Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 20 октября 2017 года N 612-рп
Концепция развития добровольчества
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
(далее - Концепция)
1. Общие положения
1.1. Концепция разработана во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 года в целях развития добровольческой активности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) в таких сферах как образование, культура, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная защита и обслуживание, экология, патриотическое воспитание.
В настоящий момент одной из важнейших задач социально-экономического развития автономного округа является создание условий для повышения конкурентоспособности человеческого капитала, которая решается в том числе через внедрение новых инструментов взаимодействия власти, бизнеса и гражданского общества, широкое вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений и управление социально-экономическим развитием, реализацию общественных инициатив. Перед автономным округом стоит задача выстраивания новых форм участия гражданского общества в социально-экономическом развитии региона.
Добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики автономного округа и повышение качества жизни граждан.
Концепция - документ, отражающий совокупность взглядов на добровольчество и добровольческую деятельность, их место и роль в развитии гражданского общества, решении социально значимых задач, духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан автономного округа. Концепция является основой для разработки правовых актов, организационных и методических документов, планов, программ деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественных организаций по развитию и поддержке добровольчества в автономном округе.
Концепция призвана способствовать активизации важнейшего для общества и государства ресурса - социально ответственного инициативного гражданина и направлена на создание благоприятных условий для развития добровольческой деятельности, полноценного участия подростков и молодежи в общественной жизни, внедрения инновационных методов и подходов, формирования новых перспективных форм занятости населения, развития традиций благотворительности, милосердия, социального служения. Идеология добровольчества основывается на принципах гражданского патриотизма, гражданско-патриотических идеалах, заложенных в Конституции Российской Федерации.
Целевыми группами системы добровольчества в автономном округе являются:
дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев;
молодежь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории;
взрослое население, определяющее собственную гражданскую позицию к системам управления и способное принимать управленческие решения, влияющие на общественную жизнь, выдвигать и реализовывать оптимизирующие и рационализаторские предложения по отношению к общественной жизни, готовое вступать во взаимодействие с органами власти, институтами гражданского общества, гражданами для реализации общественно значимых инициатив;
лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе спортсмены адаптивного спорта, для которых актуально самовыражение через участие в проектной работе и деятельности коммуникационных площадок;
семьи, принимающие участие в семейном волонтерстве.
Важным условием развития добровольческого движения является реализация принципа "волонтерство через всю жизнь" - обеспечение возможностей для участия в добровольческой деятельности всех возрастных групп населения - детей, молодежи, взрослых и лиц старшего возраста, преемственности ценностей и практик добровольческого участия в общественной жизни между жизненными вехами и социально-профессиональными группами.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р;
Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 164-р;
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 282 "О плане мероприятий ( "дорожной карте") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013 - 2018 годы)";
Закон автономного округа от 27 июня 2014 года N 51-оз "О регулировании отдельных вопросов в сфере социального обслуживания граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
Закон автономного округа от 30 апреля 2011 года N 27-оз "О реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
Закон автономного округа от 9 декабря 2015 года N 130-оз "О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
постановление Правительства автономного округа от 9 февраля 2013 года N 37-п "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2013 - 2018 годы)";
постановление Правительства автономного округа от 18 июля 2014 года N 262-п "Об исполнительном органе государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченном на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг, и о возложении отдельных полномочий Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере социального обслуживания граждан на Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
распоряжение Правительства автономного округа от 29 декабря 2014 года N 747-рп "О Концепции гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
распоряжение Правительства автономного округа от 8 июля 2016 года N 373-рп "О Концепции противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года";
распоряжение заместителя Губернатора автономного округа от 24 мая 2016 года N 313-р "Об утверждении межведомственного комплексного плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы".
2. Основные понятия, используемые в Концепции
2.1. Понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в следующем значении:
добровольчество (волонтерство), добровольческая (волонтерская) деятельность - форма обеспечения занятости населения, основанная на его не денежном стимулировании вне зависимости от имущественного положения, социального статуса, взглядов, религиозных убеждений и национальной принадлежности, осуществляемая вне рамок какого-либо оплачиваемого труда, коммерческих отношений или государственной службы физическими лицами, ассоциациями или юридическими лицами на благо общества на основе свободного волеизъявления и без намерения извлечь финансовую выгоду, для решения социальных задач;
доброволец (волонтер) - физическое лицо, осуществляющее благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);
благополучатели - лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев;
добровольческая организация - некоммерческая организация, деятельность которой направлена на решение социальных задач через осуществление добровольческой деятельности (привлечение добровольцев);
добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы;
система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов;
координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности;
добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы;
система "Добровольцы России" - автоматизированная система сопровождения добровольческой деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: http://добровольцыроссии.рф, предлагающая возможность учета опыта и достижений добровольца (волонтера), поиска мероприятий и работодателей, добровольцев (волонтеров), прохождения обучения, участия в событиях и специализированных конкурсах;
регистрационный номер добровольца (волонтера) - номер (ID), который присваивается добровольцу (волонтеру) при регистрации в Системе "Добровольцы России", синхронизированный с автоматизированной информационной системой "Молодежь России" (http://ais.fadm.gov.ru);
личная книжка добровольца (далее - Книжка) - документ, который служит для учета добровольческой деятельности и содержит сведения об опыте добровольческой деятельности, достижениях добровольца, дополнительной подготовке, навыках и компетенциях. Электронная версия Книжки размещается в личном профиле пользователя системы "Добровольцы России". Печатная версия Книжки выдается ресурсным центром развития добровольчества или выгружается из личного профиля пользователя системы "Добровольцы России" и заверяется печатью и подписью руководителя ресурсного центра;
культурное добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти;
социальное добровольчество - добровольный труд, осуществляемый отдельными гражданами или организациями гражданского сектора и направленный на решение социальных проблем, в том числе проблем занятости;
событийное добровольчество - добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровней;
корпоративное добровольчество - действия коммерческих организаций, направленные на поощрение и поддержку безвозмездного участия своих работников в жизни местного сообщества при сохранении рабочего места и частичном/полном сохранении заработной платы;
экологическое добровольчество - добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических задач;
семейное волонтерство - совместная деятельность семьи в сфере добровольчества, которая не только объединяет членов семьи, но и позволяет им внести совместный вклад в развитие общества;
волонтер "серебряного возраста" - это человек в возрасте от 55 лет и старше, добровольно и безвозмездно участвующий в деятельности, направленной на решение актуальных социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе (в том числе касающейся помощи людям, территориям или животным), и применяющий собственные знания и умения для осуществления этой деятельности;
волонтеры-медики - открытая площадка, объединяющая волонтерские центры и объединения в медицинских образовательных организациях, а также некоммерческие организации, работающие в сфере здравоохранения, с целью оказания методической, консультативной, информационной поддержки волонтерскому движению;
волонтеры Победы - добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание, формирование у молодых людей чувства сопричастности к Великой Победе нашего народа путём вовлечения их в волонтёрскую практику и сохранение исторической памяти.
3. Состояние добровольчества в автономном округе
3.1. В автономном округе осуществляют свою деятельность 214 детских и молодежных добровольческих объединений, в состав которых входят более 8 800 человек. В 2014 году приказом бюджетного учреждения автономного округа "Центр адаптивного спорта" создан клуб добровольцев в сфере адаптивного спорта "Респект", в состав которого сегодня входят 26 человек, оказывающих помощь при проведении соревнований для людей с инвалидностью. Активно расширяются границы данного направления в муниципальных образованиях автономного округа. Этому способствует проведение круглых столов, сборов добровольцев. Так, в 2016 году на сборах обучены 84 добровольца из 15 муниципальных образований автономного округа, добровольцами клуба проведены 12 обучающих тренингов с общим охватом 175 человек.
С 2015 года в автономном округе осуществляют свою деятельность региональные отделения Всероссийских общественных движений "Волонтеры Победы" и "Волонтеры-медики". В 22 муниципальных образованиях автономного округа созданы и действуют муниципальные штабы "Волонтеров Победы", в 53 медицинских организациях ведется добровольческая деятельность. За первое полугодие 2015 года проведено 67 теоретических и тренинговых занятий, обучено 1 356 добровольцев.
За период с 2014 по 2016 год количество организаций социального обслуживания, в которых организована работа по привлечению добровольцев к предоставлению услуг гражданам, возросло с 37 до 46. В то же время отмечается рост вовлеченных в сферу социального обслуживания добровольцев. В 2014 году организациями социального обслуживания использовались добровольческие ресурсы 41 организации (объединения), в 2015 году - 49, в 2016 году - 79. В 2016 году число граждан, получивших помощь добровольцев, увеличилось по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза. Так, в 2014 году добровольцы оказали помощь 7 700 гражданам, в 2015 году - 9 253 гражданам, в 2016 году - 13 595 гражданам, в том числе: несовершеннолетним (53%), гражданам пожилого возраста и инвалидам (24%), ветеранам и участникам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (13%). С февраля 2016 года по инициативе Общественной палаты Югры Департаментом социального развития автономного округа на базе 21 организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов автономного округа организовано движение "Волонтеры серебряного возраста". Кроме того, в 2017 году в программу обучения граждан старшего поколения "Университет третьего возраста" включено направление (факультет) "Волонтеры серебряного возраста". Югра стала одним из первых регионов России, в которых развивается движение "серебряных волонтеров", разработана программа "Волонтёры серебряного возраста".
В 2016 году в Пыть-Яхе организован добровольческий отряд из 12 добровольцев, в который вошли ветераны войны и труда, средний возраст которых превышает 80 лет. С 2017 года в автономном округе развивается семейное волонтерство, 15 семей выбрали для себя такую форму проведения семейного досуга.
3.2. При положительной динамике развития добровольчества в автономном округе следует отметить, что на данном этапе нет централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации добровольческих кадров, обмена информацией, методическими материалами. Необходима разработка нормативных правовых актов в сфере добровольчества. Следует активно привлекать к добровольческому движению людей в возрасте от 30 до 50 лет через развитие корпоративного добровольчества, волонтерства "серебряного возраста", поскольку в настоящее время все мероприятия федерального уровня ограничивают возраст участников 30 годами. Автономный округ может стать инновационной площадкой для проведения форумов, слетов добровольцев, в том числе федерального уровня.
4. Цель и задачи Концепции
4.1. Концепция реализуется через основные виды добровольчества: культурное, социальное, событийное, экологическое, семейное, корпоративное добровольчество, волонтеры "серебряного возраста", волонтеры Победы, волонтеры-медики.
Целью Концепции является содействие развитию добровольческой деятельности, активизация потенциала добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, создание условий для повышения качества жизни, проявления социально инициативных граждан, удовлетворения социальных и духовных потребностей населения в процессе социально-экономического развития автономного округа, помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации, а также получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач.
4.2. Основными задачами Концепции являются:
4.2.1. Формирование системы мер, направленных на усиление роли добровольцев, общественных организаций в решении социальных задач.
4.2.2. Создание эффективной системы и механизмов взаимодействия заинтересованных сторон - исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее - органы местного самоуправления) и общественности.
4.2.3. Формирование культуры добровольческой деятельности, привлекательного образа добровольца у населения автономного округа.
4.2.4. Создание условий для повышения уровня вовлеченности добровольцев, негосударственных некоммерческих организаций в социально значимую деятельность автономного округа.
4.2.5. Создание условий для взаимодействия добровольцев и нуждающихся в их услугах граждан и организаций.
4.2.6. Расширение участия физических и юридических лиц в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) и социальном предпринимательстве.
4.2.7. Создание системы психологического консультирования и реабилитации добровольцев, работающих с трудными категориями граждан.
5. Основные принципы добровольческой деятельности
5.1. Добровольческая деятельность осуществляется в соответствии с принципами:
5.1.1. Безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев.
5.1.2. Свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой деятельности.
5.1.3. Гласности и общедоступности информации о добровольческой деятельности.
5.1.4. Гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой деятельности.
5.1.5. Равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой деятельности.
5.1.6. Солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой деятельности.
5.1.7. Безопасности для своей жизни и жизни окружающих.
5.1.8. Равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
5.2. Добровольческая деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий, других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.
5.3. Добровольческая деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.
6. Механизмы развития добровольчества
6.1. Принимая во внимание социальную и экономическую значимость добровольчества, практические механизмы поддержки добровольческих инициатив целесообразно создавать и развивать на основе общественно-государственного партнерства.
6.2. Для поддержки и развития добровольчества в автономном округе создается ресурсный центр развития добровольчества, в результате деятельности которого будет обеспечено:
6.2.1. Устранение барьеров в нормативных правовых актах автономного округа для осуществления добровольческой деятельности, проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов автономного округа, затрагивающих интересы добровольчества.
6.2.2. Развитие механизмов финансовой поддержки добровольческой деятельности, в том числе развитие механизмов общественно-государственного партнерства.
6.2.3. Развитие имущественной поддержки добровольческих организаций.
6.2.4. Развитие механизмов информационно-консультационной и образовательной поддержки.
6.2.5. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, в том числе координаторов добровольцев регионального и муниципального уровней.
6.2.6. Содействие распространению информации о деятельности добровольцев, включая лучшие практики добровольческой деятельности.
6.2.7. Аналитическое сопровождение добровольческой деятельности, исследование запросов потребителей добровольческих услуг, мониторинг участия граждан в добровольческой деятельности.
7. Основные формы и виды добровольческой деятельности
7.1. Добровольческая деятельность может осуществляться в форме:
7.1.1. Индивидуальной добровольческой деятельности.
7.1.2. Добровольческой деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы.
7.1.3. Добровольческой деятельности через добровольческую организацию.
7.2. Основными видами добровольческой деятельности являются:
7.2.1. Оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающихся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в организациях сферы здравоохранения, образования и социального обслуживания.
7.2.2. Участие в добровольческой деятельности совместно с другими членами семьи на всех этапах жизни.
7.2.3. Участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий.
7.2.4. Участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий.
7.2.5. Участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранения культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры, патриотического воспитания.
7.2.6. Участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций.
7.2.7. Участие в развитии и популяризации физической культуры, спорта и активного досуга.
7.2.8. Ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний.
7.2.9. Участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий.
7.2.10. Участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований.
7.2.11. Иная добровольческая (волонтерская) деятельность.
8. Мотивация граждан к участию в добровольческой деятельности
8.1. Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
8.1.1. Реализация личностного потенциала (проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения, то есть реализация ведущих мотивов участия человека в социально значимой деятельности).
8.1.2. Общественное признание, чувство социальной значимости, ощущение личной причастности к общественно полезному делу.
8.1.3. Самовыражение и самоопределение, заявление о жизненной позиции, определение персонального места в системе общественных отношений.
8.1.4. Профессиональное ориентирование (возможность получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.
8.1.5. Приобретение полезных социальных и практических навыков (коммуникативные способности, ответственное взаимодействие с различными социальными группами, исполнительская дисциплина, лидерство, защита и отстаивание прав и интересов человека и группы, реализация предоставленных полномочий, делегирование полномочий, творческий подход к делу, инициативность и т.д.).
8.1.6. Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками.
8.1.7. Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия.
8.1.8. Организация свободного времени.
8.1.9. Выполнение общественного и религиозного долга.
8.2. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольчеству, лежат следующие индивидуальные и социальные потребности:
8.2.1. Потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта.
8.2.2. Потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, реализовать свои инициативы.
8.2.3. Потребность расти и развиваться.
8.2.4. Потребность в милосердии, добре, стремление решать проблемы других людей и свои собственные.
8.2.5. Проба себя на пути к профессии, профессиональный интерес для карьерного роста.
8.2.6. Потребность в дополнительной информации, навыках, контактах, возможностях.
8.2.7. Потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети с заболеваниями, требующими специфического лечения.
8.3. Разнообразным мотивам добровольцев должны соответствовать различные виды добровольческой деятельности. Условно добровольцев можно разделить по степени участия на следующие группы:
8.3.1. Постоянные добровольцы (члены советов и комитетов, консультанты, специалисты, ведущие добровольческих программ и проектов, обучающих программ и т.п.).
8.3.2. Временные добровольцы (практиканты, стажеры, исследователи).
8.3.3. Добровольцы, участвующие в разовых мероприятиях (добровольческих акциях, эпизодическая помощь в краткосрочных проектах, обслуживание семинаров, конференций и т.п.).
Задача организаторов добровольческой деятельности постоянно мотивировать добровольцев. Для этого требуются определенные приемы и методы, которыми можно овладеть в процессе специального обучения.
8.4. Постоянный труд добровольца может выражаться в выполнении одних и тех же задач в течение длительного периода времени. Разовый добровольный труд выражается в форме участия в акциях, проектах на регулярной основе. Однако и постоянный, и временный добровольный труд не являются основной занятостью, что является существенным отличием от постоянного профессионального труда.
8.5. Следует учитывать, что в ряде организаций, таких, как общественные объединения, благотворительные организации, на добровольной основе действуют люди, которые самостоятельно приняли на себя ответственность по осуществлению каких-либо функций (члены правления, разработчики и руководители программ и проектов и т.д.). Они осуществляют добровольческую деятельность без регламентов, ограничений и графиков работы, посвящая добровольческой деятельности время, сопоставимое с профессиональной деятельностью.
8.6. Среди основных стимулов добровольческой деятельности можно отметить:
8.6.1. Признание, поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе через региональные и федеральные конкурсы и программы, благодарственные письма, ценные подарки.
8.6.2. Информирование общественности о достижениях и заслугах добровольцев, результатах их труда, сохранение памяти о вкладе добровольцев в деятельность учреждений (ведение летописи, истории учреждения, фотовыставки и т.п.).
8.6.3. Заполнение личной книжки добровольца.
8.6.4. Одобрение со стороны членов референтной группы.
8.6.5. Предоставление возможности общения в условиях добровольческого проекта, программы с новыми значимыми людьми, доступ к новой информации и новым социальным группам.
8.6.6. Приобщение к новым видам деятельности, международным, межрегиональным, региональным мероприятиям, проектам, акциям.
8.6.7. Приобщение к новым знаниям в процессе обучения для получения новых профессиональных и жизненных навыков, опыта новой работы, значимого для добровольца в настоящем и будущем.
8.6.8. Возможность самореализации в новых программах, дающих возможность разработать и реализовать свой социальный проект.
8.6.9. Предоставление возможности участия в управлении социальным проектом, программой для получения организационного опыта.
8.6.10. Предоставление рекомендательных писем для трудоустройства, поступления в учебное заведение.
8.6.11. Обеспечение возможности получения товаров и услуг от третьих лиц на льготных условиях (досуговые клубы, медицинские центры, бассейны, курсы повышения квалификации и т.п.), например, через получения дисконтных карт.
8.6.12. Организация клубной работы с добровольцами для обеспечения позитивных коммуникаций, обмена опытом и полезной информацией, неформального общения, создание добровольческого сообщества.
9. Развитие механизмов взаимодействия добровольцев с исполнительными органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления и благополучателями
9.1. В целях обеспечения эффективной поддержки развития добровольческой деятельности исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления предусматривается реализация следующих мер:
9.1.1. Включение в положения об исполнительных органах государственной власти автономного округа и органах местного самоуправления поддержку добровольческой деятельности в соответствующей сфере.
9.1.2. Формирование организационных механизмов поддержки добровольчества, включая определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти, ответственного за поддержку добровольческой деятельности, формирование координационных органов по поддержке добровольчества в автономном округе.
9.1.3. Расширение практики привлечения добровольцев к деятельности государственных и муниципальных учреждений.
9.1.4. Включение мер по поддержке добровольческой деятельности в государственные программы автономного округа и в муниципальные программы.
9.1.5. Привлечение добровольцев к решению вопросов местного значения, в том числе в ходе реализации программ органов территориального общественного самоуправления, программ поддержки местных инициатив, мероприятий по благоустройству.
9.1.6. Включение в программы подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих тематики по взаимодействию с добровольческими организациями и добровольцами.
9.1.7. Организация совместных обучающих семинаров (обучения) государственных и муниципальных служащих, сотрудников учреждений социальной сферы, представителей СОНКО и добровольческих организаций.
9.2. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления с добровольцами осуществляется, в основном, через ресурсный центр поддержки добровольчества в автономном округе, деятельность которого направлена на:
9.2.1. Привлечение добровольцев к осуществлению добровольческой деятельности в автономном округе.
9.2.2. Выявление, систематизацию, распространение лучших практик добровольческой деятельности и лучших добровольцев (волонтеров).
9.2.3. Организацию участия добровольцев автономного округа в различных конкурсных программах и иных мероприятиях по развитию добровольчества.
9.2.4. Организацию обучения добровольцев, представителей СОНКО.
9.3. Взаимодействие благополучателей с добровольцами осуществляется путем:
9.3.1. Привлечения к выполнению работ (оказанию услуг) добровольцев.
9.3.2. Создания условий для безопасного и эффективного труда добровольца.
9.3.3. Предоставления четкого описания работы и организации рабочего места добровольца.
9.3.4. Предоставления условий для выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с установленными требованиями и нормами.
9.3.5. Проведения инструктажа по технике безопасности.
9.3.6. Разработки и проведения, при необходимости, специальных обучающих занятий и инструктажей, тренингов для добровольцев.
9.3.7. Внесения в Книжку сведений о выполняемых видах деятельности, выполненных объемах работ (в часах), достижениях и дополнительной подготовке добровольцев.
9.4. Осуществление добровольцем благотворительной деятельности может осуществляться в соответствии гражданско-правовым договором, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя.
9.5. Условия участия добровольца в благотворительной деятельности юридического лица могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между этим юридическим лицом и добровольцем, и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этого юридического лица.
10. Этапы реализации Концепции
10.1. Концепция реализуется в 2 этапа.
10.1.1. Первый этап (с 2017 год по 2020 год) включает:
определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти автономного округа, координирующего добровольческую деятельность в регионе;
определение координаторов добровольческой деятельности в муниципальных образованиях автономного округа;
закрепление в структуре исполнительных органов государственной власти автономного округа и (или) подведомственных им учреждений кураторов добровольческой деятельности;
определение уполномоченного учреждения автономного округа, обеспечивающего по поручению уполномоченного органа возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на вовлечение граждан в добровольческую деятельность;
проведение мониторинга потребностей неправительственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, в добровольческих ресурсах;
проведение мониторинга потребностей жителей автономного округа в услугах добровольцев с последующей ориентацией добровольцев автономного округа на результаты мониторинга, включая программы подготовки и переподготовки добровольцев;
разработку методических рекомендаций по организации деятельности инфраструктуры поддержки добровольчества в автономном округе;
создание каналов информационной связи и информационного обмена между государством, негосударственными некоммерческими организациями, социальными предпринимателями и добровольцами;
разработку программы и плана подготовки и переподготовки кадров в области организации добровольческой деятельности;
разработку программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации добровольцев по различным направлениям деятельности с учетом результатов мониторинга потребностей жителей автономного округа в услугах добровольцев;
анализ потребности финансовых и иных ресурсов, необходимых для организации инфраструктуры поддержки добровольчества;
разработку механизма ответственности добровольцев за взятые на себя обязательства, ответственности добровольческих центров за деятельность добровольцев;
создание на базе добровольческих объединений некоммерческих неправительственных организаций, пополнение реестра поставщиков услуг в социальной сфере.
Для реализации Концепции исполнительные органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа разрабатывают планы мероприятий по развитию добровольческой деятельности.
10.2. Второй этап (с 2020 года по 2021 год) предполагает проведение следующих мероприятий:
комплексный анализ результатов реализации утвержденных исполнительными органами государственной власти автономного округа планов мероприятий по развитию добровольческой деятельности на предмет достижения поставленных в Концепции цели и задач;
корректировка цели, задач и направлений Концепции по итогам проведенных мероприятий;
обобщение положительного опыта автономного округа в сфере добровольческой деятельности;
передача услуг в социальной сфере добровольческим организациям автономного округа.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
10. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Цель |
Результат |
Показатели |
Расширение возможностей для самореализации граждан, повышение роли добровольчества в обществе, формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности |
Сформирована система мер, направленных на усиление роли добровольцев, общественных организаций в решении социальных задач |
увеличение количества некоммерческих организаций, использующих труд добровольцев; увеличение количества мероприятий, проведенных с привлечением добровольцев; увеличение количества добровольческих инициатив жителей автономного округа, получивших информационную, материально-техническую, финансовую поддержку |
Создана эффективная система и механизмы взаимодействия добровольцев автономного округа с добровольцами других субъектов Российской Федерации и стран |
увеличение количества совместных мероприятий с волонтёрскими объединениями и координационными центрами других субъектов Российской Федерации; увеличение количества добровольческих объединений, получивших грантовую поддержку на реализацию совместных проектов |
|
Сформированы культура добровольческой деятельности, привлекательный образ добровольца у населения автономного округа |
увеличение посещаемости интернет-ресурсов для взаимодействия заинтересованных сторон в сфере добровольчества; увеличение количества информационных материалов о возможностях и перспективах участия граждан в добровольческой деятельности; увеличение доли добровольческих кадров, прошедших обучение в сферах культуры, физической культуры и спорта, здравоохранении, социальной сфере, экологии; увеличение количества разработанных и применяемых методических материалов, памяток, рекомендаций для методического сопровождения добровольческих кадров; увеличение количества мероприятий добровольческой направленности (форумы, конференции, семинары, тренинги) |
|
Население автономного округа мотивировано к добровольческой деятельности |
увеличение количества добровольцев, имеющих благодарственные письма, почетные грамоты, знаки отличия; участие представителей добровольческого движения автономного округа в федеральных и международных мероприятиях в сфере добровольчества; увеличение количества добровольцев в сфере социального обслуживания населения, образования, физической культуры и спорта, патриотического воспитания, здравоохранения, экологии, культуры |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.