Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития Кондинского района
Стратегическое управление социально-экономическим развитием района является основой для планирования деятельности органов местного самоуправления и дальнейшего позитивного экономического развития. В Кондинском районе, целеполагающие документы "Стратегия социально-экономического развития Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года" (далее - Стратегия).
Необходимость разработки муниципальной программы комплексного социально-экономического развития для Кондинского района вызвана проблемным состоянием экономики и домохозяйств района в сфере занятости населения.
Кондинский район был образован на основании постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 12 ноября 1923 года в составе Тобольского округа Уральской области с центром в селе Нахрачи (ныне Кондинское) из Кондинской и Малокондинской волостей Тобольского уезда и части Верхнепелымской волости Туринского уезда. В 1930 году он вошел в состав Остяко-Вогульского национального округа, переименованного затем в Ханты-Мансийский автономный округ. С 1961 года село Нахрачи переименовано в село Кондинское. В 1995 году административный центр Кондинского района был перенесен в поселок Междуреченский.
Среднегодовая численность постоянно проживающего населения района на 01 января 2016 года составила 31,6 тыс. человек, из которых 30% или 9,5 тыс. человек проживает в сельской местности. Численность населения района с 1970-х годов существенно не изменялась, однако его структура изменилась радикально: в 1970 году сельское население доминировало, теперь селян в районе около трети. Но и теперь, в сравнении с другими муниципальными районами автономного округа Кондинский район считается наиболее сельским муниципальным районом.
В последние годы сформировалась устойчивая тенденция снижения численности постоянного населения района за счет миграционного оттока населения района в среднем ежегодно на 1% от общей численности постоянного населения. Основная причина оттока трудоспособного населения связана с ограниченным рынком труда в Кондинском районе. Мигранты выбывают в основном в Тюмень, Екатеринбург, другие столичные города Уральского федерального округа и центра России. Прибывают в Кондинский район из Свердловской, Курганской областей, Казахстана и др.
В последние три года возрастная структура населения характеризуется уменьшением доли жителей трудоспособного возраста, при увеличении доли населения старше трудоспособного и младше трудоспособного возраста. Численность пенсионеров по возрасту на начало 2016 составила 9,7 тыс. человек или 30,7% общей численности населения.
Численность трудовых ресурсов в 2015 году составила 20,0 тыс. человек, из них:
12,6 тыс. человек заняты в экономике;
1,3 тыс. человек являются студентами очных отделений высших учебных заведений (с отрывом от производства);
6,0 тыс. человек - лица, не занятые трудовой деятельностью и учебой, включая безработных.
Численность экономически активного населения к концу 2015 году составила 18,7 тыс. человек или 59,2% от общей численности населения.
Доля численности населения, занятого в экономике, в 2015 году составила 67,7% от численности экономически активного населения.
Распределение занятых по видам экономической деятельности от 16% в образовании, до 1% в рыболовстве, финансовой сфере и др. В традиционных отраслях экономики района (А+В+D) занято 11,3% общей численности занятых в экономике.
Доля занятых в малом бизнесе достигает 34,8% от общей численности занятых в экономике Кондинского района.
Численность безработных по данным еженедельного мониторинга имеет тенденции к снижению: на 01 января 2013 года - 355 человек, на 01 января 2014 года - 298 человек, на 01 января 2015 года - 298 человек, на 01 января 2016 года - 293 человека.
В 2015 году за содействием в поиске подходящей работы обратилось (без учета граждан на начало года) 2 660 человек, что на 0,6% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года (2014 год - 2 676 человек).
Списочная численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в 2015 году, составила 828 человек (из них 298 человек было зарегистрировано на начало года + 530 граждан было признано безработными в 2015 году) и снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 71 человек или на 7,9% (2014 год - 899 человек).
Число граждан, признанных безработными в 2015 году, снизилось по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 2,6%. В 2015 году было признано безработными 530 человек (2014 год - 544 человека).
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01 января 2016 года составил 1,38%.
Зарегистрированные на 01 января 2016 года безработные граждане представлены следующими социально-демографическими группами:
33 человека или 18,1% - молодежь в возрасте 16-29 лет (на 01 января 2015 года - 57 человек или 19,1%);
148 человек или 50,5% - женщины (на 01 января 2015 года - 128 человек или 43%);
6 человек или 2% - инвалиды (на 01 января 2015 года - 10 человек или 3,4%);
31 человек или 10,6% - уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации (на 01 января 2015 года - 40 человек или 13,4%);
155 человек или 52,9% - родители, имеющие несовершеннолетних детей (на 01 января 2015 года - 121 человек или 37,9%);
8 человек или 2,7% - одинокие родители (на 01 января 2015 года - 4 человека или 1,3%);
9 человек или 3,1% - многодетные родители (на 01 января 2015 года - 12 человек или 4,0%);
По состоянию на 01 января 2016 года в составе безработных преобладают граждане, не имеющие профессионального образования. Уровень профессионального образования безработных граждан представлен следующими показателями:
27 человек или 9,8% - имеют высшее профессиональное образование;
78 человек или 26,6% - имеют среднее профессиональное образование;
96 человек или 32,7% - имеют среднее общее образование;
77 человек или 26,3% - имеют основное общее образование;
15 человек или 5,1% - не имеют основного общего образования.
Трудоустроено граждан, обратившихся в центр занятости населения за содействием в поиске подходящей работы, 1 876 человек. По сравнению с 2015 годом численность трудоустроенных граждан снизилась на 9,4% (в 2014 году трудоустроено 2070 человек).
Уровень трудоустройства граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы в 2015 году, составил 70,5% (в 2014 году - 77,5%).
Численность трудоустроенных безработных граждан в 2015 году составила 195 человек и по сравнению с 2014 годом снизилась на 14,8% (в 2014 году трудоустроено 229 безработных граждан).
Уровень трудоустройства безработных граждан от числа зарегистрированных безработных граждан в 2015 году составил 36,8% (в 2014 году - 42,1%).
Численность граждан, трудоустроенных на постоянную работу в 2015 году, составила 114 человек (в 2014 году - 100 человек). Доля граждан, трудоустроенных на постоянную работу, в общей численности трудоустроенных граждан в 2015 году составила 6,1% (в 2014 году - 4,8%).
Снижение показателей трудоустройства безработных и ищущих работу граждан обусловлено снижением количества заявленных работодателями вакансий.
На 01 января 2016 года заявленная работодателями потребность в работниках составила 88 свободных рабочих мест (вакантных должностей), по сравнению с аналогичной датой прошлого года количество вакансий сократилось на 550 единиц или на 86,2% (на 01 января 2015 - 638 ед.).
В 2015 году спрос на рабочую силу составил 3 002 вакантных рабочих места (638 вакансий, зарегистрированных на начало отчетного периода, + 2364 вакансий, заявленных в течение 2015 года). По сравнению с 2014 годом данный показатель уменьшился на 16,1% или на 577 рабочих мест.
Из числа вакансий, заявленных работодателями района в 2015 году, 23,7% - это вакансии постоянного характера, 76,3% - составляет временное трудоустройство.
Потребность работодателей в рабочих разного уровня квалификации составила основную часть заявочного спроса, доля рабочих профессий в общем банке вакансий в 2015 году составила 96,8%.
Сокращение количества вакантных рабочих мест привело к увеличению коэффициента напряженности на рынке труда, так по состоянию на 01 января 2016 года коэффициент напряженности на рынке труда составил 4,4 человека на 1 рабочее место, против 0,6 человека на 1 рабочее место на 01 января 2015 года.
Одним из инструментов, влияющих на сдерживание напряженности на рынке труда, стабилизацию ситуации на рынке труда в районе является выполнение мероприятий государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы". В результате реализации программы в 2015 году мероприятиями было охвачено 3985 человек или 105,1% от годового плана, освоено 99,9% средств, выделенных на реализацию программы.
В 2015 году на регистрируемом рынке труда Кондинского района, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года:
снизилась численность граждан, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы;
произошло снижение численности граждан, признанных органами службы занятости населения безработными;
произошло снижение уровня регистрируемой безработицы;
произошло снижение численности безработных граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации;
произошло уменьшение спроса на рабочую силу;
уменьшилась численность граждан, трудоустроенных при помощи службы занятости.
Сложившаяся экономическая ситуация в Российской Федерации, характеризуемая снижением объемов работ, ухудшением экономических ожиданий, снижением издержек на труд со стороны хозяйствующих субъектов, повышает риски высвобождения работников и увеличения напряженности на рынке труда. Мероприятия Подпрограммы I "Содействие занятости населения в Кондинском районе" стабилизируют ситуацию на рынке труда в районе, создадут условия для временной занятости отдельных категорий граждан, не имеющих определенного уровня профессиональной подготовки, уровня профессиональной подготовки.
В целях стимулирования работодателей организовывать временные рабочие места, предусмотрена компенсация расходов работодателя по оплате труда работников с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на компенсируемый фонд оплаты труда.
В рамках совершенствования государственного и муниципального управления в первом квартале 2014 года в Кондинском районе в пгт. Междуреченский создано муниципальное бюджетное учреждение Кондинского района "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". В течение 2015 года в 9 населенных пунктах района открыты территориальные обособленные структурные подразделения МБУ Кондинского района МФЦ (в том числе мобильный офис в д. Шугур).
Специалистами МБУ Кондинского района МФЦ за 2015 год по принципу "одного окна" оказано 32 217 услуг и 14 193 консультации. Уровень удовлетворенности граждан услугами МБУ Кондинского района МФЦ составил 92%.
В Кондинском районе из целеполагающих документов приняты:
стратегия социально-экономического развития Кондинского района на период до 2030 года;
прогноз социально-экономического развития Кондинского района на 2017 - 2019 годы;
ведется разработка 23 муниципальных программ на 2017 - 2020 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.