Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы развития
коммунального комплекса Кондинского района
Муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Кондинском районе на 2017 - 2020 годы" разработана для осуществления первоочередных мероприятий по повышению качества предоставляемых коммунальных услуг потребителям Кондинского района.
Муниципальная программа основывается на анализе состояния и основных тенденциях развития систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, учете основных проблем, требований обеспечения потребителей качественными коммунальными услугами, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к показателям качества коммунальных услуг.
Разработка муниципальной программы исходила из того, что в расчетный период численность населения Кондинского района останется практически стабильной, а внедрение современной запорно-регулирующей и водоразборной арматуры, а также реализация программных мероприятий снизит удельное тепло- и водопотребление.
В Кондинском районе в предоставлении коммунальных услуг задействовано 7 организаций коммунального комплекса:
- общество с ограниченной ответственностью "Междуреченские коммунальные системы" городское поселение Междуреченский, сельское поселение Леуши, городское поселение Мортка, городское поселение Куминский, сельское поселение Мулымья;
- открытое акционерное общество "Теплоэнергия" городское поселение Луговой, сельское поселение Шугур;
- общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис" городское поселение Мортка;
- общество с ограниченной ответственностью "Комплекс коммунальных платежей" городское поселение Кондинское;
- общество с ограниченной ответственностью "Теплотехсервис" сельское поселение Болчары;
- общество с ограниченной ответственностью "ТНК ВИТА ПЛЮС" сельское поселение Половинка;
- общество с ограниченной ответственностью "Коммунэнерго" сельское поселение Мулымья.
В Кондинском районе выработка тепловой энергии осуществляется 33 котельными, 31 из которых муниципальные.
- 126,112 км тепловых сетей (труба стальная - 88,576 п. м; труба в пенополиуретановой изоляции - 37,536 п. м), из них 69,747 км ветхие или 55% от общей протяженности;
- 177,979 км водопроводных сетей, из них 96,79 км полиэтиленовых, ветхих - 75,142 км или 42% от общей протяженности;
- 39,852 км канализационных сетей, из них 14,6 км - ветхие или 36% от общей протяженности;
- 1,501 км газопроводов среднего давления;
- 3,988 км газопроводов низкого давления;
- 1 центральных тепловых пункта;
- 5 водоочистных сооружений;
- 5 канализационно-очистных сооружения.
Коммунальная инфраструктура Кондинского района и ее техническое состояние характеризуется:
1. Преобладанием индивидуальных жилых домов.
2. Низким уровнем оснащенности жилищного фонда (особенно индивидуального) современными локальными источниками теплоснабжения, сооружениями очистки воды и сточных вод.
3. Высоким уровнем износа инфраструктуры.
4. Недостаточными масштабами замены и модернизации коммунальных сетей и оборудования.
Одними из основных причин выделенных проблем являются:
- недостаточное финансирование для проведения ремонтных работ и несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию и реконструкцию основных средств нормативным потребностям;
- недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса вследствие нестабильного финансово-экономического положения предприятий.
В разрезе предоставления коммунальных услуг существуют следующие проблемные вопросы:
Теплоснабжение
Теплоснабжение потребителей муниципальных образований Кондинского района осуществляется централизованным и децентрализованным способом. В городских поселениях преимущественно развито централизованное теплоснабжение, в сельских поселениях повсеместно применяется печное индивидуальное отопление.
Котельные в муниципальных образованиях в основном небольшие (мощностью до 10 Гкал/ч), за исключением котельной "ДКВР" в городском поселении Междуреченский и котельной в сельском поселении Болчары.
В качестве топлива на котельных используется уголь, нефть, попутный нефтяной газ, щепа, дрова, древесные брикеты.
Котельные, работающие на нефти, имеют ряд недостатков: высокая стоимость нефти ведет к повышению тарифов на тепловую энергию, поставка нефти автотранспортом, проблемы охраны окружающей среды, включая распространение углекислого газа и загрязнения воды, ограниченность запасов нефти. Перевод котельных на уголь позволит сэкономить средства и повысить стабильность объектов. Котельные на угле - один из самых доступных, эффективных и экономически выгодных способов теплоснабжения объектов различного назначения с показателем КПД порядка 84%. Также немаловажно, что данный вид твердотопливных котельных не относятся к ОПО (классу опасных производственных объектов), что значительно упрощает их сдачу в эксплуатацию. В целом уголь в качестве топлива для котельных Кондинского района является экономически выгодным топливом.
Несмотря на постепенное обновление котельного оборудования, уровень автоматизации работы котельных низкий, средства контрольно-измерительных приборов и автоматики в большинстве случаев отсутствуют. Данная ситуация ведет к невозможности наладить оптимальный режим работы котлоагрегатов, перерасходу топлива, электроэнергии, дополнительным трудовым затратам.
Вспомогательное котельное оборудование (тягодутьевое оборудование) работает с низкой эффективностью и в ряде случаев является более мощным, чем требуется в технологическом процессе. Специфика высокой цикличности и неравномерности потребления тепловой энергии (переменная тепловая нагрузка) ведет к работе данного оборудования в высоко затратном режиме, что влечет повышенное потребление электроэнергии. Требующие замены сетевые насосы, отслужившие свой срок эксплуатации, являются морально устаревшими, их необходимо заменены на менее энергоемкие.
Существенным фактором, влияющим на качество теплоснабжения потребителей и на стоимость тепловой энергии, является уровень износа тепловых сетей. Высокий износ тепловых сетей ведет к существенным потерям теплоносителя (до 20%) и тепловой энергии (до 35%), снижению надежности теплоснабжения потребителей и финансовым потерям. Неэффективный радиус теплоснабжения сетей приводит к большим потерям, установке более энергоемкого оборудования, что приводит к большим затратам.
Схемы теплоснабжения населенных пунктов разработаны, но требуют ежегодной актуализации.
Таким образом, можно обозначить следующие основные проблемные места функционирования системы теплоснабжения муниципальных образований Кондинского района:
- высокий уровень износа котельного оборудования и тепловых сетей;
- низкий уровень автоматизации работы котельных;
- высоко затратная работа угольных и нефтяных котельных;
- неэффективность работы тягодутьевого котельного оборудования;
- неэффективность работы энергоемких сетевых насосов;
- необходимость разработки схем теплоснабжения муниципальных образований.
- актуализация схем теплоснабжения муниципальных образований. Описанные проблемы функционирования системы теплоснабжения муниципальных образований Кондинского района требуют своевременного решения.
Замена изношенного и устаревшего оборудования позволит снизить уровень износа оборудования котельных, сократить трудовые и материальные расходы на эксплуатацию и ремонт оборудования, удельные расходы потребления электроэнергии и топлива.
Высокий износ тепловых сетей и уровень потерь тепловой энергии и теплоносителя обуславливают необходимость замены тепловых сетей с применением пенополиуретановой изоляции. Перекладка наиболее изношенных участков тепловых сетей позволит снизить объем потерь тепловой энергии на 15-20%, расходы на эксплуатацию данных сетей в 8-9 раз. Объем замены тепловых сетей в муниципальной программе определен исходя из их уровня износа и составляет в среднем 4% в год от всей протяженности сетей.
Водоснабжение
Во всех муниципальных образованиях района имеются системы централизованного водоснабжения. Основными потребителями воды являются население (66%) и бюджетные потребители (21%). Около 10% населения района пользуются централизованным водоснабжением через водоразборные колонки. Население, не обеспеченное услугой централизованного водоснабжения, пользуется водой из водоразборных колодцев.
Индивидуальный разбор воды из сети городских и поселковых водопроводов населением, проживающим в домах без внутренних вводов, производится с помощью уличных водоразборных колонок.
Также проблемой при эксплуатации водоразборных колонок является перерасход воды. Причиной этого является нецелевое использование водоразборных колонок, например, для мытья автомобилей, полива садовых участков. Так же присутствуют массовые случаи несанкционированного забора воды (без заключения договора с ресурсоснабжающей организацией и оплаты). Кроме того, в зимнее время, чтобы не остаться без воды, жители зачастую не отключают колонки для предотвращения замерзания за счет постоянного пролива воды. Это наносит колоссальный материальный ущерб эксплуатирующим организациям.
Схемы водоснабжения населенных пунктов разработаны, но требуют ежегодной актуализации.
Основными факторами, обуславливающими относительно низкую долю населения, пользующегося услугой водоснабжения, являются перегруженность головных сооружений, а также низкая плотность сетей.
Источником централизованного водоснабжения являются подземные воды. Химический состав этих вод часто характеризуется повышенным содержанием железа. Водоочистные сооружения установлены лишь в пяти муниципальных образованиях: пгт. Мортка (1200 куб. м/сут.), пгт. Кондинское (600 куб. м/сут.), пгт. Междуреченский (5000 куб. м/сут.), пгт. Куминский (300/120 куб. м/сут.), д. Ушья (200 куб. м/сут.). Доля воды, пропущенной через очистные сооружения, в среднем по району составляет 85%. При этом в половине муниципальных образований (гп. Луговой, сп. Болчары, сп. Леуши, сп. Половинка, сп. Шугур), в которых проживает 27% населения района, водоочистные сооружения отсутствуют.
Капитальный ремонт и бурение артезианских скважин предусмотрены для обеспечения водоснабжения, отвечающего гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, а так же с целью обеспечить населенный пункт резервным источником водоснабжения. Так как при выходе из строя единственной скважины весь населенный пункт останется без воды, а вода - важнейшая составляющая жизнедеятельности человека.
Водоотведение
Канализационные очистные сооружения имеются лишь в 4-х населенных пунктах: пгт. Междуреченский, пгт. Мортка, пгт. Куминский, д. Ушья.
В остальных населенных пунктах Кондинского района, потребители коммунальных услуг не подключены к инфраструктуре водоотведения.
В муниципальных образованиях, имеющих системы централизованной канализации, для значительной части населения физическая доступность услуги водоотведения отсутствует. В целом по Кондинскому району охват населения услугой водоотведения составляет около 15%. Учитывая более высокую обеспеченность потребителей услугой водоснабжения (около 66% населения района) в Кондинском районе остро стоит проблема сброса сточных вод на рельеф или в водные объекты без предварительной очистки, что является потенциальным фактором ухудшения экологической ситуации и возникновения инфекционных заболеваний. Объемы сброса сточных вод на рельеф или в водные объекты составляют приблизительно 34% от объемов потребляемой воды в Кондинском районе.
Высокий уровень износа сетей, также, может быть причиной ухудшения экологической ситуации в муниципальных образованиях Кондинского района вследствие попадания неочищенных сточных вод в грунт. Планируется снижение протяженности ветхих канализационных сетей при ежегодном ремонте сетей в объеме 5% от общей протяженности (39,852 км) с 14,6 км в 2015 году до 12,41 км в 2016 году.
Сектор благоустройства
Благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.
В минимальный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий входит:
а) ремонт дворовых проездов;
б) обеспечение освещения дворовых территорий;
в) установка скамеек и урн для мусора.
Указанный перечень является исчерпывающим и не может быть расширен. При формировании предложений по благоустройству дворовых территорий собственники помещений в многоквартирных домах, собственники иных зданий и сооружений, расположенных в границах дворовой территории, подлежащей благоустройству (далее также - заинтересованные лица), вправе выбирать какие из видов работ, входящих в минимальный перечень, они хотели бы сделать.
При реализации минимального перечня работ в рамках реализации мероприятий по благоустройству дворовых территорий финансовое и трудовое участие заинтересованных лиц обязательным условием не является и устанавливается по решению собственников помещений в многоквартирных домах, собственников иных зданий и сооружений.
Минимальный перечень видов работ является обязательным, без которого выполнение дополнительного перечня видов работ не допускается.
В дополнительный перечень видов работ по благоустройству дворовых территорий входит:
а) оборудование детских и (или) спортивных площадок;
б) озеленение территорий;
в) оборудование автомобильных парковок;
г) установка элементов навигации (аншлаги, указатели);
д) оборудование контейнерных площадок для бытовых отходов;
е) установка велосипедных парковок и иные виды работ.
Дополнительный перечень работ по благоустройству является открытым и может быть дополнен по решению муниципального образования иными видами работ.
Трудовое участие граждан может быть внесено в виде следующих мероприятий, не требующих специальной квалификации, таких как:
- субботники;
- подготовка дворовой территории к началу работ (земляные работы);
- участие в строительных работах - снятие старого оборудования, установка уличной мебели, зачистка от ржавчины, окрашивание элементов благоустройства;
- участие в озеленении территории - высадка растений, создание клумб, уборка территории;
- обеспечение благоприятных условий для работников подрядной организации, выполняющей работы (например, организация горячего чая).
В случае отсутствия инициативы граждан (отсутствие протокольных решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах) по участию в благоустройстве дворовых территорий и их дальнейшего содержания общественная комиссия по обеспечению реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории Кондинского района вправе перераспределить субсидию автономного округа и направить ее на мероприятия по благоустройству общественных территорий.
К мероприятиям по благоустройству общественных территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения относятся площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки, иные территорий (далее - общественные территории), а так же устройство детских городков и спортивных площадок.
Работы по благоустройству дворовых и общественных территорий необходимо выполнять с учетом необходимости обеспечения физической, пространственной и информационной доступности зданий, сооружений, дворовых и общественных территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
На территории муниципальных образований городских и сельских поселений Кондинского района утверждены и реализуются муниципальные программы по благоустройству населенных пунктов.
Основными приоритетными направлениями реализации муниципальных программ по благоустройству на территориях населенных пунктов района являются:
а) обустройство пешеходных зон транспортно-дорожной сети поселений;
б) развитие инфраструктуры для отдыха детей и взрослых;
в) организация уличного освещения;
г) содержание мест захоронения;
д) санитарная очистка территории поселений;
е) ликвидация несанкционированных свалок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.