Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы
социально-экономического развития Кондинского района
Современное состояние транспортной системы: транспортный комплекс Кондинского района (далее - район) сформирован автомобильным, воздушным, железнодорожным транспортом и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, железные дороги и водные пути, 3 железнодорожные станции, 1 аэропорт, 7 вертолетных площадок, пристани, различные организации, осуществляющие деятельность по перевозке пассажиров, грузов и функционированию транспортного комплекса.
Недостаточна плотность сети автомобильных дорог регионального, межмуниципального, межпоселенческого значения, а также подъездных автомобильных дорог к населенным пунктам с твердым покрытием. Резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются и на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта. Региональная и межпоселенческая неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства территории района и автономного округа в целом, и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы района. На территории района 48% населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием.
Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. Очень слабо используется транзитный потенциал территории района. Реализация транзитного потенциала района возможна при комплексном развитии транспортного коридора в направлении "Север - Юг", - строительство автомобильной дороги г. Тюмень - п. Нижняя Тавда - пгт. Междуреченский - г. Урай - г. Нягань - п. Приобье на участке г. Тюмень - п. Нижняя Тавда - пгт. Междуреченский, и присоединения к ней подъездных автомобильных дорог к д. Сотник, пгт. Мортка и с. Ямки.
Дорожное хозяйство
Общая сеть автомобильных дорог на территории района, по состоянию на 01 января 2016 года, более 1 500,0 км, в том числе регионального и межмуниципального значения 295,84 км. Из общего количества 395,9 км внутрипоселковых дорог с твердым покрытием 158,4 км, из них с усовершенствованным 95,1 км, остальные 237,5 км грунтовые. Для обеспечения населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи по автомобильным дорогам, ежегодно осуществляется устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения. По состоянию на 01 января 2016 года протяженность зимних автомобильных дорог межмуниципального значения составила 610,8 км, включая 1,8 км ледовых переправ.
Сеть автомобильных дорог в районе имеет характерное отличие от окружной. Доля частных (ведомственных) автомобильных дорог в общей протяженности дорог на территории района составляет 22%.
Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения общего пользования, составляя 17,6% от общей протяженности автомобильных дорог, являются структурообразующими в общей сети автомобильных дорог и воспринимают основную нагрузку от автомобильного транспорта.
Строительство частных платных автомобильных дорог на территории района в настоящее время не эффективно. Это объясняется относительно невысокими транспортными потоками и достаточно сложными природными условиями, приводящими к большим затратам на строительство, что исключает интерес бизнеса к сооружению платных дорог.
Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог приводит к значительным потерям экономики, снижению качества жизни населения и инновационной привлекательности территории, является одним из существенных инфраструктурных ограничений темпов социально-экономического развития района.
Отмеченное выше делает актуальным:
Развитие сети автомобильных дорог (строительство).
Совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция).
Формирование дорожной сети как единого транспортного пространства.
Приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.
Проблемы транспортной системы требуют программно-целевого метода решения, целесообразность которого определяется:
Структурой транспорта, объединяющей различные его виды транспорта, и его особой системообразующей ролью в развитии экономики и социальной сферы района.
Большими финансовыми затратами и длительными сроками окупаемости инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры, определяющими их низкую инвестиционную привлекательность для бизнеса и необходимость активного участия (в том числе финансового) государства в их реализации.
Возможность концентрации ресурсов на приоритетных задачах, направленных на решение системных проблем и создание условий для комплексного развития всех видов транспорта.
Решение проблем транспортной системы программно-целевым методом позволяет снять внутренние угрозы, которые могут возникнуть в транспортом комплексе и окажут существенное воздействие на снижение экономической и социальной безопасности района. К внешним угрозам относится фактор недофинансирования развития и совершенствования транспортного комплекса, так как это ведет к снижению темпов в повышении связанности социальной сферы и секторов экономики, уменьшению скоростей пассажиропотоков и товародвижения, росту удельных затрат на транспорте, а также к снижению безопасности его функционирования. Результатом недофинансирования будет снижение качества жизни населения и инвестиционной привлекательности района.
Автомобильный транспорт
По состоянию на 01 января 2016 года в районе зарегистрировано более 2,3 тыс. единиц автотранспорта, в том числе: легковых автомобилей - 1,9 тыс. единиц, грузовых - 0,3 тыс. единиц, иных транспортных средств - 0,1 тыс. единиц.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом выполняют 2 специализированных автотранспортных предприятия. Организации автомобильного пассажирского транспорта обеспечивают перевозки по 9 социально-значимым межпоселенческим маршрутам. Годовой объем перевезенных пассажиров составляет более 59,3 тыс. пассажиров.
Основными проблемами выполнения пассажирских перевозок автомобильным транспортом являются:
Высокий износ автобусного парка.
Убыточность пассажирских перевозок на маршрутах с малым пассажиропотоком.
Финансово-хозяйственная деятельность автотранспортных предприятий, обеспечивающих пассажирские перевозки на социальных маршрутах в районе, характеризуется убыточностью. Так, по итогам работы за 2015 год убытки по пассажирским перевозкам у автотранспортных предприятий составили 12,4 млн рублей.
Субсидирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом позволяет компенсировать убытки и, соответственно, обеспечивать надежность и безопасность перевозки пассажиров по основным социально-значимым маршрутам. Тем не менее, объем выделяемых бюджетных средств недостаточен. Полученная прибыль от прочих видов деятельности автотранспортных предприятий не позволяет обеспечивать развитие материальной базы. В результате автотранспортные предприятия не имеют возможности обновить основные фонды собственными силами без государственной и окружной поддержки.
Воздушный транспорт
На территории района функционирует 1 аэропорт и 7 вертолетных площадок, осуществляющих прием и отправку пассажиров, грузов по четырем регулярным социальным маршрутам: "Кондинское - Междуреченский - Кондинское", "Кондинское - Междуреченский - Шугур - Междуреченский - Кондинское", "Кондинское - Ханты-Мансийск - Кондинское" и "Кондинское - Тюмень - Кондинское".
Субсидирование пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам "Кондинское - Междуреченский - Кондинское", "Кондинское - Междуреченский - Шугур - Междуреченский - Кондинское" осуществляется из бюджета района, по маршруту "Кондинское - Ханты-Мансийск - Кондинское" осуществляется из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, по маршруту "Кондинское - Тюмень - Кондинское" по программе "Сотрудничество".
Авиакомпания, осуществляющая свою деятельность на территории района, эксплуатирует воздушные суда типа МИ-8. Ежегодный объем обслуживаемых пассажиров в аэропорту и на вертолетных площадках составляет более 6,5 тыс. пассажиров.
Общие проблемы аэропорта и вертолетных площадок: высокая себестоимость аэропортовых и наземных услуг, низкая интенсивность полетов и, как правило, убыточная деятельность предприятий осуществляющих аэропортовое и наземное обслуживание, высокий износ основных фондов аэропорта, старение парка воздушных судов выполняющих регулярные перевозки пассажиров.
Водный транспорт
В 2016 году на водных путях района функционирует три регулярные линии. Протяженность внутрирайонных и межмуниципальных маршрутов варьируется от 24 до 289 км.
По внутренним водным путям, протяженность которых на межпоселенческих маршрутах составляет 197 км, ежегодно перевозится более 27,2 тыс. пассажиров. Помимо промышленных товаров, обеспечивается доставка народно-хозяйственных грузов в отдаленные населенные пункты района по программе досрочного завоза, объемы которого ежегодно составляют более 1,5 тыс. тонн различного топлива. Перевозка пассажиров осуществляется теплоходами "Заря" на трех основных социальных регулярных маршрутах: "Междуреченский - Луговой - Междуреченский", "Кондинское - Междуреченский - Кондинское" и "Ханты-Мансийск - Кондинское - Ханты-Мансийск".
Субсидирование пассажирских перевозок водным транспортом по маршрутам "Кондинское - Междуреченский - Кондинское" и "Междуреченский - Луговой - Междуреченский" осуществляется из бюджета района, по маршруту "Ханты-Мансийск - Кондинское - Ханты-Мансийск" осуществляется из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Основные проблемы развития пассажирских перевозок водным транспортом:
Значительный износ пассажирских судов.
По состоянию на конец 2015 года средний износ водного транспорта, находящегося в эксплуатации, составляет более 72%. Дальнейшее отставание темпов обновления водного транспорта от темпов их старения приведет к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, что приведет к снижению объемов пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом необходимо поддержание технической готовности пассажирских судов.
Убыточность пассажирских перевозок.
Деятельность предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки водным транспортом по социальным маршрутам, являются планово убыточной. Субсидии пассажирских перевозок водным транспортом позволяет сохранить стабильность выполнения социально-значимых маршрутов. Однако прибыль от прочих видов деятельности таких предприятий не обеспечивает развития материальной базы и обновления основных фондов.
Железнодорожный транспорт
Эксплуатационная длина сети железных дорог общего пользования на территории района составляет 117 км железнодорожной ветки "Екатеринбург - Егоршино - Тавда - Устье-Аха".
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в соответствии с действующим расписанием осуществляется по двум регулярным маршрутам: N 609Е/610Е "Екатеринбург - Устье-Аха - Екатеринбург" и N 7097/7098 "Устье-Аха - Тавда - Устье-Аха".
По итогам 2015 года количество перевезенных пассажиров железнодорожным транспортом составило более 372,7 тыс. человек.
На территории района функционируют три железнодорожных станции: Устье-Аха, Мортка, Куминская. Основной пассажирообразующей станцией является ст. Устье-Аха, на которую приходится наибольшее количество отправленных и прибывших пассажиров.
Существующие здания на железнодорожных станциях не отвечают современным требованиям безопасности и комфорта пассажиров. Требуется либо строительство новых вокзальных комплексов, либо реконструкция существующих зданий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.