Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению администрации
города Лангепаса
от "22" декабря 2017 г. N 2171
Методические рекомендации
по проведению оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы принятых муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, (далее - Порядок), в целях методического обеспечения проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, разрабатываемых структурными подразделениями администрации города Лангепаса, а также экспертизы принятых в администрации города Лангепаса муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
2. Методические рекомендации предназначены для использования регулирующим органом, органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, и уполномоченным органом при проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
3. Процедура оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов (экспертизы муниципальных нормативных правовых актов) заключается в анализе проблем и целей правового регулирования, выявлении альтернативных вариантов их достижения, а также определении связанных с ними выгод и издержек участников правоотношений, подвергающихся воздействию регулирования, для выбора наиболее эффективного варианта регулирования.
4. Целью процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее также - нормативный акт) является повышение качества регулирования, обеспечение возможности учета мнений социальных групп и установление баланса интересов, как на стадии подготовки проекта нормативного акта, так и на стадии оценки фактического воздействия, действующего регулирования, посредством анализа последствий и эффектов регулирования и определения наилучшей с точки зрения степени соответствия критериям целесообразности, эффективности, осуществимости и адекватности варианта регулирования на основе сопоставления выгод и издержек участников правоотношений.
5. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, установленных Порядком.
II. Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных актов
6. Оценке регулирующего воздействия (далее - ОРВ) подлежат проекты нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
7. ОРВ проектов нормативных актов осуществляется в соответствии с процедурами, утвержденными Порядком.
III. Экспертиза нормативных актов
8. Экспертиза нормативных актов (далее - экспертиза) проводится в отношении нормативных актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, принятых администрацией города Лангепаса.
9. Экспертиза осуществляется в соответствии с планом проведения экспертизы (далее - план), формируемым уполномоченным органом, с учетом предложений, структурных подразделений администрации города Лангепаса, научно-исследовательских, общественных и иных организаций, субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, их ассоциаций и союзов, иных лиц.
10. Нормативные акты включаются в план при наличии сведений, указывающих, что положения нормативного акта могут создавать условия, необоснованно затрудняющие ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, полученных в результате рассмотрения предложений о проведении экспертизы или самостоятельно выявленных органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов.
11. В целях учета мнения, сложившегося в результате правоприменительной практики у участников публичных консультаций, уполномоченный орган размещает проект плана в специализированном разделе официального сайта и указывает сроки предоставления предложений.
Срок публичного обсуждения проекта плана составляет не менее 20 календарных дней со дня его размещения в специализированном разделе официального сайта.
12. План должен включать в себя наименование нормативного акта, подлежащего экспертизе, сроки проведения экспертизы, в том числе процедур, предусмотренных пунктами 3.2 - 3.6, 3.8 - 3.19, 3.21 Порядка, информацию об ответственных за проведение экспертизы должностных лицах структурных подразделений органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов.
13. План, утверждается ежегодно, не позднее 15 января текущего года, распоряжением администрации города Лангепаса с учетом предложений органов, осуществляющих экспертизу, и участников публичных консультаций.
Утвержденный план размещается уполномоченным органом в специализированном разделе официального сайта.
14. Внесение изменений в план осуществляется не чаще, чем 1 раз в квартал, по решению уполномоченного органа.
Поступившее в уполномоченный орган предложение о внесении изменений в план рассматривается уполномоченным органом. Изменения в план вносятся распоряжением администрации города Лангепаса не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации.
Не позднее 7 календарных дней со дня внесения изменений в план уполномоченный орган размещает актуальный план в специализированном разделе официального сайта.
15. Орган, осуществляющий экспертизу нормативных актов, в сроки, установленные планом, проводит экспертизу нормативных актов и процедуры, предусмотренные Порядком и настоящими Методическими рекомендациями, на предмет выявления в нем положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Срок проведения экспертизы муниципального нормативного правового акта, осуществляемой в соответствии с планом, не должен превышать 3 месяцев со дня, установленного для начала проведения экспертизы.
16. Также экспертиза нормативных актов проводится при разработке вносящих в них изменения проектов нормативных актов, в случае если ранее экспертиза нормативного акта, а также ОРВ их проектов не проводилась.
Экспертиза нормативного акта, проводимая в соответствии с настоящим пунктом Порядка, осуществляется одновременно с оценкой регулирующего воздействия проекта нормативного акта, вносящего изменения в действующий нормативный акт.
17. По результатам экспертизы нормативного акта, после проведения публичных консультаций, органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, готовится сводный отчет об экспертизе нормативного акта, содержащий характеристику существующей проблемы, описание цели регулирования, обоснований невозможности достижения цели регулирования с использованием других вариантов, анализ выгод и издержек субъектов осуществляемого регулирования.
18. Сводный отчет подписывается руководителем органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, и представляется вместе со сводом предложений, содержащим результаты публичных консультаций, копией нормативного акта и пояснительной запиской к нему в уполномоченный орган для подготовки заключения. Представляемые в уполномоченный орган материалы подлежат размещению в специализированном разделе официального сайта.
IV. Проведение публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, экспертизы нормативных актов
19. Проведение публичных консультаций осуществляется на стадии ОРВ (экспертизы), в сроки и последовательности, установленные Порядком.
20. Для проведения публичных консультаций регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, размещает в специализированном разделе официального сайта уведомление о проведении публичных консультаций (приложения N 1, 2 к настоящим Методическим рекомендациям), содержащее информацию о сроках проведения публичных консультаций, способе направления участниками публичных консультаций своих мнений, а также вопросы, предлагаемые к обсуждению или опросный лист (приложения N 3, 4 к настоящим Методическим рекомендациям).
Кроме того, к уведомлению о проведении публичных консультаций прилагается проект нормативного акта, в отношении которого проводится процедура ОРВ, или нормативный акт, в отношении которого проводится экспертиза, а также пояснительная записка к ним.
Регулирующий орган также обеспечивает направление уведомления о проведении публичной консультации, проекта нормативного акта, в отношении которого проводится оценка регулирующего воздействия, пояснительной записки к нему, а также перечня вопросов, предлагаемых к обсуждению в ходе публичных консультаций, или опросного листа участников, в организации и должностным лицам, представляющим интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, заключившим с регулирующим органом соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертизе нормативных актов.
21. При проведении публичных консультаций обеспечивается выполнение следующих условий:
- вовлечение в процесс публичных обсуждений максимально широкого круга участников, чьи интересы будут затронуты, предлагаемым правовым регулированием или затронуты действующим правовым регулированием;
- всесторонний учет заинтересованных лиц;
- обеспечение прозрачности проводимых процедур публичных консультаций;
- своевременное и широкое информирование о проведении публичных обсуждений;
- привлечение к обсуждению (проекта) нормативного акта представителей экспертного сообщества;
- продолжительные сроки обсуждения, позволяющие участникам публичных консультаций подготовить и высказать аргументированную позицию относительно обсуждаемого (проекта) нормативного акта.
22. В ходе проведения регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, публичных консультаций производится оценка:
- отношения участников публичных консультаций к предлагаемой проектом нормативного акта или существующей модели правового регулирования;
- предложений и замечаний участников публичных консультаций.
23. Мнения участников публичных консультаций учитываются при подготовке регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, сводного отчета о проведении процедур ОРВ или экспертизы, а также при подготовке уполномоченным органом заключения об ОРВ проекта нормативного акта или об экспертизе нормативного акта.
24. В целях получения наиболее своевременной, полной и достоверной информации при проведении публичных консультаций, увеличения числа участников публичных консультаций, регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов:
заключает соглашения о взаимодействии с организациями, представляющими интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, при оценке регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертизе нормативных актов (приложения N 6 к настоящим Методическим рекомендациям).
дополнительно использует такие формы публичного обсуждения, как открытые заседания общественно-консультативных органов, опросы бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества, специально сформированных органом, проводящим публичные консультации, экспертных групп, интернет-опросы, проведение совещаний с заинтересованными сторонами, включая обсуждение на независимых интернет-площадках.
25. Регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, обеспечивает рассмотрение всех предложений, поступивших в период проведения публичных консультаций.
26. В случае несогласия с поступившим от участника публичных консультаций предложением или замечанием к проекту муниципального нормативного правового акта или муниципальному нормативному правовому акту, регулирующий орган или орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, обязан до направления в уполномоченный орган установленных документов обеспечить урегулирование разногласий с указанным участником публичных консультаций в порядке согласно приложению N 7 к настоящим Методическим рекомендациям.
27. Результаты публичных консультаций оформляются сводом предложений (приложение N 5 к настоящим Методическим рекомендациям), содержащим информацию об учете либо отклонении мнения участников публичных консультаций и позицию регулирующего органа по всем полученным мнениям участников публичных консультаций, а также об участии в публичных консультациях организаций и должностных лиц, представляющих интересы предпринимательского и инвестиционного сообщества, заключивших с регулирующим органом соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов и экспертизе нормативных актов.
Свод предложений размещается регулирующим органом в специализированном разделе официального сайта.
V. Подготовка сводного отчета об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта или об экспертизе нормативного акта
28. По результатам ОРВ или экспертизы, после проведения публичных консультаций, регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципального нормативного правового акта, готовится сводный отчет об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта или сводный отчет об экспертизе нормативного акта (приложения N 8, 9 к настоящим Методическим рекомендациям), содержащий характеристику существующей проблемы, описание цели регулирования, обоснований невозможности достижения цели регулирования с использованием других вариантов, анализ выгод и издержек субъектов предлагаемого (существующего) регулирования, описание ожидаемых результатов при введении нового правового регулирования, его замене или отмене.
29. При подготовке сводного отчета регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, заполняются все разделы, предусмотренные формой сводного отчета, и обеспечивается представление информации, необходимой для подготовки заключения уполномоченным органом.
Кроме того, к сводному отчету прилагается информация об источниках полученных сведений, использованных при заполнении разделов сводного отчета, расчеты расходов (поступлений) субъектов предпринимательской, инвестиционной деятельности и местного бюджета, перечня индикаторов (показателей) мониторинга достижения целей регулирования, а также методики, по которым они производились.
30. Сводный отчет подписывается руководителем структурного подразделения регулирующего органа или органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, и направляется в уполномоченный орган вместе со сводом предложений, содержащим результаты публичных консультаций, проектом нормативного акта (нормативным актом) и пояснительной записки к нему в уполномоченный орган для подготовки заключения. Представляемые в уполномоченный орган материалы (за исключением первоисточников использованной информации) размещаются регулирующим органом или органом, осуществляющим экспертизу муниципального нормативного правового акта, в специализированном разделе официального сайта.
VI. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта или экспертизы нормативного акта
31. После получения от регулирующего органа сводного отчета об ОРВ или органа, осуществляющего экспертизу муниципальных нормативных правовых актов, сводного отчета об экспертизе нормативного акта, а также свода предложений, содержащего результаты публичных консультаций, (проекта) нормативного акта и пояснительной записки к нему, уполномоченным органом в течение 15 рабочих дней подготавливается заключение об ОРВ или об экспертизе (приложения N 10, 11 к настоящим Методическим рекомендациям), включающее оценку:
соответствия процедур ОРВ (экспертизы), проведенных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов), требованиям Порядка;
качества проведенных регулирующим органом (органом, осуществляющим экспертизу муниципальных нормативных правовых актов) процедур ОРВ (экспертизы), а также подготовки сводного отчета об ОРВ проекта нормативного акта (экспертизе нормативного акта) и обоснованности, содержащихся в сводном отчете выводов и причин отклонения предложений участников публичных консультаций.
32. При отсутствии замечаний к проведению процедур ОРВ (экспертизы) и качеству сводного отчета об ОРВ (экспертизе) уполномоченный орган направляет в регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов) заключение об ОРВ (экспертизе) без замечаний.
33. В случае выявления замечаний к качеству подготовки сводного отчета об ОРВ (экспертизе), проведенных процедур ОРВ (экспертизы) соответствию Порядка, уполномоченный орган дает заключение об ОРВ (экспертизе), в котором может быть сделан вывод о необходимости повторного проведения процедур, предусмотренных Порядком, начиная с соответствующей невыполненной или выполненной ненадлежащим образом процедуры, с последующей доработкой и повторным направлением в уполномоченный орган сводного отчета и проекта нормативного акта для подготовки заключения об ОРВ, и возвращает проект нормативного акта на доработку.
Кроме того, в заключении об ОРВ (экспертизе) указывается мнение уполномоченного органа относительно обоснований выбора предлагаемого регулирующим органом варианта правового регулирования, выявленные в проекте нормативного акта положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также положения способствующие возникновению необоснованных расходов указанных субъектов и местного бюджета.
В случае наличия обоснованных предложений уполномоченного органа, направленных на улучшение качества проекта нормативного акта (нормативного акта), они также включаются в заключение об ОРВ (экспертизе).
34. Регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов) устраняет замечания и учитывает выводы, указанные в заключении уполномоченного органа, при доработке проекта нормативного акта (нормативного акта) и сводного отчета об ОРВ (экспертизе). По итогам доработки регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов) повторно направляет проект нормативного акта (нормативный акт), пояснительную записку к нему, сводный отчет об ОРВ (экспертизе) и свод предложений, содержащий результаты публичных консультаций, в уполномоченный орган для подготовки заключения об ОРВ (экспертизе).
35. В случае если замечания, представленные уполномоченным органом в заключении об ОРВ (экспертизе), регулирующий орган (орган, осуществляющий экспертизу муниципальных нормативных правовых актов) считает необоснованными, проводятся дополнительные согласительные процедуры в форме совместных консультаций или совещаний, результаты которых оформляются протоколом.
36. Заключение об ОРВ (экспертизе) размещается уполномоченным органом в специализированном разделе официального сайта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.