Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению
Правительства Орловской области
от 4 июля 2019 г. N 330-р
Концепция
внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей
I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей, в том числе проблематика и планируемые результаты
Важнейшей составляющей образовательного пространства Орловской области является дополнительное образование детей, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
Система дополнительного образования Орловской области в настоящее время представлена 95 организациями (9 областными и 86 муниципальными), 2 907 объединений дополнительного образования различной направленности посещают более 64 тысяч детей возрасте 5 - 18 лет, что составляет 67,7% от общего количества детей данного возраста.
Во исполнение подпункта "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в целях увеличения к 2020 году числа детей от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 %, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в регионе распоряжением Правительства Орловской области от 29 марта 2013 года N 132-р утвержден План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Орловской области", который включает в себя:
совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей;
распространение региональных и муниципальных моделей организации дополнительного образования детей;
разработку и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей;
создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению.
В рамках решения задачи увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет услугами дополнительного образования с 2012 года успешно реализуются подпрограммы государственной программы Орловской области "Образование в Орловской области" :
подпрограмма 1 "Развитие системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей и молодежи" ;
подпрограмма 3 "Государственная поддержка работников системы образования, талантливых детей и молодежи" ;
подпрограмма 7 "Развитие воспитательной работы в образовательных организациях Орловской области" .
В Орловской области сохранена система бесплатного дополнительного образования. Все обучающиеся дошкольных и общеобразовательных учреждений, расположенных на территории Орловской области, имеют возможность получать дополнительное образование как на безвозмездной, так и платной основе.
Методическую функцию в системе дополнительного образования осуществляют три бюджетных учреждения Орловской области дополнительного образования, являющиеся региональными ресурсными центрами:
бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" ;
бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Орловская станция юных натуралистов" ;
бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества, туризма и экскурсий" .
Центром системы дополнительного образования Орловской области является бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" , которое посещают 3 600 детей, занимающихся в 49 объединениях.
В целях развития методического обеспечения организаций дополнительного образования детей осуществляется разноплановая работа по созданию единого информационного пространства, накоплению ценного опыта достижений в образовательной практике.
На базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" действуют:
федеральная инновационная площадка "Формирование у обучающихся экоцентрического сознания на основе Концепции "Экология в системе культуры" ;
консультационный пункт по техническому творчеству;
региональный ресурсный центр обеспечения деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" ;
областная пионерская организация "Орлята" .
В 2019 году на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" будет создан детский технопарк "Кванториум" .
Ежегодно данной образовательной организацией проводится более 50 областных мероприятий различной направленности.
Координатором работы природоохранной деятельности образовательных организаций Орловской области выступает бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Орловская станция юных натуралистов". В Орловской области действует 91 объединение эколого-биологической направленности с общей численностью детей 1 964 человека.
Во всех общеобразовательных учреждениях Орловской области работают природоохранные объединения школьников: школьные лесничества и звенья, экологические дружины, профильные экологические отряды. В их работе ежегодно принимают участие более 10 тысяч детей и подростков.
С 2015 года при поддержке Департамента образования Орловской области в регионе реализуются природоохранные социально-образовательные проекты "Эколята-дошколята" , "Эколята" и "Молодые защитники природы", являющиеся инновационным инструментарием развития дополнительного образования эколого-биологической направленности. Указанные проекты позволяют научить детей бережному отношению к природе, способствуют развитию понимания неразделимого единства человека и природы, помогают обучающимся осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания человека на земле, осуществлять волонтерскую деятельность.
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Центр детского (юношеского) технического творчества, туризма и экскурсий" осуществляет дополнительную подготовку детей по техническому, социально-педагогическому, художественному и туристско-краеведческому направлениям. Это многопрофильная образовательная организация, в объединениях которой занимаются 1 670 воспитанников, более 7 тысяч обучающихся ежегодно охвачены туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью.
На базе указанной организации функционирует Центр патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе, который во взаимодействии с военным комиссариатом ведет работу с допризывной молодежью, оказывает методическую помощь образовательным организациям в вопросах патриотического воспитания молодых граждан. Кроме того, в 2016 году в данном учреждении создан региональный штаб Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения "ЮНАРМИЯ" .
Дальнейшее развитие системы дополнительного образования в Орловской области возможно при ее целенаправленном ресурсном обеспечении, включающем все основные компоненты: современная материально-техническая база, квалифицированные кадры, нормативно-правовая база, инновационные учебные программы.
Внедрение целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Орловской области позволит создать современные организационно-правовые, финансово-экономические механизмы управления и развития региональной системы дополнительного образования детей, сформировать условия непрерывного развития профессионального мастерства, обмена опытом и лучшими региональными практиками реализации программ дополнительного образования, обеспечить функционирование общедоступного информационного портала с региональными и муниципальными сегментами по дополнительным общеобразовательным программам, сформировать механизмы и условия доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности.
Расширение спектра дополнительных образовательных услуг будет реально способствовать осуществлению принципов свободы выбора, учета интересов и потребностей детей, которые своими достижениями создают бренд Орловской системы дополнительного образования детей.
Создание регионального модельного центра на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" даст возможность координировать деятельность образовательных организаций Орловской области, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных направленностей, оказывать методическую помощь учреждениям в разработке инновационных вышеуказанных программ, обеспечивать заинтересованных лиц и организаций соответствующими статистическими и информационными материалами, использовать возможности информационных технологий для информирования населения о потенциале и деятельности системы дополнительного образования Орловской области.
II. Основные принципы целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Орловской области
1. Создание и обеспечение деятельности в 2021-2023 годах регионального модельного центра согласно методическим рекомендациям по созданию и функционированию регионального модельного центра, который будет:
а) выполнять функции регионального проектного офиса по общей координации реализации регионального проекта Орловской области, организации проектной деятельности в сфере дополнительного образования детей в Орловской области, а также по взаимодействию с рабочей группой и проектным офисом национального проекта;
б) обеспечивать внедрение системы персонифицированного финансирования в Орловской области;
в) формировать в Орловской области эффективную систему взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающую в себя региональный модельный центр как "ядро" региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
г) внедрять пилотные проекты обновления содержания и технологий дополнительного образования;
д) обеспечивать развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей, в том числе непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников для работы с одаренными детьми;
е) выявлять и распространять лучшие практики реализации современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей, дополнительных общеобразовательных программ, осуществлять программное, методическое, кадровое, информационное и организационное сопровождение развития региональной системы дополнительного образования детей в Орловской области.
2. Внедрение и распространение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечение равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственными, муниципальными и частными организациями, осуществляющими деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрение эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей.
3. Формирование современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ.
4. Реализация дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечение в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных, и организаций высшего образования, а также научных организаций, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики.
5. Выравнивание доступности предоставления дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
6. Внедрение общедоступного навигатора по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующего функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей; а также иные мероприятия федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" с учетом региональной специфики системы дополнительного образования детей.
III. Региональный модельный центр дополнительного образования детей Орловской области
Региональный модельный центр создается на базе бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина".
Полное наименование: бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина";
сокращенное наименование: БУ ОО ДО "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина".
Организационно-правовая форма - бюджетное учреждение.
Вид - Дворец детского (юношеского) творчества.
Тип - образовательное учреждение дополнительного образования.
Юридический адрес: 302028, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 31; телефон/факс: 8(4862) 76-30-15; адрес сайта в сети Интернет: http://www.dvorezgagarina.ru.
Информация об учредителях (полные наименования всех учредителей): Департамент образования Орловской области, Крымова Татьяна Владленовна, член Правительства Орловской области - руководитель Департамента образования Орловской области. Адрес: 302028, г. Орел, пл. Ленина, д. 1; телефоны: 8(4862) 59-82-90, 59-82-54, e-mail: pr_obraz@adm.orel.ru.
Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" осуществляет функции ресурсного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающего согласованное развитие общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей технической, естественно-научной, художественной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленностей.
Согласно пункту 6.1 раздела VII "Имущество учреждения и финансы" Устава бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина", утвержденного приказом Департамента образования Орловской области от 30 ноября 2015 года N 1333 "Об утверждении Устава бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина", все имущество находится в собственности Орловской области (таблица 1).
Таблица 1
Тип имущества |
Адрес |
Площадь, кв. м |
Тип помещения |
Высота потолков, м |
Здание |
302028, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 31 |
4 632,9 |
Нежилое помещение открытого типа |
3,40 |
Общая площадь всех помещений, отданных региональному модельному центру |
302028, г. Орел, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 31 |
556,9 |
Нежилое помещение открытого типа |
3,40 |
Перечень функциональных зон регионального модельного центра с указанием их площади представлен в таблице 2.
Таблица 2
N |
Функциональные зоны регионального модельного центра |
Площадь, кв. м |
Количество, единиц |
1. |
Административные зоны |
200,5 |
7 |
2. |
Коворкинг |
66,6 |
1 |
3. |
Лекторий |
280,8 |
1 |
4. |
Серверная |
9,0 |
1 |
Здание бюджетного учреждения Орловской области дополнительного образования "Дворец пионеров и школьников имени Ю. А. Гагарина" сдано в эксплуатацию после реконструкции 19 февраля 2015 года, не требует капитального или косметического ремонта.
Соответствие требованиям Роспотребнадзора для организаций, в которых оказываются услуги по дополнительному образованию детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), - соответствует (Санитарно-эпидемиологическое заключение N 57.01.03.000.М.000008.01.18 от 16 января 2018 года).
Соответствует Сводам правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения (СП 59.13330.2012 и СП 138.13330.2012).
Описание территориальной доступности регионального модельного центра дополнительного образования детей, путь следования к региональному модельному центру дополнительного образования детей пассажирским транспортом:
остановка общественного транспорта "Дворец спорта" - троллейбус N 4, 6, маршрутное такси по направлению в Советский район.
Путь следования к региональному модельному центру дополнительного образования детей от ближайшей остановки пассажирского транспорта:
расстояние до объекта от остановки транспорта - 120 м;
время движения (пешком) - 5 мин.
IV. Смета расходования средств на реализацию мероприятий по внедрению целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей в Орловской области в 2021 году
N |
Наименование мероприятия |
Итого, тыс. рублей |
|||||||
федеральный бюджет |
региональный бюджет |
внебюджетные и иные источники |
итого по всем источникам |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||
I. Мероприятия по созданию и обеспечению деятельности регионального модельного центра дополнительного образования детей (далее -РМЦ) в 2021 - 2023 годах | |||||||||
1.1. |
Повышение квалификации сотрудников и заместителя директора РМЦ на базе федерального ресурсного центра по управлению в сфере образования и проектной деятельности |
500,00 |
1 901,31 |
0 |
2 401,31 |
||||
1.2. |
Материально-техническое оснащение РМЦ для организации качественного контента информационного сопровождения мероприятий федерального проекта, иных мероприятий для детей и молодежи Орловской области, организации мероприятий по повышению квалификации, в том числе дистанционному, и сопровождения деятельности муниципальных опорных центров |
5 000,00 |
463,16 |
0 |
5 563,16 |
||||
1.3. |
Обеспечение деятельности РМЦ, в том числе оплаты труда сотрудников РМЦ, аренды помещений, коммунальных расходов, расходных материалов, командировочных расходов |
0 |
6 451,40 |
130,00 |
6 581,40 |
||||
II. Мероприятия по внедрению и распространению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обеспечению равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований для государственных, муниципальных и частных организаций, осуществляющих деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ, внедрению эффективных моделей государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования детей | |||||||||
2.1. |
Методическое и консультационное сопровождение разработки методик расчета нормативной стоимости программ на региональном уровне, включая подготовку типовых актов, определение параметров для каждого муниципального образования, определение финансовых затрат на внедрение системы персонифицированного финансирования |
500,0 |
26,32 |
100,0 |
626,32 |
||||
2.2. |
Информационное сопровождение и информирование родителей, поставщиков услуг о внедрении персонифицированного финансирования |
0 |
0 |
150,0 |
150,00 |
||||
III. Мероприятия по формированию современной системы сопровождения, развития и совершенствования профессионального мастерства педагогических и управленческих кадров сферы дополнительного образования детей, а также специалистов-практиков из реального сектора экономики и из других сфер, студентов и аспирантов, не имеющих педагогического образования, в целях их привлечения к реализации дополнительных общеобразовательных программ | |||||||||
3.1. |
Организация обучения, проведение консультаций, очных и дистанционных мероприятий по повышению квалификации педагогических и руководящих работников организаций дополнительного образования (семинаров, конференций, видеоконференций, форумов, тренингов) |
900,0 |
47,37 |
50,0 |
997,37 |
||||
3.2. |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов дополнительного образования |
0 |
0 |
220,00 |
220,00 |
||||
IV. Мероприятия по реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме, вовлечению в реализацию образовательных программ образовательных организаций всех типов, в том числе профессиональных и организаций высшего образования, а так же научных, организаций спорта, культуры, общественных организаций и предприятий реального сектора экономики | |||||||||
4.1. |
Разработка программ и организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, промышленных предприятий и бизнес-структур |
300,00 |
15,79 |
100,00 |
415,79 |
||||
V. Мероприятия по выравниванию доступности предоставления дополнительного образования для детей с учетом региональных особенностей, соответствующего запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе одаренных детей, детей из сельской местности и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) | |||||||||
5.1. |
Разработка и внедрение дистанционных курсов и модульных дополнительных общеразвивающих программ, создание интернет-ресурса дистанционного образования |
1 000,00 |
52,63 |
72,63 |
1 125,26 |
||||
VI. Мероприятия по внедрению общедоступного навигатора дополнительного образования детей Орловской области, соответствующего утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации функциональным требованиям, позволяющего семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам и уровню подготовки детей | |||||||||
6.1. |
Создание модуля персонифицированного учета и финансирования навигатора |
1 200,00 |
63,16 |
80,00 |
1 343,16 |
||||
6.2. |
Создание модуля личных кабинетов педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы, внесенные в каталог навигатора |
600,00 |
31,58 |
50,00 |
681,58 |
||||
|
Итого |
10 000,0 |
9 052,72 |
1 052,63 |
20 105,35 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.