Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации Мероприятия по созданию и функционированию мобильных технопарков "Кванториум" в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование"
Одной из приоритетных задач в области российского образования является формирование нового поколения современных школьников, способных быть конкурентоспособными в условиях неопределенности и многозадачности, обладающих изобретательским, креативным, критическим и продуктивным мышлением, имеющих практический опыт проектной и исследовательской деятельности, обладающих компетенциями, соответствующими вызовам времени.
Решение данной задачи требует создания в регионе инновационной среды, включающей хорошее программное обеспечение, высокотехнологичное, учебно-производственное и лабораторное оборудование.
Мобильные технопарки "Кванториум" - это структурные подразделения детских технопарков "Кванториум", управляемых государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" г. Саратов, государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента", г. Балаково. На базе мобильных технопарков осуществляется деятельность по реализации программ естественно-научной и инженерной направленностей, с целью развития у детей технических способностей и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики региона.
Саратовская область - традиционно индустриально-аграрный регион. Область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, минеральных удобрений, электроэнергии, а также первичной переработки нефти), входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции (зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса), является одним из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации.
В Саратовской области функционируют 233 учреждения дополнительного образования (в том числе 87 муниципальных учреждений, 2 подведомственных министерству образования области, 122 - подведомственных иным органам исполнительной власти области, 22 - негосударственные). В них занимаются более 323 тыс. детей. Лицензию на ведение образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам имеют 1052 организации.
В системе дополнительного образования занято 5 381 педагогический работник. Согласно данным статистики, самая многочисленная группа педагогических работников дополнительного образования это возрастная группа от 45 до 49 лет. На эту группу приходится около 27 процентов. Следующая группа по численности - это педагоги от 50 до 54 лет, около 21 процента, 40-44 лет составляет 15 процентов, возрастная группа от 54 лет и старше - 10 процентов, 35-39 лет - примерно 9 процентов, 30-34 года - 7 процентов, 25-29 лет - 6 процентов и моложе 25 лет всего лишь 5 процентов.
Из 1781 педагогического работника дополнительного образования, работающего в учреждениях, подведомственных министерству образования области, почти 72 процента имеют высшее образование, из них высшее педагогическое образование или переподготовку по дополнительной профессиональной программе "Педагогические и методологические основы работы воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования образовательных организаций всех типов" - около 98 процентов. Примерно 45,8 процента педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории.
В соответствии c Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, а также задачами развития партнерских отношений в системе "бизнес - образование" в мобильных технопарках "Кванториум" определены ключевые образовательные направления (квантумы): "VR/Промдизайн", "Гео/Аэро", "Робо/IT" и "Хайтек".
Робо/IT
Опережающее развитие информационных технологий является основой для создания устойчивой платформы в мировом рейтинге конкурентоспособности. Интеллектуальные системы и технологии применяются для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач. Интенсивность развития сферы IT - одно из приоритетных направлений развития Российской Федерации.
Реализуется знакомство школьников с профессиональными информационными технологиями, законодательством в IT-сфере, формируется представление об ответственности в сфере информационной безопасности, проводится изучение современных технологий программирования, баз данных, компьютерных сетей, интернет-технологий, облачных и распределенных решений, технологий разработки компьютерных игр. Школьники знакомятся с основами управления большими данными Big Data, изучают основные аспекты программного и аппаратного обеспечения информационной безопасности.
Изучаются основы интернет-вещей и технологий умного дома. Большое внимание уделяется изучению современных интеллектуальных технологий, формализации знаний, основами разработки искусственных нейронных сетей.
Обучение проводится в форме активных тренингов, хакатонов, мастер-классов, а также занятий на базе квантума. На базе квантума проводятся профильные олимпиады, фестивали и конкурсы. К обучению привлекаются школьники 5-11 классов, учащиеся колледжей.
Также обучающиеся будут осваивать передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получат практические навыки их применения. Учащиеся проектной траектории научатся настраивать беспроводное аппаратное обеспечение, устанавливать беспроводную связь между мобильным роботом и компьютером, используя промышленные средства программирования, освоят передовые технологии в области электроники, мехатроники и программирования, получат практические навыки их применения, научатся понимать принципы работы, возможности и ограничения технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации; разовьют лидерские качества и аналитическое мышление.
VR/Промдизайн
Технологии виртуальной и дополненной реальности являются сегодня неотъемлемой составляющей развития информационных технологий. Это наиболее активно воспринимаемые подрастающим поколением технологии.
Данное направление поможет разобраться во всем разнообразии современных устройств и программ для виртуальной и дополненной реальности. Школьники научатся самостоятельно работать с современными камерами панорамной фото - и видеосъемки, при помощи программного обеспечения 3D-моделирования создавать собственные виртуальные миры и раскрашивать реальность новыми красками.
Практически для каждого будущего специалиста очень полезны знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д.: для специалистов, разрабатывающих новый промышленный дизайн, для врачей, использующих виртуальные тренажеры проведения хирургических операций, для специалистов по безопасности - умение моделировать ситуации, максимально приближенные к реальности, просчитывать все возможные последствия и находить эффективные методы решений; проектировщику интермодальных транспортных узлов - умение визуализировать свои решения в стереоформате и т.п. Все эти компетенции школьники получат в дополненной и виртуальной реальности, а также смогут применить их в любой индустрии.
Обучение проводится в форме активных тренингов, хакатонов, мастер-классов, а также занятий на базе дополненной и виртуальной реальности. К обучению привлекаются школьники 5-11-х классов, учащиеся колледжей.
Так же ученики узнают факты из истории и теории дизайна, влиянии производства на развитие дизайна. Обучающиеся познакомятся с влиянием маркетинговых исследований на работу дизайнера, узнают, что такое аналоговое проектирование, стайлинг и какова экономическая целесообразность дизайна. Дети погрузятся в реализацию основных этапов разработки проекта, начиная с разработки идеи и заканчивая созданием прототипа / изготовлением макета. Большую роль в процессе создания проекта играет организация командной работы, для этого используются развивающие методики обучения и позитивный доброжелательный стиль общения. Вместе с педагогом ребята ответят на важные вопросы, например, всегда ли нужен изобретательский процесс и зачем нужна инженерная разработка? Дети освоят приемы рисования и формообразования, узнают о важной стороне колористики в создании проекта, а также важной задаче в восприятии продукта на рынке потребителем - эстетике продукта.
Гео/Аэро
В ходе обучения, дети получат знания, которые позволят им понять основы устройства окружающего мира, законы развития природных явлений, получат навыки в применении геоинформационных инструментов и больших массивов данных. Здесь дети изучают геоинформационные системы, дистанционное зондирование и аэрофотосъемку, картографию, моделирование 3D объектов, основы пилотирования БПЛА. Это направление помогает ребятам собирать, анализировать и предоставлять пространственные данные для решения различных задач в транспорте и логистике, геологоразведке и добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и ЖКХ, археологи, землеустройстве и т.д. Ребята смогут реализовывать индивидуальные и коллективные проекты в сфере исследования социальной среды и окружающего мира; начать использовать в повседневной жизни навигационные сервисы, космические снимки; собирать данные об объектах на местности (например, деревья и леса, дома города, поля, горы, реки, памятники и др.); разрабатывать проекты, направленные на улучшение качества жизни в регионе; изучать отдельные процессы, природные и техногенные явления.
Ученики смогут сформировать устойчивые знания и навыки по таким направлениям, как аэродинамика и конструирование беспилотных летательных аппаратов, радиоэлектроника и схемотехника, программирование микроконтроллеров, летная эксплуатация БАС, развить интерес к проектной, конструкторской и предпринимательской деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность.
Хайтек
Хайтек-цех представляет собой мастерские для практических занятий с использованием высокотехнологичного оборудования, экспериментов и демонстрации опытов, оснащенные 3D-принтерами, станками с ЧПУ, паяльным и другим современным оборудованием. Обучающиеся проектной траектории "Хайтек" смогут освоить основные способы обработки материалов, промышленного производства, прототипирования, изготовить различные детали или устройства, начиная от корпуса, заканчивая электронным устройством.
Базовым форматом образовательного процесса мобильных технопарков "Кванториум" является проектная деятельность. В ходе работы над проектом должны быть реализованы проекты как внутри квантумов, так и совместные межквантумные проекты. Межквантумные проекты должны носить формат законченных научных исследований или инженерной разработки в виде выполненного продукта. Для инженерных проектов обязательным является реализация полного жизненного цикла изделия, применение при проектировании основ системной инженерии, анализа потенциального рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком.
Деятельность мобильных технопарков "Кванториум" осуществляется при организационно-техническом, методическом и информационном сопровождении проектного офиса национального проекта "Образование".
Концепция по созданию и функционированию в Саратовской области мобильных технопарков "Кванториум" на 2019-2022 годы разработана с учетом основных принципов создания и функционирования мобильных технопарков "Кванториум", рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации.
На базе мобильных технопарков "Кванториум" будет создана мотивирующая инновационная интерактивная среда, формирующая у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление.
Таблица индикаторов, предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование мобильного технопарка "Кванториум", зонирование и дизайн-проект в соответствии с брендбуком, штатное расписание, штатное расписание, сеть центров мобильных технопарков "Кванториум", приведены в приложениях N 1-7 к настоящей концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.