Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства Саратовской области
от 24 марта 2016 г. N 129-П
Изменения, вносимые в государственную программу Саратовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года"
1. В паспорте государственной программы:
позицию "Подпрограммы" дополнить абзацем следующего содержания:
"подпрограмма 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы";
в абзаце втором позиции "Целевые показатели государственной программы" цифры "1720,0" заменить цифрами "1821,0";
позицию "Объемы финансового обеспечения государственной программы" изложить в следующей редакции:
"общий объем финансового обеспечения государственной программы за счет всех источников - 10344226,9 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1609218,5 тыс. рублей;
2015 год - 1489874,2 тыс. рублей;
2016 год - 1853998,0 тыс. рублей;
2017 год - 2492013,6 тыс. рублей;
2018 год - 1180466,3 тыс. рублей;
2019 год - 648921,7 тыс. рублей;
2020 год - 1069734,6 тыс. рублей;
областной бюджет - 380872,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 49569,4 тыс. рублей;
2015 год - 24744,7 тыс. рублей;
2016 год - 38405,9 тыс. рублей;
2017 год - 38274,3 тыс. рублей;
2018 год - 92392,0 тыс. рублей;
2019 год - 66826,6 тыс. рублей;
2020 год - 70659,4 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 4094207,4 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 515301,1 тыс. рублей;
2015 год - 474976,3 тыс. рублей;
2016 год - 206049,5 тыс. рублей;
2017 год - 810029,7 тыс. рублей;
2018 год - 902174,8 тыс. рублей;
2019 год - 392410,7 тыс. рублей;
2020 год - 793265,3 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 90616,9 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 13245,0 тыс. рублей;
2017 год - 15865,3 тыс. рублей;
2018 год - 16435,0 тыс. рублей;
2019 год - 16727,0 тыс. рублей;
2020 год - 28344,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 5778530,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1044348,0 тыс. рублей;
2015 год - 990153,2 тыс. рублей;
2016 год - 1596297,6 тыс. рублей;
2017 год - 1627844,3 тыс. рублей;
2018 год - 169464,5 тыс. рублей;
2019 год - 172957,4 тыс. рублей;
2020 год - 177465,3 тыс. рублей;
в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды, защита природных комплексов, объектов и ресурсов" на 2014-2020 годы - 2298534,1 тыс. рублей;
подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Саратовской области до 2020 года" - 3655769,6 тыс. рублей;
подпрограмма 3 "Развитие лесного хозяйства Саратовской области" на 2014-2020 годы - 1407176,2 тыс. рублей;
подпрограмма 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы - 2982747,0 тыс. рублей".
2. В разделе III "Целевые показатели государственной программы" цифры "1720,0" заменить цифрами "1821,0".
3. Раздел V "Обобщенная характеристика мер правового регулирования" изложить в следующей редакции:
"Раздел V. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 5 к государственной программе.".
4. Раздел VII "Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы" дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:
"Подпрограммой 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы предусматривается реализация мероприятий, направленных на улучшение санитарной и экологической обстановки на территории Саратовской области.
Главная цель подпрограммы - снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения Саратовской области.
Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления;
ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления.";
часть одиннадцатую считать частью двенадцатой.
5. Часть вторую раздела VIII "Финансовое обеспечение реализации государственной программы" изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансового обеспечения государственной программы за счет всех источников - 10344226,9 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1609218,5 тыс. рублей;
2015 год - 1489874,2 тыс. рублей;
2016 год - 1853998,0 тыс. рублей;
2017 год - 2492013,6 тыс. рублей;
2018 год - 1180466,3 тыс. рублей;
2019 год - 648921,7 тыс. рублей;
2020 год - 1069734,6 тыс. рублей;
областной бюджет - 380872,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 49569,4 тыс. рублей;
2015 год - 24744,7 тыс. рублей;
2016 год - 38405,9 тыс. рублей;
2017 год - 38274,3 тыс. рублей;
2018 год - 92392,0 тыс. рублей;
2019 год - 66826,6 тыс. рублей;
2020 год - 70659,4 тыс. рублей;
федеральный бюджет - 4094207,4 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 515301,1 тыс. рублей;
2015 год - 474976,3 тыс. рублей;
2016 год - 206049,5 тыс. рублей;
2017 год - 810029,7 тыс. рублей;
2018 год - 902174,8 тыс. рублей;
2019 год - 392410,7 тыс. рублей;
2020 год - 793265,3 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 90616,9 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 13245,0 тыс. рублей;
2017 год - 15865,3 тыс. рублей;
2018 год - 16435,0 тыс. рублей;
2019 год - 16727,0 тыс. рублей;
2020 год - 28344,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 5778530,3 тыс. рублей, в том числе:
2014 год - 1044348,0 тыс. рублей;
2015 год - 990153,2 тыс. рублей;
2016 год - 1596297,6 тыс. рублей;
2017 год - 1627844,3 тыс. рублей;
2018 год - 169464,5 тыс. рублей;
2019 год - 172957,4 тыс. рублей;
2020 год - 177465,3 тыс. рублей.".
6. В разделе "Характеристика подпрограмм государственной программы":
в подпрограмме 1 "Охрана окружающей среды, защита природных комплексов, объектов и ресурсов" на 2014-2020 годы:
в паспорте подпрограммы:
в абзаце втором позиции "Целевые показатели подпрограммы" слова "с 29,8 до 34 процентов" заменить словами "с 29,8 процента в 2012 году до 34 процентов в 2015 году;";
в позиции "Объемы и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам)":
в абзаце первом цифры "2308244,9" заменить цифрами "2298534,1";
в абзаце четвертом цифры "96040,3" заменить цифрами "94329,5";
в абзаце пятом цифры "103669,5" заменить цифрами "101669,5";
в абзаце шестом цифры "104914,1" заменить цифрами "102914,1";
в абзаце седьмом цифры "105964,1" заменить цифрами "103964,1";
в абзаце восьмом цифры "106394,1" заменить цифрами "104394,1";
в абзаце двадцать пятом цифры "1878782,2" заменить цифрами "1869071,4";
в абзаце двадцать восьмом цифры "45086,4" заменить цифрами "43375,6";
в абзацах двадцать девятом - тридцать втором цифры "41000,0" заменить цифрами "39000,0";
раздел 2 "Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы" дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Начиная с 2016 года, задача по созданию эффективной системы обращения с отходами производства и потребления будет решаться в рамках подпрограммы 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы.";
части четвертую-восьмую считать соответственно частями пятой-девятой;
в части пятой слова "с 29,8 до 34 процентов" заменить словами "с 29,8 процента в 2012 году до 34 процентов в 2015 году";
раздел 4 "Характеристика мер правового регулирования" изложить в следующей редакции:
"4. Характеристика мер правового регулирования
В рамках реализации основного мероприятия 1.10 "Выявление и обустройство особо охраняемых природных территорий регионального значения Саратовской области" будут вносится изменения в нормативно-правовой акт, утверждающий перечень особо охраняемых территорий регионального значения.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 5 к государственной программе.";
в разделе 6 "Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы":
дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:
"Данное мероприятие, начиная с 2016 года, будет реализовываться в рамках подпрограммы 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы.";
части одиннадцатую - двадцать первую считать соответственно частями двенадцатой - двадцать второй;
в части третьей раздела 8 "Объем финансового обеспечения, необходимый для реализации подпрограммы":
в абзаце первом цифры "2308244,9" заменить цифрами "2298534,1";
в абзаце четвертом цифры "96040,3" заменить цифрами "94329,5";
в абзаце пятом цифры "103669,5" заменить цифрами "101669,5";
в абзаце шестом цифры "104914,1" заменить цифрами "102914,1";
в абзаце седьмом цифры "105964,1" заменить цифрами "103964,1";
в абзаце восьмом цифры "106394,1" заменить цифрами "104394,1";
в абзаце двадцать пятом цифры "1878782,2" заменить цифрами "1869071,4";
в абзаце двадцать восьмом цифры "45086,4" заменить цифрами "43375,6";
в абзацах двадцать девятом - тридцать втором цифры "41000,0" заменить цифрами "39000,0";
дополнить подпрограммой 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы следующего содержания:
"Подпрограмма 4 "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
- |
"Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
- |
министерство природных ресурсов и экологии области |
Соисполнители подпрограммы |
- |
органы местного самоуправления (по согласованию), предприятия области (по согласованию) |
Цель подпрограммы |
- |
снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения Саратовской области |
Задачи подпрограммы |
- |
создание условий для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления; |
- |
ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления |
|
Целевые показатели подпрограммы |
- |
доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 35 процентов в 2016 году до 36 процентов в 2020 году; |
- |
количество объектов хранения, переработки и транспортировки отходов, введенных в эксплуатацию, - 9 единиц за период реализации подпрограммы; |
|
- |
доля объектов размещения отходов, не отвечающих установленным требованиям, в общем количестве объектов размещения отходов с 83 процентов в 2016 году до 5 процентов в 2020 году |
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
- |
2016-2020 годы |
Объем и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам) |
- |
объем финансового обеспечения подпрограммы за период 2016-2020 годов за счет всех источников - 2982747,0 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1450195,8 тыс. рублей; 2017 год - 1454107,3 тыс. рублей; 2018 год - 21727,0 тыс. рублей; 2019 год - 22069,8 тыс. рублей; 2020 год - 34647,1 тыс. рублей; |
- |
местные бюджеты (прогнозно) - 90616,9 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 13245,0 тыс. рублей; 2017 год - 15865,3 тыс. рублей; 2018 год - 16435,0 тыс. рублей; 2019 год - 16727,0 тыс. рублей; 2020 год - 28344,6 тыс. рублей; |
|
- |
внебюджетные источники (прогнозно) - 2892130,1 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 1436950,8 тыс. рублей; 2017 год - 1438242,0 тыс. рублей; 2018 год - 5292,0 тыс. рублей; 2019 год - 5342,8 тыс. рублей; 2020 год - 6302,5 тыс. рублей |
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
- |
привлечение частных инвестиций в отходоперерабатывающую отрасль; |
- |
доведение объема использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 36 процентов; |
|
- |
сокращение объема размещения твердых коммунальных отходов на полигонах области до 30 процентов |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу
Одной из глобальных проблем человечества является производство отходов, которое во всем мире нарастает темпами, опережающими их переработку, обезвреживание и утилизацию. Ежегодно в Российской Федерации образуется более 5 млрд тонн различных видов отходов, включая твердые коммунальные отходы (далее - ТКО). Основная часть ТКО складируется на полигонах различного типа и многочисленных свалках. На полигоны попадает около 85 процентов отходов, лишь 5 процентов отходов проходит вторичную переработку, и примерно 10 процентов отходов теряется при транспортировке. Накопление отходов приносит огромный экологический, экономический и социальный ущерб.
Саратовская область является регионом, в котором основная часть населения сосредоточена в крупных градопромышленных агломерациях. Сосредоточение производств и населения в крупных центрах, с одной стороны, приводит к концентрации техногенной нагрузки на окружающую среду и, соответственно, на здоровье населения. Пригородные территории и примыкающие к городским округам природные ландшафты загрязнены твердыми коммунальными отходами (бутылки из полиэтилентерефталата, полиэтиленовые пакеты, одноразовая посуда, алюминиевая и стеклянная тара).
С другой стороны, концентрация источников образования отходов, которые одновременно представляют собой ценные вторичные материальные ресурсы, является положительным фактором, способствующим организации перерабатывающих производств, способных значительно уменьшить загрязнение территорий и обеспечить выпуск востребованной на рынке продукции.
Объем образованных отходов производства и потребления по городам и районам Саратовской области в 2014 году согласно сводным данным статистической отчетности составил 5215,35 тыс. тонн, объем твердых бытовых отходов, размещенных на полигонах и свалках ТБО, составил 909,9 тыс. тонн.
Представленные в таблице 1 данные позволяют говорить об общей тенденции роста объемов образования отходов на протяжении последних 5 лет, что обуславливает обострение проблемы их утилизации.
Таблица 1
Динамика объемов образования отходов на территории Саратовской области (по годам)
Отходы |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Отходы производства и потребления (тыс. тонн) |
4204,2 |
4700,0 |
4652,2 |
5029,3 |
5215,35 |
Твердые коммунальные отходы (тыс. куб.м) |
3766,11 |
4267,3 |
6590,73 |
4357,05 |
4549,5 |
Существующая система обращения с твердыми коммунальными отходами во всех муниципальных образованиях области экономически и технологически неэффективна и не обеспечивает исполнения требований природоохранного законодательства. Более двух третей образующихся на территории области отходов захораниваются на полигонах и несанкционированных свалках.
При этом потери ресурсной составляющей отходов экспертно оцениваются в 3,5 млрд рублей, а наносимый ущерб от загрязнения окружающей природной среды - в 1,8 млрд рублей в год. Несанкционированное размещение отходов происходит на территориях всех муниципальных образований. Объекты захоронения, находящиеся практически возле каждого крупного населенного пункта, в основном, представляют собой свалки без каких-либо сооружений по защите окружающей среды. Из 652 объектов захоронения отходов, расположенных на территории Саратовской области, только 19 созданы в соответствии с проектами, имеющими необходимые согласования, включая должным образом оформленный землеотвод, и не требуют изменения своего функционального назначения и технологических решений. Остальные объекты в своем большинстве не имеют актов о вводе в эксплуатацию, их функционирование осуществляется с грубыми нарушениями установленных законодательством норм.
Общее количество несанкционированных свалок на территории Саратовской области (по данным муниципальных образований) составляет около 250 единиц. Реально (по экспертным оценкам) их намного больше, а объем накопленных на них отходов (9,6 млн куб.м или 2,0 млн тонн) сопоставим с объемами наполнения наиболее крупных организованных полигонов. Основными причинами такого положения дел являются необеспеченность городских округов и муниципальных районов достаточным количеством объектов размещения отходов (из 39 муниципальных образований Саратовской области лишь в 18 имеются мощности по организованному размещению твердых коммунальных отходов), а также техническими средствами сбора и транспортировки отходов. Десятки сельских населенных пунктов не охвачены услугами по сбору, транспортировке и размещению отходов.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", СанПиН-42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", Методическими рекомендациями о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов Российской Федерации, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 21 августа 2003 года N 152, планирование и дислокация объектов временного накопления отходов, нормативное количество транспортных средств для их вывоза, мероприятия по удалению отходов из частного сектора, рекреационных зон определяются на основе генеральных схем очистки территорий муниципальных районов, которые утверждаются органами местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет. На сегодняшний день только в 21 муниципальном районе исполняются требования законодательства в этой части. Таким образом, в 18 муниципальных районах Саратовской области схемы очистки никогда не разрабатывались.
Материально-техническая база сферы обращения с отходами находится в неудовлетворительном состоянии. Использование устаревших контейнеров открытого типа приводит к ухудшению эстетического облика населенных пунктов, загрязнению прилегающих территорий, потерям качества потенциально содержащихся в отходах вторичных ресурсов из-за воздействия осадков. Недостаток специальной техники по вывозу мусора и высокий уровень износа имеющихся мусоровозов приводит к постоянным срывам графиков вывоза коммунальных отходов.
Согласно данным статистической отчетности 2-ТП (отходы) за 2014 год в Саратовской области использование промышленных отходов составило 28 процентов от общего количества образовавшихся отходов. Переработка же твердых бытовых отходов будет осуществляться на территории Саратовской области заводами в г. Саратове и в г. Балакове, на которых планируется перерабатывать порядка 15 процентов от общего объема образующихся твердых коммунальных отходов, а при условии организации системы раздельного сбора мусора - до 30 процентов. Для сравнения, в развитых европейских странах (Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Нидерландах), где отходы рассматриваются, в первую очередь, как ценный источник вторичного сырья, повторное вовлечение твердых бытовых отходов в технологический цикл производства составляет от 30 до 50 процентов и выше.
Основными проблемами, препятствующими увеличению использования вторичных ресурсов в экономике региона, являются:
1) отсутствие нормативной правовой базы, стимулирующей переработку и потребление вторичных материальных ресурсов (отсутствие в законодательстве правовых норм, регламентирующих вопросы сбора и использования вторичных ресурсов, является одним из факторов, препятствующих развитию бизнеса по переработке отходов и, соответственно, увеличению доли их повторного потребления в производственно-технологическом цикле предприятий);
2) отсутствие единой информационной среды, обеспечивающей участников рынка достоверной информацией об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки;
3) отсутствие системного подхода к организации сбора отходов, направленного на извлечение вторичных ресурсов;
4) несовершенство тарифной политики в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований;
5) неудовлетворительное состояние материально-технической базы (недостаточное количество объектов размещения, высокий износ специализированной техники, устаревшие типы контейнеров);
6) неразвитость мощностей по первичной сортировке отходов и отсутствие возможности стабильных крупнотоннажных поставок вторсырья на переработку;
7) недостаточное количество производств, использующих вторичное сырье для выпуска готовой продукции.
Управление отходами производства и потребления на территории муниципальных образований Саратовской области осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами (более 100). Принимаемые органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов меры носят локальный характер и не позволяют использовать преимущества кооперации в создании межмуниципальной инженерной инфраструктуры, современных технологий обращения с отходами и по этой причине не способны кардинально изменить в ближайшие годы положение к лучшему.
Сложившаяся в Саратовской области система правового регулирования не выделяет переработку вторичных ресурсов в качестве автономного объекта управления. В этой связи на обращение с вторичными ресурсами распространяются требования нормативных правовых актов, регламентирующих обращение с отходами в целом. Таким образом, реализуется только одно направление в системе обращения с отходами - захоронение на полигонах и свалках.
Основными недостатками действующего нормативного правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их использования в качестве вторичных ресурсов являются:
отсутствие нормативных положений, регламентирующих организацию сбора отходов в целях их полезного использования в качестве вторичных материальных ресурсов, развития рынка вторичного сырья;
отсутствие дифференцированного подхода к регулированию сбора и использованию вторичных материальных ресурсов в зависимости от экономических условий для сбора и переработки их определенных видов, степени обеспеченности экономики области ресурсами первичного сырья;
недостаточность нормативно закрепленных инструментов экономического регулирования процесса сбора и переработки отходов и стимулирования развития малого и среднего бизнеса в этой сфере;
отсутствие экономических стимулов по сокращению добычи и переработки первичного сырья и энергоносителей за счет использования вторичных ресурсов;
нереализованность принципа ответственности производителя - субъекты хозяйственной деятельности не несут никакой ответственности на стадии превращения в отход продукции, которую они ввели в обращение на рынок;
отсутствие нормативно закрепленных требований к природопользователям по обязательной утилизации отходов;
отсутствие нормативной правовой базы, регламентирующей процедурные вопросы отнесения отходов к категории вторичного сырья.
Таким образом, на сегодняшний день правовое регулирование обращения с отходами как с вторичными материальными ресурсами развито очень слабо. Сформировавшаяся система управления отходами ориентирована главным образом на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами, что дает большие полномочия контролирующим органам, но не содержит стимулов для сокращения объемов их размещения в природной среде.
Сократить поток отходов на объекты их захоронения можно только одним способом - масштабным и своевременным выделением из твердых бытовых отходов ресурсов, пригодных для вторичного использования. При такой постановке задачи одним из важнейших элементов является селективный сбор и сортировка отдельных компонентов отходов.
В целях уменьшения объемов захоронения отходов в окружающей среде необходимо организовать раздельный сбор отходов, что позволит извлечь из них утильные фракции, уменьшить транспортные расходы, расходы на захоронение, продлить срок эксплуатации полигонов, а также снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Дальнейшее использование собранного при раздельном сборе сырья является экологически более безопасным, приемлемым, энерго- и ресурсосберегающим производством.
Введение раздельного сбора отходов преследует три основные цели:
сокращение объемов отходов, направляемых на размещение в окружающей природной среде;
экономия природных ресурсов;
повышение эффективности процессов сортировки, обезвреживания и переработки отходов и качества получаемой продукции (вторичного сырья, компоста).
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, главная цель экологической политики государства на среднесрочную перспективу - значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.
Стратегия социально-экономического развития Саратовской области на период до 2020 года определила основные направления обеспечения экологической устойчивости региона, среди которых утилизация, обезвреживание, экологически безопасное захоронение и размещение отходов производства и потребления, ликвидация всех очагов загрязнения, не отвечающих нормативным требованиям полигонов отходов, несанкционированных свалок, отстойников, развитие систем использования вторичных ресурсов, в том числе переработки отходов путем строительства и модернизации заводов по переработке отходов, мусоросортировочных и перегрузочных станций, полигонов отходов на территории Саратовской области.
Основной целью подпрограммы является снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду и здоровье населения Саратовской области.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
создание условий для обеспечения экологически безопасного обращения с отходами производства и потребления;
ликвидация мест несанкционированного размещения отходов производства и потребления.
Целевыми показателями реализации подпрограммы являются:
доля использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 35 процентов в 2016 году до 36 процентов в 2020 году;
количество объектов хранения, переработки и транспортировки отходов, введенных в эксплуатацию, - 9 единиц за период реализации подпрограммы;
доля объектов размещения отходов, не отвечающих установленным требованиям, в общем количестве объектов размещения отходов с 83 процентов в 2016 году до 5 процентов в 2020 году.
За период реализации подпрограммы с 2016 по 2020 годы планируется проведение эксперимента по раздельному сбору ТКО в населенных пунктах муниципальных районов Саратовской области, создание генеральных схем очистки территорий городских округов, муниципальных районов и Саратовской области в целом, а также проектирование и строительство объектов обращения с отходами на территории муниципальных районов Саратовской области, ликвидация мест несанкционированного размещения отходов на территории городских округов и муниципальных районов Саратовской области.
По итогам реализации подпрограммы ожидается достижение следующих результатов:
привлечение частных инвестиций в отходоперерабатывающую отрасль;
доведение объема использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления до 36 процентов;
сокращение объема размещения твердых коммунальных отходов на полигонах области до 30 процентов.
3. Характеристика мер государственного регулирования
В рамках реализации подпрограммы принятие мер государственного регулирования не планируется.
4. Характеристика мер правового регулирования
Сформировавшаяся в Саратовской области система правового регулирования обращения с отходами ориентирована, главным образом, на обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами и не способствует притоку инвестиций в эту отрасль. В этой связи основной целью совершенствования правовой базы является упрощение и повышение эффективности механизмов управления потоками отходов, создание условий для развития бизнеса по их сбору, переработке и повторному использованию.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в приложении N 5 к государственной программе.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
В реализации подпрограммы не принимают участия областные государственные учреждения и иные некоммерческие организации.
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Основное мероприятие 4.1 "Строительство полигона в г. Саратове". В рамках данного мероприятия планируется построить полигон твердых коммунальных отходов мощностью не менее 300000 тонн в год. Это обеспечит для окружающей среды и жителей области безопасное захоронение твердых коммунальных отходов. Мероприятие будет реализовываться с использованием механизмов государственно-частного партнерства, за счет внебюджетных источников (прогнозно) в рамках заключенного концессионного соглашения с инвестором, который будет определен по результатам проведенного конкурса.
Основное мероприятие 4.2 "Строительство мусороперерабатывающего комплекса в г. Саратове", основное мероприятие 4.3 "Строительство мусороперерабатывающего комплекса в г. Балаково". В рамках данных мероприятий будут построены два мусороперерабатывающих комплекса мощностью не менее 250000 тонн в год каждый. Это приведет к уменьшению количества отходов, направляемых для захоронения в окружающей среде, и к снижению рисков загрязнения почв, воды и воздуха. Мероприятие будет реализовываться с использованием механизмов государственно-частного партнерства, за счет внебюджетных источников (прогнозно) в рамках заключенного концессионного соглашения с инвестором, который будет определен по результатам проведенного конкурса.
Основное мероприятие 4.4 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Саратове", основное мероприятие 4.5 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Петровске", основное мероприятие 4.6 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Ртищево", основное мероприятие 4.7 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Красноармейске", основное мероприятие 4.8 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Аткарске", основное мероприятие 4.9 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Балашове". В рамках указанных мероприятий будут построены шесть мусороперегрузочных станций в городах области. Реализация мероприятий обеспечит цивилизованный сбор и транспортирование отходов, что будет способствовать уменьшению количества стихийных и несанкционированных свалок. Мероприятия будут реализовываться с использованием механизмов государственно-частного партнерства за счет внебюджетных источников (прогнозно) в рамках заключенного концессионного соглашения с инвестором, который будет определен по результатам проведенного конкурса.
Для дальнейшего развития бизнеса по переработке вторичных ресурсов необходима консолидация усилий власти и частного бизнеса, что достигается широким использованием механизмов государственно-частного партнерства. Учитывая непривлекательность для частных инвесторов долгосрочных, как правило, высокорисковых и низкоокупаемых инвестиционных проектов в инфраструктурной сфере, при создании комплексов по переработке отходов и выпуску продукции из вторичных ресурсов в рамках реализации настоящей подпрограммы предполагается использование механизмов государственно-частного партнерства в виде заключения концессионных соглашений.
Основное мероприятие 4.10 "Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов и рекультивация техногенных массивов".
Мероприятие будет осуществляться органами местного самоуправления (по согласованию) за счет местных бюджетов (прогнозно) и за счет привлеченных внебюджетных источников (прогнозно). По мере завершения строительства новых полигонов размещения отходов в муниципальных районах Саратовской области планируется реализация комплекса работ по рекультивации несанкционированных объектов захоронения. Для этого планируется осуществить инвентаризацию существующих неорганизованных объектов размещения твердых коммунальных отходов, исследование возможности их естественной ассимиляции природной средой, корректировку проектно-сметной документации и производство работ по рекультивации массивов неорганизованных свалок и полигонов в муниципальных образованиях Саратовской области. Выполнение мероприятия направлено на цивилизованное захоронение отходов на лицензированных объектах размещения отходов, отвечающих современным санитарным и экологическим требованиям с системами сортировки и переработки отходов.
Основное мероприятие 4.11 "Внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, техническое перевооружение, вторичное использование отходов на предприятиях области". В подпрограмму включены мероприятия по крупным предприятиям области на основании планов природоохранных мероприятий.
Перечень основных мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к государственной программе.
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В реализации подпрограммы не принимают участия государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества с государственным участием, общественные, научные и иные организации, а также внебюджетные фонды Российской Федерации.
В рамках подпрограммы принимают участие органы местного самоуправления муниципальных образований области (по согласованию) в части реализации основного мероприятия 4.10 "Ликвидация несанкционированных мест размещения отходов и рекультивация техногенных массивов".
8. Обоснование объема финансового обеспечения, необходимого для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы составляет 2982747,0 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 1450195,8 тыс. рублей;
2017 год - 1454107,3 тыс. рублей;
2018 год - 21727,0 тыс. рублей;
2019 год - 22069,8 тыс. рублей;
2020 год - 34647,1 тыс. рублей;
местные бюджеты (прогнозно) - 90616,9 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 13245,0 тыс. рублей;
2017 год - 15865,3 тыс. рублей;
2018 год - 16435,0 тыс. рублей;
2019 год - 16727,0 тыс. рублей;
2020 год - 28344,6 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 2892130,1 тыс. рублей, в том числе:
2016 год - 1436950,8 тыс. рублей;
2017 год - 1438242,0 тыс. рублей;
2018 год - 5292,0 тыс. рублей;
2019 год - 5342,8 тыс. рублей;
2020 год - 6302,5 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация подпрограммы позволит улучшить экологическую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, что будет способствовать повышению рекреационного потенциала области и улучшению условий проживания населения в регионе.
При реализации подпрограммы возможно возникновение ряда рисков:
финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования подпрограммы, вызванные различными причинами, в том числе возникновением бюджетного дефицита;
ухудшение макроэкономических условий в России и в мире, возможное наступление мирового экономического кризиса. С учетом преобладающего влияния на развитие кризисных явлений в мировой экономике таких факторов, как кризис банковской системы, кризис рынка ценных бумаг и рынка недвижимости, указанный риск является неуправляемым;
риски природных и техногенных аварий и катастроф. В период реализации подпрограммы возможно возникновение аварий на отдельных предприятиях, негативных и опасных процессов и явлений природного характера.
Управление рисками:
проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы;
оперативное реагирование и внесение изменений в подпрограмму, снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей подпрограммы.
Качественную и количественную оценку факторов рисков реализации подпрограммы произвести не представляется возможным в связи с отсутствием методик и рекомендаций на федеральном уровне.".
7. В таблице "Сведения о целевых показателях государственной программы Саратовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года" приложения N 1 к государственной программе:
в разделе "Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года":
в пункте 2:
в графах восьмой-девятой цифры "1720,0" заменить цифрами "1770,0";
в графах десятой-двенадцатой цифры "1720,0" заменить цифрами "1821,0";
в графах восьмой-двенадцатой пункта 1.2 раздела "Подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды, защита природных комплексов, объектов и ресурсов" на 2014-2020 годы" цифры "34" исключить;
дополнить разделом следующего содержания:
дополнить частью следующего содержания:
"** базовое значение целевого показателя".
8. В таблице "Перечень ведомственных целевых программ и основных мероприятий государственной программы Саратовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года" приложения N 2 к государственной программе:
в разделе "Подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды, защита природных комплексов, объектов и ресурсов" на 2014-2020 годы":
в графе пятой пункта 1.4 цифры "2020" заменить цифрами "2015";
в разделе "Подпрограмма 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Саратовской области до 2020 года":
в графе четвертой пункта 2.9 цифры "2017" заменить цифрами "2016";
дополнить разделом следующего содержания:
9. Таблицу "Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения государственной программы Саратовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года" приложения N 3 к государственной программе изложить в следующей редакции:
"Сведения
об объемах и источниках финансового обеспечения государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года"
10. Дополнить приложением N 5 к государственной программе следующего содержания:
"Приложение N 5
к государственной программе Саратовской области
"Охрана окружающей среды, воспроизводство и
рациональное использование природных
ресурсов Саратовской области на период
до 2020 года"
Сведения
об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Саратовской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов Саратовской области на период до 2020 года"
N п/п |
Вид нормативного правового акта |
Основные положения нормативного правового акта |
Ответственный исполнитель и соисполнители |
Ожидаемые сроки принятия |
Подпрограмма 1 "Охрана окружающей среды, защита природных комплексов, объектов и ресурсов" на 2014-2020 годы | ||||
Основное мероприятие 1.10 "Выявление и обустройство особо охраняемых природных территорий регионального значения Саратовской области" | ||||
1. |
Постановление Правительства Саратовской области |
внесение изменений в перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения в Саратовской области |
министерство природных ресурсов и экологии области |
2016 год |
Подпрограмма 4 "Совершенствование системы обращение с отходами производства и потребления на территории Саратовской области" на 2016-2020 годы | ||||
Основное мероприятие 4.1 "Строительство полигона в г. Саратове", основное мероприятие 4.2 "Строительство мусороперерабатывающего комплекса в г. Саратове", основное мероприятие 4.3 "Строительство мусороперерабатывающего комплекса в г. Балаково", основное мероприятие 4.4 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Саратове", основное мероприятие 4.5 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Петровске", основное мероприятие 4.6 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Ртищево", основное мероприятие 4.7 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Красноармейске", основное мероприятие 4.8 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Аткарске", основное мероприятие 4.9 "Строительство мусороперегрузочной станции в г. Балашове" | ||||
1. |
Постановление Правительства Саратовской области о заключении концессионного соглашения в отношении системы коммунальной инфраструктуры - системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов на территории Саратовской области |
обоснование необходимости заключения концессионного соглашения, установление условий концессионного соглашения, критериев и параметров конкурса на право заключения концессионного соглашения |
министерство природных ресурсов и экологии области |
II квартал 2016 года |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Саратовской области от 24 марта 2016 г. N 129-П "О внесении изменений в государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.