Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния
Муниципальная программа направлена на создание комфортных условий для проживания населения, а также решение существующих проблем в области экологии городской среды, улучшение экологической ситуации в городе.
В рамках муниципальной программы реализуются четыре подпрограммы:
- "Благоустройство общественных территорий";
- "Обеспечение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов";
- "Организация мероприятий по охране окружающей среды";
- "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов".
Реализация мероприятий муниципальной программы направлена на реализацию задач Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, утвержденной решением Думы города от 08.06.2015 N 718-VДГ:
- в части подпрограмм "Благоустройство общественных территорий", "Организация мероприятий по охране окружающей среды", "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов" на выполнение цели и задач вектора "Экология направления "Жизнеобеспечение";
- в части подпрограммы "Обеспечение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов" на создание комфортных условий для проживания в многоквартирных домах, что соответствует вектору "ЖКХ" направления "Жизнеобеспечение".
1. Подпрограмма "Благоустройство общественных территорий".
Одной из наиболее важных проблем человечества на современном этапе является проблема взаимоотношений природы и человека.
Суровые природно-географические факторы, продолжительность зимнего периода, работа в зоне рискованного земледелия создают определенные трудности в создании благоприятной и комфортной городской среды, благоустройстве и озеленении города.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут до 2030 года для улучшения ландшафтно-архитектурного облика города в каждом микрорайоне необходимо создавать рекреационную зону.
До 2018 расходы на реализацию мероприятий, связанных с благоустройством рекреационных зон, осуществлялись в рамках постановления Администрации города от 13.12.2013 N 8984 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 - 2030 годы".
В настоящее время в городе общая площадь обустраиваемых и находящихся на содержании парков и скверов составляет 170,19 га.
Объекты благоустройства: парки, скверы - это озелененные территории общего пользования многофункционального направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенные для периодического массового отдыха населения, являются зелеными массивами, которые по своему санирующему значению и функциям являются важным экологическим фактором, благотворно влияющим на окружающую среду большого города.
Все парки и скверы располагаются непосредственно в зоне уже существующей жилой застройки и используются населением для прогулок, отдыха, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Вопрос увеличения и сохранения количества обустроенных озелененных территорий, используемых в рекреационных целях, на территории города остается актуальным, требующим активного участия органов Администрации города, населения и общественности.
Возникает проблема невозможности существенного увеличения площадей озеленения в конкретных планировочных районах и создания новых зон рекреации, следовательно, возникает задача максимального сохранения существующих озелененных территорий.
Таким образом, важным и требующим решения остается вопрос благоустройства территорий общего пользования.
При благоустройстве основное внимание следует уделять охране зеленых насаждений, сохранению каждого дерева, если оно не требует в силу возрастных изменений или болезни плановой рубки и ухода, обогащению видового состава зеленых насаждений.
Проблемы, препятствующие устойчивому развитию благоустройства городской среды:
- высокая плотность застройки территории города;
- отсутствие благоустройства либо недостаточный уровень благоустройства зон отдыха и территории вдоль водных объектов (водохранилище реки "Сайма");
- неполное выполнение работ по благоустройству на отдельных территориях в предыдущие годы;
- особенности рельефа местности (высокий уровень грунтовых вод, наличие зон залегания торфа);
- низкий уровень социальной культуры и ответственности населения города за состояние благоустроенной городской среды.
Проблема благоустройства территории общего пользования является одной из самых насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения. Необходимо принятие комплекса мер, направленных на приведение в надлежащее состояние территорий общего пользования.
Обустройство дорожно-тротуарной сети, часто посещаемых территорий общего пользования (парков и скверов), обеспечение освещения парковых пространств, установка малых архитектурных форм (скамеек и урн), увеличение площади зеленых насаждений в целом повысит уровень комфортности проживания граждан, будет способствовать повышению социальных, экологических, гигиенических, функциональных и эстетических качеств городской среды. Установка новых, современных игровых и спортивных комплексов позволит создать более комфортные условия для отдыха, игр и занятий спортом.
В целом реализация мероприятий программы позволит повысить уровень благоустройства городских территорий общего пользования и создать условия для комфортного проживания граждан.
2. Подпрограмма "Обеспечение благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов".
Важным этапом разработки мероприятий муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018 - 2030 годы" является проведение объективного анализа современного состояния уровня благоустройства города Сургута, определение наиболее проблемных мест, определения приоритетных направлений развития города в целях создания современной городской среды, удобной и комфортной для проживания населения.
До 2018 расходы на реализацию мероприятий, связанных с обеспечением благоустройства придомовых территорий, осуществлялись по благоустройству жилищного фонда в рамках постановления Администрации города от 13.12.2013 N 8983 "Об утверждении муниципальной программы "Комфортное проживание в городе Сургуте на 2014 - 2030 годы".
В муниципальном образовании городской округ город Сургут расположено 1445 многоквартирных жилых домов.
Застраивались территории жилых микрорайонов организациями различных ведомств без учета единой вертикальной планировки. В итоге большинство дворовых территорий расположено ниже уровня дорог или вновь построенных объектов. Выполняемые по благоустройству работы (например, ямочный ремонт проездов) сводятся на нет паводком или не оправдывают себя, поскольку покрыты непросыхающими лужами. Поэтому благоустройству придомовых территорий предшествует обязательное выполнение проектно-изыскательских работ, в которых в первую очередь учитывается уровень вертикальной планировки и возможность отвода талых и дождевых вод.
Дворовые территории многоквартирных домов эксплуатируются управляющими организациями в том техническом состоянии, в котором были приняты от застройщиков и ведомственных организаций. Поскольку зачастую на дворовых территориях отсутствовало элементарное благоустройство, работы по организации дворового пространства брали на себя обслуживающие организации.
На сегодняшний день благоустройство дворовых территорий не соответствует требованиям действующих нормативных документов, регламентирующих оснащенность дворовых территорий, что зачастую вызывает нарекания со стороны жителей.
Пришло в негодность асфальтовое покрытие внутриквартальных проездов и тротуаров. Асфальтобетонное покрытие на 70% придомовых территорий имеет высокий физический износ.
Недостаточно производились работы во дворах по уходу за зелеными насаждениями, восстановлению газонов, удалению старых и больных деревьев, не осуществлялась посадка деревьев и кустарников. Зеленые насаждения на дворовых территориях представлены в основном зрелыми или перестойными деревьями, на газонах не устроены цветники.
Система дождевой канализации находится в неисправном состоянии и не обеспечивает отвод вод в периоды выпадения обильных осадков, что доставляет массу неудобств жителям и негативно влияет на конструктивные элементы зданий. В ряде кварталов города дождевая канализация отсутствует по причине того, что ее устройство не предусматривалось проектом.
В ряде дворов отсутствует освещение придомовых территорий, необходимый набор малых форм и обустроенных площадок. Отсутствуют специально обустроенные стоянки для автомобилей, что приводит к их хаотичной парковке.
Надлежащее состояние придомовых территорий является важным фактором при формировании благоприятной экологической и эстетической городской среды.
Проблемы восстановления и ремонта асфальтового покрытия дворов, озеленения, освещения дворовых территорий, ремонта (устройства) дождевой канализации либо вертикальной планировки на сегодня весьма актуальны и не решены в полном объеме в связи с недостаточным финансированием отрасли.
Принимаемые в последнее время меры по частичному благоустройству дворовых территорий не приводят к должному результату, поскольку не основаны на последовательном подходе к решению проблемы и не позволяют консолидировать денежные средства для достижения поставленной цели.
К благоустройству дворовых и внутриквартальных территорий необходим последовательный комплексный подход, рассчитанный на среднесрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам и исполнителям.
Основным методом решения проблемы должно стать благоустройство дворовых территорий, которое представляет из себя совокупность мероприятий, направленных на создание и поддержание функционально, экологически и эстетически организованной городской среды, улучшение содержания и безопасности дворовых территорий и территорий кварталов.
Реализация муниципальной программы позволит создать благоприятные условия среды обитания, повысить комфортность проживания населения города, увеличить площадь озеленения территорий, обеспечить более эффективную эксплуатацию жилых домов, улучшить условия для отдыха и занятий спортом, обеспечить физическую, пространственную и информационную доступность зданий, сооружений, дворовых территорий для инвалидов и других маломобильных групп населения.
3. Подпрограмма "Организация мероприятий по охране окружающей среды".
Проблемой в работе по обеспечению экологической безопасности является ежегодное увеличение объема несанкционированных свалок, которое напрямую зависит от увеличения объемов потребления товаров и услуг и, как следствие, увеличения объемов образующихся отходов. На сегодняшний день контрольные функции в отношении малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами сведены к минимуму.
Также проблемой в работе по ликвидации несанкционированных свалок является их возобновляемость в местах, где невозможно ограничить доступ недобросовестным предпринимателям и физическим лицам, нежелающим платить за вывоз и утилизацию своих отходов на специализированный полигон. Наиболее проблемными территориями в этом отношении являются остров Заячий, пойма протоки Кривуля, район Восточной объездной дороги, временные поселки, территории городских лесов.
По предварительной оценке в 2017 году планируется ликвидировать несанкционированные свалки в промышленных районах и местах общего пользования объемом 7 000 куб. метров. Оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок осуществляется преимущественно с использованием тяжелой специализированной техники с минимальным привлечением ручной очистки.
Согласно плану мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Сургут на период до 2030 года, объект "Строительство полигонов для утилизации снега" строится за счет средств инвесторов:
- общество с ограниченной ответственностью "Дорстройиндустрия" по улице Аэрофлотская - площадью 8,4 га;
- общество с ограниченной ответственностью "Холдинг "СервисСтрой - Инвест", расположенный в районе Восточно-объездной дороги - площадью 13,1 га;
- общество с ограниченной ответственностью "Партнер" - расположенный на острове Заячий, площадью 11,2 га.
Планируемый срок окончания строительства - 2020 год.
Низкий уровень экологической культуры населения, позиция "временщика" значительно усложняют работу по созданию комфортных и экологически безопасных условий для проживания горожан и отчасти обусловлены недостаточным уровнем информированности населения в области охраны окружающей среды.
Мероприятия по экологическому просвещению и пропаганде предусматривают организацию мероприятий по следующим направлениям:
3.1. Информирование населения о деятельности Администрации города в области охраны окружающей среды:
- размещение информации на портале Администрации, в печатных и телевизионных средствах массовой информации;
- регулярные отчетные пресс-конференции;
- работа с обращениями граждан.
3.2. Организация участия города в Международной экологической акции "Спасти и сохранить" путем организации конкурсов, выставок, маршей, слетов, олимпиад и тому подобное.
3.3. Привлечение населения к практической природоохранной деятельности.
3.4. Организация массовых городских экологических акций, в том числе общегородской акции "Чистый город".
3.5. Пропаганда экологических знаний:
- организация научно-практических конференций и семинаров по проблемам экологии;
- издание книг, сборников, брошюр, буклетов экологической направленности;
- размещение социальной рекламы в средствах массовой информации и на улицах города.
До 2018 расходы на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, а также по экологическому просвещению и пропаганде осуществлялись в рамках постановления Администрации города от 13.12.2013 N 8984 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 - 2030 годы".
В период 2018 - 2020 годов управлением по природопользованию и экологии будут организованы природоохранные и эколого-просветительские мероприятия в соответствии с утвержденными объемами финансирования.
4. Подпрограмма "Обустройство, использование, защита и охрана городских лесов".
Влияние антропогенной деятельности негативно сказывается на состоянии городских лесов.
В условиях активного развития города, массовой застройки, увеличения численности населения, а также некоторых существующих природных факторов (болотистость местности, воздействие низких температур и тому подобное) негативное влияние на леса, находящиеся в границах городского округа город Сургут, ежегодно увеличивается.
Для эффективного обустройства, использования, защиты и охраны городских лесов разработан лесохозяйственный регламент городских лесов города Сургута, утвержденный постановлением Администрации города от 07.10.2010 N 5154.
Общая площадь городских лесов согласно материалам лесохозяйственного регламента составляет 4 445 га.
С целью выявления нарушений норм лесного законодательства (незаконная рубка леса, самовольный захват лесных земель, несанкционированные свалки мусора) и охраны лесов от пожаров осуществляется ежедневное патрулирование специалистами отдела лесного хозяйства муниципального бюджетного учреждения "Управление лесопаркового хозяйства и экологической безопасности" территории городских лесов, дачных кооперативов и организаций, базирующихся на территории городских лесов, на площади 4 445 га.
Ежегодный объем работ по санитарным рубкам и рубкам по очистке леса от захламленности определен лесохозяйственным регламентом и составляет 281,0 га.
Ежегодно проводятся санитарные рубки и рубки по очистке леса от захламленности на площади 15 га.
До 2018 года расходы на реализацию мероприятий по обустройству, использованию, защите и охране городских лесов осуществлялись в рамках постановления Администрации города от 13.12.2013 N 8984 "Об утверждении муниципальной программы "Охрана окружающей среды города Сургута на 2014 - 2030 годы".
Таблица
Динамика
изменения значений показателей результатов реализации муниципальной программы
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчетный год 2015 |
Отчетный год 2016 |
Оценка текущего состояния 2017 |
Целевые показатели результатов реализации муниципальной программы | ||||
Доля убранных мест несанкционированного размещения отходов и санитарная очистка территорий общего пользования от общего объема несанкционированных свалок в промышленных районах и местах общего пользования, выявленных на территории города |
% |
75 |
75 |
75 |
Доля участия населения города в природоохранной и эколого-просветительской деятельности от общего количества людей, проживающих в городе |
% |
3,9 |
3,9 |
3,9 |
Площадь содержания зеленых насаждений на территориях общего пользования |
га |
453,52 |
453,52 |
454,14 |
Площадь территории городских лесов |
га |
4 445 |
4 445 |
4 445 |
Выполнение плана работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов |
% |
н/д в связи с введением показателя в 2018 году |
н/д в связи с введением показателя в 2018 году |
100 |
Выполнение плана работ по благоустройству территорий общего пользования |
% |
н/д в связи с введением показателя в 2018 году |
н/д в связи с введением показателя в 2018 году |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.