Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Краткая характеристика текущего состояния обрабатывающей
промышленности и туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее - автономный округ, Югра) - один из наиболее сильных в экономическом отношении субъектов Российской Федерации, крупнейший нефтедобывающий регион страны, обеспечивающий её энергетическую безопасность. Автономный округ характеризуется высокой степенью бюджетной самостоятельности по сравнению с большинством других регионов страны.
По данным Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) основу промышленности автономного округа составляют около 300 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих компаний России.
На долю промышленности приходится более 70% валовой добавленной стоимости отраслей экономики автономного округа согласно данным Росстата. Промышленными предприятиями Югры по итогам 2016 года было произведено товаров собственного производства 3,33 трлн рублей, что составило около 7% от общероссийского уровня.
Базовым видом экономической деятельности в автономном округе остается добыча полезных ископаемых, прежде всего сырой нефти. В структуре валовой добавленной стоимости доля добывающей промышленности увеличилась с 63,0% в 2010 году до 67,8% в 2015 году, тогда как доля обрабатывающей промышленности снизилась с 2,9% в 2010 году до 2% в 2015 году.
В структуре промышленного производства в 2016 году на долю добывающего сектора приходится 81% отгрузки промышленной продукции, доля обрабатывающих производств с 2013 года снижается и в 2016 году составила 12,4%.
Снижение роли обрабатывающего сектора в структуре экономики Югры является негативным трендом последних нескольких лет. Отсутствие устойчивой тенденции на рост в долевом отношении производства внутри автономного округа товаров с более высокой добавленной стоимостью в сочетании с макроэкономическими факторами повышает степень зависимости социально-экономического положения Югры от конъюнктуры мирового рынка углеводородов. Фактором, усиливающим риски снижения уровня социально-экономического развития в автономном округе, является снижение индекса промышленного производства (ИПП) в добывающем секторе, который определяет динамику и индекс суммарного объёма промышленного производства. В 2016 году ИПП в добывающем секторе к 2010 году составил 91%. Тем не менее, ИПП в других промышленных секторах экономики Югры показывает устойчивый рост, в том числе в секторе обрабатывающих производств - прирост в 8,7% к уровню 2010 года, в секторе производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 9,2%. Ввиду высокой доли добывающего сектора в структуре промышленности снижение индекса промышленного производства в 2016 году к уровню 2010 года составило 7,4%.
В структуре отгрузки обрабатывающих производств в 2015 году наибольший удельный вес занимает производство нефтепродуктов (около 80%), а также отрасли, связанные с производством оборудования для нефтедобычи и нефтесервиса (производство машин и оборудования, включая производство насосов и гидравлических систем - 8%, производство электрооборудования - 3%). На долю деревообрабатывающей промышленности приходится 1,7%, пищевой промышленности - 1,5%, промышленности строительных материалов - менее 1% отгруженной продукции.
Помимо специфичных проблем, свойственных отдельным видам производственной деятельности, описанных выше, можно также выделить общие ключевые проблемы, препятствующие развитию обрабатывающих отраслей промышленности.
Недостаточная конкурентоспособность продукции:
непропорционально высокая налоговая нагрузка по сравнению с высокомаржинальным добывающим сектором экономики;
удалённость от экономических центров страны, высокая загрузка основных транспортных маршрутов автономного округа;
низкий уровень кооперации промышленных предприятий и субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере промышленности; недостаточно активное продвижение предприятиями продукции на рынки сбыта;
отсутствие единой инфраструктуры поддержки деятельности промышленных предприятий.
Оказание государственной поддержки обрабатывающих отраслей промышленности путем реализации финансовых, имущественных и институциональных мер должно быть одним из основных механизмов повышения конкурентоспособности промышленного производства окружной продукции.
Значимыми проблемами также являются: технологическое отставание в ряде секторов промышленного комплекса, степень износа основных фондов автономного округа, серьезное отставание по производительности труда обрабатывающей промышленности от средних по стране показателей, дефицит земель промышленного назначения, недостаток обеспеченных инфраструктурой земельных участков для размещения промышленных объектов, отсутствие у предпринимателей стимулов к внедрению инноваций, ограничение доступа региональных производителей к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, низкое качество предпринимательской инициативы.
Субъекты малого и среднего предпринимательства в сфере промышленного производства испытывают трудности с логистикой, размещением производств, спросом на продукцию, высокой стоимостью привлекаемых финансовых и трудовых ресурсов.
Основным вызовом для автономного округа является недостаточно диверсифицированная структура экономики с преобладанием сектора добывающих производств и незначительным развитием обрабатывающих отраслей.
Результатом проводимой политики по диверсификации промышленного производства должно стать снижение зависимости экономики автономного округа от базового добывающего сектора и, как следствие, конъюнктурных колебаний на рынке углеводородного сырья, а также повышение роли несырьевого сектора промышленности и его конкурентоспособности на российском и мировом рынках.
При диверсификации структуры экономики должен учитываться промышленный потенциал районов. Промышленным потенциалом обладают все районы, однако на развитие отдельных отраслей могут накладываться значительные лимитирующие их развитие факторы. Часть этих факторов определяется природно-климатическими условиями и ресурсообеспеченностью территории, другая часть - инфраструктурными ограничениями, дефицитом трудовых ресурсов, ограниченным локальным рынком сбыта, и т.д. - факторами, которые в значительно большей степени подвержены изменениям ввиду регуляторной деятельности.
Обратная ситуация наблюдается в лесопромышленном комплексе автономного округа. Основной потенциал развития отрасли сосредоточен в западных районах Югры (Белоярский, Берёзовский, Октябрьский, Советский районы), которые в значительно большей степени обеспечены качественными лесными ресурсами, характеризуется меньшей степенью заболоченности территории, что облегчает технологический процесс и снижает себестоимость заготовки древесины. Определённый потенциал имеет и Нижневартовский район, в котором сосредоточены основные запасы кедра в автономном округе, однако бонитет древостоя здесь ниже.
Наибольший потенциал развития агропромышленного комплекса, в том числе и отрасли производства пищевых продуктов, имеют более южные районы автономного округа с лучшей транспортной проницаемостью территории и лучшей связью с другими субъектами Российской Федерации: Нефтеюганский, Советский и Ханты-Мансийский районы, а также территории вокруг крупнейших городов с ёмким рынком сбыта: зоны влияния Сургутской и Нижневартовской агломераций.
Основной потенциал развития горнопромышленного комплекса сосредоточен в Березовском районе.
Потенциал развития промышленности строительных материалов большей степени реализуем в западных районах с меньшей заболоченностью территорий: Белоярском, Берёзовском, Октябрьском и Советском, в которых сосредоточены основные запасы высокобонитетных лесов, песка, гравия, камня на бут и щебень и др.
В целях формирования производственных цепочек создания добавленной стоимости с использованием потенциала развития муниципальных образований автономного округа документами стратегического планирования автономного округа определены основные направления реализации кластерной политики как нового приоритета промышленной политики.
В автономном округе организационно оформлены 2 промышленных кластера в приоритетных отраслях - газоперерабатывающий и лесопромышленный.
Дальнейшее развитие кластеров будет происходить за счет технологической модернизации процесса извлечения и заготовки ресурсов, наращивания стадий все более глубокой переработки исходного сырья, улучшения качества и расширения ассортимента конечной потребительской продукции. Перспективами развития обладают нефтегазодобывающий, горнопромышленный и агропромышленный кластеры.
Организационно-методическую поддержку кластерных процессов в автономном округе обеспечивает Центр кластерного развития при АУ "Технопарк высоких технологий", который в том числе осуществляет подготовку программ развития указанных перспективных кластеров и содействие созданию отраслевых объединений.
Наряду с применением кластерной политики, большое значение имеет политика по созданию условий для появления и развития высокотехнологичных конкурентоспособных российских компаний, которые обеспечат глобальное технологическое лидерство России на принципиально новых рынках к 2035 году, которая реализуется посредством региональной модели национальной технологической инициативы (НТИ).
Разработка и последующая реализация региональной модели НТИ в Югре как одного из новых приоритетов промышленной политики основана на учете северной специфики развития региона и направлена на включение предприятий и научно-исследовательских центров автономного округа в работу по обеспечению технологического лидерства по трем из девяти сетевых рынков, определенных в качестве перспективных для России - EnergyNet, FoodNet, AeroNet и HealthNet.
Для реализации региональной модели НТИ в автономном округе предстоит обеспечить двойной баланс: провести модернизацию традиционных производств и создать условия для прорывного развития, что будет обеспечено в том числе за счет комплексной поддержки промышленности автономного округа, осуществляемой в рамках данной государственной программы.
Модернизация промышленных предприятий должна сопровождаться эффективной организацией производственной деятельности, которая достигаются за счет внедрения Бережливых технологий.
Основные принципы, цели, методы и инструменты бережливого производства в автономном округе определены распоряжением Правительства автономного округа от 19 августа 2016 года N 455-рп "О Концепции "Бережливый регион" в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".
Основным направлением реализации Концепции "Бережливый регион" является формирование культуры бережливого производства у всех участников экономических отношений в сфере промышленности.
Кроме направления развития промышленности, Программа предусматривает реализацию политики развития туризма в автономном округе.
Богатый историко-культурный, этнографический, туристско-рекреационный потенциал автономного округа определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических секторов. Успешное развитие туристской отрасли окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, обеспечит эффективное и устойчивое продвижение на международный, федеральный и региональный рынки продукции традиционных видов деятельности коренных малочисленных народов Севера, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности, событийного, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), охотничьего, рыболовного, лечебно-оздоровительного, сельского, делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры) и автотуризма.
Проблемами развития туризма в автономном округе являются: недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие внутреннего и въездного туризма и его инфраструктуры, недостаток информации о туристских возможностях автономного округа у российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
Решение обозначенных проблем требует внедрения в систему государственного регулирования туристской деятельности новых подходов и методик, более эффективно консолидирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере туризма и сервиса. Задачей на будущий (плановый) период ставится возвращение устойчивых поступательных темпов развития отрасли.
Государственная программа направлена на стимулирование и создание условий для ускоренного развития промышленности и туризма автономного округа. При осуществлении мероприятий программы будут созданы новые, модернизированы и расширены существующие промышленные производства, в деятельность предприятий будут внедрены инструменты эффективного управления, созданы индустриальные (промышленные) парки.
За счет реализации государственной программы в обрабатывающую промышленность автономного округа будет привлечено более 64,9 миллиарда рублей инвестиционных (внебюджетных) средств, создано более 51 га площадей индустриальных (промышленных) парков, создано более 2000 высокопроизводительных рабочих мест и на 3000 человек (с 34,6 тысяч до 37,6 тысяч человек) увеличена среднесписочная численность занятых в обрабатывающей промышленности. Численность туристов, посещающих Югру и размещаемых в коллективных средствах размещения, увеличится с 394,1 тысяч до 435,1 тысяч человек ежегодно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.