Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ социально-экономического развития муниципального образования Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2010-2015 гг.
1.1. Демографическая ситуация и рынок труда
Численность постоянного населения Кондинского района по состоянию на 01.01.2016 г. (по данным Росстата) составила 31,6 тыс. чел., 2,0% от численности населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. К уровню 2010 г. численность населения района снизилась на 8,4% (рисунок 1.1.)
"Рисунок 1.1 Динамика численности постоянного населения Кондинского района, тыс. чел."
Основная доля населения Кондинского района (70%) проживает в поселках городского типа, из них 35,5% проживают в пгт. Междуреченский (рисунок 1.2). Прирост населения отмечается только в крупных поселках городского типа. На остальных территориях района наблюдается естественная убыль населения.
"Рисунок 1.2 Структура численности постоянного населения Кондинского района"
В 2015 году количество родившихся младенцев снизилось к уровню 2010 на 23%, в том числе в сельской местности на 38% (таблица 1.1). Численность умерших сократилась на 10%, в том числе в сельской местности на 23%. Средний возраст умерших в районе увеличился на 4% и составил 65,5 лет. Средняя продолжительность жизни населения Кондинского района на 8% ниже, чем в целом по РФ и на 9% ниже, чем в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Таблица 1.1
Динамика естественного движения населения Кондинского района в 2010 - 2015 гг.
Наименование показателя |
Годы |
Темп роста, % |
||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2015 / 2014 |
2015 / 2010 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Число родившихся, чел. |
524 |
461 |
457 |
443 |
436 |
403 |
92 |
77 |
в том числе в сельской местности |
134 |
114 |
120 |
85 |
79 |
83 |
105 |
62 |
2. Число умерших, чел. |
455 |
404 |
397 |
413 |
411 |
408 |
99 |
90 |
в том числе в сельской местности |
138 |
88 |
96 |
119 |
102 |
99 |
97 |
72 |
3. Естественный прирост (убыль) населения, чел. |
+69 |
+57 |
+60 |
+30 |
+25 |
-5 |
-20 |
-7 |
в том числе в сельской местности |
+3 |
+26 |
+24 |
-34 |
-23 |
-16 |
70 |
-533 |
4. Продолжительность жизни, лет |
63 |
64 |
63,5 |
63,5 |
64 |
65,5 |
102 |
104 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
мужчины |
56 |
58 |
57 |
58 |
57 |
60 |
105 |
107 |
Миграционное движение по Кондинскому району в 2015 году имеет отрицательное сальдо. Основной поток внутрирайонной миграции направлен в пгт. Междуреченский и пгт. Мортка. Внутри района ежедневно проходит трудовая миграция населения по основным направлениям "Мортка - Междуреченский - Мортка", "Ягодный - Мортка", "Леуши - Междуреченский", "Междуреченский - Ягодный".
В Кондинском районе, как и в целом по РФ, наблюдается негативная тенденция по старению населения. Численность населения трудоспособного возраста снижается, а численность населения старше трудоспособного и младше трудоспособного увеличивается, что повышает демографическую нагрузку на трудоспособное население. Средний возраст работающих в реальном секторе экономики составляет более 40 лет.
За последние три года незначительно возросли доходы населения, средняя заработная плата увеличилась на 2,2%, численность безработных снизилась на 10,8%. На 01.01.2016 года численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, составила 325 чел.
Численность работающих на крупных и средних предприятиях района составляет 28% от общей численности населения (9,2 тыс. чел.) и в динамике имеет тенденцию к снижению (таблица 1.2).
Таблица 1.2
Баланс трудовых ресурсов Кондинского района в 2011 - 2015 гг.
Наименование показателя |
Годы |
Темп роста 2015 / 2011, % |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Численность трудовых ресурсов, тыс. чел. |
22,2 |
20,4 |
20,3 |
19,9 |
20,0 |
90,1 |
доля трудовых ресурсов в численности населения, % |
65,2 |
60,2 |
61,4 |
62,2 |
63,3 |
97,1 |
2. Экономически активное население, тыс. чел. |
20,9 |
19,1 |
19,1 |
18,7 |
18,7 |
89,5 |
доля экономически активного населения в общей численности, % |
61,4 |
57,2 |
57,7 |
40,9 |
40,0 |
65,1 |
3. Общая численность, занятых в экономике, тыс. чел. |
14,8 |
13,6 |
13,4 |
13,1 |
12,6 |
85,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности |
7,04 |
6,92 |
6,58 |
6,52 |
6,47 |
91,9 |
в общественных объединениях и организациях |
0,44 |
0,36 |
0,28 |
0,30 |
0,30 |
68,2 |
на предприятиях и организациях со смешанной формой собственности |
1,27 |
1,39 |
1,72 |
1,59 |
1,55 |
122 |
в частном секторе |
6,06 |
4,92 |
4,85 |
4,68 |
4,32 |
71,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
в крестьянских (фермерских) хозяйствах |
0,12 |
0,11 |
0,09 |
0,08 |
0,07 |
58,3 |
на частных предприятиях |
4,57 |
3,17 |
3,18 |
3,17 |
3,11 |
68,1 |
занятые индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, (включая личное подсобное хозяйство) |
1,37 |
1,64 |
1,58 |
1,43 |
1,14 |
83,2 |
4. Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от производства, тыс. чел. |
1,26 |
1,27 |
1,40 |
1,27 |
1,34 |
106,3 |
5. Лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой (занятые в домашнем хозяйстве, военнослужащие и другие лица), тыс. чел. |
6,52 |
6,06 |
5,31 |
5,59 |
6,03 |
92,5 |
6. Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, тыс. чел. |
0,48 |
0,43 |
0,37 |
0,36 |
0,33 |
68,8 |
7. Уровень зарегистрированной безработицы, % |
2,12 |
2,07 |
1,84 |
1,79 |
1,62 |
76,4 |
Совокупные денежные доходы населения района за 2015 г. составили более 10,3 млрд. руб., в расчете на одного жителя номинальные денежные доходы увеличились на 56,2%. Основную долю в доходах населения района занимают заработная плата и социальные трансферты (таблица 1.3).
Таблица 1.3
Динамика состава и структуры совокупных денежных доходов населения Кондинского района
Наименование показателя |
Годы |
Темп роста 2015 / 2012, % |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Денежные доходы населения, млн. руб. |
8559,3 |
9063,3 |
10077,4 |
10340,6 |
102,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
- заработная плата |
4604,1 |
5137,6 |
5817,3 |
5944,1 |
102,2 |
ее доля в доходах населения, % |
53,8 |
56,7 |
57,7 |
57,5 |
- |
- социальные трансферты |
2018,5 |
2280,4 |
2473,9 |
2665,4 |
107,7 |
их доля в доходах населения, % |
23,6 |
25,2 |
24,5 |
25,8 |
- |
- другие доходы |
1936,7 |
1645,3 |
1786,2 |
1731,1 |
96,9 |
их доля в доходах населения, % |
22,6 |
18,2 |
17,7 |
16,7 |
- |
Среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям района увеличилась на 2% по сравнению с 2014 годом и в 2015 году составила 48 386 руб., что выше среднемесячной зарплаты в РФ (32000 руб.), но ниже, чем в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (63 809 руб.). Среднемесячная заработная плата существенно различается по видам экономической деятельности (таблица 1.4).
Таблица 1.4
Среднемесячная зарплата по видам деятельности на 01.01.2016 г.
Вид деятельности |
Среднемесячная зарплата, руб. |
1. Обрабатывающие производства |
27 696,3 |
2. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
18 631,4 |
3. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
50 641,9 |
4. Строительство |
46 414,6 |
5. Транспорт и связь |
77 278,7 |
6. Добыча полезных ископаемых |
64 806,2 |
7. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий |
29 105,2 |
8. Образование |
40 331,8 |
9. Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
41 878,3 |
10. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
31 110,1 |
Более высокий уровень зарплаты имеют работники таких отраслей, как транспорт и связь, строительство, добыча полезных ископаемых. Уровень их зарплаты превышает уровень оплаты труда работников сельского и лесного хозяйства более чем в 4 раза.
Таким образом, в Кондинском районе демографическая ситуация и ситуация на рынке труда характеризуется отдельными негативными тенденциями. Расселению населения района присущи асимметричность и высокая концентрация в пгт. Междуреченский. Наблюдаются естественная убыль и сокращение численности трудоспособного населения, сокращение спроса на рабочую силу и значительные разрывы в оплате труда по сферам занятости.
1.2. Промышленность
Исторически промышленность Кондинского района представлена предприятиями нефтедобывающей отрасли, лесной промышленности и агропромышленным сектором, включая рыбную ловлю и сбор дикоросов.
Сегодня добыча полезных ископаемых занимает 96% в структуре отгрузки промышленной продукции района (крупнейшие предприятия - ОАО "Лукойл-Западная Сибирь", ТПП "Урайнефтегаз" и др.); 3% приходится на производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды (ООО "Междуреченские коммунальные системы", РМУП "Тепловодоканал", ОАО "Теплоэнергия", ООО "Комплекс коммунальных платежей", ООО "Теплотехсервис", ОАО "ЮТЭК-Конда" и др.) и 1% - на обрабатывающие производства (ООО "Завод МДФ").
В лесной промышленности с 90-х годов XX века и до настоящего времени наблюдается снижение объемов производства. Так, заготовка и вывозка леса уменьшились в 10 раз - с 2 500 тыс. м3 в 1990 г. до 259,5 тыс. м3 в 2015 г. Объемы выпуска пиломатериалов снизились в 8 раз - со 137 тыс. м3 в 1994 г. до 17 тыс. м3 в 2015 г.
В 2009 году в лесной отрасли функционировало 13 лесопромышленных предприятий, из них крупных и средних - 6 ед. и малых - 7 ед. В отрасли работало 25% занятых в экономике района. По состоянию на 01.01.2016 года работает 49 лесопромышленных предприятий, из них 1 крупное, 15 организовано в форме обществ с ограниченной ответственностью и имеют малую численность и 33 - это индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, занимающиеся, в основном, исполнением муниципального заказа по обеспечению населения района топливными дровами. Численность занятых в лесной отрасли 888 чел. (по итогам 2015 года), или 7% занятых в экономике района.
Общий объем отгруженных товаров собственного производства по крупным и средним предприятиям Кондинского района за 2015 год в действующих ценах составил 36 745,5 млн. руб. (около 1% от общего объема отгруженной продукции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре).
В 2015 году предприятиями лесного комплекса произведено товарной продукции на 482,1 млн. руб., объем реализованной продукции составил 472,8 млн. руб. Изменились объемы производства основных видов лесопромышленной продукции в натуральных показателях. В 2015 г. по сравнению с 2011 г. вывозка древесина увеличилась на 35% (по итогам 2015 года - 259,5 тыс. м3), производство плиты МДФ - в 2 раза (40,9 тыс. усл. м2), производство круглых лесоматериалов снизилось на 5% (124 тыс. м3), производство пиломатериалов снизилось на 28% (17 тыс. м3).
Крупный промышленный объект, который был построен в последнее десятилетие - это завод МДФ в п. Мортка. Согласно проекту, завод МДФ был призван решить проблему использования низкосортной древесины, занимающей более 80% возможных для эксплуатации лесных площадей района. Однако в настоящее время низкосортная древесина используется только в котельной, а основное производство в качестве сырья использует деловую древесину. В результате обострилась конкуренция за лесные ресурсы и возник дефицит деловой древесины.
В целом, можно констатировать, что роль лесопромышленного комплекса в экономике района на сегодняшний день незначительна. Отрасль, по-прежнему находится под влиянием кризисных явлений. В то же время, на территории района сосредоточены значительные запасы древесных ресурсов, имеется в наличии необходимый для их освоения трудовой потенциал, в целях диверсификации экономики следует принимать меры по развитию лесного комплекса.
С 2012 года в Кондинском районе осуществляется промышленное освоение запасов торфа. Данное направление деятельности достаточно перспективно. По материалам геологических служб в северной части района выявлено 14 месторождений торфа с прогнозными запасами 952,6 млн. тонн, при средней глубине залегания 2,3 м.
1.3. Агропромышленный комплекс
В Кондинском районе сосредоточено 60% посевных площадей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры под кормовые культуры, 30% жителей района проживает в сельских поселениях (по округу - в среднем 9%).
Агропромышленный комплекс Кондинского района включает в себя сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой промышленности, рыбодобывающие хозяйства и предприятия, занятые заготовкой и переработкой дикоросов. В 2015 году в районе осуществляли деятельность 58 предприятий всех форм собственности, из них: 28 предприятий занимались животноводством, 6 растениеводством, выловом и переработкой рыбы занимались 15 предприятий, заготовкой и переработкой дикоросов занимались 9 предприятий.
Поголовье крупного рогатого скота в 2015 году составило 667 голов (133,9% к уровню 2011 года), свиней - 1693 головы (112,6% к уровню 2011 года). Валовой надой молока - 1035,8 тонн (182% к уровню 2011 г.). Производство мяса в живом весе по сравнению с 2011 г. увеличилось на 47%, в основном за счет роста производства свинины в крестьянских (фермерских) хозяйствах и составило 643 тонны. Производство мяса на одного жителя района в 2015 году составило 20 кг, что выше показателя 2014 года на 25%.
За пять лет объемы господдержки сельхозпроизводителей увеличились почти в 2 раза. В 2015 году сельскохозяйственные товаропроизводители района получили 83,1 млн. руб. государственной поддержки из средств окружного бюджета (на 26% больше в сравнении с 2014 годом). Основная доля - 51% в структуре субсидий - выплачена за продукцию животноводства (свиноводство и птицеводство), 10% - по капитальным вложениям, 13% - за вылов рыбы, 11% - на содержание маточного поголовья животных личных подсобных хозяйств и 13% - на поддержку заготовки и переработки дикоросов.
За 2015 год выпечено хлеба и хлебобулочных изделий 1 264 тонны (67% от потребности) или 90% от уровня 2014 года. Недостающее количество хлеба и хлебобулочных изделий завозится из Тюмени, Екатеринбурга и Урая (таблица 1.5).
Выловом и переработкой рыбы в районе занимаются 15 предприятий. За 2015 год выловлено 910 тонн рыбы, в сравнении с 2011 г. объем вылова уменьшился на 15%, что связано со снижением воспроизводства рыбы.
Ежегодно в районе ведется заготовка биологических пищевых ресурсов: грибов, ягод. За 2015 год заготовлено 59 тонн ягод (227% к уровню 2014 года), грибов - 38 тонн (30% к уровню 2014 года).
Таблица 1.5
Производство пищевых продуктов в Кондинском районе, тонн
Наименование продукции |
Годы |
Темп роста, % |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2015/ 2011 |
2015/ 2014 |
|
1. Хлеб и хлебобулочные изделия |
2090 |
1840 |
1474 |
1403 |
1264 |
60,5 |
90,1 |
2. Пищевая рыбопродукция |
1067,7 |
811,7 |
668 |
894 |
910 |
85,2 |
101,8 |
3. Заготовка грибов |
64 |
48 |
32,4 |
125 |
38 |
59,4 |
30,4 |
4. Заготовка ягод |
148,0 |
63,3 |
93 |
26 |
59 |
39,9 |
226,9 |
Почти 80% дикоросов заготавливается в трех отдаленных поселениях: Мулымья, Шугур и Болчары. Активно работают предприятия ОКМНС "Красный Яр" (п. Луговой), ООО "Регион-К" (пгт. Междуреченский), ООО СП "Юконда", ОКМНС "Киндаль", ООО "Болчары", ООО СП "Айтур", РО "Карым", ИП Ташлыков, НО "Кама", ИП Змановский, ООО НО "Медведь".
Структура заготовки дикоросов по поселениям в 2015 г. приведена на рисунке 1.3.
"Рисунок 1.3 Структура заготовки дикоросов в поселениях Кондинского района в 2015 году"
В 2008 году на территории Кондинского района введена в эксплуатацию первая очередь завода по переработке дикоросов в пгт. Междуреченский. Проект был реализован за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В тоже время неправильное технико-экономическое обоснование и неверный учет ресурсных возможностей территории обусловили его проблемный характер. Для бесперебойной работы завода необходимо 390 тонн ягоды и 72 тонны грибов ежегодно, в то время как в обычные годы местной ягодой можно загрузить завод менее чем на 7%, в ягодные годы (раз в 4 года) - только на 30%.
В 2016 году введен в эксплуатацию молочный завод КФХ Чурилович Ф.В. в п. Лиственничный по переработке молока (мощностью до 5 тонн молока в сутки).
За 2015 - 2016 гг. в пгт. Междуреченский открылось 2 мини-пекарни, построена хлебопекарня в д. Шугур.
Основные задачи, стоящие перед АПК района - это вовлечение в сферу сельскохозяйственного производства предпринимателей, создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.
1.4. Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций за счет всех источников финансирования в текущих ценах увеличился в 2015 году к уровню 2011 года на 69,7%; в 2,5 раза произошло увеличение финансирования за счет собственных средств субъектов инвестиционной деятельности, в основном за счет нефтедобывающих предприятий и предприятий транспорта. Размер привлеченных средств в 2015 году составил 647,1 млн. руб., что в 2 раза меньше, чем в предыдущем году. Соотношение собственных средств предприятий к привлеченным средствам в 2015 году составило 92:8; в 2011 году 70:30.
Доля привлеченных средств в 2015 году уменьшилась в 3,8 раза к уровню 2011 года. Значительный удельный вес в привлеченных средствах составляют инвестиции из бюджета автономного округа (92% в 2015 году, 17% в 2011 году). За исследуемый период практически прекратилось финансирование из внебюджетных средств и средств федерального бюджета, уменьшились инвестиции, осуществляемые в рамках программы "Сотрудничество".
В структуре инвестиций в 2015 году преобладали вложения в добычу полезных ископаемых - 67,9%, транспорт и связь - 21,2% от общей суммы инвестиций, направляемых в основной капитал из всех источников. При этом общая тенденция приоритетного инвестирования этих отраслей сохраняется в течение трех последних лет.
В экономическом развитии Кондинского района происходит трансформация роли традиционных отраслей специализации. Исторически в районе с лесосырьевыми ресурсами преобладала лесная промышленность и агропромышленный сектор с производством мяса и молока, выращиванием шкурок серебристо-чёрных лисиц, производством картофеля и овощей на юго-западе района, с рыбной ловлей и сбором дикоросов. В настоящее время практически нет инвестирования в лесную отрасль, в связи, с чем объемы производства продукции резко снизились.
Бюджетные инвестиции в экономическую сферу при несоответствии проектов реальным возможностям и потребностям территории приводят к тому, что вместо "локомотивов развития" в Кондинском районе созданы проблемные объекты: "завод дикоросов", ООО "Завод МДФ".
Постановлением администрации Кондинского района от 26.05.2014 года N 1014 утвержден совет при главе Кондинского района по вопросам развития инвестиционной деятельности в Кондинском районе. Доля представителей предпринимательства в составе данного совета - 59%.
Финансовая поддержка инвестиционных проектов в районе осуществляется в соответствии с действующим законодательством и включает следующие формы:
частичное возмещение расходов не более 50% при реализации инвестиционного проекта в рамках настоящей муниципальной программы;
предоставление иных, нефинансовых форм поддержки, в том числе оказание информационной и консультационной помощи инвесторам.
1.5. Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ)
В целях модернизации и повышения эффективности развития жилищно-коммунального хозяйства Кондинского района в период 2011 - 2015 годов на территории района реализовывались:
отдельные мероприятия целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005 - 2012 годы"*(1);
муниципальная программа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Кондинском районе на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года"*(2);
муниципальная программа "Обеспечение экологической безопасности Кондинского района на 2014 - 2016 годы и на период 2020 года"*(3).
Среди муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры уровень комплексно благоустроенного жилищного фонда в Кондинском районе самый низкий.
Жилищно-коммунальные услуги оказывают предприятия различных форм собственности как муниципальные, так и частные. Тепловая энергия производится 32 котельными, из них 11 - на нефти, 8 - на угле, 3 - на газе, 7 - на дровах, 1 - на щепе, 1 - электрическая, 1 - на брикетах. Общая мощность объектов теплоснабжения в 2015 году составила 147,4 Гкал/час. Протяженность тепловых сетей - 126,1 км.
Тепловые, водопроводные и канализационные сети имеют высокий процент износа. Требуется реконструкция котельных в посёлках Куминский, Леуши, Лиственичный, Кондинское и Междуреченский.
Установленная мощность водопроводных очистных сооружений на 01.01.2016 составила 3,72 тыс. м3 в сутки; протяженность водопроводных сетей - 177,98 км, канализационных сетей - 39,85 км.
В числе проблемных вопросов - недостаточное количество водоочистных и канализационно-очистных сооружений. Из пяти эксплуатирующихся водоочистных сооружений четыре соответствуют всем технико-эксплуатационным требованиям, одно нуждается в капитальном ремонте. Доля воды, пропущенной через очистные сооружения, в среднем по району составляет 85%. При этом во многих муниципальных образований (гп. Луговой, сп. Болчары, сп. Леуши, сп. Половинка, сп. Шугур), в которых проживает 25% населения района, водоочистные сооружения отсутствуют.
Из пяти эксплуатирующихся канализационно-очистных сооружений всем технико-эксплуатационным требованиям отвечает три (в пгт. Мортка, пгт. Междуреченский (КОС-800), д. Ушья). В населенных пунктах пгт. Куминский, пгт. Междуреченский (КОС-120) существующие канализационно-очистные сооружения требуют серьезной реконструкции. В остальных населенных пунктах слив жидких бытовых отходов производится на рельеф или в водные объекты без предварительной очистки, что является потенциальным фактором ухудшения экологической ситуации и возникновения инфекционных заболеваний. В целом по Кондинскому району охват населения услугой водоотведения составляет около 15%.
Жилищно-коммунальная инфраструктура Кондинского района и ее техническое состояние характеризуется высокими удельными затратами на производство услуг; низким уровнем оснащенности жилищного фонда современными локальными источниками теплоснабжения, сооружениями очистки воды и сточных вод; высоким уровнем износа объектов ЖКХ, что обусловливает значительные потери и высокие эксплуатационные расходы.
Несмотря на осуществляемые мероприятия, отрасль продолжает оставаться убыточной, сумма задолженности населения перед предприятиями ЖКХ не снижается, доля объектов, оборудованных приборами учета не высока, процесс перевода котельных на экономичные виды топлива осуществляется медленными темпами.
1.6. Строительство
В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" на территории Кондинского района принята муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Кондинского района на 2017 - 2020 годы".
Жилищный фонд района, сформированный в середине прошлого века, большей частью перешел в разряд непригодного или аварийного. Каждый восьмой квадратный метр из обследованного жилья признан сегодня непригодным для проживания. Реализация муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Кондинского района на 2017 - 2020 годы" призвана способствовать формированию нового сегмента жилья эконом-класса, в первую очередь малоэтажного, с целью повышения доступности жилья для семей со средним уровнем дохода. Однако сдерживающим фактором в ее реализации является ограничение финансовых ресурсов, вследствие чего отсутствует возможность выкупа готового жилья в рамках государственных и муниципальных программ для отдельных категорий граждан.
На 01.01.2016 г. в Кондинском районе в очереди на улучшение жилищных условий состояло 3,4% от общего количества населения. 11,0% жилья признано ветхим, непригодным для проживания. Для удовлетворения потребности этой категории населения в жилье необходимо около 133,0 тыс. м2 жилья.
С 2011 года по 2013 год в Кондинском районе, наряду с муниципальной программой по улучшению жилищных условий "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года в Кондинском районе", реализовывались также мероприятия целевых окружных программ:
1. "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югра на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года";
2. "Капитальный ремонт многоквартирных домов "Наш дом" на 2011 - 2013 годы".
С 2014 года в муниципальном образовании действовала муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Кондинского района на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года". Всего за период с 2011 года по 2015 год улучшили жилищные условия 824 семьи.
Преимущество Кондинского района в сравнении с другими муниципалитетами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию домостроения заключается в территориальном расположении вблизи производств строительных материалов юга Тюменской и Свердловской областей, в потенциале использования местных ресурсов с применением новых технологий деревянного домостроения. Внедрение программ ипотечного кредитования с использованием механизма бюджетной компенсации процентной ставки, будут способствовать росту объемов индивидуального жилищного строительства.
1.7. Потребительский рынок
Оборот розничной торговли за 2015 год по полному кругу предприятий составил 2163,0 млн. руб., увеличившись на 8,0% к уровню 2011 г. Каждым жителем Кондинского района в 2015 г. было приобретено товаров на сумму 68,4 тыс. руб., что на 10% ниже показателя 2014 г. Это свидетельствует о снижении покупательской способности населения и приобретении товара на других территориях.
Оборот общественного питания в 2015 г. составил 312,6 млн. руб., на душу населения - 9,8 тыс. руб. или 118% к уровню 2014 года.
Объем реализации платных услуг на 1 жителя в Кондинском районе составил 14,5 тыс. руб., что на 9% ниже показателя 2014 года.
Сегодня в сфере торговли и бытового обслуживания населения Кондинского района сосредоточено основное количество малых предприятий, формирующих доходную часть местного бюджета и обеспечивающих занятость. В то же время потенциал роста в части обеспеченности современными торговыми площадями, качества и доступности обслуживания, особенно в сельских населенных пунктах, реализован не полностью.
По объему платных и бытовых услуг, оказываемых населению, Кондинский район уступает большинству муниципалитетов округа. Даже в районном центре наблюдается недостаток парикмахерских, химчисток, ремонта обуви. Основными причинами слабого развития сектора рыночных услуг являются: недостаток профессиональных знаний местных жителей для занятий бизнесом; отсутствие подготовленных производственных площадей с подведенными инженерными коммуникациями и др.
1.8. Малое и среднее предпринимательство
Развитие малого и среднего предпринимательства является приоритетной задачей Администрации Кондинского района.
На территории Кондинского района осуществляют свою деятельность 1173 субъекта МСП, из них 465 малых и средних предприятий и 708 индивидуальных предпринимателей. Основная доля 81% субъектов МСП Кондинского района осуществляют свою деятельность на территориях городских поселений Междуреченский, Мортка, Луговой, Кондинское, Куминский и 19% - на территориях сельских поселений Болчары, Леуши, Мулымья, Половинка, Шугур.
Анализ субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе видов предпринимательской деятельности показывает, что по прежнему лидирующее положение занимает "малый бизнес", оказывающий услуги розничной торговли, удельный вес которого увеличился за последние 5 лет с 38% до 40%. Значительно выросла и доля предпринимательской деятельности по оказанию услуг (бытовых услуг, услуг в сфере ЖКХ, услуг туризма, консалтинговых услуг и др. - с 18% до 27%.
Доля субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере лесозаготовок остается на прежнем уровне - 4%. По всем остальным видам деятельности наблюдается снижение удельного веса: производство с 6% до 4%, транспорт и связь с 11% до 10%, сельское и лесное хозяйство с 13% до 7%, рыболовство с 3% до 2%, строительство с 7% до 6%.
Налоговые поступления по специальным налоговым режимам (упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, единому налогу на вмененный доход) от субъектов малого и среднего предпринимательства Кондинского района в течение трех последних лет остаются на одном уровне: 2013 год - 49,0 млн. руб., 2014 год - 48,3 млн. руб., 2015 год - 49,0 млн. руб.
Налоги, уплачиваемые предприятиями малого бизнеса в 2015 году составили 29,1 млн. руб., что на 1% больше, чем в 2014 году. Наибольший удельный вес составляет УСН с объектом налогообложения "доходы" - 51,9%, УСН с объектом налогообложения "доходы - расходы" - 30,9%, минимальный налог при УСН - 13,1%). Ежегодно наблюдается положительная динамика поступления данного вида налога.
Налоговые платежи по патентной системе налогообложения ежегодно увеличиваются. Объем платежей по патенту составил в 2015 году 5,4 млн. руб. (150,0% от поступлений по патенту за 2014 год, 245,0% по сравнению с 2013 годом).
Тенденцию к снижению имеет единый налог на вмененный доход (91,8% по сравнению с 2014 годом) в связи со следующими причинами: активным переходом индивидуальных предпринимателей на патентную систему налогообложения, что позволяет снизить налоговую нагрузку на "малый бизнес"; появлением на территории городского поселения Междуреченский серьезных конкурентов - представителей федеральных торговых сетей "Монетка" и "Магнит" и, соответственно, снижением численности предпринимателей, оказывающих услуги розничной торговли.
В соответствии с муниципальной программой "Развитие малого и среднего предпринимательства в Кондинском районе на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года" за 2015 год была предоставлена поддержка 1629 субъектам малого и среднего предпринимательства (за 2014 год - 1325 субъектам малого и среднего предпринимательства), в том числе финансовая - 5 субъектам малого и среднего предпринимательства (30,4%) (создано 5 постоянных рабочих мест), имущественная - 19 субъектам малого и среднего предпринимательства (79,2%), информационно-консультационная - 1124 субъектам малого и среднего предпринимательства (81,8%), популяризация и пропаганда предпринимательской деятельности - 481 субъектам малого и среднего предпринимательства (153,7%).
Наибольшая доля финансовой поддержки (65,3%) направлена в 2015 году на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся производством продовольственной продукции, 8,8% - оказанием туристических услуг, 10,8% - выловом рыбы, 14,1% - производством непродовольственной продукции.
При оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в дальнейшем необходимо учитывать существующие в районе проблемы: недостаточность должной квалификации работников, занятых в сфере предпринимательства; низкий уровень развития предпринимательства среди молодежи; слаборазвитая сеть автомобильных дорог.
1.9. Социальная сфера
1.9.1. Дошкольное и общее образование
По состоянию на 01.01.2016 в Кондинском районе функционирует всего 30 учреждений образования, в том числе: 11 - дошкольные образовательные учреждения; 15 - средние общеобразовательные школы; 3 учреждения дополнительного образования детей; МБУ "Центр обеспечения функционирования и развития образовательных учреждений Кондинского района".
Контингент учащихся (воспитанников) по учреждениям образования за 2015 год составил 6545 учащихся и воспитанников, из них охвачено дополнительным образованием 4975 детей. Количество учебной площади на одного ученика - 10 м2. Количество педагогических работников образовательных учреждений общего образования 499, из них 418 учителей.
За 2011 - 2015 годы выявлено заметное увеличение численности обучающихся, число образовательных учреждений снизилось в связи с реорганизацией сети учреждений образования путём присоединения детских садов к школам.
Из 15 образовательных школ только одна имеет износ более 80% (МКОУ Алтайская СОШ). Охват детей дошкольным образованием составляет 75%. Доля общеобразовательных учреждений, подключенных к сети Интернет, составляет 100%.
Численность работников системы образования составляет 1799 человек. Благодаря эффективной реализации в Кондинском районе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" средняя заработная плата педагогов в общем образовании в 2015 году составила 56 351,0 руб. (целевой показатель по округу - 56 351,0 руб.), педагогов дошкольных образовательных учреждений - 49 493,0 руб. (целевой показатель по округу - 49 493,0 руб.).
В бюджете муниципального образования доля расходов по отрасли "Образование" за 2015 год приблизилась к 31%. Доля внебюджетных средств - 1,7% от общего бюджетного финансирования, в том числе доходы от предоставления дополнительных платных образовательных услуг - 0,2% от объема бюджетного финансирования.
В небольших населенных пунктах модернизированные школы, как и библиотеки, становятся своеобразными точками роста, местами сбора селян. В сельских поселениях, школы расширяют свои функции - школы-интернаты, коррекционные школы. В городских поселениях (пгт. Междуреченский, пгт. Мортка, пгт. Кондинское), школы становятся центром работы с талантливыми людьми района, предоставляя широкий спектр дополнительных образовательных услуг, организовывая кружковую деятельность, школы искусств и т.д. Сеть образовательных учреждений района начинает выполнять функцию транслятора нововведений в поселения района.
1.9.2. Здравоохранение
В системе здравоохранения Кондинского района на 01.01.2016 г. функционирует три учреждения: БУ ХМАО - Югры "Кондинского районная больница", МБУ Центр общей врачебной практики (семейной медицины), АУ ХМАО - Югры "Кондинская районная стоматологическая поликлиника". Первичная медико-санитарная помощь оказывается в 11 фельдшерско-акушерских пунктах. С 2014 года учреждения здравоохранения Кондинского района переданы в государственную собственность Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Износ амбулаторно-поликлинических учреждений на 01.01.2014 г. составляет 30%, больничных учреждений - 47%. Количество коек круглосуточного стационара учреждений здравоохранения составляет 203 койки. Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений - 1425 посещений в смену. Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - 458,9 на 10 тыс. жителей; больничными койками - 62,0 на 10 тыс. жителей; врачами - 38,5 на 10 тыс. жителей; средним медицинским персоналом - 142,7 на 10 тыс. жителей. Средняя заработная плата врачей - 78 447 руб. (целевой показатель по округу - 82 430 руб.), среднего медицинского персонала - 49 858 руб. (целевой показатель по округу - 48 907 руб.).
За последние годы наблюдается снижение смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы, снижение онкологической запущенности и социальных болезней. В тоже время, общая заболеваемость населения района имеет тенденцию роста. Больничные учреждения района не в состоянии оказывать полный комплекс услуг по диагностике и лечению отдельных видов заболеваний. В районе наблюдается дефицит специалистов узкого профиля: урологов, эндокринологов, инфекционистов, хирургов, дантистов. Больные вынуждены получать платные медицинские услуги в Тюмени, Екатеринбурге, Ханты-Мансийске, Урае и других крупных городах.
В сфере здравоохранения Кондинский район конкурирует со своими южными соседями за квалифицированные кадры - около трети врачей и значительный процент медсестер приехали из Свердловской области. Этому способствует сравнительно высокий уровень заработной платы, а также возможность работать в современных медицинских учреждениях.
1.9.3. Культура
Сеть учреждений культуры Кондинского района по состоянию на 01.01.2016 г. представлена 16 учреждениями, в том числе Централизованная библиотечная система (22 филиала), два музея, две детские школы искусств, 11 учреждений клубного типа.
В учреждениях культуры клубного типа Кондинского района функционирует 145 культурно - досуговых формирований различной направленности, в которых занимаются 2 176 человек, что составляет порядка 7% населения района. В МУК "РДКИ "Конда" работают коллективы, имеющие звание "Народный" и "Образцовый": народный коллектив "Вокальный ансамбль русской песни "Журавушка", образцовый художественный коллектив "Детский вокальный коллектив "Поп - хор "Чудо-NEXT", народный коллектив "Литературное объединение "Возрождение", образцовый художественный хореографический коллектив "Данс проект "Дива", народный самодеятельный коллектив хор русской песни "Отрада", народный самодеятельный коллектив вокальный ансамбль "Илларита". В составе учреждений дополнительного образования в сфере культуры осуществляют свою деятельность 3 образцовых художественных коллектива: ансамбль танца "Инвенторс" и вокальный ансамбль "Ассоль" Детской школы искусств п. Междуреченский и джазовый оркестр "Юность" Детская музыкальная школа гп. Кондинское. Средняя заработная плата работников культуры составила 32 114 рублей. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения оплаты труда работников учреждений культуры, степень достижения показателя составляет 101%.
Кинообслуживание населения осуществляют 8 киноустановок в поселениях района. Обеспеченность населения кинотеатрами и киноустановками оценивается на уровне 86%.
Сохранение и изучение историко-культурного наследия Кондинского района осуществляют два музея: Районный Учинский историко-этнографический музей имени А.Н. Хомякова и Районный краеведческий музей имени Н.С. Цехновой с музейным фондом более 20 тыс. единиц хранения.
Мягкий климат и высокое биоразнообразие формируют значительный туристический потенциал Кондинского района. Еще 15 лет назад территория района пользовалась популярностью у туристов Уральского региона (Екатеринбург, Ирбит), поток которых сейчас значительно снизился. Между тем Кондинский район, при грамотном позиционировании и развитии инфраструктуры, может существенно повысить свою туристическую привлекательность, благодаря разнообразию уникальных объектов: Учинский этнографический музей в поселке Половинка, в котором воссоздан исконный быт манси; древнее капище эпохи неолита в Междуреченском; сеть озер, рек и туманов, богатых рыбой; большое количество болотных диких птиц и возможность наблюдать за ними в естественной среде обитания. Куминская территория - таежные реки с завалами, пользующиеся популярностью среди любителей экстремального туризма; новый зимний вид экстремальных развлечений - гонки на снегоходах по замерзшим озерам; Ландинская экосистема на юго-западе района, знаменитая богатейшим разнообразием растений. Возможность развития научного туризма; национальные поселки Карым с Шайтан-горой и Шугур; Шаимская территория, на которой нашли первую в Западной Сибири нефть; Леушинская территория, откуда началось крещение Кондинского района и в последствии всей Югры, Кондинская территория, обладающая потенциалом развития агротуризма.
1.9.4. Физическая культура и спорт
Сеть учреждений физической культуры и спорта Кондинского района в настоящее время представлена четырьмя муниципальными учреждениями физической культуры и спорта. Всего же в районе 86 объектов спортивной инфраструктуры (включая все спортивные объекты вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности), в том числе: 32 спортивных зала, 3 лыжные базы, 3 стрелковых тира, 38 плоскостных спортивных сооружения, бассейны - 2, другие спортсооружения - 8. Единовременная пропускная способность существующей сети составляет 2,8 тыс. чел.
Рост числа объектов физической культуры и спорта и их пропускной способности, стабильный и существенный рост количества спортивных мероприятий за анализируемый период свидетельствует об эффективной работе по развитию и популяризации физической культуры и спорта на территории района.
В учреждениях физической культуры и спорта работают всего 233 человека списочного состава, 204 человека по основному месту работы, в том числе 63 тренера-преподавателя, 43 по основному месту работы. Среднемесячная заработная плата одного работающего в сфере физической культуры и спорта на 01.01.2016 год составила 28866,3 руб., среднемесячная заработная плата одного тренера-преподавателя составила 43959,8 рублей. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" среднемесячная заработная плата педагогических работников дополнительного образования детей в учреждениях образования в сфере физической культуры и спорта установлен показатель 45004,53 рублей. Степень достижения показателя 97,7%.
Учреждениями физкультуры оказываются платные услуги населению по следующим направлениям: аренда зала с использованием оборудования для игры в настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол; аренда зала бокса; занятия в секции шейпинг; занятия в тренажёрных залах; посещение детского и большого бассейнов.
1.10. Транспорт и связь
1.10.1. Транспортный комплекс
Транспортный комплекс Кондинского района представлен автомобильным, воздушным и железнодорожным видами транспорта и включает в себя: сеть автомобильных дорог различного значения, железные дороги и водные пути, 3 железнодорожные станции, 1 аэропорт, 7 вертолетных площадок, пристани.
Основные объемы регулярных грузовых и пассажирских перевозок осуществляются по Свердловской железной дороге, связывающей район с центром УрФО - г. Екатеринбург.
Воздушный и речной транспорт используются в весенне-летний период и связывают труднодоступные населенные пункты с пгт. Междуреченский и г. Ханты-Мансийск. Их доля в общем объеме пассажирских перевозок составляет соответственно 2% (воздушный) и 7% (речной).
На территории района 48% населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Для решения этой проблемы ежегодно осуществляется устройство и содержание зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования. Протяженность зимних автомобильных дорог межмуниципального значения составляет более 610 км, в том числе 1,7 км ледовых переправ.
Из-за недостаточного уровня развития автомобильных дорог слабо используется транзитный потенциал территории района, наблюдается рост транспортных расходов, снижение скорости движения, рост уровня аварийности. Протяженность автомобильных дорог существенно не увеличилась, а доля населения, проживающего в населенных пунктах, которые не имеют регулярного сообщения с административным центром, снизилась. Часть граждан из этих населенных пунктов переехала в другие, более доступные в транспортном отношении, места.
Для динамичного развития района необходимо завершение строительства участка автомобильной дороги "Мортка - Нижняя Тавда", которая сформирует южный транспортный коридор автономного округа и позволит активизировать экономические процессы в Кондинском районе.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" на территории Кондинского района действовала муниципальная программа "Развитие транспортной системы Кондинского района на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года", в которой предусмотрено строительство подъездных автомобильных дорог к д. Сотник, с. Леуши, пгт. Мортка и п. Ямки*(4). В 2015 году завершено строительство подъезда к п. Дальний от автодороги ст. Устье-Аха - г. Урай.
2.10.2. Информационное общество
С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.
Услуги телефонной связи населению Кондинского района предоставляют ПАО "Ростелеком", ЗАО "КОМСТАР-регионы", ООО "Сигнал". Наибольшее покрытие по району у операторов подвижной радиотелефонной связи ООО "Т2 Мобайл" и "ОАО Екатеринбург-2000" (Мотив). В некоторых населенных пунктах района работают ПАО "МегаФон", ПАО "ВымпелКом" (Билайн), ПАО "Мобильные телесистемы" (МТС), ООО "Скартел" (Yota). Три населенных пункта из 27 не обеспечены сотовой связью и широкополосным доступом в Интернет. В них проживает менее 0,1% населения района.
В населенных пунктах пгт. Междуреченский, пгт. Кондинское, п. Куминский, пгт. Мортка, пгт. Луговой, с. Болчары, п. Ягодный, п. Дальний, п. Мулымья, д. Ушья в зонах уверенного приема 3G сигнала, операторами сотовой связи ПАО "Мобильные телесистемы", ПАО "Мегафон" и ООО "Скартел" (Торговая марка "Yota") предоставляется широкополосный доступ абонентов к сети Интернет по технологии 3G.
ООО "Екатеринбург-2000" (Мотив) предоставляет широкополосный доступ абонентов к сети Интернет по технологии 4G (LTE) в населенных пунктах пгт. Междуреченский, пгт. Мортка, пгт. Кондинское, пгт. Куминский, пгт. Луговой, с. Болчары, с. Алтай, д. Кама, п. Половинка с. Ямки, д. Юмас, с. Леуши, п. Лиственничный, п. Ягодный, п. Мулымья, п. Ушья, с. Чантырья, п. Назарово, п. Супра, с. Шаим, д. Сотник.
Услуги почтовой связи на территории района оказывает Урайский почтамт на базе 18 почтовых отделений во всех населенных пунктах Кондинского района.
ФГУП РТРС "Урало-Сибирским региональным центром" территория Кондинского района повсеместно, за исключением трех населенных пунктов населением менее 0,1% от общего числа жителей района, обеспечена цифровым радиосигналом государственного телевидения стандарта DVB-T2, с возможностью просмотра пакета телеканалов "РТРС-1".
Жители населенных пунктов Междуреченский, Мортка, Куминский, Луговой, Леуши, Лиственичный могут смотреть региональную врезку местной телерадиокомпании "Конда" на канале ОТРК "Югра".
Радиотрансляционную деятельность в ультракоротком волновом диапазоне с фиксированными радиочастотами на территории пгт. Междуреченский осуществляют радиостанция "Югра" и радиостанция "Радио".
В Кондинском районе развернута инфраструктура электронного правительства. Развивается сеть многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", позволяющая гражданам и организациям получать требуемые им услуги и конечные документы в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими решения по согласованию и выдаче данных документов. Более 50% муниципальных услуг оказывается в электронном виде посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru и мобильных приложений. С конца 2015 года проводятся различные мероприятия по популяризации электронных услуг.
1.11. Местное самоуправление
Действия органов местного самоуправления в Кондинском районе регулируются Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В 2016 году на территории района осуществляется реализация 25 муниципальных программ. Администрация Кондинского района является учредителем 4 муниципальных унитарных предприятий, 3 автономных муниципальных учреждений. Общая стоимость муниципального имущества Кондинского района в 2015 году составила 8 379,5 млн. руб. В настоящее время функционируют 60 организаций, являющихся собственностью Кондинского района или с его участием в капитале, в том числе: 46 организаций - муниципальные учреждения; 9 организаций - территориальные административные органы; 6 организаций - хозяйствующие общества с участием района; 1 организация - муниципальные унитарные предприятия.
В 2014 году отрыт МБУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг", а в 2015 году открыты территориальные обособленные структурные подразделения МБУ Кондинского района МФЦ в пгт. Кондинский, пгт. Куминский, пгт. Мортка, сп. Болчары пгт. Луговой, сп. Леуши, сп. Мулымья, сп. Половинка.
В 2011 - 2015 гг. работа органов местного самоуправления была сосредоточена на следующих направлениях: принятие и исполнение бюджетов; повышение эффективности управления муниципальной собственностью (за период 2011 - 2015 гг. доходы местного бюджета от использования муниципального имущества возросли на 28%); создание условий для развития животноводства; организация транспортного обслуживания населения (в рассматриваемом периоде регулярно выплачивались субсидии транспортным компаниям, в частности в 2015 году выплачено 62,8 млн. руб.); достижение целевых показателей Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г.; подготовка и утверждение проектов планировки, проектов межевания территории населенных пунктов: пгт. Междуреченский - мкр. Южный (2011 г.); пгт. Междуреченский - мкр. Нефтяник-2, пгт. Луговой (2013 г.); с. Леуши, пгт. Мортка (2014 г.); пгт. Междуреченский - центральная часть, железнодорожный район, пгт. Куминский, с. Болчары, с. Алтай, п. Половинка, п. Мулымья, д. Ушья (2015 г.); внесение изменений в правила землепользования и застройки городских поселений района: ГП Междуреченский, ГП Мортка, ГП Куминский (2012 г.); создание условий для обеспечения населения качественными услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта; создание условий для обеспечения населения услугами по организации досуга и услугами организаций культуры; осуществление мер по противодействию коррупции; повышение информационной открытости органов муниципальной власти и управления (в 2015 году в эфир телекомпании "Конда" вышли 155 сюжетов о деятельности администрации района (больше на 67% по сравнению с 2014 г.), на 48% возросло количество публикаций в СМИ о деятельности главы Кондинского района и Думы Кондинского района).
Качество работы в области предоставления услуг населению муниципальными учреждениями подтверждается показателями: удовлетворенность населения Кондинского района качеством оказываемых муниципальных услуг в учреждениях физической культуры в 2015 году составила - 87%, услугами в учреждениях культуры - 80%, услугами образования: по дошкольному образованию - 92%, по общему образованию - 91,2%, по дополнительному образованию - 98,4%.
За 2015 год количество обращений граждан в органы местного самоуправления увеличилось в 4 раза по сравнению с 2014 годом, всего поступило 569 обращений граждан. В основном граждане района обращались по жилищным вопросам (21%), по коммунально-бытовому обслуживанию (1,4%), по вопросам труда и заработной платы (3,9%).
1.12. Исполнение бюджета
Доходы местного бюджета за 2015 год составили 5 006,1 млн. руб., увеличившись на 18,3% по отношению к 2014 году. За последние 5 лет бюджетные доходы района выросли в 1,2 раза по сравнению с 2011 годом. Доходная часть местного бюджета в 2015 году состояла на 83,4% из безвозмездных поступлений и на 16,6% из собственных доходов. Доля собственных доходов снизилась в 2015 году. Собственные доходы в 2015 году сократились на 27,2% по сравнению с 2014 годом. Уменьшение обусловлено снижением дифференцированного норматива отчислений в связи с принятием решения о согласии на частичную замену дотации из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц.
Несмотря на снижение собственных доходов в 2015 году, зависимость от межбюджетных трансфертов из регионального и федерального бюджетов за 2011 - 2015 годы составляет не менее 70%. Наименьший уровень зависимости от межбюджетных трансфертов был отмечен в 2014 году.
Наибольшую долю в собственных доходах местного бюджета стабильно занимает НДФЛ (более 65% в 2015 г.). На втором месте в структуре доходов за 2015 год - доходы от использования имущества (менее 10%).
Структура безвозмездных поступлений претерпела качественные изменения: дотационная помощь (отсутствие стимулирования местной власти к улучшению социально-экономического положения района) сменилась субсидиарной и субвенциальной.
Социально-экономические изменения, курс на рост заработной платы в сфере образования и здравоохранения сказались и на структуре расходов местного бюджета, которая показывает его социальную ориентацию, нацеленность на повышение качества жизни жителей. Стабильно наибольший удельный вес занимают расходы на образование (около 30% в 2013 г.) На втором месте в структуре расходов - сфера ЖКХ (чуть менее 30%). Таким образом, расходы по важнейшим направлениям социально-экономического развития района увеличиваются, однако структура доходной части бюджета не является оптимальной. Положительная динамика расходов и доходов местного бюджета увеличивает бюджетную обеспеченность, расширяет возможности местной власти по достижению параметров социально-экономического развития, установленных "майскими указами" Президента Российской Федерации.
1.13. Экология и охрана окружающей среды
Экологическая ситуация в Кондинском районе является достаточно сложной. Почвы и почвенный покров района характеризуются высокой обводненностью и чрезвычайно сильной заболоченностью. Слабая дренированность в сочетании с атмосферной переувлажненностью способствует застою почвенно-грунтовых вод и определяют невысокий потенциал самоочищения почв от техногенных загрязнителей. Захламление и загрязнение коммунальными и производственными отходами, сброс на рельеф неочищенных сточных вод приводят к нарушению земель.
В 2015 г. на территории Кондинского района зарегистрировано 8 несанкционированных свалок. Многие свалки, особенно поселковые, имеют низкий уровень благоустройства. Учет и контроль на таких свалках не ведется. Не соблюдается технология захоронения отходов, не организован мониторинг состояния окружающей среды. На территории района существует 2 межпоселенческих полигона твердых коммунальных отходов (ТКО) в пгт. Междуреченский и пгт. Мортка. В декабре 2014 года закончено строительство полигона ТКО в пгт. Мортка. В 2015 году полигон введен в эксплуатацию.
В 2015 году на полигоне ТКО в пгт. Междуреченский было утилизировано 7,4 тыс. т. коммунальных отходов. Переработка коммунальных и промышленных отходов не организована, утилизация промышленных отходов не ведется.
В 2015 году было проведено мероприятие межпоселенческого характера - вывоз мусора с межселенной территории вблизи пгт. Луговой. В 2012 - 2013 годах ликвидированы 4 несанкционированные свалки в п. Назарово, п. Ягодный, п. Дальний, п. Чантырья и четыре несанкционированные свалки в п. Мулымья и п. Назарово.
В Кондинском районе наблюдается наибольшая в округе доля водопроводов питьевого назначения, не имеющих необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок.
Сегодня в районе принята муниципальная программа "Обеспечение экологической безопасности Кондинского района на 2017 - 2020 годы". В рамках этой программы запланированы мероприятия по созданию производственно-технологической базы по обращению с отходами, рекультивации земель, подвергшихся загрязнению, а также формирование экологически мотивированных культурных навыков у населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.