Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Саратовской области
от 2 июля 2019 г. N 150-Пр
Концепция
создания и функционирования детских технопарков "Кванториум" в Саратовской области в 2020-2022 годах
Обоснование потребности создания детских технопарков "Кванториум"
Саратовская область - традиционно индустриально-аграрный регион. Область занимает лидирующие позиции в Российской Федерации по производству отдельных видов промышленной продукции (производство троллейбусов, серной кислоты, подшипников, минеральных удобрений, электроэнергии, а также первичной переработки нефти), и входит в десятку регионов-лидеров по производству основных видов сельскохозяйственной продукции: зерна, подсолнечника, овощей закрытого грунта, молока, мяса, а также является одним из старейших нефтегазодобывающих регионов России. Месторождения горючих сланцев, которые рассматриваются в экономике на данный момент в качестве альтернативных энергоносителей, являются одними из самых значительных в Российской Федерации.
В Саратовской области функционируют 233 учреждения дополнительного образования (в том числе 87 муниципальных учреждений, 2 - подведомственных министерству образования области, 122 - подведомственных иным органам исполнительной власти области ведомств, 22 - негосударственные). В них занимаются более 323 тысяч детей. Лицензию на ведение образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам имеют 1052 организации.
В системе дополнительного образования занято 5381 педагогических работников, Согласно данным статистики, самая многочисленная группа педагогических работников дополнительного образования - это возрастная группа от 45 до 49 лет. На эту группу приходится около 27 процентов. Следующая группа по численности это педагоги от 50 до 54 лет, около 21 процента, 40-44 лет составляет 15 процентов, возрастная группа от 54 лет и старше - 10 процентов, 35-39 лет - примерно 9 процентов, 30-34 года - 7 процентов, 25-29 лет - 6 процентов и моложе 25 лет всего лишь 5 процентов.
Из 1781 педагогического работника дополнительного образования, работающего в учреждениях, подведомственных министерству образования области, почти 72 процента имеют высшее образование, из них высшее педагогическое образование или переподготовку по дополнительной профессиональной программе "Педагогические и методологические основы работы воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования образовательных организаций всех типов" около 98 процентов. Примерно 45,8 процента педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории.
В 2020 году планируется создать детские технопарки в городах Балаково и Энгельс.
Детский технопарк - территория технического творчества детей и молодежи. Он позволяет сконцентрировать на одной территории обучение и воспитание будущих специалистов технических профилей с возможностью организации различных видов деятельности в области исследований, испытаний, изобретательства, рационализации, умения решать различные нестандартные задачи и принимать решения, а так же определяться в выборе будущей профессии, так как ключевым фактором экономического роста является обеспеченность экономики города и региона инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям.
В детских технопарках юное население Саратовской области в возрасте от 5 до 18 лет будет иметь возможность бесплатно и качественно, в доступной форме, по индивидуальной траектории развития, получить знания, начальные профессиональные умения и навыки, приобрести опыт социализации путем участия в акциях, конкурсах, защите проектов и других событийных мероприятиях.
Технопарк является формой организации инновационной, научной, экспериментальной, проектной, учебно-исследовательской, рационализаторской и прочей деятельности детей и подростков в области технического творчества. Вся деятельность технопарка направлена на вовлечение учащихся в продуктивную творческую деятельность и одновременное включение их в сферу экономики через привлечение ВУЗов, промышленных предприятий, бизнес структур других субъектов областного уровня.
Образовательная деятельность технопарка направлена на возвращение престижа инженерных профессий, формирование у детей и подростков практических навыков в высокотехничных специальных сферах: биотехнологиях; IT-технологиях, нанотехнологиях, механике, электронике, автоматике и других сферах.
Цель создания Технопарка - приобщение детей к инженерно-технической деятельности через популяризацию технического творчества.
Детский технопарк "Кванториум" в г. Балаково - это управляемый государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента" (далее - Колледж) имущественный комплекс, созданный на принципах сетевого взаимодействия, оснащенный современным и высокотехнологичным учебным оборудованием, где осуществляется деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, с целью развития у детей технических способностей и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики региона.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, а также задачами развития партнерских отношений в системе "бизнес - образование" в детском технопарке "Кванториум" г. Балаково определены шесть ключевых образовательных направлений (квантумов): "Автоквантум", "VR/AR", "Биоквантум", "IT-квантум", "Промробоквантум" и "Хайтек".
Детский технопарк "Кванториум" в г. Энгельсе - это управляемый государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Саратовский областной институт развития образования" (далее - ГАУ ДПО "СОИРО") имущественный комплекс, созданный на принципах сетевого взаимодействия, оснащенный современным и высокотехнологичным учебным оборудованием, где осуществляется деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технологической направленностей, с целью развития у детей технических способностей и подготовки будущих кадров для высокотехнологичных отраслей экономики региона.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Саратовской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 30 июня 2016 года N 321-П, а также задачами развития партнерских отношений в системе "бизнес - образование" в детском технопарке "Кванториум" определены шесть ключевых образовательных направлений (квантумов): "Аэроквантум", "Наноквантум", "Промдизайнквантум", "Промробоквантум", "Хайтек" и "Data-квантум".
Автоквантум
Автомобили, тракторы, велосипеды, мотоциклы, вездеходы и даже комбайны; устройство автомобиля и правила дорожного движения; основы организации движения и перевозок; безопасность движения и безопасное поведение на дороге; новая мобильность и транспортная инфраструктура; беспилотный транспорт и интеллектуальные транспортные системы - все это изучают в Автоквантуме. Обучающиеся изучат устройство автомобиля и правила дорожного движения, научатся планировать пути и прокладывать маршруты, организовывать процессы и управлять ими, освоят 3D-моделирование и прототипирование, смогут самостоятельно разрабатывать, собирать и настраивать сложные инженерно-технические конструкции, создавать беспилотные автомобили и автоматические системы, мыслить продуктивно, мыслить системно, действовать сообща, работать в команде, достигать целей и добиваться результата.
Аэроквантум
Задачей Аэроквантума является привлечение подростков к проектной работе в области инженерной и изобретательской деятельности, заинтересовать обучающихся инновационностью и перспективностью беспилотных авиационных систем (далее - БАС) и содействовать им в профессиональном самоопределении. Обучение в Аэроквантуме будет способствовать реализации возможностей и талантов обучающихся в области инженерного творчества, усвоению информации о применении БАС в современности и в будущем, освоению базовых знаний об устройстве и функционировании беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), выработке у обучающихся навыков самопрезентации, работы в команде и ответственности за свои действия. Аэроквантум позволит ребятам приобрести опыта работы своими руками над собственным проектом, направленным на решение реальных задач, познакомится с основами наук, занимающихся изучением физических процессов в летательных аппаратах, развить навыки пилотирования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на практике, изучить основы устройства автономно летающих роботов, работы микроконтроллеров и датчиков, получение навыков работы с электронными компонентами.
Наноквантум
Наноквантум для тех, кто хочет создавать и изучать новые материалы, в том числе собирая их, начиная с атомов, и нано-электронные устройства на их основе.
Для обучения школьников будет использован весь спектр имеющегося современного оборудования: сканирующий электронный микроскоп, оптический микроскоп, ИК-тепловизор высокого разрешения, вакуумная установка термического напыления, ультразвуковая станция разварки, лазерные установки, спектрометры и другое оборудование, в том числе электроизмерительное, имеющееся в лабораториях физико-технического института.
Результат, который получают дети, занимаясь на этом оборудовании, в этом квантуме: освоение навыков работы на указанном лабораторном оборудовании, овладение знаниями в области изучения на молекулярном уровне свойств и структур материалов, в том числе наноструктурированных, освоение техник микроскопии. Создание и коммерческое продвижение инженерных продуктов в области нанотехнологий.
VR/AR
Технологии виртуальной и дополненной реальности являются сегодня неотъемлемой составляющей развития информационных технологий. Это наиболее активно воспринимаемые подрастающим поколением технологии.
Данное направление поможет разобраться во всем разнообразии современных устройств и программ для виртуальной и дополненной реальности. Школьники научатся самостоятельно работать с современными камерами панорамной фото- и видеосъемки, при помощи программного обеспечения 3D моделирования создавать собственные виртуальные миры и раскрашивать реальность новыми красками.
Практически для каждого будущего специалиста очень полезны знания из области компьютерного зрения, систем трекинга, 3D моделирования и т.д.: для специалистов, разрабатывающих новый промышленный дизайн, для врачей, использующих виртуальные тренажеры проведения хирургических операций, для специалистов по безопасности умение моделировать ситуации, максимально приближенные к реальности, просчитывать все возможные последствия и находить эффективные методы решений; проектировщику интермодальных транспортных узлов - умение визуализировать свои решения в стереоформате и т.п. Все эти компетенции школьники получат в дополненной и виртуальной реальности, а также смогут применить их в любой индустрии.
В VR/AR-квантуме обучающиеся осваивают объемную визуализацию, работают с виртуальной (VR), дополненной (AR) и смешанной (MR) реальностью. Кванторианцы разрабатывают образовательные приложения, проектируют симуляторы для будущих инженеров, проводят виртуальные туры по культурным и историческим достопримечательностям и другое.
Биоквантум
Биотехнология - активно развивающаяся отрасль современной прикладной биологии. Человечество для своих нужд с давних пор широко использовало многие процессы, не догадываясь об их микробиологической природе. Стратегической целью "Комплексной программы развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года" является выход России на лидирующие позиции в области биотехнологий, в том числе по отдельным направлениям биомедицины, агробиотехнологий, промышленной биотехнологии и биоэнергетики, а также создание глобально конкурентоспособного сектора биоэкономики.
Проектная траектория "Биоквантум" направлена на формирование у обучающихся представлений и практических навыков в области биотехнологии, формирование у обучающихся профессионального интереса к данному направлению, на представление об уровне и направлениях современной биотехнологии, ее методах, а также на овладевание базовыми теоретическими знаниями (компетенциями) в области современной биотехнологии.
На занятиях в "Биоквантуме" ребята знакомятся с биологией и микробиологией, физиологией и ботаникой, генетикой. Учатся работать с современными средствами исследования невидимого мира (микроскопами, хроматографами и др.), узнают, как выращивать клеточные культуры, как применяются современные биотехнологии для очистки воды, размножения лекарственных растений, для улучшения жизни людей.
IT-Квантум
Опережающее развитие информационных технологий является основой для создания устойчивой платформы в мировом рейтинге конкурентоспособности. Интеллектуальные системы и технологии применяются для тиражирования профессионального опыта и решения сложных научных, производственных и экономических задач. Интенсивность развития сферы IT - одно из приоритетных направлений развития Российской Федерации.
В IT-квантуме реализуется знакомство школьников с профессиональными информационными технологиями, законодательством в IT-сфере; формируется представление об ответственности в сфере информационной безопасности, проводится изучение современных технологий программирования, баз данных, компьютерных сетей, Интернеттехнологий, облачных и распределенных решений, технологий разработки компьютерных игр. Школьники знакомятся с основами управления большими данными Big Data, изучают основные аспекты программного и аппаратного обеспечения информационной безопасности.
В рамках IT-квантума изучаются основы Интернет-вещей и технологий умного дома. Большое внимание уделяется изучению современных интеллектуальных технологий, формализации знаний, основами разработки искусственных нейронных сетей.
Промдизайнквантум
Промышленный дизайн - это проектирование предметов и сервисов, решающих реальные задачи потребителей. Сегодня дизайнер работает не только над функцией и эстетикой объекта, он обладает компетенциями маркетолога, предпринимателя, работает с брендингом и визуальными коммуникациями. Дизайнер должен уметь предвидеть запрос потребителя, даже если он еще не сформирован, и уметь создавать чудо.
Обучение в Промдизайнквантуме направлено на получение у обучающихся начальных навыков дизайн-проектирования, дающих представление о профессии промышленного дизайнера. Освоение программы предполагает получение практических навыков проектирования предметов, решающих задачи потребителей.
В основе педагогического подхода лежит вытягивающая модель обучения. Перед обучающимися ставятся задачи, заведомо более сложные, чем те, с которыми они сталкивались в своей практике. Это побуждает к поиску информации, анализу и запросу на получение компетенций, а также формирует самостоятельность и ответственность.
В конце освоения программы обучающиеся должны сформировать представления о профессии промышленного дизайнера как о творческой деятельности, позволяющей создавать предметную среду с положительным пользовательским опытом.
Промробоквантум
Мультипредметность промышленной робототехники погружает кванторианцев в такие научные и инженерные дисциплины как механика, электроника, электротехника, физика, информатика (машинное обучение, техническое зрение, операционные системы), математическое моделирование и другие. Проектная деятельность, направленная на создание интеллектуальных систем для различных сфер человеческой деятельности, в частности, производства, позволяет формировать системное мышление как в инженерном, так и в мировоззренческом смысле. Обучающиеся научатся разрабатывать специализированные алгоритмы управления и встраиваемого программного обеспечения, разрабатывать и эксплуатировать управляющую электронику, информационные и сенсорные системы, проектировать и конструировать узлы и механизмы роботов. После освоения вводного модуля обучающиеся смогут декомпозировать работу промышленных систем автоматизации, освоят CAM-системы и системы оффлайн-программирования промышленных роботов, приобретут навыки работы с системами технического зрения и с многокомпонентными робототехническими комплексами.
Data-квантум
Целью обучения в данном квантуме является формирование у обучающихся способности к разностороннему и комплексному анализу информации, размещенной на различных интернет-ресурсах, в интересах безопасного и рационального использования интернет-пространства, сформировать у обучающихся представление о структуре и типах информации в интернет-пространстве, больших данных и больших пользовательских данных.
Обучающиеся знакомятся с основами исследовательской деятельности (принципами построения исследования, процедурой и этикой его проведения, количественными и качественными методами обработки полученных данных), с методами и средствами поиска информации в интернет-пространстве. У обучающихся формируются навыки планирования, проведения и обработки результатов исследования информации в интернет-пространстве при помощи поисковых систем, общедоступных средств поиска информации и системы мониторинга и анализа социальных медиа "Крибрум", способность выявлять и критически оценивать источники и каналы распространения информации в интернет-пространстве и определять ее качество.
Хайтек
Является общей технологической площадкой для всех отделений "Кванториума". Здесь установлено высокотехнологичное оборудование для практических занятий и исследований.
Состоит из двух основных частей:
Управляющая часть - здесь располагаются компьютеры со специальным программным обеспечением, позволяющие спроектировать и задать управляющие программы для 3D-принтеров и станков с ЧПУ.
Производственная часть - размещается оборудование, на котором реализуются проектные работы учеников (3D-принтеры, станки с программным управлением и др.).
Обучающиеся проектной траектории "Хайтек" смогут освоить основные способы обработки материалов, промышленного производства, прототипирования, изготовить различные детали или устройства, начиная от корпуса, заканчивая электронным устройством.
На территории Хайтек цеха дети учатся не только основам современных производственных процессов, но и приобретают конкретные практические навыки (от пайки до работы с современными инженерными программами и станками).
Все выбранные направления будут способствовать развитию отраслей экономики Саратовской области, призванных обеспечить импортозамещение.
Базовым форматом образовательного процесса детских технопарков "Кванториум" является проектная деятельность. В ходе работы над проектом должны быть реализованы проекты как внутри квантумов, так и совместные межквантумные проекты.
Межквантумные проекты должны носить формат законченных научных исследований или инженерной разработки в виде выполненного продукта. Для инженерных проектов обязательным является реализация полного жизненного цикла изделия, применение при проектировании основ системной инженерии, анализа потенциального рынка, решение задач с внутренним и внешним заказчиком.
Деятельность детского технопарка "Кванториум" осуществляется при организационно-техническом, методическом и информационном сопровождении проектного офиса национального проекта "Образование".
Концепция по созданию и функционированию в Саратовской области детского технопарка "Кванториум" на 2020-2022 годы разработана с учетом основных принципов создания и функционирования детских технопарков "Кванториум", рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации.
На базе детских технопарков "Кванториум" будет создана мотивирующая инновационная интерактивная среда, формирующая у детей изобретательское, креативное, критическое и продуктовое мышление.
Опыт Саратовской области в реализации федеральных проектов в области образования
В Саратовской области объединениями технической направленности охвачено 20179 детей на базе 257 образовательных организаций. 88,24 процента детей, охваченных дополнительным образованием технической направленности, обучается за счет бюджетных ассигнований.
Дополнительные общеразвивающие программы технической направленности включают следующие направления: авиамоделирование, автомоделизм, бумагопластика, графический дизайн, информационные технологии, картинг, компьютерная грамотность, компьютерная графика, конструирование и моделирование (в том числе начальное и экспериментальное), конструирование с программированием, макетирование, программирование, радиоспорт с основами радиотехнического конструирования, радиоэлектронное конструирование, робототехника, стендовое моделирование, судомоделирование, электротехника и электроника и другие. В настоящее время в Саратовской области работает два государственных учреждения дополнительного образования детей, в которых профилирующим видом деятельности является техническое творчество.
С целью подготовки высококвалифицированных специалистов по наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям, в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями была создана региональная инновационная сеть ПОО Саратовской области по направлению Промышленные и инженерные технологии (специализация "Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов"). В качестве региональной сетевой площадки в рамках Программы определена профессиональная образовательная организация - государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента".
Результаты проекта: создана материально-техническая база коллективного пользования для проведения демонстрационных экзаменов по направлению "Машиностроение" и проведения региональных чемпионатов Ворлдскилс, разработаны регламенты использования материально-технической базы сетевой площадки для организации практического обучения при изучении профессиональных модулей по профессиям и специальностям, для организации тренировок участников чемпионатов профессионального мастерства по методике Ворлдскиллс. Создание сети профессиональных образовательных организаций Саратовской области позволило обеспечить выработку и трансляцию лучших практик в целях обеспечения подготовки кадров по заявленным профессиям и специальностям из перечня ТОП-50, сформировать Единое информационное пространство для получения профессионального образования с помощью технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При реализации проекта повысили свою квалификацию 64 педагогических работника участников сетевого взаимодействия, разработаны программы повышения квалификации, разработаны и утверждены основные образовательные программы и учебно-методические комплексы по следующим специальностям и профессиям: 15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям); 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки); 15.01.32 Оператор станков с программным управлением; 15.01.33 Токарь на станках с ЧПУ; 15.01.34 Фрезеровщик на станках с ЧПУ; 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям); 15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства, оснащена материально-техническая база по заявленным профессиям и специальностям.
В целях достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям, в 2018 году в Энгельсском муниципальном районе в сфере образования осуществлялась реализация трех муниципальных программ.
1. Муниципальная программа "Развитие образования в Энгельсском муниципальном районе" на 2018-2020 годы направлена на реализацию следующих мероприятий:
в рамках реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области" будет выполнен капитальный ремонт и оснащение спортивного зала школы п. Коминтерн;
в рамках реализации регионального проекта "Современная школа" государственной программы Саратовской области "Развитие образования в Саратовской области" будут созданы центры технологического и гуманитарного образования в четырех сельских школах (с. Шумейка, п. Пробуждение, с. Безымянное, с. Узморье);
в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы будут созданы условия для получения качественного дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в МБУ ДО "Центр "Позитив".
В Энгельсском муниципальном районе сформирована система дополнительного образования детей.
Охват детей услугами дополнительного образования и кружковой работой составляет 70 процентов.
Сеть учреждений дополнительного образования детей в системе образования Энгельсского муниципального района включает 2 учреждения: МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи", МБУ ДО "Центр психолого-педагогического сопровождения "Позитив", а также объединения дополнительного образования детей на базе общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений.
Главным направлением в 2018-2019 учебном году является повышение охвата детей и подростков качественными программами разной направленности.
В МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" реализуются 59 программ дополнительного образования детей по 6 направленностям: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической. МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" посещают 1987 детей, в том числе технический клуб "Юность" - 430 учащихся. Увеличение охвата детей планируется за счет открытия новых объединений: "Фольклор" и "Брейк данс" - на бюджетной основе и объединений социально-педагогической направленности и по хореографии - на платной основе.
Для выявления и распространения лучших практик в сфере дополнительного образования в МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" действует региональная инновационная площадка "Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ средствами сетевого взаимодействия", направленная на обновление содержания дополнительного образования детей через создание дополнительных общеразвивающих программ нового типа. Опыт инновационной деятельности определил учреждению статус муниципального ресурсного центра по дополнительному образованию, обеспечивающего отработку направлений интеграции общего и дополнительного образования, на базе которого осуществляется инновационное методическое сопровождение деятельности педагогов системы дополнительного образования детей.
В течение учебного года методистами МАУ ДО "Дворец творчества детей и молодежи" были проведены 3 областных семинара для педагогов и молодых специалистов сферы дополнительного образования, а также для руководителей школ и детских садов по вопросам организации дополнительного образования в образовательных учреждениях.
Реализуются 12 авторских общеразвивающих программ, 7 адаптированных программ для 72 детей с ограниченными возможностями здоровья. Активно внедряется дистанционное обучение.
Эффективность деятельности системы дополнительного образования подтверждают высокие результаты воспитанников в конкурсных мероприятиях разных уровней.
Учреждения дополнительного образования имеют высокий кадровый потенциал. Из 177 педагогов дополнительного образования и психологов 65 процентов имеют высшую и первую квалификационную категорию, каждый пятый имеет отраслевую или государственную награду (35 человек). Профессиональное мастерство педагогов дополнительного образования повышается через участие в областных и районных обучающих семинарах, курсах, программах подготовки кадров.
В 2019 году команда "Икар" МОУ "СОШ N 15" в третий раз приняла участие в завершающем этапе Российской робототехнической олимпиады в городе Казань. Данная олимпиада проводится по правилам Всемирной робототехнической олимпиады и тема, предложенная организаторами ВРО в этом году - "Еда имеет значение!". На суд жюри были представлены более 20 проектов со всей России. Проект команды "Икар" стал финалистом и вошел в восьмерку сильнейших. Показанный результат позволяет команде участвовать в отборе на Всемирную робототехническую олимпиаду в Тайланде.
Основная цель проведения соревнований - развитие творческого и технического мышления у детей старшего дошкольного возраста и у школьников начальных классов, стимулирование познавательной активности, формирование устойчивого интереса к образовательной робототехнике, воспитание нравственных, эстетических и личностных качеств
В Саратовской области ежегодно проводятся региональные мероприятия по техническим видам творчества: конкурсы "ТехноУспех", "3D моделирование глазами детей"; научно-техническая конференция школьников и педагогов "ТЕХНОМИР"; выставка стендового моделирования, выставка технического творчества "Шаг в робототехнику", открытые робототехнические соревнования для обучающихся образовательных организаций "Робо битва"; региональный этап Всероссийского конкурса "Юные техники и изобретатели", региональный этап Всероссийской робототехнической олимпиады; региональный этап Всероссийского фестиваля "РобоФест" и другие.
Развитие детской инженерии происходит на основе ежегодного расширения движения JuniorSkills, позволяющего объединить профориентационную работу школ, техникумов и предприятий области. Проведен региональный чемпионат для детей 10-17 лет по методике WorldSkills.
Победители региональных этапов участвуют во всероссийских конкурсах, таких как Всероссийский конкурс "Юные техники и изобретатели", Всероссийский молодежный робототехнический фестиваль "Робофэст", Всероссийское первенство по робототехнике среди школьников КРОК, Всероссийский форум "Будущие интеллектуальные лидеры России", Всероссийский конкурс "ИТ-проект, который изменит жизнь к лучшему", Международный фестиваль робототехники "Робофинист", Первенство России по авиационным свободнолетающим моделям.
В работе с высоко мотивированными детьми активно принимают участие образовательные организации высшего образования Саратовской области. В регионе действует Центр олимпиадной подготовки программистов имени Н.Л.Андреевой федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского" (далее - СГУ имени Н.Г.Чернышевского), который работает и с одаренными обучающимися общеобразовательных организаций. Во многом благодаря этому, саратовские школьники ежегодно становятся победителями и призерами всероссийских олимпиад и соревнований.
В Саратовской области функционирует сетевое сообщество педагогов общего и дополнительного образования по вопросам развития робототехники на http://robosar.soiro.ru. На портале представлены проводимые в регионе мероприятия для педагогов и обучающихся по вопросам робототехнического творчества.
В декабре 2018 года Саратовская область приняла участие в федеральном проекте по ранней профориентации школьников "Билет в будущее" в котором Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента" стал базой для проведения профессиональных проб по компетенциям "Веб-дизайн и разработка", "Электромонтажные работы", "Токарные работы на станках с числовым программным управлением". Проект позволил более 300 школьникам из 12 средних общеобразовательных учреждений города Балаково попробовать свои силы в профессиональных пробах и познакомиться с профессиями ТОП-5.
Организационно-правовая форма детских технопарков "Кванториум"
В основу двух детских технопарков "Кванториум" заложена организационная модель "Стандарт", предусматривающая ежегодное обучение на базе технопарка по дополнительным общеобразовательным программам не менее 800 детей в возрасте от 5 до 18 лет, в том числе не менее 300 обучающихся детей на протяжении учебного года, за счет средств регионального бюджета.
Правовая форма детского технопарка "Кванториум" в городе Балаково - структурное подразделение государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента" с размещением на его площадях.
Ключевым интеллектуальным партнером проекта по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" является Балаковский инженерно-технологический институт - филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (БИТИ НИЯУ МИФИ).
Правовая форма детского технопарка "Кванториум" г. Энгельс - обособленное структурное подразделение ГАУ ДПО "СОИРО". Ключевыми интеллектуальными партнерами проекта по созданию и функционированию детского технопарка "Кванториум" являются Энгельсский технологический институт Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского.
Предлагаемые решения позволят привлечь к сотрудничеству в качестве индустриальных партнеров: ГК "Росатом", ПАР "РусГидро", ПАО "ФосАгро", ПАО "Северсталь" и иные предприятия, осуществляющие свою деятельность на территории Саратовской области.
Описание площадок детских технопарков "Кванториум"
Детский технопарк "Кванториум" в городе Балаково будет иметь одну площадку. Она расположена в жилом районе центральной части города, вблизи крупных транспортных магистралей.
Площадка будет размещена в государственном автономном профессиональном образовательном учреждения Саратовской области "Поволжский колледж технологий и менеджмента" по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Шевченко, 90.
Детский технопарк "Кванториум" в городе Энгельс будет иметь одну площадку. Она расположена в центре города, вблизи крупных транспортных магистралей. Площадка размещена по адресу: г. Энгельс, площадь Свободы, 17.
Все помещения детских технопарков "Кванториум" будут соответствовать требованиям, предъявляемым к имущественному комплексу детских технопарков, установленных Министерством просвещения Российской Федерации, а также санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей и Своду Правил по доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.