Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению Администрации города Нягани
от 13 октября 2014 г. N 4183
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы образования города Нягани
Стратегическим приоритетом в развитии системы образования города Нягани является формирование современной системы качественного доступного образования с учетом запросов населения, перспектив развития экономики города Нягани и регионального рынка труда.
Дошкольное образование сегодня - это важный фактор образования, который обеспечивает каждому ребенку равные условия для его успешности обучения в школе.
В настоящее время в городе Нягани 11 дошкольных образовательных учреждений предоставляют услуги различной направленности в зависимости от реализуемой программы. Кроме общеразвивающих программ дошкольного образования детские сады города Нягани предоставляют дополнительные образовательные, оздоровительные и коррекционные услуги. Во всех детских садах работают логопедические пункты и службы психологической помощи. На бесплатной основе работают 5 специализированных коррекционных групп.
В конец 2013 года услуги в области дошкольного образования получают 2964 детей дошкольного возраста, доля детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях, в общей численности детей в возрасте 3 - 7 лет составляет 87,7%.
В 2013 году решена проблема создания равных стартовых возможностей для подготовки детей к школе. В очереди нет детей предшкольного возраста. С вводом в строй новых детских садов, будет решена проблема очередности и для детей среднего дошкольного возраста. Решение задачи поддержки раннего развития детей возможно за счет расширения вариативных форм дошкольного образования, в том числе и индивидуальными предпринимателями.
Услуги в области общего образования предоставляют 9 общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования: 6 средних общеобразовательных школ, 1 гимназия, 2 начальные общеобразовательные школы. На базе 2 школ реализуются программы дошкольного образования.
На начало 2013 - 2014 учебного года в школах обучается 6909 учеников, охват общим образованием составляет 92,7% от общей численности детей в возрасте 7 - 18 лет.
Получить образование в школах города Нягани можно в традиционной очной форме, в очно-заочной форме. Есть случаи получения общего образования вне образовательных учреждений в форме семейного образования и самообразования.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, организовано обучение на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. 94 ребенка с ограниченными возможностями здоровья (74%) охвачено школьным образованием. В городе Нягани созданы условия для обучения детей-инвалидов по технологии дистанционного обучения. Данной услугой охвачены все нуждающиеся учащихся.
Кроме классов традиционного обучения в школах города Нягани открыты классы развивающего обучения, гимназические, классы с углубленным изучением предметов. Имеются случаи обучения по индивидуальным учебным программам. 11,1% учащихся получают образование повышенного уровня.
Для профессионального самоопределения школьников и подготовки к выбору будущей профессии организована предпрофильная подготовка охват и обучение в профильных классах. В целях профессиональной ориентации учащихся на военную службу и военные профессии на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Нягань "Средняя общеобразовательная школа N 1" организована работа кадетских классов.
В городе Нягани создана разноуровневая, многопрофильная система работы по выявлению и поощрению одаренных детей. Она охватывает детей от дошкольного до старшего школьного возраста и дает определенные результаты. Ежегодно в олимпиадах и различных конкурсных мероприятиях принимает участие каждый 5 учащийся школ города Нягани. Более 29% участников муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады являются победителями и призерами. Увеличилось число участников регионального этапа олимпиады.
Важным показателем успешной социализации детей и подростков в обществе является их подготовка к будущей профессии и социальная активность в решении молодежных проблем.
В городе Нягани созданы условия для проявления лидерских качеств учащихся через развитие детского общественного движения. Показателем социальной активности старшеклассников является создание во всех школах детских общественных объединений, в которых занято 78% школьников города Нягани. Данная деятельность способствует не только выявлению одаренных детей, но и снижению количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними.
Показателями качества работы школ являются результаты итоговой аттестации. В 2013 году 100% выпускников прошли государственную (итоговую) аттестацию и сдали единый государственный экзамен. Увеличилось количество учеников, набравших в ходе единого государственного экзамена от 90 до 100 баллов. 31 выпускник получил аттестат особого образца.
Услуги в области дополнительного образования детей оказывает муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования город Нягань "Центр детского творчества" (далее - МАОУ ДОД МО г. Нягань "Центр детского творчества"), в котором в настоящее время занимается 1995 детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Всего в учреждениях дополнительного образования детей в городе Нягани занимается более 125% детей в возрасте от 5 до 18 лет. С введением новых образовательных стандартов наблюдается рост охвата школьной кружковой работой. Город Нягань занимает одно из лидирующих мест в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре по данному показателю.
Большую часть дня дети находятся в детских садах и школах, где созданы благоприятные санитарно-гигиенические условия для учреждений учебно-воспитательного процесса. 100% образовательных учреждений имеют все виды благоустройства. 75% образовательных учреждений располагаются в типовых зданиях. 92% образовательных учреждений имеют спортивные залы. В пяти учреждениях имеются бассейны. Во всех детских садах есть музыкальные и физкультурные залы.
В образовательных учреждениях созданы безопасные условия пребывания детей и подростков: во всех учреждениях действует система пожарной безопасности, есть кнопки экстренного вызова группы быстрого реагирования, полное обеспечение первичными средствами пожаротушения, установлены системы видеонаблюдения и шлагбаумы, организована лицензированная охрана учреждений.
Немаловажным условием для качества обучения является сменность обучения. В 2012 - 2013 учебном году удалось уменьшить долю детей, обучающихся во вторую смену с 34,2% до 31,9% за счет эффективного использования имеющихся площадей*(1). На начало 2013 - 2014 учебного года данный показатель составляет 28,8%.
В образовательных учреждениях созданы условия для организации питания и медицинского обслуживания. 90% школ имеют современно оборудованные столовые. 100% школьников получают горячие завтраки, дети льготной категории получают горячие обеды.
Условием повышения качества образования является современная материально-техническая база образовательных учреждений.
66,9% обучающихся имеют возможность пользоваться современной библиотекой, во всех библиотеках созданы условия для работы на стационарных компьютерах с выходом в Интернет, установлены средства для сканирования и распечатки бумажных материалов. Всем учащимся обеспечен доступ к сети Интернет на скорости более 2 Мбит/с.
В 66,7% школ имеются современные лабораторные комплекты по физике, химии и биологии. Все кабинеты начальных классов оснащены интерактивными досками. 63,6% обучающихся обеспечена возможность пользоваться современным учебным оборудованием для практических работ.
Результаты работы по укреплению материально-технической базы школ позволили увеличить долю муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений до 83,7%.
Педагогические коллективы образовательных учреждений города Нягани укомплектованы квалифицированными кадрами, имеющими опыт работы 10 и более лет, отсутствует текучесть кадров. Более 93% педагогов школ и 65% педагогов детских садов имеют высшее образование. По данному показателю город Нягань занимает лидирующее место в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. 75,5% педагогов образовательных учреждений имеют квалификационную категорию, более половины из них - высшую и первую категории. 50% работников образовательных учреждений прошли курсовую переподготовку на базе Муниципального бюджетного учреждения муниципального образования город Нягань "Муниципальный методический центр города Нягани" (далее - МБУ МО г. Нягань "Муниципальный методический центр города Нягани") по внедрению новых государственных образовательных стандартов, том числе все учителя начальных классов.
Принимаются меры по поэтапному повышению заработной платы педагогических работников. По данным окружного мониторинга за 2012 год (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.08.2013 N 406-р "О результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 год и предоставлении грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за достижение наилучших значений показателей, характеризующих уровень муниципального управления в муниципальном образовании") город Нягань по средней заработной плате работников дошкольных образовательных учреждений находится на 10 месте, а по заработной плате работников общеобразовательных учреждений - на 8 месте.
Тем не менее, в системе образования города Нягани, существуют следующие проблемы:
- основная проблема дошкольного образования - это отсутствие его доступности для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. Несмотря на реализуемые меры по введению дополнительных мест в действующих детских садах за счет эффективного использования площадей групповых помещений, расширения альтернативных форм дошкольного образования, строительства новых дошкольных образовательных учреждений, в связи с высокими показателями рождаемости, по состоянию на 01.01.2013 охват дошкольным образованием детей в возрасте 3 - 7 лет составляет 81%, что ниже уровня 2012 года. Общая численность детей, стоящих в очереди на получение места в муниципальных образовательных дошкольных учреждениях составила 2865 человек, доля детей, стоящих в очереди для определения в муниципальные образовательные дошкольные учреждения, составляет 46,8%;
- необходимо совершенствование системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, лидеров в сфере образования. Работа в данном направлении носит системный характер, тем не менее, отмечено снижение результативности олимпиадного движения. Изменение ситуации возможно за счет внедрения эффективных форм поддержки и развития одаренных детей. В ситуации внедрения новых стандартов необходимо преобразовать работу школ, создав условия не только для проявления способностей, но, в первую очередь, для формирования одаренности в деятельности. Это возможно посредством индивидуализации образовательного процесса, разработки и внедрения вариативных форм профильного и углубленного обучения; построения индивидуально-групповых траекторий обучения в рамках часов школьного компонента;
- не в полной мере удовлетворяются запросы населения в услугах дополнительного образования детей. Назрела необходимость как расширения услуг в области дополнительного образования детей с использованием сетевой модели и привлечением негосударственного сектора, так и улучшения материальной базы муниципальных учреждений дополнительного образования. Необходимо создание условий для технического творчества (робототехники, моделирования), которое на настоящий момент развито недостаточно;
- инфраструктура общего образования не в полной мере соответствует современным требованиям. Большая часть зданий действующих общеобразовательных учреждений вводилась 20 - 30 лет назад и поддерживается в рабочем состоянии за счет текущего ремонта, но для дальнейшей эксплуатации зданий необходим качественный капитальный ремонт или комплексный ремонт, направленный на обеспечение комплексной безопасности зданий. Кроме того, имеющиеся площади общеобразовательных учреждений не соответствуют изменившимся требованиям к организации учебного процесса (СанПин 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189). Нет возможности организовать обучение всех школьников в одну смену, недостаточно спортивных залов для организации 3 часа физкультуры. Необходимо дальнейшее оснащение образовательных учреждений информационным и учебным оборудованием с учетом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты;
- имеются проблемы в организации воспитательной работы. В современной молодежной среде слабо развита культура ответственного гражданского поведения, самоорганизации, недостаточно высока мотивация к участию в общественной деятельности. Медленно и трудно идет процесс создания новой системы воспитания, соответствующей реалиям сегодняшнего дня. Образование в нынешнем виде недостаточно реализует задачу гражданственно-патриотического и духовно-нравственного воспитания. Требует совершенствования система взаимодействия учреждений образования в целях воспитания с другими социальными институтами, назрела необходимость создания новых подходов в сотрудничестве с семьей;
- рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего современные стандарты профессиональной деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов;
- дальнейшей модернизации требует система повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений (внедрение персонифицированной модели повышения квалификации, обеспечивающей возможность выбора обучающимися работниками образования индивидуальных образовательных программ);
- вызывает тревогу уровень заболеваемости детей в образовательных учреждениях города Нягани. В 2013 году только 84,2% детей с первой и второй группами здоровья.
Среди основных направлений развития в прогнозный период предусмотрено:
- повышение доступности дошкольного образования с учетом внедрения различных моделей образования детей старшего дошкольного возраста, в том числе за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Внедрение инновационной формы взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей - семейные группы, способствующие наиболее полному охвату детей дошкольным образованием, развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитания ребенка;
- повышение доступности общего образования за счет сочетания различных форм получения образования и обучения и использования сетевой формы реализации образовательных программ, позволяющей осваивать их с использованием ресурсов нескольких учреждений, осуществляющих свою образовательную деятельность;
- повышение качества результатов образования на разных уровнях, обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития общества и экономики;
- повышение заработной платы педагогических работников дошкольного, дополнительного образования, работников общеобразовательных учреждений;
- обеспечение комфортности и безопасности пребывания детей в муниципальных образовательных учреждениях муниципального образования город Нягань;
- модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества, через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;
- создание условий для успешной социализации учащихся и воспитанников: повышение охвата детей дополнительным образованием, вовлечение учащихся в активную социальную деятельность; обеспечение поддержки научной и творческой активности молодежи; формирование целостной системы поддержки учащихся, обладающих лидерскими навыками; гражданское и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей.
-------------------
*(1) Нормативное количество обучающихся во вторую смену - 10%. (Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 1999 N 1683-р
<< Приложение 1 (утратило силу) |
Приложение 3 >> (утратило силу) |
|
Содержание Постановление администрации г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2014 г. N 4183 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.