
В 2017 году валовой сбор зерна ожидается на уровне 2,7 млн тонн, сахарной свеклы 1,5 млн тонн.
Достижения сельского хозяйства Орловской области на фоне других регионов выглядят следующим образом.
По валовому сбору:
зерновых - 16 место по Российской Федерации и 5 по ЦФО;
гречихе - 3 место по России и 1 в ЦФО;
люпина - лидер ЦФО;
сои - 8 место по Российской Федерации и 4 по ЦФО, что является лучшим показателем за всю историю возделывания в Орловской области;
сахарной свекле - 8 место по Российской Федерации и 6 по ЦФО. Это выше, чем в рекордном 2013 году.
Основными предпосылками, создающими условия для успешного развития агропромышленного комплекса Орловской области, являются:
плодородные черноземные почвы и благоприятные климатические условия;
удобное географическое положение (близость к городу Москве);
развитие в регионе индустриальных парков.
Инвестирование в агропромышленный комплекс региона сопровождается следующими формами поддержки:
субсидии на строительство объектов инфраструктуры;
сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах реализации;
предоставление государственных гарантий;
административная поддержка.
В растениеводстве осуществляется оказание несвязанной поддержки, в животноводстве до 2017 года предоставлялись субсидии на 1 литр реализованного молока, с 2017 года это направление заменено на предоставление субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, проводится возмещение части затрат по строительству, реконструкции, технологическому перевооружению мелиоративных систем общего и индивидуального пользования, строительству оросительных сетей, поддержка технической модернизации, с 2016 года предусмотрено возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса. Так, с января по декабрь 2016 года аграриям региона на указанные выше цели было возмещено 569,7 млн рублей.
В плановом периоде для обеспечения роста сельскохозяйственного производства и выполнения целевых индикаторов продолжится работа по оптимизации отраслевых структур, пропорциональному развитию отраслей растениеводства и животноводства, внедрению ресурсосберегающих технологий, обеспечению экологической безопасности, а также развитию всех форм бизнеса: крупного, среднего, малого.
2.1.7. Строительство
Строительство является одной из важнейших отраслей реального сектора экономики Орловской области.
Всего по виду экономической деятельности "Строительство" осуществляли свою деятельность на 1 января 2017 года 1 676 хозяйствующих субъектов. За январь-декабрь 2016 года среднесписочная численность работников строительных организаций составила 9,4 тыс. человек.
По виду экономической деятельности "Строительство" в 2016 году было выполнено работ на сумму 20,3 млрд рублей, или 89,0% в действующих ценах и 87,4% в сопоставимых к уровню 2015 года.
Снижение объемов строительных работ объясняется снижением деловой активности строительных организаций. Также в 2016 году завершена реализация государственной программы Орловской области "Подготовка и проведение празднования 450-летия основания города Орла (2012-2016 годы)", в рамках которой осуществлялось строительство различных объектов социальной сферы и инфраструктуры.
Жилищное строительство является наиболее важной составляющей деятельности строительных организаций Орловской области. Организациями и индивидуальными застройщиками в 2016 году введено жилья общей площадью 360,2 тыс. кв. метров, или 75,2% к уровню 2015 года. Снижение объема ввода жилья обусловлено снижением покупательной способности населения в связи с высоким уровнем инфляции и процентных ставок по ипотечным кредитам.
Несмотря на стабильную работу в строительной отрасли в 2016 и прошлые годы, эта сфера нуждается в дополнительных инвестициях, особенно в сектор производства строительных материалов. Модернизация производства позволит применять в строительстве современные конструкции, обладающие большей надежностью и ресурсом, перейти на экологически чистые материалы, тем самым повысив экологическую безопасность и уровень комфорта жилья. При этом следует отметить, что строительная отрасль сегодня требует комплексного подхода в освоении земельных участков.
Правительство Орловской области готово оказать всестороннюю помощь застройщикам в эффективной реализации проектов комплексной застройки территорий, взяв на себя обязанность благоустроить городские территории, развить транспортную инфраструктуру, обновить инженерные коммуникации.
Комплексное освоение территории требует более серьезных финансовых инвестиций, чем точечная застройка. В этой связи дополнительным инструментом для снижения себестоимости жилья может стать использование при строительстве материалов, добываемых на территории Орловской области. Региональная власть готова поддерживать предприятия полного цикла по производству низкозатратных строительных материалов, способствовать созданию новых форм деятельности в этой сфере.
Ключевыми факторами успешного развития по данному направлению могут стать:
наличие в Орловской области месторождений запасов полезных ископаемых;
развитая транспортная инфраструктура;
использование современных технологий.
Для развития потребительского спроса, являющегося важным фактором роста объемов строительства жилья, используется комплекс инструментов по развитию и поддержке ипотечных программ, субсидирование процентных ставок по кредитам коммерческих банков, выплаты отдельным категория граждан на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (в первую очередь работников бюджетных учреждений), реализация сертификатов ветеранам и субсидий по программе "Ветхое жилье".
2.1.8. Потребительский рынок
Среднемесячная заработная плата одного работника в целом по всем видам экономической деятельности в 2016 году сложилась в сумме 22 890 рублей. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в 2016 году уменьшилась по сравнению с показателем прошлого года на 2,7%.
Среднедушевые денежные доходы населения в 2016 году составили 23 050 рублей, что составляет 100,9% к уровню 2015 года.
Оборот розничной торговли в 2016 году сложился в сумме 116,2 млрд рублей, в сопоставимых ценах 93,6% к предыдущему году.
В 2016 году населению Орловской области было оказано платных услуг на 31,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах составило 99,1% к показателю 2015 года.
В структуре потребительского спроса 2016 года наибольший удельный вес занимает приобретение непродовольственных товаров - 42,2%, на оплату продуктов питания население тратит 34,5% бюджета, а на оплату услуг приходится 21%.
2.1.9. Финансовый сектор
В январе-декабре 2016 года в консолидированный бюджет Орловской области поступило 22 260,5 млн рублей налоговых и неналоговых платежей.
Консолидированный бюджет области за январь-декабрь 2016 года исполнен по доходам в сумме 32,6 млрд рублей, что больше поступлений предыдущего года на 0,68 млрд рублей. В январе-декабре 2016 года расходы консолидированного бюджета сохранили социальную направленность. Расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт, средства массовой информации составили 23,6 млрд рублей, или 65,7% расходов консолидированного бюджета Орловской области, и выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 0,5 млрд рублей.
2.1.10. Развитие малого и среднего предпринимательства
Состояние малого бизнеса в регионе характеризуется следующими статистическими данными. На 10 января 2017 года по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в Орловской области зарегистрировано 9 155 субъектов МСП, в том числе: 76 единиц - средние предприятия, 922 единицы - малые предприятия, 8 157 единиц - микропредприятия. Количество индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в Орловской области по состоянию на 1 января 2017 года по данным, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, составило 19 190 единиц, что на 380 единиц больше, чем годом ранее.
Доля предприятий малого и среднего бизнеса составляет 53,5% от числа всех хозяйствующих субъектов в Орловской области. В 2015 году эта цифра составляла 47%.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства, по оценке, в 2016 году достиг 114,7 млрд рублей (105,4% к 2015 году) и составил 32,3% от оборота всех организаций региона.
За 2016 год объем налоговых поступлений в консолидированный бюджет Орловской области от субъектов малого предпринимательства, уплачиваемых по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на вмененный доход, единому сельскохозяйственному налогу, патентной системе налогообложения составил 1 млрд 434 млн рублей, что на 7,5% выше показателя за аналогичный период 2015 года.
Такие результаты в развитии малого и среднего бизнеса в Орловской области достигнуты во многом посредством реализации программы поддержки.
В рамках оказания государственной поддержки малому и среднему предпринимательству в текущем 2016 году реализованы следующие программные мероприятия:
1) субсидирование начинающих предпринимателей;
2) субсидирование части затрат, связанных с приобретением нового оборудования;
3) развитие системы микрофинансирования;
4) развитие системы гарантий и поручительств по кредитным договорам, договорам займа и лизинга субъектов малого и среднего бизнеса и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
5) организация дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации граждан в сфере предпринимательства;
6) автоматизированная информационная поддержка специализированных интернет-порталов поддержки малого и среднего предпринимательства;
7) развитие Центра поддержки предпринимательства;
8) развитие Центра кластерного развития;
9) развитие Центра поддержки экспорта.
2.1.11. Уровень международной деловой активности
Основными задачами внешнеэкономической деятельности Орловской области являются:
1) повышение эффективности внешних связей;
2) содействие росту экспортного потенциала;
3) координация импортной политики;
4) обеспечение инвестиционной привлекательности региона;
Выполнение перечисленных задач способствует устойчивому развитию экономики Орловской области, формированию современных рыночных отношений, а также повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей.
Внешнеторговый оборот области в 2016 году составил 371,5 млн долларов США.
Объем импорта сложился в сумме 195,0 млн долларов США, экспорт составил 176,5 млн долларов США.
На долю внешнеторгового оборота со странами дальнего зарубежья пришлось 65,0%, со странами СНГ 35,0%.
Предприятиями Орловской области на экспорт поставляются коммунальная и дорожно-строительная техника, насосное оборудование, фильтры для автомобильной техники, нефтеналивное и топливораздаточное оборудование, комплектующие электротехнического назначения, холодильное и морозильное оборудование, изделия из черных и цветных металлов, керамическая плитка, молочная продукция, злаки, пшеница, подсолнечное и рапсовое масла.
На территорию области ввозятся механическое и электрическое оборудование, изделия из пластмассы и резины, корма для животных, продукты переработки фруктов и пищевых продуктов для производства напитков (соки фруктовые и овощные), сыры, ячмень, изделия из черных и цветных металлов, инструменты и аппараты оптические, фильтровальная бумага, расходные материалы для производства керамической плитки, щебень гранитный, мебель, фармацевтическая продукция, парфюмерные и косметические средства.
2.1.12. Научно-технический потенциал и система подготовки высококвалифицированных кадров
В 2016 система высшего образования Орловской области представлена 6 федеральными образовательными организациями высшего образования и 6 филиалами высших учебных заведений
Численность студентов вузов в регионе составляет свыше 38,0 тыс. человек.
В 2016 году региональная система профессионального образования представлена 19 профессиональными бюджетными образовательными учреждениями Орловской области, 12 их филиалами и 1 ведомственной профессиональной образовательной организацией, в которых обучаются свыше 10,0 тысяч человек. Кроме того подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования осуществляют в 3 образовательных организациях высшего образования.
В 2016 году в регионе создан опорный университет в связи с объединением двух крупнейших вузов Орловщины - Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева и Приокского государственного университета. Данная реорганизация позволила обеспечить консолидацию кадровых, научных, финансовых и имущественных ресурсов, а также сохранить не только лучшее из реализуемых образовательных программ, но и модифицировать общую образовательную платформу двух университетов.
В Орловской области проведена работа по внедрению элементов моделей дуального обучения в систему среднего профессионального образования.
На базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования" было организовано обучение руководителей профессиональных образовательных организаций по вопросу реализации дуального обучения. В настоящее время 6 профессиональных образовательных организаций Орловской области (бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Мезенский педагогический колледж", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский техникум агробизнеса и сервиса", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский базовый медицинский колледж", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский реставрационно-строительный техникум", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский техникум сферы услуг", бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Ливенский строительный техникум") используют элементы дуального образования при реализации 6 программ подготовки специалистов среднего звена и 2 программ подготовки квалифицированных рабочих кадров, по которым обучаются 1016 человек (10% от общего количества обучающихся профессиональных образовательных организаций Орловской области).
Реализация модели дуального обучения позволит повысить уровень профессионального образования и профессиональных навыков выпускников техникумов и колледжей, адаптировать освоение профессиональных модулей и дисциплин к условиям реального производства.
Все это положительно скажется на инвестиционной привлекательности региона и будет способствовать его положительному социально-экономическому развитию.
Среднегодовые расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, спорт, средства массовой информации составили 22,7 млрд рублей, или 66,9% расходов консолидированного бюджета Орловской области, и выросли по сравнению с уровнем прошлого года на 0,2 млрд рублей.
В рамках исполнения социальных гарантий в сфере образования за 2015 год расходы Департамента образования Орловской области исполнены в сумме 6 116,1 млн рублей, в том числе:
дошкольное образование - 3,1 млн рублей или 100% к утвержденному плану;
общее образование - 5016,0 млн рублей или 98,4% (к плану 5 096,9 млн руб.);
среднее профессиональное образование - 693,6 млн рублей или 99,1% (к плану 699,8 млн руб.);
профессиональная подготовка и повышение квалификации - 38,8 млн рублей или 99,2% (к плану 39,1 млн рублей);
молодежная политика и оздоровление детей - 119,4 млн рублей или 99,2% (к плану 120,3 млн рублей);
другие вопросы в области образования - 161,7 млн рублей или 96,9% (к плану 166,9 млн рублей);
социальная политика - 62,9 млн рублей или 99,8% (к плану 63,0 млн рублей).
Структура расходов Департамента образования Орловской области в 2015 году показывает, что наибольший удельный вес в общей сумме расходов составляют межбюджетные трансферты - 74,2%, а также перечисление субсидий бюджетным учреждениям - 15%.
За 2015 год бюджетными образовательными учреждениями получено 96 058,4 тыс. рублей доходов и безвозмездных поступлений, в том числе 54 994,7 тыс. рублей от оказания платных услуг. Задолженность по заработной плате и социальным выплатам в подведомственных учреждениях Департамента отсутствует.
2.1.13. Высокая обеспеченность и доступность энергетических ресурсов
На территории Орловской области находятся электростанции общего пользования - Орловская и Ливенская теплоэлектроцентраль, которые являются подразделениями филиала публичного акционерного общества "Квадра" - "Орловская генерация", Орловская ГТ-ТЭЦ акционерного общества "ГТ Энерго", а также 108 электростанций при промышленных, транспортных, строительных и прочих организациях.
Выработка электроэнергии производится только на электростанциях общего пользования и электростанциях при промышленных предприятиях. На долю электростанций общего пользования приходится более 89% установленной мощности и около 94% областного объема произведенной электроэнергии. Установленная мощность электростанций, расположенных на территории Орловской области, составляет 437,8 МВт.
Потребность хозяйствующих субъектов Орловской области в энергоресурсах удовлетворяется как за счет собственного производства электроэнергии, так и за счет перетоков от смежных энергосистем.
Произведено электроэнергии за 2016 год 1273,2 млн кВт.ч, или 110,7% к 2015 году, теплоэнергии - 3911,3 тыс. Гкал, или 102,9%. Доля собственной электроэнергии в общем потреблении по области составляет более 42%.
Основная часть потребляемой электроэнергии приходится на промышленность - 36,3%, транспорт и связь - 11,1%, оптовую и розничную торговлю - 6,6%, сельское хозяйство - 4,9%, строительство - 1,2%, потреблено населением - 13,8%.
2.1.14. Минерально-сырьевые ресурсы
Орловская область занимает по природно-ресурсному потенциалу 70-е место среди субъектов Российской Федерации.
На территории Орловской области по состоянию на 1 января 2016 года выявлено и разведано 324 месторождения и отдельных участка 16 видов полезных ископаемых, в том числе: 1 месторождение железных руд, 93 месторождения 12 видов неметаллических полезных ископаемых (глины тугоплавкие и легкоплавкие, трепела, минеральные краски, цементное сырье, камни строительные, мел для производства извести, пески для строительных работ и производства силикатных изделий, глины и суглинки для производства минеральной ваты), 78 месторождений торфа (площадью более 10 га), 147 месторождений и отдельных участков пресных подземных вод и 5 - минеральных.
2.1.15. Демографическая ситуация
Демографическая ситуация в Орловской области остается достаточно сложной. По оценке Росстата, на начало 2017 года численность населения Орловской области составила 754,8 тыс. человек, из которых 503,6 тыс. человек (67%) - горожане и 251,2 тыс. человек (33%) - сельские жители.
Число жителей Орловской области за 2010 - 2016 годы уменьшилось на 38,3 тыс. человек, или на 4,8%. При этом уменьшение численности сельского населения происходило несколько быстрее, чем городского (на 8,5% и 2,9% соответственно).
2.1.16. Рынок труда
В течение 2016 года в органах службы занятости Орловской области в поиске подходящей работы на учете состояли 20,8 тыс. человек, что на 1,2% больше, чем в 2015 году. Статус безработного имели 14,2 тыс. человек (13,4 тыс. человек - в 2015 году), из них 9,4 тыс. граждан получили статус в январе - декабре 2016 года.
По состоянию на 1 января 2017 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения Орловской области, составила 4,5 тыс. человек (4,8 тыс. человек - на соответствующую дату 2016 года). Уровень фиксированной безработицы, как и годом ранее, составил 1,2%.
Заявленная работодателями потребность в работниках по состоянию на 1 января 2017 года составила 4,0 тыс. вакансий против 3,0 тыс. вакансий годом ранее. Нагрузка незанятого трудовой деятельностью населения, зарегистрированного в государственных учреждениях службы занятости, на 100 заявленных вакансий в конце декабря 2016 года составила 125 человек (174 человека на аналогичную дату 2015 года).
Всего за январь - декабрь 2016 года при содействии органов службы занятости населения трудоустроено 7,6 тыс. человек, или 48,8% от числа граждан, зарегистрированных в поиске работы.
2.2. SWOT - анализ развития инвестиционной деятельности
SWOT - анализ развития инвестиционной деятельности - представлен в таблице 4.
Таблица 4
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
|
1 |
2 |
|
Выгодное экономико-географическое положение: благоприятные климатические условия; транспортное транзитное расположение; стабильное социально-политическое положение. 1. Нормативная база. 2.1. Государственная поддержка при осуществлении инвестиционной деятельности согласно Закону Орловской области от 5 октября 2015 года N 1851-ОЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области" предусматривает: 1) предоставление налоговых льгот по платежам, подлежащим зачислению в областной бюджет; 2) предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов; 3) предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Орловской области по инвестиционным проектам за счет средств областного бюджета; 4) предоставление за счет средств областного бюджета субсидий в целях обеспечения производственных площадок на территории Орловской области производственной инфраструктурой, включая проведение работ по землеустройству, постановку сформированных земельных участков, предназначенных для размещения указанной инфраструктуры, на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав субъектов инвестиционной деятельности на них; 5) создание индустриальных (промышленных) парков на территории Орловской области в целях реализации субъектами инвестиционной деятельности инвестиционных проектов; 6) специальный инвестиционный контракт; 7) предоставление информационной, организационной и правовой поддержки. 2.2. Предоставление государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения (постановление Правительства Орловской области от 15 июня 2011 года N 178 "О предоставлении государственных гарантий Орловской области по кредитам, привлекаемым юридическими лицами на осуществление инвестиционных проектов, и кредитам, привлекаемым юридическими лицами, участвующими в реализации областных программ при строительстве (реконструкции) объектов социального назначения"). 2.3. Реализация подпрограммы "Развитие инвестиционной деятельности в Орловской области на период до 2020 года" государственной программы "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области", утвержденной постановлением Правительства Орловской области от 8 октября 2012 года N 353 "Об утверждении государственной программы Орловской области "Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области". Высокопродуктивное сельское хозяйство и сохраненный промышленный потенциал. Благоприятный инвестиционный климат. Стабильный рейтинг инвестиционного потенциала. Один из самых низких уровней стоимости жизни в России, что для функционирования экономики и реализации инвестиционных проектов обуславливает возможность значительной экономии при найме рабочей силы. Развитая образовательная база, способная обеспечить подготовку специалистов высокого уровня, необходимых для научно-инновационного развития региона. Обширные экономические связи хозяйствующих субъектов с другими регионами страны и зарубежными странами. Создание нового производственного кластера - производство медицинских препаратов. Развитие индустриального парка "Зеленая роща" (на площади 140,5 га на территории Мценского района Орловской области) для формирования максимально комфортных условий для создания новых производств. 10. Единый оператор по организации и управлению индустриальными парками (акционерное общество "Корпорация развития Орловской области") |
Необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны. 2. Инфраструктурные ограничения, препятствующие созданию высокотехнологичных энергоемких производственных мощностей с высокой производительностью труда. 3. Недостаточно эффективное использование существующих на данный момент преимуществ экономико-географического положения. 4. Низкая ликвидность основных фондов большинства предприятий и, как следствие, невозможность активного использования инвестиционных механизмов, таких как долгосрочное кредитование, лизинг (финансовая аренда). 5. Низкая инвестиционная и эмиссионная активность предприятий. 6. Зависимость экономики Орловской области от внешних факторов: конъюнктуры рынков и цен на сельскохозяйственную продукцию, размеров транспортных тарифов, тарифов на топливно-энергетические ресурсы. 7. Снижение численности населения региона. 8. "Слабость" бюджетной базы. 9. Отсутствие крупных интегрированных производственных кластеров, способных стать локомотивом в своих отраслях |
|
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
|
1. Снижение инвестиционных рисков. Активизация инвестиционной деятельности в результате улучшения инвестиционного климата. 2. Привлечение новых партнеров, ранее не работавших в регионе. 3. Дальнейшая реализация действующих на данный момент инвестиционных проектов в экономике Орловской области. На их основе: а) расширение спектра производимых медицинских препаратов; б) расширение экспорта продукции агропромышленного комплекса; в) развитие экспорта машинно-технической, приборостроительной и электронной продукции. 4. Поиск и обсуждение с инвесторами наиболее насущных проблем и путей их решения. 5. Развитие государственно-частного партнерства на основе существующего опыта взаимодействия с инвесторами |
Увеличение конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны. Ограничение доступа продукции Орловской области на внешние рынки. Изменение федерального законодательства, ухудшающего инвестиционные условия в регионах. Дискриминационный механизм координации инвестиционных потоков в пользу федеральных особых экономических зон и более крупных регионов. Снижение инвестиционных возможностей бюджета области в реальном секторе экономики при повышении нагрузки по исполнению социальных обязательств. Зависимость международных и межрегиональных связей от внешней экономической конъюнктуры и политической ситуации |
Выбор стратегий на базе анализа соотношений сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами представлен в таблице 5.
Таблица 5
"Сила" (S) |
"Слабость" (W) |
SO |
WO |
1 |
2 |
1. Совершенствование механизма предоставления государственных гарантий области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов. 2. Планомерная работа по повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг, повышению уровня и качества жизни населения, развитию производственного, трудового и интеллектуального потенциала области. 3. Расширение круга участников в ежегодно проводимых в области мероприятиях - экономических форумах. 4. Формирование и инженерное обустройство инвестиционных площадок для размещения новых производств. 5. Вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных и приостановленных объектов. 6. Развитие системы реализации инвестиционных проектов на основе принципов государственно-частного партнерства. 7. Повышение международного и национального рейтингов кредитоспособности и инвестиционной привлекательности Орловской области |
1. Создание условий для повышения инвестиционной и эмиссионной активности предприятий. 2. Защита экономических интересов области в межрегиональной и международной торговле, рациональное использование возможностей глобального рынка товаров и услуг. 3. Повышение роли государственной поддержки при реализации проектов, направленных на создание производственной и бытовой инфраструктуры. 4. Осуществление демографической политики, способствующей притоку населения региона |
ST |
WT |
1. Привлечение корпоративных инвесторов, реализующих инвестиционные проекты с широкой географией; участие предприятий Орловской области в данных проектах. 2. Повышение качества корпоративного управления, уровня менеджмента, развития маркетинговых служб и дилерской сети с использованием экономических связей с хозяйствующими субъектами других регионов и зарубежных стран. 3. Дальнейшее совершенствование законодательства на региональном уровне для повышения инвестиционной привлекательности региона |
1. Изменение политической конъюнктуры и создание зарубежными странами искусственных барьеров по продвижению продукции на внешние рынки. 2. Негативные изменения цен на рынках естественных монополий могут привести к снижению конкурентоспособности продукции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.