Постановление Правительства Саратовской области от 16 января 2019 г. N 19-П
"Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области"
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области, в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области.
2. Министерству информации и печати области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области |
В.В.Радаев |
Положение
о порядке организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области
(утв. постановлением Правительства Саратовской области от 16 января 2019 г. N 19-П)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области (далее - государственный надзор).
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области (далее - уполномоченный орган исполнительной власти области).
2. Государственный надзор осуществляется должностными лицами уполномоченного органа исполнительной власти области, указанными в приложении к настоящему Положению, в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54.
3. Государственный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3) строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию).
4. Задачей государственного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности и проектной документации (далее - обязательные требования).
5. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящего Положения, является проверка:
1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличия разрешения на строительство;
3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
6. Предметом государственного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящего Положения, является проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
7. Уполномоченный орган исполнительной власти области осуществляет региональный государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией объектов капитальных строительства, при строительстве, реконструкции которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При организации регионального государственного строительного надзора применяется риск-ориентированный подход.
В целях применения риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора строящиеся, реконструируемые объекты капитального строительства подлежат отнесению к определенным категориям риска в соответствии с критериями, установленными Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года N 54.
8. Государственный надзор осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти области с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
9. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом исполнения государственной функции, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 26 августа 2011 года N 458-П "О порядке разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг, а также административных регламентов осуществления муниципального контроля".
10. Государственный надзор осуществляется в форме проверок.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в уполномоченный орган исполнительной власти области:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, является:
а) программа проверок, разрабатываемая уполномоченным органом исполнительной власти области;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного уполномоченным органом исполнительной власти области предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа исполнительной власти области о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" подпункта 2 настоящего пункта, может быть проведена должностными лицами уполномоченного органа исполнительной власти области незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте "б" подпункта 2 настоящего пункта, не требуется;
6) в приказе (распоряжении) уполномоченного органа исполнительной власти области о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
11. Должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти области при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:
а) беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;
б) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
д) вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
12. По результатам проверки составляется акт проверки в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Акт проверки составляется должностными лицами уполномоченного органа исполнительной власти области, проводящими проверку, в 2 экземплярах по типовой форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
13. По результатам проверки должностные лица уполномоченного органа исполнительной власти области принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений субъектами надзора обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
14. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства уполномоченным органом исполнительной власти области проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
15. Уполномоченный орган исполнительной власти области выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
16. Уполномоченный орган исполнительной власти области отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
17. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается уполномоченным органом исполнительной власти области застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в уполномоченный орган исполнительной власти области за выдачей заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.
18. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом уполномоченного органа исполнительной власти области, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) уполномоченного органа исполнительной власти области.
Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле уполномоченного органа исполнительной власти области.
19. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.
20. Заключение о соответствии отзывается выдавшим его уполномоченным органом исполнительной власти области на основании вступившего в законную силу решения суда.
21. В ходе проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти области:
1) обеспечивает размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет перечня нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
2) осуществляет информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований уполномоченный орган исполнительной власти области подготавливает и распространяет комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
3) обеспечивает регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления государственного надзора и размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
4) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с федеральным законодательством.
22. Уполномоченный орган исполнительной власти области и его должностные лица в случае ненадлежащего осуществления государственного надзора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложение
к Положению о порядке организации
и осуществления регионального
государственного строительного надзора
на территории Саратовской области
Перечень
должностных лиц министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, уполномоченных на осуществление регионального государственного строительного надзора
1. Начальник управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
2. Начальник отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
3. Референт отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
4. Консультант отдела строительного надзора по городу Саратову управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
5. Начальник отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
6. Референт отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством
7. Консультант отдела строительного надзора по районам области управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
8. Начальник отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
9. Заместитель начальника отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
10. Референт отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
11. Консультант отдела контрольно-аналитической работы управления государственного строительного надзора, контроля и надзора за долевым строительством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Саратовской области от 16 января 2019 г. N 19-П "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Саратовской области"
Настоящее постановление вступает в силу с 17 января 2019 г.
Текст постановления опубликован на сайте электронного периодического издания "Новости Саратовской губернии" (http://g-64.ru/) 17 января 2019 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 января 2019 г.
Постановлением Правительства Саратовской области от 28 декабря 2021 г. N 1163-П настоящий документ признан утратившим силу с 29 декабря 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Саратовской области от 1 ноября 2019 г. N 770-П
Изменения вступают в силу с 8 ноября 2019 г.