Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 29 марта 2019 г. N 176
Областная адресная программа
"Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы
Паспорт
областной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы
Наименование областной адресной программы |
"Переселение граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда" на 2019 - 2025 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон) |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Орловской области |
Разработчик Программы |
Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее также - Департамент) |
Руководитель Программы |
Член Правительства Орловской области - руководитель Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник управления жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и энергосбережения Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области |
Цель Программы |
Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года |
Задачи Программы |
1. Создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания для населения. 2. Разработка и реализация организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу или реконструкции. 2. Расселенная площадь аварийного жилищного фонда |
Муниципальные образования - участники Программы |
Город Орёл, город Ливны, город Мценск, Малоархангельский район, Новосильский район |
Срок реализации Программы |
2019 - 2025 годы. Программа реализуется поэтапно: этап 2019 - 2020 годов; этап 2020 - 2021 годов; этап 2021 - 2022 годов; этап 2022 - 2023 годов; этап 2023 - 2024 годов; этап 2024 - 2025 годов |
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования Программы - средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в пределах утвержденного для Орловской области лимита предоставления финансовой поддержки, а также средства долевого финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, участвующих в Программе, внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы в 2019 - 2025 годах за счет средств софинансирования составит 1 459 546 130 рублей, в том числе по этапам и источникам финансирования: этап 2019 - 2020 годов - 159 916 330 рублей, этап 2020 - 2021 годов - 125 428 790 рублей, этап 2021 - 2022 годов - 125 428 840 рублей, этап 2022 - 2023 годов - 349 590 920 рублей, этап 2023 - 2024 годов - 349 590 920 рублей, этап 2024 - 2025 годов - 349 590 330 рублей; субсидии бюджета на долевое финансирование за счет средств Фонда - 1 430 644 050 рублей, в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 156 749 670 рублей, этап 2020 - 2021 годов - 122 945 050 рублей, этап 2021 - 2022 годов - 122 945 000 рублей, этап 2022 - 2023 годов - 342 668 320 рублей, этап 2023 - 2024 годов - 342 668 320 рублей, этап 2024 - 2025 годов - 342 667 690 рублей; субсидии за счет средств областного бюджета - 14 451 040 рублей, в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 1 583 330 рублей, этап 2020 - 2021 годов - 1 241 870 рублей, этап 2021 - 2022 годов - 1 241 920 рублей, этап 2022 - 2023 годов - 3 461 300 рублей, этап 2023 - 2024 годов - 3 461 300 рублей, этап 2024 - 2025 годов - 3 461 320 рублей; субсидии, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на долевое финансирование, - 14 451 040 рублей, в том числе: этап 2019 - 2020 годов - 1 583 330 рублей, этап 2020 - 2021 годов - 1 241 870 рублей, этап 2021 - 2022 годов - 1 241 920 рублей, этап 2022 - 2023 годов - 3 461 300 рублей, этап 2023 - 2024 годов - 3 461 300 рублей, этап 2024 - 2025 годов - 3 461 320 рублей |
Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы |
Всего за период 2019 - 2025 годов: переселение 3362 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 47 434,60 кв. м жилых помещений в аварийных домах, в том числе по этапам: этап 2019 - 2020 годов: переселение 427 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 5698,90 кв. м жилых помещений в аварийных домах; этап 2020 - 2021 годов: переселение 289 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 4204,46 кв. м жилых помещений в аварийных домах; этап 2021 - 2022 годов: переселение 333 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 4182,00 кв. м жилых помещений в аварийных домах; этап 2022 - 2023 годов: переселение 793 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 11 681,37 кв. м жилых помещений в аварийных домах; этап 2023 - 2024 годов: переселение 814 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 11 619,02 кв. м жилых помещений в аварийных домах; этап 2024 - 2025 годов: переселение 706 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде; расселение 10 048,85 кв. м жилых помещений в аварийных домах. В 2019 - 2025 годах подлежат расселению 137 аварийных жилых дома |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
Координацию деятельности по выполнению Программы осуществляет руководитель Программы (руководитель Программы в установленном порядке отчитывается перед Губернатором и Председателем Правительства Орловской области о ходе исполнения Программы не позднее 30 дней со дня направления в Фонд итогового отчета о ходе выполнения Программы) |
I. Содержание проблемы имеющегося на территории Орловской области аварийного жилищного фонда и характеристика его текущего состояния, обоснование необходимости решения проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом
Обеспечение комфортных и безопасных условий проживания граждан является приоритетным направлением жилищной политики в Российской Федерации.
По итогам реализации региональных адресных программ переселения граждан из аварийных домов на территории Орловской области в рамках совместной работы с Фондом в 2008 - 2017 годах полностью ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 1 января 2012 года. За указанный период расселено 235 аварийных домов; общая площадь расселенных жилых помещений составила более 60 тыс. кв. м.
Однако и в настоящее время в Орловской области остро стоит проблема физического износа жилищного фонда. Аварийные жилые дома не только ухудшают внешний облик, понижают инвестиционную привлекательность муниципальных образований и сдерживают развитие инфраструктуры, но и создают потенциальную угрозу безопасности проживания граждан в них, следствием чего является ухудшение качества предоставления коммунальных услуг и повышение социальной напряженности в обществе. Аварийный жилищный фонд - источник целого ряда отрицательных социальных тенденций. Этот жилищный фонд негативно влияет на здоровье граждан и на демографические проблемы.
На территории Орловской области имеется 174 многоквартирных дома (площадь жилых помещений в них - 86,58 тыс. кв. м), которые признаны в период с 1 января 2012 года по 1 января 2019 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Федеральный закон дает возможность расселения аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года (на территории Орловской области имеется 137 таких домов площадью жилых помещений в них - 47,43 тыс. кв. м), в рамках региональной программы, финансируемой с использованием средств Фонда. При этом указанный аварийный жилищный фонд подлежит расселению в срок не позднее 1 сентября 2025 года.
В связи с этим расселение многоквартирных домов, признанных аварийными в период с 1 января 2012 года до 1 января 2017 года, планируется осуществить в рамках Программы. Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, приведен в приложении 1 к Программе. Полнота и достоверность сведений об аварийном жилищном фонде, приведенном в приложении 1 к Программе, обеспечены путем размещения органами местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (далее - органы местного самоуправления) необходимых сведений в автоматизированной информационной системе "Реформа ЖКХ" (имеется возможность свободного доступа в сети Интернет), а также путем проведения выездных выборочных проверок аварийных многоквартирных домов, включенных в приложение 1 к Программе, а также проверки документов, подтверждающих признание многоквартирных домов аварийными.
В условиях рыночной экономики особенно важна социальная направленность предлагаемых мер. Программа предусматривает решение проблемы переселения граждан из аварийного жилья с учетом возможностей бюджетного финансирования всех уровней. В связи со сложившейся ситуацией констатируется необходимость продолжения реализации мер по решению проблемы аварийного жилищного фонда программно-целевым методом с привлечением средств Фонда, реализации основных положений Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации.
II. Цель, задачи, целевые показатели и принципы формирования Программы
Целью Программы является финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 1 января 2017 года.
Задачами Программы являются:
1. Создание комфортных, безопасных и благоприятных условий проживания для населения.
2. Разработка и реализация организационных, финансовых и инвестиционных механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Для решения поставленных задач предполагается реализация следующих мероприятий:
мониторинг аварийного жилищного фонда области;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселения граждан;
реализация механизмов расселения граждан из аварийного жилищного фонда, подлежащего сносу или реконструкции.
Целевыми показателями выполнения мероприятий Программы являются:
1. Количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу или реконструкции.
2. Расселенная площадь аварийного жилищного фонда.
Оценка хода реализации мероприятий Программы будет осуществляться по этим показателям ежегодно.
Ожидаемые результаты Программы за весь период ее реализации:
переселение 3362 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде;
ликвидация 47 434,60 кв. м жилых помещений в аварийных домах, расселение 137 аварийных жилых домов.
Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, приведены в приложении 4 к Программе.
Дополнительным результатом реализации Программы является освобождение земельных участков (в связи с ликвидацией аварийного жилищного фонда) в районах со сложившейся жилой застройкой, обеспеченных социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Данные участки могут быть использованы при градостроительной деятельности в целях развития имеющейся инфраструктуры или для решения жилищной проблемы жителей населенных пунктов.
Подготовка Программы осуществлена на основе следующих принципов:
1) непрерывное планирование, заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения из аварийного жилищного фонда;
2) эффективность использования бюджетных средств, в том числе полученных за счет средств Фонда;
3) выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы с учетом обеспечения прав и законных интересов переселяемых граждан;
4) обеспечение выполнения мероприятий Программы переселения в сжатые сроки в целях минимизации издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот.
III. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий проходит в период 2019 - 2025 годов. Реализация Программы предусматривает выделение отдельных этапов:
этап 2019 - 2020 годов;
этап 2020 - 2021 годов;
этап 2021 - 2022 годов;
этап 2022 - 2023 годов;
этап 2023 - 2024 годов;
этап 2024 - 2025 годов.
Под этапом региональной программы по переселению граждан (далее - этап программы) понимается часть программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданной Орловской областью заявки в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного Федеральным законом.
Размер этапа программы определяется в соответствии со статьей 16 Федерального закона.
Этапы Программы (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа Программы. Этап 2024 года Программы должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.
Федеральный закон установил правовые и организационные основы предоставления государственной финансовой поддержки в целях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, определил порядок выделения Фондом средств федерального бюджета органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также критерии выделения средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации, в том числе общие условия, направленные на стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Механизм Программы сформирован как составная часть общей системы оказания государственной финансовой поддержки органам местного самоуправления по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию Программы является Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области (далее - Департамент). Руководителем Программы является член Правительства Орловской области - руководитель Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области.
Программа сформирована на основании представленных органами местного самоуправления, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные в срок до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в Департамент соответствующих предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации Программы. Перечень муниципальных образований, участвующих в Программе, приведен в разделе 4 Программы.
Программа включает перечень многоквартирных домов, которые признаны до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с указанием срока переселения из каждого многоквартирного дома. Перечень аварийных многоквартирных домов формируется Департаментом на основании сведений об общей площади жилых помещений аварийных многоквартирных домов, представляемых органами местного самоуправления. Соответствующие аварийные многоквартирные дома должны быть включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы.
В соответствии с перечнем аварийных многоквартирных домов, включенных в Программу, органам местного самоуправления необходимо оценить степень готовности муниципального образования для реализации Программы в том числе путем оценки состояния рынка жилья (для принятия решения о строительстве жилых помещений либо приобретении жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья), степени готовности земельных участков для строительства жилья, наличия свободного муниципального жилищного фонда, возможности формирования территорий под жилищное строительство.
Орган местного самоуправления проводит разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных домах, входящих в текущий этап Программы, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения в целях выявления пожеланий собственников помещений о выбранном способе и иных условиях переселения. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости предоставляемого жилого помещения, гражданам следует разъяснить возникновение необходимости доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.
На основании проведенной работы с гражданами, оценки рынка жилья, стоимости одного квадратного метра приобретения и строительства жилых помещений, наличия договоров развития застроенных территорий и свободного муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления проводит сравнительный анализ и оценку экономической эффективности каждого из способов переселения и направляет предложения в Департамент по установленной форме.
Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года.
Корректировка Программы возможна на основании обоснованной заявки от органа местного самоуправления, подтвержденной одновременно представляемым Реестром аварийного жилищного фонда (в случае необходимости), по форме и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, включенные в Программу, представляют в Департамент в устанавливаемые сроки и по установленной форме заявки на получение финансовой поддержки с приложением определенного Федеральным законом перечня документов.
Заявка Орловской области на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда формируется на основании Федерального закона и методических рекомендаций Фонда и направляется в Фонд в установленном порядке.
После принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки и поступления средств Фонда в областной бюджет средства Фонда и средства областного бюджета направляются в муниципальные образования, претендующие в соответствии с заявкой на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившие предусмотренные статьей 14 Федерального закона N 185-ФЗ условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Средства областного бюджета, предусмотренные в Программе, направляются на безвозвратной и безвозмездной основе на долевое финансирование работ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда при следующих условиях:
1) включение аварийного многоквартирного дома в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную в установленном законодательством порядке и предусматривающую участие в софинансировании работ из средств муниципального бюджета;
2) признание в установленном порядке многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
3) соблюдение муниципальным образованием условий предоставления финансовой поддержки, указанных в Федеральном законе;
4) соблюдение органами местного самоуправления при переселении граждан из аварийного жилищного фонда требований законодательства, в том числе статей 32, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления жилого помещения взамен расселяемого жилого помещения, определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок уплаты гражданами части стоимости приобретаемых жилых помещений и иные варианты обеспечения жилищных прав граждан установлены законодательством, действующим на момент расселения аварийного жилищного фонда.
При предоставлении гражданам жилого помещения взамен расселяемого жилого помещения органам местного самоуправления необходимо учитывать разъяснения, изложенные в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в которых определено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Изъятие нежилых помещений в аварийных многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Программа предусматривает предоставление местным бюджетам субсидий из областного бюджета для решения проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда для каждого муниципального образования - участника Программы.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.
За счет указанных средств органы местного самоуправления вправе заключать муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые являются стандартным жильем и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Переселение граждан из аварийных домов, включенных в Программу, осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
В целях обеспечения равных жилищных прав граждан на территории всех муниципальных образований Орловской области и минимизации сроков ожидания гражданами расселения из аварийных многоквартирных домов адресные перечни домов, включенных в Программу, формируются исходя из даты признания дома аварийным.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения представлен в приложении 2 к Программе.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, представлен в приложении 3 к Программе.
В методических рекомендациях по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года", определены основные организационные мероприятия по реализации Программы рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому в рамках Программы, предназначенные для использования государственными (муниципальными) заказчиками при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы (за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию).
Мониторинг выполнения мероприятий Программы осуществляется в рамках представляемой муниципальными образованиями, участвующими в Программе, в Департамент отчетности в порядке и по формам, утвержденным Фондом. Ответственность за достоверность и полноту представляемой отчетности возлагается на глав муниципальных образований.
Предоставление финансовой поддержки муниципальному образованию за счет средств Фонда и областного бюджета приостанавливается в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Ответственность за риски завышения цены переселения граждан и (или) дополнительных расходов, связанных с содержанием не полностью расселенных многоквартирных домов и задержками переезда части граждан, несет орган местного самоуправления.
IV. Перечень муниципальных образований, участвующих в Программе и выполнивших условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренные статьей 14 Федерального закона
Перечень муниципальных образований, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные в срок до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, взявших обязательства по выполнению условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных статьей 14 Федерального закона, принявших решение о долевом финансировании переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств местного бюджета и претендующих на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, по годам реализации мероприятий Программы приведен в таблице.
Таблица
N |
Наименование муниципального образования |
2019 - 2020 годы | |
1 |
Город Орёл |
2 |
Город Ливны |
2020 - 2021 годы | |
1 |
Город Орёл |
2021 - 2022 годы | |
1 |
Город Орёл |
2 |
Город Ливны |
2022 - 2023 годы | |
1 |
Город Орёл |
2023 - 2024 годы | |
1 |
Город Орёл |
2 |
Новосильский район |
2024 - 2025 годы | |
1 |
Город Орёл |
2 |
Новосильский район |
3 |
Малоархангельский район |
4 |
Город Мценск |
5 |
Город Ливны |
V. Система программных мероприятий
Основные организационные мероприятия по реализации Программы, а также план программных мероприятий представлены в приложениях 2, 3 к Программе.
Важным условием выполнения мероприятий Программы и соблюдения сроков их выполнения является последовательность действий всех участников Программы.
VI. Организация мероприятий по сносу аварийных многоквартирных домов, расселенных в результате реализации Программы
Снос аварийных домов - процедура, требующая специальной подготовки, а также высокого уровня профессионализма от специалистов, производящих данные работы. Очень важно, чтобы снос аварийных домов производился в полном соответствии с правилами техники безопасности, так как даже малейшие недочеты и ошибки, допущенные при проведении демонтажных работ, могут привести к негативным последствиям. К числу таких последствий можно отнести угрозу безопасности для окружающих людей, а также повреждение остальных зданий, которые располагаются в непосредственной близости от сносимого строения.
Мероприятия по сносу аварийных многоквартирных домов, расселенных в результате реализации Программы, после переселения граждан будут организовывать органы местного самоуправления.
После реализации мероприятий по сносу аварийных многоквартирных домов, расселенных в результате реализации Программы, будут созданы условия для обеспечения застройки территорий, занятых в настоящее время аварийным жилищным фондом, благоустроенными жилыми помещениями, объектами социального и коммунально-бытового назначения и инженерной инфраструктуры.
VII. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется с привлечением средств Фонда, средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, а также путем привлечения инвестиционных (внебюджетных) ресурсов.
Общий объем финансирования Программы в 2019 - 2025 годах за счет средств софинансирования составит 1 459 546 130 рублей, в том числе
по этапам и источникам финансирования:
этап 2019 - 2020 годов - 159 916 330 рублей,
этап 2020 - 2021 годов - 125 428 790 рублей,
этап 2021 - 2022 годов - 125 428 840 рублей,
этап 2022 - 2023 годов - 349 590 920 рублей,
этап 2023 - 2024 годов - 349 590 920 рублей,
этап 2024 - 2025 годов - 349 590 330 рублей;
субсидии бюджета на долевое финансирование за счет средств Фонда - 1 430 644 050 рублей, в том числе:
этап 2019 - 2020 годов - 156 749 670 рублей,
этап 2020 - 2021 годов - 122 945 050 рублей,
этап 2021 - 2022 годов - 122 945 000 рублей,
этап 2022 - 2023 годов - 342 668 320 рублей,
этап 2023 - 2024 годов - 342 668 320 рублей,
этап 2024 - 2025 годов - 342 667 690 рублей;
субсидии за счет средств областного бюджета - 14 451 040 рублей, в том числе:
этап 2019 - 2020 годов - 1 583 330 рублей,
этап 2020 - 2021 годов - 1 241 870 рублей,
этап 2021 - 2022 годов - 1 241 920 рублей,
этап 2022 - 2023 годов - 3 461 300 рублей,
этап 2023 - 2024 годов - 3 461 300 рублей,
этап 2024 - 2025 годов - 3 461 320 рублей;
субсидии, предусмотренные в бюджетах муниципальных образований на долевое финансирование, - 14 451 040 рублей, в том числе:
этап 2019 - 2020 годов - 1 583 330 рублей,
этап 2020 - 2021 годов - 1 241 870 рублей,
этап 2021 - 2022 годов - 1 241 920 рублей,
этап 2022 - 2023 годов - 3 461 300 рублей,
этап 2023 - 2024 годов - 3 461 300 рублей,
этап 2024 - 2025 годов - 3 461 320 рублей.
Объем средств на реализацию Программы определен исходя из предложенных органами местного самоуправления способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда с учетом выбора наиболее экономически эффективных способов реализации Программы, планируемой стоимости жилых помещений, предоставляемых гражданам в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемого размера возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В качестве размера планируемой стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения использован размер стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Орловской области, или размер средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему образованию Орловской области.
Размер бюджетных средств, направляемый на финансирование возмещения за изымаемые жилые помещения, определяется на основании потребности (в соответствии с оценкой) на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, запрашиваемой в заявке муниципального образования, и не может превышать размера стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Орловской области, или размера средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по соответствующему образованию Орловской области.
Стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений в зависимости от способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда может различаться. Планируемая стоимость квадратного метра общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемый в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете на квадратный метр изымаемого жилого помещения могут устанавливаться дифференцированно по муниципальным образованиям Орловской области.
Расходное обязательство бюджета Орловской области устанавливается в размере не менее разницы между лимитом средств, необходимым для реализации минимального размера этапа Программы (пункт 1.12 приказа Минстроя России от 31 января 2019 года N 65/пр "Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года"), и расходным обязательством из федерального бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации об утверждении предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации в отношении субсидий, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникших при реализации национальных проектов (программ) и (или) федеральных проектов.
Минимальный размер долевого софинансирования Программы за счет средств местного бюджета устанавливается не менее расходного обязательства бюджета Орловской области (объема средств областного бюджета), указанного в предыдущем абзаце.
В объеме долевого финансирования не учитываются внебюджетные средства. В объем долевого финансирования не включаются средства бюджета Орловской области и муниципального образования, планируемые к использованию на цели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, общая площадь которого превышает общую площадь аварийного жилищного фонда, учитываемую для целей определения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на указанные цели.
Допускается привлечение дополнительных средств из консолидированного бюджета Орловской области в обоснованных случаях заключения муниципальных контрактов по цене, превышающей планируемую стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, указанную в Программе, на приобретение помещений площадью больше расселяемой (но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека) в отсутствие соответствующих предложений на рынке жилья, выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение.
В случаях исключения из Программы аварийных домов, включенных в приложение 1 к Программе, в связи с выявлением в ходе выездных выборочных проверок и (или) проверки документов, подтверждающих признание многоквартирных домов аварийными, недостоверных сведений или если объем запрашиваемых в заявке муниципального образования средств на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на очередной год меньше установленного нормативным правовым актом Орловской области распределения лимитов средств финансовой поддержки Фонда, средств софинансирования из областного бюджета на мероприятия по переселению граждан, проживающих на территории Орловской области, из аварийного жилищного фонда на соответствующий год, средства финансовой поддержки Фонда, средства софинансирования из областного бюджета могут быть направлены в текущем году муниципальным образованиям, на территории которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года, на основании поступивших от них заявок на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
VIII. Принципы распределения средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями - участниками Программы и объемы долевого финансирования
Распределение средств долевого финансирования на реализацию мероприятий Программы осуществляется исходя из необходимости обеспечения выполнения целевых показателей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации для Орловской области, по этапам Программы, общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в соответствии с адресными перечнями домов, включенных в Программу, исходя из даты признания дома аварийным, а также пропорционально затратам муниципальных образований на реализацию мероприятий Программы. При этом предусмотрена возможность ежегодной корректировки указанного распределения средств долевого финансирования с учетом предложений муниципальных образований о выбранных способах реализации Программы, заявок муниципальных образований в соответствии с требованиями Федерального закона.
В случае невозможности использования органами местного самоуправления лимитов средств финансовой поддержки, распределенных согласно Программе, средства Фонда и средства долевого финансирования областного бюджета распределяются на другие муниципальные образования, участвующие в Программе.
IX. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы
Планируемые показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, приведены в паспорте Программы и соответствуют планируемым показателям переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, приведенным в приложении 4 к Программе.
Дополнительным результатом реализации Программы является освобождение земельных участков (в связи с ликвидацией аварийного жилищного фонда) в районах со сложившейся жилой застройкой, обеспеченных социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Данные участки могут быть использованы при градостроительной деятельности в целях развития имеющейся инфраструктуры.
Социальная эффективность реализации Программы является первым критерием и прямо вытекает из ее основной цели.
Реализация Программы позволит:
1) выполнить обязательства государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
2) создать благоприятные условия на территории Орловской области для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства, что позволит улучшить облик муниципальных образований за счет комплексного освоения территорий путем ликвидации аварийного жилищного фонда;
3) снизить социальную напряженность в обществе;
4) улучшить демографическую ситуацию и состояние здоровья населения;
5) расширить возможности по реализации прав граждан на приватизацию жилых помещений;
6) создать нормативную правовую базу, устанавливающую ответственность за состояние жилищного фонда.
X. Информационное и методическое обеспечение Программы
При реализации Программы предусмотрено проведение информационно-разъяснительной кампании по освещению хода и результатов реализации Программы.
Департаментом обеспечивается открытость следующей информации:
о содержании правовых актов и решений органов государственной власти Орловской области, органов местного самоуправления о подготовке, принятии и реализации Программы;
ходе реализации Программы, осуществлении текущей деятельности органов государственной власти по выполнению Программы;
правах собственников и нанимателей жилых помещений в аварийных многоквартирных домах и необходимых действиях по защите этих прав;
системе контроля за расходованием средств Фонда, средств областного и местных бюджетов при выполнении Программы с указанием наименований контролирующих органов, фамилий, имен и отчеств руководителей контролирующих органов, времени их приема, адресов почтовой связи и адресов электронной почты, номеров телефонов и телефаксов;
планируемых и достигнутых результатах выполнения Программы.
Информация о реализации Программы в установленном порядке представляется путем размещения в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в сети Интернет, а также в региональных средствах массовой информации. Органами местного самоуправления по телефону, а также с использованием почтовых и электронных отправлений на постоянной основе организуется работа справочной службы для разъяснения гражданам целей и условий Программы, выяснения любых возникающих у граждан вопросов, связанных с реализацией Программы.
XI. Управление и контроль за реализацией Программы, представление отчетности об ее исполнении
Контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Орловской области.
Оперативное управление выполнением мероприятий Программы и текущее руководство Программой осуществляет Департамент.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.