В соответствии со статьей 68 Устава (Основного закона) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2003 года N 14-оз "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2012 года N 76-п "О Концепции развития заготовки и переработки дикоросов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года" следующие изменения:
2. Приложения 1, 2 изложить в следующей редакции:
"Приложение 1
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 24 февраля 2012 года N 76-п
Концепция
развития заготовки и переработки дикоросов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года
(далее - Концепция)
Введение
Концепция разработана с учетом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, отчета, включающего эколого-ресурсную оценку запасов дикоросов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), материалов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему "Правовое регулирование в сфере заготовки и переработки пищевых лесных ресурсов (дикоросов): проблемы и пути их решения", оценки перспектив внедрения инновационных технологий в систему сбора и переработки лесных и болотных ягодных растений в автономном округе.
Концепция устанавливает систему приоритетов и направлений деятельности органов государственной власти автономного округа (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по развитию деятельности, связанной с заготовкой и переработкой дикоросов, к которым относятся пищевые и недревесные лесные ресурсы и лекарственные растения.
Отрасль заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений имеет существенный экспортный потенциал. Емкость зарубежного рынка продукции дикоросов достаточно велика, наблюдается тенденция постоянного роста объемов потребления.
Заготовка дикоросов осуществляется сегодня в 3 регионах мира: Восточная Европа (в основном, Россия), Азия (в основном, Китай), Южная Америка. На мировых рынках более востребована продукция природного происхождения как биологически более чистый продукт
Автономный округ входит в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевыми ресурсами. Общая площадь земель, на которых располагаются леса, составляет 50 429,9 тыс. га или 4,3 % от общей площади лесов Российской Федерации, в том числе земли, покрытые лесной растительностью, - 28 894,3 тыс. га или 3,6 % от земель, покрытых лесной растительностью, Российской Федерации. Лесистость территории автономного округа составляет 54%.
По целевому назначению площадь эксплуатационных лесов составляет 94,4 %, защитных лесов - 5,6 %. Общий запас насаждений составляет 3150,02 млн. куб. м, из них: хвойных - 80,1 %, мягколиственных - 19,9 %, прочих древесных пород и кустарников - 0,03%. Расчетная лесосека составляет 25145,7 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству - 17745,6 тыс. куб. м.
По породному составу насаждения (по запасу) составляют: сосна обыкновенная - 45,8 %, ель - 9,5 %, пихта - 0,5 %, лиственница - 2,8 %, сосна сибирская (кедр) - 21,5 %, береза - 14,6 %, осина - 4,8 %, тополь - 0,01 %. Преобладающей породой на территории автономного округа являются 2 вида сосны: сосна обыкновенная, сосна сибирская. Распределение по группам возраста по территории автономного округа неравномерно, а именно: молодняки - 10,9 %, средневозрастные - 18,7 %, приспевающие - 13,1 %, спелые и перестойные - 57,3 %, из них перестойные составляют 20,4 %.
Исполнительным органом государственный власти в области лесных отношений является Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, в структуру которого входят 14 лесничеств.
Аганское лесничество расположено в восточной части автономного округа, граничит на севере и востоке с Ямало-Ненецким автономным округом, на юге - с Нижневартовским лесничеством, на юго-западе - с Мегионским лесничеством, на западе - с Сургутским лесничеством. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 3 138 924 га.
Белоярское лесничество расположено в северной части автономного округа на территории муниципального образования Белоярского района, граничит на севере и востоке - с Ямало-Ненецким автономным округом, на юго-востоке - с Сургутским лесничеством, на юге - с Самаровским лесничеством, на юго-западе - с Октябрьским лесничеством, на западе - с Березовским лесничеством. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 3941473 га.
Березовское лесничество расположено в северной части автономного округа на территории Березовского административного района, граничит на северо-востоке - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Белоярским и Октябрьским лесничествами, на юго-востоке - с Октябрьским лесничеством и заповедником "Малая Сосьва", на юге - с Няксимвольским лесничеством, на западе - с республикой Коми. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 6297042 га.
Кондинское лесничество расположено в юго-западной части автономного округа на территории Кондинского административного района, граничит на северо-западе - с Урайским лесничеством, на севере и востоке - с Самаровским лесничеством, на юге и юго-востоке - с Тюменской областью, на юго-западе - со Свердловской областью. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 3447677 га.
Мегионское лесничество расположено в северной части автономного округа на территории Нижневартовского административного района, граничит на северо-востоке - с Аганским лесничеством, на северо-западе и западе - с Сургутским лесничеством, на юге и юго-западе - с Юганским лесничеством, на востоке - с Нижневартовским лесничеством и Томской областью. Общая площадь лесничества, по данным лесного реестра, составляет 1947896 га.
Нефтеюганское лесничество расположено в южной части автономного округа на территории муниципального образования - Нефтеюганский район, граничит на севере - с Сургутским лесничеством, на востоке - с Юганским лесничеством, на юге и юго-западе - с Тюменской областью, на северо-западе - с Самаровским лесничеством. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 2263063 га.
Нижневартовское лесничество расположено в восточной части автономного округа на территории Нижневартовского административного района, граничит на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Аганским лесничеством, на западе - с Мегионским лесничеством, на юге - с Томской областью, на востоке - с Красноярским краем. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 6323445 га.
Няксимвольское лесничество расположено в северной части автономного округа на территории Березовского административного района, граничит на севере - с Березовским лесничеством, на западе - с республикой Коми, на юге - с Советским районом и Свердловской областью, на востоке - с государственным природным заповедником "Малая Сосьва". Общая площадь лесничества составляет 2116509 га.
Октябрьское лесничество расположено в северной части автономного округа на территории муниципального образования Октябрьского района, граничит на северо-востоке - с Белоярским лесничеством, на юго-востоке - с Самаровским лесничеством, на юго-западе - с Советским лесничеством, на северо-западе - с Березовским лесничеством. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 1982880 га.
Самаровское лесничество расположено в западной части автономного округа на территории Ханты-Мансийского административного района, граничит на севере - с Белоярским лесничеством, на востоке - с Сургутским лесничеством, на юго-востоке - с Нефтеюганским лесничеством, на юге - с Тюменской областью, на юго-западе - с Кондинским лесничеством, на западе - с Урайским, Октябрьским лесничествами. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 3945507 га.
Советское лесничество расположено в западной части автономного округа на территории Советского административного района, граничит на севере - с Березовским, Няксимвольским лесничествами, на северо-востоке - с Октябрьским лесничеством, на юго-востоке - с Кондинским лесничеством, на юго-западе - со Свердловской областью. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 2799767 га.
Сургутское лесничество расположено в северо-западной части автономного округа на территории муниципального образования - Сургутский район, граничит на северо-западе - с Белоярским лесничеством, на севере - с Ямало-Ненецким автономным округом, на востоке - с Аганским и Мегионским лесничествами, на юге - с Юганским и Нефтеюганским лесничествами, на западе - с Самаровским лесничеством. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 6386203 га.
Урайское лесничество расположено в юго-западной части автономного округа на территории Кондинского административного района, граничит на севере и северо-западе - с Советским лесничеством, на северо-востоке - с Самаровским лесничеством, на востоке и юго-востоке - с Кондинским лесничеством, на юго-западе и западе - со Свердловской областью. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 1774326 га.
Юганское лесничество расположено в юго-восточной части автономного округа на территории муниципального образования Сургутский район, граничит на севере и северо-западе с Сургутским лесничеством, на востоке - с Мегионским лесничеством, на западе - с Нефтеюганским лесничеством, на юге и юго-востоке - с Томской областью, на юго-западе - с Тюменской областью. Общая площадь лесничества, по данным государственного лесного реестра, составляет 2991007 га.
В настоящее время заготовка и переработка дикоросов рассматривается в качестве одной из составляющих устойчивого развития экономики автономного округа. Объективными предпосылками для этого служат:
промышленный объем биоресурсного потенциала;
возобновляемость природных ресурсов (грибы, ягоды, кедровые орехи, лекарственные растения);
постоянно растущий спрос на натуральную экологически чистую пищевую и лекарственную продукцию.
Существующий сырьевой потенциал автономного округа достаточен для переработки и изготовления такой продукции как каландрированной панели из сфагнового мха, масляных фракций из хвои, провитаминных концентратов, получения углеводородных наноматериалов, выпуска сорбентов из сфагнового мха различного назначения, производства биологически активных добавок, детского питания, винных и других алкогольных напитков, полипренолов из хвойной лапки, фитопрепаратов, кормовых добавок из хвои для сельскохозяйственных животных и птиц, удобрений и субстратов для грунта, парфюмерно-косметических товаров, получения экстрактов для косметических средств.
Сфера заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений является перспективной отраслью экономики, обладающей значительным потенциалом экономического роста, обусловленным неиспользуемыми запасами восполняемых биологических ресурсов. Ее развитие способно породить мультипликативный эффект, стимулируя рост производства в смежных отраслях, связанных технологическими цепочками: пищевой, перерабатывающей, сельскохозяйственной, химической, производства строительных материалов, фармацевтического производства, а также занять важную роль в решении социальных проблем, способствуя развитию самозанятости населения автономного округа и созданию дополнительных рабочих мест и доходов населения, в том числе на депрессивных территориях и в труднодоступных местностях автономного округа.
Вместе с тем, реальный объем переработки дикоросов на сегодняшний день составляет не более 0,025 % от ежегодного допустимого объема заготовки, ежегодный допустимый объем заготовки которых оценивается в 790,60 тыс. т.
В связи с этим без внедрения эффективных инновационных перерабатывающих технологий создание конкурентоспособной производственной системы "сырье - переработка - реализация" невозможно по следующим причинам:
ограниченный доступ к сырью;
относительно невысокая урожайность 1,3 т/га;
зависимость от климатических условий;
несовершенная система заготовок сырья;
низкая степень переработки основных объемов сырья.
Необходимость координации межотраслевых связей промышленных производств различных видов определила потребность разработки комплексного плана мероприятий по развитию заготовительной и перерабатывающей отрасли и реализации инвестиционных проектов в этой сфере.
Целью данной Концепции является создание динамично развивающейся, конкурентоспособной заготовительной и перерабатывающей деятельности на основе рационального использования биологических ресурсов, обеспечивающей занятость населения автономного округа.
Концепция состоит из 6 глав: в первой главе дана оценка эколого-ресурсного потенциала заготовительной деятельности автономного округа; во второй описано современное состояние заготовительной и перерабатывающей деятельности в Российской Федерации и автономном округе; в третьей определены основные проблемы отрасли и пути их решения, в четвертой - цели и задачи концепции; в пятой описано внедрение инновационных технологий в отрасль; в шестой главе обозначены показатели эффективности реализации концепции. В приложении 1 к Концепции содержится план мероприятий по ее реализации.
Глава 1. Эколого-ресурсный потенциал заготовительной деятельности автономного округа
Прежде чем приступить к характеристике ресурсного потенциала автономного округа, необходимо отметить, что в научно обоснованных расчетах ресурсного потенциала дикоросов используются различные понятия и методики.
При определении запасов дикоросов различают биологические, эксплуатационные запасы и их ежегодный допустимый объем заготовки, установленный лесохозяйственными регламентами.
Биологические запасы определяются путем умножения плодоносных площадей во всех плодоносных угодьях на среднюю биологическую урожайность.
Эксплуатационные запасы определяются путем перемножения средней эксплуатационной урожайности на площадь наиболее продуктивных угодий. Недоступные и низкоурожайные угодья исключаются из расчета.
В свою очередь биологическая урожайность (кг /га) определяется как продуцированная биомасса (грибов, ягод, орехов) за вегетативный период на единице площади. Эксплуатационная урожайность (кг /га) определяется умножением среднего веса сбора дикоросов на единицу высокопродуктивных площадей для соответствующих культур. При этом площади низкоурожайных угодий не принимаются во внимание.
Статья 1.1. Пищевые лесные ресурсы
К пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды орехи, грибы, папоротник-орляк, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.
1.1.1. Грибы
Эксплуатационный запас грибов варьируется от 5 до 50 кг/га. Максимальный запас 50 кг/га отмечен для березняков.
В лесах автономного округа произрастает более 20 видов съедобных грибов. Наиболее ценными являются белый гриб, груздь, рыжик, подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, волнушка, сыроежка. Значительны ресурсы вешенки беловатой, опёнка зимнего, опёнка летнего и ряда других менее известных пищевых видов грибов.
Основные запасы сырья грибов сосредоточены в северной части автономного округа на территории Березовского лесничества, где в основном преобладают долгомошные (35 %), сфанговые (30 %) и зеленомошно-ягодниковые леса (16 %).
Из всей территории автономного округа максимальные суммарные биологические (126,75 тыс. т), эксплуатационные (63,38 тыс. т) запасы грибов сосредоточены на территории Березовского лесничества (таблица 1). Второе место по запасам грибов принадлежит Нижневартовскому лесничеству (биологический - 117,52 тыс. т, эксплуатационный - 58,76 тыс. т), последнее место по запасам занимает Нефтеюганское лесничество (биологический - 14,26 тыс. т, эксплуатационный - 7,13 тыс. т).
Таблица 1
Суммарные запасы хозяйственно значимых грибов в автономном округе
тыс.т
Лесничества |
Биологический запас |
Эксплуатационный запас |
Ежегодный допустимый объем заготовки |
Аганское |
45,01 |
22,49 |
5,833 |
Белоярское |
77,4 |
38,7 |
1,29 |
Березовское |
126,75 |
63,38 |
5,0 |
Кондинское |
55,498 |
27,751 |
0,415 |
Мегионское |
40,02 |
20,02 |
1,9 |
Нефтеюганское |
14,26 |
7,13 |
9,75 |
Нижневартовское |
117,52 |
58,76 |
6,227 |
Няксимвольское |
51,06 |
25,52 |
5,83 |
Октябрьское |
44,69 |
22,34 |
1,818 |
Самаровское |
70,71 |
35,33 |
5,832 |
Советское |
75,935 |
37,937 |
0,011 |
Сургутское |
42,82 |
21,42 |
3,045 |
Урайское |
26,298 |
13,139 |
0,43 |
Юганское |
69,05 |
34,53 |
0,2 |
Итого |
857,02 |
428,45 |
47,581 |
1.1.2. Ягодники
Ягодники имеются фактически на всей территории автономного округа, почти во всех типах леса, конкретные места с наибольшей концентрацией ягодников традиционного массового сбора ягод характерны в основном для территорий, находящихся вблизи населенных пунктов автономного округа.
Среди видов дикорастущей продукции, заготавливаемой в автономном округе, дикорастущие ягодники: черника, брусника, клюква, голубика, морошка - традиционно занимают одно из ведущих мест. Эти растения до настоящего времени слабо введены в культуру, и поэтому заготовка их плодов осуществляется в основном в дикорастущих зарослях. Бережное использование этих зарослей - один из путей рационального использования возобновляемых природных ресурсов автономного округа.
Автономный округ располагает значительными резервами по увеличению объемов заготовки дикорастущих ягодников, однако недостаточная изученность ресурсов, районов концентрации наиболее высокоурожайных угодий, также как и отсутствие развитой инфраструктуры, направленной на сохранение дикорастущих зарослей этих видов растений, рациональное и бережное использование их запасов, не позволяют реализовать имеющиеся возможности.
1.1.2.1. Брусника
Урожайность брусники в автономном округе колеблется в пределах от 103 до 1164 кг/га, средняя урожайность - 200-300 кг/га. Основная ресурсная база брусники в автономном округе находится в сосняках - брусничных и кладониевых и составляет 220 кг/га. Минимальный запас отмечен для пихтовых лесов, здесь он составляет 10 кг/га.
Общий эксплуатационный запас брусники на территории автономного округа составляет 2387,3 тыс. т. Наименьшие запасы отмечены для Октябрьского лесничества, составляют 58,19 тыс. т. Наибольшая концентрация запаса отмечена на территориях Березовского лесничества и оценивается в 420,54 тыс. т.
1.1.2.2. Клюква
Урожайность клюквы в автономном округе колеблется в пределах от 80 до 1188 кг/ га, средняя урожайность - 200-400 кг/га. Максимальный эксплуатационный запас клюквы отмечен на верховых сфагновых болотах и составляет 300 кг/га. Минимальный запас отмечен для заболоченных сосняков, здесь он оценивается в 50 кг/га.
Биологический запас плодов клюквы составляет 11532,25 тыс. т, эксплуатационный - 5758,29 тыс. т. Наибольший эксплуатационный запас отмечен в Сургутском лесничестве - 1183,34 тыс. т, а наименьшие запасы наблюдаются в Нефтеюганском лесничестве и составляют 105,18 тыс. т.
1.1.2.3. Черника
Урожайность черники в автономном округе колеблется в пределах от 100 до 200 кг/га, средняя урожайность - 150 кг/га. Основная ресурсная база черники сосредоточена в ельнике черничном и составляет 130 кг/га. Минимальный запас отмечен для пихтарников мшистых и составляет 5 кг/га.
Биологический запас плодов черники составляет 1967,717 тыс. т, общий эксплуатационный запас - 983,39 тыс. т. Наименьшие эксплуатационные запасы наблюдаются в Октябрьском лесничестве и составляют 27,4 тыс. т, а наибольший запас сосредоточен в Березовском лесничестве - 160,1 тыс. т.
1.1.2.4. Голубика
Урожайность голубики в автономном округе колеблется в пределах от 100 до 400 кг/га, средняя урожайность - 300 кг/га. Максимальный эксплуатационный запас голубики отмечен в сосняках сфагновых и составляет 45 кг/га. Минимальный запас отмечен для различных типов леса и составляет от 5 кг/га.
Биологический запас плодов голубики составляет 1344,99 тыс. т, общий эксплуатационный запас - 661,87 тыс. т. Наименьшие эксплуатационные запасы отмечены для Октябрьского лесничества и составляют 23,88 тыс. т. Наибольший запас отмечен для Сургутского лесничества - 103,62 тыс. т.
1.1.2.5. Морошка
Одним из главных факторов, определяющих распространение и продуктивность зарослей морошки, является тип растительного сообщества: сфанговые сосняк, ельник и березняк, долгомошные ельник и березняк, мезотрофное болото, олиготрофное болото. Максимальный эксплуатационный запас морошки на территории автономного округа отмечен в сосняках березово-сфагновых и составил 40 кг/га, минимальный запас - для сосняка зеленомошно-таволгово-ягодного, здесь он составляет от 10 кг/га.
Общий эксплуатационный запас морошки составляет 606,38 тыс. т. Наименьшие запасы отмечены для Октябрьского лесничества и составили 14,413 тыс. т. Наибольший запас отмечен в Сургутском лесничестве - 106,13 тыс. т.
Суммарные биологические запасы плодов видов ягодников (черники, голубики, брусники, клюквы и морошки) в автономном округе достигают 20835,26 тыс. т. Суммарные эксплуатационные запасы составляют около 10397,26 тыс. т, возможный ежегодный допустимый объем заготовки оценивается в 685,14 тыс. т (таблица 2).
Первое место по эксплуатационным запасам плодов и ежегодно возможным объемам заготовки занимает клюква, второе место - брусника, третье - черника, на последнем - морошка.
Таблица 2
Ресурсный потенциал ягодников в автономном округе по категориям запаса
тыс.т
Вид ягодника |
Биологический запас |
Эксплуатационный запас |
Ежегодный допустимый объем заготовки |
Клюква |
11532,25 |
5758,29 |
357,8879 |
Черника |
1967,717 |
983,39 |
16,9019 |
Брусника |
4777,75 |
2387,33 |
267,2802 |
Голубика |
1344,99 |
661,87 |
0,00072 |
Морошка |
1212,56 |
606,38 |
43,07806 |
Итого |
20835,267 |
10397,26 |
685,14878 |
Таблица 3
Суммарные запасы ягодников на территории лесничеств автономного округа
тыс.т
Лесничества |
Биологический запас |
Эксплуатационный запас |
Ежегодный допустимый объем заготовки |
Аганское |
1170,79 |
579,72 |
11,249 |
Белоярское |
1685,85 |
836,5 |
1,92 |
Березовское |
2218,82 |
1109,42 |
12,961 |
Кондинское |
1771,349 |
885,675 |
10,76 |
Мегионское |
792,64 |
396,28 |
8,103 |
Нефтеюганское |
343,14 |
168,45 |
89,302 |
Нижневартовское |
3138,56 |
1569,31 |
9,116 |
Няксимвольское |
845,78 |
422,855 |
86,13 |
Октябрьское |
508,19 |
243,22 |
3,768 |
Самаровское |
1834,87 |
919,46 |
423,131 |
Советское |
1353,942 |
677,0475 |
2,075 |
Сургутское |
3213,62 |
1606,37 |
5,718 |
Урайское |
903,583 |
451,768 |
7,61 |
Юганское |
1292,754 |
646,38 |
13,305 |
Итого |
21073,89 |
10512,48 |
685,148 |
Анализ данных по запасам плодов (черники, голубики, брусники, клюквы, морошки и смородины) в лесничествах автономного округа (таблица 3) показал, что наибольшие биологические (3213,62 тыс. т) и эксплуатационные (1606,37 тыс. т) запасы сосредоточены в Сургутском лесничестве. Второе место по обоим показателям занимает Нижневартовское лесничество (3138,56 тыс. т и 1569,31 тыс. т соответственно). На третьем месте по эксплуатационным запасам находится Березовское лесничество (1109,42 тыс. тонн), на последнем - Нефтеюганское лесничество (эксплуатационные запасы 168,45 тыс. т).
1.1.3. Кедровые орехи
Среди дикорастущих пищевых и лекарственных растений автономного округа кедр сибирский занимает особое место. Кедровые леса - это богатая пищевая база, источник получения ценной древесины и химических продуктов, благоприятная среда обитания полезных животных и птиц, место произрастания многих видов ягодных, лекарственных и технических растений. Однако ценным продуктом кедровых лесов являются кедровые орехи.
Ядро ореха составляет 43 % от его общего веса; в ядре содержится до 64 % жира, 19 % азотистых веществ, 15 % углеводов, в том числе 12 % несахароподобных и 2 % минеральных веществ. Орехи содержат комплекс витаминов, которые способствуют сохранению высокой работоспособности человека, улучшению состава крови, предупреждают туберкулез и малокровие, нормализуют деятельность нервной системы и благоприятно действуют на кожную ткань.
Наряду с ценностью в качестве пищевого продукта кедровые орехи являются не менее ценным техническим сырьем. При получении 1 тонны кедровых орехов в качестве отходов остается более 2 тонн стержней и чешуек от шишек, которые могут быть использованы в качестве сырья для выработки фурфурола, смолы, таннидов и красящих веществ. Скорлупа кедрового ореха содержит дубильные вещества и может дать стойкую коричневую краску для кожевенной промышленности. При сухой перегонке кедровой скорлупы можно получить метиловый спирт, уксусную кислоту и уголь с высокими абсорбирующими свойствами.
Шелуха кедровой шишки является великолепной кормовой добавкой для сельскохозяйственных животных и птиц, удобрением и биологически активной добавкой (БАД), возможным лекарственным и косметическим средством с оздоравливающим эффектом, что может способствовать развитию нового направления переработки хвойной продукции в автономном округе.
В автономном округе более 4 млн. га кедровников. Кедровые леса могут служить вечно, принося ежегодно не менее 1,5 тыс. т орехов. В настоящее время организованная заготовка кедрового ореха не превышает 5 т. в год.
Максимальный эксплуатационный запас орехов отмечен в кедрачах лишайниковых и составляет 150 кг/га. В других типах растительных сообществ запас меньше и составляет от 15 кг/га. Общий эксплуатационный запас орехов кедра в автономном округе составляет 79,12 тыс. т. Наименьшие запасы отмечены в Октябрьском лесничестве и составляют 0,811 тыс. тонн. Наибольший запас отмечен в Нижневартовском лесничестве - 14,45 тыс. т (таблица 4).
Таблица 4
Запасы кедрового ореха на территории лесничеств автономного округа
тыс.т
Лесничества |
Биологический запас |
Эксплуатационный запас |
Ежегодный допустимый объем заготовки |
Аганское |
8,77 |
4,39 |
3,673 |
Белоярское |
1,65 |
0,83 |
1,785 |
Березовское |
20,16 |
10,04 |
2,3 |
Кондинское |
2,056 |
1,031 |
0,4462 |
Мегионское |
25,302 |
12,6601 |
7,002 |
Нефтеюганское |
4,42 |
2,20 |
3,515 |
Нижневартовское |
28,926 |
14,45 |
10,9686 |
Няксимвольское |
9,84 |
4,96 |
5,206 |
Октябрьское |
1,623 |
0,811 |
2,8295 |
Самаровское |
13,714 |
6,862 |
7,97 |
Советское |
6,2708 |
3,2844 |
0,0129 |
Сургутское |
3,449 |
1,745 |
2,38 |
Урайское |
4,02 |
2,005 |
1,43 |
Юганское |
27,69 |
13,86 |
8,358 |
Итого |
157,89 |
79,12 |
57,8762 |
По данным заготовительных компаний, объем заготовки кедровых орехов в автономном округе в 2017 году составил 0,13 тыс. тонн, что составляет 0,22 % от возможного сбора кедровых орехов в автономном округе.
Статья 1.2. Лекарственно-технический потенциал
Природа автономного округа богата пищевыми и лекарственными растениями. На его территории произрастает более 800 видов высших растений, из них более 300 видов дикорастущих растений медициной рекомендовано употреблять в пищу.
Например, доступные для сбора среднегодовые ресурсы составляют в среднем: черника - 10,7; голубика - 3,2; малина - 0,3; смородина красная - 1,9; смородина черная - 1,4; морошка - 2,6; шиповник - 0,6; черемуха - 0,8; рябина - 0,7; сосновые почки - 13,1; чага - 224,5; листья брусники - 3,0; листья багульника - 0,7 тыс. тонн.
К пищевым и лекарственно-техническим видам растений, встречающимся на территории автономного округа, относятся: брусника обыкновенная, водяника, голубика, клюква, малина обыкновенная, княженика, морошка, смородина чёрная и красная, черника, шиповник майский и иглистый, багульник болотный, белена чёрная, вахта трёхлистная, горец перечный и птичий, иван-чай (кипрей), крапива двудомная, кровохлебка лекарственная, одуванчик лекарственный, кубышка желтая, мать-и-мачеха обыкновенная, пижма обыкновенная, ромашка лекарственная, синюха голубая, таволга (лабазник вязолистный), тысячелистник обыкновенный, хвощ полевой, яснотка белая, тмин обыкновенный, берёза пушистая, калина обыкновенная, рябина сибирская, пихта сибирская, черёмуха обыкновенная и многие другие. Багульник болотный - одно из самых распространенных растений автономного округа.
Фактическое использование этих ресурсов, обладающих противотуберкулезным, антинеопластическим, нейротропным, противовирусным, противопаразитным, адаптогенным и тонизирующим свойством веществ, составляет ничтожное количество от возможного.
Без ущерба для окружающей среды из лекарственных ресурсов растительного происхождения возможен ежегодный сбор сосновых почек - 13,1, чаги - 224,5, листьев брусники и багульника соответственно 3,0 и 0,7 тысяч тонн. Лесные ресурсы пищевых и лекарственных растений в автономном округе в настоящее время используются не более чем на 2 %. Ресурсы грибов, березового сока также используются незначительно.
Большое разнообразие растительных сообществ автономного округа характеризуется богатым видовым составом лекарственных и пищевых растений. Хвойные леса наряду с ценной древесиной, кедровыми орехами могут являться источниками ценных эфирных масел (пихтовое, сосновое, скипидар), хвойных экстрактов и растительных смол. В медицинской практике ценятся сосновые почки, еловые шишки, листья толокнянки и брусники. Большим спросом в настоящее время пользуются плоды черники и брусники.
Лиственные леса автономного округа являются богатейшим источником такого ценного лекарственного сырья как березовый гриб чага, березовые листья и почки; лечебными свойствами обладает и сок березы. Пойменные кустарники являются источником традиционного для автономного округа пищевого и лекарственного сырья: плоды шиповника, смородины, рябины, черемухи, боярышника.
Природные соединения показали высокую активность при лечении таких заболеваний как туберкулез, различные виды рака, паразитозы, болезнь Альцгеймера и многие другие виды заболеваний.
Потребности медицины требуют разработки новых препаратов ввиду приобретения патогенами резистентности к используемым лекарствам, наличию побочных свойств у известных средств, процесса мутирования и приобретения штаммами патогенов новых свойств. В спортивной медицине и физиологии актуальна проблема создания на основе натуральных растительных средств биологических добавок, обладающих адаптогенными и тонизирующими свойствами.
На практике в автономном округе не используется имеющийся ресурсный потенциал по сбору, переработке и реализации лекарственного и технического сырья. Тем самым упускается немалая выгода не только для экономики округа, но и для населения.
Глава 2. Состояние заготовительной и перерабатывающей деятельности
Статья 2.1. Заготовительная и перерабатывающая деятельность на территории Российской Федерации
Согласно официальным статистическим данным, в России заготовка дикоросов ведется в основном в 4 федеральных округах: Южном, Уральском, Дальневосточном и Центральном. Степень использования предоставленных лесных участков в аренду для заготовки дикоросов в этих федеральных округах от 39 до 99 %. В регионах остальных федеральных округов дикоросы используются на 23 - 29 %.
По данным Федерального агентства лесного хозяйства, на начало 2016 года для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений передано в аренду 342 лесных участка общей площадью около 2 млн га. Основные арендованные площади находятся на Дальнем Востоке (в Приморском крае - 697 тыс. га, в Хабаровском крае - 312 тыс. га) и в Сибири (в Томской области - 444 тыс. га, в Республике Бурятия - 123 тыс. га, в Иркутской области - 112 тыс. га).
Наибольшие объемы заготовки пищевых лесных ресурсов на арендованных лесных участках приходятся на заготовку орехов - 7,2 млн. кг и ягод - 1,4 млн. кг, лекарственных растений - 0,7 млн. кг, грибов - 0,5 млн. кг и березового сока - 0,4 млн. кг. Грибы, ягоды и березовый сок в основном заготавливают в европейской части России, а орехи - в азиатской.
Почти 1 млн. га лесов находится в аренде для сбора и заготовки недревесных лесных ресурсов, здесь главным образом ведется заготовка деревьев хвойных пород для новогодних и рождественских праздников. Заготовка елей или других хвойных пород на основании договора купли-продажи распространена ограниченно.
Всего на территории нашей страны произрастает около 3000 видов шляпочных грибов, из которых более 200 видов пригодны для употребления в пищу. По данным Рослесхоза, общая продуцирующая грибоносная площадь составляет 81,8 млн. га, в т.ч. в азиатской части - 64,1 млн. га, в европейско-уральской - 17,7 млн. га. Биологический запас составляет 4,3 млн. т, который в основном сконцентрирован в азиатской части - 3,5 млн. т, на европейско-уральскую часть приходится лишь 0,8 млн. т.
В России произрастает около 40 видов березы, но для промышленной добычи березового сока используют в основном березу повислую (бородавчатую) и березу пушистую. Наибольшие запасы березового сока сосредоточены в Сибирском (42,4 %), Уральском (21,7 %) и Северо-Западном (15,5 %) федеральных округах.
Известно более 12 тыс. видов лекарственных растений, многие из которых применялись в народной медицине с глубокой древности. По данным Рослесхоза, в настоящее время в научной медицине разрешено использовать около 200 видов растений, 65 % которых - дикорастущие.
К дикорастущим орехоплодным растениям, имеющим основное промысловое значение, относят сосну сибирскую (кедр сибирский), сосну корейскую (кедр корейский) и сосну низкую (кедровый стланик). Семена этих древесных растений широко известны под общим названием "кедровый орех".
Общая площадь кедровых насаждений в стране составляет 38,9 млн. га, из них 11,8 млн га относится к защитным лесам, в т.ч. площадь орехово-промысловых зон составляет 6,5 млн га. Около 7,6 млн. га кедровых лесов относится к резервным лесам.
По данным Рослесхоза, кедровые леса встречаются в 32 субъектах Российской Федерации, при этом все кедровники находятся за Уралом. В соответствии с данными государственного лесного реестра, площадь кедровых лесов Уральского федерального округа составляет 7,3 млн га, Сибирского - 28,3 млн га, Дальневосточного - 3,3 млн га. Наибольшая площадь кедровников и максимальный запас кедра в Красноярском крае - 9682 тыс. га, в Иркутской области - 6911 тыс. га, в Томской области - 3656 тыс. га, Республике Тыва - 3231 тыс. га.
Всего в Российской Федерации сбором и заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, грибов, ягод занимаются боле 1 000 компаний, из них наиболее крупные:
производственная компания "Ягоды Карелии" - полный цикл переработки лесных и садовых ягод;
производственная компания "Фармгрупп" - производство и реализация биологически активных добавок к пище на основе натурального природного и растительного сырья;
производственная компания "Заготпром" - заготовка, механическая и электронная очистка лесных ягод;
компания "Экопродукт" - крупнейший производитель грибной, плодово-ягодной и овощной консервации;
ООО "Ряжский погребок" - крупнейший производитель плодовоовощной консервации;
ООО "Кантарелла" - замороженные ягоды, овощи, грибы, овощные смеси;
ООО "Томская продовольственная компания" - крупнейшее предприятие с полным циклом производства начиная от выращивания овощей, ягод и заготовки дикорастущего сырья до их переработки, упаковки, хранения и реализации;
Дикороспром - крупнейший заготовитель и поставщик дикорастущих ягод, орехов, грибов.
Статья 2.2. Состояние заготовительной и перерабатывающей деятельности в автономном округе
Заготовкой и переработкой дикорастущих плодов, грибов и ягод в автономном округе занимаются около 70 организаций различных форм собственности. Наибольшие объемы заготовки дикоросов реализуются в Ханты-Мансийском, Кондинском, Нижневартовском, Сургутском районах автономного округа.
В 2017 году в автономном округе заготовлено дикоросов (тыс. т) - 0,912, в том числе: ягод - 0,7359; грибов - 0,0445; ореха кедрового - 0,1315.
Всего переработка дикоросов в 2017 году составила (тыс. т) - 0,203, в том числе: ягод - 0,14; грибов - 0,056; ореха кедрового - 0,0074.
Основными производителями на рынке выступают 9 хозяйствующих субъектов: ИП Водопьянов Владимир Борисович, ООО "Регион-К", ООО "Центр Сибирь", ООО "Рыбоперерабатывающий комбинат "Ханты-Мансийский", ООО НРО "Обь", СРПК "Волна", ООО "Югорская ягода", ООО СП "Белоярское", ООО "Алекс". На их долю приходится более 80 % объемов заготовки и переработки дикоросов. Данные организации в период сбора и заготовки дикоросов обеспечивают дополнительным сезонным заработком более 300 представителей из числа коренных малочисленных народов Севера, для которых сбор дикоросов является одним из способов жизнеобеспечения.
Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: свежая и замороженная ягода, клюква в сахарной пудре, варенья, джемы, конфитюры, соки, грибы сушеные, грибы солено-отварные и маринованные, грибы быстрозамороженные, ядра кедрового ореха, масло кедрового ореха, кедровая паста, мука из скорлупы кедрового ореха, кедровая живица, ядро кедрового ореха в кедровом "меду", варенье из кедровой шишки, шишка-мармеладка, варенье "сосновый шоколад", халва кедровая, кедровые десерты, пастила из ягод и многое другое.
Правительством автономного округа сформирована нормативная правовая база, необходимая для устойчивого развития отрасли сбора, заготовки и глубокой переработки дикоросов.
В настоящее время государственная поддержка организаций, осуществляющих деятельность по сбору и глубокой переработке пищевых лесных ресурсов, предоставляется в соответствии с государственной программой "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года".
В 2017 году в целях реализации вышеуказанных мероприятий объем финансирования за счет средств бюджета автономного округа составил более 21 млн. рублей.
Средства, инвестированные получателями субсидий, направлены на создание инфраструктуры заготовительных пунктов, максимально приближенных к местам произрастания дикоросов, пригодных для сбора в промышленных масштабах. В результате чего развивается система сбора дикоросов и увеличивается материально-техническое оснащение производства.
Введен в эксплуатацию цех по переработке дикоросов мощностью 10 т в г. Советский, организованы мобильные заготовительные пункты в пгт. Березово, приобретено холодильное оборудование.
Однако для выхода на промышленный объем заготовки и переработки дикоросов в автономном округе существующего производственного потенциала недостаточно, ввиду чего требуется дополнительное развитие производственных мощностей.
Глубокая переработка дикоросов в автономном округе позволяет заниматься производством биологически чистых продуктов питания, что ведет к увеличению наполняемости внутреннего рынка и наращиванию объемов поставок продукции в другие регионы России.
На рынке продаж готовой продукции существуют 2 направления - экспорт и внутрироссийские продажи. В целях поддержки имиджа региона как наиболее качественного товаропроизводителя дикоросов продукция реализуется под брендами: "КедроРай", "ООО "Полноватская кладовая", "Попробуй Север на вкус".
Экспортируются, в основном, орехи, грибы, ягоды в замороженном, сушеном и соленом видах. Первой компанией в автономном округе, экспортирующей продукцию из дикоросов, является ООО "Регион-К".
В 2017 году ООО "Регион К" экспортировало в Казахстан 14,2 т продукции: варенье в ассортименте, грибы сухие, грибы белые в маринаде; в Королевство Таиланд - 0,2 тонны продукции следующих видов: варенье из сосновой шишки, варенье из клюквы в сосновом меду, варенье из брусники, варенье из голубики.
В 2017 году 3 хозяйствующих субъекта автономного округа приняли участие в крупнейшей международной выставке в Южной Корее. Особый интерес для рынка Южной Кореи представляют белые грибы и варенье из ягод.
Автономный округ - один из немногих регионов России, обладающих таким природным потенциалом в части дикорастущего сырья, который позволяет значительно наращивать производство биологически чистых продуктов питания, увеличивая на этой основе насыщение внутреннего рынка и наращивая экспортный потенциал применительно к ближнему и дальнему зарубежью, обеспечивая тем самым рост и конкурентоспособность экономики автономного округа.
Для ускорения наращивания объемов заготовки и переработки дикорастущего сырья, роста инвестиций в развитие материально-технической базы, увеличения занятости населения требуется комплекс мероприятий, направленных на повышение экономической и социальной эффективности.
Глава 3. Основные проблемы в области заготовки и переработки дикоросов, пути их решения
В настоящее время существует ряд ограничений развития заготовительной и перерабатывающей деятельности в автономном округе.
1. В области экономики:
низкий уровень конкуренции в отрасли (существенные издержки вхождения в отрасль);
ограниченный доступ к кредитным ресурсам и другим источникам долгосрочного финансирования.
2. В области инфраструктуры:
ограничения по причине неразвитости транспортной и энергетической инфраструктуры;
низкая обеспеченность предприятий заготовительной отрасли высокотехнологичным оборудованием;
недостаточность мощностей по хранению дикоросов, в том числе холодильного оборудования.
3. В области рационального использования природных ресурсов:
сезонность и цикличность сбора пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений;
отсутствие региональной базы запасов пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений и карты концентрации наиболее высокоурожайных угодий;
отсутствие полной эколого-ресурсной оценки запасов недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
недостаточность методических материалов по эффективному использованию биоресурсов.
4. В области управления:
несовершенство норм действующего законодательства в части порядка предоставления участков лесного фонда с целью изъятия пищевых ресурсов леса, их переработки и реализации;
высокие административные барьеры по выходу на международный рынок.
Ключевыми факторами, сдерживающими развитие заготовки и переработки дикоросов, являются:
ярко выраженная сезонность и цикличность урожая дикоросов, вызванных природно-климатическими условиями;
низкий уровень промышленной переработки дикоросов;
труднодоступность территорий заготовки дикоросов (их значительная удаленность от центров потребления и переработки дикоросов);
ограниченность материально-технических ресурсов для заготовки и переработки дикоросов;
нехватка квалифицированных специалистов в сфере организации бизнеса и промышленного производства для полномасштабной заготовки и переработки дикоросов.
Существующие проблемы отталкивают субъекты малого и среднего предпринимательства, а также потенциальных инвесторов от освоения сферы заготовки и переработки пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений (дикоросов).
Возможными путями решения существующих проблем в автономном округе могут стать следующие:
создание региональной базы запасов пищевых и недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений с учетом ежегодной урожайности и климатического прогноза;
расширение перечня оснований использования лесов для заготовки пищевых лесных ресурсов, с учетом арендой возможности краткосрочного пользования без предоставления лесных участков (договор купли-продажи);
совершенствование норм действующего законодательства в части заготовки, реализации и переработки пищевых ресурсов и лекарственных растений;
совершенствование мер государственной поддержки.
Глава 4. Цели, задачи и долгосрочные приоритетные направления заготовительной и перерабатывающей деятельности пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений в автономном округе
Целью заготовительной и перерабатывающей деятельности в автономном округе является создание динамично развивающейся, конкурентоспособной заготовительной и перерабатывающей отрасли на основе рационального использования биологических ресурсов, обеспечивающей занятость населения автономного округа и производство экологически чистой качественной продукции из дикоросов, привлечение инновационных технологий заготовки, выращивания и переработки дикоросов, увеличение доли экспортной направленности, создание сельскохозяйственной кооперации, внедрение управленческих инноваций в организацию этих процессов на основе кластерного подхода.
Приоритетными задачами, направленными на достижение поставленной цели в долгосрочной перспективе, станут:
содействие созданию и развитию производств по заготовительной и перерабатывающей деятельности в автономном округе, а также создание необходимой инфраструктуры для обеспечения заготовительной деятельности в автономном округе;
обеспечение рационального использования природного капитала;
совершенствование учетной политики.
1. Долгосрочные приоритетные направления по созданию и развитию производств по заготовке и переработке пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений в автономном округе:
оказание содействия в создании производственных мощностей;
создание условий, направленных на повышение уровня производительности организаций заготовительной и перерабатывающей отрасли, до среднеотраслевого в пищевой промышленности;
содействие самозанятости коренных малочисленных народов Севера через организацию и обустройство мест реализации продукции традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе дикоросов, вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения вблизи населенных пунктов, отнесенных к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера;
стимулирование организаций заготовительной и перерабатывающей отрасли к созданию новых высокотехнологичных производств по глубокой переработке дикоросов;
формирование условий для дальнейшего повышения конкурентоспособности организаций заготовительной и перерабатывающей отрасли на российском и зарубежном рынке;
обеспечение роста экспортной составляющей в общем объеме производства продукции из дикоросов;
создание условий по развитию региональной протекции продвижения продукции за пределами внутреннего рынка (сертификация, брендирование);
формирование условий по стимулированию организаций автономного округа, занимающихся заготовкой и переработкой дикоросов к вхождению в биотехнологический кластер;
проведение мероприятий, направленных на обеспечение более свободного доступа организациям и индивидуальным предпринимателям, функционирующим в заготовительной и перерабатывающей отрасли, к кредитным ресурсам, в том числе к источникам долгосрочного финансирования;
обеспечение информационной поддержкой организаций, занятых в сфере заготовки и переработки дикоросов.
создание единой инфраструктуры для обеспечения заготовительной деятельности в автономном округе, в крупных муниципальных образованиях: г. Нижневартовск, пгт. Березово, г. Белоярский, г. Советский, пгт. Междуреченский, г. Ханты-Мансийск, с учетом предстоящей агломерации.
2. Долгосрочные приоритетные направления по обеспечению рационального использования природного капитала пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений в автономном округе:
создание условий для системного подхода к проведению оценки запасов недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений;
создание и обновление региональной базы запасов пищевых и недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений, с учетом ежегодной урожайности и климатического прогноза;
повышение уровня информатизации и визуализация состояния сырьевой базы, в том числе путем составления карты концентрации наиболее высокоурожайных угодий;
формирование условий для повсеместного внедрения ресурсосберегающих технологий.
3. Долгосрочные приоритетные направления по совершенствованию учетной политики пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений в автономном округе:
создание условий, направленных на совершенствование мониторинга развития заготовительной и перерабатывающей деятельности пищевых, недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений в автономном округе,
создание и совершенствование автоматизированной информационной системы, направленной на систематизацию сведений об осуществлении сбора и переработки дикоросов и отражение результатов деятельности, предусматривающей отражение результатов предоставления господдержки.
Глава 5. Инновации в сфере заготовки и переработки дикоросов
Статья 5.1. Плантационное выращивание лесных и болотных ягод в автономном округе
Урожайность дикорастущей ягоды сильно варьирует по годам, а в отдельные годы плодоношение может практически отсутствовать. Поэтому производство, основанное на заготовке и переработке естественно произрастающей лесной ягоды, не может быть стабильно рентабельным. Ежегодно большие урожаи высококачественных лесных ягод возможно получать только при выращивании на плантациях.
На землях, предназначенных для ведения сельскохозяйственной деятельности, находящихся на территории Ханты-Мансийского района, планируется к 2019 году запустить первый пилотный инвестиционный проект по промышленному плантационному выращиванию лесных ягод. Суммарная площадь земель данного пилотного проекта составляет 80 га.
В климатических условиях автономного округа и при наличии соответствующих почв, включая торфяники и болота, хорошо растут и плодоносят лесные ягодные культуры: клюква, брусника, голубика, черника, княженика и морошка. Внедрение инновационных технологий по промышленному выращиванию лесных ягод под механизированную уборку позволит значительно повысить урожайность, снизить трудозатраты на получение единицы продукции, тем самым превратить маловыгодное примитивное собирательство в прибыльный бизнес с гораздо более высокой и стабильной урожайностью лесных ягод и высокой механизацией труда. Создание ягодных плантаций для выращивания лесных ягод с применением инновационных агротехнологий является наукоемким процессом, где значительную роль играют НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) по направлениям выбора сортов и адаптации ягод к местным условиям, подбора и создания наиболее продуктивных почв, создания лаборатории клонального микроразмножения.
Создание плантации по выращиванию лесных ягод под механизированный сбор позволит повысить урожайность клюквы до 15 тонн с 1 га на 4-й год после посадки, брусники - до 10 т с 1 га на 7-й год после посадки, морошки - до 1 т с 1 га на 3-й год после посадки, княженики - до 1 т с 1 га на 3-й год после посадки, голубики - до 8 тонн с 1 га на 3-й год после посадки. Максимально продуктивный цикл плантации превышает 50 лет.
Создание ягодных плантаций будет осуществляться с использованием сортов лесных ягод, выведенных филиалом ФБУ ВНИИЛМ "Центрально-европейская лесная опытная станция" (г. Кострома) и зарегистрированных государственной комиссией Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений, на основе технологий плантационного выращивания, апробированных в условиях Костромской области и арктической зоны Архангельской области.
Реализация проекта по плантационному выращиванию лесных ягод пройдет в два этапа:
этап 1 - создание на земельных участках, наиболее пригодных для разведения посадочного материала, "маточников", участков для разведения и взращивания посадочного материала для всех видов лесных ягод, планируемых к выращиванию в автономном округе: клюквы, брусники, голубики, княженики, морошки и малины. При общей площади "маточников", составляющей 25 га, со второго года после закладки возможно обеспечение саженцами плантаций в промышленных масштабах;
этап 2 - подготовка промышленных плантаций площадью до 80 га в автономном округе для высаживания на 1-ом этапе посадочного материала, адаптированного к местным условиям на местных "маточниках". При успешной реализации проекта возможно увеличение площади плантаций до 500 га, в результате чего объем производства ягод составит от 3000 до 5000 т в год.
Для успешного внедрения пилотного проекта необходимо его сопровождение комплексом агроклиматических, ботанических и ветеринарных (определение вредителей) и других исследований.
Статья 5.2. Технология производства продукции с высокой добавленной стоимостью на основе лесных и болотных ягод
Перспективным направлением глубокой переработки лесных и болотных ягод в автономном округе может стать производство высококонцентрированных (ВК) сококонцентратов (красителей) и пищевых продуктов с добавленной пользой.
Получаемые по данной технологии ВК-сококонцентраты (красные пищевые красители) обладают добавленной пользой, так как содержат комплекс полезных действующих веществ - антоцианов, улучшающих органолептику товарной продукции. Предлагаемая модель для сбыта продукция делится на следующие группы для пищевых производств:
1. ВК-сококонцентраты для производства кондитерских изделий (леденцовая карамель, драже, мармелад, зефир, помадные сорта конфет).
2. ВК-сококонцентраты и наполнители на их основе для производства молочных изделий (йогурты, кефиры, желе, пудинги, сгущенное ароматизированное молоко).
3. ВК-сококонцентраты для хлебобулочных изделий (крем для тортов и пирожных, производство мучных кондитерских изделий).
4. ВК-сококонцентраты для ликероводочной и безалкогольной промышленности (наливки, ликеры, концентрированные бальзамы, безалкогольные ароматические газированные напитки).
5. ВК-сококонцентраты как сырье для производства биологически активных добавок, предоставляющих полезные действующие вещества - антиоксиданты-антоцианы.
Произведенная продукция с добавленной пользой по предлагаемой технологии - это ягодные кисели, напитки быстрого приготовления сокосодержащие, морсы ягодные, нектары на ягодах. Они способны выполнять функции третьего блюда и десерта в системе питания детских, дошкольных, школьных учреждений и учреждений здравоохранения (больницы, стационары, диспансеры).
Внедрение проекта по организации производства ВК-сококонцентратов будет способствовать диверсификации региональной экономики. Проект соответствует приоритетному направлению кластерной политики (агропромышленный кластер) и инвестиционным приоритетам Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030 года в части развития производства, ориентированного на удовлетворение потребности населения автономного округа в высококачественной натуральной, экологически чистой продукции из лесных ягод.
Глава 6. Показатели эффективности реализации Концепции
Показателем эффективности реализации Концепции является положительная динамика следующих показателей к уровню 2017 года:
увеличение производства продукции в заготовительной и перерабатывающей отрасли в 2 раза с 0,912 до 2,0 тыс. т;
увеличение объемов инвестиций в 14 раз с 30 до 285 млн. рублей в текущих ценах;
рост числа вновь создаваемых рабочих мест в заготовительной и перерабатывающей отрасли в 1,1 раза с 849 до 933 рабочих мест;
рост бюджетных поступлений (косвенных налогов) от заготовительной и перерабатывающей деятельности в 14 раз с 4,2 до 62,2 млн. рублей в текущих ценах;
увеличение доли экспорта продукции заготовительной и перерабатывающей отрасли за пределы автономного округа в общем объеме собственного производства в 3,4 раза с 14,4 до 49,7 т;
прирост объемов пищевой продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в 8 раз с 0,5 до 4,0 т;
увеличение доли производства продукции глубокой переработки в 3,4 раза с 0,203 до 0,700 тыс. т;
повышение конкурентоспособности региона в 1,6 раз.
Приложение 2
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 24 февраля 2012 года N 76-п
План
мероприятий по реализации Концепции развития заготовки и переработки дикоросов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года
(далее - План)
N п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственные исполнители |
Сроки реализации |
Ожидаемые результаты |
1. Проведение оценки запасов недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений и составление карты концентрации наиболее высокоурожайных угодий | ||||
1.1. |
Актуализация эколого-ресурсного запаса дикоросов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ) в части оценки недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа (далее - Депнедра и природных ресурсов Югры), Департамент промышленности автономного округа (далее - Деппромышленности Югры), автономное учреждение автономного округа "Технопарк высоких технологий" (далее - АУ "Технопарк") (по согласованию) |
до 31 декабря 2020 года |
получение информации о максимальных допустимых объемах сбора недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений, с целью расчета требуемых мощностей для их переработки |
1.2. |
Разработка карты концентрации наиболее высокоурожайных угодий |
Депнедра и природных ресурсов Югры, Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года |
отражение информации на Интерактивной карте промышленности Югры в целях использования хозяйствующими субъектами для рационального размещения пунктов по приемке, хранению и переработке дикоросов |
1.3. |
Реализация возможности перехода на Интерактивную карту промышленности Югры из информационно-аналитической системы агропромышленного комплекса автономного округа (далее - АИС "АПК") посредством гиперссылки |
Департамент информационных технологий автономного округа; Деппромышленности Югры |
до 31 декабря 2019 года |
обеспечение быстрого доступа к необходимой информации, автоматизация ее предоставления |
1.4. |
Актуализация карты концентрации наиболее высокоурожайных угодий с учетом оценки запасов недревесных лесных ресурсов и лекарственных растений автономного округа на Интерактивной карте промышленности Югры |
Депнедра и природных ресурсов Югры, Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 1 июля 2021 года |
получение информации хозяйствующими субъектами в целях рационального планирования производственной деятельности |
2. Содействие развитию предприятий заготовительной и перерабатывающей деятельности | ||||
2.1. |
Внесение изменений в государственную программу автономного округа "Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 420-п, в части дополнения мерами государственной поддержки индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на возмещение части затрат на 1 га посевной площади |
Деппромышленности Югры |
до 31 декабря 2018 года |
Предоставление государственной поддержки на возмещение части затрат на 1 га посевной площади не менее 1 раза в год |
2.2. |
Привлечение средств финансовых институтов развития на поддержку заготовительной и перерабатывающей отраслей |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
консолидация финансовых средств, в том числе внебюджетных источников, с целью увеличения объема инвестиций в отрасль |
2.3. |
Оказание информационно-консультационной поддержки субъектам заготовительной и перерабатывающей деятельности и размещение информации о поставщиках, продукции из дикоросов и услугах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в автоматизированных информационных системах (далее - АИС) |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
создание реестра поставщиков продукции и услуг заготовительных и перерабатывающих предприятий; содействие в продвижении бизнес-проектов и расширение рынков сбыта |
3.Создание новых высокотехнологичных производств по глубокой переработке дикоросов | ||||
3.1. |
Формирование и обновление портфеля потенциальных инвестиционных проектов в отрасли переработки дикоросов |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 1 сентября 2018 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение поступлений инвестиций в отрасль |
3.2. |
Сопровождение инвестиционных проектов предприятий заготовительной и перерабатывающей отрасли |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2030 года |
оказание информационно-консультационной поддержки на стадии разработки и реализации; отражение информации об инвестиционных проектах на Интерактивной карте промышленности Югры |
3.3. |
Позиционирование предприятий, занимающихся заготовительной и перерабатывающей деятельностью в автономном округе |
Деппромышленности Югры, Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 1 октября 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
информирование потенциальных потребителей с целью увеличения спроса на продукцию дикоросов; увеличение объемов реализации продукции дикоросов |
3.4. |
Оказание содействия в реализации пилотного инвестиционного проекта "Плантационное выращивание лесных и болотных ягод в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию), Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 31 декабря 2030 года |
создание производства по плантационному выращиванию лесных и болотных ягод с действующей посевной площадью не менее 70 га |
3.5. |
Оказание мер консультационной и имущественной поддержки организациям, осуществляющим производство продукции с применением лекарственного сырья, заготовленного на территории автономного округа (биологически активные добавки различного назначения) |
Деппромышленности Югры, Депнедра и природных ресурсов Югры, Фонд развития Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию), муниципальные образования автономного округа (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение видов выпускаемой продукции не менее чем на 10 % к 2030 году |
4. Повышение конкурентоспособности организаций заготовительной и перерабатывающей отрасли на российском и зарубежном рынке | ||||
4.1. |
Содействие в организации участия заготовителей и переработчиков дикоросов в семинарах по международным стандартам с ведущими российскими и зарубежными специалистами |
Деппромышленности Югры, Департамент экономического развития автономного округа (далее - Депэкономики Югры), Фонд развития Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
повышение профессионального уровня руководителей и специалистов хозяйствующих субъектов |
4.2. |
Оказание содействия хозяйствующим субъектам в продвижении продукции из дикоросов на внутренний и внешний рынок |
Деппромышленности Югры, Депэкономики Югры, Фонд развития Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию), Союз "Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (далее - ТПП ХМАО - Югры) (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
расширение рынков сбыта произведенной продукции, в том числе на экспорт, не менее 3 млн. рублей к 2030 году |
4.3. |
Проведение маркетинговых исследований не реже, чем 1 раза в год, с целью выхода на рынки субъектов Российской Федерации |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию), Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 1 июня 2019 года, до 1 июня 2020 года, до 1 июня 2021 года, до 1 июня 2022 года, до 1 июня 2023 года, до 1 июня 2024 года, до 1 июня 2025 года, до 1 июня 2026 года, до 1 июня 2027 года, до 1 июня 2028 года, до 1 июня 2029 года, до 1 июня 2030 года |
выявление конкурентоспособности хозяйствующих субъектов |
4.4. |
Организация участия организаций заготовительной и перерабатывающей отраслей в выставках, ярмарках, форумах, конференциях (в том числе международных) |
Деппромышленности Югры, ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), Фонд поддержки предпринимательства Югры (по согласованию), Фонд "Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Югры" (далее - Фонд "Центр поддержки экспорта Югры") (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
налаживание бизнес-контактов в целях расширения рынков сбыта произведенной продукции, участие ежегодно не менее в 3-х мероприятиях |
5. Увеличение экспортной составляющей в общем объеме производства продукции из дикоросов | ||||
5.1. |
Оказание консультационной поддержки хозяйствующим субъектам в части развития экспортоориентированных производств |
Деппромышленности Югры, Депэкономики Югры, ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), Фонд "Центр поддержки экспорта Югры" (по согласованию) |
до 1 июня 2019 года |
увеличение объема экспорта продукции глубокой переработки дикоросов в размере 1 % ежегодно |
5.2. |
Организация и проведение обучающих семинаров по продвижению товаров на новые рынки |
Депэкономики Югры, ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), Фонд "Центр поддержки экспорта Югры" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
проведение не менее 1 семинара ежегодно |
6. Вхождение в биотехнологический кластер организаций, занимающихся заготовкой и переработкой дикоросов в автономном округе | ||||
6.1. |
Организация участия хозяйствующих субъектов в обучающих семинарах, деловых встречах в сфере биотехнологий |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
повышение профессиональных навыков (компетенций); внедрение современных технологий в отрасль с целью развития биотехнологических направлений |
6.2. |
Организация участия представителей организаций заготовительной и перерабатывающей деятельности в мероприятиях по изучению лучшей практики создания и развития кластеров |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
внедрение в автономном округе лучших практик создания и развития кластера, а также привлечения новых участников кластера |
7. Обеспечение более свободного доступа организациям и индивидуальным предпринимателям, функционирующим в заготовительной и перерабатывающей отраслях, к кредитным ресурсам, в том числе к источникам долгосрочного финансирования | ||||
7.1. |
Создание условий для привлечения долгосрочных заимствований от финансовых институтов развития |
Деппромышленности Югры, Депэкономики Югры, ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), Фонд поддержки предпринимательства Югры (по согласованию) |
до 1 сентября 2018 года, до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение объема привлеченных инвестиций предприятиями заготовительной и перерабатывающей отраслей не менее чем на 5 % к 2030 году |
7.2. |
Информирование представителей организаций о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности в заготовительной и перерабатывающей отраслях |
Деппромышленности Югры, ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), Фонд поддержки предпринимательства Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию), Фонд развития Югры (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
проведение "круглых столов", совещаний, семинаров не менее 2 раз в год |
8. Обеспечение информационной поддержкой организаций, занятых в сфере заготовки и переработки дикоросов | ||||
8.1. |
Организация и проведение семинаров, конференций, проведение бизнес встреч по обмену опытом |
Деппромышленности Югры, Депэкономики Югры, Фонд поддержки предпринимательства Югры (по согласованию), ТПП ХМАО - Югры (по согласованию), АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
расширение новых рынков сбыта и налаживание деловых связей, в том числе привлечение инвесторов в отрасль |
8.2. |
Создание информационного банка данных о рынках сбыта и производителях продукции из дикоросов |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 1 сентября 2018 года |
содействие в предоставлении информации потенциальным контрагентам в части реализации произведенной продукции, а также приобретении необходимого сырья |
8.3. |
Выявление и тиражирование лучшего опыта функционирования заготовительных компаний в сфере дикоросов в муниципальных образованиях автономного округа |
Деппромышленности Югры, муниципальные образования автономного округа (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
применение лучших практик заготовительных компаний муниципальных образований автономного округа с целью вовлечения в отрасль новых субъектов предпринимательства |
9. Создание единой инфраструктуры заготовительных пунктов | ||||
9.1. |
Определение и разработка единого подхода к созданию заготовительных пунктов, в том числе с привлечением представителей коренных малочисленных народов Севера на постоянные и сезонные рабочие места |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года |
увеличение объема заготовки дикоросов не менее чем на 2 % к предыдущему году; обеспечение самозанятости представителей коренных малочисленных народов Севера |
10. Повсеместное внедрение ресурсосберегающих технологий | ||||
10.1. |
Подготовка предложений и разработка методических рекомендаций по применению ресурсосберегающих технологий сбора дикоросов |
Депнедра и природных ресурсов Югры, Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года |
применение населением автономного округа ресурсосберегающих технологий сбора дикоросов в целях минимизации экологического ущерба; разработка и утверждение методических рекомендаций (приказ Депнедра и природных ресурсов Югры) |
11.Совершенствование учетной политики в области заготовки и переработки дикоросов | ||||
11.1. |
Проведение мониторинга развития заготовительной и перерабатывающей отрасли не менее 1 раза в год |
Деппромышленности Югры, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
направление рекомендаций хозяйствующим субъектам |
11.2. |
Внесение сведений и отражение результатов деятельности об осуществлении сбора и переработки дикоросов в автономном округе с функцией предоставления государственной поддержки в АИС "АПК" |
Деппромышленности Югры, Депнедра и природных ресурсов Югры, Департамент информационных технологий автономного округа, АУ "Технопарк" (по согласованию) |
до 31 декабря 2019 года |
предоставление государственной поддержки хозяйствующим субъектам на развитие системы заготовки и переработки дикоросов, в том числе осуществление автоматизированного статистического учета, а также финансового контроля |
11.3. |
Оказание содействия муниципальным образованиям автономного округа в создании условий развития заготовительной и перерабатывающей деятельности |
Деппромышленности Югры, Депнедра и природных ресурсов Югры, муниципальные образования автономного округа (по согласованию) |
до 31 декабря 2018 года, до 31 декабря 2019 года, до 31 декабря 2020 года, до 31 декабря 2021 года, до 31 декабря 2022 года, до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
организация предоставления субъектам хозяйственной деятельности консультационной, финансовой и (или) имущественной поддержки |
".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июня 2018 г. N 174-п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 февраля 2012 года N 76-п "О Концепции развития заготовки и переработки дикоросов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу с 6 июня 2018 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 июня 2018 г., в сборнике "Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 15 июня 2018 г. N 6 (часть I), ст. 559, газете "Новости Югры" от 10 августа 2018 г. N 89