Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению администрации
города Лангепаса
от "22" декабря 2017 г. N 2171
Методика проведения публичных консультаций
I. Общие положения
1. Настоящая методика проведения публичных консультаций (далее - Методика) разработана в целях распространения общих унифицированных требований и процедур при проведении публичных консультаций в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов и муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и формирования у участников публичных консультаций необходимого опыта участия в указанной процедуре вне зависимости от субъекта их проведения.
2. Методика содержит порядок действий регулирующего органа, и органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, по организации и проведению публичных консультаций в ходе проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (далее - ОРВ), экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
3. Целями проведения публичных консультаций являются:
учет мнения субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности регулирующим органом при проведении ОРВ;
выработка мнения относительно целесообразности отмены или изменения указанного муниципального нормативного правового акта или его отдельных положений.
4. Задачами проведения публичных консультаций являются:
а) консультирование с участниками публичных консультаций, интересы которых затрагиваются вводимым или действующим правовым регулированием (далее - заинтересованные лица) в целях уточнения масштаба, причин и негативных эффектов проблемы, требующей вмешательства путем принятия муниципального нормативного правового акта, поиску возможных способов и альтернатив ее решения, а также определению оптимальных способов и альтернатив (далее - регуляторное решение, предлагаемое регулирование);
б) соблюдение баланса интересов при принятии регуляторного решения;
в) сокращение возможных негативных последствий и усиление положительных последствий принятого регуляторного решения;
г) информирование широкого круга заинтересованных лиц о начале обсуждения разработанных проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов.
5. При проведении публичных консультаций рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
обеспечение максимального вовлечения в процесс публичных консультаций всех заинтересованных лиц;
обеспечение максимального учета интересов заинтересованных лиц;
обеспечение прозрачности и ясности процедур, подотчетности, объективности и независимости выбора участников публичных консультаций из числа заинтересованных лиц;
своевременное информирование о проведении публичных консультаций;
соблюдение сроков проведения публичных консультаций.
6. В целях получения наиболее своевременной, полной и достоверной информации при проведении публичных консультаций, увеличения числа участников публичных консультаций, регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:
заключает соглашения о взаимодействии с организациями, представляющими интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, при проведении ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта, экспертизы муниципального нормативного правового акта (приложение к модельному муниципальному акту);
проводит открытые заседания общественно-консультативных и научно-технических советов, иных совещательных органов, созданных при органе местного самоуправления, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, специально сформированных органом, проводящим публичные консультации, экспертных групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках.
II. Рекомендации по проведению публичных консультаций
7. Проведение публичных консультаций осуществляется на стадии ОРВ проекта муниципального нормативного правового акта, экспертизы муниципального нормативного правового акта, в сроки и последовательности, установленные Порядком проведения ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов в администрации города Лангепаса и экспертизы принятых муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.
8. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, проводит публичные консультации с заинтересованными лицами по обсуждению текста проекта муниципального нормативного правового акта, муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится процедура ОРВ, экспертизы.
9. Организация проведения публичных консультаций состоит из следующих этапов:
а) конкретизация групп заинтересованных лиц, затрагиваемых предлагаемым или действующим правовым регулированием, формирование базы заинтересованных лиц для рассылки извещений о проведении публичных консультаций;
б) составление перечня вопросов, которые регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций;
в) размещение уведомления о проведении публичных консультаций в специализированном разделе официального сайта;
г) анализ поступивших от участников публичных консультаций предложений;
д) подведение регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, итогов проведения публичных консультаций, составление свода предложений.
10. С целью конкретизации групп заинтересованных лиц регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, необходимо определить сферы деятельности, затрагиваемые предлагаемым (действующим) правовым регулированием, а также количество субъектов соответствующих общественных отношений.
11. Круг участников публичных консультаций определяется регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, с учетом необходимости максимального вовлечения заинтересованных лиц в процесс подготовки и принятия решения о целесообразности введения предлагаемого или действующего правового регулирования.
12. Для проведения публичных консультаций регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рекомендуется использовать перечень вопросов, которые он считает целесообразным обсудить с участниками публичных консультаций, или опросный лист.
Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, вправе включать в указанный перечень дополнительные вопросы, исходя из специфики предлагаемого им правового регулирования (действующего правового регулирования).
13. В целях проведения публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, размещает в специализированном разделе официального сайта:
- в случае проведения ОРВ и экспертизы - уведомление о проведении публичных консультаций, перечень вопросов, предполагаемых к обсуждению в ходе публичных консультаций, или опросный лист, а также иные материалы, являющиеся обоснованием выбора варианта предлагаемого правового регулирования, либо позволяющие оценить эффективность действующего правового регулирования.
К уведомлению о проведении публичных консультаций также прилагается проект муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится процедура ОРВ, или муниципальный нормативный правовой акт, в отношении которого проводится экспертиза, а также пояснительная записка к нему.
При заполнении формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта регулирующий орган учитывает рекомендации по его заполнению, приведенные в разделе III настоящей Методики.
14. Одновременно с размещением уведомления о проведении публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, информирует об их проведении организации, представляющие интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, с которыми заключены соглашения о взаимодействии при проведении ОРВ (экспертизы), а также иных лиц, которых целесообразно привлечь к участию в публичных консультациях, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.
Отсутствие у регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых затронуты или могут быть затронуты предлагаемым или действующим правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки уведомлений о проведении публичных консультаций.
15. Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рекомендуется использовать дополнительные способы оповещения заинтересованных лиц о проведении публичных консультаций, в том числе направлять соответствующую информацию в электронном виде и (или) на бумажном носителе, и (или) с использованием программных средств в адрес заинтересованных лиц.
16. Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рекомендуется устанавливать срок проведения публичных консультаций, превышающий минимальный срок, предусмотренный Порядком, в случае если предлагаемое или действующие правовое регулирование, по мнению регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, может оказать значительное влияние на соответствующие общественные отношения.
При установлении срока проведения публичных консультаций, равного минимальному сроку, предусмотренному Порядком, регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рекомендуется приводить мотивированное обоснование принятия такого решения.
17. В случае если по итогам проведения публичных консультаций регулирующим органом будет принято решение о выборе варианта регулирования, отличного от первоначально предлагавшегося, он должен провести повторное обсуждение такого варианта правового регулирования как предпочтительного с участием заинтересованных лиц.
В случае отсутствия по итогам публичных консультаций предложений от заинтересованных лиц регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, продляет сроки проведения публичных консультаций.
Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, оповещает заинтересованных лиц о принятии решения в соответствии с пунктом 15 Методики.
В случае принятия решения о проведении повторных публичных консультаций такие публичные консультации проводятся в соответствии с требованиями Методики, с обязательным извещением об их начале участников проведенных публичных консультаций.
18. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рассматривает все поступившие от участников публичных консультаций предложения по результатам их проведения в различных формах, а также позволяющие установить, от кого они поступили, и относящиеся к предмету предлагаемого или действующего правового регулирования независимо от способа подачи участниками публичных консультаций своих предложений.
Регулирующему органу или органу, осуществляющему экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, рекомендуется предоставить возможность направления предложений участников публичных консультаций посредством своего официального сайта, а также в электронном виде или на бумажном носителе, в том числе в форме писем, протоколов заседаний общественно-консультативных органов и совещаний, анкет и опросных форм.
19. По итогам публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, систематизирует (структурирует) полученную информацию, в целях ее последующего анализа и обработки.
20. Результаты публичных консультаций оформляются сводом предложений, содержащим информацию об учете либо отклонении мнения участников публичных консультаций и аргументированную позицию регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, по всем полученным мнениям участников публичных консультаций.
В своде предложений указывается автор предложения и его содержание и результат рассмотрения (предполагается ли использовать предложение при разработке проекта муниципального нормативного правового акта либо к действующему муниципальному нормативному правовому акту; в случае отказа от использования предложения указываются причины принятого решения).
Также в своде предложений указывается перечень органов и организаций или лиц, которым были направлены уведомления о проведении публичных консультаций в соответствии с пунктом 14 Методики.
К своду предложений прикладываются текст скорректированного по итогам публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта, копии отзывов участников публичных консультаций и копии писем, направленных в адрес участников публичных консультаций, о результатах рассмотрения их мнений.
21. По результатам рассмотрения поступивших предложений участников публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, принимает решение о подготовке проекта муниципального нормативного правового акта либо об отказе от введения предлагаемого или действующего правового регулирования в целях решения выявленной проблемы.
22. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, обеспечивает размещение свода предложений, сводного отчета и итогового проекта нормативного правового акта по результатам публичных консультаций либо решения об отказе от введения предлагаемого или действующего правового регулирования в специализированном разделе официального сайта не позднее 10 календарных дней со дня окончания публичных консультаций, а также письменно информирует участников публичных консультаций о результатах рассмотрения их предложений.
III. Рекомендации по заполнению формы уведомления о проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта
23. В форме уведомления приводятся краткие сведения о предлагаемом правовом регулировании, о наличии проблемы, выявленной регулирующим органом в определенной сфере деятельности, целях предлагаемого правового регулирования, вариантах решения проблемы, потенциальных адресатах регулирования.
24. В целях обоснования необходимости разработки проекта муниципального нормативного правового акта регулирующий орган при заполнении формы уведомления отражает, в том числе следующую информацию:
обоснование необходимости подготовки проекта муниципального нормативного правового акта, включая описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование, включая характеристику негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы. Отсутствие нормативного регулирования определенной сферы общественных отношений или наличие принятых решений о разработке проекта муниципального нормативного правового акта в такой сфере не является достаточным обоснованием наличия проблемы;
краткое изложение целей предлагаемого правового регулирования. Цели регулирования должны соответствовать указанной проблеме, обеспечивая ее решение или смягчение остроты проблемы. Цели регулирования характеризуются количественной измеримостью и определенностью сроков их достижения. В случае если достижение целей предлагаемого правового регулирования растянуто в продолжительном временном периоде, определяются промежуточные показатели достижения таких целей и сроки, в которые эти значения должны быть достигнуты;
круг лиц, на которых будет распространено действие муниципального нормативного правового акта;
указание на действующие муниципальные нормативные правовые акты, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в соответствующей сфере деятельности либо указание на инициативный характер разработки проекта муниципального нормативного правового акта;
сведения о планируемых сроках вступления в силу муниципального нормативного правового акта и о необходимости установления переходного периода;
описание возможных вариантов предлагаемого правового регулирования, включая оценку положительных и отрицательных последствий и рисков решения выявленной проблемы указанными способами. Наиболее важной является количественная оценка положительных и отрицательных последствий для каждого из рассматриваемых вариантов предлагаемого правового регулирования. При проведении ОРВ рассматривается также вариант сохранения ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений "как есть", в условиях отсутствия правового регулирования или сохранения действующего способа регулирования. В ходе проведения ОРВ рассматриваемых регулирующим органом предлагаемых способов правового регулирования такая оценка проводится в отношении максимального количества возможных рациональных способов решения выявленной проблемы. Для их идентификации может быть использован опыт решения аналогичных проблем в других муниципальных образованиях;
сведения о потенциальных адресатах предлагаемого правового регулирования, включая количественную оценку и качественный состав, их основных группах, прогнозе количественной динамики, описание степени влияния проблемы на права и законные интересы участников отношений;
сведения о расходах и доходах потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и бюджета муниципального образования, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;
оценка рисков наступления неблагоприятных последствий при введении того или иного способа предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы;
обоснования выбора предпочтительного варианта предлагаемого правового регулирования выявленной проблемы.
25. При заполнении полей формы уведомления регулирующий орган учитывает рекомендации по заполнению соответствующих разделов сводного отчета, приведенные в Методических рекомендациях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.