Руководствуясь законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", в целях приведения правовых актов Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствие с законодательством Российской Федерации:
1. Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года" следующие изменения:
1.1. В заголовке цифры "2020" заменить цифрами "2030".
1.2. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года", Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, с целью формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:".
1.3. Абзац первый признать утратившим силу.
Абзац первый в тексте распоряжения отсутствует
1.4. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Концепцию экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) (приложение 1).
1.2. План мероприятий по реализации Концепции (приложение 2).".
1.5. Пункт 2 признать утратившим силу.
1.6. Приложение изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 апреля 2007 года N 110-рп
Концепция
экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
на период до 2030 года
1. Общие положения
1.1. Концепция экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на обеспечение для нынешнего и будущих поколений жителей благоприятной окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югры).
Концепция разработана исходя из принципов:
приоритетности обеспечения для населения безопасного состояния окружающей среды при сохранении высоких темпов экологического развития;
обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии окружающей среды и здоровья населения, источниках экологической опасности для принятия адекватных управленческих решений;
координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, природопользователей и населения автономного округа в сфере охраны окружающей среды и их взаимной ответственности за состояние экологической безопасности, разработки и реализации совместных мероприятий по ее обеспечению.
В Концепции представлен анализ современной ситуации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в автономном округе, определены цели, задачи, региональные особенности, федеральные и глобальные вызовы экологической безопасности, основные направления, приоритетные меры, ожидаемые результаты и целевые показатели эффективности реализации Концепции.
1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 (далее - Стратегия экологической безопасности Российской Федерации);
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа).
1.3. Понятия, используемые в Концепции, применяются в значениях, определенных в федеральных законах от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 11 июля 2011 года N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2. Современная экологическая ситуация и анализ результатов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (2008 - 2016 годы)
2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.
Учитывая, что автономный округ несёт высокую техногенную нагрузку на окружающую среду, создан эффективный механизм взаимодействия с предприятиями топливно-энергетического комплекса.
Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.
Разработан и внедрён механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путём восстановления её нарушенного состояния.
Внедрена и эффективно используется система непрерывных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных "Мониторинг химического загрязнения окружающей среды в границах лицензионных участков" поступает около 170 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2016 годов накоплено 1,5 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.
Организовано планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (постановление Правительства автономного округа от 14 января 2011 года N 5-п "О Требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Внедрен механизм оценки качества рекультивационных работ с применением регионального норматива остаточного содержания нефтепродуктов в почвах (постановление Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Утвержден Порядок освидетельствования рекультивированных земельных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, для исключения из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (постановление Правительства автономного округа от 29 июля 2016 года N 276-п "О порядке освидетельствования рекультивированных земельных участков, ранее загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой, для исключения из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
Создан веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять электронные отчеты. Исполнительные органы государственной власти автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий автономного округа к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50 %).
Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов.
Результатом эффективности указанного взаимодействия, а также принятия мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в автономном округе.
2.2. Атмосферный воздух.
Основными организованными источниками загрязнения атмосферы являются трубы печей и факелы.
На протяжении обозначенного периода времени наибольший вклад в общий объем выбросов загрязняющих веществ (по видам экономической деятельности) вносит добыча полезных ископаемых, на долю которой за период 2008-2016 годов приходится 71-80 % выбросов, далее следует транспорт и связь - 16-21 %.
При сжигании попутного нефтяного газа в факельных установках 65 % продуктов углеводородного загрязнения рассеиваются в атмосферу, 20 % поступают в водные бассейны и 15 % в почву.
По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), в период с 2008 по 2016 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в автономном округе снизились на 35 % (с 2 201 тыс. тонн в 2008 году до 1 427 тыс. тонн в 2016 году).
Снижение объема выбросов в атмосферу произошло благодаря реализации нефтяными компаниями долгосрочных программ по утилизации ("рациональному использованию") попутного нефтяного газа (строительство газопроводов, компрессорных станций, ГТЭС/ГПЭС, ввод в эксплуатацию Южно-Приобского ГПЗ). Так, уровень использования попутного нефтяного газа в 2016 году повысился по отношению к 2007 году на 17 % и составил 95,5 %.
Необходимо отметить, что большинство крупных нефтяных компаний не только достигло требований национального стандарта Российской Федерации по 95-процентному уровню утилизации, но и превысило его. Это связано с развитием "малой" энергетики, представленной газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, которые обеспечивают электроэнергией и теплом предприятия нефтегазового комплекса, а также вводом новых объектов производственной инфраструктуры, способствующих повышению уровня рационального использования попутного нефтяного газа.
В 2015 году введен в эксплуатацию Южно-Приобский газоперерабатывающий завод - совместное предприятие ОАО "Газпром нефть" и ОАО "СИБУР", мощность которого составляет 900 млн. кубометров попутного нефтяного газа в год.
Всего в автономном округе действует 75 ГТЭС/(ГПЭС) с общей мощностью более 1 750 МВт.
Высокие достижения автономного округа по решению проблемы сжигания попутного нефтяного газа на факелах отмечены Глобальным партнёрством по сокращению сжигания газа (GGFR), членом которого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра стал в 2004 году. За прошедший период подписано несколько важных соглашений, касающихся сотрудничества в вопросах сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа, на Глобальном форуме партнёрства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа в Лондоне в октябре 2012 года автономный округ занял первое место в рейтинге лучших региональных программ по сокращению факельного сжигания попутного нефтяного газа.
В сентябре 2015 года город Ханты-Мансийск стал площадкой для очередного Глобального форума партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа, в котором приняли участие представители более 20 стран и крупнейшие нефтегазодобывающие компании мира. Проведение Глобального форума партнерства позволило обобщить накопленный международный опыт и лучшие практики по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, дало возможность обменяться опытом и инновационными технологиями в области подготовки, переработки и транспортировки газа и рационального его использования.
Состояние воздушного бассейна автономного округа определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных источников, на долю которых приходится 90% от валовых выбросов автономного округа.
Согласно статистическим данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Ханты-Мансийскстат) 90% выбросов от стационарных источников приходится на добычу нефти и газа, предоставление услуг в этой области и транспортировку по трубопроводам нефти и газа. Еще 6% - это производство и распределение электроэнергии, газа и воды, выбросов из иных источников - 4 %.
При этом даже с учетом небольшой доли выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников в связи с ежегодным увеличением количества автомобильного транспорта, что отражает социально-экономическую благополучность региона, увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ от его использования в атмосферный воздух.
Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников загрязнения и улучшения общей экологической ситуации в автономном округе Правительство автономного округа совместно с дочерними организациями ПАО "Газпром", осуществляющими деятельность на территории автономного округа, реализует меры, направленные на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, что позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду и сократить транспортные расходы за счет его более низкой стоимости. Процесс ввода в автономном округе в эксплуатацию парка техники, работающей на природном газе, синхронизирован со строительством объектов газомоторной инфраструктуры для обслуживания транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Реализация указанных мероприятий предусмотрена государственной программой автономного округа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 418-п.
В настоящее время доля транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива в автономном округе, составляет 7,74 % от общего количества зарегистрированных транспортных средств.
Для обеспечения работы транспорта, использующего компримированный природный газ в качестве моторного топлива, в автономном округе действует 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с совокупной производительностью 25,2 млн. куб. м/год.
Кроме того, принят порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 484-п).
Сочетание ряда метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия) может привести к накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, что повлияет на здоровье населения. Поэтому все предприятия, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, разрабатывают мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ, а природоохранные органы автономного округа совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет) фиксируют возникновение таких ситуаций и осуществляют контроль исполнения мероприятий в период НМУ. В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) государственным инспектором может быть выдано предписание о приостановлении выбросов.
Правильность принимаемых мер подтверждается результатами государственного экологического мониторинга; в последние годы фиксируется улучшение состояния атмосферного воздуха в городах автономного округа, уровень загрязнения значительно снизился с "высокого" и "очень высокого" до "низкого".
2.3. Поверхностные и подземные воды.
Автономный округ является одним из субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных водными ресурсами (возобновляемые воды рек, озер, водно-болотных угодий, подземных горизонтов, почвенная влага, пары атмосферы).
Основными источниками покрытия потребностей в свежей воде для нужд промышленности и населения являются ресурсы речного стока и подземные воды.
Состояние водных объектов автономного округа стабильное. Отмечается постоянное повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка, что является естественной особенностью водотоков и связано с заболоченностью водосборных площадей.
С 2003 года количество случаев "высокого" и "очень высокого" загрязнения поверхностных вод сократилось с 88 до 6.
Концентрации нефтепродуктов - одного из приоритетных веществ, загрязняющих водотоки автономного округа в районах нефтедобычи, не превышают предельно допустимых концентраций. Это подтверждается данными Гринпис России, свидетельствующими, что в реках нефтегазодобывающих регионов (Обь, Печора, Енисей, Лена) среднегодовой вынос нефтепродуктов в Северный ледовитый океан уменьшается только по реке Обь.
Сейчас на первый план выходит загрязнение водных объектов ненормативно очищенными сточными водами от жилищно-коммунального комплекса.
Это связано как с низкой обеспеченностью канализационными очистными сооружениями (далее - КОС), так и с установлением более строгих нормативов допустимого сброса (НДС), достижение которых невозможно при существующих технических характеристиках действующих сооружений очистки сточных вод.
В автономном округе все еще есть населенные пункты, в которых отсутствуют КОС, строительство которых необходимо в 29 населенных пунктах, реконструкция требуется в 28.
Химико-аналитический контроль показывает систематическое превышение предельно допустимой концентрации по веществам аммонийной группы (нитрат, нитриты, азот аммонийный).
Решение указанной проблемы в автономном округе осуществляется через государственную программу автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 423-п.
2.4. Земельные ресурсы и обращение с отходами.
В автономном округе одним из экологических последствий промышленно-транспортного освоения территории является изъятие значительных объемов земельных ресурсов.
Наибольшее негативное воздействие на земельные ресурсы оказывает развитие нефтегазодобывающей отрасли и геологоразведки.
Для обеспечения нефтегазодобычи с начала эксплуатации месторождений построено более 14 тысяч кустов скважин, более 112 тыс. км трубопроводов (в том числе магистральных - 16,3 тыс. км), 693 факельных хозяйств. Эксплуатация указанных объектов нефтедобычи в сложных северных условиях (в том числе развития мерзлотных процессов, повышенной обводненности и заболоченности территории) связана с высокими рисками аварийности и загрязнения окружающей среды.
По данным, представленным нефтегазодобывающими компаниями, в 2016 году на нефтепромыслах автономного округа зарегистрировано 3 735 аварийных разливов, связанных с добычей углеводородного сырья, что на 25,5 % меньше уровня 2008 года (5 007 аварийных разливов).
Все участки, загрязнённые в результате аварий, внесены с координатной привязкой в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Реестр).
По состоянию на 1 января 2017 года в Реестр внесен 19 021 загрязнённый участок (общей площадью около 3 982 га), в том числе:
нефтью и нефтепродуктами - 14 581 участок площадью 2 941 га (73,9 % от всей площади);
подтоварной водой - 4 403 участка площадью 1 040 га (26,1 % от всей площади);
газовым конденсатом - 37 участков площадью 1,25 га (0,03 % от всей площади).
Площади нефтезагрязненных земель сократились на 45 % (с 6 792 га в 2008 году до 3 982 га в 2016 году), что стало возможным благодаря существующим темпам рекультивации.
По итогам 2016 года признано соответствующими требованиям 2 339 участков на площади 901,5 га, что по площади в 1,6 раза больше, чем в 2015 году. Из 29 предприятий, имеющих на начало 2016 года загрязненные земли автономного округа, 16 избавились от "исторического наследия" в виде загрязненных земель.
На 2017 год в график освидетельствования рекультивированных земельных участков включено 6 807 участков на площади 1 840 га, что позволит выйти на текущий уровень загрязнения еще 7 предприятиям.
Количество неликвидированных шламовых амбаров с 2008 по 2016 год сократилось в 8,2 раза. С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяные компании внедряют новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов.
В последние годы автономный округ уделяет пристальное внимание проблеме обращения с отходами, которая приводит не только к неблагоприятным экологическим и экономическим последствиям, но и способствует нарастанию социальной напряженности.
По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (в части сведений об образовании, использовании и обезвреживании, транспортировании и размещении отходов) на территории автономного округа в 2016 году было образовано 6 797,4 тыс. тонн отходов, из которых обезврежено и использовано 4 215,7 тыс. тонн.
Распределение объема образованных отходов по классам опасности осуществлялось следующим образом:
I класс опасности - 0,107 тыс. тонн (0,002 %);
II класс опасности - 1,853 тыс. тонн (0,03 %);
III класс опасности - 239,586 тыс. тонн (3,52 %);
IV класс опасности - 5 820,121 тыс. тонн (85,62 %);
V класс опасности - 735,691 тыс. тонн (10,83 %).
Основу обращения с отходами составляет их утилизация и обезвреживание. По итогам 2016 года в автономном округе доля утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления составила 62 % (в Российской Федерации - 53 %).
Положительная тенденция достигнута за счёт активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли по переработке буровых отходов в техногенный грунт с его последующим использованием при строительстве и ремонте кустовых оснований и других технологических площадок, автомобильных дорог, рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, полигонов твердых коммунальных отходов, ликвидации шламовых амбаров, гидроизоляции и укрепления поверхностей для предотвращения опасных экзогенных процессов.
По данным регионального кадастра отходов, в автономном округе по состоянию на 1 января 2017 года зарегистрировано 346 объектов размещения отходов (общая площадь 951,8 га), в том числе 70 полигонов для размещения промышленных и твердых коммунальных (бытовых) отходов, 53 места складирования отходов (29 санкционированных и 24 несанкционированных свалки), а также площадка временного складирования отходов и площадка временного накопления отходов (239,1 га), 223 шламовых амбара (161 га).
Размещение отходов в автономном округе в основном осуществляется на полигонах и свалках, одна из основных проблем региона - недостаточная обеспеченность населенных пунктов объектами размещения отходов, уровень такой обеспеченности в 2016 году составил 56%.
В автономном округе ведется селективный сбор отходов через пункты приёма, организованные предприятиями малого и среднего бизнеса.
В автономном округе организовано 237 пунктов сбора вторичного сырья и опасных отходов (полимерных материалов, бумаги и картона, отработанных ртутьсодержащих отходов, металлолома, резинотехнических изделий и отработанных шин и т.д.), а также установлено 1 047 специализированных контейнеров.
Размещение несортированных отходов на полигонах несет экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений, коммунальных отходов населения - различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. К тому же на полигоны попадают отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.
По состоянию на 1 января 2017 года региональный банк данных по технологиям обработки, утилизации и обезвреживания отходов насчитывает 182 промышленных объекта, из них 5 объектов - по обработке отходов (сортировка, прессование, измельчение, гранулирование), 40 объектов - по утилизации (использование), 20 объектов - по обезвреживанию и утилизации и 117 объектов - по обезвреживанию отходов.
2.5. Радиационная обстановка.
За период реализации Концепции радиационная обстановка в автономном округе оценивается как относительно стабильная и благополучная.
2.6. Растительный и животный мир, естественные экологические системы.
Автономный округ является уникальным природным комплексом, богатейшей охотничьей территорией, где хвойные леса (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница) таежной зоны чередуются с пойменными лиственными лесами рек (береза, осина). Множество водных объектов, весенне-летнее половодье способствует образованию обширного заливного сора, естественных питомников по разведению рыбы и водной растительности. Повсеместно много грибов и ягод, дикорастущих рябины, черемухи, малины, шиповника, черной и красной смородины, клюквы, брусники, морошки, черники, голубики.
Обильная лесная растительность является богатой кормовой базой, что определяет многообразие фауны автономного округа, представленной 64 видами млекопитающих и 260 видами птиц.
В автономном округе обитают практически все представители охотничьих животных и птиц, характерные для таежной зоны Западной Сибири: лось, дикий северный олень, рысь, соболь, куница, горностай, колонок, выдра, норка, ондатра, заяц-беляк, белка, лисица красная, барсук, медведь, волк, росомаха, водоплавающая (гуси, утки) и боровая дичь (глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка).
Запасы основных промысловых видов рыб в водоемах автономного округа находятся в удовлетворительном состоянии, общедопустимые уловы оцениваются в пределах 15-17 тыс. тонн в год. Следует отметить, что уровень использования запасов водных биологических ресурсов различен в зависимости от категорий водоемов: по магистральным рекам (Обь, Иртыш) он составляет 40-50 %, по прочим рекам и протокам - 50-60 %, озерам - 3-5 %.
При интенсивном экономическом развитии территории чрезвычайно важно поддерживать экологический баланс, сохранять благоприятную окружающую среду и необходимые условия для жизнедеятельности населения, в том числе за счет развития и эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) для устойчивого сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.
В автономном округе принята Концепция развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года N 245-п.
В настоящее время в автономном округе насчитывается 24 ООПТ, в том числе:
5 федерального значения (2 государственных природных заповедника и 3 государственных природных заказника);
17 регионального значения (4 природных парка, 5 государственных природных заказников, 8 памятников природы);
2 местного значения (памятники природы).
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2 592,57 тыс. га (4,8% площади автономного округа).
Подробные данные о состоянии окружающей среды автономного округа приводятся в ежегодном Докладе об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
3. Цели и задачи Концепции
Концепция определяет цели и задачи охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности автономного округа на долгосрочный период и является основой для:
долгосрочного планирования, разработки и реализации государственных программ и планов действий в области охраны окружающей среды и социально-экономического развития автономного округа;
создания единой системы целей и задач в области обеспечения экологической безопасности, организации эффективного взаимодействия в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, природопользователей и населения автономного округа;
практической деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории автономного округа, научных и учебных учреждений, а также общественных организаций по обеспечению экологической безопасности.
Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Основными целями Концепции являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
Цели Концепции соответствуют основным приоритетам, определенным Стратегией экологической безопасности Российской Федерации и Стратегией социально-экономического развития автономного округа до 2030 года, по формированию "умной" экономики в части развития все более наукоемких и экологически безопасных технологий и "здоровой" экологии, означающей рациональное использование природного потенциала, формирование и восстановление благоприятных условий окружающей среды для нынешнего и будущего поколения жителей Югры.
Для достижения этих целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
прогнозирование, предотвращение, локализация и минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для населения, территории автономного округа;
предотвращение негативного воздействия (выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, размещения отходов) на окружающую среду и ее компоненты до безопасного уровня, обеспечение безопасности при обращении с вторичными ресурсами, отходами производства и потребления;
эффективное использование природных ресурсов, повышение уровня утилизации отходов производства и потребления;
создание институциональных, финансовых, организационных и других предпосылок для научных разработок, изобретения и внедрения экологически эффективных технологий;
ликвидация накопленного вреда окружающей среде;
сохранение естественных экологических систем автономного округа, составляющих естественный резерв для саморегуляции и восстановления природных комплексов;
усиление региональной климатической политики и адаптация к климатическим изменениям, в том числе путем повышения эффективности топливно-энергетического комплекса;
обеспечение органов государственной власти и населения информацией о состоянии окружающей среды автономного округа, в области обращения с отходами производства и потребления, о состоянии атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, их загрязнении, состоянии растительного и животного мира, а также радиационной обстановке;
участие граждан, общественных объединений, некоммерческих и хозяйственных организаций в принятии экологически важных решений;
развитие системы экологического образования и повышение экологической культуры населения.
4. Региональные особенности, федеральные и глобальные вызовы и угрозы экологической безопасности
4.1. Региональные особенности (специфика автономного округа):
отставание уровня развития жилищно-коммунальной инфраструктуры от темпов развития производства и жилищного строительства (недостаточная обеспеченность населенных пунктов автономного округа канализационными очистными сооружениями и полигонами отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов);
преобладающая роль нефтегазодобывающего комплекса в экономике автономного округа, являющегося одним из основных загрязнителей окружающей среды (выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и образование отходов, в том числе производственных отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов);
насыщенность территории автономного округа магистральными и промысловыми нефте- и газопроводами, которые в условиях технологического старения, износа, а также других факторов становятся источниками повышенной экологической опасности;
большие масштабы накопленного загрязнения окружающей среды в результате многолетнего интенсивного освоения месторождений нефти и газа Западной Сибири, наличие большого количества неэксплуатируемых потенциально опасных объектов ("бесхозных скважин");
значительные лесные и водные ресурсы, наличие больших площадей водно-болотных экосистем, имеющих общемировое значение;
климатические особенности территории автономного округа, характеризующиеся замедленностью биологических процессов, вызванной низкими среднегодовыми температурами;
подверженность территории, в первую очередь Обско-Иртышского водного бассейна, воздействию трансграничного переноса загрязняющих веществ, в том числе техногенных радионуклидов;
неоднородность территории автономного округа (разная степень хозяйственной освоенности районов автономного округа, наличие резко отличающихся районов по степени техногенного воздействия, концентрации населения и промышленного производства, вносящих доминирующий вклад в уровень воздействия на окружающую среду, на отдельных ограниченных по площади территориях интенсивной нефте-, газодобычи);
повышенные показатели предельно допустимых концентраций по некоторым видам загрязняющих веществ (естественный фон);
недостаточный уровень развития рынка услуг и частного предпринимательства в области утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления;
наличие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, ведущих образ жизни, особенно чувствительный к состоянию окружающей среды, необходимость особого учета этого фактора при ведении хозяйственной и иной деятельности;
устойчивые тенденции демографического роста;
наличие на территории автономного округа пунктов размещения особых радиоактивных отходов;
наличие большого количества техногенных источников ионизирующего излучения (далее - ИИИ), осуществление перевозок и транзита ИИИ по территории автономного округа.
4.2. Федеральные вызовы экологической безопасности:
загрязнение атмосферного воздуха и водных объектов вследствие трансграничного переноса загрязняющих, в том числе токсичных и радиоактивных, веществ;
высокая степень загрязнения и низкое качество воды значительной части водных объектов, деградация экосистем малых рек, техногенное загрязнение подземных вод;
увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации;
наличие значительного количества объектов накопленного вреда окружающей среде;
усиление деградации земель и почв, сокращение количества видов растений;
сокращение видового разнообразия животного мира и численности популяций редких видов животных;
высокая степень износа основных фондов опасных производственных объектов и низкие темпы технологической модернизации экономики;
низкий уровень разработки и внедрения экологически чистых технологий;
существенная криминализация и наличие теневого рынка в сфере природопользования;
недостаточное финансирование государством и хозяйствующими субъектами мероприятий по охране окружающей среды;
нецелевое и неэффективное использование средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причиненного окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов;
низкий уровень экологического образования и экологической культуры населения.
4.3. Глобальные вызовы экологической безопасности:
последствия изменения климата, которые неизбежно отражаются на жизни и здоровье людей, состоянии животного и растительного мира, а в некоторых регионах становятся ощутимой угрозой для благополучия населения и устойчивого развития;
рост потребления природных ресурсов при сокращении их запасов, что на фоне глобализации экономики приводит к борьбе за доступ к природным ресурсам и оказывает негативное воздействие на состояние национальной безопасности Российской Федерации;
негативные последствия ухудшения состояния окружающей среды, включая опустынивание, засуху, деградацию земель и почв;
сокращение биологического разнообразия, что влечет за собой необратимые последствия для экосистем, разрушая их целостность.
Угрозами экологической безопасности являются трансграничное загрязнение, лесные пожары, создание препятствий для миграции животных, несанкционированная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, отстрел мигрирующих видов животных.
Очевидна необходимость выработки комплексного подхода к решению задач Концепции и единой позиции на всех уровнях управления: Российская Федерация - Уральский федеральный округ - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - органы местного самоуправления в вопросах эффективного и безопасного использования природно-ресурсного потенциала автономного округа и минимизации возможности причинения вреда жизни и здоровью человека и окружающей среде.
5. Основные направления, приоритетные меры и ресурсы реализации Концепции
Для достижения целей и задач Концепции определены основные направления и приоритетные меры.
5.1. Нормативное правовое обеспечение:
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
развитие системы нормативов и правил в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже установленных на федеральном уровне и обеспечивающих снижение негативного воздействия.
5.2. Государственное управление в области охраны окружающей среды и экологической безопасности предполагает:
четкое разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами государственной власти автономного и органами местного самоуправления в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности;
эффективное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти автономного округа, и органов местного самоуправления в реализации Концепции;
совершенствование взаимодействия с органами прокуратуры, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, то есть посягательств на общественную безопасность, на окружающую среду и порядок использования природных ресурсов, осуществление мероприятий по повышению эффективности борьбы с экологическими преступлениями, в том числе сокрытием информации о фактах и явлениях, создающих угрозу экологической безопасности населения;
разработку, утверждение и реализацию государственных программ автономного округа в области охраны окружающей среды;
строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема и массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
строительство новых межмуниципальных и локальных полигонов отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов, реконструкция и модернизация существующих полигонов;
совершенствование региональной системы управления отходами путем развития системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, создание индустрии утилизации, в том числе повторного применения, таких отходов;
участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
организацию проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории с учетом обеспечения экологической безопасности;
содействие внедрению инновационных и экологически чистых технологий, обеспечивающих минимизацию вреда окружающей среде;
содействие разработке и внедрению энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики, способствующих сокращению энергоемкости экономики и уменьшения выбросов парниковых газов;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
обеспечение эффективности государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля, в том числе за счет наделения лиц, осуществляющих контроль соблюдения законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, необходимыми и достаточными полномочиями, обеспечение их государственной защиты, адекватного материального и технического обеспечения и предоставление социальных гарантий;
координацию, планирование взаимодействия и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
развитие технического регулирования деятельности, оказывающей опасное воздействие на окружающую среду и на здоровье населения, а также государственное нормирование и контроль качества окружающей среды и установление единых требований к природопользователям;
контроль соблюдения нормативов качества окружающей среды;
ведение Красной книги Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде, организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
5.3. Экономические и финансовые механизмы обеспечения экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
финансирование мероприятий в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, определенных государственными программами автономного округа;
привлечение частных инвестиций в проекты обеспечения экологической безопасности;
применение налоговых и иных льгот при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением природоохранной деятельности и уменьшением негативного (опасного) воздействия на окружающую среду;
обеспечение обязательной компенсации экологического вреда, причиненного окружающей среде и здоровью населения;
содействие развитию экологического аудита, а также добровольной сертификации в области экологической безопасности;
содействие предпринимательству, развитию рынка услуг, обеспечение условий конкуренции в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.
5.4. Информационно-аналитическое обеспечение экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и экологический мониторинг включают:
объединение информационных ресурсов различных территориальных и ведомственных систем, осуществляющих наблюдение за состоянием окружающей среды, природных ресурсов и потенциально опасных объектов на единой информационной, технической и методологической основе, включая данные производственного экологического контроля;
создание на базе существующих и развивающихся систем экологического мониторинга интегрированной системы мониторинга потенциально опасных объектов, позволяющей обеспечить принятие оптимальных, своевременных и эффективных управленческих решений, а также адекватное техническое и материальное обеспечение деятельности системы экологического мониторинга;
информирование о состоянии окружающей среды на территории автономного округа;
подготовку и публикацию материалов по вопросам экологической безопасности в средствах массовой информации (электронных, печатных, а также на окружных и центральных телевизионных и радиоканалах).
5.5. Экологическое образование и просвещение в системе обеспечения экологической безопасности:
обеспечение непрерывного экологического образования и просвещения населения;
сохранение практики проведения окружных экологических акций, организация региональных конкурсов, смотров, олимпиад и других массовых мероприятий в области экологического образования и просвещения;
подготовка и издание учебно-методических материалов с включением вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности и безопасного природопользования для всех уровней образовательного процесса;
повышение уровня профессиональной компетенции руководящих работников различных сфер деятельности через подготовку, переподготовку и аттестацию в области экологической безопасности, а также повышение квалификации педагогов образовательных учреждений, специалистов природоохранных служб.
5.6. Общественный экологический контроль предусматривает:
создание условий, позволяющих населению автономного округа участвовать в обсуждении и реализации решений в области экологической безопасности;
учет региональных особенностей и интересов населения автономного округа в области обеспечения экологической безопасности, обеспечение участия коренных малочисленных народов Севера в принятии решений по вопросам развития территорий, на которых они традиционно проживают;
содействие общественным экологическим движениям и объединениям автономного округа.
5.7. Межрегиональное и международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности предусматривает:
участие в разработке и реализации общероссийских и межрегиональных программ, связанных с обеспечением экологической безопасности, в первую очередь по вопросам трансграничных загрязнений Обско-Иртышского водного бассейна, а также загрязнения атмосферного воздуха и выбросов парниковых газов;
активную работу в международных экологических организациях и участие в международных экологических программах;
сбор и обработку данных, касающихся использования природных ресурсов и трансграничных загрязнений, способных нанести вред окружающей среде.
6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Принятие Концепции как одного из документов стратегического планирования автономного округа и реализация ее положений позволят достичь улучшения целевых показателей состояния окружающей среды.
Значения целевых показателей Концепции приведены в таблице:
Целевой показатель |
Год достижения |
||
2016 |
2020 |
2030 |
|
Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, на единицу валового регионального продукта (далее - ВРП), тонн/млн. рублей |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
Уровень утилизации попутного нефтяного газа, % |
95,5 |
95,8 |
98,0 |
Объем сброса загрязненных сточных вод в водные объекты на единицу ВРП, тыс. куб. м/млн. руб. |
35,2 |
28,07 |
21,3 |
Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, % |
33,6 |
32,8 |
31,2 |
Общий объем образования отходов производства и потребления на единицу ВРП, тыс. тонн/млн. рублей |
2,2 |
1,58 |
1,39 |
Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, накопленных на начало реализации Концепции, % |
71,0 |
15,0 |
5,0 |
Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения автономного округа (нарастающим итогом), % |
36 |
36,8 |
37,8 |
".
1.7. Дополнить приложением 2 следующего содержания:
"Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 апреля 2007 года N 110-рп
План
мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки проведения |
Результат |
1. |
Разработка региональных нормативов качества компонентов окружающей среды |
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) |
до 31 декабря 2018 года |
утверждение регионального норматива качества окружающей среды, сокращение экологического ущерба |
2. |
Обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа |
Природнадзор Югры, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (по согласованию) |
ежегодно до 31 декабря |
своевременное выявление экологических угроз окружающей среде, повышение качества управленческих решений |
3. |
Реализация нефтяными компаниями долгосрочных природоохранных программ и программ по утилизации и рациональному использованию попутного нефтяного газа |
Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры), Природнадзор Югры |
ежегодно до 31 декабря |
увеличение уровня использования попутного нефтяного газа, уменьшение площади нефтезагрязненных земель |
4. |
Принятие отраслевых мер по предотвращению и снижению негативного техногенного воздействия на климат |
Природнадзор Югры, Депнедра и природных ресурсов Югры, Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
до 30 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года |
оценка потенциала сокращения выбросов парниковых газов, увеличение объема реализации компримированного природного газа, снижение энергоемкости валового регионального продукта, повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов |
5. |
Охрана, защита и воспроизводство лесов как накопителей и поглотителей парниковых газов |
Депнедра и природных ресурсов Югры |
до 30 ноября 2017 года, до 30 ноября 2018 года, до 30 ноября 2019 года |
увеличение площади лесов за счет проведения противопожарных и санитарно-оздоровительных мероприятий, искусственного лесовосстановления |
6. |
Развитие информационной, научной и кадровой политики в области климата |
Природнадзор Югры, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Югорский государственный университет" (по согласованию), |
до 30 декабря 2017 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 1 июня 2020 года |
привлечение широкого круга общественности к проблемам в области энергоэкологии и изменения климата, повышение уровня кадрового обеспечения в области энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве |
7. |
Формирование и публикация ежегодного доклада об экологической ситуации в автономном округе е |
Природнадзор Югры |
ежегодно до 1 июля |
предоставление достоверной и актуальной информации о состоянии окружающей среды автономного округа |
8. |
Организация и проведение Международной экологической акции "Спасти и сохранить", Международного экологического телефестиваля "Спасти и сохранить" |
Природнадзор Югры, Департамент общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
ежегодно до 15 июля |
привлечение внимания общественности и жителей автономного округа к решению вопросов охраны окружающей среды через вовлечение в эколого-просветительскую и природоохранную деятельность |
".
2. Признать утратившими силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
от 24 мая 2007 года N 174-рп "О плане основных мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года";
от 19 декабря 2014 года N 701-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства автономного округа от 24 мая 2007 года N 174-рп "О плане основных мероприятий по реализации Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 10 ноября 2017 г. N 651-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2020 года" и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"
Текст распоряжения официально опубликован не был