Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение к постановлению
Правительства области от
30 августа 2017 года N 451-П
Государственная программа Саратовской области
"Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области на 2018-2020 годы"
Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
государственная программа Саратовской области "Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области на 2018-2020 годы" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Соисполнители государственной программы |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, комитет общественных связей и национальной политики области, социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию), органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Подпрограммы государственной программы |
подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" |
Программно-целевые инструменты государственной программы |
отсутствуют |
Цели государственной программы |
формирование у граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области, позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у граждан относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву |
Задачи государственной программы |
формирование у граждан гражданско-патриотического сознания; развитие системы патриотического воспитания граждан; формирование у молодого поколения положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации |
Целевые показатели государственной программы |
доля граждан, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, в общей численности граждан области с 12,6 процента в 2016 году до 13,4 процента в 2020 году; количество действующих патриотических объединений, клубов, поисковых отрядов, историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических школьных музеев и уголков боевой славы в образовательных организациях области с 1035 единиц в 2016 году до 1055 единиц в 2020 году; количество преподавателей образовательных организаций, получивших дополнительное профессиональное образование по вопросам основ военной службы, 20 человек ежегодно |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2018-2020 годы |
Объемы финансового обеспечения государственной программы |
общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 8168,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 1350,0 тыс. рублей; 2019 год - 1350,0 тыс. рублей; 2020 год - 5468,0 тыс. рублей; в том числе: областной бюджет - 7538,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 1140,0 тыс. рублей; 2019 год - 1140,0 тыс. рублей; 2020 год - 5258,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 630,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 210 тыс. рублей; 2019 год - 210 тыс. рублей; 2020 год - 210 тыс. рублей; в том числе: подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" - 4428,0 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" - 3740,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества; создание условий для повышения эффективности патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечение координации деятельности государственных организаций и планового системного подхода в реализации комплекса мероприятий по допризывной подготовке молодежи к военной службе; увеличение количества граждан, участвующих в различных мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, с 315 тыс. человек в 2016 году до 335 тыс. человек в 2020 году |
1. Характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа Саратовской области "Патриотическое воспитание граждан в Саратовской области на 2018-2020 годы" разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об образовании в Российской Федерации", "О воинской обязанности и военной службе", "О ветеранах", "О днях воинской славы и памятных датах России", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р, постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года", постановлением Правительства Саратовской области от 25 июля 2013 года N 362-П "Об утверждении Положения о порядке принятия решений о разработке государственных программ Саратовской области, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации государственных программ Саратовской области".
Государственная программа включает подпрограмму 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" и подпрограмму 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан".
При разработке государственной программы были взяты за основу результаты, достигнутые в ходе выполнения подпрограммы 6 "Патриотическое воспитание детей и молодежи" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 мая 2013 года N 643-П, Стратегии социально-экономического развития Саратовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Саратовской области N 643-П следует читать как "от 20 ноября 2013 г."
Патриотическое воспитание является составной частью процесса формирования личности гражданина Российской Федерации и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений, иных организаций и коллективов, семьи по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности граждан к выполнению конституционного долга.
Государственная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Государственная программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан области при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
Содержание патриотического воспитания включает значительное число направлений. Основными из них являются:
формирование у граждан глубокого уважения к символам государства - Государственному гербу, флагу, гимну, историческим святыням России и родного края;
воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности и правопорядку;
утверждение в сознании и чувствах граждан общественно значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историческому прошлому, культуре, традициям России;
повышение престижа государственной, и, в первую очередь, военной службы на благо Отечества;
вовлечение граждан всех категорий в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем путем расширения возможностей участия различных некоммерческих организаций (по согласованию) в процессе патриотического воспитания населения;
путем освещения темы патриотизма в средствах массовой информации формирование положительного отношения общественности к ценностям российского общества, в том числе формирование дружеских отношений между народами, проживающими на территории области и в целом в Российской Федерации;
формирование в гражданском обществе неприятия насилия, любых проявлений экстремизма и терроризма, искажения исторических фактов;
привитие чувства уважения к истории, традициям, достижениям, природе малой Родины, расширение знаний о выдающихся людях саратовского края.
Патриотическое воспитание граждан - стратегический курс государственной политики Российской Федерации.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, масштабная, комплексная и постоянно осуществляемая деятельность, сложная социально-педагогическая система.
Подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" предполагает развитие системы патриотического воспитания в области через расширение сети организаций патриотической направленности и активное вовлечение граждан (по согласованию) в их деятельность, разработку инновационных технологий воспитательной работы с гражданами, подготовку и распространение методических материалов по вопросам организации работы в сфере воспитания граждан, пропаганду патриотизма с помощью средств массовой информации, организацию работ по увековечению памяти воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, локальных военных конфликтов, развитие поискового движения, благоустройство воинских мемориалов и захоронений, проведение гражданско-патриотического форума.
Подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для моральной и физической подготовки граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, создание системы пропаганды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, обеспечение широкого доступа граждан к участию в военно-спортивных мероприятиях, совершенствование системы обучения молодых людей начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных организациях на территории области (обновление материально-технической базы, переподготовка и повышение квалификации преподавателей).
Достижение целевых показателей государственной программы возможно путем реализации программных мероприятий с активным участием представителей общественных объединений и организаций области, клубов и центров патриотической направленности.
Проведение единой государственной политики в области патриотического воспитания детей и молодежи области обеспечивает достижение целей патриотического воспитания путем плановой, непрерывной и согласованной деятельности (по согласованию) органов государственной власти области, органов местного самоуправления области и общественных организаций.
2. Цели и задачи государственной программы
Целью государственной программы является формирование у граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области, позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у граждан относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.
Задачи государственной программы:
формирование у граждан гражданско-патриотического сознания;
развитие системы патриотического воспитания граждан;
формирование у молодого поколения положительной мотивации к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти области, государственных и муниципальных организаций (по согласованию), институтов гражданского общества (по согласованию), общественных объединений и молодежных организаций области (по согласованию).
3. Целевые показатели государственной программы
Целевыми показателями государственной программы области являются:
доля граждан, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию граждан, в общей численности граждан области с 12,6 процента в 2016 году до 13,4 процента в 2020 году;
количество действующих патриотических объединений, клубов, поисковых отрядов, историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических школьных музеев и уголков боевой славы в образовательных организациях области с 1035 единиц в 2016 году до 1055 единиц в 2020 году;
количество преподавателей образовательных организаций, получивших дополнительное профессиональное образование по вопросам основ военной службы, 20 человек ежегодно.
Сведения о целевых показателях приведены в приложении N 1 к государственной программе.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы, сроки и этапы реализации государственной программы
В результате реализации государственной программы планируется достижение следующих конечных результатов государственной программы:
формирование системы патриотического воспитания граждан, отвечающей современным вызовам и задачам развития страны, а также социально-возрастной структуре российского общества;
создание условий для повышения эффективности патриотического воспитания детей и молодежи, обеспечение координации деятельности государственных организаций и планового системного подхода в реализации комплекса мероприятий по допризывной подготовке молодежи к военной службе;
увеличение количества граждан, участвующих в различных мероприятиях по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию, с 315 тыс. человек в 2016 году до 335 тыс. человек в 2020 году.
Одним из условий повышения эффективности патриотического воспитания и, соответственно, достижения его положительных результатов является проведение социологического исследования "Патриотические настроения граждан". С помощью социологических исследований (анкетирования) можно дать объективную оценку в области патриотического воспитания и определить эффективность деятельности по патриотическому воспитанию граждан в плане реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом.
Государственная программа реализуется в один этап с 2018 по 2020 годы.
5. Обобщенная характеристика мер правового регулирования
Применение мер правового регулирования в рамках государственной программы не предусмотрено.
6. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
Применение мер государственного регулирования в рамках государственной программы не предусмотрено.
7. Обобщенная характеристика подпрограмм государственной программы
Реализация государственной программы предусматривает выполнение ряда мероприятий, включенных в подпрограммы, содержание которых направлено на решение наиболее актуальных и социально значимых задач системы патриотического воспитания граждан.
Подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" и подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" направлены на сохранение непрерывности процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания граждан, координацию реализации комплекса мер по патриотическому воспитанию между различными органами власти, создание условий для совершенствования общественно-государственной системы гражданского, историко-патриотического и военно-патриотического воспитания граждан, формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.
8. Финансовое обеспечение реализации государственной программы
Общий объем финансового обеспечения государственной программы составляет 8168,0 тыс. рублей, из них:
2018 год -1350,0 тыс. рублей;
2019 год - 1350,0 тыс. рублей;
2020 год - 5468,0 тыс. рублей;
в том числе:
областной бюджет - 7538,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 1140,0 тыс. рублей;
2019 год - 1140,0 тыс. рублей;
2020 год - 5258,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 630,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 210,0 тыс. рублей;
2019 год - 210,0 тыс. рублей;
2020 год - 210,0 тыс. рублей;
в том числе:
подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" - 4428,0 тыс. рублей;
подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" - 3740,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения государственной программы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации государственной программы и меры управления рисками
При реализации государственной программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные, операционные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации государственной программы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке направлений и показателей государственной программы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации государственной программы существенными являются следующие риски:
макроэкономические риски, связанные со снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией, кризисом банковской системы, что может вызвать необоснованный рост числа молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и существенно снизить степень их социализации, а также гражданской активности;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на реализацию мероприятий в сфере патриотического воспитания граждан;
социальные риски;
операционные риски связаны с низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, с недостатками в процедурах управления, ослаблением контроля за реализацией настоящей государственной программы, а также с невыполнением мероприятий другими участниками реализации государственной программы.
В связи с разнообразием рисков и их спецификой, характерной для системы развития патриотического воспитания граждан, комплексностью целей государственной программы, на достижение которых риски могут оказывать свое влияние, комплексным влиянием социально-экономических и внешнеэкономических факторов на достижение результата реализации государственной программы количественная оценка факторов риска невозможна.
10. Характеристика подпрограмм государственной программы
Подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Гражданско-патриотическое воспитание граждан" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Соисполнители подпрограммы |
министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, комитет общественных связей и национальной политики области, социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию), органы местного самоуправления области (по согласованию) |
Цели подпрограммы |
развитие системы патриотического воспитания граждан области, способствующей формированию социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и готовности к его защите |
Задачи подпрограммы |
формирование у граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области; |
совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию; информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях | |
Целевые показатели подпрограммы |
доля граждан, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, в общей численности граждан области с 8,5 процента в 2016 году до 8,9 процента в 2020 году |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2018-2020 годы |
Объем и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам) |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы составляет 4428,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 590,0 тыс. рублей; 2019 год - 590,0 тыс. рублей; 2020 год - 3248,0 тыс. рублей; в том числе: областной бюджет - 3798,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 380,0 тыс. рублей; 2019 год - 380,0 тыс. рублей; 2020 год - 3038,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (прогнозно) - 630,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 210,0 тыс. рублей; 2019 год - 210,0 тыс. рублей; 2020 год - 210,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
возрастание значимости патриотизма и повышение социальной активности граждан области; возрождение духовности и уважения к историческому и культурному прошлому России |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу
О повышении внимания государства к патриотическому воспитанию граждан и повышению качества подготовки по основам военной службы свидетельствует принятие Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 года N 134-р, государственной программы Российской Федерации "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493, Федеральных законов Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", "О днях воинской славы и памятных датах России", "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", Закона Саратовской области "О военно-патриотическом воспитании в Саратовской области".
Патриотизм является идеологической основой любого независимого государства, поэтому развитие системы патриотического воспитания является одним из главных направлений в государственной политике Российской Федерации.
С 2003 года патриотическое воспитание детей и молодежи области осуществляется программно-целевыми методами.
Так в период с 2003 по 2005 годы действовала областная целевая программа "Патриотическое воспитание детей и молодежи" на 2003-2005 годы, с 2006 по 2011 годы - подпрограммы "Патриотическое воспитание детей и молодежи" в составе областных целевых программ "Молодежь Саратовской области" на 2006-2008 годы и на 2009-2011 годы.
В 2012-2015 годы в области действовала долгосрочная областная целевая программа "Патриотическое воспитание молодежи Саратовской области" на 2012-2015 годы.
Соответствующие муниципальные целевые программы и подпрограммы по патриотическому воспитанию и воспитательной работе были приняты во всех 42 муниципальных районах области и г. Саратове.
В образовательных организациях области комплекс мероприятий патриотической направленности реализуется в рамках локальных программ и планов.
Следует отметить, что реализация предыдущих областных программ позволила увеличить охват молодых людей, принимающих участие в мероприятиях патриотической направленности, и достичь определенных положительных результатов в развитии инфраструктуры организаций, осуществляющих патриотическое воспитание в области.
Так с целью интеллектуального, физического и нравственного развития, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству открыты государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Саратовская кадетская школа-интернат N 1 имени Б.Н.Еремина" и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Саратовская кадетская школа-интернат N 2 имени В.В.Талалихина", создано государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Областной центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе", государственное бюджетное учреждение "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс".
Все эти мероприятия проходят в тесной связи с областным советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, областным комитетом ветеранов военной службы и областным советом ветеранов педагогического труда.
Подпрограмма будет являться продолжением действующей в настоящее время подпрограммы "Патриотическое воспитание детей и молодежи Саратовской области" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 20 мая 2013 года N 643-П, и сохранит непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания детей и молодежи как одного из факторов единения нации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Саратовской области N 643-П следует читать как "от 20 ноября 2013 г."
Результативность реализации мероприятий подпрограммы измеряется степенью готовности и стремлением молодых граждан области к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Конечным результатом реализации мероприятий подпрограммы должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у граждан, возрастание социальной активности, преодоление экстремистских проявлений, укрепление национальной безопасности.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы, а также этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
формирование инструментов по гражданско-патриотическому воспитанию граждан;
содействие в формировании правовых, культурных и нравственных ценностей у граждан.
Целью подпрограммы является развитие системы патриотического воспитания граждан области, способствующей формированию социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и готовности к его защите.
Задачи подпрограммы:
формирование у граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны и области;
совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию;
информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти области, государственных и муниципальных организаций (по согласованию), институтов гражданского общества (по согласованию), общественных объединений и молодежных организаций (по согласованию).
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы:
доля граждан, участвующих в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию, в общей численности граждан области с 8,5 процента в 2016 году до 8,9 процента в 2020 году.
Ожидаемыми результатами подпрограммы являются:
возрастание значимости патриотизма и повышение социальной активности граждан области;
возрождение духовности и уважения к историческому и культурному прошлому России.
Подпрограмма реализуется в один этап с 2018 по 2020 годы.
Сведения о целевых показателях подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
3. Характеристика мер государственного регулирования
Применение мер государственного регулирования в рамках подпрограммы не предусмотрено.
4. Характеристика мер правового регулирования
Применение мер правового регулирования в рамках реализации подпрограммы не предусмотрено.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
Оказание государственных услуг (выполнение работ) подпрограммой не предусмотрено.
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма 1 "Гражданско-патриотическое воспитание граждан" содержит 5 основных мероприятий.
Основные мероприятия подпрограммы включают комплекс мероприятий, направленных на развитие содержания и форм патриотического воспитания, и комплекс событий по духовно-нравственному, культурно-историческому, гражданско-патриотическому воспитанию граждан.
Основное мероприятие 1.1 "Информационное и методическое обеспечение мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание граждан. Методическое обеспечение деятельности общественных объединений патриотической направленности и патриотических клубов".
В рамках основного мероприятия 1.1 планируется проведение методических семинаров, конференций со специалистами общественных организаций и объединений области (по согласованию), разработка и издание методических материалов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
Основное мероприятие 1.2 "Организация гражданско-патриотического воспитания граждан".
В рамках основного мероприятия 1.2 планируется проведение областного этапа Всероссийского фестиваля-конкурса патриотической песни "Я люблю тебя, Россия", ежегодной акции по благоустройству воинских захоронений и мемориалов "Никто не забыт, ничто не забыто", участие областного поискового отряда в поисковых экспедициях в рамках "Вахты Памяти", тематических конкурсов, фестивалей, акций, экскурсий для воспитанников организаций социального обслуживания семьи и детей, гражданско-патриотического форума.
Основное мероприятие 1.3 "Организация областных (региональных) конкурсов, фестивалей и акций в сфере гражданско-патриотического воспитания граждан".
В рамках основного мероприятия 1.3 планируется проведение конкурсов среди учащихся и педагогов образовательных организаций, молодежных, детских и ветеранских общественных организаций в области патриотического воспитания.
Основное мероприятие 1.4 "Организация мероприятий, посвященных памятным датам российской истории и направленных на повышение уважения граждан к символам России и выдающимся россиянам".
В рамках основного мероприятия 1.4 планируется проведение фестивалей, создание музейных композиций и выставок, кинофестивалей, встреч студентов с ветеранами и тружениками Великой Отечественной войны, Героями Российской Федерации и Героями труда, "круглых столов", конференций, конкурсов, посвященных памятным датам.
Основное мероприятие 1.5 "Подготовка и получение дополнительного профессионального образования работниками сферы патриотического воспитания граждан".
В рамках основного мероприятия 1.5 планируется получение дополнительного профессионального образования специалистами в области патриотического воспитания.
Результативность реализации мероприятий измеряется степенью готовности и стремлением молодых граждан области к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Сведения об основных мероприятиях подпрограммы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В реализации мероприятий подпрограммы участвуют органы местного самоуправления области (по согласованию), социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию).
8. Объем финансового обеспечения, необходимый для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы составляет 4428,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 590,0 тыс. рублей;
2019 год - 590,0 тыс. рублей;
2020 год - 3248,0 тыс. рублей;
в том числе:
областной бюджет - 3798,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 380,0 тыс. рублей;
2019 год - 380,0 тыс. рублей;
2020 год - 3038,0 тыс. рублей;
внебюджетные источники (прогнозно) - 630,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 210,0 тыс. рублей;
2019 год - 210,0 тыс. рублей;
2020 год - 210,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
При реализации подпрограммы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации подпрограммы является минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения, принятие оперативных мер по корректировке направлений и показателей подпрограммы.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации подпрограммы существенными являются следующие риски:
макроэкономические риски, связанные со снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией, кризисом банковской системы, что может вызвать необоснованный рост числа молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и существенно снизить степень их социализации, а также гражданской активности;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на реализацию мероприятий в сфере патриотического воспитания молодежи;
социальные риски.
В связи с разнообразием рисков и их спецификой, характерной для системы развития патриотического воспитания молодежи, комплексностью целей подпрограммы, на достижение которых риски могут оказывать свое влияние, комплексным влиянием социально-экономических и внешне-экономических факторов на достижение результата реализации подпрограммы количественная оценка факторов риска невозможна.
Подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан"
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы |
"Военно-патриотическое воспитание граждан" (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
министерство молодежной политики, спорта и туризма области |
Соисполнители подпрограммы |
министерство образования области, министерство социального развития области, министерство культуры области, комитет общественных связей и национальной политики области, социально ориентированные некоммерческие организации (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию) |
Цели подпрограммы |
развитие системы военно-патриотического воспитания граждан |
Задачи подпрограммы |
формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других связанных с ней видов государственной службы; развитие системы военно-профессиональной ориентации граждан, повышение уровня их подготовки к военной службе |
Целевые показатели подпрограммы |
доля граждан, участвующих в мероприятиях по допризывной подготовке к военной службе, в общей численности граждан области с 4,1 процента в 2016 году до 4,5 процента в 2020 году |
Сроки и этапы реализации подпрограммы |
2018-2020 годы |
Объем и источники финансового обеспечения подпрограммы (по годам) |
общий объем финансового обеспечения подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 3740,0 тыс. рублей, из них: 2018 год - 760,0 тыс. рублей; 2019 год - 760,0 тыс. рублей; 2020 год - 2220,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
формирование у молодежи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности и дисциплинированности |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем и прогноз ее развития, а также обоснование включения в государственную программу
Военно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
С целью интеллектуального, физического и нравственного развития, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству открыты государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Саратовская кадетская школа-интернат N 1 имени Б.Н.Еремина" и государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области "Саратовская кадетская школа-интернат N 2 имени В.В.Талалихина", создано государственное бюджетное учреждение Саратовской области "Областной центр патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе", государственное бюджетное учреждение "Региональный центр комплексного социального обслуживания детей и молодежи "Молодежь плюс".
На территории области существенно увеличилось количество военно-патриотических и поисковых объединений, школьных музеев и уголков боевой славы, открываются профильные кадетские и казачьи классы, МЧС и оборонно-спортивного направления. Более 30 тыс. учащихся входят в состав 347 военно-патриотических (184) и поисковых (163) объединений, 10 тыс. составляют актив 688 школьных музеев и уголков боевой славы.
В области военно-патриотического воспитания наиболее массовыми являются такие мероприятия, как социально-патриотическая акция "День призывника", областная Спартакиада допризывной молодежи, военно-патриотическая игра "Зарница", тематические показы фильмов, посвященных Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества, военно-спортивная игра "Казачий сполох" и др.
Ежегодно более 250 тыс. учащихся и студентов области вовлекаются в различные по форме и содержанию мероприятия патриотической направленности: это уроки мужества и встречи в рамках дней воинской славы и памятных дат России с ветеранами армии и флота, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций, социально-патриотические акции, спартакиады и военно-спортивные игры, конкурсы и викторины, лектории и беседы, социологические исследования, круглые столы, конференции и т.д.
Постоянно ведется работа по увековечиванию памяти погибших воинов. Ежегодно в рамках акции "Никто не забыт и ничто не забыто" учащиеся образовательных организаций области благоустраивают памятники и обелиски, братские и индивидуальные воинские захоронения.
Нельзя не отметить и участие учащихся и студентов в тимуровском движении по оказанию шефской помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны. Ежегодно более 25000 ребят в рамках социально-патриотических акций "Милосердие", "Забота", "Ветеран живет рядом" оказывают помощь по хозяйству, уборке жилых помещений, покупке и доставке товаров первой необходимости.
В российских поисковых программах и экспедициях область представляет областная общественная организация "Союз поисковых отрядов "Искатель", которая объединила 6 поисковых отрядов из Саратова, Энгельса, Аткарска, Балаково, Петровска и поселка Ровное.
В рамках празднования 68-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учащаяся и студенческая молодежь приняла участие в межрегиональном историко-просветительском конкурсе исследовательских и творческих работ среди студентов и школьников "Служение Отечеству: события и имена", акции "Благодарю за Победу", Всероссийской благотворительной акции "Пламя Памяти", идет подготовка по завершению социально-патриотической акции "Солдатский платок".
В 2015 году проведен комплекс мероприятий в рамках празднования 70-летия Победы советского народа в Сталинградской битве, месячник оборонно-массовой работы. Разработан план основных мероприятий, проводимых в рамках молодежно-патриотической акции "Всероссийский день призывника". В рамках акции более 4000 учащихся посетили Энгельсскую авиабазу, Вольское высшее военное училище тыла и воинские части, где ребята познакомились с бытом военнослужащих и современной военной техникой.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков реализации подпрограммы, а также этапов реализации подпрограммы
Основными приоритетами государственной политики в сфере реализации подпрограммы являются:
формирование инструментов по военно-патриотическому воспитанию граждан;
допризывная подготовка граждан к военной службе.
Целью подпрограммы является развитие системы военно-патриотического воспитания граждан.
Задачи подпрограммы:
формирование у молодежи профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других связанных с ней видов государственной службы;
развитие системы военно-профессиональной ориентации граждан, повышение уровня их подготовки к военной службе.
Решение поставленных задач будет обеспечено путем эффективного взаимодействия органов исполнительной власти области, государственных и муниципальных организаций (по согласованию), институтов гражданского общества (по согласованию), общественных объединений и молодежных организаций (по согласованию).
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы:
доля граждан, участвующих в мероприятиях по допризывной подготовке к военной службе, в общей численности граждан области с 4,1 процента в 2016 году до 4,5 процента в 2020 году.
Ожидаемые результаты подпрограммы формирование у молодежи моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности и дисциплинированности.
Подпрограмма реализуется в один этап с 2018 по 2020 годы.
Сведения о целевых показателях подпрограммы приведены в приложении N 1 к государственной программе.
3. Характеристика мер государственного регулирования
Применение мер государственного регулирования в рамках подпрограммы не предусмотрено.
4. Характеристика мер правового регулирования
Применение мер правового регулирования в рамках реализации подпрограммы.
5. Сводные показатели прогнозного объема выполнения областными государственными учреждениями и (или) иными некоммерческими организациями государственных заданий на оказание физическим и (или) юридическим лицам государственных услуг (выполнение работ)
Оказание государственных услуг (выполнение работ) подпрограммой не предусмотрено.
6. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
Подпрограмма 2 "Военно-патриотическое воспитание граждан" содержит 3 основных мероприятия.
Основные мероприятия подпрограммы включают комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодого поколения к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Основное мероприятие 2.1 "Военно-патриотическая ориентация и подготовка граждан к военной службе".
В рамках основного мероприятия 2.1 планируется проведение военно-патриотические игр, Спартакиад, торжественных отправок призывников области к месту прохождения срочной службы, соревнований по техническим и военно-прикладным видам спорта.
Основное мероприятие 2.2 "Организация областных (региональных) конкурсов, фестивалей и акций в сфере военно-патриотического воспитания граждан".
В рамках основного мероприятия 2.2 планируется проведение конкурсов среди учащихся и педагогов образовательных организаций, молодежных, детских и ветеранских общественных организаций в области патриотического воспитания, областного конкурса на лучшую организацию подготовки молодежи к военной службе.
Основное мероприятие 2.3 "Подготовка и получение дополнительного профессионального образования работниками сферы военно-патриотического воспитания граждан".
В рамках основного мероприятия 2.3 планируется проведение различных мероприятий в рамках получения дополнительного профессионального образования работниками сферы военно-патриотического воспитания граждан.
В целях реализации подпрограммы предполагается положительная динамика роста патриотизма в области, возрастание социальной активности молодежи, возрождение духовности и уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил Российской Федерации, допризывная подготовка молодежи к военной службе.
Сведения об основных мероприятиях подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
7. Информация об участии в реализации подпрограммы органов местного самоуправления муниципальных образований области, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов Российской Федерации
В реализации мероприятий подпрограммы участвуют органы местного самоуправления области (по согласованию), детские, молодежные и ветеранские общественные организации (по согласованию).
8. Объем финансового обеспечения, необходимый для реализации подпрограммы
Общий объем финансового обеспечения подпрограммы за счет средств областного бюджета составляет 3740,0 тыс. рублей, из них:
2018 год - 760,0 тыс. рублей;
2019 год - 760,0 тыс. рублей;
2020 год - 2220,0 тыс. рублей.
Сведения об объемах и источниках финансового обеспечения подпрограммы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Реализация мероприятий напрямую зависит от стабильности областного бюджета в период их реализации. Основным из возможных рисков является недофинансирование мероприятий подпрограммы из областного бюджета. Секвестирование бюджетных ассигнований может привести к срыву реализации программных мероприятий и в целом патриотической работы в области. Неисполнение целевых показателей послужит негативным фактором при определении результативности выполнения программных мероприятий.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации подпрограммы существенными являются следующие риски:
макроэкономические риски, связанные со снижением темпов роста экономики, высокой инфляцией, кризисом банковской системы, что может вызвать необоснованный рост числа молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и существенно снизить степень их социализации, а также гражданской активности;
финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов на реализацию мероприятий в сфере патриотического воспитания граждан;
социальные риски.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.