Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 14 сентября 2018 года N 464-рп
Основные направления
налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее также - основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2019 - 2021 годы) разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При их разработке учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года, указов Президента Российской Федерации от 2012 года, указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года, поручений Президента Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на сокращение дефицитов региональных бюджетов и уровня долговой нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года.
В основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2019 - 2021 годы определены на среднесрочную перспективу приоритеты, условия и подходы формирования проектировок бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее также - автономного округа, Югры), ориентированные на обеспечение потенциала сбалансированного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях решения ключевых задач, поставленных Президентом Российской Федерации в качестве национальных целей развития страны.
Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики автономного округа на 2019 - 2021 годы разработаны на основании сценарных условий базового варианта прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, предполагающего постепенное замедление мирового экономического роста, сохранение действия финансовых и экономических санкций в отношении российской экономики, а также ответных мер на протяжении всего прогнозного периода.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов достижение национальных целей по ускорению темпов экономического роста, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для проживания и самореализации граждан должно осуществляться в автономном округе за счет повышения эффективности государственных расходов бюджета автономного округа, привлечения в экономику региона частных инвестиций, создания комфортных условий ведения бизнеса, повышения производительности труда.
I. Основные направления налоговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, основные подходы к ее формированию
Налоговая политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - налоговая политика автономного округа на 2019 - 2021 годы), как и в предыдущие годы, будет направлена на сохранение и наращивание налогового потенциала региона за счет формирования благоприятного инвестиционного климата, совершенствования и оптимизации порядка предоставления льгот, повышения качества администрирования доходов.
Этому будет способствовать решение следующих задач:
оптимизация состава региональных налоговых льгот с учетом оценки их бюджетной, экономической, социальной эффективности и налоговых ставок;
содействие дальнейшему развитию субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики автономного округа;
сохранение на период 2019 - 2021 годов ограничений на принятие новых налоговых льгот по региональным налогам;
установление определенного срока действия при введении новых региональных налоговых льгот, направленных на поддержку и развитие экономики региона;
установление ограничений и дополнительных условий на применение льготного налогообложения в автономном округе;
продолжение работы по вовлечению в налоговый оборот отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
сохранение региональных инвестиционных налоговых льгот для предприятий ведущих отраслей экономики автономного округа в качестве одной из мер государственного стимулирования инвестиционного климата;
сохранение в полном объеме льгот для наименее социально защищенных слоев населения автономного округа.
Учитывая, что основные мероприятия региональной политики в части налогового стимулирования уже приняты в прошедшие годы, в предстоящем среднесрочном периоде характер налоговой политики автономного округа будет определяться в основном решениями, принимаемыми на федеральном уровне с учетом изменившихся экономических условий и подходов к праву субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в соответствующие бюджеты.
В части реализации полномочий в сфере налоговых льгот планируется:
1) изменить порядок оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в целях формирования более полного представления об использовании бюджетных ресурсов автономного округа в разрезе целей государственной политики.
Одним из важных принципов эффективной налоговой политики является проведение оценки эффективности налоговых льгот и преференций, установленных региональным законодательством. В соответствии с рекомендациями Минфина России система налоговых и неналоговых расходов должна внедряться в бюджетный процесс.
Соответственно, будет проведена работа по распределению налоговых и неналоговых расходов (льгот или освобождений) относительно "базовой" структуры налогов, ведущих к снижению объема собираемых налоговых и неналоговых доходов, по государственным программам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) отменить пониженную ставку по налогу на прибыль организаций в отношении категорий налоговых льгот, невостребованных более трех налоговых периодов, за исключением региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, в отношении которых действуют правительственные поручения, а также в отношении видов деятельности: добыча пьезокварца, добыча гранулированного кварца, сбор, обработка и утилизация отходов, научные исследования и разработки, технические испытания, исследования, анализ и сертификация в связи с планируемыми инвестиционными проектами в данных сферах деятельности;
3) отменить неэффективные налоговые льготы по налогу на имущество организаций для предприятий в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта в сфере производства электроэнергии тепловыми электростанциями;
4) установить дополнительное условие (рост налоговой базы) для применения пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, за исключением видов экономической деятельности, призванных обеспечить диверсификацию экономики Югры (обрабатывающие производства, строительство, транспорт);
5) установить ограничение по количеству применяемых льгот по налогу на имущество организаций. При этом организациям будет предоставлено право самостоятельного выбора используемой льготы.
На основании норм действующего налогового законодательства автономного округа организации могут применять льготы по налогу на имущество организаций по нескольким основаниям.
Являясь инструментом государственной политики для поддержки и развития отдельных секторов экономики, налоговые льготы должны отвечать целям стимулирования и быть эффективными.
При применении налогоплательщиком льгот по нескольким основаниям для оценки эффективности каждой льготной категории используются общие показатели по организации в целом, что не позволяет объективно оценить эффективность каждой отдельной льготы.
Организации, применяющие налоговую льготу в отношении имущества, создаваемого в процессе реализации инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, вправе использовать одновременно налоговую льготу по иному основанию.
В целях реализации мер, направленных на увеличение налогового потенциала доходов консолидированного бюджета автономного округа, планируется:
1) увеличить ставки по транспортному налогу по отдельным категориям транспортных средств в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 14 марта 2016 года в части обеспечения объема бюджетных ассигнований дорожных фондов в размере не менее фактически полученных за отчетный финансовый год.
Для организаций ставки по транспортному налогу увеличиваются в отношении легковых автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. С 1 января 2019 года размеры налоговых ставок составят 15 рублей для автомобилей мощность до 100 лошадиных сил и 35 рублей - до 150 лошадиных сил.
Для всех налогоплательщиков увеличиваются ставки в отношении яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов, несамоходных судов, самолетов, вертолетов и других водных и воздушных транспортных средств, не имеющих двигателей.
При этом в целях недопущения резкого роста налоговой нагрузки на отдельные категории налогоплательщиков будет установлена льгота по транспортному налогу:
для религиозных объединений (организаций) и общественных организаций инвалидов - в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил;
для региональных социально ориентированных некоммерческих организаций, обладающих статусом некоммерческой организации - исполнителя общественно полезных услуг, - в отношении легковых автомобилей и автобусов с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил;
2) продлить действие пониженной ставки по упрощенной системе налогообложения, применяемой при объекте налогообложения "доходы", в размере 5% для отдельных видов деятельности, и 5% при объекте налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" для малых и микропредприятий.
3) продолжить работу по выявлению объектов, не включенных в перечни объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость;
4) пересмотреть с 2019 года в сторону увеличения коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда в автономном округе, с 2,054 до 2,142 в целях стимулирования привлечения квалифицированной рабочей силы.
Установление регионального коэффициента направлено на осуществление позитивных изменений на рынке труда в автономном округе исходя из целесообразности привлечения в приоритетные отрасли экономики региона дополнительных квалифицированных работников и постепенного вытеснения низкоквалифицированной рабочей силы, приоритетного права российских граждан на замещение свободных рабочих мест.
II. Основные направления бюджетной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подходы к формированию характеристик проекта бюджета автономного округа на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Формирование бюджетной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее также - бюджетная политика автономного округа на 2019 - 2021 годы) осуществляется на принципах обеспечения устойчивости и сбалансированности бюджетной системы автономного округа в условиях изменений налогового, бюджетного законодательства, а также перераспределения полномочий между уровнями публичной власти.
Исходя из задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, приоритетом бюджетной политики автономного округа на 2019 - 2021 годы в области доходов является:
сохранение положительной динамики поступления доходов и повышение доходного потенциала бюджета автономного округа, в том числе за счет стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;
выявление и мобилизация внутренних резервов, реалистичность прогнозирования доходной базы.
Достижение указанных задач (приоритетов) в предстоящем финансовом периоде, как и прежде, будет осуществляться путем реализации следующих мероприятий:
мониторинг состояния расчетов с бюджетом крупнейших налогоплательщиков региона;
мониторинг основных показателей социально-экономического развития автономного округа;
мониторинг уровня собираемости налогов;
анализ поступлений в консолидированный бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе налога на прибыль организаций, с указанием крупнейших предприятий, за счет которых произошло изменение динамики поступлений налога;
усиление межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по мобилизации доходов бюджета.
В целях увеличения неналоговых доходов бюджета автономного округа от управления государственным имуществом автономного округа, в том числе государственной казны, продолжится процесс инвентаризации государственного имущества и проверки его целевого использования, в результате чего будут осуществляться мероприятия, направленные на вовлечение имущества в хозяйственный оборот путем его продажи (приватизации), передачи в аренду.
На формирование доходов бюджета автономного округа окажут влияние следующие изменения:
1. В налоговом законодательстве:
пролонгация до 2024 года решения о централизации 1 процента налога на прибыль организаций в федеральном бюджете;
завершение "налогового маневра", предусматривающего равномерное - на протяжении 5 лет, начиная с 1 января 2019 года, - снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с равнозначным повышением ставок налога на добычу полезных ископаемых на нефть и корректировкой системы акцизов на нефтепродукты;
исключение, начиная с 2019 года, из объектов налогообложения движимого имущества;
установление ставки налога на имущество организаций в размере 2,2%:
начиная с 2019 года, в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов;
начиная с 2021 года, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
завершение процесса систематизации неналоговых доходов путем включения в Налоговый кодекс Российской Федерации платежей, обладающих признаками налогов или сборов.
По остальным неналоговым платежам предлагается формирование закрытого перечня с установлением единых правил регулирования в рамках отдельного законодательства.
2. В бюджетном законодательстве:
увеличение норматива зачисления доходов от уплаты акцизов на крепкий алкоголь в бюджеты субъектов Российской Федерации с 2019 года с 50,0% до 80,0%;
поэтапная передача с федерального на региональный уровень акцизов на нефтепродукты путем постепенного увеличения норматива зачисления до 100% к 2024 году, начиная с 2020 года;
увеличение норматива зачисления доходов от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с 50% в 2018 году до 100%, начиная с 2019 года.
Реализация бюджетной политики автономного округа в 2019 - 2021 годах в части формирования расходов бюджета автономного округа на предстоящий трехлетний период направлена в первую очередь на решение задач и достижение национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации.
Ключевым условием обеспечения на территории автономного округа достижения национальных целей развития является реализация мер по повышению эффективности управления бюджетными расходами по следующим направлениям:
интеграция национальных проектов в государственные программы автономного округа;
расширение практики осуществления бюджетных расходов на проектных принципах управления;
внедрение системы управления налоговыми расходами в государственные программы автономного округа;
совершенствование управления государственным имуществом и сетью учреждений;
повышение качества планирования расходов на финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
развитие конкурентной модели оказания государственных услуг, обеспечивающей повышение качества их предоставления;
совершенствование технологий и процедур планирования, исполнения расходов бюджета автономного округа;
совершенствование механизмов мониторинга и контроля реализации государственных программ автономного округа;
совершенствование системы межбюджетных отношений в автономном округе;
обеспечение открытости бюджетного процесса и вовлечения в него граждан.
В 2019 - 2021 годах будет проведена работа по дальнейшему совершенствованию процедур и технологий формирования бюджета автономного округа посредством осуществления перехода к планированию с использованием Web-технологий, внедрением единой системы обоснования расходов, охватывающей главных распорядителей и получателей средств бюджета автономного округа.
Повышению эффективности реализации государственных программ автономного округа будет способствовать выполнение в их составе комплекса мероприятий, направленных на достижение определенных национальными проектами целей государственной политики в соответствующих отраслях на принципах проектного управления.
Организация деятельности исполнительных органов государственной власти автономного округа при этом будет выстраиваться также на основе проектной деятельности с внедрением механизмов мотивации государственных служащих и закреплением персональной ответственности за достижение запланированных результатов.
Применение в государственном управлении автономного округа проектного подхода при решении национальных задач позволит достигать требуемых результатов в полном объеме и в запланированные сроки, своевременно выявлять возникающие риски, обеспечит слаженную работу регионального и муниципального уровней управления, повысит прозрачность принимаемых решений, что в целом будет способствовать росту эффективности реализуемых проектов и мероприятий.
Дальнейшая интеграция проектного управления и бюджетного процесса, в том числе предполагающая выделение проектной и процессной частей в государственных программах, внедрение инструментов ранжирования позволит отбирать к реализации проекты и мероприятия на основе применения критериев ценности и реализуемости с учетом оценки финансовых затрат и рисков.
В автономном округе решению глобальных задач, в том числе по диверсификации экономики, повышению конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда способствует системное внедрение технологий бережливого производства в системе государственного управления и в деятельности всех участников общественных отношений.
Эффективность внедрения бережливых технологий выражается повышением качества предоставления государственных услуг, оптимизацией штатной численности, цифровизацией экономики, автоматизацией производственных процессов.
Реализуемая в предыдущие периоды в автономном округе бюджетная политика, направленная на улучшение качества жизни югорчан, уже сегодня позволяет обеспечивать в Югре достойные условия труда и социальной защиты граждан, оказание в соответствии с гарантированными стандартами качества социальных услуг.
Формирование программных мероприятий в автономном округе по стратегическим направлениям развития Российской Федерации должно осуществляться с учетом разграничения полномочий между уровнями публичной власти и доведенными до региона целевыми показателями по направлениям реализации национальных проектов. При этом необходимо обеспечить взвешенный и объективный подход при установлении показателей, учитывая уже достигнутые в автономном округе результаты социально-экономического развития.
Реализация мероприятий региональных проектов должна осуществляться с учетом консолидации всех источников финансового обеспечения, включая средства федерального бюджета, территориального фонда обязательного медицинского страхования и внебюджетных источников.
Предстоит осуществить внедрение системы управления налоговыми расходами в государственные программы автономного округа.
Создание системы мониторинга налоговых расходов на всех уровнях бюджетов и оценка их эффективности позволят провести оптимизацию налоговых льгот и преференций при сохранении установленных целевых показателей государственных программ. Полученные в результате дополнительные финансовые ресурсы могут быть также направлены на обеспечение приоритетных направлений расходов.
Решение задач, обозначенных Президентом Российской Федерации, потребует от исполнительных органов государственной власти автономного округа пересмотра действующих расходных обязательств с целью обеспечения стратегической приоритизации расходов бюджета автономного округа.
При распределении бюджетных ассигнований на 2019 - 2021 годы исполнительными органами государственной власти автономного округа в приоритетном порядке должны быть обеспечены расходы на реализацию национальных проектов.
В сфере здравоохранения планирование расходов будет осуществляться с учетом увеличения подушевого норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в 2019 - 2021 годах, финансируемой за счет средств территориального фонда обязательного медицинского страхования.
В целях дальнейшего высвобождения ресурсов в отрасли здравоохранения на приоритетные направления расходов необходимо продолжить реализацию мероприятий по персонифицированному учету застрахованных лиц в сфере обязательного медицинского страхования.
Необходимо также продолжить работу по инвентаризации расходных полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа в целях сокращения расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти автономного округа также должны будут реализовать мероприятия по повышению эффективности действующей сети подведомственных государственных учреждений с учётом развития и оказания услуг негосударственными организациями.
В предстоящем периоде будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы для привлечения к оказанию государственных услуг в социальной сфере негосударственных организаций с внедрением конкурентных способов отбора исполнителей услуг на основе государственного социального заказа.
Также будет продолжена реализация мероприятий, направленных на создание условий для поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
В очередном финансовом году и плановом периоде продолжится работа по совершенствованию качества планирования расходов на финансовое обеспечение государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ). Начиная с 2019 года, при расчёте объёма финансового обеспечения выполнения государственного задания в составе нормативных затрат не будут учитываться расходы на содержание неиспользуемого для выполнения государственного задания имущества.
Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности системы социального обеспечения населения и оптимизацию мер социальной поддержки населения исходя из соблюдения принципов адресности и нуждаемости. Применение критерия "нуждаемости" должно учитывать весь комплекс предоставляемых гражданину преференций в натуральном и денежном выражении (а также по возможности учитывать наличие имущественных активов).
Повышение оплаты труда работников государственных учреждений автономного округа планируется осуществлять одновременно с совершенствованием структуры отраслевых систем оплаты, перераспределения средств фонда оплаты труда в пользу увеличения гарантированной окладной части месячной заработной платы работников, с соблюдением установленных трудовым законодательством государственных гарантий по оплате труда и обеспечением дифференцированного подхода к ней в зависимости от уровня квалификации и сложности выполняемых работ.
Вопросы повышения оплаты труда и совершенствования структуры отраслевых систем оплаты труда в соответствующих сферах должны решаться исполнительными органами государственной власти автономного округа прежде всего за счёт эффективного использования имеющихся ресурсов, реализации мероприятий по оптимизации структуры и штатной численности государственных учреждений, привлечения внебюджетных источников путем предоставления и развития государственными учреждениями платных услуг.
Расходы, связанные со строительством и реконструкцией объектов государственной и муниципальной собственности, приобретением социальных объектов недвижимого имущества, будут осуществляться, как и прежде, в рамках Адресной инвестиционной программы автономного округа.
С целью вовлечения частных инвестиций в экономику автономного округа планируется реализация проектов в соответствии с концессионными соглашениями, соглашениями о муниципально-частном партнерстве, предусматривающими создание объектов в сфере общего образования и сфере обращения с отходами производства и потребления.
Также продолжится передача в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальных унитарных предприятий, управление которыми было признано неэффективным.
Средства, предусмотренные на реализацию промышленной политики автономного округа, обеспечат развитие промышленного и экспортного потенциалов Югры, включая осуществление мероприятий, направленных на повышение производительности труда и бережливых технологий.
Бюджетная политика в области малого и среднего предпринимательства в целях реализации национальных целей и стратегических задач в трехлетнем периоде будет направлена в первую очередь на реализацию таких востребованных направлений, как стимулирование развития молодёжного и инновационного предпринимательства, поддержка социального предпринимательства, поддержка и развитие внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие выходу экспортно-ориентированных малых и средних предприятий на иностранные рынки.
В предстоящем периоде в автономном округе будут созданы условия для цифрового развития, связи и телекоммуникаций в целях обеспечения устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использования преимущественно отечественного программного обеспечения.
В целях цифровой трансформации государственных (муниципальных) услуг и сервисов к концу 2021 года будет оптимизирована деятельность многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе посредством перехода к цифровому безбумажному взаимодействию между органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления и организациями, также будет обеспечена типизация государственных и муниципальных услуг, внедрена "реестровая модель" предоставления государственных (муниципальных) услуг и сервисов.
К 2020 году завершится выполнение работ по построению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" на территории пилотных муниципальных образований автономного округа, что позволит обеспечить и реализовать консолидацию систем общественной безопасности, правопорядка и безопасности в единое информационное пространство.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения в 2019 - 2021 годах продолжится осуществление функции по фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, что позволит снизить количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий и смертность из-за них.
В предстоящем периоде будет продолжено финансирование дорожной деятельности по содержанию сети автомобильных дорог автономного округа, а также по устройству и содержанию зимних автомобильных дорог и ледовых переправ общего пользования межмуниципального значения.
Планируется запустить приоритетный проект "Строительство мостового перехода через реку Обь в Сургутском районе" в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", используя для этого эффективный механизм взаимоотношения государства и бизнеса на условиях концессионного соглашения, что позволит обеспечить стабильную автотранспортную связь и достичь целевые показатели.
В сфере транспорта продолжится поддержка мобильности населения путем субсидирования из бюджета автономного округа пассажирских перевозок по межмуниципальным социально значимым маршрутам, с одновременно проводимой работой по оптимизации маршрутной сети.
В качестве "базовых" объемов бюджетных ассигнований по расходам текущего характера бюджета автономного округа на 2019 - 2021 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2018 год законом автономного округа от 23 ноября 2017 года N 75-оз "О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (в редакции закона от 29 марта 2018 года N 16-оз) (далее также - закон автономного округа о бюджете автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов), без учета средств федерального бюджета, единовременных расходных обязательств и расходных обязательств, заканчивающихся сроком действия до 31 декабря 2018 года.
По расходам на осуществление бюджетных инвестиций на 2019 - 2020 годы учтены объемы бюджетных ассигнований, утверждённые на соответствующий период законом автономного округа о бюджете автономного округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, на 2021 год - объемы, предусмотренные в соответствующей государственной программе автономного округа.
"Базовые" объемы бюджетных ассигнований на 2019 - 2021 годы уточнены с учетом:
индексации на 4% с 1 января 2019 года отдельных мер социальной поддержки граждан, величины прожиточного минимума пенсионеров и детей, с 1 сентября 2019 года - стипендиального фонда;
увеличения расходов на оплату труда отдельных категорий работников, подпадающих под действие указов Президента Российской Федерации, до уровня достигнутых в 2018 году значений показателей;
индексации на 4% с 1 января 2019 года расходов, направляемых на фонд оплаты труда, в целях повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечения сбалансированности и дифференциации систем оплаты труда в зависимости от уровня квалификации и сложности выполняемых работ, выполнения целевых показателей указов Президента Российской Федерации (от 2012 года);
изменения численности получателей социальных услуг и мер социальной поддержки граждан;
ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию;
увеличения базы для начисления страховых взносов, индексируемой в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации;
перераспределения полномочий между исполнительными органами государственной власти автономного округа.
Проектируемые расходы бюджета автономного округа сформированы с учётом полного финансового обеспечения социально значимых обязательств, включая предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Развитие межбюджетных отношений в автономном округе будет осуществляться в условиях изменения бюджетного законодательства в части совершенствования форм, порядков и условий предоставления межбюджетных трансфертов из всех уровней бюджетной системы, с участием муниципальных образований автономного округа в реализации национальных проектов в пределах полномочий органов местного самоуправления.
Предоставление межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям автономного округа в связи с их участием в реализации федеральных (национальных) проектов будет осуществляться в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормативными правовыми актами по реализации соответствующих национальных проектов.
Межбюджетные трансферты муниципальным образованиям в связи с участием органов местного самоуправления в реализации национальных проектов будут предоставляться на основании заключенных соглашений, предусматривающих меры персональной ответственности глав муниципальных образований за выполнение конкретного перечня мероприятий и достижение установленных целевых показателей.
Достижение установленных целевых показателей будет также учитываться при составлении рейтингов эффективности деятельности органов местного самоуправления и финансовом поощрении за счет грантов, предоставляемых муниципальным образованиям.
В 2019 - 2021 годах в целях совершенствования межбюджетных отношений будет реализован комплекс мер, направленных на:
обеспечение устойчивости и сбалансированности местных бюджетов путем расширения доходной базы муниципальных образований;
переориентацию и приоритизацию направлений предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджета автономного округа;
повышение эффективности предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа;
применение уровня расчётной бюджетной обеспеченности муниципального образования при определении объёма софинансирования из бюджета автономного округа расходного обязательства муниципального образования;
оздоровление муниципальных финансов;
укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления;
стимулирование органов местного самоуправления к обеспечению открытости и прозрачности муниципальных финансов, использованию механизмов участия населения в бюджетном процессе.
Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности сохранит ведущую роль в системе межбюджетного регулирования. Ее объемы на 2019 - 2021 годы планируются с ростом к уровню 2018 года выше уровня инфляции.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов местных бюджетов, а также расширения бюджетных полномочий муниципальных образований автономного округа с 2019 года в автономном округе планируется изменение механизмов межбюджетного регулирования путем замещения по ряду софинансируемых направлений расходов местных бюджетов передачей на муниципальный уровень дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц.
Реализацию мероприятий, направленных на оздоровление муниципальных финансов, повышение финансовой дисциплины органов местного самоуправления, планируется продолжить через заключение с муниципальными образованиями соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований автономного округа.
Продолжится реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств бюджета автономного округа путем расширения перечня межбюджетных трансфертов, предоставление которых осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета.
По итогам проведенной инвентаризации расходных полномочий муниципальных образований автономного округа планируется отменить софинансирование из бюджета автономного округа расходных обязательств муниципальных образований, которые в соответствии с федеральным законодательством не отнесены к прямым полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Высвободившиеся средства будут перенаправлены на софинансирование приоритетных расходных обязательств местных бюджетов в соответствии с Указом N 204.
Учитывая установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения по общему объему иных межбюджетных трансфертов из регионального бюджета местным бюджетам, главные распорядители средств бюджета автономного округа должны будут сократить количество и объемы предоставляемых из бюджета автономного округа межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований в форме иных межбюджетных трансфертов.
Созданию условий, содействующих обеспечению предсказуемости, прозрачности и стабильности предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа, будет способствовать распределение всех межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа по муниципальным образованиям автономного округа законом о бюджете автономного округа, за исключением межбюджетных трансфертов, распределяемых по результатам проведенных конкурсов.
Оказание грантовой поддержки муниципальным образованиям автономного округа за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса, эффективности деятельности органов местного самоуправления будет осуществляться в 2019 - 2021 годах с учетом результатов достижения органами местного самоуправления целевых показателей национальных проектов.
Кроме того, в целях стимулирования органов местного самоуправления муниципальных образований к обеспечению открытости и прозрачности муниципальных финансов, вовлечению граждан к участию в бюджетном процессе с 2019 года из бюджета автономного округа планируется предоставление гранта муниципальным образованиям по результатам мониторинга внедрения на территориях муниципальных образований практик инициативного бюджетирования.
III. Основные направления долговой политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Долговая политика Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2019 - 2021 годах будет нацелена на поддержание долговой нагрузки на бюджет автономного округа на уровне, относящем автономный округ к субъектам с высокой долговой устойчивостью. В связи с этим необходимо обеспечить:
эффективность осуществления государственных заимствований;
привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития автономного округа, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;
взаимосвязь принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета автономного округа в заемных средствах;
раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике как элемент формирования благоприятной кредитной истории автономного округа.
В 2019 - 2021 годах государственные заимствования будут основным источником финансирования дефицита бюджета автономного округа. Заемные средства будут привлекаться в виде эмиссии государственных ценных бумаг автономного округа и кредитов банков. В целях формирования низкорискованной структуры государственного долга на постоянной основе будет осуществляться мониторинг конъюнктуры долгового рынка.
Приоритетным направлением в осуществлении заимствований в планируемом периоде будет выпуск средне- и долгосрочных государственных ценных бумаг.
Расходные обязательства автономного округа по обслуживанию государственного долга автономного округа в 2019 - 2021 годах будут определяться на основании действующих долговых обязательств, прогнозного уровня доходности государственных облигаций автономного округа и прогнозной стоимости кредитных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.