Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III. Цели и основные задачи бюджетной и налоговой
политики и проектируемые параметры бюджета города на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов
Бюджетная и налоговая политика муниципального образования на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов будет сохранять свою направленность на долгосрочную сбалансированность и обеспечение стабильности в бюджетном секторе.
Главными рисками, которые могут возникнуть в ходе ее реализации являются изменения норм федерального и окружного законодательства, влекущие за собой снижение доходов и (или) увеличение расходов бюджета города Сургута и ухудшение общеэкономической ситуации как в стране в целом, так и в городе Сургуте, приводящее к уменьшению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета.
При наступлении указанных рисков могут потребоваться дополнительные меры по минимизации их негативных последствий.
С учетом этого, бюджетная и налоговая политика трехлетнего периода должна быть направлена на проведение целенаправленной работы с администраторами доходов бюджета с целью пополнения доходной части бюджета, выявления скрытых резервов, повышения уровня собираемости доходов, сокращения недоимки.
Приоритетными направлениями остаются:
- обеспечение надежности предпосылок, положенных в основу формирования доходной базы бюджета;
- повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное планирование и выполнение плановых назначений по доходам, урегулирование и снижение задолженности по обязательным платежам, обеспечение рационального и эффективного использования муниципального имущества.
В связи с этим необходимо продолжить проведение мероприятий:
1) по выявлению объектов недвижимости, не включенных в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, формируемого в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целях выявления таких объектов Администрацией города совместно с Инспекцией Федеральной налоговой службы России по городу Сургуту (далее - ИФНС России по городу Сургуту) проводится мониторинг объектов, находящихся в базе данных Росреестра. В Департамент финансов автономного округа направлялись предложения о дополнительном включении отдельных объектов торговли и общественного питания в вышеуказанный перечень. Работа в данном направлении будет продолжена в плановом периоде;
2) по обеспечению взаимодействия и координации деятельности Администрации города и федеральных фискальных, контролирующих органов по информационному взаимодействию с налогоплательщиками, выявлению налоговых правонарушений, взысканию задолженности по платежам в бюджет города, в том числе посредством деятельности комиссии по мобилизации дополнительных доходов в местный бюджет.
В отчетном периоде было проведено 6 заседаний комиссии по мобилизации дополнительных доходов в бюджет с приглашением более 350-и налогоплательщиков, имеющих задолженность. В результате такой адресной работы дополнительные поступления налогов составили 108 млн. рублей. Реализацию мероприятий по мобилизации доходов необходимо продолжать и далее;
3) по оптимизации налоговых льгот на основе анализа их эффективности.
Во избежание роста выпадающих доходов бюджета города налоговая политика в плановом периоде будет предусматривать ограничение предоставления новых налоговых льгот;
4) по оценке налоговой базы и проведению анализа поступлений местных налогов по установленным ставкам с целью формирования предложений по их уточнению.
В целях реализации задачи по наращиванию доходного потенциала для подготовки предложений по изменению ставок местных налогов распоряжением Администрации города от 18.07.2017 N 1241 создана рабочая группа из числа специалистов Администрации города, Думы города, налогового органа. В рамках ее деятельности будет продолжена работа по формированию предложений в части изменения налоговых ставок, установленных по местным налогам;
5) по снижению неформальной занятости, легализации заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
Следует продолжать деятельность рабочей группы по выявлению и снижению неформальной занятости, легализации "серой" заработной платы, повышению собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.
Так, в отчетном периоде было проведено четыре заседания рабочей группы, на которых рассмотрены нарушения, выявленные у 26-и работодателей. По результатам проведенных контрольно-надзорных мероприятий легализовано 2 503 трудовых договора;
6) по совершенствованию методик прогнозирования неналоговых доходов. Задача повышения качества планирования доходов бюджета в 2016 году решалась путем разработки главными администраторами методик прогнозирования. В плановом периоде необходима их корректировка с учетом наработанной практики применения;
7) по проведению анализа возможностей увеличения поступлений доходов от использования муниципального имущества путем проведения инвентаризации имущества, выявления неиспользуемого (бесхозного) имущества и установления мер по перепрофилированию, продаже или предоставлению в аренду, проведения муниципального земельного контроля;
8) по снижению дебиторской задолженности по доходам бюджета города.
В рамках деятельности рабочих групп по контролю за поступлением арендных платежей адресная работа с должниками ведется системно. За отчетный период было проведено 26 заседаний, приглашено более 360 арендаторов для заслушивания их по фактам имеющейся задолженности. Направлено порядка трех тысяч претензий. В целях понуждения к оплате, информация о крупных должниках по арендной плате публиковалась в средствах массовой информации и на официальном портале Администрации города. Эффект от мероприятий по снижению дебиторской задолженности составил 136 млн. рублей. Данная деятельность должна продолжаться и находиться на постоянном контроле;
9) по предоставлению сведений, необходимых для формирования перечня и реестра источников доходов бюджета города в информационных системах управления общественными финансами "Электронный бюджет" и муниципальными финансами;
10) по обеспечению качественного администрирования доходов бюджета города путем проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами доходов бюджета.
В сфере финансирования дефицита бюджета основными задачами традиционно будет являться обеспечение сбалансированности бюджета при сохранении обоснованного уровня долговой нагрузки и безусловного обеспечения принятых городом долговых обязательств.
Источниками финансирования дефицита в планируемом периоде выступят средства от возврата ранее предоставленных бюджетных кредитов и средства от продажи акций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе акций открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" (далее - ОАО "Сургутнефтегаз").
Планируется продолжать практику снижения уровня процентных ставок по действующим обязательствам и планирования кредитных ресурсов на возможное исполнение обязательств по муниципальной гарантии, являющихся условными обязательствами города.
Для финансового обеспечения расходов по оплате приобретения объекта дополнительного образования "Детский технопарк "Кванториум" в 2018 году планируется привлечение кредита в объеме 210,7 млн. рублей с заблаговременным проведением конкурсных процедур в текущем году.
Потребности развития города в условиях замедления темпов роста поступлений доходов бюджета, увеличение расходов на содержание бюджетной сети обуславливают необходимость обеспечения инвестиционной составляющей путем осуществления новых заимствований. Вероятность привлечения дополнительных кредитных ресурсов, в том числе бюджетного кредита, оценивается как высокая.
Муниципалитетом в случае образования кассовых разрывов также могут быть использованы краткосрочные инструменты, предусмотренные законодательством для применения в пределах одного финансового года, например, использование на возвратной основе остатков средств на счетах департамента финансов, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений.
Главной целью бюджетной политики в сфере расходов бюджета в следующем бюджетном цикле остается обеспечение мер, направленных на устойчивое социально-экономическое развитие города, создание благоприятных и комфортных условий для проживания.
Для сохранения достигнутого уровня предоставляемых населению услуг и дальнейшего развития городской среды на фоне негативных проявлений в экономике, снижающихся доходов бюджета и структурного дисбаланса бюджетных расходов, ключевая роль отводится эффективности муниципального управления, ориентированного не только на концентрацию и рациональное использование имеющихся ресурсов, но и на стимулирование экономической активности населения и бизнеса.
Во-первых, это создание условий для развития конкуренции на рынке социально значимых услуг и расширение доступа негосударственных организаций к их предоставлению. Эта работа уже начата путем составления и реализации комплексного плана ( "дорожной карты").
В рамках плана утверждены перечни услуг (работ), востребованных населением города, услуг, на получение которых есть спрос, превышающий возможности муниципальных учреждений, для их передачи на исполнение немуниципальным учреждениям, и перечень потенциальных поставщиков таких услуг. Для информационной поддержки поставщиков социальных услуг на официальном портале Администрации города создан специальный раздел.
В текущем финансовом году впервые будут предоставлены субсидии немуниципальным организациям в сфере культуры и спорта для возмещения затрат по оказанию ими муниципальных услуг 585-и получателям. В предстоящем бюджетном цикле объем таких услуг необходимо увеличивать.
Начиная с 2016 года апробирована модель персонифицированного финансирования дополнительного образования детей путем предоставления именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования, позволяющих детям самостоятельно формировать спрос на дополнительное образование, тем самым стимулируя конкуренцию между муниципальными и немуниципальными организациями за получение средств из бюджета города.
На 2016 - 2017 учебный год выдано 284 сертификата дополнительного образования. В систему персонифицированного финансирования включены пять муниципальных учреждений дополнительного образования и две негосударственные организации.
В предстоящем бюджетном цикле следует расширить сферу внедрения персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городе, включив в нее учреждения культуры и увеличив количество участвующих в ней немуниципальных организаций.
В случае завершения в планируемом периоде на федеральном и региональном уровнях формирования нормативно-правовой базы по обеспечению доступа негосударственных организаций к оказанию услуг наработанную в муниципалитете практику потребуется адаптировать под федеральные требования и продолжить реализацию мер по совершенствованию конкурентных способов отбора организаций для оказания муниципальных услуг.
На развитие конкуренции и повышение качества предоставляемых услуг направлено и создание сети опорных ресурсных центров, организованных по принципу индустриальных парков (детских технопарков) "Кванториум". Первый такой объект будет создан за счет бюджетных средств уже в начале 2018 года, последующие объекты следует реализовывать на базе действующих общеобразовательных учреждений, а также на основе муниципально-частного партнерства.
Для сохранения доступности и качества услуг на фоне демографического роста особое внимание необходимо уделить взаимодействию с автономным округом и потенциальными инвесторами по развитию городской инфраструктуры, в частности, созданию новых современных зданий общеобразовательных учреждений, строительству детских садов и прочих социальных и досуговых объектов.
Вторым, не менее значимым направлением деятельности по созданию благоприятных условий для роста экономической активности в муниципальном образовании в планируемом периоде, является улучшение инвестиционного климата.
В целях формирования у потенциального инвестора объективного представления об инвестиционной привлекательности муниципального образования разработан инвестиционный паспорт Сургута, в ближайшей перспективе планируется создание инвестиционного портала.
Разработана нормативно-правовая база, регулирующая порядок заключения концессионных соглашений, реализации муниципально-частного партнерства.
Необходимо детально подойти к разработке перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений.
В 2018 году и плановом периоде существенная роль будет отведена сокращению продолжительности и числа административных процедур, выработке механизма поддержки и сопровождения инвесторов на всех этапах реализации проектов.
Эта задача может быть решена как посредством экспертизы и оптимизации осуществляемых функций, так и проведением в отношении действующих муниципальных правовых актов оценки регулирующего воздействия - регуляторного механизма, направленного на минимизацию административных барьеров для бизнеса.
В качестве еще одного инструмента обеспечения ускоренного порядка принятия управленческих решений выступит и расширение сферы применения проектного управления.
В настоящее время в рамках, определенных на федеральном уровне направлений стратегического развития Российской Федерации город участвует в реализации восьми региональных портфелей проектов и исполняет семь проектов муниципального уровня.
В перспективе перечень проектов, реализуемых в рамках системы проектного управления деятельностью Администрации города, планируется расширить. При этом необходимо решить задачу по интеграции проектов, реализуемых в рамках системы проектного управления, с действующей системой муниципальных программ. Для обеспечения согласованной политики с Российской Федерацией и автономным округом предстоит выработать и механизм обособления расходов на реализацию проектов в бюджете города.
В планируемом периоде необходимо продолжить поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе посредством предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства по востребованным направлениям, в частности, по компенсации платежей по предоставленным консалтинговым услугам и приобретению оборудования и лицензионных программных продуктов.
Для использования в рекламных целях и обеспечения узнаваемости продукции местных товаропроизводителей в 2018 году необходимо обеспечить им возможность нанесения на нее логотипа "Сделано в Сургуте".
В 2018 году необходимо завершить работы по созданию офиса "МФЦ для бизнеса". Это концепция предоставления широкого спектра услуг, включая банковские, ориентированная на взаимодействие с представителями бизнес-сообществ.
Особое внимание в среднесрочном периоде необходимо уделить формированию комфортной городской среды, отвечающей современным запросам жителей города и способствующей развитию человеческого капитала.
Эта задача обозначена на всех уровнях власти и частично решается в рамках соответствующего федерального приоритетного национального проекта. В этом направлении планируется продолжить обустройство парков, скверов, точек социального притяжения, современных остановочных комплексов, благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов, в том числе с привлечением софинансирования жителей.
При реализации политики в сфере градостроительной деятельности в будущем необходимо учитывать и предложения федеральных экспертов-урбанистов, выработанные в ходе исследований городской среды Сургута, в частности, изменение организации дорожного движения, создание новых общественных пространств общегородского значения.
По-прежнему актуальна в среднесрочной перспективе задача совершенствования системы документов стратегического планирования. В связи с принятием в июне 2017 года на региональном уровне изменений в Стратегию социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 в 2018 году следует завершить работу по корректировке и актуализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации.
С учетом изменения внешних условий и пересмотра стратегических приоритетов назрела необходимость оптимизации структуры и состава реализуемых муниципальных программ. Данную работу необходимо провести уже при формировании проекта бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.
В целях установления ориентиров для определения объема финансового обеспечения муниципальных программ и выстраивания взаимоувязанной системы документов стратегического планирования муниципалитета, начиная с составления проекта бюджета на 2019 год и плановый период 2020 - 2021 годов предстоит разработать долгосрочный бюджетный прогноз муниципального образования.
В течение следующего бюджетного цикла необходимо продолжить последовательную работу по повышению открытости деятельности органов местного самоуправления и вовлечению в процесс управления городом граждан.
На территории города на регулярной основе проводится комплекс мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, функционирует информационный портал "Бюджет для граждан".
В 2017 году начата реализация проекта партисипаторного бюджетирования "Бюджет Сургута Online" - технологии непосредственного вовлечения граждан в процесс принятия отдельных управленческих решений в сфере муниципальных финансов. Создан Народный совет из граждан, объявлен сбор общественных инициатив от населения. Результаты работы Народного совета по отбору инициатив граждан будут учтены уже при формировании проекта бюджета на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.
Развитие деятельности по внедрению инструментов учета мнений и предложений граждан во всех сферах станет приоритетом бюджетной политики на 2018 - 2020 годы, однако реализация поставленной задачи должна осуществляется комплексно. Для этого следует консолидировать используемые органами местного самоуправления механизмы и элементы инициативного бюджетирования в единую систему.
На фоне таких масштабных задач в планируемом периоде не следует забывать о соблюдении и совершенствовании бюджетных процедур.
В настоящее время на уровне муниципального образования практически завершена интеграция закупочного и бюджетного процессов, функционирует информационная система, в автоматическом режиме реализован механизм финансового контроля в сфере закупок.
Дальнейшее развитие контрактной системы планируется по следующим направлениям:
- расширение хорошо зарекомендовавшей себя практики проведения совместных процедур определения поставщиков на территории города в целях консолидации закупок продукции, приобретаемой всеми заказчиками из года в год, и, как следствие, обеспечение достижения максимального экономического эффекта от их осуществления;
- внедрение унифицированных описаний объектов закупок при их осуществлении для обеспечения муниципальных нужд;
- развитие института нормирования закупок, развитие информационного пространства в целях повышения прозрачности закупочных процессов.
В целях повышения операционной эффективности бюджетных средств и снижения уровня остатков на лицевых счетах бюджетных и автономных учреждений следует проработать и нормативно закрепить механизм предоставления в течение года субсидий на финансовое обеспечение муниципальных заданий в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств ее получателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.