Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика системы межбюджетных отношений
в Кондинском районе
Межбюджетные отношения на муниципальном уровне являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений между уровнями публичной власти.
На текущий момент можно констатировать, что в целом система межбюджетных отношений в Кондинском районе соответствует общепринятым базовым требованиям, установленным федеральным и окружным законодательством.
Свое начало она получила с момента принятия двух федеральных законов от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), от 04 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающих полномочия по уровням власти, и внесения существенных поправок в бюджетное законодательство в части регулирования межбюджетных отношений. В развитие норм указанных законов в муниципальном образовании Кондинский район принято решение Думы Кондинского района от 22 ноября 2011 года N 170 "О порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального образования Кондинский район бюджетам городских, сельских поселений Кондинского района" (далее - решение Думы Кондинского района о межбюджетных трансфертах).
Это имело огромное позитивное значение в плане формализации финансовых взаимоотношений между местными бюджетами: муниципальным районом и поселениями, повышения их объективности и прозрачности.
Количество муниципальных образований, расположенных на территории Кондинского района, составляет 10, из которых 5 городских и 5 сельских поселений.
Внутрирайонная дифференциация развития экономической и ресурсной базы, демографического потенциала, социальной сферы, транспортной доступности обуславливает резкую диспропорцию в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кондинского района.
В этой связи существенно возрастает роль межбюджетного регулирования по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований и оказанию финансовой помощи органам местного самоуправления с целью обеспечения равной доступности населения к получению муниципальных услуг, предоставляемых за счет средств местных бюджетов, вне зависимости от места их постоянного проживания на территории Кондинского района.
Общие принципы осуществления выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований установлены статьей 60 Федерального закона N 131-ФЗ, а также статьями 137 и 142.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Положения реализации вышеуказанных федеральных норм нашли отражение в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 ноября 2008 года N 132-оз "О межбюджетных отношениях в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - закон о межбюджетных отношениях), в решении Думы Кондинского района о межбюджетных трансфертах.
Законом о межбюджетных отношениях органы местного самоуправления муниципальных районов автономного округа наделены государственным полномочием по расчету и предоставлению дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района, с предоставлением им на эти цели средств бюджета автономного округа в виде субвенций на осуществление передаваемых отдельных государственных полномочий автономного округа по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений, входящих в состав муниципального района.
Помимо этого, муниципальным районам предоставляются субсидии на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений в целях гарантированной передачи органам местного самоуправления поселений определенного объема финансовых средств и более объективного выравнивания бюджетной обеспеченности поселений Кондинского района.
Обозначенные выше виды межбюджетных трансфертов, передаваемые в бюджет Кондинского района, зачисляются в районный фонд финансовой поддержки поселений, и распределяются по поселениям в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в соответствии с методиками, утвержденными законом о межбюджетных отношениях и решением Думы Кондинского района о межбюджетных трансфертах.
Кроме того, из бюджета Кондинского района направляются собственные средства на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений обеспечивают финансовыми ресурсами местные бюджеты в объемах, гарантирующих минимальную потребность муниципальных образований в средствах на оплату социально-значимых и первоочередных расходов.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов муниципальных образований оказывается финансовая помощь в виде дотации на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. В рамках данной дотации частично решаются проблемы муниципальных образований, которые не представляется возможным решить в рамках дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Нормативными правовыми актами муниципального образования Кондинский район о межбюджетных отношениях предусмотрена возможность стимулирования деятельности органов местного самоуправления к повышению эффективности муниципального управления и качества управления муниципальными финансами.
Наилучшим муниципальным образованиям Кондинского района, достигшим определенных успехов в повышении уровня муниципального управления и качества организации бюджетного процесса, планируется предоставлять гранты (дотации).
Кроме того, муниципальным образованиям Кондинского района могут быть предоставлены гранты (премии, иные формы поощрения) по итогам районных конкурсов, а также иные межбюджетные трансферты, передаваемые поселениям на реализацию районных программ.
Тем не менее, в ряде муниципальных образований района остается низким качество организации и управления бюджетным процессом, свидетельством чего являются низкий уровень достоверности финансового планирования, недостаточное использование современных процедур и методов управления бюджетным процессом, в частности внедрение программно-целевых методов планирования и исполнения бюджета.
Для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений следует продолжить работу по созданию необходимых условий для сокращения различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований для наиболее полного удовлетворения спроса граждан на муниципальные услуги, обеспечения сбалансированности местных бюджетов, создания стимулов к повышению эффективности муниципального управления и качества управления муниципальными финансами.
Исключительное значение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений подтверждает тот факт, что в результате их предоставления дифференциация между 3 наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями сократится до 3,0. При этом до выравнивания бюджетной обеспеченности дифференциация между 3 наиболее и наименее обеспеченными поселениями составляла 4,45.
Настоящая муниципальная программа призвана создать условия для дальнейшего развития и совершенствования межбюджетных отношений, для сокращения различий в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Кондинского района в целях наиболее полного удовлетворения спроса граждан на муниципальные услуги, для устойчивого исполнения бюджетов поселений, обеспечение финансирования социально-значимых и первоочередных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации, создания стимулов к повышению качества и эффективности управления муниципальными финансами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.