Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы защиты населения и территорий Кондинского района от угроз природного и техногенного характера
Одной из приоритетных задач Кондинского района (далее - район) на долгосрочную перспективу, является совершенствование системы предупреждения и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В условиях сохранения высокого уровня угроз техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций одним из важных элементов обеспечения безопасности района является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения района, минимизация материального ущерба и снижение случаев гибели людей вследствие чрезвычайных ситуаций являются важнейшими факторами для сохранения экономического потенциала района и повышения качества жизни населения.
Опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе связана, прежде всего, со структурной спецификой хозяйственной деятельности и обусловлена наличием предприятий топливно-энергетического комплекса, значительной протяженностью сети трубопроводов. Существующая сеть автомобильных, в том числе зимних автодорог, железнодорожных, водных путей, авиасообщение, с одной стороны, является одним из определяющих факторов экономического развития района, а с другой - источником потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Климат района резко континентальный, характеризующийся быстрой сменой погодных условий. Вследствие этого основными источниками природных чрезвычайных ситуаций на территории района являются опасные гидрометеорологические явления.
Кроме того, на территории района осуществляют деятельность 16 потенциально-опасных объектов (пожароопасных, взрывоопасных). В перечень критически важных объектов, расположенных на территории района, входит ЛПДС "Конда" АО "Транснефть-Сибирь".
Актуальность проблемы заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем создания материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях по созданию условий для безопасной жизнедеятельности и координации действий органов местного самоуправления.
Наиболее характерными и актуальными видами аварийно-спасательных работ на территории района являются ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте (ДТП) на автодорогах круглогодичного и зимнего использования (протяженность зимних автодорог на территории района составляет 594,5 км), техногенные и природные пожары, поисково-спасательные работы в природной среде, поиск и спасение пострадавших на внутренних акваториях.
В районе общая площадь лесосырьевых ресурсов составляет 5 124,8 тыс. га. Лесной государственный фонд на территории района находится в ведении двух территориальных отделов лесничеств. В 2016 году на территории района зарегистрировано 120 лесных пожаров площадью 2 587,01 га (в 2015 году 54 пожара площадью 535,52 га). Количество лесных пожаров на территории района в сравнении с прошлым годом увеличилось в 2,2 раза, площади лесных пожаров увеличились в 4,8 раза. В 2016 году лесные пожары угрожали п. Мулымья, п. Половинка, д. Супра. В связи с этим развитие материально-технической и создание условий для продуктивной и успешной работой пожарной охраны является одним из направлений деятельности.
Актуальным для района остается вопрос обеспечения безопасности людей на водных объектах. Беспрепятственность и доступность для стихийного и бесконтрольного купания населения в водоемах района создает предпосылки для несчастных случаев на воде. Кроме того, вследствие достаточно массового распространения индивидуальных плавсредств (катеров, моторных лодок и др.), нарушения правил их использования значительно повышается угроза несчастных случаев на воде. Сложившееся положение обусловлено, в том числе, и недостаточным количеством пляжей, работающих в летний период (всего 2 пляжа на весь район), а также отсутствием спасательных постов в традиционных местах купания населения. В этой связи обеспечение безопасности пользования водоемами, создание общественных спасательных постов в местах массового отдыха населения и обучение населения, прежде всего, детей плаванию и приемам спасения их на воде, профилактика и предупреждение несчастных случаев на воде являются приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления.
Многие катастрофы и стихийные бедствия нельзя предупредить, поэтому мероприятия по минимизации ущерба и потерь от них являются важным элементом районного звена территориальной подсистемы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - районного звена территориальной подсистемы РСЧС). В основу здесь должны быть положены прогнозирование, своевременное предупреждение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Поэтому решение вопроса создания муниципальной (местной) автоматизированной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях является необходимым.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров также являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития района.
За девять месяцев 2016 года на территории района зарегистрировано 44 пожара, при которых материальный ущерб (подтвержденный документально) не зарегистрирован, в результате пожаров 2 человека погибли, 2 человека получили травмы (за 2015 год - 79 пожаров, материальный ущерб составил 95 000 рублей, погибло 4 человека, травмировано 6 человек). Количество пожаров снизилось на 55,6%, гибель людей снизилась на 50%, травматизм людей на пожарах снизился в три раза, материальный ущерб сведен к нулю. Такие показатели достигнуты благодаря ряду причин, таких как наличие подразделений пожарной охраны в населенных пунктах района, специалистами осуществляющими профилактику в области пожарной безопасности и наличие частичного запаса огнетушащих средств (пожарные резервуары для хранения воды в ряде населенных пунктов района).
Функции по защите населенных пунктов от пожаров на территории района возложены на филиал казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас-Югория" по Кондинскому району. Подразделения пожарной охраны расположены в следующих населенных пунктах: пгт. Междуреченский, д. Шугур, пгт. Мортка, с. Ямки, пгт. Куминский, п. Ягодный, пгт. Луговой, пгт. Кондинское, с. Болчары, с. Алтай, д. Кама, п. Мулымья, с. Чантырья, п. Половинка.
Основными причинами недостаточного уровня обеспечения пожарной безопасности в районе являются:
- отсутствие пожарных подразделений противопожарной службы в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах (д. Супра, с. Карым, д. Сотник, д. Ильичевка, д. Никулкина, п. Дальний);
- низкое обеспечение или отсутствие противопожарного водоснабжения в населенных пунктах района (п. Ушья, п. Назарово, п. Чантырья, п. Кондинское, с. Болчары, с. Алтай, п. Куминский, п. Луговой);
- недостаточная транспортная схема дорог с круглогодичным твердым покрытием.
Существующая инфраструктура и отсутствие источников противопожарного водоснабжения в ряде населенных пунктов района не позволяют обеспечить устойчивое снижение основных показателей риска пожаров для населения, территорий и объектов.
В малочисленных населенных пунктах д. Супра, с. Карым, д. Сотник, д. Ильичевка, д. Никулкина, п. Дальний принятие мер по локализации пожаров и спасению людей и имущества возможно созданием в данных населенных пунктах членами добровольной пожарной охраны регламентированной Федеральным законом Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 сентября 2011 года N 86-оз "О добровольной пожарной охране".
Проведенными надзорными органами проверками населенных пунктов района в 2010 - 2012 годах установлено, что для выполнения требований законодательства Российской Федерации по обеспечению противопожарным водоснабжением жилого сектора необходимо строительство 144 пожарных водоемов (резервуаров) в 21 населенном пункте.
С целью устранения данных нарушений требований законодательства администрациями поселений района выполнены инженерные изыскания и разработана проектно-сметная документация на строительство пожарных водоемов. В настоящее время проектно-сметная документация для строительства пожарных водоемов имеется на все населенные пункты района.
В 2012 году адресной целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Укрепление пожарной безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" в районе было построено 73 пожарных водоема (п. Половинка - 7 ПВ; п. Дальний - 3 ПВ; п. Мулымья - 10 ПВ; с. Леуши - 7 ПВ; п. Лиственичный - 6 ПВ; п. Ягодный - 5 ПВ; д. Кама - 3 ПВ; гп. Мортка - 26 ПВ в том числе пгт. Мортка - 13 ПВ, д. Юмас - 6 ПВ, с. Ямки - 4 ПВ, д. Сотник - 3 ПВ; д. Шаим - 1 ПВ; сп. Шугур - 5 ПВ).
Всего, для полного устранения нарушений требований законодательства по обеспечению противопожарным водоснабжением, требуется построить еще 71 пожарный водоемов в 8 населенных пунктах района, а именно: сп. Болчары - 15 ПВ в т.ч. с. Болчары - 12 ПВ, с. Алтай - 3 ПВ; гп. Кондинское - 18 ПВ; гп. Куминский - 12 ПВ; гп. Луговой - 10 ПВ; сп. Мулымья - 16 ПВ в т.ч. п. Назарово - 6ПВ; п. Чантырья - 5 ПВ; д. Ушья - 5 ПВ.
При отсутствии финансирования (в течение четырех лет) проектно-сметная документация на строительство пожарных водоемов в населенных пунктах района, акты выбора земельных участков, заключения из бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Управление государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" потребуют корректировки.
Отсутствие противопожарного водоснабжения в населенных пунктах не только влияет на безопасность проживающих в них граждан, но и существенно наносит урон бюджету поселений. Так только по результатам одной проверки населенного пункта надзорными органами штрафные санкции за отсутствие противопожарного водоснабжения составляют: на юридическое лицо до 240 тыс. рублей, на главу поселения - 11 тыс. рублей. Таких проверок надзорными органами осуществляется от одной до четырех в течение года.
Кроме того, решениями Кондинского районного суда от 2011 года, по искам прокурора района к органам местного самоуправления о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности в населенных пунктах района, необходимо строительство противопожарного водоснабжения (пожарных резервуаров) в следующие сроки: до августа 2012 года - 41 водоем, до марта 2013 года 61 водоем, до октября 2013 года - 19 водоемов. В настоящее время судебные приставы выносят предупреждения главам поселений о невыполнении решений районного суда, предупреждая их об уголовной ответственности.
Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (статья 19), одним из мероприятий первичных мер пожарной безопасности, является:
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.
Федеральным законом Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (статья 63) в первичные меры пожарной безопасности дополнительно включен пункт:
- организация обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганды в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний.
В связи с этим должно существенно возрасти требование к системе противопожарной агитации и распространению знаний пожарной безопасности. Данная система является совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами данной системы являются органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.