Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Предложения по соблюдению порядка участия в деятельности по благоустройству территории города правообладателей объектов недвижимости, предприятий жилищно-коммунального хозяйства города, уполномоченных структурных подразделений администрации города
Деятельность по благоустройству территории города. Участники деятельности по благоустройству города.
Деятельность по благоустройству включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территорий, выполнение мероприятий по благоустройству и содержание объектов благоустройства.
Для каждой территории должен разрабатываться проект благоустройства с учетом потребностей и запросов жителей города. Жители города, а также субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города, принимают непосредственное участие на всех этапах подготовки проектов благоустройства путем внесения предложений по благоустройству, участия в общественных обсуждениях проектов, внесением замечаний.
Проекты благоустройства создаются с учетом принципиальных положений Концепции, являющегося базовым документом, с учетом стратегических задач комплексного устойчивого развития городской среды.
Процесс подготовки проектов благоустройства должен основываться на принципах формирования возможности:
- для создания новых связей общения и взаимодействия отдельных граждан и сообществ;
- участия граждан и сообществ в проектировании и реализации проектов благоустройства территории, содержания объектов благоустройства;
- проявления форм созидательного и творческого потенциала жителей города.
Разработку проектов благоустройства территории общественных пространств желательно осуществлять в результате проведения творческих конкурсов и на основании предварительных инженерных изысканий. При оценке качества разработанного проекта необходимо учитывать:
- уровень комфорта пребывания, который обеспечивают предлагаемые решения;
- эстетическое качество среды;
- экологическую обоснованность;
- удобство мест коммуникации и общения;
- способность привлекать посетителей;
- наличие возможностей для развития предпринимательства, связанного с оказанием услуг общепита и стрит-ритейла.
Участниками деятельности по благоустройству территории города являются:
- жители города, которые формируют запрос на благоустройство и принимают участие в оценке предлагаемых решений, в отдельных случаях участвующие в выполнении работ по благоустройству (жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями);
- представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование;
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории города, которые могут соучаствовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству;
- представители профессионального сообщества, в том числе архитекторы и дизайнеры, которые могут участвовать в подготовке проектов благоустройства;
- исполнители работ, в том числе строители, производители малых архитектурных форм и иные.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.2. Ответственные лица за участие в деятельности по благоустройству территории города.
Необходимо закрепить нормативными правовыми актами главы города обязанность физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками зданий (помещений в них), сооружений, включая временные сооружения, расположенные в границах земельных участков, находящихся в их праве пользования, осуществлять уборку прилегающей к объектам территории в границах участка самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.
Организация уборки муниципальной территории осуществляется органами местного самоуправления.
Кроме того закрепить за ответственными лицами обязательное исполнение следующих мероприятий:
- предприятиям, осуществляющим промышленную деятельность, создавать защитные зеленые полосы по периметру промышленных площадок, таким образом ограждая жилые кварталы от производственных сооружений;
- организациям, осуществляющим строительную деятельность на территории города, содержать в исправности и чистоте выезды со строительных площадок на улицы.
На территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, должны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости производить рекультивацию земельного участка. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления на несанкционированных свалках, удаление отходов производства и потребления и рекультивацию территорий свалок производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий.
Содержание и уборку скверов и прилегающих к ним тротуаров, проездов и газонов предлагается осуществлять специализированным организациям по озеленению города по соглашению с администрацией города. Содержание и уборку садов, скверов, парков, зеленых насаждений, находящихся в собственности организаций, собственников помещений либо на прилегающих территориях, рекомендуется производить силами и средствами этих организаций, собственников помещений.
Уборку мостов, пешеходных переходов, прилегающих к ним территорий, а также содержание коллекторов, труб ливневой канализации и дождеприемных колодцев рекомендуется производить организациям, обслуживающим данные объекты.
Уборку и очистку территорий, отведенных для размещения и эксплуатации линий электропередач, водопроводных и тепловых сетей, предлагается осуществлять силами и средствами организаций, эксплуатирующих указанные сети. В случае если указанные сети являются бесхозяйными, уборку и очистку территорий предлагается осуществлять организации, с которой заключен договор об обеспечении сохранности и эксплуатации бесхозяйного имущества.
Сбор брошенных на улицах предметов, создающих помехи дорожному движению, рекомендуется возлагать на организации, обслуживающие данные объекты.
Содержание элементов благоустройства, включая работы по восстановлению и ремонту памятников, произведений МДИ, предлагается осуществлять физическим и (или) юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм, владеющим соответствующими элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником. Физическим и юридическим лицам следует осуществлять организацию содержания элементов благоустройства, расположенных на прилегающих территориях. Физическим или юридическим лицам при ремонте и окраске принадлежащих им малых архитектурных форм необходимо согласовывать применяемые колеры с управлением архитектуры и градостроительства администрации города.
Организацию содержания иных элементов благоустройства следует осуществлять администрации муниципального образования.
Текущий и капитальный ремонт, окраску фасадов зданий и сооружений необходимо производить в зависимости от их технического состояния собственниками зданий и сооружений либо по соглашению с собственником иными лицами.
Озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрану природных зон рекомендуется осуществлять специализированным организациям, имеющим соответствующие лицензии и право на проведение работ по уходу за зелеными насаждениями. Также предлагается администрации города привлекать граждан на добровольной основе для выполнения работ по уборке, благоустройству и озеленению территории города.
Текущий и капитальный ремонт, содержание, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования, мостов, тротуаров и иных транспортных инженерных сооружений в границах города рекомендуется осуществлять специализированным организациям на основании договоров, заключенных с администрацией города. Эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт светофоров, дорожных знаков, разметки и иных объектов обеспечения безопасности уличного движения рекомендуется осуществлять специализированным организациям на основании договоров, заключенных с администрацией города. Организациям, в ведении которых находятся подземные сети, следует регулярно следить за тем, чтобы крышки люков коммуникаций всегда находились на уровне дорожного покрытия, содержались постоянно в исправном состоянии, были закрытыми.
Обязанности по освещению улиц, дорог, площадей, набережной, мостов, бульваров и пешеходных аллей, общественных и рекреационных территорий, территорий жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территорий промышленных и коммунальных организаций, а также арок входов, дорожных знаков и указателей, элементов информации о городе возлагаются на собственников объектов или уполномоченных собственником лиц. Освещение территории города осуществляется энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, являющимися пользователями отведенных им в установленном порядке земельных участков независимо от их организационно-правовых форм.
3.3. Общественное участие в деятельности по благоустройству территории города.
Участие жителей города (непосредственное или опосредованное) в деятельности по благоустройству является обязательным и осуществляется путем принятия решений через вовлечение общественных организаций, общественного соучастия в реализации проектов.
Вовлеченность в принятие решений и реализацию проектов, реальный учет мнения всех субъектов городского развития повышает их удовлетворенность городской средой, формирует положительный эмоциональный фон, ведет к повышению субъективного восприятия качества жизни (реализуя базовую потребность человека быть услышанным, влиять на происходящее в среде его жизни). Участие в развитии городской среды создает новые возможности для общения, сотворчества и повышает субъективное восприятие качества жизни (реализуя базовую потребность в сопричастности и соучастии, потребность принадлежности к целому). Важно, чтобы и физическая среда, социальные аспекты и культура подчеркивали общность и личную ответственность, создавали возможности для знакомства, стимулировали общение горожан по вопросам повседневной жизни, совместному решению задач, созданию новых смыслов и идей, некоммерческих и коммерческих проектов.
Общественное участие на этапе планирования и проектирования снижает количество и глубину несогласованностей, противоречий и конфликтов, снижает возможные затраты по их разрешению, повышает согласованность и доверие между органами муниципальной власти и горожанами, формирует лояльность со стороны населения и создает кредит доверия на будущее, а в перспективе превращает жителей города и других субъектов в партнеров органов власти.
Приглашение к участию в развитии территории талантливых местных профессионалов, активных горожан, представителей сообществ и различных организаций ведет к учету различных мнений, объективному повышению качества решений, открывает скрытые ресурсы всех субъектов развития, содействует развитию местных кадров, предоставляет новые возможности для повышения социальной связанности, развивает социальный капитал города и способствует формированию новых субъектов развития, кто готов думать о городе, участвовать в его развитии, в том числе личным временем и компетенциями, связями, финансами и иными ресурсами, таким образом повышая качество жизни и городской среды в целом.
3.4. Формы общественного участия в деятельности по благоустройству территории города.
Все формы общественного соучастия должны быть направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон, на выявление их истинных интересов и ценностей, их отражение в проектировании любых городских изменений, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов, на мобилизацию и объединение всех субъектов городской жизни вокруг проектов, реализующих стратегию развития территории.
Открытое обсуждение проектов благоустройства территорий предлагается организовывать на этапе формулирования задач проекта и по итогам каждого из этапов проектирования. Все решения, касающиеся благоустройства и развития территорий, должны приниматься открыто и гласно с учетом мнения жителей соответствующих территорий и всех субъектов городской жизни.
Для повышения уровня доступности информации и информирования населения и других субъектов городской жизни о задачах и проектах в сфере благоустройства и комплексного развития городской среды предлагается создать интерактивный портал в сети "Интернет", предоставляющий наиболее полную и актуальную информацию в данной сфере - организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала. При этом необходимо обеспечить свободный доступ в сети "Интернет" к основной проектной и конкурсной документации, а также обеспечить видеозапись общественных обсуждений проектов благоустройства и их размещение на специализированных муниципальных ресурсах, возможность интерактивного публичного комментирования и обсуждения материалов проектов.
Для осуществления участия граждан в процессе принятия решений и реализации проектов благоустройства рекомендуется следовать следующим форматам:
- совместное определение целей и задач по развитию территории, инвентаризация проблем и потенциалов среды;
- определение основных видов активностей, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной территории;
- обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов;
- консультации в выборе типов покрытий с учетом функционального зонирования территории;
- консультации по предполагаемым типам озеленения;
- консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования;
- участие в разработке проекта, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами;
- согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, пользователей соседних территорий и других заинтересованных сторон;
- осуществление общественного контроля над процессом реализации проекта, включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта либо наблюдательного совета проекта;
- осуществление общественного контроля над процессом эксплуатации территории, включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории.
При реализации проектов необходимо обеспечить информирование общественности о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе. Информирование может осуществляться, но не ограничиваться:
- созданием единого информационного интернет-ресурса (сайта или приложения), который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению "онлайн" участия и регулярном информировании о ходе проекта с публикацией фото-, видео- и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;
- работой с местными средствами массовой информации, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;
- вывешиванием афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, а также на специальных стендах на самом объекте, также в местах притяжения и скопления людей (например, общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территорией (например, поликлиники, дома культуры, библиотеки, спортивные центры), на самой площадке проведения общественных обсуждений (например, в зоне входной группы, на специальных информационных стендах);
- информированием местных жителей через школы и детские сады, в том числе через школьные проекты, сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашений для родителей учащихся;
- индивидуальными приглашениями участников встречи лично, по электронной почте или по телефону;
- использованием социальных сетей и интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных городских и профессиональных сообществ;
- установкой в общественных центрах и местах пребывания большого количества людей интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установкой стендов со схемой развития территории для проведения картирования и сбора пожеланий;
- установкой специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования, которые могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.
3.5. Механизм общественного участия в деятельности по благоустройству территории города.
Обсуждение проектов должно происходить в интерактивном формате с использованием широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы. Рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории. На каждом этапе проектирования рекомендуется выбирать максимально подходящие для конкретной ситуации механизмы, они должны быть простыми и понятными для всех заинтересованных в проекте сторон.
Для проведения общественных обсуждений рекомендуется выбирать хорошо известные людям общественные и культурные центры (Дома культуры, школы, молодежные и культурные центры), находящиеся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенные по соседству с объектом проектирования. Общественные обсуждения должны проводиться при участии опытного модератора, имеющего нейтральную позицию по отношению ко всем участникам проектного процесса.
По итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений должен быть сформирован отчет о встрече, а также видеозапись самой встречи и выложены в публичный доступ, как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижневартовска, что позволит гражданам отслеживать процесс развития проекта, а также комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе. Для обеспечения квалифицированного участия необходимо публиковать достоверную и актуальную информацию о проекте, результатах предпроектного исследования, а также сам проект не позднее чем за 2 недели до проведения самого общественного обсуждения.
Общественный контроль является одним из механизмов общественного участия. Предлагается создавать условия для проведения общественного контроля в области благоустройства, в том числе в рамках организации деятельности общегородских интерактивных порталов в сети "Интернет". Общественный контроль в области благоустройства вправе осуществлять любые заинтересованные физические и юридические лица, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также общегородских интерактивных порталов в сети "Интернет". Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в области благоустройства направляется для принятия мер в уполномоченный орган исполнительной власти города и (или) на общегородской интерактивный портал в сети "Интернет". Общественный контроль в области благоустройства осуществляется с учетом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства, жилищных и коммунальных услуг.
3.6. Ответственность за неисполнение обязанностей в сфере благоустройства территории города.
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный контроль за соблюдением отдельных требований и норм благоустройства территории города осуществляет администрация города Нижневартовска на основании административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля. Муниципальный контроль за соблюдением отдельных требований и норм благоустройства территории города осуществляют следующие структурные подразделения администрации города: департамент жилищно-коммунального хозяйства, управление по природопользованию и экологии, управление архитектуры и градостроительства, управление по потребительскому рынку, управление муниципального контроля. Разграничение полномочий по муниципальному контролю за соблюдением отдельных требований и норм благоустройства территории города между структурными подразделениями администрации города осуществляется в соответствии с административным регламентом исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля. Перечень требований и норм, муниципальный контроль за соблюдением которых осуществляют структурные подразделения администрации города, сформированный с учетом разграничения контрольных полномочий, размещается:
- на официальном сайте органов местного самоуправления города Нижневартовска;
- на информационных стендах в помещениях администрации города и организаций, осуществляющих управление жилищным фондом;
- в печатных средствах массовой информации (ежеквартально).
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Лица, виновные в нарушении отдельных требований и норм благоустройства территории города, привлекаются к административной ответственности на основании Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 N 102-оз "Об административных правонарушениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.