Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. проблемы развития и конкурентные преимущества кондинского района
По результатам мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2015 год, согласно распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2016 года N 426-рп "О сводном докладе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2015 год и распределении грантов городским округам и муниципальным районам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, достигшим наилучших значений показателей в своей деятельности" муниципальное образование Кондинский район заняло 14 место, поднявшись с 17 места, получившего по итогам работы за 2014 год. Положительная динамика в социально-экономическом развитии отмечается в последние 2014 - 2015 годы, тем не менее, существуют негативные факторы, формирующие проблемы развития района.
Основными структурными факторами, негативно влияющими на социально-экономическое развитие Кондинского района, являются состояние основных фондов экономики, вопросы кадровой обеспеченности, доступность жилья, ресурсные и инфраструктурные ограничения. Основными среди конкурентных слабостей являются неразвитость транспортно-логистической и информационно-коммуникационной инфраструктур Кондинского района, сложная транспортная схема внутри территории, отток квалифицированных кадров, отсутствие газификации и высокие тарифы ЖКХ.
Среди конкурентных преимуществ территории Кондинского района выделяются природно-ресурсный потенциал, наличие земель сельскохозяйственного назначения, различные виды транспорта, современных объектов социальной сферы, богатая историческая и этнографическая культура, возможности развития туристической индустрии.
Текущий уровень конкурентоспособности района оценивается как достаточный для решения задач перспективного развития (таблица 2.6.). В тоже время экономический потенциал территории продолжает оставаться "инерционным", ориентированным на развитие, прежде всего, традиционных производств. Сегодня остро стоят вопросы диверсификации реального сектора экономики, создания эффективной инфраструктуры, повышения уровня транспортной доступности и оптимизации логистики, активизации инвестиционной деятельности. Однако для осуществления диверсификации местной экономики требуются значительные инвестиции, источники которых пока недостаточны.
Повышению конкурентоспособности Кондинского района будет способствовать повышение эффективности управления в органах местного самоуправления по привлечению инвестиций, созданию максимально благоприятных условий для предпринимательской деятельности для диверсификации экономики района, укрепления местного бюджета и обеспечения дальнейшего развития социальной сферы Кондинского района.
Таблица 2.6.
Ресурсные возможности (конкурентные преимущества) и проблемы (конкурентные недостатки) Кондинского района
Факторы |
Ресурсные возможности (конкурентные преимущества) |
Проблемы (конкурентные недостатки) |
Географическое положение, климат и природные ресурсы |
- наличие хвойных и лиственных лесных ресурсов - наличие углеводородных ресурсов; - на территории района находится 60% пахотных земель Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - "мягкий климат" в сочетании с уникальным ландшафтом озерно-речной системы и богатым животным миром - высокопродуктивные рыбные ресурсы - оптимальные условия для произрастания дикоросов - близость Екатеринбурга и Тюмени |
- низкая продуктивность лесных ресурсов и сортность древесины; - недостаточная степень изученности топливно-энергетических ресурсов и биоресурсов. |
Экология |
- ресурс первозданной природы (девственного пространства) - наличие масштабных площадей хозяйственно не разработанных земель. |
- большое количество несанкционированных свалок; - недостаточная степень очистки бытовых сточных вод, отсутствие очистных сооружений; - неудовлетворительное качество питьевой воды в отдельных населенных пунктах района. |
Население |
По основным демографическим показателям (естественный и миграционный прирост, половозрастная структура и доля лиц в трудоспособном возрасте и т.д.) Кондинский район отличается в лучшую сторону от муниципальных образований Юга Сибири и Урала Высокий удельный вес городского населения Снижение уровня безработицы |
Наименее заселенный район в округе Кризисная демографическая ситуация: естественная убыль населения, отток молодежи Отсутствие миграционного притока Неравномерность расселения населения по территории района Формирование неблагоприятной возрастной структуры: уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста, снижение численности трудоспособного населения, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста. Высокий уровень смертности (по сравнению с показателями округа) Специфичное сочетание трех различных социальных групп: коренные народы (занимающиеся традиционными промыслами), потомки ссыльных (период 30-х-40-х г. прошлого века), население, приехавшее в Сибирь на заработки в 1960-е-70-е годы |
Экономический потенциал |
- наличие свободных участков земли, пригодных для промышленной застройки; - наличие лесного фонда; - наличие биологических ресусов; - высокая доля субъектов малого и среднего предпринимательства; - крупное предприятие ООО "Завод МДФ" в пгт. Мортка. |
- высокий уровень дотационности местного бюджета; - низкая эффективность работы действующих субъектов предпринимательства; - высокий износ основных фондов района; - снижение роли традиционно значимых секторов экономики: лесной промышленности, агропромышленного сектора; - низкий уровень средней зарплаты, чем в среднем по округу; - высокая дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности, ее низкий уровень в сельском хозяйстве и обрабатывающей; - дисбаланс между потребностями рынка труда и сложившейся структурой кадровых ресурсов; - отток квалифицированных кадров; - молодежная безработица; - сокращение трудовых ресурсов; - дефицит партнерства; - сложная транспортно-логистическая схема; - высокие цены на топливно-энергетические ресурсы, сырье; - отсутствие инвесторов, вкладывающих средства в развитие территории; - ограниченность емкости рынка. - устаревшие технологии и оборудование - трудности в привлечении финансовых средств |
Сельское хозяйство |
- самообеспечение района местными продуктами питания; - развитие фермерства с участием государственной поддержки; - наличие сельскохозяйственных площадей под овощные и кормовые культуры; - высокая доля населения, проживающего в сельской местности в сравнении с автономным округом и РФ. |
- дисбаланс между ростом цен на сельхозтехнику, топливно-энергетические ресурсы в сравнении с ценами на сельскохозяйственную продукцию; - дефицит квалифицированных кадров, вызванный социальной непривлекательностью сельских поселений; - использование неэффективных технологий - отсутствие регулярной и круглогодичной транспортной связи многих сельхозпроизводителей с основными центрами потребления. |
Потребительский рынок |
- обеспечение основных потребности населения в товарах первой необходимости. |
- малая емкость рынка; - низкий уровень обеспеченности населения услугами потребительского рынка; - снижение среднедушевых потребительских расходов. |
ЖКХ и строительство |
- обеспеченность населения жилыми помещениями выше среднеокружного показателя; - близость к производителям строительных материалов юга Тюменской области и Урала; - возможность использования местных строительных ресурсов и технологий для деревянного домостроения - наличие программ льготного ипотечного кредитования - наличие устойчивого спроса населения на одноэтажное домостроение и земельные участки под жилищное строительство. |
- высокая доля ветхого и аварийного жилья; - высокая потребность в улучшении жилищных условий у населения; - низкий уровень комплексно благоустроенного жилищного фонда в округе; - неэффективная работа предприятий сферы ЖКХ - высокий уровень износа основных фондов ЖКХ - существенный рост тарифов на услуги ЖКХ - высокие тарифы на услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства. |
Инженерная инфраструктура, транспорт, связь |
- наличие всех видов транспорта; - наличие автодорог регионального значения "Междуреченский - Урай" и "Мортка-Междуреченский", - строительство дороги "Мортка - Нижняя Тавда" - наличие операторов мобильной связи "Мотив", "МТС", "Билайн", "Мегафон", "Теле2"; - наличие 4G. |
- высокий износ инженерных сетей и оборудования - низкое качество работы сети Интернет, у отдельных операторов; - высокая доля автомобильных дорог не отвечает нормативным требованиям; - отсутствие постоянной (круглогодичной) транспортной связи в отдельных населенных пунктах района; - недостаточный уровень газификации территории района - отсутствие лесных дорог. |
Здравоохранение |
- наличие сети здравоохранения обеспечивает основные потребности населения; - доступность широкого спектра медицинских услуг; - развитие общеврачебной практики. |
- качество услуг здравоохранения не соответствует требованиям граждан; - дефицит специалистов узкого профиля. |
Образование |
- наличие сети образовательных учреждений общего и среднего звена; - наличие качественного образования, в том числе реализация пилотных проектов в автономном округе; - высокий уровень обеспеченности общеобразовательных учреждений необходимой компьютерной и мультимедийной техникой; - взаимодействие с общественностью района; - увеличение заработной платы работников сферы образования; - уровень обеспеченности местами в детских садах соответствует целевым ориентирам Указов Президента от 7 мая 2012 г. |
- наличие образовательных учреждений с износом, опасным для осуществления образовательного процесса; - неблагоприятный возрастной состав кадров (старение) - снижение количества обучающихся. |
Культура |
- наличие сети учреждений культуры; - количество культурно-массовых мероприятий; - мощный пласт культуры района; - рост заработной платы работников учреждений культуры. |
- высокий износ зданий учреждений культуры, в отдельных поселениях района; - износ материально-технической базы; - дефицит финансовых средств в сфере культуры; - дефицит квалифицированных кадров. |
Физическая культура и спорт |
- наличие развитой спортивной инфраструктуры - рост количества спортивных мероприятий - рост доли населения систематически занимающихся физической культурой и спортом. |
- неэффективное использование потенциала спортивных сооружений района. |
Молодежная политика |
- активное воспитание гражданственности и патриотизма - наличие молодежных общественных организаций; - наличие волонтерства; |
- отток молодежи в крупные города; - молодежь не связывает свои личные перспективы с перспективами района; - молодежная безработица; - отсутствие привлекательных рабочих мест для молодежи - жилищные проблемы. |
Система управления городским округом |
Функциональная структура администрации обеспечивает выполнение полномочий по решению вопросов местного значения - создание благоприятного инвестиционного климата в районе; - взаимодействие органов местного самоуправления с общественностью; - совершенствование нормативно-правовой базы местного самоуправления. |
- высокий уровень дотационности местного бюджета; - нерасторопность (так называемые "бюрократические проволочки") при решении вопросов местного значения; - неэффективное использование муниципального имущества; - дефицит партнерства. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.