Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу министерства образования
Саратовской области от 02.11.2017 N 2338
Порядок
проведения мониторинга оценки качества образования в образовательных организациях Саратовской области
Общие положения
1.1. Настоящий порядок проведения мониторинга оценки качества образования в образовательных организациях Саратовской области (далее - Порядок) устанавливает единые требования к проведению мониторинга оценки качества образования в образовательных организациях Саратовской области (далее - мониторинг), определяет функции и взаимодействие исполнителей.
1.2. Мониторинг проводится с целью непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования, в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.3. Основные направления проведения мониторинга:
1.3.1. внедрение единой информационно-технологической платформы системы образования Саратовской области;
1.3.2. осуществление контроля системы образования на уровне образовательной организации;
1.3.3. получение информации, дающей возможность оценить качество образования на разных ступенях обучения в Саратовской области в целом.
1.4. Координацию мероприятий по проведению мониторинга осуществляет министерство образования Саратовской области (далее - министерство образования) во взаимодействии с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (далее - органы управления образованием).
1.5. Организационно-технологическое сопровождение проведения мониторинга осуществляет государственное автономное учреждение Саратовской области "Региональный центр оценки качества образования" (далее - РЦОКО).
1.6. Контроль за соблюдением порядка проведения мониторинга осуществляют органы управления образованием при участии общественных наблюдателей.
Порядок проведения мониторинга
В 2017 году мониторинг проводится в общеобразовательных организациях Саратовской области (далее - учреждения).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.2. В мониторинге принимают участие обучающиеся 4, 9, 11 (12) классов (далее - участники), за исключением обучающихся, находящихся на длительном лечении в учреждениях здравоохранения.
2.3. Мониторинг проводится с использованием результатов проведения в 4 классах всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) в апреле 2017 года, государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее - ГИА-9, ГИА-11) в марте - сентябре 2017 года и контекстной информации, полученной посредством диагностики участников и их родителей.
По результатам проведение ВПР оценивается деятельность учреждений в рамках показателя "Качество результата" (приложение N 3 к настоящему приказу). Лица, ответственные за проведение мониторинга и ведение информационных баз данных на уровне учреждения (далее - координаторы учреждения) заполняют соответствующие позиции в мониторинговой информационно - аналитической системе (далее - МИАС - 2017) по критериям: "Образовательные результаты обучающихся", "Развитие надпредметных компетенций", "Развитие ключевых компетенций". Максимальное количество баллов, которое может получить учреждение по критериям, определяется "Методикой расчёта показателей деятельности общеобразовательной организации для оценки качества образования в образовательных организациях Саратовской области" (приложение N 4 к настоящему приказу).
Используя результаты ГИА-9 и ГИА-11, учреждения вносят данные по критериям: "Образовательные результаты обучающихся", "Массовость достижений базовых результатов", "Индивидуализация образовательного процесса".
Совокупность данных по всем критериям показателей "Качество процесса" и "Качество результата", полученных от учреждений, позволит осуществить распределение всех участников мониторинга по кластерам. Кластеры характеризуются единым инвариантным набором значений показателей процесса и результата образования.
Кластерная модель, используемая для оценки качества образования в учреждениях, в графическом выражении имеет два измерения.
Уровень результата - это горизонтальная ось измерения степени результативности образования. Показатели данного уровня побуждают руководителя учреждения принимать меры по улучшению учебных и внеучебных достижений школьников, их надпредметных и ключевых компетенций, сохранению здоровья обучающихся.
Уровень процесса - это вертикальная ось. Показатели этого уровня ранжируют учреждения по условиям организации образовательного процесса, качественной характеристике педагогических кадров и образовательных программ. Данные, полученные по этой оси, можно расценивать как материально-технические, финансовые, кадровые вложения
в образовательный процесс. Соответственно, чем выше уровень вложений в систему образований, тем выше результаты можно ожидать.
По каждой оси отложены четыре качественных уровня процесса и результата: минимальный, низкий, средний и высокий. Таким образом, шкалы делятся на четыре интервала, где 1 представляет минимум эффективности, 2- низкий уровень, 3 - средний уровень и 4 - высокий уровень качества процесса обучения и соответственного полученного результата. Всего получаем 16 позиций, или ячеек (4х4), помещение в которые позволяет произвести дифференциацию учреждений по данным мониторинга.
Каждый из вариантов состояния качества образования может быть сравнен с любым другим из данной матрицы. Предлагаемую модель не следует рассматривать как математическую. Это всего лишь удобная и наглядная модель состояния качества в пространстве, где цифры - это не точные математические значения, а скорее, баллы, характеризующие степень результативности работы учреждения.
В данной модели выделяется 16 основных градаций с соответствующим сочетанием координат по каждой из двух осей. Кластер 1 (минимальный уровень результата, минимальный уровень процесса). В учреждении, попавшем в этот кластер, мало внимания уделяется процессу образования, т.е. низкая квалификация педагогических кадров или отсутствие специалистов с профильным образованием, не используется вариативность образовательных программ, условия обучения не соответствуют предъявляемым требованиям, материально-техническая база обучения слабая. На закономерно минимальном уровне находятся результаты, демонстрируемые участниками.
Кластеры 2, 3, 4 (высокий (4), средний (3), низкий (2) - уровень результата и минимальный уровень организации процесса обучения). Эти кластеры образованы по схожей логической схеме - результаты выше вложений, т.е. достижения участников высоки при минимальном уровне организации образовательного процесса. Выявить такие учреждения, обеспечить их первоочередное финансирование - задача мониторинговых исследований.
Кластер 6, 11 (средние (низкие) уровни результата и процесса). При средних (низких) показателях достижений - средние (низкие) условия процесса обучения.
Кластеры 13, 14, 15 (минимальный (13), низкий (14) или средний (15) уровень образовательных результатов на фоне качественно организованного процесса). Такое встречается не столь уж редко. Учреждение располагает прекрасной базой для осуществления образовательного процесса, используются разнообразные образовательные программы, педагогические кадры имеют образование по профилю преподаваемых предметов. Однако в работе с участниками доминирует догматический, формальный подход, число используемых передовых технологий обучения и воспитания крайне мало, отсюда невысокие образовательные достижения у участников.
Кластер 16 (высокий уровень результата и процесса). Учреждение эффективно работает на результат и процесс одновременно.
Кластеры 11 и 16 - оптимальные варианты качества образования, так как уровень организации процесса образования адекватен уровню полученных результатов, остальные кластеры являются аномальными.
Кластер 6 - выявляет позиции учреждений, находящихся на низком уровне качества образовательного процесса и соответствующего ему качества результата обучения.
При соблюдении общих подходов к оценке качества образования на региональном уровне появляется возможность получить информацию в разрезе: регион - муниципальные системы образования, а на уровне муниципалитета - в разрезе: муниципальная система образования - учреждения.
Это позволяет получить полную картину состояния муниципальных систем образования, выявить как характерные общие проблемы каждого кластера, так и специфические проблемы каждого муниципального образования Саратовской области и на этой основе разработать систему практических мер по повышению качества образования в своем муниципалитете и каждом отдельном учреждении.
Отметим, что каждый показатель системы оценки качества образования оценивается определённым количеством баллов (приложение N 4 к настоящему приказу). Максимальное количество баллов, возможное при кластеризации объектов исследования - 260: 136 баллов - максимальная оценка блока показателей "Качество процесса" и 124 балла - "Качество результата". Программой установлены следующие оценочные интервалы:
минимальный уровень - 0 - 25% от максимального балла;
низкий уровень - 25,1% - 50%;
средний уровень - 50,1% - 80%;
высокий уровень - 80,1% - 100%.
Именно они являются основой для помещения каждого учреждения в тот или иной кластер.
Организация и проведение мониторинга
Министерство образования:
3.1.1. осуществляет нормативно-правовое обеспечение проведения мониторинга в пределах своей компетенции и контроль соблюдения установленного Порядка проведения мониторинга;
3.1.2. распределяет в пределах своей компетенции функции исполнителей по организации и проведению мониторинга;
обеспечивает информирование участников образовательного процесса и общественности о подготовке и проведении мониторинга.
Органы управления образованием:
информируют учреждения, население муниципального образования о целях, задачах и ходе организации и проведения мониторинга;
в срок до 1 ноября 2017 года назначают лиц, ответственных за проведение мониторинга (далее - муниципальный координатор), предоставляют информацию о них в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу;
создают условия для проведения мониторинга;
обеспечивают:
соблюдение процедуры проведения мониторинга;
взаимодействие с министерством образования, РЦОКО, учреждениями, родителями (законными представителями), участниками в ходе подготовки и проведения мониторинга;
контроль наполняемости МИАС - 2017 сведениями об учреждениях;
соблюдение информационной безопасности и объективности при проведении мониторинга, в пределах своей компетенции;
совместно с руководителями учреждений знакомят педагогических работников с настоящим Порядком.
3.3. РЦОКО:
3.3.1. обеспечивает информационное сопровождение мониторинга и соблюдение информационной безопасности при его проведении в пределах своей компетенции;
3.3.2. разрабатывает проекты инструктивных материалов по проведению мониторинга, форму и примерное содержание итогового отчета о результатах проведения мониторинга;
3.3.3. формирует информационные базы данных регионального уровня для проведения мониторинга;
3.3.4. проводит обработку и анализ результатов мониторинга;
3.3.5. представляет статистические и аналитические данные результатов мониторинга в министерство образования.
3.4. Учреждения:
3.4.1. назначают координаторов учреждения;
3.4.2. формируют информационные базы данных учреждения для проведения мониторинга;
3.4.3. организуют своевременное ознакомление участников и их родителей (законных представителей) с нормативно-правовыми и распорядительными документами, регламентирующими проведение мониторинга;
3.4.4. обеспечивают соблюдение информационной безопасности и объективности при проведении мониторинга в пределах своей компетенции;
3.4.5. принимают управленческое решение по результатам мониторинга.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.