Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общие положения
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра) в быстроменяющихся внешних экономических и политических условиях план мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в автономном округе на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов (1) позволил сконцентрировать финансовые ресурсы и реализовать дополнительные меры поддержки производственного и потребительского секторов экономики, поддержать достигнутые темпы развития предпринимательской деятельности, импортозамещения; в социальной политике - обеспечить исполнение всех публичных обязательств и расширить их перечень для компенсации дополнительных инфляционных издержек наиболее уязвимым категориям граждан.
Цель мероприятий по обеспечению стабильного социально-экономического развития в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2016 году и на период 2017 и 2018 годов (далее также - план) - формирование условий для обеспечения динамичного и устойчивого социально-экономического развития Югры.
Структура плана обеспечивает оптимальное сочетание первоочередных мероприятий и долгосрочных проектов, ориентированных на решение внутренних проблем, формирование новой, более эффективной экономики.
В целях принятия своевременных мер по оказанию поддержки рынку труда, финансовому рынку, реальному сектору экономики, недопущению нарушения прав граждан, предупреждению и ликвидации кризисных явлений в экономике автономного округа функционируют Комиссия по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности, мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития автономного округа и Рабочая группа по мониторингу финансово-экономического состояния системообразующих организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа (2), в состав которых входят представители общественных организаций, политических партий, депутаты Думы Югры.
Предварительные итоги социально-экономического положения Югры за 2015 год характеризуются следующими показателями.
Автономный округ входит в число субъектов - лидеров Российской Федерации с наилучшими демографическими показателями (по коэффициенту рождаемости - 10 место, по коэффициенту естественного прироста населения - 6 место).
Реализуемая в Югре инвестиционная политика позволила решить поставленную Президентом Российской Федерации задачу по достижению 25,0 % доли инвестиций в валовом региональном продукте (далее - ВРП), при этом инвестиции на душу населения в автономном округе в 5 раз превышают среднероссийский показатель.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены местами в детских дошкольных учреждениях.
Положительные тенденции сохранились в агропромышленном комплексе, достигнуто увеличение по сравнению с 2014 годом:
индекса производства продукции сельского хозяйства на 1,2 %;
поголовья оленей, свиней, овец и коз;
производства яиц на 43,9 %; мяса на 15,0 %.
За 2015 год создано 20 крестьянско-фермерских хозяйств, 202 рабочих места.
По предварительной оценке, в 2015 году сохраняется положительная динамика развития малого предпринимательства. В этом секторе создано 3,3 тыс. новых рабочих мест, 531 новое малое предприятие, из них 63,5% - молодыми людьми.
Выходят на проектную мощность перспективные инфраструктурные и промышленные объекты. Среди них: Няганская ГРЭС, Южно-Приобский газоперерабатывающий завод, тепличный комплекс "Агрофирма", ОАО "Югра-плит", введены в эксплуатацию энергоблоки Нижневартовской ГРЭС и Сургутской ГРЭС, продуктопровод "Южно-Балыкская головная насосная станция - Тобольск-Нефтехим".
В 2015 году обеспечено исполнение всех социальных обязательств. Меры социальной поддержки получает 23,0 % от общей численности населения.
В номинальном выражении показатели уровня жизни населения автономного округа остаются одними из самых высоких в Российской Федерации (в течение 2015 года - второе место в Уральском Федеральном округе).
Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы, - 0,5 % от экономически активного населения, при этом в течение года создано около 4 тысяч постоянных рабочих мест. По результатам мониторинга и оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения за первое полугодие 2015 года Югра занимает 1-ое место по доле граждан, открывших собственное дело, в общей численности безработных граждан (3).
Тем не менее, проблемы экономического и социального развития сохраняются, например:
низкий уровень диверсификации экономики;
высокий уровень инфляции;
снижение темпов достижения стратегической цели;
зависимость от импорта товаров (работ, услуг);
дифференциация уровня доходов населения, дефицит квалифицированной рабочей силы.
Ключевые направления действий Правительства автономного округа в 2016 - 2018 годах, связанные с решением задач достижения стабильного социально-экономического развития, включают:
поддержку импортозамещения и развития эффективных отечественных технологий;
содействие развитию малого и среднего предпринимательства и некоммерческого социально-ориентированного сектора экономики за счет снижения финансовых и административных издержек, концентрации усилий, направленных на реализацию национальной предпринимательской инициативы;
поддержку товаропроизводителей, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, ориентированных на экспорт производимой продукции;
повышение престижа предпринимательской деятельности и вовлечение в предпринимательскую деятельность наиболее активных групп населения за счет создания условий реализации предпринимательских инициатив;
сохранение стабильности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;
повышение эффективности управления государственными финансами путем выявления и сокращения неэффективных трат, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития и выполнении публичных обязательств в полном объеме;
поддержку социальной стабильности и обеспечение адресной социальной защиты граждан, оказавшихся в сложной ситуации;
обеспечение макроэкономической стабильности.
При формировании плана на 2016 - 2018 годы учтены положения послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2016 год от 4 декабря 2015 года, ежегодного Обращения Губернатора автономного округа к жителям автономного округа, представителям общественности и депутатам автономного округа от 9 декабря 2015 года, Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году (4).
Мероприятия плана обеспечивают преемственность ранее применявшихся в Югре механизмов по развитию налоговой базы, инвестиционного потенциала, а также позволяют с минимальными вложениями бюджетных средств обеспечить экономический, социальный эффект, например, повышение качества взаимодействия с населением. Меры по повышению открытости, привлечению населения к выработке управленческих решений способствуют в сложных экономических условиях снижению социальной напряженности, повышению эффективности управленческих решений.
Особое внимание в плане уделено усилению акцентов, связанных с реализацией государственной промышленной политики, решению задач импортозамещения, повышения конкурентоспособности продукции путем поддержки организаций реального сектора экономики.
В плане предусмотрено расширение мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства за счет повышения доступности кредитных ресурсов, сопровождения предпринимателей, ориентированных на экспорт продукции, популяризации предпринимательской деятельности.
Отражены направления, по которым Правительство автономного округа сохраняет и расширяет перечень социальных обязательств с соблюдением принципов адресности. Планируется создать благоприятные условия для привлечения широкого круга некоммерческих организаций, ориентированных на оказание социальных услуг.
С целью оперативной оценки и реагирования на меняющиеся внешние и внутренние условия развивается система мониторинга и контроля ситуации в экономике и социальной сфере.
Реализация мероприятий плана будет способствовать исполнению и достижению целевых показателей, предусмотренных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 - 606.
Степень эффективности мероприятий плана будет зависеть от реализации комплексного системного подхода к принимаемым решениям и методам управления в условиях риска и неопределенности рынка, политических взаимоотношений и экономической обстановки.
При этом, несмотря на разнонаправленность мер плана (с одной стороны, повышение доходов и снижение расходов бюджета, а с другой - поддержка экономики и населения), Правительство автономного округа сохраняет приоритет на среднесрочную и долгосрочную перспективу - макроэкономическую стабильность и рост экономики.
В этом случае антикризисный план становится инструментом управления, а важным инструментов для бизнеса и населения участия в социально-экономической политике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.