Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
администрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 7 ноября 2016 г. N 1589
Раздел 1. Краткая характеристика вопросов, на решение которых направлена муниципальная программа
Город Нижневартовск обладает значительным культурным потенциалом, который используется в качестве фактора социально-экономического развития города, а также как средство эстетического, нравственного и духовного воспитания различных социальных групп. Город имеет давние театральные, музыкальные и художественные традиции, обладает историко-культурным и духовным потенциалом, способным обеспечивать динамичное социально-экономическое развитие территории, повышать уровень благосостояния населения.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации новый взгляд на культуру состоит в том, чтобы видеть стратегический ресурс инновационного развития, источник конкурентоспособности и творчества. На современном этапе сфера культуры рассматривается также как важнейший стратегический ресурс создания условий для развития человеческого потенциала. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации обеспечивает реализацию прав граждан на свободу всех видов творчества, участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к информации и культурным ценностям.
В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года отмечено, что культура сохраняет огромный потенциал для формирования и укрепления гражданской идентичности, обеспечения единства российской нации, сохранения единства культурного и языкового пространства Российской Федерации. Действующие документы стратегического планирования Российской Федерации не в полной мере учитывают стратегическую значимость потенциала культуры.
Выход культуры города на новые стратегические направления развития в качестве субъекта социально-экономического развития обуславливает формирование стратегической цели, выбор которой определен общими целями социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также результатами анализа сложившихся тенденций в сфере культуры автономного округа в предыдущие годы. Концепция развития культуры города Нижневартовска на период до 2030 года, утвержденная постановлением администрации города от 10.08.2016 N 1174, определяет основные цели и задачи развития культуры города, механизмы их реализации.
В целях повышения качества предоставления услуг в сфере культуры разработаны целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования и их руководителей, которые утверждены постановлением администрации города от 19.12.2014 N 2678. Разработанные критерии легли в основу соглашения о сотрудничестве между Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрацией города Нижневартовска по обеспечению достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети муниципальных учреждений в сфере образования и культуры.
В целях обеспечения проведения оценки качества работы учреждений, оказывающих услуги в сфере культуры, подведомственных управлению культуры администрации города, создан Общественный совет по оценке качества работы учреждений, подведомственных управлению культуры администрации города, оказывающих социальные услуги. Общественный совет проводит оценку качества на основе изучения результатов общественного мнения; устанавливает порядок оценки качества; проводит анкетирование среди получателей услуг для выявления общественного мнения о качестве работы учреждений; формирует перечень учреждений, подлежащих оценке качества их работы; организует работу по сбору, обобщению и анализу информации о качестве работы учреждений и формированию рейтингов качества работы учреждений.
Ежегодно отдел анализа общественного мнения управления по информационной политике администрации города проводит социологическое исследование "Удовлетворенность населения города услугами, предоставляемыми учреждениями культуры города", по результатам которого наблюдается ежегодное увеличение степени удовлетворенности с 46% до 53% в период с 2012 года по 2015 год.
На территории города Нижневартовска действует 10 муниципальных учреждений культуры, подведомственных управлению культуры администрации города: 5 бюджетных и 5 автономных учреждений, в том числе 3 клубных учреждения: "Дворец искусств", Дворец культуры "Октябрь", "Центр национальных культур"; "Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева"; "Библиотечно-информационная система", которая включает 17 библиотек (в том числе 2 детско-юношеские, 4 детские, 11 взрослых); "Городской драматический театр"; 4 учреждения дополнительного образования: "Детская школа искусств N 1", "Детская школа искусств N 2", "Детская школа искусств N 3", "Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова".
В учреждениях культуры зарегистрировано 131 клубное формирование, в том числе 73 клубных формирования для детей. Общее количество коллективов самодеятельного народного творчества из числа всех клубных формирований составляет 75,5% (99 коллективов), при этом 18 коллективов имеют звание "Народный самодеятельный"/"Образцовый художественный".
В современных условиях роль муниципальной политики в сфере культуры возрастает и усложняется. С одной стороны, органы местного самоуправления должны предоставлять каждому человеку свободу выбора, возможность творчества и самовыражения, обеспечивать равный доступ всех граждан к культурным ценностям и ресурсам, а с другой - идеологически формировать приоритетные направления личностного выбора, контролировать возможные отклонения, несущие в себе деструктивное начало.
В этой связи все более осознается необходимость в формировании потребностей населения в уникальных культурных продуктах, позволяющих поддерживать высокий уровень интеллектуального и культурного развития личности. Одна из важнейших задач органов управления культурой заключается в том, чтобы предлагать, стимулировать и поддерживать производство уникального культурного продукта.
В течение последнего времени на территории города Нижневартовска в сфере культуры реализуются такие социально значимые проекты, как Окружной фестиваль детского и юношеского творчества "Вернисаж искусств", традиционный фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи", Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм "Северные встречи", традиционные массовые праздники "День города", "Масленица", праздничный парад, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне, мероприятия гражданско-патриотической направленности: День Российского флага, День народного единства, фестивали и конкурсы в сфере развития самодеятельного творчества. Традиционными становятся мероприятия в сфере международного культурного сотрудничества. Деятельность учреждений культуры города Нижневартовска получает высокую оценку на престижных мероприятиях международного и всероссийского уровней.
Ежегодно муниципальными учреждениями культуры, осуществляющими деятельность в сфере культуры, в социокультурную деятельность по всем направлениям вовлекается порядка 568 тысяч человек, в том числе более 181 тысячи детей и подростков.
С учетом высокой социальной значимости проводимых мероприятий, а также принимая во внимание объемы затрат, требуемых на их реализацию, становится очевидной потребность в поддержке культурных инициатив за счет бюджета города.
По состоянию на 01.01.2016 обеспеченность объектами культуры составляет: школы искусств - 51,4%; библиотеки - 69,7%; музеи - 9,3%; клубные учреждения - 34,8%; театры - 275%.
Обеспеченность населения города объектами культуры стабильна на протяжении последних пяти лет, незначительные изменения произошли по обеспеченности клубными учреждениями (с 2013 года обеспеченность клубными учреждениями увеличилась на 10,5% за счет увеличения клубных мест и изменения методики расчета), библиотеками (с 2013 года обеспеченность библиотеками увеличилась на 15,6% за счет изменения методики расчета).
Для решения проблемы, тормозящей поступательное развитие отрасли "Культура", по несоответствию материально-технического состояния и оснащенности учреждений культуры современным нормам и требованиям, а также изменившимся социокультурным ориентациям населения в период с 2014 года по 2016 год на улучшение материально-технического обеспечения объектов культуры и дополнительного образования направлены средства в размере 82 661,0 тыс. рублей, в том числе средства городского бюджета - 32 960,2 тыс. рублей, спонсорские средства - 49 700,8 тыс. рублей.
Новые технологии, связанные с решением проблем управления сферой культуры, должны находить применение в музейной практике. Основной функцией муниципального бюджетного учреждения "Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева" (далее - музей) по-прежнему остается сохранение культурного наследия в специфическом формате существования музейных фондов: выявление, собирание, хранение, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций. Деятельность музея нуждается в плановой модернизации, отражающей актуальные тенденции развития общества.
Основная проблема, с которой сталкивается музей, заключается в сочетании следующих негативных факторов: дефицит кадров, недостаточность выставочных площадей и помещений для хранения музейных фондов.
Уровень качества музейной деятельности в значительной степени зависит от состояния материально-технической базы музея, в частности от оснащенности музея современным выставочным и производственным (компьютерным и периферийным) оборудованием, которое остается на недостаточном уровне. Многие музейные предметы нуждаются в реставрации. В результате ежегодный объем реставрационных работ составляет в среднем лишь 0,6% от общей потребности.
Музей оснащен автоматизированной учетной базой данных КАМИС и оборудованием для оцифровки музейных фондов, участвует в создании регионального портала музеев Югры, размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" оцифрованные изображения музейных предметов, проводит работы по регистрации музейных предметов в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации. Официальный сайт музея предоставляет возможность получения государственных услуг в электронном виде, обеспечивая доступ к музейным фондам.
В музейной отрасли в последние годы изменилась к лучшему ситуация с представлением населению музейных предметов за счет роста объемов фонда и электронных ресурсов (электронного каталога). По итогам 2015 года доля музейных предметов и музейных коллекций, отраженных в электронном каталоге, составила 58%, доля оцифрованных музейных предметов, представленных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", - 7%.
Поддержка и развитие этих направлений работы музея привело к сохранению количества посещений - 0,12 на 1 жителя в год, что на фоне роста численности населения города говорит о сохранении музеем своих позиций в привлечении населения к использованию культурного продукта.
Остро стоит проблема актуализации и сохранения историко-культурного наследия города. На сегодняшний день в городе не ведется систематическая работа по выявлению, учету и сохранению объектов культурного наследия, хотя город Нижневартовск располагает значительным потенциалом в этой области, связанным в том числе с освоением Самотлорского месторождения и русской колонизацией края вплоть до начала ХХ века. Первым шагом в этом направлении стала постановка на государственный учет археологической находки "Кирьясская барка" в список выявленных объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение проблем по развитию музейного дела в городе Нижневартовске возможно за счет строительства нового здания музея. В 2015 году за счет средств ПАО "Сибур Холдинг" выполнена проектно-сметная документация строительства здания музея с хранилищем архивных документов, данный проект включен в перечень проектных инициатив.
В городе Нижневартовске работает муниципальное бюджетное учреждение "Библиотечно-информационная система", в состав которой входит 17 библиотек. Библиотечным обслуживанием охвачено 23,4% населения города. Объем совокупного книжного фонда составляет 531 000 единиц хранения. Одной из важных проблем является обновление фондов, требующее увеличения количества поступлений новой литературы, в том числе периодических изданий. Прирост фондов библиотек документами на бумажных и электронных носителях в течение пяти лет является "волнообразным" (в 2012 году - минус 1,7%, в 2013 году - минус 0,4%, в 2014 году - плюс 2,2%, в 2015 году - плюс 1,3%). В соответствии с рекомендациями Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) международный стандарт по комплектованию библиотечных фондов должен составлять не менее 250 экземпляров новых книг на 1 тысячу жителей (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р "О социальных нормативах и нормах" норма объемов пополнения библиотечных фондов должна составлять 250 книг и других документов на 1 тысячу жителей). В 2010 году прирост библиотечных фондов по городу Нижневартовску составил 152 экземпляра на 1 тысячу жителей, в 2011 году - 112,3 экземпляра, в 2012 году - 59,5 экземпляра, в 2013 году - 37 экземпляров, в 2014 году - 121 экземпляр, в 2015 году - 110 экземпляров.
Муниципальные библиотеки стремятся адаптироваться к быстро меняющимся условиям: регулярно обновляют сайт библиотечно-информационной системы, выстраивают партнерские отношения с коммерческими и некоммерческими организациями, творческими объединениями, учреждениями образования и социальной поддержки населения. Работники библиотек участвуют в конкурсах, подают заявки на гранты, разрабатывают социокультурные проекты, занимаются "специализацией" библиотек-филиалов и продвижением авторских проектов. Библиотеки расширяют свою аудиторию, проводя мероприятия в образовательных организациях и в открытом городском пространстве.
Библиотеки имеют доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", оснащены копировально-множительной техникой. Тем не менее в связи с требованием, установленным федеральным законодательством по предоставлению библиотечных услуг в электронном виде (обеспечение доступа к справочно-поисковому аппарату, базам данных, оцифрованным изданиям), компьютерный парк муниципальных библиотек нуждается в постоянном обновлении.
Поэтому задачами муниципальной программы являются продолжение поэтапной модернизации инфраструктуры библиотек, стратегически выверенное планирование деятельности библиотек, в том числе комплектование, расширение спектра библиотечных услуг, стимулирование сотрудничества с другими библиотеками региона и страны.
Важнейшей составляющей современной культурной жизни города является деятельность муниципального автономного учреждения города Нижневартовска "Городской драматический театр" (далее - городской драматический театр). Наряду с созданием и показом спектаклей и театральных постановок важной составляющей деятельности городского драматического театра является организация мероприятий художественно-творческого характера, формирование и удовлетворение потребностей населения в сценическом искусстве. Для увеличения количества посещений и объема гастрольной деятельности, привлечения зрительской аудитории необходимы новые формы работы, совершенствование художественного и профессионального мастерства актеров.
При высоких показателях производственно-творческой деятельности городского драматического театра (в 2015 году состоялось 209 театральных постановок) можно отметить несоответствие материально-технической оснащенности театра современным нормам и требованиям, а также изменившимся социокультурным ориентациям населения.
Проведение традиционного Международного театрального фестиваля спектаклей малых форм "Северные встречи" (далее - фестиваль) в городском драматическом театре приобрело широкую известность, стало значительным явлением в культурной жизни города и свидетельством того, как художественные искания перемещаются из столиц в провинцию. Проведение такого масштабного события в культурной жизни города Нижневартовска отмечается растущим интересом зрителей и театральной общественности к проблемам сохранения отечественного классического наследия. Проведение фестиваля способствует расширению культурного пространства, предоставлению зрителям возможности знакомства с современным европейским театром и театрами стран СНГ. Для актерской среды проведение фестиваля - это возможность установления постоянных творческих связей с коллегами из других стран. Привлечение театральных коллективов в рамках проведения фестиваля способствует популяризации театрального искусства города Нижневартовска, а также привлечению дополнительных финансовых средств.
Таким образом, проведение фестиваля - это не только важная форма мониторинга развития театрального искусства, но и значительный вклад в развитие отрасли "Культура" в целом.
Организация досуга различных социальных групп населения остается приоритетным направлением деятельности учреждений культуры города. Народное творчество и традиционная культура - это те направления, которые позволяют максимально широко привлекать творческое население города. Деятельность учреждений культуры должна быть направлена на увеличение численности пользователей культурно-досуговых услуг и гарантировать возможность творческой самореализации жителей города.
В настоящее время в городе Нижневартовске проявляется интерес к развитию творческих индустрий, к новым формам культурной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает развитие сектора досуга и культурного образования в новых, инновационных формах. Для многих горожан оказываются востребованными новые социокультурные практики, позволяющие получать представление о новейших культурных и творческих технологиях.
Современная социокультурная ситуация повлекла за собой целый ряд негативных тенденций, касающихся различных сфер жизнедеятельности, снижение творческой активности людей. Человек развивает свои способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в сферах, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью. В связи с этим необходимо расширять сеть клубов и любительских объединений как добровольного, инициативного объединения людей, самостоятельно программирующих и организующих свою досуговую деятельность, с ориентацией на новые культурные практики.
В сфере досуга в целом наблюдается явное смещение в сторону массовой развлекательной культуры, особенно в молодежной среде. В настоящее время актуальной становится разработка новых массовых проектов, охватывающих интересы всего населения города. Основными ориентирами для учреждений культуры должны стать возможность самореализации интересов личности, ее духовного роста, формирование художественно-эстетического вкуса, снятие определенного психологического напряжения, раскрепощение инициативы и самодеятельности представителей различных социальных групп.
В частности, в современном обществе остро стоит проблема социальной адаптации детей, находящихся в детских домах, интернатах. Важнейшей проблемой выступает организация досуга детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями, способствование их социально-культурной реабилитации. Одной из нерешенных проблем детей-инвалидов, проживающих в семьях, является их изолированность от общения со сверстниками.
Важное значение приобретают организация досуга и поиск новых форм работы с детьми-инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции. Создание равных возможностей для инвалидов как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них различных форм культуры, культурной деятельности.
Особое внимание в современных условиях должно быть уделено вопросам организации досуга по месту жительства, семейного отдыха. Таким образом, важной задачей муниципальных учреждений культуры является обеспечение устойчивого развития социально-культурных составляющих качества жизни при сохранении культурной среды и приумножении творческого потенциала населения города.
Особенности современных социально-экономических условий требуют расширения спектра предоставляемых населению услуг, вовлечения в культурное пространство новых субъектов культуры. В связи с ежегодным увеличением объема услуг сферы культуры, потребляемых населением города, все большее значение приобретает их качество. Это является одним из главных направлений муниципальной культурной политики и условием повышения эффективности оказания услуг.
Муниципальная программа определяет вектор развития отрасли "Культура" и актуальные проблемные вопросы, требующие разрешения на основе применения программно-целевого метода бюджетного планирования. Решение обозначенных проблем возможно осуществить прежде всего программно-целевым методом, который дает возможность прогнозировать и оценивать результаты работы, эффективно расходовать финансовые ресурсы и координировать деятельность различных учреждений культуры.
Использование программно-целевого метода позволяет последовательно осуществлять меры по сохранению и развитию базовых направлений в сфере культуры, что в целом ведет к повышению уровня и качества жизни горожан. Муниципальная программа предполагает осуществление развития сферы культуры в направлении ее оптимизации, творческого и технологического совершенствования, обеспечение качественного досуга горожан и, следовательно, повышение культурного уровня населения города.
Мероприятия муниципальной программы направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач, ориентацию деятельности учреждений культуры на достижение общественно значимых результатов, поддержание стабильного и устойчивого развития города.
Муниципальная программа будет способствовать укреплению культурного потенциала города Нижневартовска, создаст дополнительные условия для повышения качества и доступности услуг, оказываемых населению.
Развитие в городе отрасли "Культура" неизменно ведет и к дополнительной привлекательности нашего города с туристической точки зрения.
Современная туристская индустрия является социально ориентированной, доходной и динамично развивающейся отраслью экономики, обеспечивающей пополнение местного бюджета, рост занятости и самозанятости населения, создание условий для восстановления работоспособности, поддержания и укрепления здоровья людей.
Туристский потенциал города Нижневартовска определяется выгодным транспортно-географическим положением, развитой инфраструктурой, достаточным уровнем сосредоточения культурно-исторических объектов.
Наличие указанных ресурсов создает предпосылки для развития культурно-познавательного, этнографического, событийного, делового (конгрессно-выставочного) туризма. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание и прочее.
Проблемами развития туризма в городе являются недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма и его инфраструктуры, недостаток информации о туристских возможностях города Нижневартовска у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
Решение обозначенных проблем требует внедрения новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса. В 2016 году в городе установлены дорожные знаки туристской навигации на семи объектах культуры.
Реализация муниципальной программы осуществляется в трех значимых сферах экономики города: культура, туризм и дополнительное образование.
Культурная среда сегодня становится ключевым понятием современного общества и представляет собой сложную и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество смежных факторов и соединяющим усилия разных ведомств, общественных институтов и бизнеса.
В последние годы удалось преодолеть спад в развитии культуры города, добиться расширения форм и объемов участия города и бизнеса в поддержке культуры.
Вместе с тем многие проблемы сферы культуры пока остаются нерешенными.
Определение параметров потребности в трудовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий муниципальной программы, - это многоаспектная задача, решение которой в значительной степени зависит от эффективности реализации кадровой политики. Выявление потребности в трудовых ресурсах включает в себя не только общесистемные мероприятия, но и отраслевое направление работы.
По состоянию на 01.01.2016 штатная численность работников отрасли культуры в городе составляет 967 человек, из них 625 человек - работники учреждений культуры, 342 человека - работники образовательных учреждений сферы культуры. Снижение численности работников с 2013 года на 45 человек произошло по причине оптимизации сети муниципальных учреждений.
Динамика на уменьшение среднесписочной численности работников учреждений культуры в период до 2018 года направлена на повышение эффективности управления кадровым потенциалом отрасли и улучшение качества услуг в сфере культуры.
Средний возраст работников отрасли культуры города составляет 45 лет. В плановый период реализации муниципальной программы возраст отраслевых квалифицированных работников учреждений культуры достигнет предела пенсионного возраста.
В целях эффективного управления кадровым составом отрасли, предусматривающего сохранение и привлечение в отрасль высокопрофессиональных работников, предполагается обязательное проведение аттестации и направление специалистов на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, а также проведение специалистами мастер-классов по специализации, участие специалистов в мастер-классах по специализации и семинарах. Ежегодно повышают свой профессиональный уровень более 100 специалистов (в 2013 году - 223 человека, в 2014 году - 102 человека, в 2015 году - 182 человека).
Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому уровню функционирования отрасли культуры, включая библиотечное, музейное дело, театральную деятельность, традиционную народную культуру, дополнительное образование в сфере культуры, а также значительному укреплению потенциала города в сфере культуры.
В городе Нижневартовске созданы условия для обеспечения прав граждан на получение бесплатного дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства независимо от места проживания детей и социального статуса семей. Дополнительное образование в сфере культуры в городе Нижневартовске предоставляют 4 учреждения:
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Детская школа искусств N 1";
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Детская школа искусств N 2";
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Детская школа искусств N 3";
- муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Нижневартовска "Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова"
(далее - школы искусств).
На основании социального норматива, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 N 1063-р, доля детей, обучающихся в школах искусств, должна составлять 12% от общей численности детей (обучающихся 1-9 классов общеобразовательных школ), проживающих в городе. В 2015 году данный показатель составил 10,13%, в 2014 году - 10,5%, в 2013 году - 10,9%. Уменьшение доли детей, обучающихся в школах искусств, объясняется улучшением демографической ситуации и увеличением численности обучающихся 1-9 классов общеобразовательных школ города. При этом количество обучающихся школ искусств в рамках муниципального задания сохраняется и составляет 2 750 человек (с учетом работы школ в две смены), что превышает мощность, предусмотренную техническими паспортами учреждений (1 675 мест). Обеспечение выполнения данного социального норматива возможно только при строительстве новых учреждений дополнительного образования в сфере культуры.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в городе реализуется 10 дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Реализация предпрофессиональных программ направлена на создание условий и возможностей для всестороннего развития и творческой самореализации обучающихся школ искусств, а также на обеспечение непрерывности художественного образования, что соответствует положениям Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. В 2016-2017 учебном году по этим программам занимается 61% обучающихся от общего контингента в рамках муниципального задания (в 2015 году - 53%, в 2014 году - 40%, в 2013 году - 20,4%). Доступность художественного образования, в том числе для детей с особыми потребностями, обеспечивают дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы.
Одним из основных показателей результативности учебно-воспитательного процесса является доля обучающихся в общем контингенте осваивающих образовательные программы. В 2015 году данный показатель в школах искусств составил 98,68%, в 2014 году - 99,08%, по итогам первого полугодия 2016 года - 98,59%. Наметившаяся тенденция снижения показателя объясняется возросшими требованиями к уровню подготовки обучающихся по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств.
О наличии позитивной оценки потребителями качества образовательных услуг школ искусств позволяют говорить результаты социологических исследований, которые проводятся в форме письменного анкетирования среди получателей муниципальной услуги - родителей (законных представителей) обучающихся. Степень удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством дополнительного образования в школах искусств в 2015 году составила 89,45% (на 1,2% выше в сравнении с 2014 годом). В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года данный показатель определен одним из показателей эффективности муниципальной программы.
В 2015 году работу школ искусств обеспечивали 178 преподавателей и концертмейстеров (средняя численность педагогических работников без внешних совместителей), что на 3 человека больше, чем в 2014 году (175 человек). Оценивая кадровый потенциал школ искусств, следует отметить высокий образовательный ценз преподавателей. Высшее профессиональное образование по профилю преподаваемого предмета имеют 39,4% преподавателей (концертмейстеров) от общего числа педагогов. Доля педагогов, имеющих квалификационные категории, остается высокой на протяжении последних трех лет. Высшую и первую квалификационные категории по состоянию на 01.10.2016 имеют 79,2% педагогических работников.
В целях осуществления муниципальной и общественной поддержки развития художественного образования в городе Нижневартовске, поощрения обучающихся, проявивших выдающиеся способности в учебе и творческих мероприятиях, в 2015 году установлена ежегодная премия "Юные таланты Самотлора" (решение Думы города от 27.03.2015 N 769).
Проблемы, с которыми сталкиваются школы искусств, имеют общий характер, присущий всей российской системе художественного образования. Основной проблемой остается недостаточная обеспеченность профессиональными кадрами, а именно слабый приток молодых специалистов на фоне углубляющегося процесса "старения" кадров. В 2014 году удельный вес численности молодых педагогов в возрасте до 35 лет в школах искусств составил 17,7%, в 2015 году - 18%. Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не привела к массовому притоку молодых специалистов в школы искусств.
Материально-техническая база школ искусств нуждается в значительном укреплении, остается актуальной проблема повышения комфортности помещений для предоставления муниципальных услуг. Школы искусств нуждаются в обновлении и пополнении нотного и библиотечного фонда, приобретении специальной методической литературы. Для соответствия современным требованиям организации учебного процесса необходимо продолжить дальнейшее оснащение школ искусств музыкальными инструментами и техническими средствами (DVD, CD, музыкальная и видеоаппаратура и т.д.).
Развитие детского коллективного творчества затруднено отсутствием современных концертных музыкальных инструментов и другого специального оборудования. Также школы искусств испытывают острую необходимость в средствах для организации творческих поездок наиболее талантливых обучающихся на конкурсы всероссийского и международного уровней.
В соответствии с государственной культурной политикой в области дополнительного образования в городе Нижневартовске приоритетными определены следующие направления деятельности школ искусств:
- обеспечение государственных гарантий доступности качественного дополнительного образования в сфере культуры;
- расширение вариативности и спектра образовательных программ, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями, совершенствование содержания и технологий реализуемых образовательных программ;
- обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;
- развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей через организацию мастер-классов в рамках программы "Новые имена Нижневартовска" и поддержку цикла конкурсных мероприятий, проводимых в рамках муниципальных программ;
- усиление воспитательного потенциала образовательного процесса через реализацию творческой деятельности обучающихся.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление администрации г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2016 г. N 1589 "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.