Решение Саратовского областного суда от 2 августа 2017 г. по делу N 3А-49/2017
Саратовский областной суд в составе:
председательствующего Совкича А.П.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,
при секретаре Морозовой М.Н.,
с участием административного истца Бирюковой Е.В., её представителя Лиманского Д.В., действующего на основании доверенности от 27 апреля 2017 года серия 64 АА номер 1962389,
представителей административного ответчика Саратовской областной Думы Новичкова А.А., действующего на основании доверенности от 20 октября 2016 года N 03-2190, и Чепурной Н.А., действующей на основании доверенности от 21 октября 2016 года N 03-2197,
представителя заинтересованного лица правительства Саратовской области Дюновой Ю.А., действующей на основании доверенности от 6 октября 2015 года N 1-07-08-2664,
представителя заинтересованного лица министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Миньковой С.А., действующей на основании доверенности от 9 января 2017 года N 40,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бирюковой Е.В. к Саратовской областной Думе о признании недействующим пункта 3 части 8, подпункта "б" пункта 2 части 10 статьи 6 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" в части отсутствия срока формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда области, установил:
статьёй 6 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" (далее - Закон N 123-ЗСО) установлен порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшим возраста 23 лет, проживающим на территории Саратовской области. В настоящее время Закон N 123-ЗСО действует в редакции Закона Саратовской области от 2 марта 2017 года N 20-ЗСО "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области".
Законом Саратовской области от 1 февраля 2016 года N 6-ЗСО "О внесении изменений в закон Саратовской области "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" в Закон N 123-ЗСО внесены изменения.
В частности пунктом 3 части 8 и подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 6 Закона N 123-ЗСО в редакции Закона Саратовской области от 1 февраля 2016 года N 6-ЗСО предусмотрено, что на основании уточненного списка и выверенного списка с учётом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений организует в порядке, установленном Правительством области, формирование специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов. Уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии соответствующего заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет в месячный срок со дня получения документов, указанных в части 11 настоящей статьи проводит распределение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области в порядке, установленном Правительством области.
Бирюкова Е.В. обратилась в Саратовский областной суд с административным иском к Саратовской областной Думе и с учётом изменения предмета административного иска просила признать недействующими и не подлежащими применению с момента принятия пункт 3 части 8 статьи 6 и подпункт "б" пункта 2 части 10 статьи 6 областного закона в части отсутствия сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
В обоснование заявленных требований Бирюкова Е.В. указывает, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Полагает, что законодательством Саратовской области формирование и распределение специализированного жилищного фонда не связано ни по срокам, ни по объёму со списком лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, и производятся на усмотрение министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерства строительства и ЖКХ Саратовской области), что приводит к произвольному изменению сроков предоставления жилых помещений, установленных федеральным законодательством. По мнению административного истца, отсутствие в оспариваемом областном законе сроков формирования и распределения специализированного государственного жилищного фонда области свидетельствует о неопределённости правовой нормы, допускающей необоснованно широкие пределы административного усмотрения, и о наличии коррупциогенных факторов.
В судебном заседании административный истец Бирюковой Е.В. и её представитель Лиманский Д.В. поддержали заявленные требования по указанным основаниям.
Представители административного ответчика Саратовской областной Думы в судебном заседании возражали против удовлетворения административного искового заявления. Считали, что Закон N 123-ЗСО в оспариваемой части принят в пределах компетенции Саратовской областной Думы и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Представители заинтересованных лиц правительства Саратовской области и министерства строительства и ЖКХ Саратовской области также возражали против удовлетворения административного искового заявления по тем основаниям, что Закон N 123-ЗСО в оспариваемой части принят в пределах компетенции Саратовской областной Думы и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителей административного ответчика и заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путём признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со статьёй 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В судебном заседании установлено, что Бирюкова Е.В. относится к категории лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые поставлены на специализированный жилищный учёт.
Решением Кировского районного суда города Саратова от 23 апреля 2014 года, вступившим в законную силу, на министерство строительства и ЖКХ Саратовской области возложена обязанность предоставить Бирюковой Е.В. благоустроенное жилое помещение в городе Энгельс Саратовской области общей площадью не менее 30 квадратных метров по договору найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области.
Таким образом, административный истец Бирюкова Е.В. является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1, 3 и 9 статьи 8 названного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статье 11 Закона N 159-ФЗ должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72, частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов регламентированы Федеральным законом от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
В соответствии со статьёй 1 названного Федерального закона и Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя, в том числе необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, такие как широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения.
Из приведённых выше положений закона следует, что федеральным законодателем предусмотрено немедленное предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда названным категориям граждан по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Порядок предоставления таких жилых помещений устанавливается законом субъекта Российской Федерации. При этом установленный законом субъекта порядок не должен ограничивать права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо существенно затруднять реализацию прав, установленных федеральным законом. Кроме того, нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации не должен содержать коррупциогенных факторов.
В силу статей 4, 5, 7 и 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций субъекта Российской Федерации. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов. Законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органом для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, который устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как установлено статьями 6, 41, 42, 44 Устава (Основного закона) Саратовской области от 2 июня 2005 года N 46-ЗСО Саратовская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти области. Областная Дума осуществляет в пределах полномочий области законодательное регулирование по предметам ведения области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Областная Дума реализует свои полномочия посредством принятия законов, постановлений и осуществления контроля за их исполнением. Начиная с пятого созыва в областную Думу избираются 45 депутатов.
Согласно статье 6 Закона Саратовской области от 26 июня 2006 года N 64-ЗСО "О порядке обнародования и вступления в силу правовых актов органов государственной власти Саратовской области" официальным опубликованием законов области считается первая публикация их полного текста в газете "Саратовская областная газета "Регион 64", в "Собрании законодательства Саратовской области", первое размещение (опубликование) на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" (www.G-64.RU), сайте сетевого издания "Регион 64" (www.RE64.RU), "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Как следует из материалов дела, решением Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года по делу по заявлениям Андреева А.В., Грузиновой Ю.В., Генераловой О.С., Корнилаева А.А. о признании недействующим в части Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Саратовской области" признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу: часть 11 статьи 5 в части слов "...в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, месяц и год, указываются в списке в алфавитном порядке."; пункт 3 части 8 статьи 6 в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет; часть 9 статьи 6 в той мере, в какой отсутствует указание срока или периодичности корректировки сводного списка; часть 10 статьи 6 в части слов ".по мере формирования специализированного государственного жилищного фонда."; часть 10 статьи 6 в части слов "...в порядке очередности по времени постановки на специализированный жилищный учет для..."; часть 12 статьи 6 полностью Закона N 123-ЗСО.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2015 года решение Саратовского областного суда от 25 мая 2015 года оставлено без изменения.
27 января 2016 года состоялось заседание Саратовской областной Думы, на котором присутствовало 37 депутатов. На данном заседании в первом и втором чтениях принят Закон о внесении изменений в Закон N 123-ЗСО. За принятие Закона проголосовали 36 депутатов (листы дела N 136-145).
1 февраля 2016 года Закон подписан Губернатором Саратовской области и зарегистрирован под номером 6-ЗСО.
Закон опубликован в сборнике "Собрание законодательства Саратовской области" N 2, январь-февраль, 2016, вышедшем в свет 2 февраля 2016 года (листы дела N 144-145).
Пунктом 3 части 8 статьи 6 Закона N 123-ЗСО в редакции Закона Саратовской области от 1 февраля 2016 года N 6-ЗСО установлено, что на основании уточненного списка и выверенного списка с учетом поступивших заявлений уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений организует в порядке, установленном Правительством области, формирование специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов.
Подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 6 Закона N 123-ЗСО в редакции Закона Саратовской области от 1 февраля 2016 года N 6-ЗСО определено, что уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо по окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях при наличии соответствующего заявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет в месячный срок со дня получения документов, указанных в части 11 настоящей статьи проводит распределение жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области в порядке, установленном Правительством области.
Таким образом, нормативный правовой акт в оспариваемой редакции принят Саратовской областной Думой в пределах предоставленных законом полномочий, с соблюдением предусмотренной формы и вида нормативного правового акта, установленной процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Постановлением Правительства Саратовской области от 29 июня 2016 года N 319-П "О порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области и распределения жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области в границах городских округов (за исключением закрытых административно-территориальных образований) и в границах административных центров муниципальных районов для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области) и Положение о порядке распределения жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Положение о порядке распределения жилых помещений), а также министерство строительства и ЖКХ области уполномочено на осуществление управления специализированным государственным жилищным фондом области и принятие решений о передаче по договорам найма жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование.
Согласно пунктам 2, 3, 4 Положения о порядке формирования специализированного государственного жилищного фонда области специализированный государственный жилищный фонд области формируется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, за счёт средств областного бюджета, а также за счёт внебюджетных источников.
Формирование специализированного государственного жилищного фонда области осуществляется путём: приобретения готовых жилых помещений на вторичном рынке жилья; участия в долевом строительстве жилых помещений; изъятия в установленном порядке из оперативного управления подведомственного уполномоченному государственному органу области в сфере жилищных отношений казенного предприятия Саратовской области "Государственное жилищное строительство" построенных жилых помещений; приобретения жилых помещений из иных источников.
Приобретённые, построенные жилые помещения оформляются в государственную собственность Саратовской области и должны быть включены в специализированный государственный жилищный фонд области в установленном порядке в течение пяти рабочих дней с момента государственной регистрации права собственности области. Изъятые жилые помещения включаются в специализированный государственный жилищный фонд области в установленном порядке в течение пяти рабочих дней с момента изъятия из оперативного управления.
Как установлено пунктами 1.1, 1.3, 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений, распределение жилых помещений происходит посредством проведения жеребьёвки. Данная процедура начинается с составления списков жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда области, подлежащих распределению на жеребьевке, который формируется уполномоченным органом области в сфере жилищных отношений отдельно по каждому населенному пункту в течение двух рабочих дней со дня включения таких жилых помещений в специализированный государственный жилищный фонд области.
По информации, представленной министерством строительства и ЖКХ Саратовской области, в 2016 году в соответствии с указанными нормативными правовыми актами было распределено 349 жилых помещений, а в первом полугодии 2017 года - 248 жилых помещений. Однако по состоянию на 10 июля 2017 года остаются необеспеченными жилыми помещениями 4 440 детей-сирот, у которых возникло право на получение жилых помещений, предоставляемых из специализированного государственного жилищного фонда области.
Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к выводу об отсутствии в законе субъекта чёткого правового регулирования порядка формирования специализированного жилищного фонда, поскольку ни оспариваемый закон, ни принятый в соответствии с ним нормативный правовой акт правительства Саратовской области не содержат сроков формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот. При этом совершение действий по обеспечению жильём детей-сирот (распределение жилых помещений) фактически поставлено в зависимость от формирования специализированного государственного жилищного фонда области (пункт 3.1 Положения о порядке распределения жилых помещений).
Данное обстоятельство (отсутствие в законе сроков формирования жилищного фонда) предоставляет уполномоченному органу области в сфере жилищных отношений необоснованную широту дискреционных полномочий и свидетельствует о наличии в законе субъекта коррупциогенного фактора.
Отсутствие надлежащего правового регулирования, как видно из приведённых выше данных уполномоченного органа области в сфере жилищных отношений, существенно затрудняет реализацию установленного федеральным законодателем права детей-сирот на немедленное получение жилых помещений по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае наступления иных оснований, предусмотренных законом, что противоречит положениям Закона N 159-ФЗ.
Положения части 1 статьи 6 Закона N 123-ЗСО, предусматривающие, что жилые помещения предоставляются детям сиротам по достижении ими возраста 18 лет либо в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по мнению суда, не свидетельствуют о достаточном правовом регулировании порядка формирования специализированного государственного жилищного фонда области.
Закрепление в Законе N 123-ЗСО компетенции Правительства Саратовской области на установление порядка формирования специализированного государственного жилищного фонда области не может служить основанием для вывода об отсутствии обязанности законодателя по закреплению в законе субъекта сроков формирования указанного жилищного фонда, поскольку в соответствии с положениями Закона N 159-ФЗ именно законом субъекта должен быть установлен порядок, обеспечивающий своевременное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о противоречии положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу пункта 3 части 8 статьи 6 областного закона в редакции Закона N 6-ЗСО от 1 февраля 2016 года в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
Относительно требований административного истца о признании недействующим и не подлежащим применению подпункта "б" пункта 2 части 10 статьи 6 Закона N 123-ЗСО, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку указанная норма не противоречит положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
По смыслу части 10 статьи 6 Закона N 123-ЗСО уполномоченный орган области в сфере жилищных отношений должен совершить все предусмотренные данной частью, в том числе и подпунктом "б" пункта 2, действия по распределению жилых помещений, в срок не позднее наступления возраста 18 лет у детей-сирот либо наступления иных, предусмотренных законом оснований. Таким образом, данные положения, сами по себе, не ограничивают право детей-сирот на своевременное распределение жилых помещений.
В этой связи в удовлетворении административного иска Бирюковой Е.В. в данной части следует отказать.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт в указанной выше части должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта. Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. Обстоятельства, в связи с которыми суд пришёл к выводу о необходимости признания акта или его части недействующими с того или иного времени, должны быть отражены в мотивировочной части решения.
Учитывая, что оспариваемая норма применялась после её принятия в приведённой выше редакции в отношении других граждан, следует признать её недействующей с момента вступления решения суда по настоящему административному делу в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Саратовской областной Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
В связи с удовлетворением административного иска и исходя из положений статей 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подпункта 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика Саратовской областной Думы следует взыскать в пользу административного истца Бирюковой Е.В. понесённые расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Бирюковой Евгении Владимировны к Саратовской областной Думе о признании недействующим пункта 3 части 8, подпункта "б" пункта 2 части 10 статьи 6 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" в части отсутствия срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области удовлетворить частично.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления настоящего решения суда в законную силу пункт 3 части 8 статьи 6 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 года N 123-ЗСО "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области" в той мере, в какой отсутствует указание срока формирования специализированного государственного жилищного фонда области в необходимых объёмах, для своевременного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Бирюковой Е.В. отказать.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Саратовской областной Думой в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Взыскать с Саратовской областной Думы в пользу Бирюковой Евгении Владимировны расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий |
А.П. Совкич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Саратовского областного суда от 2 августа 2017 г. по делу N 3А-49/2017
Текст решения опубликован в "Собрании законодательства Саратовской области" N 2, февраль 2018 г., стр. 851-855 (подписано в печать 1 марта 2018 г., выход в свет 2 марта 2018 г.)