Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
г. Орла
от 29 апреля 2019 г. N 1802
Муниципальная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орел" на 2019 - 2025 годы
Паспорт
муниципальной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орел" на 2019 - 2025 годы"
Наименование программы |
Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орел" на 2019 - 2025 годы (далее - Программа) |
|
Главный распорядитель бюджетных средств |
Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла |
|
Цели и задачи Программы |
Финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из многоквартирных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу (далее - Аварийные МКД). Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию жилищного фонда, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нем; минимизация издержек по содержанию аварийных домов и сокращения сроков включения освобождающихся земельных участков в хозяйственный оборот. Для достижения целей решаются следующие задачи: |
|
- |
формирование финансовых ресурсов и выбор наиболее экономически эффективных способов реализации Программы; |
|
- |
привлечение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и эффективное их использование; |
|
- |
заблаговременное проведение мероприятий, направленных на информирование граждан и согласование с ними способов и иных условий переселения граждан из аварийного жилищного фонда |
|
Сроки реализации Программы |
Срок реализации муниципальной адресной программы - 2019 - 2025 годы |
|
Ответственный исполнитель |
Ответственный исполнитель: управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла (далее - Управление). Соисполнители: управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла, муниципальное казенное учреждение "Управление коммунальным хозяйством города Орла" (далее - МКУ "УКХ г. Орла"), организации, определенные в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ликвидация аварийного жилищного фонда, который угрожает жизни и здоровью граждан; снижение социальной напряженности; снижение издержек за содержание аварийного жилищного фонда; высвобождение земельных участков; улучшение внешнего облика муниципального образования "Город Орел" |
|
Целевые индикаторы и показатели |
1) количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда, признанного подлежащим сносу; 2) расселяемая площадь аварийного жилищного фонда; 3) количество расселяемых жилых помещений |
|
Объемы и источники финансирования |
Финансирование муниципальной адресной программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы, - 1378624985,97 рублей, в том числе по годам: этап 2019 - 2020 - 157956305,97 рублей; этап 2020 - 2021 - 125428790,00 рублей; этап 2021 - 2022 - 118173340,00 рублей; этап 2022 - 2023 - 349590920,00 рублей; этап 2023 - 2024 - 338083070,00 рублей; этап 2024 - 2025 - 289392560,00 рублей, из них: средства федерального бюджета - 1351325378,33 рублей, в том числе по годам: этап 2019 - 2020 - 154828458,33 рублей; этап 2020 - 2021 - 122945050,00 рублей; этап 2021 - 2022 - 115833200,00 рублей; этап 2022 - 2023 - 342668320,00 рублей; этап 2023 - 2024 - 331388350,00 рублей; этап 2024 - 2025 - 283662000,00 рублей; средства областного бюджета - 13649803,82 рублей, в том числе по годам: этап 2019 - 2020 - 1563923,82 рублей; этап 2020 - 2021 - 1241870,00 рублей; этап 2021 - 2022 - 1170070,00 рублей; этап 2022 - 2023 - 3461300,00 рублей; этап 2023 - 2024 - 3347360,00 рублей; этап 2024 - 2025 - 2865280,00 рублей; средства бюджета города Орла - 13649803,82, в том числе по годам: этап 2019 - 2020 - 1563923,82 рублей; этап 2020 - 2021 - 1241870,0 рублей; этап 2021 - 2022 - 1170070,0 рублей; этап 2022 - 2023 - 3461300,00 рублей; этап 2023 - 2024 - 3347360,00 рублей; этап 2024 - 2025 - 2865280,00 рублей. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению при утверждении бюджета города Орла на очередной финансовый год |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Проблема состояния жилищного фонда является источником целого ряда отрицательных социальных тенденций. В результате несоответствия требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, гражданам не обеспечивается комфортное проживание, они не могут получать полный набор жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества. Жилищный фонд, признанный непригодным для проживания, аварийный и подлежащий сносу, угрожает жизни и здоровью граждан, ухудшает внешний облик муниципального образования "Город Орел", сдерживает развитие инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность городского округа.
Недостаточное бюджетное финансирование жилищно-коммунального комплекса привело к резкому увеличению износа основных фондов. В жилищном фонде сложилась опасная ситуация из-за недоремонта жилья и его стремительного старения. Ситуация усугубилась после массовой передачи в муниципальную собственность ведомственного жилья, состояние которого оставляет желать лучшего. Для приведения жилищного фонда в исправное состояние требуются большие материальные и трудовые затраты.
Принятие Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и выделение финансовой поддержки из федерального бюджета позволило кардинально улучшить состояние жилищного фонда в лучшую сторону.
В городе Орле за период 2009 - 2017 годов ежегодно реализовывались адресные программы города Орла в рамках Федерального закона РФ от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" по переселению граждан из аварийного жилого фонда с привлечением средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, бюджета города Орла. По итогам реализации адресных программ переселения граждан из аварийных домов в городе Орле в 2008 - 2017 годах полностью ликвидирован жилищный фонд, признанный аварийным до 01.01.2012.
Несмотря на достигнутые результаты, проблема расселения аварийного жилищного фонда остается актуальной для города Орла. На сегодняшний день нерасселенными остаются 161 многоквартирный дом общей площадью свыше 79 тыс. кв. м, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции после 01.01.2012.
Принятие ведомственной целевой программы "Муниципальная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Город Орел" на 2019 - 2025 годы" позволит решить задачи, связанные с расселением аварийного фонда.
В рамках данной Программы муниципальному образованию "Город Орел" предстоит расселить 127 многоквартирных домов общей площадью 44,8 тыс. м2, в которых проживает 3229 человек.
Решение проблемы переселения граждан из непригодного для постоянного проживания жилья, осуществляемого в соответствии с Программой, будет способствовать ликвидации аварийного фонда, угрожающего жизни и здоровью граждан, улучшению внешнего облика города Орла, повышению инвестиционной привлекательности.
2. Сроки и механизмы реализации муниципальной программы
Основным механизмом реализации Программы является оказание государственной поддержки на переселение граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2017 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Программа утверждается на период с 2019 года до 01.09.2025.
Этапы Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 01.09.2025.
В первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования "Город Орел" и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "Город Орел", а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах муниципального образования "Город Орел" или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта Орловской области.
Структурные подразделения администрации города Орла, задействованные в реализации мероприятий Программы, проводят разъяснительную работу с гражданами, проживающими в аварийных многоквартирных домах, включенных в текущий этап Программы, предусмотренный в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, об условиях, сроках, порядке переселения, порядке изъятия жилых помещений и размере возмещения за изымаемые жилые помещения с целью выявления пожеланий собственников помещений в указанных домах о способе и иных условиях их переселения. В случае если размер возмещения за изымаемое жилое помещение ниже стоимости планируемого к предоставлению жилого помещения, гражданам разъясняется возникновение доплаты разницы в стоимости жилых помещений, порядок расчета такой доплаты, а также порядок предоставления жилого помещения на условиях осуществления гражданами доплаты за предоставляемые жилые помещения.
При реализации Программы жилые помещения, предназначенные для переселения граждан, или многоквартирные дома могут быть высвобождены в результате:
- смерти лица, занимающего на основании договора социального найма жилое помещение в многоквартирном доме, включенном в Программу, или в случае с собственником, помещение которого было признано выморочным;
- снятия с регистрационного учета всех граждан-нанимателей;
- утраты нанимателем права на получение жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в Программу;
- признания домов в установленном порядке пригодными для постоянного проживания.
При реализации Программы в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению, могут быть включены жилые помещения, наниматели которых приобрели право на получение жилых помещений, а также иной жилой фонд по решению суда.
Учитывая доведенные субъектом фиксированные размеры этапов Программы, а также действия нанимателей по признанию за собой права пользования жилыми помещениями (в том числе по решению суда), подлежащими переселению, отказы граждан от закупленных квартир или судебные решения об отказе в принудительном выселении граждан, аварийные дома могут подлежать дроблению, то есть расселение жилых помещений данных домов может осуществляться в разных этапах Программы.
3. Требования к проектируемым (строящимся) и приобретаемым жилым помещениям
Рекомендуемые требования к жилью, строящемуся или приобретаемому, представлены в приложении N 1 к паспорту Программы.
4. План-график реализации программы переселения
План-график реализации программы переселения представлен в приложении N 2 к паспорту Программы.
5. Перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (с указанием их основных характеристик)
Перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с указанием их основных характеристик приведен в приложении 1 к Программе.
6. Обоснование объемов средств на реализацию Программы
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются:
а) на приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) на строительство таких домов. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Орловской области или постановлением Правительства Орловской области для муниципального образования "Город Орел";
б) на приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения, для предоставления их гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда. При этом предельная стоимость одного квадратного метра общей площади таких жилых помещений не должна превышать стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенная Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для Орловской области или постановлением Правительства Орловской области для муниципального образования "Город Орел";
в) на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса при условии истечения установленного органом местного самоуправления разумного срока сноса или реконструкции таких домов силами собственников. В случае если выкупная цена жилого помещения превышает размер выкупной цены, рассчитанной исходя из стоимости одного квадратного метра, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств бюджета города или субъекта.
7. Порядок определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение
Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае если указанным в части 6 статьи 32 соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность граждан, выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
При этом стоимость предоставляемого жилого помещения определяется в зависимости от основания возникновения права собственности в соответствии со стоимостью приобретения, указанной в договоре (муниципальном контракте), заключенном с застройщиком, продавцом, или в случае безвозмездной передачи в муниципальную собственность - согласно отчету об оценке его стоимости.
Рыночная стоимость изымаемого жилого помещения, общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество определяется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации согласно отчету об оценке стоимости имущества. При этом затраты и убытки, связанные с вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения, произведенными после принятия решения об изъятии жилого помещения, в стоимости имущества не учитываются.
Соглашение с собственником жилого помещения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения оформляется путем заключения договора мены (обмена).
Средства от доплаты за разницу в рыночной стоимости жилых помещений зачисляются в доход бюджета муниципального образования "Город Орел".
8. Объем долевого финансирования
Финансовые ресурсы Программы формируются за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного бюджета, бюджета города Орла.
Плановый общий объем долевого финансирования средств на реализацию Программы определен на основании утвержденной муниципальной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Объем средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства определяется по лимиту средств, установленному федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для постоянного проживания жилищного фонда", утвержденным протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21.12.2018 N 3. Бюджеты Орловской области и города Орла обеспечивают долевое финансирование в объеме, необходимом для расселения аварийного жилищного фонда, включенного в Программу.
Общая стоимость составляет 1378624985,97 рублей, в том числе: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 1351325378,33 рублей; средства областного бюджета - 13649803,82 рублей; средства местных бюджетов - 13649803,82 рублей:
- этап 2019 - 2020 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 157956305,97 рублей, средства областного бюджета - 1563923,82 рублей, средства местного бюджета - 1563923,82 рублей;
- этап 2020 - 2021 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 122945050,0 рублей, средства областного бюджета - 1241870,0 рублей, средства местного бюджета - 1241870,0 рублей;
- этап 2021 - 2022 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 115833200, рублей, средства областного бюджета - 1170070,0 рублей, средства местного бюджета - 1170070,0 рублей;
- этап 2022 - 2023 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 342668320,0 рублей, средства областного бюджета - 3461300,0 рублей, средства местного бюджета - 3461300,0 рублей;
- этап 2023 - 2024 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 331388350,0 рублей, средства областного бюджета - 3347360,0 рублей, средства местного бюджета - 3347360,0 рублей;
- этап 2024 - 2025 годов: средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 283662000,0 рублей, средства областного бюджета - 2865280,0 рублей, средства местного бюджета - 2865280,0 рублей.
Потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда и источников финансирования представлены также в приложениях 2, 3 к Программе.
9. Планируемые показатели выполнения Программы
Планируемые показатели выполнения Программы приведены в приложении 4 к Программе.
10. Механизм реализации Программы
Главный распорядитель бюджетных средств:
- осуществляет общее руководство и координацию деятельности исполнителя Программы, анализ работ;
- с помощью других структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов формирует необходимую нормативную базу;
- принимает участие в решении вопросов бюджетного финансирования Программы и предусматривает средства из бюджета города на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на долевое финансирование и на разницу в площадях приобретенного жилого помещения, которое превышает общую площадь переселяемого жилого помещения, для помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- формирует заявки на получение финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;
- вносит предложения по распределению средств из бюджета города;
- вносит предложения по координации мероприятий, формированию списков домов, подлежащих сносу, по сроку и порядку переселения граждан;
- осуществляет мероприятия по реализации Программы в рамках своих полномочий;
- осуществляет взаимодействие в части реализации Программы с Департаментом топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области;
11. Мониторинг и контроль за ходом реализации Программы
Мониторинг реализации Программы производится ежеквартально, а также по итогам полугодия и года.
Мониторинг реализации Программы основывается на следующих основных принципах:
- многоуровневости организации мониторинга;
- установленной периодичности сбора и анализа отчетности;
- детализированной организации системы отчетности;
- информативности системы мониторинга;
- выполнении условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в рамках:
- формирования и предоставления периодической и финансовой отчетности по форме и в сроки, устанавливаемые правлением Фонда;
- предоставления информации по запросам Фонда, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области;
- при проведении Фондом выездных проверок.
Порядок формирования и предоставления участниками процедур мониторинга периодической отчетности определяется "Методическими рекомендациями по мониторингу реализации региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".
Контроль за ходом реализации Программы возлагается на первого заместителя главы администрации города Орла О.В. Минкина.
Управление городского хозяйства и транспорта администрации города Орла анализирует и корректирует ход выполнения Программы и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.