Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. О стимулировании инвестиционной и инновационной деятельности, развитие конкуренции и негосударственного сектора экономики
1.1. Формирование благоприятной деловой среды
Создание комфортных условий для бизнеса - одно из ключевых условий обеспечения устойчивого роста, стабильного развития экономики и социальной сферы.
Решая задачи устойчивого социально-экономического развития региона и эффективного использования ресурсного потенциала территории, приоритетом является деятельность, связанная с диагностикой конкурентоспособности бизнес-среды, оценкой ее научно-технического, производственного и кадрового потенциалов с целью выявления уровня предпринимательской восприимчивости и активности; с выбором приоритетных направлений развития бизнес-среды, конкурентный потенциал которых наиболее высок.
В целях формирования благоприятной деловой среды проводится системная работа по улучшению условий ведения бизнеса на всех уровнях власти: от федерального (Национальная предпринимательская инициатива), через региональный (Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе) к муниципальному (атлас муниципальных практик).
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра) внедрены все положения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Стандарт). Внедрение Стандарта позволило упростить административные процедуры на местах и создать более комфортную среду для открытия своего дела или расширения уже существующих производств.
С 2017 года в Югре главным инструментом улучшения условий ведения бизнеса является реализация целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса, сформированных по 12 приоритетным направлениям. Согласно информации, размещенной в системе Region-ID, по состоянию на 31 декабря 2017 года общий процент внедрения целевых моделей в автономном округе составил 98%: 9 целевых моделей из 12 внедрены на 100%, 3 целевые модели внедрены более чем на 85%.
В целях стимулирования деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по созданию благоприятной деловой среды Депэкономики Югры формирует Рейтинг муниципальных образований автономного округа по обеспечению условий благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции, основной результат которого концентрация усилий на принятие действенных мер по улучшению инвестиционного климата и развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг в муниципальных образованиях.
В автономном округе в сфере малого и среднего предпринимательства действуют 22,6 тыс. малых и средних предприятий и 49,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом и среднем предпринимательстве заняты 125,9 тыс. человек, что составляет 16,7% в общей списочной численности работающих. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году увеличился по отношению к 2016 году на 11,4% и составил 507,3 млрд. рублей.
Учитывая высокую роль предпринимателей, осуществляющих деятельность в социальной сфере в автономном округе, государственной программой предусмотрены меры поддержки, такие как: финансовая, имущественная, образовательная и информационно-консультационная. Меры поддержки оказываются организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства Югры, органами государственной власти и местного самоуправления автономного округа.
Применен комплексный подход к решению задачи по увеличению доли субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере социальных услуг. Основным направлением такой работы стало снятие ограничений для вхождения новых организаций на рынок социальных услуг.
В ходе реализации поставленной задачи приняты дополнительные меры поддержки малых и средних предприятий в области социального предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой деятельности, в том числе создание и развитие специализированных организаций инфраструктуры поддержки, предоставление субсидий на реализацию проектов в области социального предпринимательства, меры по популяризации такой деятельности.
На базе Фонда поддержки предпринимательства Югры продолжает деятельность Центр инноваций социальной сферы (далее - ЦИСС), основной задачей которого является реализация комплекса мероприятий по развитию социальных проектов. В 2017 году количество представителей социального бизнеса и начинающих предпринимателей, участвующих в проектах ЦИСС, увеличилось в 10 раз по сравнению с началом его работы. На территории автономного округа действует более 850 социальных предпринимателей и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Одним из ведущих проектов ЦИСС является образовательный проект "Школа социального предпринимательства", выпускниками которой успешно реализуются более 300 проектов в сферах социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения и спорта.
Системный подход к развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в Югре, осуществляющих деятельность в социальной сфере, позволит привлечь население автономного округа в эту сферу деятельности, а также повысить уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг.
Государственной программой предусмотрены дополнительные направления развития деятельности социальной сферы, такие как поддержка социальных инициатив и их консолидация в сообщество предпринимателей Югры, разработка, внедрение и применение методологии оценки социальных эффектов программ поддержки социальной направленности, социальных проектов негосударственного сектора, формирование карты ресурсов и сфер востребованности деятельности социальной сферы.
Развитие нефинансовых мер поддержки предпринимательства в автономном округе, в том числе, использование современных направлений работы: коворкинг центр, "Бизнес - Наставничество", дискуссионный клуб "Фабрика деловых решений".
В целях повышения качества и доступности услуг в социальной сфере автономного округа распоряжением Правительства автономного округа от 22 июля 2016 года N 394-рп утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по поддержке доступа негосударственных организаций (коммерческих, некоммерческих) к предоставлению услуг в социальной сфере на 2016 - 2020 годы.
1.2. Инвестиционные проекты
В целях создания условия для реализации в Югре инвестиционных проектов в соответствии с Законом автономного округа от 31 марта 2012 года N 33-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" осуществляется ведение реестра инвестиционных площадок, в том числе земельных участков, предоставление которых возможно без проведения торгов, формируется план создания объектов инвестиционной инфраструктуры и реестр приоритетных инвестиционных проектов Югры, в том числе проектов, для реализации которых необходимо привлекать внебюджетные инвестиции.
1.3. Развитие конкуренции
Содействие развитию конкуренции в Югре является приоритетным направлением деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти автономного округа, а также органов местного самоуправления и осуществляется посредством взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в целях реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", а также реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р.
В 2017 году заключено Соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Правительством автономного округа, которое консолидирует работу по реализации Национального плана по соблюдению антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий и государственному регулированию цен и тарифов на товары и услуги, а также содействию внедрения на территории региона стандарта развития конкуренции.
Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, создающий условия для повышения инвестиционной привлекательности региона и способствующий ускорению социально-экономических преобразований, является основным документом Правительства автономного округа по содействию развитию конкуренции в Югре.
Для развития конкуренции в Югре разработан комплекс мер ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции в автономном округе, утвержденный распоряжением Правительства автономного округа от 10 июля 2015 года N 387-рп "О перечне приоритетных и социально значимых рынков товаров и услуг, плане мероприятий ("дорожной карте") по содействию развитию конкуренции в автономном округе и признании утратившим силу распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 4 июля 2014 года N 382-рп "О плане мероприятий ("дорожной карте") "Развитие конкуренции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", который способствует улучшению конкурентной среды, совершенствованию реализации антимонопольной политики, обеспечению защиты конкуренции, а также уровню защиты прав потребителей, включению этих функций в приоритеты деятельности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа.
В 2016 году заключено соглашение между Правительством автономного округа и органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа по внедрению в автономном округе стандарта развития конкуренции.
Сформирована управленческая система решения вопросов конкуренции.
В целях развития инфраструктуры розничной торговли, достижения разнообразия торговых структур сформирована нормативная правовая база.
Для своевременного реагирования на изменения ассортимента и розничных цен на продовольствие проводится еженедельное информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка отдельных товаров во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа (городских округах и муниципальных районах), в том числе средних розничных цен на 24 наименования отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Для обеспечения доступа сельхозпроизводителей на рынок и расширения каналов сбыта исполнительными органами государственной власти автономного округа совместно с предпринимательским сообществом проводятся организационные мероприятия: по увеличению количества нестационарных торговых объектов, реализующих сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары; формированию справочной общедоступной системы ярмарочных площадок для организации и проведения ярмарок в муниципальных образованиях автономного округа; обеспечению доступа к торговым местам на розничных рынках товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции на льготных условиях в упрощенном порядке. Информация о розничных ценах на продовольственные товары, схемы размещения нестационарных торговых объектов, план-график проведения ярмарок, система ярмарочных площадок, реестр розничных рынков находятся в открытом доступе на сайте Депэкономики Югры (www.depeconom.admhmao.ru).
Осуществляется разработка и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий в автономном округе, анализ информации об уровнях тарифов (цен) за текущий и прошедший период, установленных региональным органом по регулированию тарифов для субъектов естественных монополий; проведение мониторинга деятельности субъектов естественных монополий, доля участия автономного округа или муниципального образования в котором составляет 50 и более процентов в части объема (доли) выручки в общей величине стоимостного оборота рынка и объема (доли) реализованных на рынке товаров, работ и услуг в натуральном выражении.
В результате принимаемых мер по содействию развитию конкуренции по оценке представителей экспертного сообщества, в Югре уровень конкуренции имеет тенденцию к росту. Это выражается в числе действующих на рынке организаций и индивидуальных предпринимателей, а также в расширении ассортимента товаров и услуг, которые они производят.
По итогам социологического опроса, проведенного Департаментом общественных и внешних связей автономного округа в 2017 году, 63,5% опрошенных предпринимателей отметили "высокий" уровень конкуренции и условия ведения бизнеса (2016 год - 63%).
Со стороны потребителей, большинством респондентов была отмечена удовлетворенность в возможности выбора товаров и услуг и их ценовой доступности практически на всех социально-значимых и приоритетных для Югры рынках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.