Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы и лесного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ, Югра), сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.
В целях переформатирования модели развития нефтегазовой отрасли, лесных ресурсов автономного округа, Депнедра и природных ресурсов Югры осуществлена актуализация государственной программы, являющейся одним из инструментов реализации целей, определенных Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия-2030).
1.1. Подпрограмма I "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Стратегическим направлением организации недропользования является изучение имеющихся в автономном округе полезных ископаемых, с целью планирования освоения ресурсного потенциала, для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.
По итогам 2016 года Югра остается лидером среди субъектов Российской Федерации по добычи нефти, на долю автономного округа приходится 43,7 % от добычи Российской Федерации.
В 2016 году открыто 5 новых месторождений нефти и введены в разработку 6 месторождений. В пользование передано 26 участков с суммарными извлекаемыми запасами более 124 млн.т. нефти, что свидетельствует о благоприятном инвестиционном климате, сформированном в автономном округе.
Впервые с 2008 года, несмотря на негативную конъюнктуру мирового энергетического рынка, по итогам 2016 года стабилизировался среднесуточный уровень добычи нефти и сократился тренд снижения добычи.
На современном этапе ключевой задачей является ввод в разработку трудноизвлекаемых (далее также - ТрИЗ) запасов нефти, что требуется не только проведение большого объема исследований и внедрение современных технологий, но и применение со стороны государства ряда мер, направленных на поддержку и стимулирование освоения ТрИЗ запасов нефти.
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы I будет выражена к 2030 году в увеличении:
уровня проектного коэффициента извлечения нефти до 0,422 д.ед.
прироста запасов нефти категории С1 за счет разведочного бурения до 69 млн.т.
объема добычи нефти из залежей с трудно извлекаемыми запасами до 37 млн.т.
объема использования попутного нефтяного газа до 98 %;
объема добычи общераспространенных полезных ископаемых до 87 млн.м3.
При реализации государственной программы особое внимание уделено:
истощению ресурсной базы;
сокращению количества новых крупных и уникальных месторождений;
повышению роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;
увеличению доли ТрИЗ запасов нефти;
модернизации и развитию нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплекса, включая материально-техническую базу.
1.2. Подпрограмма II "Развитие лесного хозяйства и повышение эффективности использования лесов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Лес является одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей.
В автономном округе активно развиваются социальные и культурные аспекты лесных отношений через организацию лесного просвещения, пропаганды, движения школьных лесничеств, акций и мероприятий по очистке, восполнению, обустройству лесных массивов. В подпрограмме "Развитие лесного хозяйства" предусматривается ряд мероприятий, направленных на дальнейшее развитие вовлеченности населения автономного округа в практические лесохозяйственные и природоохранные акции, а также адресная поддержка школьных лесничеств.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловило необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня воздействия на них неблагоприятных факторов (прежде всего лесных пожаров), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины.
Автономный округ входит в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса, - 50405,5 тыс. га, или 4,3% от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 28796,8 тыс. га, или 3,6% от земель, покрытых лесной растительностью Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа - 53,8%.
Леса на территории автономного округа относятся к таежной лесорастительной зоне и включают 3 лесных района: Западно-Сибирский северо-таежный равнинный, Западно-Сибирский средне-таежный равнинный и Северо-Уральский таежный. По целевому назначению леса распределены на защитные (5,6%) и эксплуатационные (94,4%).
В составе земель лесного фонда преобладают лесные земли - 57,5% от площади земель лесного фонда. Нелесные земли составляют 42,5% лесного фонда, основная часть которых представлена болотами.
Запас древесины в автономном округе достигает 3,13 млрд. куб. м, в том числе по хвойным породам - 2,5 млрд. куб. м (80,96%), спелых и перестойных насаждений - 2,1 млрд. куб. м, или 4,8% от запаса спелых и перестойных насаждений Российской Федерации. Общий средний прирост древесины превышает 30,0 млн. куб. м в год, запас на одном гектаре - 129 куб. м.
Расчетная лесосека в автономном округе составляет 39,6 млн. куб. м, или 4,2% от расчетной лесосеки Российской Федерации, в том числе по хвойному хозяйству - 20,1 млн. куб. м. За последние 5 лет использование расчетной лесосеки составляло в среднем 7,6% с объемом заготовки 2,2 млн. куб.м. Спрос на древесные ресурсы в автономном округе определяется в основном уровнем развития и финансовой стабильностью организаций лесоперерабатывающей промышленности.
Эффективность реализации мероприятий подпрограммы будет выражена к 2030 году в увеличении:
обеспечение лесистости территории автономного округа не ниже 53,8 %, для устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала;
сохранению средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Выполнение лесохозяйственных работ в полном объеме обеспечит многоцелевое, рациональное, непрерывное, не истощительное освоение лесов и их использования в соответствие с разрешенными видами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.