Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Саратовской области
от 2 июля 2019 года N 147-Пр
Концепция
создания на территории Саратовской области Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов
1. Обоснование потребности в реализации мероприятий по созданию Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов в рамках национального проекта "Образование" (далее - Центров), в том числе с указанием проблематики и предполагаемых результатов
Целью национального проекта "Образование", утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол N 10 от 3 сентября 2018 года) является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира по качеству общего образования.
В условиях глобальных изменений устойчивое инновационное развитие экономики страны и отдельных регионов во многом определяется качеством общего образования, так как именно уровень сформированности личностных, метапредметных и предметных результатов каждого учащегося является фундаментом для овладения им в дальнейшем современной высокотехнологичной профессией. Повышение качества общего образования является одной из приоритетных задач развития отечественного образования, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Качество общего образования объективно зависит от уровня профессионального мастерства педагогических работников, поэтому без создания условий для профессионального роста педагогов невозможно обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение Российской Федерации в 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Участником образовательных отношений, на котором лежит ответственность за качество образовательного процесса и результаты обучения, является учитель, педагог. Современный учитель должен обладать большим арсеналом ключевых и профессиональных компетенций, владеть актуальными образовательными технологиями.
На фоне происходящих изменений в обществе изменяются требования к педагогу. В течение последних лет разработаны и утверждены профессиональные стандарты в сфере образования, которым в полной мере должны соответствовать работники образовательных организаций. Готовится к внедрению Национальная система учительского роста (далее - НСУР), обеспечивающая возможность карьерного роста педагогических работников в соответствии с уровнем владения профессиональными компетенциями. Одним из компонентов НСУР является новая модель аттестации, предусматривающая оценку компетентности педагога на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ), которая позволит выявить профессиональные дефициты и определить направления непрерывного повышения профессионального мастерства педагога.
В октябре 2018 года в апробации единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) по 8 предметам и предметным областям приняли участие учителя Саратовской области (472 человек). Исследование проводилось на базе 12 пунктов проведения экзаменов (ППЭ) в пяти муниципальных районах области. В 2019 году эта работа будет продолжена.
Одна из приоритетных задач федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" - создание эффективных механизмов восполнения профессиональных дефицитов педагогических работников: недостаточного владения цифровыми навыками, в частности - неэффективное пользование информационно-коммуникационными сетями и технологиями; отсутствия навыков организации проектной деятельности обучающихся посредством информационных технологий; недостаточного развития профессиональных сетевых сообществ.
Решение указанных задач требует серьезных изменений в системе повышения квалификации педагогов. Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческих и педагогических кадров возможны лишь при большой мобильности и гибкости системы повышения квалификации, адресно отвечающей на запросы педагогов и образовательных организаций.
Саратовская область является экономически развитым аграрным, промышленным, научно-образовательным и социально-культурным регионом России. Важной особенностью Саратовской области является наличие серьезного научного, инновационного кадрового потенциала, развитой сети учебных заведений, способных обеспечить его воспроизводство и развитие.
К проблемам системы образования Саратовской области относятся: нехватка педагогических кадров, старение педагогического состава; значительный разрыв между школами в качестве образования; недостаточное использование информационных, мультимедийных технологий в учебном процессе, дефицит профессиональных компетенций в сфере современного технологического обеспечения предметных областей.
Среди первоочередных задач развития региональной системы общего, дополнительного и среднего профессионального образования можно выделить формирование учительского корпуса, отвечающего современным вызовам: учет возрастной динамики педагогических кадров; реализация механизмов по выравниванию возрастной структуры педагогического корпуса; разработка системы сопровождения личностного развития педагога в профессиональной деятельности; организация взаимодействия педагогов разных поколений, наставничества; распространение инновационных образовательных практик.
По поручению Губернатора Саратовской области В.В.Радаева министерство образования области и государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО "СОИРО", Институт) в 2018 году разработали и в настоящее время реализуют "Концепцию развития педагогических кадров Саратовской области на 2018- 2022 годы" (далее - Концепция) и "План мероприятий ("дорожную карту") по развитию педагогических кадров Саратовской области на 2018-2022 годы".
Развертывание в области федерального проекта "Учитель будущего", предполагающего открытие Центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР), Центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов (далее - ЦОПМКП), позволит не только воплотить в жизнь региональную Концепцию, но и сформировать новую эффективную систему непрерывного профессионального развития педагогов.
В настоящее время единственной образовательной организацией области, которая оказывает государственную услугу по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации работников образования за счет средств регионального бюджета, является ГАУ ДПО "СОИРО". Институт имеет богатую историю, в 2019 году ему исполняется 90 лет. Благодаря его многолетней эффективной работе в области сформировалась действенная система непрерывного повышения профессионального уровня педагогов, которая включает образовательный, методический, научно-исследовательский, инновационно-технологический и проектный компоненты. Кроме получения "планового" дополнительного профессионального образования один раз в три года в форме курсов повышения квалификации, работники образования Саратовской области в межкурсовой период принимают участие в работе многочисленных учебно-методических мероприятий: семинаров, вебинаров, конференций, конкурсов и т.п.
Набор слушателей проводится на основе заявок от муниципалитетов, образовательных организаций и министерства образования области.
Ежегодно специалистами Института разрабатываются, обновляются и реализуются около 200 дополнительных профессиональных программ (ДПП). В 2018 году было утверждено 197 ДПП, по которым курсы повышения квалификации окончили 9505 педагогов, в том числе на бюджетной основе - 96,8 процента, профессиональную переподготовку прошли 345 слушателей, а в работе семинаров приняли участие более 11277 работников образования.
В 2018 году повышение квалификации в СОИРО прошли 792 руководителя и заместителя руководителя образовательных учреждений, 690 учителей начальных классов, 5872 учителя-предметника, 389 педагогов дополнительного образования и 1762 педагогических работников прочих специальностей.
В соответствии с запросами педагогов и образовательных организаций обучение проводится в очной, очно-заочной и заочной формах. В настоящее время более 64 процентов дополнительных профессиональных программ реализуется с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Однако полностью перейти на дистанционное обучение педагогов в системе непрерывного послевузовского образования не представляется возможным, так как сохраняется необходимость проведения очного повышения квалификации отдельных категорий педагогических работников (учителей иностранного языка, физической культуры, музыки; педагогов-дефектологов и т.д.). Более 70 процентов педагогов в ходе социологических опросов об удовлетворенности качеством услуги по дополнительному профессиональному образованию указывают на очную форму обучения, как на самую эффективную, при этом самой удобной называют заочную форму с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Выходом представляется развитие очно-заочной формы повышения квалификации, когда одна часть программы реализуется "контактно", а другая - с использованием ДОТ. Актуальными остаются курсы повышения квалификации с выездом преподавателей Института в отдаленные районы области. Это позволяет обеспечить доступность образовательной услуги для педагогов области.
Профессорско-преподавательский состав Института составляют 54 штатных сотрудника, в том числе 38 кандидатов наук, 5 докторов наук. Преподаватели и методисты систематически повышают свою квалификацию, осваивают инновационные образовательные технологии, в том числе цифровые, проектные, игровые, профессии тьютора, коуча, модератора и т.д. На основе договоров гражданско-правового характера к проведению занятий с педагогами широко привлекаются ученые и преподаватели ведущих вузов города - Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского, Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А. и др.
Исходя из общего числа педагогических работников общего, дополнительного и среднего профессионального образования Саратовской области, которая в 2019 году составляет 27600 человек, планируется создать в области 4 (четыре) ЦНППМПР, которые будут обособленными подразделениями ГАУ ДПО "СОИРО", и 1 (один) ЦОПМКП, который будет представлять собой юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность в рамках реализации Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 года N 238-ФЗ.
ЦОПМКП и один ЦНППМПР по модели "Стандарт" планируется открыть в областном центре (город Саратов). Три ЦНППМПР по модели "Мини" планируется открыть в городах: Энгельс, Новоузенск, Вольск.
География распределения ЦНППМПР, учитывая обеспечение территориальной доступности, позволит организовать работу с педагогическими кадрами на основе формирования территориальных кластеров и вовлечь в непрерывное повышение профессионального мастерства педагогов всех муниципальных районов области. Все указанные Центры будут размещены на площадях профессиональных образовательных организаций, подведомственных региональному министерству образования области (приложения N 1 и 2 к настоящей концепции).
В Комплексе мер, представленном выше, указаны сроки мероприятий по созданию ЦОПМКП и ЦНППМПР в 2020 году. Однако следует отметить, что помещения, выделенные для размещения Центров, требуют капитального ремонта, а отдельные - реконструкции, поэтому целесообразно в 2020 году предусмотреть возможность провести их подготовку за счет средств областного бюджета. В случае выделения субсидии из федерального бюджета на 2021 или 2022 годы закупка оборудования, оснащение и открытие всех Центров будут организованы в оптимальном для области режиме.
Таким образом, в Саратовской области будет сформирована обновленная система непрерывного дополнительного профессионального образования педагогических работников, состоящая из ГАУ ДПО "СОИРО", четырех ЦНППМПР и одного ЦОПМКП, в которой каждая организация (подразделение) будет выполнять определенные функции (приложение N 3 к настоящей концепции).
Институт будет осуществлять образовательную, научно-инновационную, организационно-методическую и координационную деятельность, разрабатывать концепции развития региональной системы образования, реализовывать массовые (академические) дополнительные профессиональные программы, проводить "плановое повышение квалификации".
ЦНППМПР возьмут на себя функции анализа и диагностики профессиональных компетенций педагогических работников, окажут им помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов, организуют обучение по эксклюзивным модулям ДПП, стажировку и "горизонтальное обучение" в рамках системы "Р2Р", организуют прочие образовательные активности. Они также будут выполнять диспетчерские функции, осуществляя взаимодействие между педагогами и ГАУ ДПО "СОИРО".
ЦОПМКП позволят запустить механизмы оценки профессионального уровня педагогических работников системы общего образования на базе необходимого инструментария и соответствующего регламента. Их деятельность поможет обобщить данные о профессиональных дефицитах педагогических работников, выявляемых в ходе оценочных процедур по добровольной сертификации профессионального уровня, а также наметить пути устранения этих дефицитов на базе любых организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы для педагогов, в ЦНППМПР или самостоятельно в соответствии с разработанными этими центрами индивидуальными образовательными маршрутами. ЦОПМКП станет региональной базовой площадкой по апробации механизма планируемых к внедрению аттестационных процедур руководящих работников.
Современная техническая оснащенность, инновационные подходы к повышению квалификации и совершенствованию профессионального мастерства в ЦНППМПР и ЦОПМКП, безусловно, окажутся привлекательными для молодых педагогических работников в возрасте до 35 лет. Это станет дополнительным стимулом для трудоустройства молодых и амбициозных специалистов в образовательные организации, позволит привлечь в учительскую профессию лучших выпускников организаций высшего и среднего профессионального образования.
Все изменения, указанные выше, уже на начальном этапе реализации федерального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" позволят изменить отношение к системе повышения квалификации педагогических работников как со стороны непосредственных потребителей этой услуги - учителей, так и со стороны их работодателей - руководителей образовательных организаций.
2. Опыт Саратовской области в реализации федеральных проектов (мероприятий) в области образования
В 2012 году в Саратовской области были открыты и с тех пор активно функционируют две федеральные стажировочные площадки по проблемам: "Развитие профессионального сотрудничества в сфере профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и "Распространение в Саратовской области моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся". Стажировочные площадки были созданы в рамках Федеральной целевой программы развития образования по мероприятию "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей". За время работы стажировочных площадок опыт Саратовской области по указанным проблемам был успешно распространен в Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Кемеровской, Оренбургской, Рязанской, Самарской и Ульяновской областях.
В 2016 году федеральное софинансирование проекта завершилось, однако работа стажировочных площадок в настоящее время продолжается за счет средств регионального бюджета. За 2017-2018 годы обучение на стажировочных площадках прошли 560 педагогов.
Деятельность федеральной инновационной площадки (ФИП) "Организационная модель технологического образования обучающихся на уровне основного общего образования в образовательных организациях г. Саратова" (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2017 года N 1206 "О федеральных инновационных площадках"), действующей в настоящее время, направлена на разработку пакета нормативных документов, регламентирующих сетевую форму реализации основных образовательных программ, синхронизацию программ технологического образования обучающихся в системах общего и дополнительного образования.
Результаты работы площадки за 2018 год были 25-26 апреля 2019 года на IV Всероссийском практическом форуме "Образование 2019", посвященном практическим вопросам развития общего, профессионального и цифрового образования, проведенном в г. Москве при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В 2017 году Саратовская область участвовала в реализации мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества" федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. По результатам очного (выездного) мониторинга, проведенного 26-27 октября 2017 года, на основе представленных материалов установлено, что реализация мероприятий осуществлена в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В работе с высокомотивированными детьми активно принимают участие образовательные организации высшего образования Саратовской области. В регионе действует Центр олимпиадной подготовки программистов имени Н.Л.Андреевой СГУ имени Н.Г.Чернышевского, который работает с одаренными обучающимися общеобразовательных организаций. Во многом благодаря этому, саратовские школьники ежегодно становятся победителями и призерами всероссийских олимпиад и соревнований.
С целью развития олимпиадной робототехники на базе регионального оператора - ГАУ ДПО "СОИРО" создано представительство Российской ассоциации образовательной робототехники. Заключено соглашение о сотрудничестве между АНО ВО "Университет Иннополис", Институтом и СГТУ имени Гагарина Ю.А.
Педагоги дополнительного образования технической направленности систематически участвуют в конкурсах профессионального мастерства, повышают квалификацию, работая в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, проходят стажировки по робототехнике в Федеральных тренировочных центрах в Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, являются судьями многих робототехнических фестивалей, в том числе и всероссийских.
В Саратовской области функционирует сетевое сообщество педагогов общего и дополнительного образования по вопросам развития робототехники на портале http://robosar.soiro.ru.
Проект "Сертификация квалификации педагогов-тьюторов по внедрению ВФСК ГТО в образовательных организациях Саратовской области", подтвердивший эффективность деятельности педагогического сообщества "Школа тьюторства" на территории Саратовской области, занял в 2017 году 1 место в номинации "Нам со спортом по пути" Всероссийского конкурса тьюторских проектов в области развития физической культуры.
В 2018 году Саратовская область успешно прошла отбор субъектов Российской Федерации на предоставление в 2019 году субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". В настоящее время ведется подготовка к открытию 65 Центров "Точка роста". Работы выполняются в соответствии с утвержденной "дорожной картой".
Результаты участия в многочисленных проектах федерального уровня свидетельствуют о возможности организации в Саратовской области эффективного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и другими институтами гражданского общества в сфере образования.
3. Описание площадок Центров
ЦОПМКП будет создан как самостоятельное юридическое лицо и будет размещен по адресу: 410048, г. Саратов, ул. Тульская, д. 2, в здании, принадлежащем государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Саратовской области "Саратовский областной химико-технологический техникум" (ГАПОУ СО "СОХТТ").
ЦНППМПР будут созданы как структурные подразделения государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования".
Размещение одного ЦНППМПР по модели "Стандарт" также планируется в помещении ГАПОУ СО "СОХТТ" по адресу: 410048, г. Саратов, ул. Тульская, д. 2.
Размещение трех ЦНППМПР по модели "Мини" предполагается на площадях организаций среднего профессионального образования, подведомственных министерству образования Саратовской области:
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Энгельсский колледж профессиональных технологий" (далее - ГАПОУ СО ЭКПТ), расположенное по адресу: 413124, Саратовская область, г. Энгельс, ул. СХИ;
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Новоузенский агротехнологический техникум" (далее - ГАПОУ СО НАТ), расположенное по адресу: 413362, Саратовская область, г. Новоузенск, ул. Зеленый клин, д. 1;
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Вольский строительный лицей" (далее - ГБПОУ СО ВСЛ), расположенное по адресу: 412902, Саратовская область, г. Вольск, ул. Свердлова, д. 9А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.