Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Департамента образования
и молодежной политики
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 4 мая 2016 г. N 703
Положение
о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях единой организационно-управленческой и методической основы формирования и организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (далее - обучающиеся) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с использованием ресурсов нескольких организаций (далее - ППМС-помощь).
1.2. Основной целью ППМС-помощи является обеспечение доступности получения обучающимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
1.3. ППМС-помощь обучающимся и их родителям (законным представителям) в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре оказывается по следующим направлениям в соответствии с видом деятельности организаций:
оказание ППМС-помощи обучающимся образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
оказание ППМС-помощи в развитии и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемым, обвиняемым или подсудимыми по уголовному делу, либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления;
1.4. ППМС-помощь действует на основании следующих актов:
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 сентября 2013 г. N 359-п "О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации";
постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.07.2013 N 281-п "Об оказании методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, в том числе в дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях";
приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.03.2014 г. N 3-нп "О центральной психолого-медико-педагогической комиссии ХМАО - Югры";
приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.02.2015 г. N 107 "Об утверждении порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого-медико-педагогическими комиссиями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
2. Организационная структура ППМС-помощи
2.1. ППМС-помощь организуется на трех уровнях: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательной организации.
I. Региональный уровень
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры определяет стратегические направления развития региональной ППМС-помощи, обеспечивает межведомственное взаимодействие, формирует государственное задание для подведомственных организаций, оказывающих ППМС-помощь, осуществляет контроль деятельности.
Координационный совет по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является основным государственно-общественным органом управления ППМС-помощью при Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Осуществляет межведомственные координационно-совещательные и консультативно-экспертные функции управления ППМС-помощью.
Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования"):
организует ППМС-помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
проводит мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ППМС-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
оказывает организационно-методическую помощь педагогам-психологам образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, образовательным организациям по организации ППМС-помощи с обучающимися.
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ЦПМПК) организует своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Институт развития образования") (далее - АУ "Институт развития образования"):
организует научно-методическое сопровождение ППМС-помощи;
составляет и реализует план повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций;
осуществляет мониторинг повышения уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
организует и проводит методические семинары и научно-практические конференции, курсы повышения квалификации, профессиональные конкурсы для специалистов ППМС-помощи;
Учебно-методическое объединение в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, созданное приказами Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.05.2015 N 650 "Об утверждении положения об учебно-методическом объединении в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 30.07.2015 N 1055 "Об утверждении состава учебно-методического объединения в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" осуществляет методическое сопровождение специалистов ППМС-помощи; при непосредственном участии АУ "Институт развития образования", анализирует и проводит экспертизу профессионального инструментария специалистов ППМС-помощи.
II. Муниципальный уровень
Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования:
организуют ППМС-помощь на муниципальном уровне в подведомственных организациях;
разрабатывают, утверждают пакет правовых документов, регламентирующих оказание ППМС-помощи обучающимся на территории муниципального образования, контроль за их исполнением;
обеспечивают организацию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи на базе муниципальных образовательных организаций;
направляют на организованные АУ "Институт развития образования" курсы повышения квалификации специалистов ППМС-помощи;
составляют и реализуют план повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;
осуществляют мониторинг кадрового обеспечения в подведомственных образовательных организациях и мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, ППМС-помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации организует ППМС-помощь, комплексную психологическую, социально-педагогическую и медико-консультативную помощь участникам образовательных отношений, оказывают организационно-методическую помощь образовательным организациям по осуществлению психокоррекционной и профилактической работы с обучающимися.
Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия организует своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведение их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовку по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций.
Муниципальные методические объединения педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-логопедов осуществляют содержательное и информационно-методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов ППМС-помощи муниципальных общеобразовательных организаций, организуют работу по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов.
III. Уровень образовательной организации, в том числе государственной.
Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организованные на базе образовательной организации, предоставляют ППМС-помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; осуществляют организационно-методическое сопровождение руководителей, педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей закрепленных за центром образовательных организаций.
Руководитель образовательной организации:
организует обеспечение предоставления ППМС-помощи;
координирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, профессиональных объединений педагогов;
курирует работу педагога-психолога, социального педагога и учителя-логопеда образовательной организации;
утверждает пакет локальных актов, регламентирующих оказание ППМС-помощи в организации, контролирует их исполнение;
обеспечивает повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся;
при необходимости заключает договор о взаимодействии с образовательной организацией, на базе которой расположен центр оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее - ПМПк) в общеобразовательной организации создается для определения методов, содержания и продолжительности оказания ППМС-помощи обучающимся, в том числе не ликвидировавшим по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, в установленные сроки, академической задолженности с момента ее образования.
Педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи предоставляют ППМС-помощь на безвозмездной основе, при наличии письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся, в следующих формах:
психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогов;
коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, в том числе логопедическая помощь обучающимся;
комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
помощь обучающимся в профориентации и социальной адаптации.
При отсутствии специалистов (наличии вакансии) в муниципальной образовательной организации оказание необходимой ППМС-помощи обучающимся осуществляется специалистами ППМС-центра (юридического лица) и/или центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организованного на базе образовательной организации.
Профессиональные объединения педагогов образовательной организации проводят мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, учитывая эффективные методы обучения и воспитания современной психолого-педагогической науки и рекомендации муниципальных профессиональных объединений педагогов при предоставлении ППМС-помощи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.