Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 5 мая 2017 г. N 265-рп
План мероприятий ("дорожная карта")
по созданию условий для повышения реальных доходов населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 - 2019 годы
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ (выраженных в денежной форме), полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.
Денежные доходы населения (таблица 1) включают все поступления денежных средств в виде оплаты труда наемных работников, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат, доходов от собственности и прочие денежные поступления.
Таблица 1
Динамика объема и структура денежных доходов
населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по источникам поступления
|
Всего, млрд. рублей |
Доходы от предпринимательской и другой производственной деятельности |
Оплата труда наемных работников |
Социальные выплаты |
Доходы от собственности |
Прочие денежные поступления |
|||||
доля, в % |
млрд.руб. |
доля, в % |
млрд. руб. |
доля, в % |
млрд. руб. |
доля, в % |
млрд. руб. |
доля, в % |
млрд. руб. |
||
2000 |
109,1 |
4,2 |
4,6 |
66,8 |
72,9 |
5,4 |
5,9 |
10,6 |
11,6 |
13,0 |
14,2 |
2005 |
318,5 |
6,3 |
20,1 |
62,2 |
198,1 |
6,7 |
21,3 |
17,5 |
55,7 |
7,2 |
22,9 |
2010 |
594,3 |
7,5 |
44,6 |
65,7 |
390,5 |
12,3 |
73,1 |
3,6 |
21,4 |
10,9 |
64,8 |
2014 |
799,2 |
6,5 |
51,9 |
68,7 |
549,1 |
14,6 |
116,7 |
4,4 |
35,2 |
5,8 |
46,4 |
2015 |
865,5 |
7,2 |
62,3 |
65,0 |
562,6 |
16,2 |
140,2 |
5,2 |
45,0 |
6,4 |
55,4 |
2016 |
896,8 |
7,2 |
64,6 |
66,0 |
591,9 |
16,0 |
143,5 |
5,2 |
46,6 |
5,6 |
50,2 |
Ключевую роль в формировании доходов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также автономный округ, Югра) занимает заработная плата (66,0 % от общего объема денежных доходов населения).
Непосредственное влияние на благосостояние населения оказывает социально-экономическая политика. Экономическое положение страны 2014 - 2016 годов во многом связано с внешним условием - снижением мировых цен на нефть, которое в дальнейшем привело к девальвации рубля и ускорению инфляции.
Важным аспектом социально-экономического замедления является неравномерность сжатия экономической активности в региональном разрезе. Российское экономическое пространство разнородно по географическим условиям, хозяйственным ресурсам и уровню развития регионов.
Тенденции, сложившиеся по уровню жизни населения в Югре имеют закономерности, обусловленные достигнутыми результатами в предыдущих периодах, структурой экономики и качеством жизни населения.
Номинальные денежные доходы на душу населения и средняя заработная плата 1 работника превышают среднероссийские показатели в 1,4 и 1,7 раза соответственно*(1).
Среднедушевой доход югорчан превышает прожиточный минимум (14757 рублей) в 2,9 раза.
Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника организаций выше показателя 2015 года на 5,5 % (таблица 2). По отношению к 2015 году оплата труда увеличилась во всех наблюдаемых видах экономической деятельности.
Таблица 2
Динамика средней заработной платы
одного работника по основным видам экономической деятельности
тыс. рублей |
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста 2016 к 2015, в % |
Югра |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
58,0 |
60,1 |
63,6 |
105,5 |
Реальный сектор экономики: |
45,0 |
48,3 |
53,5 |
56,6 |
60,3 |
62,7 |
66,7 |
106,3 |
рыболовство |
16,6 |
11,7 |
15,8 |
22,8 |
27,2 |
30,2 |
41,2 |
136,0 |
гостиницы и рестораны |
21,6 |
23,4 |
26,1 |
26,7 |
28,7 |
29,9 |
32,6 |
109,0 |
финансовая деятельность |
53,3 |
60,5 |
64,7 |
70,6 |
75,6 |
73,2 |
80,0 |
108,9 |
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
23,4 |
23,9 |
26,2 |
30,5 |
29,7 |
31,8 |
34,6 |
107,1 |
добыча полезных ископаемых |
58,9 |
64,6 |
70,8 |
71,9 |
76,7 |
80,9 |
86,4 |
106,8 |
обрабатывающие производства |
39,7 |
42,3 |
46,1 |
49,7 |
52,6 |
55,1 |
59,3 |
106,8 |
операции с недвижимым имуществом |
35,7 |
39,4 |
44,2 |
47,0 |
49,3 |
50,1 |
53,6 |
106,6 |
оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования |
21,8 |
23,8 |
26,2 |
27,6 |
29,6 |
29,5 |
32,1 |
106,5 |
производство и распределение электроэнергии, газа воды |
45,2 |
48,2 |
52,9 |
57,5 |
63,3 |
66,8 |
70,8 |
106,0 |
транспорт и связь |
44,5 |
48,4 |
53,1 |
57,1 |
60,6 |
62,6 |
66,4 |
105,9 |
строительство |
34,6 |
39,1 |
43,6 |
45,1 |
47,1 |
49,4 |
50,8 |
102,3 |
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
25,5 |
30,0 |
35,0 |
38,9 |
41,3 |
43,0 |
45,0 |
104,7 |
Бюджетный сектор экономики: |
27,0 |
31,9 |
37,4 |
45,1 |
47,5 |
48,5 |
50,5 |
104,1 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
28,6 |
34,1 |
38,8 |
47,9 |
49,6 |
50,3 |
52,8 |
105,1 |
образование |
26,3 |
30,5 |
36,7 |
43,6 |
46,4 |
47,0 |
48,1 |
102,2 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности |
46,4 |
52,2 |
62,4 |
66,7 |
70,3 |
69,2 |
71,1 |
102,7 |
По уровню средней заработной платы в бюджетной сфере Югра входит в пятерку лидирующих субъектов Российской Федерации (далее также РФ), её уровень превышает среднероссийский в 1,7 раза, при этом за период 2010 - 2016 годов она увеличилась в 1,9 раза (таблица 2, 3).
Таблица 3
Динамика среднемесячной заработной платы
отдельных категорий работников*(2)
тыс. рублей |
Наименование категории работников |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Темп роста 2016 к 2015, в % |
Целевой ориентир по Указам Президента РФ, 2016 в % |
|
план |
факт |
|||||||||
Доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата в сфере общего образования |
х |
х |
х |
49,2 |
51,2 |
51,4 |
52,2 |
х |
х |
х |
Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений |
19,3 |
25,6 |
32,2 |
47,7 |
50,6 |
51,6 |
52,1 |
101,0 |
100,0 |
99,8 |
Доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Педагогические работники образовательных учреждений общего образования |
33,3 |
39,5 |
49,2 |
57,6 |
60,8 |
61,1 |
62,0 |
101,5 |
100,0 |
106,7 |
Доведение к 2018 году оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей, в том числе педагогов в системе учреждений культуры, до уровня не ниже среднего для учителей в регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата одного учителя |
х |
х |
х |
60,7 |
63,6 |
63,8 |
64,7 |
х |
х |
х |
Педагогические работники учреждений дополнительного образования детей |
х |
27,1 |
36,5 |
47,5 |
50,7 |
53,1 |
53,7 |
101,1 |
83,21 |
83,0 |
Доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Преподаватели и мастера производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования |
36,4 |
44,3 |
48,0 |
59,5 |
60,6 |
59,0 |
62,1 |
105,3 |
99,8 |
106,9 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Преподаватели образовательных учреждений высшего профессионального образования |
40,4 |
51,6 |
60,8 |
78,3 |
83,3 |
88,3 |
92,4 |
104,7 |
150,0 |
159,1 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Научные сотрудники |
23,0 |
25,1 |
44,1 |
51,2 |
75,0 |
75,8 |
84,2 |
111,1 |
126,46 |
145,0 |
Доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Работники учреждений культуры |
19,2 |
25,3 |
28,7 |
33,9 |
39,4 |
41,5 |
43,4 |
104,6 |
72,2 |
74,8 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Социальные работники, включая специалистов, осуществляющих предоставление социальных услуг, работников физической культуры и спорта, работников культуры и искусства, педагогических работников учреждений социального обслуживания |
26,0 |
21,1 |
31,6 |
40,8 |
43,2 |
42,8 |
44,2 |
103,3 |
76,5 |
76,1 |
Доведение к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Педагогические работники образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей |
х |
х |
32,7 |
55,6 |
60,4 |
69,6 |
61,0 |
87,6 |
100,0 |
105,1 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Врачи и работники медицинских организаций, имеющие высшее (фармацевтическое) образование |
51,7 |
60,4 |
68,0 |
81,1 |
81,6 |
83,1 |
89,8 |
108,1 |
159,6 |
154,6 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Средний медицинский (фармацевтический) персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) государственных (муниципальных) медицинских организаций |
29,9 |
35,1 |
39,8 |
48,7 |
48,7 |
49,6 |
50,9 |
102,6 |
86,3 |
87,6 |
Повышение к 2018 году средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе | ||||||||||
Средняя заработная плата по региону* |
41,3 |
45,5 |
50,8 |
54,5 |
52,6 |
54,8 |
58,1 |
х |
х |
х |
Младший медицинский персонал (персонал, обеспечивающий условия для предоставления медицинских услуг) государственных (муниципальных) медицинских организаций |
16,5 |
22,5 |
23,1 |
30,0 |
29,8 |
30,5 |
35,7 |
117,1 |
65,0 |
61,6 |
* Начиная с итогов 2015 года применятся показатель "Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)", в соответствии с принятым Правительством Российской Федерации постановлением от 14.09.2015 N 973 "О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)".
На протяжении последних 5 лет ситуация на рынке труда Югры сохраняется стабильной и контролируемой.
Югра входит в число субъектов Российской Федерации, имеющих наименьший уровень зарегистрированной безработицы, по итогам 2016 года - 0,57 % от экономически активного населения (Российская Федерация - 1,1 %, Уральский федеральный округ - 1,2 %), при этом ежегодно создается более 3 тысяч постоянных рабочих мест.
В 2016 году с государственной поддержкой создано 3,4 тыс. постоянных рабочих мест (из них 3,2 тыс. рабочих мест создано субъектами малого и среднего предпринимательства) и 25,6 тыс. временных рабочих мест (из них 16,0 тыс. рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних).
На каждого незанятого трудовой деятельностью в автономном округе приходится более одной вакансии, заявленной работодателями. По итогам 2016 года отмечается увеличение спроса работодателей на рабочую силу, количество заявленных вакансий по состоянию на 1 января 2017 года составило 12,4 тыс. единиц, что на 22,8 % больше показателя на 1 января 2016 года (10,1 тыс. единиц).
Югра с 2012 года занимает лидирующую позицию среди субъектов Российской Федерации по доле безработных граждан, открывших собственное дело (по результатам первого полугодия 2016 года - 2,44 %, РФ - 0,35 %)*(3).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре реализованы все социальные обязательства перед населением, оказывается 91 вид социальной поддержки. Всего 399,1 тыс. человек или 24,5 % от общей численности населения автономного округа (2015 - 383,2 тыс. человек) получили 550,9 тыс. выплат по мерам социальной поддержки (2015 - 545,7 тыс. выплат).
Формирование рыночной экономики влияет на объективные закономерности, обусловленные особенностями трансформации экономической системы, что сопровождается динамизмом процессов инфляции и их влиянием на уровень жизни населения.
По итогам 2016 года прирост среднегодовых потребительских цен в автономном округе составил 8,6 %, в том числе по продовольственным товарам - 7,4 %, непродовольственным товарам - 10,1 %, услугам - 8,1 %.
В течение 2016 года среднегодовая потребительская инфляция постепенно замедлялась: прирост среднегодового индекса потребительских цен снизился с 11,6 % в январе до 8,6 % в декабре по отношению к тому же периоду 2015 года.
В целом среднегодовые темпы роста потребительских цен в Югре снизились: с 114,5 % в 2015 году до 108,6 % в 2016 году (по Российской Федерации - с 115,5 % в 2015 году до 107,1 % в 2016 году).
В условиях инфляции 2016 года в автономном округе наблюдается снижение реальных доходов населения: заработной платы на 2,9 %; доходов от собственности и других выплат на 11,2 %; социальных выплат на 5,8 %; дохода от предпринимательской деятельности на 4,6 %.
Реальные денежные доходы населения по итогам 2016 года по Югре составили 90,2 % к уровню 2015 года, по Российской Федерации - 94,4 % (5 субъектов Российской Федерации превысили 100 %).
Реальная заработная плата по итогам 2016 года в Югре составила 97,1 % к уровню 2015 года, по Российской Федерации - 100,7 % (24 субъекта Российской Федерации превысили 100 %).
Использование денежных доходов населением в части трат на покупку товаров и услуг в течение 2016 года способствовало сохранению Югрой места в группе лидеров среди субъектов Российской Федерации:
по уровню благосостояния семей, 5-е место*(4) после Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, г. Москвы, Сахалинской области;
по возможности приобрести новую квартиру за 2,2 года, 2-е место*(5) после Ямало-Ненецкого автономного округа;
по доступности покупки автомобилей 2-е место*(6) после Ямало-Ненецкого автономного округа;
по доступности аренды жилья 4-е место*(7) после Ямало-Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ленинградской области;
по качеству жизни населения 8 место*(8).
В автономном округе выше экономическая доступность населению потребительских и ипотечных кредитов. В рейтинге регионов Российской Федерации по объему предоставленных ипотечных кредитов на душу населения Югра занимает среди субъектов Российской Федерации 2 место.
Ведущим показателем при анализе уровня экономического развития является показатель валового внутреннего (или регионального) продукта на душу населения. Эти показатели положены в основу международных классификаций, к числу развитых стран относят страны с душевым производством ВВП от 8 тыс. долларов США в год и выше, в Югре этот показатель по итогам 2016 года составляет 28,2 тыс. долларов (для сравнения: Россия - 8,9 тыс. долларов, Испания - 26,8 тыс. долларов, Италия - 30,2 тыс. долларов, ОАЭ - 33,0 тыс. долларов, Германия - 41,9 тыс. долларов, США - 57,2 тыс. долларов*(9) ).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре проводится экономическая политика, способствующая достижению качества и уровня жизни людей отвечающего мировым стандартам.
Создан благоприятный инвестиционный климат.
Приняты меры по стимулированию инвестиционной активности, действуют механизмы государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме предоставления государственных гарантий, специальных налоговых режимов.
В Югре произошла перезагрузка системы управления в сфере инвестиционной деятельности с процессной на проектно-ориентированную модель. Вновь начинаемые крупномасштабные инфраструктурные проекты сопровождаются проектной командой.
В целях улучшения региональной бизнес-среды в автономном округе внедряются 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.
При поддержке Агентства стратегических инициатив реализация плана мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата позволила сократить в период 2015 - 2016 годов:
время получения разрешений на строительство с 145 до 130 дней и количество процедур по регистрации прав собственности на 5 дней и 2 процедуры соответственно;
время подключения к электросетям на 39 дней, с 124 до 85 дней;
время регистрации прав собственности на недвижимое имущество на 5 дней, с 20 до 15 дней;
время постановки на кадастровый учет на 13 дней, с 38 до 25 дней.
Обеспечена возможность реализации каждому гражданину права на труд через расширение мер поддержки по трудоустройству с акцентом на переобучение. Реализуются меры по поддержке рынка труда:
повышение доступности обучения в организациях профессионального и высшего образования за счет сдерживания стоимости платных услуг не выше индекса потребительских цен;
увеличение размера компенсации расходов работодателя по оплате труда работников, участвующих в мероприятиях временного трудоустройства с максимально возможных 11,1 тыс. рублей до максимально возможной 15,9 тыс. рублей на одного человека в месяц в зависимости от категории участника;
организация стажировки более 500 выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в возрасте до 25 лет.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра вошел в число 39 субъектов Российской Федерации, в которых запущен пилотный проект по созданию многофункционального центра для бизнеса.
Инструментом решения задач по сохранению стабильной ситуации на рынке труда и недопущению роста безработицы являются мероприятия государственной программы автономного округа "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы": содействие временному трудоустройству, самозанятости безработных граждан, развитию гибких форм занятости и надомного труда, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий граждан, содействие трудоустройству инвалидов, граждан предпенсионного и пенсионного возраста, женщин, воспитывающих детей, в которых могут принять участие 20 различных категорий граждан из числа ищущих работу и безработных.
Правительство Российской Федерации ставит перед исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации задачу повышения минимального размера оплаты труда до бюджета прожиточного минимума. В соответствии с соглашением между органами государственной власти автономного округа, объединением работодателей автономного округа, объединением организаций профсоюзов автономного округа "О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 31 марта 2016 года в Югре установлена минимальная заработная плата в размере, равном минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом, с применением к нему районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Югре.
Формируется рыночная модель инновационного развития экономики, в которой приоритетное внимание уделено модернизации, реконструкции, развитию производства на новых технических и технологических основах.
В Югре выстраивается "инновационный лифт": поддержка детей посредством детских технопарков; поддержка молодежи посредством Центров молодежного инновационного творчества (ЦМИТ); участие в федеральных конкурсах молодых инноваторов по программе "УМНИК".
Создана сеть опорных ресурсных центров, организованных по принципу индустриальных парков для субъектов малого и среднего бизнеса, реализующих программы дополнительного образования детей технической направленности.
Социальная государственная политика обеспечивает "прямое" воздействие на уровень и качество отдельных (слабозащищенных) слоев населения.
В Югре с 2002 года действует система дополнительного пенсионного обеспечения, созданная и направленная на повышение качества жизни, уровня доходов пенсионеров автономного округа. Система предусматривает дополнительное пенсионное обеспечение отдельным категориям граждан.
С целью повышения качества жизни и увеличения уровня доходов пенсионеров автономного округа в 2014 году принята Стратегия развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в автономном округе на период до 2030 года, реализация которой осуществляется в соответствии с законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2011 года N 64-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан", N 63-оз "О государственном стимулировании развития дополнительного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
В 2016 году более 213 тысяч пенсионеров автономного округа являлись участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения.
В целях усиления акцентов, связанных с созданием условий для повышения реальных доходов населения разработан комплекс мер ("дорожная карта"), направленный на увеличение реальных доходов населения:
1. В части оплаты труда:
укрепление социального партнерства на муниципальном и региональном уровнях и принятие мер, регулирующих социально-трудовые отношения, включая вопросы оплаты труда при заключении соглашений о сотрудничестве между Правительством автономного округа и хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории автономного округа;
контроль за выполнением работодателями соглашения о минимальной заработной плате;
достижение зарплатных критериев, установленных в "майских указах" Президента Российской Федерации, датированных 2012 годом, отдельным категориям работников бюджетной сферы. Вместе с тем, по распоряжению Президента Российской Федерации с 2014 по 2017 год действует мораторий на индексацию заработных плат госчиновников.
2. В части доходов от предпринимательской деятельности:
создание благоприятных условий для управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков и их резидентов, в целях создания новых высокопроизводительных рабочих мест;
стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств населения и других малых форм хозяйствования;
содействие самозанятости безработных граждан и не занятых трудовой деятельностью граждан.
3. В части социальных выплат:
формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в соответствующей отрасли;
повышение доступности и своевременности оказания государственной социальной помощи наиболее социально уязвимым категориям граждан;
совершенствование нормативно-правовой базы в части адресности предоставления мер государственной поддержки социально уязвимым группам населения;
поддержка негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом оценки качества предоставляемых услуг;
предоставление дополнительных мер поддержки пенсионеров.
4. В части доходов от собственности и прочих доходов:
развитие транспортной инфраструктуры, что существенно увеличивает шансы реализации человеческого капитала, способствует увеличению предпринимательской активности, товарообмену местных производителей, повышению мобильности населения, расширению перечня оказываемых и востребованных потребительских услуг.
Учитывая принятие и реализацию документов стратегического планирования (Стратегия-2030, прогноз социально-экономического развития, государственные программы, "дорожные карты"), способствующих развитию человеческого потенциала, в автономном округе сформированы условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, новых современных производств, реализации предпринимательских инициатив, вовлечение некоммерческих организаций в оказание услуг в социальной сфере, снижение реальных доходов населения носит кратковременный характер.
Реализация мероприятий "дорожной карты" позволит:
по итогам 2017 года повысить реальные доходы населения до 100 процентов;
повысить уровень и качество жизни населения;
модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала;
увеличить численность занятых, количество высокопроизводительных рабочих мест.
Структура "дорожной карты" обеспечивает оптимальное сочетание первоочередных мероприятий и долгосрочных проектов, ориентированных на решение вопросов повышения уровня жизни населения автономного округа.
Таблица 4
Мероприятия
по созданию условий для повышения реальных доходов населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 - 2019 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Результат |
Задача 1: Формирование необходимых условий по обеспечению достойного уровня оплаты труда работников | ||||
1 |
Сопровождение инвестиционных проектов, направленных в том числе на создание высокопроизводительных рабочих мест |
Исполнительные органы государственной власти автономного округа |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
ежегодный прирост по видам экономической деятельности: не менее 5 % высокопроизводительных рабочих мест; не менее 3 % реальной заработной платы |
2 |
Формирование условий для привлечения инвесторов с целью создания частных индустриальных парков |
Департамент промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Деппромышленности Югры) |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
ежегодный прирост по видам экономической деятельности не менее 5 % высокопроизводительных рабочих мест |
3 |
Формирование благоприятных условий в целях повышения деловой активности организаций |
Деппромышленности Югры, Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депдорхоз и транспорта Югры), Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депэкономики Югры), Депобразования и молодежи Югры, Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депкультуры Югры), Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депздрав Югры), Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депсоцразвития Югры), Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депжкк и энергетики Югры), Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депстрой Югры) |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
ежегодный прирост по видам экономической деятельности: не менее 5 % высокопроизводительных рабочих мест; не менее 3 % реальной заработной платы. Предоставление господдержки хозяйствующим субъектам, организациям реального сектора экономики, малым формам хозяйствования, субъектам малого и среднего бизнеса, социальной сферы |
3.1. |
Дополнение государственных программ автономного округа в области образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, спорта, культуры и туризма, занятости населения на период до 2020 года мероприятиями по поддержке деятельности негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих услуги в социальной сфере, и развитию государственно-частного партнерства, включая создание условий для упрощения доступа к предоставлению населению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников |
Депэкономики Югры, Депсоцразвития Югры, Депобразования и молодежи Югры, Депкультуры Югры, Депздрав Югры, Депспорт Югры |
до 25 октября 2017 года, до 25 октября 2018 года, до 25 октября 2019 года |
постановления Правительства автономного округа о внесении изменений в государственные программы: "Социальная поддержка жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", "Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", "Развитие здравоохранения на 2016 - 2020 годы", "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", "Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы". Повышение качества предоставляемых социальных услуг; увеличение доли средств бюджета автономного округа, выделяемых негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, на предоставление услуг, в общем объеме средств бюджета автономного округа, выделяемых на предоставление услуг в социальной сфере, до 15 % |
3.2. |
Передача в аренду негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим социальное обслуживание в автономном округе, имущества, находящегося в оперативном управлении учреждений социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения для реализации проекта "Резиденция для пожилых": "Сфера" в городе Югорск, "Ирида" в городе Советский и "Гармония" в городе Мегион) |
Депсоцразвития Югры, Департамент по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
договор аренды имущества, находящегося в оперативном управлении. Создание условий для привлечения негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, а также индивидуальных предпринимателей в сферу оказания социальных услуг |
4 |
Развитие транспортной инфраструктуры. Сопровождение инвестиционных проектов, направленных в том числе на создание высокопроизводительных рабочих мест |
Депдорхоз и транспорта Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям к 2019 году 0,59 %, в том числе по годам: 2017 год - 2,93%, 2018 год - 0,56%, 2019 год - 0,59% |
5 |
Формирование условий для повышения заработной платы работников бюджетного сектора экономики |
Депобразования и молодежи Югры, Депкультуры Югры, Депздрав Югры, Депсоцразвития Югры, Дептруда и занятости Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
достижение целевых показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников со средней заработной платой в регионе. заключение соглашений с профильными министерствами Российской Федерации по обеспечению обязательного достижения в 2017-2018 годах целевых показателей (нормативов) оптимизации сети бюджетных организаций, определенных планами мероприятий ("дорожными картами"), направленными на повышение эффективности отраслей социальной сферы и науки |
6 |
Расширение практики реализации проектов государственного частного партнерства, концессионных соглашений |
Депэкономики Югры, исполнительные органы государственной власти автономного округа |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
сокращение нагрузки на бюджет, привлечение бизнеса в государственные сферы деятельности, создание рабочих мест. Упрощение процедуры принятия решения о реализации проектов, расширение перечня объектов, в том числе на арендное жилье. Реализация проектов по модернизации жилищно-коммунального хозяйства (22 концессионных соглашения) |
Задача 2: Повышение трудовой активности и мотивации трудоспособного населения | ||||
7 |
Информирование населения и работодателей о ситуации на рынке труда автономного округа |
Дептруда и занятости Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
повышение информированности населения о спросе и предложении на рабочую силу, возможности трудоустройства |
8 |
Заключение Трехстороннего соглашения "О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Дептруда и занятости Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
установление размера минимальной заработной платы с учетом пересмотра соглашения "О минимальной заработной плате в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", учитывая федеральные тенденции по доведению минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Ежегодный номинальный прирост заработной платы |
9 |
Содействие самозанятости безработных граждан и не занятых трудовой деятельностью граждан предпенсионного и пенсионного возраста |
Дептруда и занятости Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
предоставление субсидий на открытие собственного дела и создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан: 2017 год - 528 человек, 2018 год - 502 человека, 2019 год - 500 человек |
10 |
Создание и (или) обеспечение деятельности центров молодежного инновационного творчества в целях профессиональной реализации и обеспечения самозанятости молодежи |
Депэкономики Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
количество человек, воспользовавшихся услугами центра молодежного инновационного творчества: 2017 год - 390, 2018 год - 800, 2019 год - 800. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства |
11 |
Развитие молодежного предпринимательства посредством проведения игровых и тренинговых мероприятий, образовательных курсов, конкурсов среди старшеклассников |
Депэкономики Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
количество физических лиц в возрасте до 30 лет (включительно), завершивших обучение, направленное на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий: 2017 год - 496 ед., 2018 год - 520 ед., 2019 год - 540 ед. |
Задача 3: Меры поддержки отдельным категориям граждан | ||||
12 |
Установление величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год |
Дептруда и занятости Югры |
до 1 ноября 2017 года, до 1 ноября 2018 года, до 1 ноября 2019 года |
повышение качества жизни населения. Получение социальной доплаты к пенсии для обеспечения социальных гарантий. Принятие закона автономного округа "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год" |
13 |
Установление величины прожиточного минимума детей в целях определения ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей на очередной финансовый год |
Дептруда и занятости Югры |
до 1 ноября 2017 года, до 1 ноября 2018 года, до 1 ноября 2019 года |
повышение качества жизни населения. Принятие закона автономного округа "Об установлении величины прожиточного минимума детей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целях определения ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей на очередной финансовый год" |
14 |
Организация конкурса проектов муниципальных образований Югры, направленных на временное трудоустройство подростков от 14 до 17 лет |
Депобразования и молодежи Югры |
до 1 апреля 2018 года, до 1 апреля 2019 года |
сохранение стабилизации на рынке труда. Трудоустройство в летний период до 250 подростков |
15 |
Повышение доступности и своевременности оказания государственной социальной помощи наиболее социально уязвимым категориям граждан |
Депсоцразвития Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
обеспечение адресности оказания социальной помощи: целевой ориентир 6% - доля малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, получивших в отчетном году государственную социальную помощь, от общей численности населения, проживающих в Югре по состоянию на конец отчетного года |
16 |
Поддержка негосударственных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом оценки качества предоставляемых услуг |
Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Департамент общественных и внешних связей Югры), Депсоцразвития Югры, Депобразования и молодежи Югры, Депкультуры Югры, Депздрав Югры, Депэкономики Югры |
до 31 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
повышение эффективности бюджетных расходов на социальную сферу, качества оказываемых населению услуг. Совершенствование оказания государственной поддержки, стимулирование участия социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении услуг в социальной сфере |
17 |
Предоставление дополнительных мер поддержки пенсионеров |
Депсоцразвития Югры |
до 30 ноября 2017 года, до 30 ноября 2018 года, до 30 ноября 2019 года |
повышение доходов неработающих пенсионеров. Принятие постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О выплате единовременной материальной помощи неработающим пенсионерам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" |
Таблица 5
Целевые показатели
Плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию условий для повышения реальных доходов населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2017 - 2019 годы
N п/п |
Показатель |
Единица измерения |
2016* |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
Денежные доходы (в среднем на душу населения) |
рублей |
43169 |
47383 |
49524 |
51477 |
2 |
Реальные денежные доходы населения |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
90,2 |
100,0 |
100,5 |
101,1 |
3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников (в целом по экономике) |
рублей |
63622 |
69029 |
74414 |
79846 |
4 |
Реальная начисленная заработная плата в целом по экономике |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
97,1 |
103,0 |
103,0 |
103,0 |
5 |
Просроченная задолженность по заработной плате |
млн. рублей |
30,3** |
0 |
0 |
0 |
6 |
Среднемесячный номинальный размер назначенных пенсий |
рублей |
19090 |
20351 |
21327 |
22244 |
7 |
Реальный размер назначенных пенсий |
в процентах к соответствующему периоду предыдущего года |
94,3 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
8 |
Отношение к прожиточному минимуму |
|
|
|
|
|
8.1 |
среднедушевых доходов всего населения |
в разах |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
2,9 |
8.2 |
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников |
в разах |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
8.3 |
среднего размера назначенных пенсий |
в разах |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
1,6 |
9 |
Уровень зарегистрированной безработицы |
в процентах к численности экономически активного населения |
0,57 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
*предварительная информация Росстата.
**не бюджетный сектор.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 мая 2017 г. N 265-рп "О плане мероприятий ("дорожной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.