Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 9 апреля 2018 г. N 140
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 25 марта 2011 г. N 91
Методика
определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры
I. Общие положения
1.1. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры (далее - Методика) разработана в целях мониторинга доступа населения Орловской области к объектам социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Определение обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры должно способствовать совершенствованию процесса перспективного планирования капитальных вложений, осуществляемых за счет областного бюджета, направленных на развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры Орловской области.
В соответствии с Методикой определяются обеспеченность и потребности населения Орловской области в следующих видах объектов инфраструктуры:
1) социальной инфраструктуре:
а) объектах здравоохранения;
б) объектах образования;
в) объектах физической культуры и спорта;
г) объектах социальной защиты населения;
д) объектах культуры и искусства;
2) транспортной инфраструктуре:
а) автомобильных дорогах общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов;
б) инженерных сооружениях (мосты и туннели, расположенные на дорогах, указанных в абзаце десятом настоящего пункта);
3) жилищно-коммунальной инфраструктуре.
1.2. Методика применяется органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области при оценке уровня развития социальной, транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры Орловской области, планировании капитальных вложений в социальную и инженерную инфраструктуру Орловской области, а также может использоваться органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области при разработке программ социально-экономического развития и для иных целей.
II. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах здравоохранения
2.1. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах здравоохранения предназначена для расчета обеспеченности и потребности населения Орловской области в таких лечебно-профилактических медицинских организациях, как больницы и поликлиники. Потребность и обеспеченность населения данными объектами определяется в разрезе административно-территориальных единиц Орловской области, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 6 Закона Орловской области от 25 декабря 2013 года N 1578-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Орловской области" (далее - административно-территориальная единица).
2.2. Потребность в больницах определяется в койко-местах в виде фактической потребности в мощности коечного фонда больниц для конкретного административно-территориального образования () по следующей формуле:
(койко-мест), где:
- фактическая мощность развернутого коечного фонда больниц. Принимается по информации Департамента здравоохранения Орловской области;
- нормативная потребность в коечном фонде медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях (больницы), которая рассчитывается исходя из количества населения административно-территориальной единицы и статистических данных об уровне госпитализации на 1000 жителей, сроках лечения одного больного в стационаре и среднегодовой занятости больничной койки. Количественный показатель данной нормативной потребности рассчитывается по формуле:
(коек), где:
- уровень госпитализации на 1000 жителей Орловской области;
- средний срок лечения одного больного в стационаре;
Н - численность населения административно-территориальной единицы;
Д - среднегодовая занятость койки.
Количественные значения (Н) принимаются по данным муниципальных образований либо по данным территориального органа государственной статистики. Значения , и Д принимаются по информации Департамента здравоохранения Орловской области.
В случае если по расчету получается менее нуля (то есть фактическая обеспеченность превышает нормативную потребность), фактическая потребность принимается равной нулю.
2.3. Потребность в поликлиниках и амбулаториях (), входящих в состав центральных районных больниц, определяется разницей между нормативной потребностью в таких организациях и фактической мощностью существующей территориальной сети таких организаций, выражаемой в посещениях в смену (далее - пос./см.), по следующей формуле:
(пос./см), где:
- нормативная суммарная мощность сети амбулаторно-поликлинических медицинских организаций (пос./см.);
- фактическая мощность существующей сети амбулаторно-поликлинических медицинских организаций (пос./см.), принимаемая по информации Департамента здравоохранения Орловской области.
Нормативная суммарная мощность сети амбулаторно-поликлинических медицинских организаций (пос./см.) рассчитывается по формуле:
(пос./см), где:
- число посещений амбулаторно-поликлинических медицинских организаций на 1 жителя Орловской области в год. Значение принимается по информации Департамента здравоохранения Орловской области;
- количество рабочих дней в году;
2 - коэффициент, отражающий работу в две смены;
Н - численность населения административно-территориальной единицы (или численность населения Орловской области при расчете по области в целом).
В случае если по расчету получается менее нуля (то есть фактическая обеспеченность превышает нормативную потребность), фактическая потребность принимается равной нулю.
2.4. Потребность в фельдшерско-акушерских пунктах (далее - ФАП) в сельской местности рассчитывается исходя из норматива 1 ФАП на 700 человек сельского населения административно-территориальной единицы.
2.5. Результаты расчета в соответствии с настоящим разделом сводятся в таблицу 1.
Таблица 1
Обеспеченность и потребность населения Орловской области в объектах здравоохранения
Муниципальное образование |
Больницы (койко-мест) |
Поликлиники (пос./см.) |
ФАПы (ед.) |
|||||||
фактическая потребность |
фактическая обеспеченность |
нормативная потребность |
потребность в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях |
проектная мощность существующей территориальной сети медицинских организаций |
нормативная суммарная мощность сети медицинских организаций |
фактическая потребность |
фактическая обеспеченность |
нормативная потребность |
||
Всего: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе в разрезе муниципальных образований: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
.................. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах образования
3.1. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах образования предназначена для расчета потребности населения Орловской области в двух типах образовательных организаций - дошкольных и общеобразовательных.
Потребность в образовательных организациях исчисляется в учебных местах и определяется как разность между нормативной потребностью и фактическим наличием их в образовательных организациях. Потребность определяется в целом по Орловской области, а также в разрезе административно-территориальных единиц.
Фактическая обеспеченность населения Орловской области объектами образования определяется с учетом всех форм собственности данных организаций.
3.2. Потребность в дошкольных образовательных организациях () определяется по формуле:
(мест), где:
- фактически имеющиеся места в дошкольных образовательных организациях;
- нормативная потребность в дошкольных организациях, ежегодно рассчитываемая для каждого административно-территориального образования исходя из норматива 80 мест в дошкольных организациях на 100 детей дошкольного возраста и определяемая по формуле:
(мест), где:
- количество детей дошкольного возраста, проживающих на территории административно-территориального образования, для которого осуществляется расчет (либо на территории Орловской области в случае, если расчет проводится для Орловской области в целом).
В случае если , потребность принимается равной нулю.
3.3. Потребность в общеобразовательных организациях () определяется по формуле:
(мест), где:
- нормативная потребность в общеобразовательных организациях, принимаемая из норматива 1 учебное место в общеобразовательных организациях на 1 ребенка школьного возраста и фактически равная численности детей школьного возраста, проживающих на территории административно-территориальной единицы, для которой проводится расчет;
- фактическая обеспеченность учебными местами в общеобразовательных организациях административно-территориальной единицы, для которой проводится расчет.
Если , потребность принимается равной нулю.
3.4. Результаты расчета в соответствии с настоящим разделом сводятся в таблицу 2.
Таблица 2
Обеспеченность и потребность населения Орловской области в объектах образования
Вид объектов |
Потребность |
Обеспеченность |
|
нормативная |
фактическая |
||
Всего по области |
|
|
|
Дошкольные организации |
|
|
|
Общеобразовательные организации |
|
|
|
в том числе в разрезе административно-территориальных единиц |
|
|
|
................................................... |
|
|
|
IV. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах физической культуры и спорта
4.1. В рамках Методики определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах физической культуры и спорта учитываются спортивно-зрелищные, учебно-тренировочные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Для целей Методики принята следующая условная классификация таких сооружений:
плоскостные сооружения - открытые сооружения, отдельно стоящие или входящие в состав комплексных: физкультурно-досуговые площадки и поля, спортивные площадки для игровых видов спорта, беговые дорожки, открытые места для занятий отдельными видами легкой атлетики, открытые ледовые катки и конькобежные дорожки (за исключением оборудованных на естественных водоемах), лыжные, лыжероллерные и горнолыжные трассы, гоночные треки, ипподромы, открытые тиры и тому подобные сооружения (за исключением открытых бассейнов);
объемные сооружения - закрытые сооружения, отдельно стоящие или входящие в состав комплексных сооружений: спортивные залы, дворцы спорта, манежи, крытые стадионы, крытые теннисные корты, крытые катки, крытые тиры и тому подобные сооружения (за исключением крытых бассейнов);
плавательные бассейны - открытые и закрытые (за исключением оборудованных на естественных водоемах).
Плавательные бассейны выделены в отдельную категорию по причине крайне низкой обеспеченности ими населения области, что обуславливает необходимость отслеживать динамику обеспеченности ими отдельно.
При расчете фактической обеспеченности спорт сооружениями учитываются сооружения всех форм собственности независимо от их организационно-правовой формы.
За базовые показатели обеспеченности муниципального образования объектами физической культуры и спорта приняты:
единовременная пропускная способность спортивных сооружений (человек на 10 тыс. населения), то есть максимальное количество занимающихся, которое способны единовременно вместить спортивные сооружения всех типов, расположенные на территории муниципального образования;
обеспеченность плоскостными сооружениями (кв. м на 10 тыс. населения);
обеспеченность объемными сооружениями (кв. м на 10 тыс. населения);
обеспеченность плавательными бассейнами (кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения).
В базовые нормативы единовременной пропускной способности и обеспеченности вышеназванными спортивными сооружениями входят следующие:
норматив единовременной пропускной способности спортивных сооружений: 1,9 тыс. человек на 10 тыс. населения;
норматив обеспеченности плоскостными спорт сооружениями: 19,5 тыс. кв. м на 10 тыс. населения;
норматив обеспеченности объемными спорт сооружениями: 3,5 тыс. кв. м на 10 тыс. населения;
норматив обеспеченности плавательными бассейнами: 750 кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения.
Нормативная потребность в объектах физической культуры и спорта для каждого муниципального образования определяется умножением базового норматива на число жителей административно-территориальной единицы, для которой проводится расчет. Фактическая потребность населения Орловской области в объектах физической культуры и спорта определяется по указанным показателям как разность между нормативной потребностью и фактической обеспеченностью.
4.2. Результаты расчета в соответствии с настоящим разделом сводятся в таблицу 3.
Таблица 3
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в объектах физической культуры и спорта
N |
Наименование муниципального образования |
Тип объекта физической культуры и спорта |
Единовременная пропускная способность объекта (чел.) |
Площадь объекта (кроме бассейнов) (кв. м) |
Площадь зеркала воды (для бассейнов) (кв. м) |
||||
обеспеченность |
потребность |
обеспеченность |
потребность |
обеспеченность |
потребность |
||||
|
Всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
объемные сооружения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спортивные залы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
плавательные бассейны |
|
|
|
|
|
|
|
|
В разрезе муниципальных образований: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
...................... |
|
|
|
|
|
|
|
4.3. Необходимый минимум наличия у населения доступа к объектам физической культуры и спорта определенного вида, зависящий от численности населения муниципального образования, определяется согласно таблице 4.
Таблица 4
Необходимый минимум
наличия у населения доступа к объектам физической культуры и спорта определенного вида
Численность населения муниципального образования |
Минимально необходимые виды спортивных сооружений |
До 10 000 чел. |
спортивный зал для игровых видов спорта; спортивное ядро с местами для зрителей |
От 10 000 до 50 000 чел. |
бассейн (25 м x 16 м); спортивный зал для игровых видов спорта; спортивное ядро с местами для зрителей |
От 50 000 до 100 000 чел. |
стадион; спортивно-зрелищный зал с игровой площадкой 40 х 20 м и местами для зрителей (до 500 мест); бассейн (как минимум 25 х 16 м) |
От 100 000 до 150 000 чел. |
стадион; спортивный зал для игровых видов спорта; универсальный спортивно-зрелищный зал (Дворец спорта); бассейн (25 х 16 м) |
От 150 000 чел. и выше |
бассейн (25 м x 16 м); спортивное ядро с местами для зрителей; стадион; спортивный зал для игровых видов спорта; универсальный спортивно-зрелищный зал (Дворец спорта); два бассейна (25 м x 16 м) или один (50 м x 21 м) |
4.4. Наличие у населения необходимого минимума доступа к объектам физической культуры и спорта определенного вида отражается в таблице 5.
Таблица 5
Наличие
у населения необходимого минимума доступа к объектам физической культуры и спорта определенного вида (в разрезе муниципальных образований)
N |
Наименование муниципального образования |
Тип объекта физической культуры и спорта |
Наличие у населения необходимого минимума доступа к объектам физической культуры и спорта определенного вида (в целом по муниципальному образованию, да/нет) |
Для обеспечения необходимого минимума нужно построить следующие объекты (с указанием характеристик) |
|
|
плоскостные сооружения |
|
|
|
|
спортивные залы |
|
|
|
|
плавательные бассейны |
|
|
|
..................... |
|
|
|
V. Методика определения потребности населения Орловской области в объектах социальной защиты населения
5.1. Потребность населения Орловской области в объектах социальной защиты населения определяется в соответствии с методическими рекомендациями по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 934н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания".
5.2. Результаты определения потребности населения Орловской области в объектах социальной защиты населения сводятся в таблицу 6.
Таблица 6
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в объектах социальной защиты населения
N |
Организации социального обслуживания (муниципального образования) |
Количество организаций социального обслуживания |
Наименование организаций социального обслуживания |
Количество мест в организациях социального обслуживания |
Потребность в организациях социального обслуживания |
|
Всего по области |
|
|
|
|
|
в том числе по типам организаций социального обслуживания: |
|
|
|
|
|
...................... |
|
|
|
|
VI. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах культуры и искусства
6.1. Потребность населения в объектах культуры и искусства определяется разницей между нормативной и фактической обеспеченностью ими.
6.2. Методика предполагает определение потребности населения в следующих объектах культуры и искусства:
1) библиотеках;
2) клубах или учреждениях клубного типа;
3) парках культуры и отдыха;
4) музеях;
5) выставочных залах;
6) театрах;
7) концертных залах.
6.3. Расчет потребности в объектах, указанных в пункте 6.2 Методики, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Министерства культуры Российской Федерации от 2 августа 2017 года N Р-965.
6.4. Обеспеченность и потребность населения Орловской области в объектах культуры и искусства рассчитываются в разрезе административно-территориальных единиц. Результаты расчета в соответствии с настоящим разделом сводятся в таблицу 7 "Обеспеченность и потребность населения Орловской области в объектах культуры и искусства", представленную в приложении к Методике.
VII. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры
7.1. В рамках Методики определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры определяется потребность населения Орловской области в следующих видах жилищно-коммунальной инфраструктуры:
газовых сетях и сооружениях на них;
водопроводных сетях и сооружениях на них;
сетях водоотведения и сооружениях на них.
7.2. Газовые сети и сооружения на них.
Для определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах газового хозяйства в рамках Методики приняты следующие показатели:
1) уровень газификации территории (в процентах);
2) суммарная протяженность газовых сетей (в километрах);
3) процент износа существующих газовых сетей (в процентах);
4) потребность в новых газовых сетях (в километрах), необходимых для обеспечения 100%-ной газификации;
5) потребность в модернизации котельных установок жилищных и социальных объектов.
Потребность определяется в разрезе административно-территориальных единиц.
7.3. Сведения о значениях показателей, указанных в пункте 7.2 Методики, запрашиваются Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области у органов местного самоуправления по форме согласно таблице 8. Потребность в строительстве газовых сетей определяется протяженностью таких сетей, которые необходимо построить для достижения 100%-ной газификации территории.
Таблица 8
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в газовых сетях и сооружениях на них
Муниципальное образование: __________________________________________________ | ||||
Уровень газификации территории, % |
Суммарная протяженность газовых сетей, км |
Процент износа существующих газовых сетей, % |
Потребность в строительстве новых газовых сетей, км |
Потребность в модернизации котельных установок жилищных и социальных объектов (перечень) |
...................... |
|
|
|
|
7.4. Водопроводные сети и сооружения на них.
Для определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах водоснабжения в рамках Методики приняты следующие показатели:
1) протяженность существующих сетей водоснабжения (в километрах);
2) процент износа существующих сетей водоснабжения (в процентах);
3) потребность в новых сетях водоснабжения (в километрах), необходимых для 100%-ого обеспечения населения и организаций чистой питьевой и хозяйственной водой;
4) потребность в модернизации существующих и строительстве новых инженерных сооружений на сетях водоснабжения (скважины, водонапорные башни, станции очистки).
7.5. Сведения о значениях показателей, указанных в пункте 7.4 Методики, запрашиваются Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области у органов местного самоуправления по форме согласно таблице 9.
Таблица 9
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в водопроводных сетях и сооружениях на них
Муниципальное образование: _____________________________________________ | |||
Протяженность существующих сетей водоснабжения, км |
Процент износа существующих сетей водоснабжения, % |
Потребность в новых сетях водоснабжения, км |
Потребность в модернизации существующих и строительстве новых инженерных сооружений на сетях водоснабжения (перечень) |
..................... |
|
|
|
7.6. Сети водоотведения и сооружения на них.
Для определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах водоотведения в рамках Методики приняты следующие показатели:
1) протяженность существующих сетей водоотведения (в километрах);
2) процент износа существующих сетей водоотведения (в процентах);
3) потребность в новых сетях водоотведения (в километрах), необходимых для 100%-ого обеспечения отвода хозяйственно-бытовых стоков;
4) потребность в модернизации существующих и строительстве новых инженерных сооружений на сетях водоотведения (канализационно-насосные стации, поля фильтрации, станции очистки стоков).
7.7. Сведения о значениях показателей, указанных в пункте 7.6 Методики, запрашиваются Департаментом экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области у органов местного самоуправления по форме согласно таблице 10.
Потребность в строительстве сетей водоотведения определяется протяженностью таких сетей, которые необходимо построить для достижения отвода 100% бытовых и хозяйственных сточных вод.
Таблица 10
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в сетях водоотведения и сооружениях на них
Муниципальное образование: _____________________________________________ | |||
Протяженность существующих сетей водоотведения, км |
Процент износа существующих сетей водоотведения, % |
Потребность в новых сетях водоотведения, км |
Потребность в модернизации существующих и строительстве новых инженерных сооружений на сетях водоотведения (перечень) |
..................... |
|
|
|
VIII. Методика определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах транспортной инфраструктуры
8.1. В рамках Методики определения обеспеченности и потребности населения Орловской области в объектах транспортной инфраструктуры определяется потребность населения Орловской области в следующих видах транспортной инфраструктуры:
автомобильных дорогах общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов;
инженерных сооружениях (мосты и туннели, расположенные на дорогах, указанных в абзаце втором настоящего раздела).
Нормативная обеспеченность такими объектами не устанавливается.
8.2. Сведения о фактической обеспеченности и потребности в объектах, указанных в пункте 8.1 Методики, представляются Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по запросу Департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области по форме согласно таблицам 11 и 12.
Таблица 11
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения, мостах и туннелях на них
Протяженность существующих автомобильных дорог, км |
Потребность в новых автомобильных дорогах, км |
Количество существующих мостов и туннелей, ед. |
Протяженность существующих мостов и туннелей, пог. м |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей (перечень) |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей, пог. м |
|
|
|
|
|
|
Таблица 12
Обеспеченность
и потребность населения Орловской области в автомобильных дорогах муниципального значения, мостах и туннелях на них
Протяженность существующих автомобильных дорог, км |
Потребность в новых автомобильных дорогах, км |
Количество существующих мостов и туннелей, ед. |
Протяженность существующих мостов и туннелей, пог. м |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей (перечень) |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей, пог. м |
Всего |
|
|
|
|
|
Из общего числа в разрезе муниципальных образований: | |||||
Муниципальное образование: _____________________________________________ | |||||
Протяженность существующих автомобильных дорог, км |
Потребность в новых автомобильных дорогах, км |
Количество существующих мостов и туннелей, ед. |
Протяженность существующих мостов и туннелей, пог. м |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей (перечень) |
Потребность в строительстве новых, реконструкции либо капитальном ремонте существующих мостов и туннелей, пог. м |
.......... |
|
|
|
|
|
Приложение
к Методике определения
обеспеченности и потребности
населения Орловской области
в объектах социальной, транспортной
и жилищно-коммунальной инфраструктуры
Таблица 7
Обеспеченность и потребность населения Орловской области в объектах культуры и искусства
N |
Наименование муниципального образования |
Клубы и учреждения клубного типа |
Парки культуры и отдыха |
Библиотеки |
Театры |
Музеи |
Выставочные залы |
Концертные залы |
||||||||||||
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
фактическое количество |
потребность |
|||||||
|
Всего по Орловской области |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
в том числе в разрезе муниципальных образований: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
...................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Орловской области от 9 апреля 2018 г. N 140 "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.