Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I изменен с 15 октября 2017 г. - Постановление Администрации г. Сургута от 2 октября 2017 г. N 8511
Раздел I. Характеристика текущего состояния
До 01.01.2016 реализация мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства осуществлялась в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010 - 2012 годы и на период до 2015 года", утвержденной постановлением Администрации города от 22.09.2009 N 3673, и муниципальной программы "Создание условий для развития муниципальной политики в отдельных секторах экономики города Сургута на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Администрации города от 13.12.2013 N 8982.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 419-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", постановлением Администрации города от 17.07.2013 N 5159 "Об утверждении порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации муниципальных программ городского округа город Сургут", решением Думы города от 08.06.2015 N 718-VДГ "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года", на основании паспорта муниципальной программы, утвержденного распоряжением Администрации города от 31.08.2015 N 2153 "О разработке муниципальной программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2016 - 2030 годы", содержащего перечень правовых оснований для ее формирования.
Город Сургут является важнейшим экономическим, индустриальным, административным и культурным центром на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Одной из характерных черт города является многоплановость его хозяйства. В городе успешно развиваются нефтегазовая промышленность, энергетика, геологоразведка, строительство, функционирует развитая городская инфраструктура, но вместе с тем развивается сектор малого и среднего предпринимательства.
По состоянию на 01.01.2017 на территории города Сургута осуществляют свою деятельность 21-а тысяча субъектов малого и среднего предпринимательства. Это 1/4 от общего количества субъектов Югры.
Среднесписочная численность работников на малых и средних предприятиях в Сургуте составила 34 тыс. человек или 27% в общей численности занятого населения города.
Предприниматели вносят значительный вклад в наполнение и формирование бюджета города, динамика поступлений на протяжении ряда лет носит положительный характер.
Так, объем налоговых поступлений в бюджет города от субъектов малого и среднего предпринимательства составил 1,4 млрд. рублей или 14% от общего объема собственных доходов бюджета.
Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства составил более 187 млрд. рублей.
В современных экономических условиях малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в решении экономических и социальных задач муниципального образования городской округ город Сургут, так как способствует:
- созданию новых рабочих мест;
- снижению уровня безработицы;
- насыщению потребительского рынка товарами и услугами;
- формированию конкурентной среды;
- обеспечению экономической самостоятельности населения города, стабильности налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое и среднее предпринимательство обладает стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки. Кроме того, малый и средний бизнес в значительной степени является экономической основой становления местного самоуправления. Таким образом, развитие предпринимательства является одной из приоритетных задач социально-экономического развития города Сургута.
Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в муниципальном образовании завершен. В то же время, по результатам проведенных социологических исследований и опросов видно, что продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), объективно присущи этой области, не только городу Сургуту, но России в целом, основными из них являются:
- недостаточность собственных финансовых ресурсов, в том числе для использования современных технологий и оборудования, сложность в получении кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к обеспечению, связанных с получением кредитов;
- слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за помещения, финансовые и административные трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;
- проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика);
- недостаток квалифицированных кадров;
- проблемы в получении земельных участков под объекты недвижимого имущества;
- и другие.
Важность направления развития бизнеса сформирована в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, в которой выделено направление "Предпринимательство", включающее в себя три вектора развития - "Промышленность", "Инновации" и "Бизнес".
Стратегическая цель вектора "Бизнес" - "Улучшить деловой климат для развития бизнеса в Сургуте". Для достижения цели необходимо:
- формирование среды развития институтов поддержки предпринимательства, банковских и кредитных организаций;
- формирование системы профессионального консалтингового и аудиторского сопровождения бизнеса, постоянного обучения и повышения квалификации;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, доступности капитала и реализации новых бизнес-проектов;
- минимизация административных барьеров, повышение скорости и качества услуг, прозрачности и достоверности информации для бизнеса;
- повышение правовой и финансовой культуры, социальной ответственности бизнеса.
Для реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года предпринимаются меры, способствующие развитию Сургута как бизнес-города с привлекательным деловым климатом и необходимой инфраструктурой поддержки предпринимательства:
- сформирована и активно функционирует инфраструктура поддержки предпринимательства, представленная филиалами практически всех организаций поддержки, созданных в автономном округе: сургутский филиал Фонда поддержки предпринимательства Югры, сургутский филиал Фонда "Югорская региональная микрофинансовая организация", Сургутская торгово-промышленная палата. Отделом развития предпринимательства управления экономики и стратегического планирования осуществляется координирование работы в данном направлении. Создан координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города (утвержден распоряжением Администрации города от 08.07.2010 N 2177) с целью содействия развитию малого и среднего предпринимательства на территории города;
- определены перспективные направления бизнеса: инновационное экспортно-ориентированное и импортозамещающее производство с учетом специфики города; нефтесервисное производство и обслуживание секторов экономики топливно-энергетического комплекса; гражданско-промышленное строительство и индивидуальное жилищное строительство; предпринимательство в социальной сфере; расширение платных услуг населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, спорта; услуги "шаговой доступности" с ориентацией на ассортиментную конкуренцию;
- обеспечены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по закупкам у СМП, СОНКО. В соответствие с нормами Закона установлена доля закупок у СМП и СОНКО в размере 15%, Администрацией города в 2015 году размещено закупок на 456 млн. рублей или 26%. По итогам 2016 года размещено 27,5% от совокупного годового объема закупок. Доступность и открытость расходования средств бюджета города реализованы через локализацию всех муниципальных закупок на базе автоматизированной информационной системы "Горзакупки Сургут". Организованная открытость и прозрачность закупок ежегодно высоко оценивается на федеральном уровне. Исключением не стал и 2016 год, когда был присвоен наивысший рейтинг "Гарантированная прозрачность";
Таблица 1
Информация
об осуществлении закупок муниципального образования городской округ город Сургут у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций
Год |
Совокупный годовой объем закупок на год (тыс. руб) |
Начальная (максимальная) цена контрактов, планируемая к осуществлению закупок у СМП, СОНКО (тыс. руб) |
Закупки, которые планируются осуществить у СМП, СОНКО (%) |
Общее количество заключенных контрактов у СМП, СОНКО (шт.) |
Цена заключенных контрактов с СМП, СОНКО (тыс. руб) |
Доля заказа, размещенного у СМП, СОНКО, от совокупного годового объема закупок (%) |
2014 |
2 538 988,2 |
768 981,8 |
30,3 |
738 |
574 631,3 |
27,4 |
2015 |
2 735 318,7 |
1 022 962,7 |
37,4 |
748 |
719 646,6 |
26,3 |
2016 |
2 302 168,0 |
823 082,2 |
35 |
759 |
632 755 |
27,5 |
- осуществляется информирование субъектов малого и среднего предпринимательства о деятельности Фонда "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры";
- реализуется настоящая муниципальная программа.
Перечень мероприятий настоящей муниципальной программы, реализуемых в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года представлен в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Проводимые в рамках реализации муниципальной программы мероприятия направлены на популяризацию, повышение общественного статуса предпринимательской деятельности, повышение квалификации и компетенций представителей малого и среднего предпринимательства, повышение их деловой активности и инициативы. В календаре мероприятий предусмотрено проведение городского конкурса "Предприниматель года", городской конференции и форума на актуальные темы, образовательного курса "Основы ведения предпринимательской деятельности", образовательных семинаров и мастер-классов, встреч молодых предпринимателей с успешными предпринимателями.
Площадки для обсуждения проблемных вопросов и выработки мер по их решению:
- на регулярной основе проводятся заседания Координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города;
- в 2016 году внедрена новая практика регулярных встреч Главы города с предпринимателями города по отраслевым направлениям;
- созданы профильные рабочие группы, например, в 2016 году создана рабочая группа по взаимодействию местных товаропроизводителей и федеральных торговых сетей;
- создана рабочая группа по векторам развития "Бизнес" и "Промышленность" Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года;
- в 2016 году впервые проведена муниципальная конференция субъектов малого и среднего предпринимательства Югры, предложения по итогам конференции направлены в автономный округ и рассмотрены на I Региональной конференции предпринимателей Югры "Малый бизнес Югры: новые возможности".
Значительная часть субъектов малого и среднего предпринимательства города занята в сфере потребительского рынка товаров и услуг, производства продовольственных товаров. Потребительский рынок по-прежнему остается одним из важнейших сегментов жизнеобеспечения города. Его главные задачи: создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социально-демографических групп населения. Большой вклад в формирование потребительского рынка вносят местные производители, произведенная продукция которых пользуется большим спросом у населения города из-за ее высокого качества. Одна из задач муниципальной программы "Развитие потребительского рынка" содержит мероприятия для развития данного сектора.
В целях оказания содействия местным товаропроизводителям в реализации произведенной ими продукции на территории города регулярно проводятся ярмарки. Кроме того, товаропроизводителям оказывается содействие в продвижении их продукции за пределы города и региона путем информирования их о запланированных ярмарочно-выставочных мероприятиях, формирования делегаций от муниципального образования для участия в ярмарках за пределами города. К примеру, товаропроизводители города Сургута постоянно принимают участие в ежегодной окружной выставке-ярмарке "Товары земли Югорской", проводимой при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на которой достойно представляют свою продукцию. Свойственная ярмаркам практика прямых продаж противодействует росту цен на социально значимые товары, так как дает возможность гражданам, минуя посредническое звено, приобретать продукты по ценам товаропроизводителей. Практика проведения ярмарок на территории города будет продолжена в дальнейшем.
С 2017 года запланирован к реализации проект "Сделано в Сургуте" с целью увеличения доли продукции местных товаропроизводителей на потребительском рынке города Сургута. Местным товаропроизводителям будет присваиваться логотип "Сделано в Сургуте", который может быть использован на этикетках и ярлыках с готовой продукцией и прочих рекламных материалах. Данный логотип будет способствовать продвижению местной продукции, в том числе в федеральных торговых сетях, и повышению ее узнаваемости потребителями. Также в рамках проекта, будет проведен конкурс для местных товаропроизводителей "Лучший товар города Сургута - 2017". Итогом проекта станет проведение выставки-продажи, где товаропроизводители смогут продемонстрировать свой товар для жителей города. Важно отметить, что проект "Сделано в Сургуте" реализуется посредством проектного управления в соответствии с распоряжением Администрации города от 09.08.2016 N 1477 "О системе управления проектной деятельностью в Администрации города".
Одной из задач устойчивого социально-экономического развития города является создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. В соответствии с изменениями в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Социально-экономическое развитие, инвестиции и инновации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы" с 2017 года муниципальные образования могут получить софинансирование на реализацию мероприятий по финансовой поддержке инновационных компаний. В целях стимулирования инновационной активности организаций, расширения возможностей для реализации предпринимательских инициатив особенно на начальных стадиях развития, с 2017 года администратором будет оказываться финансовая поддержка в форме грантов в форме субсидий начинающим инновационным компаниям.
Поддержка, предоставляемая субъектам малого и среднего предпринимательства, позволяет предпринимателям создать и вести успешно предпринимательскую деятельность на начальном этапе, развить новые направления и масштабировать бизнес, приобрести качественное оборудование, получить квалифицированные консалтинговые услуги, увеличить оборот и увеличить число рабочих мест, что в свою очередь способствует повышению качества предоставляемых населению товаров и услуг, повышению объема налоговых поступлений в бюджет города от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и социально-экономическому развитию города в целом.
Отмечена положительная динамика всех показателей, по которым производится оценка уровня развития предпринимательства, что подтверждает эффективность проводимой муниципальной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства.
Программно-целевой метод позволяет провести анализ выполнения мероприятий программы по годам и выработать механизм совершенствования в период ее реализации, достичь гибкого и оперативного принятия управленческих решений.
Таблица 2
Динамика
изменения значений целевого показателя развития малого и среднего предпринимательства
Наименование показателя |
Единица измерения |
2014 год |
2015 год |
2016 год оценка |
2017 год прогноз |
Объем налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства |
млн. руб. |
1 267,9 |
1 367,2 |
1 411,5 |
1 435,1 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.