Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
г. Мценска
от 20 апреля 2018 г. N 465
Муниципальная программа
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Мценска на 2018 - 2020 годы"
Паспорт
Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Мценска на 2018 - 2020 годы"
Наименование Программы |
Программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Мценска на 2018 - 2020 годы" |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" |
Заказчик Программы |
Администрация города Мценска |
Разработчик Программы |
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска |
Основные исполнители Программы |
Муниципальные учреждения и предприятия, организации коммунального комплекса, управление образования администрации города Мценска, отдел культуры и социальной политики администрации города Мценска, управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска |
Основная цель Программы |
Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории города Мценска, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития |
Сроки реализации Программы |
2018 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования |
Всего - 104433,06 тыс. руб., в том числе: городской бюджет - 4540,66 тыс. руб., собственные средства предприятий - 99864,9 тыс. руб., в том числе по годам: 2018 год - 17563,9 тыс. руб., в том числе: городской бюджет - 1998,9 тыс. руб., собственные средства предприятий - 15537,5 тыс. руб. 2019 год - 19460,8 тыс. руб., в том числе: городской бюджет - 1239,6 тыс. руб., собственные средства предприятий - 18221,2 тыс. руб. 2020 год - 67408,4 тыс. руб., в том числе: городской бюджет - 1302,2 тыс. руб., собственные средства предприятий - 66106,2 тыс. руб. |
Контроль за выполнением Программы |
Управление ЖКХ, управление образования, отдел культуры и социальной политики администрации города Мценска |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
Снижение потребления топливно-энергетических ресурсов за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на 9% от показателей 2017 года, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития |
1. Содержание проблемы
В условиях роста тарифов на энергоресурсы одной из основных угроз социально-экономическому развитию города Мценска становится снижение конкурентоспособности предприятий, отраслей экономики муниципального образования, эффективности муниципального управления, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, опережающих темпы экономического развития.
Высокая энергоемкость предприятий в этих условиях может стать причиной снижения темпов роста экономики муниципального образования и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мер по интенсификации энергосбережения, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергии и ресурсов других видов на территории муниципального образования и прежде всего в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
Механизм реализации данной Программы предусматривает совместную работу энергоснабжающих организаций коммунального комплекса и потребителей города Мценска.
В состав организаций коммунального комплекса города Мценска (далее - ОКК) входят десять предприятий, занимающихся производством, передачей и сбытом электрической, тепловой энергии; водоснабжением, водоотведением, утилизацией твердых бытовых отходов.
Коммунальный комплекс является важнейшей инфраструктурной отраслью муниципального образования, определяющей показатели и условия энергообеспечения его экономики, социальной сферы и населения.
Объем основных видов топливно-энергетических ресурсов отпущенных на территории города Мценска организациями ОКК характеризуется следующими данными:
Виды энергоресурсов |
Потребление по годам |
|||
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Электроэнергия, тыс. кВт.ч |
121299,3 |
142530,3 |
160430 |
138655,8 |
Тепловая энергия, тыс. Гкал |
253 |
236,9 |
221,7 |
218,3 |
Водоснабжение, тыс. куб. м |
4135,1 |
3094,8 |
3021,4 |
3137,5 |
В социальной (бюджетной) сфере города Мценска по состоянию на 1 января 2018 года действует 38 муниципальных учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта (далее - организации бюджетной сферы).
Ежегодный расход топливно-энергетических ресурсов организациями бюджетной сферы составляет:
Виды энергоресурсов |
Потребление по годам |
|||
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Электроэнергия, тыс. кВт.ч |
1957,9 |
1843 |
1756,2 |
1720,2 |
Тепловая энергия, тыс. Гкал |
16,3 |
15,1 |
14,7 |
13,8 |
Водоснабжение, тыс. куб. м |
72,2 |
62,6 |
56,8 |
57,3 |
Содержание жилищного фонда относится к наиболее капиталоемким отраслям экономики муниципального образования. Общая площадь жилищного фонда города Мценска по состоянию на 31.12.2017 составляет 1199,9 тыс. кв. метров, в том числе в муниципальной собственности 39,7 тыс. кв. м.
Доля расходов населения города Мценска на оплату жилищно-коммунальных услуг постоянно растет.
В результате проведения энергосберегающих мероприятий темп роста стоимости коммунальных услуг для граждан, проживающих в жилищном фонде города Мценска, не должен превысить индекса потребительских цен за соответствующий период.
Одновременно при обеспечении установленных стандартов качества и надежности предоставления коммунальных услуг должна быть решена задача по предоставлению возможности гражданам индивидуально регулировать потребление коммунальных ресурсов и получать текущую информацию о фактических объемах их потребления.
Для создания условий выполнения энергосберегающих мероприятий в жилищном фонде необходимо:
активизировать работу по реформированию отношений в сфере управления жилищным фондом;
обеспечить в рамках муниципального заказа применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов жилищного фонда;
сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение в жилищном фонде, в том числе при установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов;
создать условия для обеспечения жилищного фонда муниципального образования приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии, перехода на расчеты между населением и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;
обеспечить доступ населения муниципального образования к информации по энергосбережению.
2. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
1. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Мценске, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.
Для достижения указанной цели в рамках настоящей Программы намечено решение следующих задач:
- при согласовании проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также при приемке объектов капитального строительства ввести в практику применение требований по ресурсоэнергосбережению, соответствующих требованиям федеральных нормативных актов, и обеспечить их соблюдение;
- широкая пропаганда и обучение населения энергосбережению;
- проведение энергетических обследований;
- учет энергетических ресурсов;
- ведение энергетических паспортов;
- нормирование потребления энергетических ресурсов;
- контроль за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.
2. Модернизация существующих мощностей производства, передачи и потребления энергетических ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- обеспечить наличие у всех энергоснабжающих организаций нормативов потерь, расходов и запасов при выработке и передаче тепловой и электрической энергии;
- организовать долгосрочное планирование деятельности по повышению эффективности использования ТЭР и участие в работах по повышению энергоэффективности у потребителей электрической и тепловой энергии;
- в отношениях с организациями коммунального комплекса:
- принять меры по реализации полномочий органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- предусматривать включение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности использования энергии в технические задания по разработке инвестиционных программ, а также в производственные и инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры.
3. Снижение затрат на потребление энергетических ресурсов, в том числе в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, включая население города Мценска, путем внедрения энергосберегающих осветительных приборов, энергоэффективного оборудования и технологий.
Для решения данной задачи необходимо:
- оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии органы местного самоуправления и муниципальные учреждения, а также перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета;
- обеспечить ведение топливно-энергетических балансов муниципальными учреждениями и предприятиями, а также организациями, получающими поддержку из бюджета;
- учитывать показатели энергоэффективности серийно производимых машин, приборов и оборудования при закупках для муниципальных нужд.
4. Внедрение современных технологий энергосбережения на предприятиях путем реализации инвестиционных проектов и программ в области повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Для выполнения данной задачи необходимо организовать работу по:
- проведению энергетических обследований, составлению энергетических паспортов в муниципальных учреждениях и предприятиях;
- проведению энергосберегающих мероприятий (проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов, обеспечение приборами учета коммунальных ресурсов, устройствами регулирования потребления тепловой энергии, утепление фасадов) при капитальном ремонте многоквартирных жилых домов, осуществляемом с участием бюджетных средств, в том числе с использованием средств, выделяемых в соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ.
5. Пропаганда повышения энергетической эффективности путем вовлечения всех групп потребителей в энергосбережение:
- подготовка кадров в области энергосбережения, в том числе:
- включение в программы по повышению квалификации муниципальных служащих учебных курсов по основам эффективного использования энергетических ресурсов;
- проведение систематических мероприятий по информационному обеспечению и пропаганде энергосбережения в средних общеобразовательных учебных заведениях;
- внедрение элементов системы энергетического менеджмента на муниципальных предприятиях и в муниципальных учреждениях;
- участие в научно-практических конференциях и семинарах по энергосбережению;
- разработка и внедрение форм наблюдения за показателями, характеризующими эффективность использования основных видов энергетических ресурсов и энергоемкости экономики территории.
3. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2018 - 2020 годы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источник финансирования |
Всего, тыс. руб. |
В том числе по годам, тыс. руб. |
||
|
|
2018 |
2019 |
2020 |
Всего по Программе, в том числе за счет: |
104433,06 |
17563,9 |
19460,8 |
67408,4 |
Местного бюджета |
4540,66 |
1998,9 |
1239,6 |
1302,2 |
Областного бюджета |
27,5 |
27,5 |
0 |
0 |
Собственных средств |
99846,9 |
15537,5 |
18221,2 |
66106,2 |
5. Перечень мероприятий
Перечень мероприятий по достижению целевых показателей Программы (приложение 1) состоит из двух блоков, обеспечивающих комплексный подход к повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы.
Первый блок представляет организационно-правовые мероприятия по энергосбережению, имеющие общий характер, в том числе:
- формирование системы муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение;
- информационное обеспечение энергосбережения;
- подготовку кадров в сфере энергосбережения.
Второй блок состоит из трех направлений:
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности жилищного фонда;
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности систем коммунальной инфраструктуры;
- мероприятия по энергосбережению в организациях с участием государства или муниципального образования и повышению энергетической эффективности этих организаций.
6. Механизм реализации и порядок контроля за ходом выполнения Программы
При реализации программных мероприятий на предприятии (в организации) руководитель с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (организации) организует работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в организации).
Обязанности по выполнению энергосберегающих мероприятий, учету, контролю за их реализацией и результатами в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях и предприятиях должны быть установлены в должностных регламентах (инструкциях, трудовых контрактах) в течение трех месяцев с момента начала реализации Программы. Ответственность за невыполнение указанных функций устанавливается приказом руководителя или решением вышестоящего органа управления.
В отношении муниципальных организаций: бюджетных учреждений, муниципальных предприятий, а также органов местного самоуправления - управление Программой осуществляется в основном административными (организационно-распорядительными) методами в сочетании с использованием экономических стимулов и мер морального поощрения персонала.
Финансирование программных мероприятий осуществляется непосредственно из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд производится с обязательным учетом требований действующего законодательства и принятых органами государственной власти и местного самоуправления рекомендаций по обеспечению энергосберегающих характеристик закупаемой продукции.
Механизм реализации Программы в жилищно-коммунальном комплексе включает в себя возможность предоставления в установленном порядке налоговых льгот организациям коммунального комплекса, согласовавшим свои программы энергосбережения с органами местного самоуправления.
Налоговые льготы предоставляются в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Администрация города Мценска ежеквартально, до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, рассматривает ход реализации программных мероприятий.
Контроль за ходом выполнения программных мероприятий производится управлением ЖКХ администрации города Мценска по указанным в Программе целевым показателям (приложение 2), позволяющим оценить ход ее реализации.
В целях стимулирования выполнения программных мероприятий предусматривается осуществление комплекса мер, включающих систему ценообразования, льгот, а также использования высвобождаемых энергетических ресурсов, проведение эффективной тарифной, налоговой, бюджетной и кредитной политики.
Финансирование энергосберегающих мероприятий за счет средств местного бюджета осуществляется в соответствии с решением Мценского городского Совета народных депутатов о бюджете на соответствующий финансовый год.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с возможностями бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
7. Риски при реализации Программы
Реализация Программы сопряжена с рядом рисков, которые могут препятствовать своевременному достижению запланированных результатов:
- законодательно-правовые риски, обусловленные изменением законодательной базы в сфере развития энергетики, энергосбережения и энергопотребления;
- экономические риски, связанные с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии города Мценска;
- технические риски, связанные с изменением технических условий, что может повлечь за собой увеличение потребления энергетических ресурсов и т.п.
Способами ограничения рисков будут являться:
- формирование эффективной системы управления Программой на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности ответственного исполнителя и соисполнителей Программы;
- проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа хода выполнения Программы;
- корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого результата.
Управление рисками реализации Программы будет осуществляться путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в реализации Программы.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих результатов:
- наличия в муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях:
- энергетических паспортов;
- топливно-энергетических балансов;
- актов энергетических обследований;
- установленных нормативов и лимитов энергопотребления;
- введения в эксплуатацию центров учета энергетических ресурсов;
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления предприятий и организаций на территории муниципального образования на 10 процентов по сравнению с 2017 годом (базовый год);
- снижения на 9% к 2020 году потерь при производстве, транспортировке и использовании теплоэнергоресурсов;
- создания реальных предпосылок для совершенствования системы тарифов и разработки экономического механизма, стимулирующего процесс энергоресурсосбережения;
- обеспечения условий для снижения издержек при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- сокращения расходов на предоставление субсидий населению;
- сокращения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления жилищным фондом на территории города на 9 процентов по сравнению с 2017 годом (базовый год);
- обеспечения требуемого качества предоставления коммунальных услуг с учетом удовлетворения необходимых жизненных потребностей населения.
Реализация программных мероприятий даст дополнительные эффекты в виде:
- формирования действующего механизма управления потреблением топливно-энергетических ресурсов муниципальными бюджетными организациями всех уровней и сокращения бюджетных затрат на оплату коммунальных ресурсов;
- снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и предприятий муниципального образования в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
- подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования;
- создания условий для принятия долгосрочных программ энергосбережения, разработки и ведения топливно-энергетического баланса муниципального образования;
- создания условий для развития рынка товаров и услуг в сфере энергосбережения;
- внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования;
- применения энергоэффективных строительных материалов, технологий и конструкций, системы экспертизы энергосбережения;
- увеличения доли местных и возобновляемых энергоресурсов в топливно-энергетическом балансе муниципального образования.
Повышение эффективности использования энергоресурсов, развитие всех отраслей экономики по энергосберегающему пути будет происходить в том случае, если в каждой организации и каждом домохозяйстве будут проводиться мероприятия по энергосбережению.
Для исключения негативных последствий реализации таких мероприятий все организационные, правовые и технические решения в этом направлении должны обеспечивать комфортные условия жизнедеятельности человека, повышение качества и уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы на территории муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.