Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
администрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 18 ноября 2015 г. N 2056
Положение
об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижневартовска
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует отношения, связанные с осуществлением транспортного обслуживания, и устанавливает основные принципы организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижневартовска.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
1.3. Основной задачей настоящего Положения является удовлетворение потребностей жителей города в регулярных перевозках пассажиров и багажа.
1.4. Организация регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижневартовска предусматривает:
- формирование сети маршрутов регулярных перевозок;
- организацию маршрутов регулярных перевозок;
- обеспечение маршрутов регулярных перевозок объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров (остановочные пункты, разворотные площадки, остановочные павильоны и др.);
- создание условий для обеспечения безопасного и качественного обслуживания пассажиров, повышения культуры обслуживания пассажиров;
- отбор перевозчиков на право осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок;
- контроль за соблюдением установленных условий выполнения перевозок пассажиров и багажа.
1.5. Настоящее Положение является обязательным для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории города Нижневартовска.
1.6. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:
- заказчик перевозок - администрация города Нижневартовска;
- организатор перевозок - департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска. Уполномоченная структура департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска - отдел транспорта и связи;
- конкурс - конкурс на право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом на территории города Нижневартовска;
- маршрут регулярных перевозок - маршрут, предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств, от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;
- маршрутная сеть города - совокупность маршрутов регулярных перевозок, расположенных в границах городского округа;
- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа и осуществляющий перевозки пассажиров и багажа по договору с организатором перевозок, который заключается на основании итогов конкурса;
- договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок на территории города Нижневартовска (далее - договор на осуществление перевозок) - безвозмездное соглашение, по которому организатор перевозок от имени заказчика перевозок предоставляет перевозчику право осуществлять перевозки пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок, а перевозчик взамен обязуется соблюдать расписание, маршрут регулярных перевозок, обеспечить качество и безопасность перевозок;
- расписание движения - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта;
- остановочный пункт - место остановки транспортного средства по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортного средства;
- паспорт маршрута регулярных перевозок - документ, включающий в себя сведения о маршруте регулярных перевозок и сведения о перевозках по данному маршруту;
- багаж - вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;
- автомобильный транспорт (далее - автобус):
транспортные средства категории "М2", используемые для перевозок пассажиров и багажа, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн;
транспортные средства категории "М3", используемые для перевозок пассажиров и багажа, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, оборудованные местом для стоящих пассажиров в целях их беспрепятственного перемещения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
II. Формирование сети маршрутов регулярных перевозок
2.1. Формирование сети маршрутов регулярных перевозок осуществляется организатором перевозок в соответствии с настоящим Положением. Открытие, изменение, отмена маршрутов регулярных перевозок утверждается постановлением администрации города.
2.2. С целью оптимизации маршрутной сети города, открытия новых или изменения существующих маршрутов регулярных перевозок организатор перевозок осуществляет регулярное проведение мониторинга предложений жителей города.
2.3. Инициаторами оптимизации (изменения) маршрутной сети города могут выступать также перевозчики.
2.4. Маршруты регулярных перевозок открываются при:
- наличии устойчивого пассажиропотока;
- наличии условий, обеспечивающих безопасность движения;
- наличии резервов пропускной способности транспортных узлов и дорожной сети города;
- отсутствии дублирующих городских маршрутов.
2.5. Каждому маршруту регулярных перевозок присваивается определенный порядковый номер.
2.6. Информация о маршрутах регулярных перевозок доводится организатором перевозок до сведения жителей города через средства массовой информации и официальный сайт органов местного самоуправления города Нижневартовска.
III. Организация маршрутов регулярных перевозок
3.1. Организация маршрутов регулярных перевозок на территории города Нижневартовска включает:
- разработку оптимальных комплексных маршрутных схем, расписаний движения автобусов, определение типа и предельно допустимого количества автобусов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- обеспечение маршрутов регулярных перевозок объектами инфраструктуры, необходимыми для обслуживания пассажиров (остановочные пункты, разворотные площадки, остановочные павильоны и др.);
- отбор перевозчиков путем проведения конкурса;
- контроль за выполнением перевозчиками требований нормативных правовых актов, регулирующих организацию перевозок пассажиров и багажа;
- реализацию мер по обеспечению безопасности дорожного движения.
3.2. Целесообразность открытия маршрута регулярных перевозок (далее - маршрут) определяется организатором перевозок.
Открытие новых маршрутов возможно при наличии следующих факторов:
- востребованность маршрута жителями города;
- наличие условий, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
- наличие резервов пропускной способности дорожной сети;
- отсутствие дублирующих маршрутов.
3.3. Городские маршруты могут быть организованы, если состояние дорог и их обустройство соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.
3.4. Обследование дорожных условий на маршрутах производится городской комиссией по контролю за состоянием и эксплуатацией городских автомобильных дорог и улиц (далее - комиссия) перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (осенне-зимнее и весенне-летнее обследования).
3.4.1. Порядок обследования определяется в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми и распорядительными актами.
3.4.2. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытия новых маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте, вплоть до временного прекращения или закрытия автобусного движения на этом маршруте.
3.4.3. Открытие маршрута осуществляется после подписания комиссией акта о готовности маршрута к началу движения либо после устранения недостатков, отмеченных в акте комиссии.
3.5. При открытии маршрутов должны предусматриваться:
- расположение начальных и конечных остановочных пунктов в крупных пассажирообразующих и пассажиропоглощающих местах;
- использование рационального типа автобусов, соответствующих виду перевозок;
- обеспечение транспортной связи для наибольшего числа пассажиров по кратчайшим направлениям между основными пунктами города;
- средства контроля за регулярностью движения;
- обеспечение координированного движения автобусов на вновь открываемом маршруте с движением автобусов на существующих маршрутах, а также с работой других видов пассажирского транспорта.
3.6. Для работы на маршрутах допускается использование различного вида автобусов, предназначенных для перевозки пассажиров и багажа, в соответствии с паспортом завода-изготовителя. Автобусы, используемые перевозчиками, и их техническое состояние должны соответствовать требованиям Правил перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте и конкурсной документации.
3.7. В соответствии со спецификой обслуживания населения маршруты по режимам работы подразделяются на регулярные:
- действующие в течение установленного периода суток всех дней недели, месяцев;
- действующие в течение установленного периода суток определенных дней недели, месяцев.
3.8. Маршруты по режимам движения подразделяются на:
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах по маршруту автобусами категории "М3";
- перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в установленных остановочных пунктах и в любых местах, не запрещенных правилами дорожного движения, по маршруту автобусами категории "М2".
3.9. Остановочные пункты размещаются с учетом безопасного и удобного подхода пассажиров при соблюдении Правил дорожного движения и требований действующего законодательства.
3.10. В зависимости от специфики пассажиропотока и его периодических изменений промежуточные остановочные пункты по времени работы подразделяются на постоянные и "по требованию".
Постоянные остановочные пункты устанавливаются в местах с устойчивым пассажирооборотом. Остановочные пункты "по требованию" устанавливаются в местах с малым и неустойчивым пассажирооборотом.
3.11. Движение автобусов организуется по расписаниям, которые разрабатываются на основе нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными правовыми и распорядительными актами.
3.12. На начальных, конечных и промежуточных остановочных пунктах вывешиваются указатели интервалов движения автобусов.
Оборудование остановочных пунктов указателями интервалов движения автобусов находится в компетенции организатора перевозок.
3.13. Остановка автобусов является обязательной на всех остановочных пунктах утвержденного маршрута. На остановочных пунктах "по требованию" остановка автобусов является обязательной по требованию пассажира.
3.14. Изменение маршрутов осуществляется в том же порядке, что и их открытие.
IV. Полномочия организатора перевозок
4.1. Организатор перевозок:
- разрабатывает:
проекты, планы и программы развития транспортного обслуживания населения города Нижневартовска в соответствии с перспективами социально-экономического развития города и демографическими изменениями в городе;
конкурсную документацию, информирует перевозчиков о проведении конкурса;
- определяет:
критерии отбора перевозчиков, необходимые для получения права на осуществление перевозок;
требования к вместимости и интервалам движения автобусов на каждом маршруте;
- в установленном порядке, исходя из транспортных потребностей населения, открывает, изменяет и закрывает маршруты, организует введение в эксплуатацию объектов инфраструктуры маршрутной сети города, необходимых для обслуживания пассажиров;
- заключает с перевозчиками договоры на осуществление перевозок, согласовывает паспорта маршрутов;
- организует обследование пассажиропотоков;
- ведет учет и рассмотрение предложений жителей и организаций города по формированию маршрутов, расписаний движения, жалоб на качество транспортного обслуживания, принимает меры по устранению выявленных недостатков (согласно договору на осуществление перевозок);
- вносит при необходимости изменения в транспортную схему генерального плана города, в условия договоров на осуществление перевозок по согласованию с перевозчиками;
- информирует жителей города об изменениях в работе автобусов, а также представляет иные сведения, необходимые потребителям транспортных услуг;
- осуществляет контроль за выполнением перевозчиками договорных обязательств и при выявлении нарушений направляет соответствующему перевозчику материалы для принятия мер по их устранению;
- осуществляет мониторинг пассажиропотоков по маршрутам;
- согласовывает расписания движения с целью координации работы перевозчиков;
- обеспечивает прекращение движения автобусов на маршрутах, не соответствующих требованиям безопасности дорожного движения, а также обеспечивает временное ограничение или прекращение в установленном порядке движения автобусов на дорогах в случаях, вызванных обстоятельствами непреодолимой силы.
4.2. В случае нарушений перевозчиком условий договора на осуществление перевозок (самовольное изменение маршрута, изменение схемы движения, срывы перевозок на закрепленном маршруте, нарушение условий обеспечения безопасности дорожного движения, нарушение расписания движения, несанкционированное прекращение работы) организатор перевозок вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор на осуществление перевозок, письменно предупредив перевозчика за два месяца до даты расторжения.
4.3. В случае нарушения перевозчиком условий настоящего Положения, в том числе продолжение работы с просроченным договором на осуществление перевозок, паспортом маршрута, организатор перевозок направляет соответствующую информацию в контролирующие органы для решения вопроса о привлечении нарушителя к установленной законом ответственности.
V. Участие перевозчиков в осуществлении перевозок пассажиров и багажа
5.1. Отбор перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа на маршрутах осуществляется путем проведения конкурса, за исключением случая, указанного в пункте 5.4 настоящего раздела.
5.2. Инициатором конкурса выступает организатор перевозок.
5.3. На каждый маршрут отбирается перевозчик, который соответствует установленным критериям отбора: наличие автобусов в собственности или на другом законном основании, водительского состава соответствующей квалификации и необходимой разрешительной документации на осуществление перевозки пассажиров и багажа.
5.4. Отбор перевозчиков может осуществляться без проведения конкурса у единственного перевозчика в случае, если конкурс неоднократно (два раза и более) признается несостоявшимся по причине отсутствия заявок на отдельные маршруты (лоты) в течение длительного срока (один год и более).
5.5. В случае если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки или по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе все такие заявки были признаны не соответствующими требованиям конкурсной документации, организатор перевозок вправе принять решение о повторном проведении конкурса или об отмене предусмотренного конкурсной документацией маршрута.
5.6. После заключения договора на осуществление перевозок перевозчиком по согласованию с организатором перевозок на период действия указанного договора утверждается паспорт маршрута.
5.7. Выполнение перевозок пассажиров на маршрутах без заключения соответствующего договора на осуществление перевозок с организатором перевозок запрещается.
5.8. Самовольная передача перевозчиком маршрута другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для обслуживания пассажиров, а также самовольное изменение схемы движения, осуществление остановок в местах, не предусмотренных схемой движения, не допускается.
VI. Требования к выполнению перевозок пассажиров и багажа
6.1. Перевозчик, осуществляющий перевозку пассажиров и багажа на маршрутах, обязан обеспечить соблюдение Правил перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, выполнение требований настоящего Положения и действующих правовых актов, регулирующих вопросы перевозок пассажиров и багажа, в том числе:
- вести учет данных о квалификации водителей, их профессиональной пригодности;
- соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
- создавать условия по повышению квалификации водителей и других работников для обеспечения безопасности дорожного движения, не реже одного раза в год организовывать занятия по повышению профессионального мастерства водителей, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, включающие проверку знания Правил дорожного движения, Правил перевозок пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автомобильным транспортом в сложных дорожных и метеорологических условиях, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии;
- обеспечивать водителей необходимыми путевыми документами установленной формы, расписанием движения с указанием времени и мест остановок, схемой маршрута с указанием опасных участков и иными документами, предусмотренными действующими нормативными правовыми актами;
- представлять организатору перевозок полную достоверную оперативную информацию об объеме выполняемой работы и регулярности движения автобусов, принадлежащих перевозчику;
- осуществлять контроль за соблюдением водителями трудовой дисциплины, правил технической эксплуатации подвижного состава, времени выхода и возвращения с линии, расписания движения, этики в сфере обслуживания населения;
- обеспечивать соответствие технического состояния автобусов требованиям безопасности дорожного движения и не допускать автобусы к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
- обеспечить оборудование автобусов навигационно-информационной системой мониторинга и управления "ГЛОНАСС" с предоставлением организатору перевозок доступа (информации) к данной системе для осуществления контроля за передвижением автобусов;
- самостоятельно и (или) посредством заключения договора на диспетчерское обслуживание организовать контроль за регулярностью движения, соблюдением расписания движения, норм вместимости автобусов, маршрутов и выполнением объема транспортной работы;
- рассматривать в установленные сроки жалобы пассажиров и принимать по результатам их рассмотрения необходимые меры.
6.2. Требования по качеству услуг, предоставляемых перевозчиком.
6.2.1. Перевозчик обязан оказывать качественные услуги населению. Основными показателями качества услуг по перевозке пассажиров и багажа являются:
- регулярность перевозок;
- отсутствие жалоб со стороны населения.
6.2.2. Перевозчик обязан предотвращать факты нарушения водителями трудовой дисциплины в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе курение, употребление спиртных напитков при осуществлении перевозок).
6.3. Перевозки пассажиров и багажа на маршрутах осуществляются по расписанию движения. Расписание движения утверждается перевозчиком по согласованию с организатором перевозок.
Организатор перевозок вправе внести изменения в расписание движения, если эти изменения продиктованы обстоятельствами, которые невозможно было предусмотреть заранее. Перевозчик вправе вносить изменения в расписание движения только по согласованию с организатором перевозок.
Введение нового расписания движения отменяет действие предыдущего расписания.
6.4. Перевозчик в соответствии с заключенным договором на осуществление перевозок:
- производит замену автобуса только после письменного согласования с организатором перевозок на автобус не старше года выпуска, заявленного в конкурсной документации;
- ежегодно обновляет парк автобусов категории "М2" выпуска старше 2009 года от общего количества автобусов, задействованных на маршруте, в пределах 20%;
- ежегодно обновляет парк автобусов категории "М3" выпуска старше 2005 года от общего количества автобусов, задействованных на маршруте, в пределах 10%;
- имеет право на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам автобусами категории "М3".
Затраты, связанные с оказанием услуг по осуществлению перевозок пассажиров и багажа по маршрутам автобусами категории "М2", финансируются перевозчиками самостоятельно.
6.5. При проезде в автобусах пассажир имеет право провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышает ста двадцати сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
VII. Обеспечение безопасности перевозок пассажиров
7.1. Безопасность перевозок пассажиров на маршрутах обеспечивается реализацией комплекса задач, основными из которых являются:
- требования к состоянию здоровья, режиму труда и отдыха водителей;
- требования к техническому состоянию и содержанию автобусов;
- требования к конструкции и оснащению автобусов.
7.2. Требования к состоянию здоровья, режиму труда и отдыха водителей.
7.2.1. Перед началом работы на линии водители проходят предрейсовый медицинский осмотр.
7.2.2. Режим труда и отдыха водителей устанавливается в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. С учетом этих норм перевозчик составляет расписание (график) работы водителей, контролирует соблюдение установленного режима работы водителей, ведет документы по учету рабочего времени и времени отдыха водителей.
7.3. Требования к техническому состоянию и содержанию автобусов.
Перевозчик обеспечивает:
- соответствие технического состояния и оборудования автобусов, участвующих в работе на маршруте, требованиям безопасности дорожного движения;
- проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в целях содержания их в исправном состоянии в порядке и с периодичностью, определенной документацией изготовителей автобусов и действующим законодательством;
- надлежащее санитарное состояние автобусов (чистый салон и кузов автобусов);
- надлежащее хранение автобусов в не рабочее время;
- экипировку автобусов в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- надлежащее исполнение иных обязательств, предусмотренных заключенным договором на осуществление перевозок.
7.4. Требования к конструкции и оснащению автобусов.
7.4.1. В соответствии с требованиями действующего законодательства все автобусы, используемые для перевозки пассажиров, должны иметь левостороннее рулевое управление, а двери для посадки и высадки пассажиров должны располагаться с правой стороны.
7.4.2. Все двери салона кабины автобуса, в том числе аварийные выходы, должны находиться в исправном состоянии. Все места для сидения пассажирского салона должны быть установлены согласно схеме расположения для данной марки (модификации) автобуса. Установка дополнительных мест для сидения, смещение относительно исходного места установки, снятие, разворот либо изменение типа, наклона или высоты установки посадочных мест, установленных заводом-изготовителем, не допускаются.
7.4.3. Автобусы должны иметь передние, боковые и задние указатели маршрутов.
На переднем указателе должны быть нанесены номер маршрута и название начального и конечного остановочных пунктов. Цифры на указателях маршрута оформляются черным цветом на белом фоне.
На боковом указателе указывается номер маршрута, названия начальных, конечных и основных промежуточных остановочных пунктов.
На заднем указателе указывается только номер маршрута.
Размеры надписей на всех указателях, освещение переднего и заднего указателей (допускается в отсутствие освещения заднего указателя в автобусах категории "М2") маршрутов, а также четкость надписей должны обеспечивать их легкую читаемость в светлое и темное время суток.
7.4.4. Внутри салонов автобусов должны быть закреплены таблички, содержащие:
- информацию о перевозчике (фамилия, имя и отчество руководителя, наименование организации, номер контактного телефона);
- телефоны организатора перевозок, отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску и территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре для направления предложений и жалоб от пассажиров;
- фамилию, имя и отчество водителя;
- схему маршрута с указанием опасных участков, согласованную с организатором перевозок и отделом государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Нижневартовску;
- договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров;
- тариф за проезд и провоз багажа;
- информацию о предоставлении льгот на проезд отдельным категориям граждан, установленных перевозчиком за счет собственных средств.
VIII. Тарифное регулирование перевозок пассажиров и багажа
Тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом на маршрутах устанавливаются перевозчиком не выше предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным общественным транспортом в городском сообщении, установленных Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.