Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации муниципального образования
города Нижневартовска
от 10 августа 2016 г. N 1174
Концепция
развития культуры города Нижневартовска на период до 2030 года
I. Общие положения
Концепция развития культуры города Нижневартовска на период до 2030 года (далее - Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", Стратегии развития культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.05.2013 N 185-п, Стратегии социально-экономического развития города Нижневартовска до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города Нижневартовска от 26.12.2014 N 689, и иных нормативных актов в сфере культуры.
Необходимость и актуальность Концепции определяется, с одной стороны, фундаментальной ролью культуры в любом обществе, а с другой - насущными потребностями развития нашего города, невозможного без развития его культуры.
Современное развитое общество осознает культуру как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, как наиболее значимую часть богатства нации, бесценный в своем значении символический капитал. Отсюда одним из важнейших критериев развитой цивилизации XXI века выступает уровень развития культуры (и, в частности, искусства), наличие масштабной и эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление растущего числа качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческую самореализацию людей.
В Стратегии социально-экономического развития города Нижневартовска отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе. Ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:
- переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;
- по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.
Таким образом, назрела необходимость перехода к качественно новому, инновационному развитию абсолютно всех отраслей культуры: театральная деятельность, кинообслуживание населения, библиотечное, музейное, выставочное дело, традиционная народная культура, сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также развитие дополнительного образования в сфере культуры и искусства, туристско-рекреационная деятельность. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества.
Функции культуры в современных социально-экономических условиях не только сохраняют свои традиционные содержание и направленность, но и приобретают новые:
- культура - главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности. Создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание, обеспечивает организацию стабильности и сплоченности общества;
- культура обеспечивает сохранение и передачу опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, выступая коллективной памятью, основой национального самосознания;
- особое значение сегодня получает эвристическая функция культуры: способность развивать творческие способности людей;
- от принятых ценностей и норм, от сформированной культурой национальной ментальности сегодня в значительной степени зависит развитие политики и экономики, материальное производство и потребление, производительность и качество труда человека;
- в современных условиях культура становится одним из эффективных условий и средств решения социальных проблем и снижения социальной напряженности в регионе, городе, селе, обеспечивая жителям современный качественный досуг, заполняющий их свободное время, приобщающий людей к подлинным ценностям, создающий праздничную атмосферу, формирующий позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Все это - реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве противоправному поведению;
- мировой опыт свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных или креативных индустрий, создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать новые рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма;
- в современном мире - мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, борьбы за конкурентные преимущества - возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения являются мощным имиджеформирующим фактором. Формирование культурного имиджа напрямую связано с развитием патриотизма: население, которое гордится своей территорией, стремится сделать ее лучше, вложить свой труд и финансовые ресурсы в ее развитие.
Таким образом, культура города Нижневартовска - это важнейший ресурс его устойчивого развития, ключевое звено модернизации и стратегии развития.
Модернизация культуры влечет за собой модернизацию образа жизни, который, в свою очередь, стимулирует развитие экономики и обеспечивает социальную стабильность - непременные условия совершенствования сети отношений внутри города. Высокая культура является необходимым условием обновления представлений о будущем. Чем более широкие аудитории будут собирать учреждения культуры, чем более демократические слои будут вовлечены в воспроизводство культурной жизни, тем более влиятельным станет территория.
Вовлечение жителей города Нижневартовска в процессы развития и создание единого информационно-культурного пространства является основной целью Концепции.
Концепция представляет собой совокупность современных взглядов, целевых установок, принципов и приоритетов муниципальной политики в сфере культуры, ориентированных на последовательное реформирование отрасли, призванное реализовать все ее функции, обеспечить ее максимальное соответствие современным потребностям населения, равный доступ к культурным ценностям всех групп и слоев населения, повышение роли культуры в формировании активной личности, становление культуры как полноценной отрасли экономики.
Положения Концепции опираются на ранее утвержденные окружные программные документы долгосрочного развития сферы культуры, сохраняя преемственность в их отношении, на комплексную оценку состояния сферы культуры и прогноз ее развития, на данные официальной государственной отраслевой, социальной и экономической статистики, на системный анализ содержания и характера имеющихся в отрасли проблем, на выявленные объективные потребности и реальные возможности обеспечения развития отдельных направлений культурной деятельности, а также на имеющийся отечественный и зарубежный опыт разработки концепций и стратегий культурного развития и культурной политики на долгосрочный период.
Концепция учитывает современные экономические и социальные факторы общественных отношений, происходящие процессы реформирования бюджетной сферы, возрастающее влияние институтов гражданского общества на организацию культурной жизни в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, ведущую роль органов местного самоуправления в организации культурного досуга населения, сохраняющийся дефицит бюджетного финансирования отрасли, необходимость повышения эффективности управления сферой культуры, повышения уровня профессиональной компетентности кадров, улучшения системы их профессиональной подготовки и переподготовки.
Концепция призвана способствовать формированию новой культурной политики города Нижневартовска, в которой будут определены направления развития культуры города на среднесрочный и долгосрочный периоды.
Концепция не содержит полного перечня конкретных мероприятий, она носит установочный характер и должна стать базой и практическим инструментом формирования программ в сфере культуры, а также основным базовым документом для разработки планов, программ и отдельных проектов учреждений культуры, финансируемых из бюджета города, и других организаций культуры, претендующих на муниципальную поддержку.
Концепция может стать основой для консолидации усилий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления города Нижневартовска, организаций культуры всех форм собственности, а также общественных организаций и граждан по созданию единого информационно-культурного пространства, выработке основных критериев и нормативно-правовых основ долгосрочной культурной политики, обеспечению комплексного развития сферы культуры, решению имеющихся в отрасли проблем.
Положения Концепции могут уточняться и дополняться с учетом изменений характера, масштаба и содержания проблем развития культуры, а также конкретизироваться в других концептуальных, стратегических, нормативных правовых документах, содержащих разделы и затрагивающих вопросы развития культуры города Нижневартовска.
Концепция учитывает модернизацию всех направлений сферы культуры и будет способствовать:
- повышению эффективности отрасли за счет увеличения вклада сферы культуры в процесс улучшения жизни граждан;
- оживлению культурной жизни города - увеличению разнообразия культурного предложения и числа культурных событий;
- консолидации действий субъектов, реализующих стратегию социально-экономического развития территории.
В Концепции учтены актуальность, современное состояние, цели, задачи, направления развития и ожидаемые результаты реализации Концепции во всех сферах региональной культуры.
В Концепции применяются следующие понятия и термины с соответствующими определениями:
- культура - смысловое содержание человеческой жизни, отражающее исторически сложившийся уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженное в типах и формах организации жизнедеятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
- сфера культуры - область применения культурной деятельности, объединяющая личностный, социальный и институциональный аспекты функционирования культуры;
- культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; результаты и методы научных исследований культурной деятельности; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты;
- культурно-ценностные ориентации - отражение в сознании человека культурных ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров;
- культурные блага - материальные и духовные ценности, условия и услуги для их потребления, предоставляемые организациями культуры, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения культурных потребностей граждан;
- культурные потребности - внутренние мотивы личности, побуждающие к активному познанию, усвоению и творческому приумножению культурного наследия; проявлению духовно-нравственных, моральных качеств, художественно-эстетических способностей; повышению культурного, образовательного уровня и потреблению субъектом культурных услуг;
- культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности;
- культурная услуга - деятельность, результаты которой реализуются и потребляются в процессе осуществления культурной, творческой и досуговой деятельности учреждения культуры;
- культурный продукт - культурная услуга, в определенном формате предлагаемая потенциальному потребителю;
- культурный бренд города - широко узнаваемое и ассоциируемое с культурой региона учреждение культуры, культурный продукт или культурное событие.
II. Состояние культурной сферы города Нижневартовска и обоснование ее развития
Город Нижневартовск обладает значительным культурным потенциалом, который используется в качестве фактора социально-экономического развития города, а также как средство эстетического, нравственного и духовного воспитания различных социальных групп. Город имеет давние театральные, музыкальные и художественные традиции, обладает историко-культурным и духовным потенциалом, способным обеспечивать динамичное социально-экономическое развитие территории, повышать уровень благосостояния населения. Правовыми актами главы администрации города:
- утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в городе Нижневартовске";
- утверждена муниципальная программа "Развитие культуры и туризма в городе Нижневартовске на 2016 - 2020 годы";
- создан Общественный совет по оценке качества работы учреждений, подведомственных управлению культуры администрации города, оказывающих социальные услуги.
В целях повышения качества предоставления услуг в сфере культуры в городе Нижневартовске разработаны критерии оценки эффективности работы учреждений культуры, которые утверждены распоряжением администрации города. Разработанные критерии легли в основу соглашения о сотрудничестве между Департаментом культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и администрацией города Нижневартовска по обеспечению достижения в 2014 - 2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети муниципальных учреждений в сфере образования и культуры.
Наличие многообразия культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций социально-культурной сферы, способных эти потребности удовлетворять. Это театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения. В нашем городе они также представлены и активно взаимодействуют как с учреждениями и организациями города, так и с различными категориями граждан в целях совместного решения приоритетных задач в сфере культуры. На территории города Нижневартовска действует 10 муниципальных учреждений культуры, подведомственных управлению культуры администрации города: 5 бюджетных и 5 автономных учреждений, из них 3 учреждения клубного типа: "Дворец искусств", Дворец культуры "Октябрь", "Центр национальных культур"; "Нижневартовский краеведческий музей имени Тимофея Дмитриевича Шуваева"; "Библиотечно-информационная система"; "Городской драматический театр"; 4 учреждения дополнительного образования: "Детская школа искусств N 1", "Детская школа искусств N 2", "Детская школа искусств N 3", "Детская музыкальная школа имени Юрия Дмитриевича Кузнецова".
В учреждениях сферы культуры функционирует 132 клубных формирования. 19 коллективов имеют звание "Народный самодеятельный", "Образцовый художественный". Далеко за пределами города известны творческие коллективы учреждений культуры, являющиеся дипломантами и лауреатами престижных всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. А имена артистов и руководителей коллективов давно перестали быть исключительным достоянием Нижневартовска. Культурно-досуговые учреждения города в настоящее время являются многофункциональными учреждениями, деятельность которых направлена на оказание муниципальной услуги в соответствии с муниципальным заданием. Основной объем и разнообразие форм проведения городских мероприятий рассчитаны на детскую, молодежную, разновозрастную аудитории вне зависимости от пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Учреждения реализуют широкий спектр услуг, предоставляемых на основе муниципального задания, договоров с юридическими лицами. Услуги учреждений носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме (массовая, камерная, индивидуальная, интерактивная) и на любой демонстрационной площадке. Услуги учреждений предоставляются населению на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителя). Доступность услуг, предоставляемых учреждениями, обеспечивается гибким и удобным для населения режимом работы, сбалансированным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающих финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения. Культурно-досуговые учреждения видят за собой право и обязанность выполнять свои основные функции, которые заключаются в сохранении и донесении культурных ценностей до населения, обеспечении реализации творческого потенциала граждан, пропаганде и популяризации культурных традиций среди населения, участии в решении социально значимых задач, обеспечении возможности проведения культурного досуга широким слоям населения и т.д.
Культурно-досуговые учреждения города активно работают в различных направлениях:
- обеспечивают целенаправленную работу с детьми в свободное от учебы время, развивают творческие способности, удовлетворяют их разносторонние интересы и запросы в области культуры, создают условия для общественной активности и самостоятельности, обеспечивают условия для отдыха;
- реализуют комплекс мероприятий, направленных на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, на активное привлечение молодежи к проведению социально-экономических преобразований в стране, на воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей;
- проводят мероприятия, направленные на популяризацию культа семьи, семейных традиций и ценностей: нравственности, трудолюбия, любви к близким и уважения к старшим, преемственности поколений и любви к своей родной земле;
- способствуют сохранению и развитию национальной культуры;
- реализуют социально значимые мероприятия в интересах граждан старшего поколения;
- создают условия и содействуют социальной активности инвалидов и других маломобильных групп населения, созданию для них равных возможностей с другими категориями населения;
- создают условия для развития самодеятельного творчества, которое привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм.
В городе Нижневартовске работает 4 учреждения дополнительного образования в сфере культуры. Развивая спектр образовательных услуг, школы обеспечивают бесплатное дополнительное образование (с 6 до 18 лет). Основным направлением деятельности является реализация 10 предпрофессиональных программ в области искусств; программы направлены на обеспечение качества и преемственности функционирования системы образования в области искусств. Детские школы искусств и музыкальная школа ведут активную работу, связанную с культурно-просветительской деятельностью, в рамках которой популяризируются произведения русской и зарубежной классики в образовательных организациях.
Выстраивая образовательную концепцию в соответствии со стратегическими документами государственной политики в области художественного образования, уделяется большое внимание выявлению и сопровождению молодых талантов. Ведется системная работа по организации и проведению традиционных городских конкурсов, выставочных мероприятий, мастер-классов ведущих педагогов России в рамках проекта с Межрегиональным благотворительным общественным фондом "Новые имена", это способствует профессиональной ориентации учащихся школ. Повышению профессионального уровня и исполнительского мастерства учащихся способствует работа творческих школ: Летняя творческая школа в городе Суздаль, имеющая статус Международных курсов "Юнеско", Московская творческая школа, а также Осенняя творческая школа в городе Сургуте.
Для успешного функционирования образовательного процесса ведется работа по улучшению материально-технической базы учреждений дополнительного образования современным оборудованием, мебелью, оргтехникой, учебно-методической литературой и музыкальными инструментами. В настоящее время обновлен парк музыкальных инструментов на 13 млн. руб.: приобретено 88 музыкальных инструментов (рояли, пианино струнно-смычковые, ударные, духовые, народные: клавишные и струнно-щипковые).
Нижневартовск определен базовой площадкой для проведения ряда окружных мероприятий. Традиционными становятся мероприятия в сфере международного культурного сотрудничества: Международный театральный фестиваль "Северные встречи", фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи". Деятельность учреждений культуры города получает высокую оценку на престижных мероприятиях международного и всероссийского уровней.
Во всех учреждениях действуют официальные сайты, в 10 библиотеках функционируют специализированные центры общественного доступа к социально значимой, правовой информации. На базе 5 центров общественного доступа организованы Школы компьютерной грамотности для пожилых людей. В целях формирования единого общего национального электронного пространства ведется работа по оцифровке книжных и музейных фондов.
Нижневартовский краеведческий музей участвует в создании регионального портала музеев Югры, размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" оцифрованные изображения музейных предметов, проводит работы по регистрации музейных предметов в Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, внедрению информационно-справочной системы (ИСС) для обеспечения удаленного доступа пользователей к музейным коллекциям. На базе музея в рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создан центр общественного доступа, имеющий специализированное оборудование для лиц с ограниченными возможностями в жизнедеятельности (нарушение зрения). Сайт музея предоставляет возможность получения государственных услуг в электронном виде, обеспечивая доступ к музейным фондам.
Важную роль в музейном пространстве города приобретают активно развивающиеся новые формы музейных образований: корпоративные, школьные музеи, музеи общественных организаций и др. Развитие музейной сети способствует вовлечению широких слоев населения в музейную среду и оказывает заметное влияние на качество жизни горожан. Поэтому важное значение приобретает проводимая музеем деятельность по координации и оказанию методической помощи в вопросах музейного дела данной категории музеев.
В состав муниципального бюджетного учреждения "Библиотечно-информационная система" входит 17 библиотек. Библиотечным обслуживанием охвачено 23,4% населения города. Объем совокупного книжного фонда составляет 545 943 единицы хранения. Муниципальные библиотеки стремятся адаптироваться к быстро меняющимся условиям: регулярно обновляют сайт системы, выстраивают партнерские отношения с коммерческими и некоммерческими организациями, творческими объединениями, учреждениями образования и социальной поддержки населения.
Важнейшей составляющей современной культурной жизни города является деятельность городского драматического театра. Наряду с созданием и показом спектаклей и театральных постановок важной составляющей деятельности городского драматического театра является организация мероприятий художественно-творческого характера, формирование и удовлетворение потребности населения в сценическом искусстве.
Художники города Нижневартовска достойно представляют свое творчество на региональных, общероссийских и международных выставках, презентуя таким образом искусство города Нижневартовска. В фонде Нижневартовского краеведческого музея в течение ряда лет формируется фонд произведений изобразительного искусства, созданных художниками города. Профессиональные нижневартовские художники активно участвуют в городских выставках, несмотря на то, что в городе ощущается острая нехватка выставочных пространств, отвечающих современным требованиям.
Профессиональное музыкальное искусство в городе Нижневартовске представлено в настоящее время исключительно гастрольными коллективами, так как в городе отсутствует собственная филармония, призванная организовывать концертно-гастрольную деятельность с учетом потребностей населения города. Формирование зрительской аудитории, способной воспринимать лучшие образцы исполнительского музыкального искусства, - одно из важнейших условий повышения культурного уровня города и обеспечения доступа населения к классическим произведениям музыкального искусства.
Таким образом, в Нижневартовске сложились все необходимые социальные и экономические условия для перехода к устойчивому развитию сферы культуры.
Тем не менее современная социокультурная ситуация повлекла за собой целый ряд негативных тенденций, касающихся различных сфер жизнедеятельности, снижения творческой активности людей. Человек развивает свои способности, удовлетворяет свои интересы, как правило, в сферах, непосредственно не связанных с профессиональной деятельностью. В связи с этим необходимо расширять сеть клубов и любительских объединений как добровольного, инициативного объединения людей, самостоятельно программирующих и организующих свою досуговую деятельность, с ориентацией на новые культурные практики.
Культурно-досуговые учреждения испытывают нехватку современной сценической техники, осветительной, аудио- и визуальной аппаратуры, компьютеров и их программного обеспечения.
В сфере досуга в целом наблюдается явное смещение в сторону массовой развлекательной культуры, особенно в молодежной среде. В настоящее время актуальной становится разработка новых массовых проектов, охватывающих интересы всего населения города. В деятельности учреждений культуры города отмечается дефицит использования маркетинговых и рекламных технологий, в то время как маркетинг "высокой" культуры открывает широкие возможности для осуществления интеллектуальной стимуляции, систематической целенаправленной "обработки" населения, особого внушающего информирования, пробуждения интереса, "обольщения" культурой, привлечения к качественным культурным событиям и ценностям, формирования верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций. В настоящее время существует необходимость дальнейшего закрепления уже существующих и развития новых культурных брендов города с помощью таких медиатехнологий, которые позволяют в условиях современного информационного общества активно поддерживать и продвигать декларируемую идею.
Основными ориентирами для учреждений культуры должны стать возможность самореализации интересов личности, ее духовного роста, формирование художественно-эстетического вкуса, снятие определенного психологического напряжения, раскрепощение инициативы и самодеятельности представителей различных социальных групп.
В частности, в современном обществе остро стоит проблема социальной адаптации детей, находящихся в детских домах, интернатах. Важнейшей проблемой в этих условиях выступает организация досуга детей-инвалидов и людей с ограниченными возможностями, способствование их социально-культурной реабилитации. Одной из нерешенных проблем детей-инвалидов, проживающих в семьях, является их изолированность от общения со сверстниками.
Большое значение приобретают организация досуга и поиск новых форм работы с детьми-инвалидами в целях их социальной реабилитации и интеграции. Создание равных возможностей для инвалидов как направление социальной политики связано с обеспечением доступности для них различных форм культуры, культурной деятельности.
Особое внимание в современных условиях должно быть уделено вопросам организации досуга по месту жительства, семейного отдыха.
Городскому драматическому театру для увеличения количества посещений и объема гастрольной деятельности, привлечения зрительской аудитории необходимы новые формы работы, совершенствование художественного и профессионального мастерства актеров.
Творчество нижневартовских художников нуждается в систематической поддержке на уровне муниципальной власти, более активному вовлечению их творчества в культурный оборот, активизации художественной жизни города в целом. Сообщество профессиональных художников в значительной степени разрозненно, для большинства из них основным местом работы является преподавательская деятельность в Нижневартовском государственном университете, тогда как творческая деятельность, безусловно, является культурным достоянием Нижневартовска. В силу этих обстоятельств творчество профессиональных художников Нижневартовска недостаточно актуализировано на уровне города, богатейший потенциал изобразительного искусства, его мощный духовный заряд остается не раскрытым в полной мере.
Одним из важных направлений библиотечной системы города является обновление фондов, в том числе периодических изданий.
Важной задачей является продолжение поэтапной модернизации инфраструктуры библиотек, стратегически выверенное планирование деятельности библиотек, в том числе расширение спектра библиотечных услуг, стимулирование сотрудничества с другими библиотеками региона и страны.
Основная проблема, с которой сталкивается городской краеведческий музей, заключается в сочетании следующих негативных факторов: дефицит кадров, недостаточность выставочных площадей и помещений для хранения музейных фондов, - препятствующих должной организации деятельности музея по основным направлениям. Уровень качества музейной деятельности в значительной степени зависит от состояния материально-технической базы музея, в частности от оснащенности музея современным выставочным и производственным (компьютерным и периферийным) оборудованием, которое остается на недостаточном уровне. Многие музейные предметы нуждаются в реставрации. В результате ежегодный объем реставрационных работ составляет в среднем лишь 0,5% от общей потребности.
Историко-культурное наследие - один из важнейших ресурсов социально-экономического развития города, способный стать основой развития сферы культуры и туризма, а также одним из перспективных направлений развития местной экономики и стимулирования развития социальной инфраструктуры. Выявление, освоение и сохранение недвижимых памятников истории и культуры муниципального и регионального уровней на территории города является одним из приоритетных направлений городской культурной политики, учитывая тот факт, что до настоящего времени работа в этом направлении практически не проводилась. Любые потери объектов культурного наследия неизбежно отразятся на всех сторонах жизни нынешнего общества и будущих поколений, приведут к духовному обнищанию, разрывам исторической памяти, утрате самоидентификации. Объекты культурного наследия не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых, даже более значительных произведений. Накапливание и сохранение объектов культурного наследия - основа развития личности, общества, государства и цивилизации. Первым шагом в этом направлении стала постановка на государственный учет археологической находки "Кирьясская барка" и внесение ее в список выявленных объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Одной из важнейших задач является сохранение архитектурных особенностей застройки Нижневартовска в ранние годы его существования - сохранение образцов сельской застройки в районе Старого Вартовска на его первых улицах. Кроме того, в городе отсутствуют выявленные достопримечательные места, связанные с историей его строительства.
Необходимо продолжать работу, направленную на развитие системы внутреннего туризма, что неизбежно повлечет за собой повышение уровня социально-экономического состояния города. При этом мультипликативный эффект от развития туризма достигается за счет создания спроса на продукцию смежных секторов экономики (транспорт, торговля, сфера услуг и пр.) и обеспечения занятости населения. Туристскую отрасль выгодно отличают от других отраслей относительно короткий срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов. Это стимулирует инвестиции в туриндустрию, способствует увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов; быстрорастущий спрос на туристские услуги способствует притоку финансовых средств на территорию, стимулирует модернизацию инфраструктуры и сохранение историко-культурного наследия.
Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования и работников культуры приостановила отток наиболее квалифицированных кадров.
Учреждения культуры все больше ориентируются на участие в общесоциальных, культурных и экономических процессах, оставаясь при этом и досуговыми центрами. Причем потенциальная аудитория культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (а не предполагаемые, как это было прежде) потребности в формах досуга резко изменились. Сегодня именно рынок свободного времени (то, как люди распорядятся своим досугом) является предметом жесткой конкурентной борьбы различных досуговых учреждений.
В результате всех преобразований возникает противоречие между исторически сложившимися требованиями к деятельности учреждения культуры и требованиями современности. В поисках новых социальных ролей работники культуры все больше обращаются к переосмыслению своей деятельности. И это правильно, поскольку основной целью деятельности учреждения культуры было и остается достижение социального эффекта, который служит своеобразным аналогом экономического эффекта от деятельности коммерческих организаций. Экономический эффект приносит выгоду, пользу лишь конкретному предпринимателю, учредителю и его предприятию; социальный эффект - либо обществу в целом, либо определенным группам населения.
Сложность заключается в том, что практически все учреждения культуры находятся в большей зависимости от общественности, больше подвержены общественному влиянию и политическому давлению, чем обычные коммерческие организации. Учреждение культуры несет ответственность перед обществом за удовлетворение целого ряда социальных потребностей граждан, предлагая им при этом не реальные товары, а услуги, причем зачастую неосязаемые - идеи, концепции, программы. Вместе с тем их реализация не исключает достижения экономического эффекта от коммерческой составляющей.
Таким образом, важной задачей учреждений сферы культуры города Нижневартовска является обеспечение устойчивого развития социально-культурных составляющих качества жизни при сохранении культурной среды и преумножении творческого потенциала населения.
Особенности современных социально-экономических условий требуют расширения спектра предоставляемых населению услуг, вовлечения в культурное пространство новых субъектов культуры. В связи с ежегодным увеличением объема услуг сферы культуры, потребляемых населением города, все большее значение приобретает их качество. Это является одним из главных направлений муниципальной культурной политики и условием повышения эффективности оказания услуг.
III. Цели, задачи и направления развития
Миссией культурной политики города Нижневартовска является усиление роли сферы культуры в процессе преобразования Нижневартовска в территорию устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения.
Выход культуры города Нижневартовска на новые стратегические направления развития в качестве субъекта социально-экономического развития обуславливает формирование стратегической цели, выбор которой обусловлен общими целями социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также результатами анализа сложившихся тенденций в сфере культуры автономного округа в предыдущие годы.
Достижение стратегической цели связано с решением следующих задач:
- создание механизмов стимулирования культурной деятельности различных субъектов по сохранению культурного наследия, производству качественного культурного продукта в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и мирового опыта в этой сфере;
- создание условий для общественности и некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги в сфере культуры, в реализации культурных проектов;
- поддержка различных форм участия населения в культурной жизни города;
- создание условий для самореализации и развития творческого потенциала жителей города;
- расширение и обновление круга субъектов культурной деятельности с целью повышения доступности и качества культурных услуг;
- инициирование межинституциональных отношений, служащих фактором развития сферы культуры.
Выполнение Поручения Президента Российской Федерации об увеличении заработной платы работникам культуры к 2018 году до уровня средней по региону - обеспечить ее ежегодное поэтапное увеличение - позволит повысить престиж отрасли, обеспечить работникам достойный социальный статус, стабильность трудовых коллективов и рост их профессионализма.
В целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, необходимо:
- создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования детей и подростков;
- создание условий для поддержки талантливых детей и молодежи;
- обеспечение доступности услуг дополнительного образования для детей независимо от их состояния здоровья, социально-экономического статуса;
- развитие кадрового потенциала;
- проведение мероприятий по развитию и модернизации материально-технической базы учреждений дополнительного образования.
Для обеспечения плодотворной деятельности театра и культурно-досуговых учреждений в соответствии с требованиями времени, достижениями современного театрального искусства и духовными потребностями общества необходимо:
- обеспечивать условия развития всех видов и жанров искусства, преемственность традиционной российской культуры и развитие культурных инноваций;
- изучать рынок спроса и предложения культурной услуги с учетом дифференцированного подхода к потребителю;
- осуществлять меры по целевому информированию общественности, направленные на создание и поддержание определенного образа учреждения (формирование и поддержание общественного мнения);
- обеспечивать учреждения информацией об общественном мнении (исследование общественного мнения);
- осуществлять анализ тенденций дальнейшего развития отношений между учреждением и обществом (прогнозирование общественного мнения);
- обеспечивать проведение фестивальных, концертных и иных творческих проектов, расширяющих и укрепляющих единое культурное пространство, углубляющих культурные связи и развивающих культурный обмен;
- содействовать приобщению к духовным и культурным ценностям представителей различных возрастных и социальных слоев населения;
- пропагандировать, популяризировать и широко освещать достижения театрального и исполнительского искусства в средствах массовой информации, в том числе посредством создания телеверсий спектаклей и концертных программ;
- способствовать формированию художественно развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей;
- оказывать поддержку развитию инновационных форм художественной деятельности театров, клубно-досуговых учреждений, направленных на обеспечение конституционных гарантий доступности культурных услуг и творческой деятельности населения;
- поддерживать и развивать фестивальное движение и проводимые в его рамках конкурсы как факторы мониторинга развития театрального искусства, исполнительского искусства и активизации творческого поиска;
- предпринимать меры, направленные на сохранение творческого потенциала театра, клубно-досуговых учреждений, действующих на территории города Нижневартовска;
- оказывать всемерную поддержку деятельности театра с целью преодоления таких негативных явлений, как отсутствие у театра достаточных финансовых средств для привлечения новых перспективных творческих работников;
- способствовать притоку творческой молодежи (специалистов) в театр, клубно-досуговые учреждения путем обеспечения их ведомственным жильем и предоставлением иных гарантий социальной защиты;
- внедрять новые технологии обслуживания населения, создавать экспериментальные площадки, развивать проектную деятельность учреждений;
- обеспечивать доступность культурных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и малообеспеченных слоев населения и включение их в творческую деятельность;
- развивать различные формы культурно-досуговой деятельности и любительского творчества;
- обеспечивать эффективную работу муниципальных учреждений культуры за счет совершенствования информационных, нормативных и правовых основ регулирования деятельности;
- создавать условия для развития организаций, осуществляющих деятельность в сфере сохранения и восстановления традиционной народной культуры;
- развивать культурную деятельность, направленную на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи;
- осуществлять реализацию комплекса мероприятий, направленных на формирование основ толерантности и развитие межнационального общения.
Цель развития библиотечного дела города Нижневартовска заключается в создании системы информационно-библиотечного обслуживания населения, обеспечивающей свободный и оперативный доступ к информации, приобщение к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Достижению цели развития библиотечного дела в городе Нижневартовске будет способствовать решение следующих задач:
- внедрение новейших технологий, в том числе информационно-коммуникационных, развитие корпоративных систем;
- дальнейшее развитие материально-технической базы библиотек, обеспечение их современным оборудованием и высокоскоростными каналами доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- комплектование и сохранность библиотечных фондов;
- сохранение и популяризация культурного наследия города;
- формирование навыков регулярного чтения, устойчивого интереса к изучению русского языка, отечественной истории и культуры;
- обеспечение библиотек квалифицированными специалистами;
- дифференцированный подход к различным группам населения, в том числе обслуживание людей с ограниченными физическими возможностями, содействие их социальной адаптации в обществе через книгу.
В своем дальнейшем развитии музей города должен стать одним из главных агентов культурного взаимодействия на региональном, а также российском и международном уровнях, так как современный музей - это пространство формирования креативной среды и культурного бренда региона, которое способствует укреплению имиджа региона, повышению его туристской и инвестиционной привлекательности.
Для достижения указанной цели необходимо:
- модернизировать материально-техническую базу музеев, в том числе создавать дополнительные фондохранилища с современным специализированным оборудованием;
- формировать коллекции, которые могли бы претендовать на статус не только российского, но и мирового достояния;
- активно развивать направление современного городского искусства в структуре коллекции;
- поощрять и популяризировать местные художественные традиции и инновации через постоянное проведение выставок;
- расширять ассортимент и объем услуг в деятельности музея;
- формировать модельный стандарт муниципального музея;
- создавать центры, площадки и иные проекты, способствующие развитию музейного дела;
- реализовывать крупные межмузейные городские праздники и общегородские акции, организовывать межрегиональный обмен передвижными выставками совместно с музеями Российской Федерации;
- адаптировать музейно-выставочные пространства для иностранных туристов, не владеющих русских языком;
- расширить музейное пространство города за счет образования и развития разнообразных форм музейной деятельности: ведомственные, общественные, частные, школьные и иные формы деятельности;
- наладить эффективное взаимодействие и партнерство музеев различных уровней подчинения и форм собственности.
В сфере культурного наследия основной целью Концепции является обеспечение реализации государственной политики в сфере государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории города.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- выявление, учет, изучение объектов культурного наследия;
- обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
- контроль состояния объектов культурного наследия;
- популяризация объектов культурного наследия: издание сводов, научных, просветительских, популярных материалов об объектах историко-культурного наследия, организация и проведение научно-практических мероприятий и т.д.
Для развития потенциала туристической отрасли необходимо:
- содействовать созданию нового и развитию существующего туристского продукта с целью обеспечения его конкурентоспособности и соответствия запросам современных туристов; ключевыми принципами работы в данном направлении должны стать целевая ориентация туристских предложений, диверсификация турпродукта, высокое качество предоставляемых услуг;
- разрабатывать муниципальную программу, построенную по кластерному принципу, предполагающую правовые и организационные мероприятия по привлечению инвесторов, федеральное, региональное и муниципальное финансирование создания объектов транспортной, инженерной, туристской инфраструктур;
- инициировать системную комплексную подготовку управляющего и обслуживающего персонала отрасли;
- выстраивать систему информирования потенциальных туристов и реализаторов туристского продукта о туристском продукте и туристской инфраструктуре города.
IV. Механизм реализации Концепции
Для реализации задач, поставленных Концепцией, необходимо задействовать следующие механизмы:
- правовой, связанный с формированием правового пространства, благоприятствующего развитию культурной жизни;
- финансово-экономический, ориентированный на создание благоприятных материальных условий для развития отрасли, развитие механизмов экономического стимулирования реализации социально значимых, инновационных, экономически эффективных творческих проектов, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат и поддержку социально значимой деятельности в сфере культуры;
- технологический, связанный с модернизацией управления отраслью, внедрением современных эффективных инструментов реализации культурной политики в регионе, созданием и организацией работы технологических кластеров, информационно-коммуникационных площадок как центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, информации и другим ресурсам;
- целостно-смысловой, предусматривающий формирование в обществе критериев восприятия искусства, художественного вкуса, культуры межличностных отношений;
- социально-психологический, направленный на повышение престижа профессий, связанных с культурой и искусством, статуса высококультурного и образованного человека, организацию экспресс-обучения основам инновационных подходов к организации деятельности в сфере культуры, профессионального консультирования в сфере отраслевых инновационных технологий, экономики и финансов, маркетинга;
- маркетинговый, связанный с организацией продвижения культурных продуктов.
V. Прогноз результатов реализации Концепции
Реализация положений Концепции будет способствовать:
- сохранению и развитию единого культурного пространства;
- сохранению и популяризации культурно-исторического наследия национальных культур народов, традиционно проживающих на территории города Нижневартовска;
- формированию и внедрению современных информационных технологий в культурную деятельность;
- повышению доступности культурных услуг для всех категорий и групп населения, в том числе путем развития внестационарных форм культурного обслуживания населения, внедрения дистанционных культурных услуг;
- оптимизации бюджетных расходов, развитию предпринимательства в сфере культуры и расширению участия внебюджетного сектора в реализации культурной политики;
- созданию системы широкой информированности населения о культурной жизни города, установлению устойчивой обратной связи; поддержке инновационной активности и приобщению участия населения в культурной жизни.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации муниципального образования г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.