Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Пространственное развитие
Сургутский район благодаря своему центральному расположению в автономном округе отличается высокой транспортной доступностью: федеральные трассы в меридиональном и широтном направлениях, наличие водных путей сообщения и пристаней, аэропорта и сети вертолетных площадок в отдаленных поселениях района, развитой сетью общественного транспорта.
Сургутский район - один из самых крупных в автономном округе по площади муниципалитет (105 тыс. кв. км). Площади поселений и включенных в них населенных пунктов составляют 1,94 тыс. кв. км, что составляет только 1,8% от общего количества земель. Большая часть межселенной территории является лесным фондом и землями, переданными недропользователям. Это значительно осложняет ведение работы по реализации жилищных и промышленных проектов.
Транспортный каркас характеризуется концентраций основных путей сообщения в центральной промышленной части района. Он представлен автомобильными дорогами, а также железной дорогой. Основной нагрузкой для данных транспортных коридоров является транзит пассажиров и грузов с юга на север. Однако шесть поселений Сургутского района (г.п. Лянтор, с.п. Лямина, с.п. Локосово, с.п. Сытомино, с.п. Угут, с.п. Нижнесортымский), а также населённые пункты на межселенной территории остаются на периферии основных транспортных коридоров, таким образом 48% жителей района (61,7 тысяч человек) вынуждены нести большие временные и финансовые затраты на передвижение внутри района и за его пределы. Это сказывается на стоимости услуг и товаров, доставляемых в данные поселения.
Транспортная схема для жителей г. Лянтор, п. Нижнесортымский, с. Сытомино и д. Лямина основана на использовании единственной дороги, которая связывает эти поселения с центром района и основными транспортными артериями округа. Транспортное плечо в одну сторону составляет от 100 до 230 км. Кроме того, дорога на сельские поселения Лямина и Сытомино имеет естественную преграду - р. Лямин, на которой оборудован понтонный мост. Развитие дороги "Сургут - Лянтор" осуществляется властями автономного округа на протяжении последних лет. Организованы автобусные маршруты, частично финансируемые из бюджета автономного округа.
Транспортная схема для жителей села Угут и входящих в состав поселения деревень состоит из дороги, построенной властями автономного округа в 2018 году, связывающей эти населенные пункты с федеральной трассой Р-404, проходящей по территории Нефтеюганского района. Транспортное плечо в одну сторону составляет от 230 км до села Угут. Другие населенные пункты поселения не имеют круглогодичного транспортного сообщения.
Сельское поселение Локосово расположено на южном берегу р. Обь, в 170 км от г. Сургут. Транспортная схема включает пересечение реки, где отсутствует постоянный мост, организована переправа силами недропользователей.
Природно-экологический каркас района также неоднороден. На территории района расположен Юганский государственный природный заповедник, большая часть межселенной территории является местами традиционного использования коренными и малочисленными народами Севера, а также недропользователями. Повышение экологичности нефтедобычи обеспечивает снижение антропогенного влияния на природу района, что способствует развитию традиционных промыслов.
Существенную часть территории района занимают водные объекты, которые представлены реками и озёрами. Исторически сложившееся расселение вдоль рек несет в себе риски паводков.
Климатические условия существенно затрудняют ведение сельского хозяйства. В районе ведут деятельность крестьянско-фермерские хозяйства, которые несут большие затраты на закупку молодняка, кормов, ветеринарное сопровождение, коммунальные услуги, а также иные расходы. Растениеводство в районе также несет существенные расходы на закупку посадочного материала в других регионах, удобрений, текущие расходы. В автономном округе осуществляется финансовая поддержка сельхозпроизводителей, которая обеспечивает аграриям района возможности для безубыточной работы.
Наличие в пределах района средне- и низкобонитетных представителей северной тайги (хвойные породы) и южной тайги (сочетание хвойных и мелколиственных пород деревьев), а также практически непродуктивных пород в пределах болотных территорий создаёт конкурентное преимущество для производителей района в занятии ниши производства изделий из дерева в низком ценовом сегменте (мебель, элементы окон, дверей, пиломатериалы, пеллеты, плиты и прочее).
Кроме месторождений углеводородов на территории района возможна добыча строительного песка, разработка торфа, добыча песчано-гравийной смеси и глины кирпичной.
Социальный каркас района представлен точками оказания услуг населению в сфере здравоохранения, образования, культуры, развития физической культуры и спорта, государственных и муниципальных услуг. В каждом поселении района обеспечена полная доступность и высокое качество социальных услуг. К сложностям функционирования этих систем также можно отнести удаленность и транспортную ограниченность, преодоление которой возможно с применением альтернативных, в том числе цифровых технологий. Так, сегодня в районе обеспечена транспортировка экстренных больных в медицинские организации г. Сургута с помощью санавиации, в летний период в поселениях района и округа курсирует плавполиклиника. Используются дистанционные образовательные технологии: в Сургутском районе впервые в округе была открыта "стойбищная школа", которая позволяет детям получать образование, не покидая место традиционного проживания.
Рынок труда в районе имеет также неоднородную структуру ввиду существенных отличий в экономическом развитии. Жители малых поселений в отличие от жителей поселений, связанных близостью с нефтяными месторождениями или находящиеся вблизи г. Сургут, в большей степени ориентированы на работу в социальной сфере, ведение личных подсобных хозяйств, традиционные промыслы. Таким образом, формируется более инертная прослойка трудоспособного населения, которую необходимо замещать. Также ощущается отток квалифицированных кадров из поселений в г. Сургут.
Развитие общественных пространств в районе формирует благоприятную среду для развития торговли и рынка услуг. В соответствии с Югорским стандартом комплексного развития территорий населенных пунктов автономного округа территории старой застройки поселений подвергаются благоустройству, новые территории застраиваются с учетом функционального разнообразия, связанности территорий и комфортностью перемещения, ориентацией на запросы жителей.
Инфраструктурно-производственный каркас связан с расположением основных производственных объектов нефтегазодобывающих предприятий и близостью к г. Сургут. Ближайшие к г. Сургут поселения (г.п. Белый Яр, г.п. Барсово, с.п. Солнечный) имеют высокую плотность размещения производственных объектов в границах поселений и на прилегающих территориях, а также связанную коммунальную инфраструктуру. Крупные населенные пункты района (г. Лянтор. пгт. Фёдоровский, п. Нижнесортымский) обладают локальной промышленной инфраструктурой, обеспечивающей функционирование нефтегазодобычи на прилегающих территориях. Коммунальная инфраструктура локальна и обеспечивает нужды населенных пунктов. В малых поселениях района организованы локальные системы жизнеобеспечения, производственная инфраструктура практически отсутствует.
Все поселения района обеспечены централизованными коммунальными услугами, однако, в отдельных поселениях не все жители подключены к централизованным сетям водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения. В частном секторе сохраняется печное отопление, использование уличных уборных, индивидуальных скважин и колодцев. Во многом это обусловлено высокой затратностью создания централизованных систем ввиду удаленности и низкой плотности населения, что делает такие объекты коммунального хозяйства высокоубыточными.
Таким образом, на территории района выделяются следующие факторы пространственного дисбаланса:
разноудаленность населенных пунктов от административных центров поселений, крупных населенных пунктов и путей транспортного сообщения;
природно-климатические условия, определяющие высокую стоимость обеспечения населённых пунктов централизованными коммунальными услугами, что существенно затрудняет развитие гражданского и промышленного строительства;
дефицит свободных земельных ресурсов для развития жилых и промышленных территорий;
концентрация расселения вокруг промышленного центра (г. Сургут) сформировала высокую плотность жилищной и промышленной застройки, что привело к фактическому расположению жилых домов в санитарно-защитной зоне промышленных предприятий;
высокие риски паводков в отдельных населенных пунктах;
высокая доля ветхого, аварийного и фенольного жилищного фонда в поселениях района.
Для снижения дисбаланса необходимо принимать меры по "сглаживанию" дифференциации. Приоритетным видится развитие малых населённых пунктов для обеспечения стимулирования развития территорий с низким социально-экономическим уровнем, а также территорий с низкой плотностью населения, формирование благоприятной среды с недостаточным экономическим потенциалом для привлечения человеческих, финансовых ресурсов. В первую очередь необходимо обеспечить "сглаживание" инфраструктурного неравенства путем обеспечения децентрализованными коммунальными услугами, развития связи и интернета, транспортной доступности, обеспеченности объектами культуры, образования и спорта.
<< Глава 3. Общественное участие |
Глава 5. >> SWOT-анализ |
|
Содержание Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2018 г. N 591 "Об утверждении стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.