Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1 изменена. - Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2024 г. N 749
Глава 1. Промежуточные итоги реализации стратегических документов
Выбранная для стратегии района концепция уже подтвердила свою реализуемость и практическую применимость. За период с 2005 года в районе действовало 4 основных стратегических документа (таблица N 1):
Таблица N 1
Наименование документа стратегического планирования |
Период, на который принят документ |
Период фактического действия |
Процент достижения показателей стратегического документа |
Программа комплексного социально-экономического развития Сургутского района на 2005 - 2008 годы |
2005 - 2008 г.г. |
2005 - 2008 г.г. |
5 целей, 9 направлений, 25 показателей, 95 мероприятий. Исполнение показателей и мероприятий - 79,3% |
Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2020 года (утверждена постановлением администрации Сургутского района от 09 апреля 2009 года N 332) |
2009 - 2020 г.г. |
2009 - 2014 г.г. |
1 цель, 9 направлений, 80 показателей, 95 мероприятий. Исполнение показателей и мероприятий - 83,1% |
Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года (утверждена постановлением администрации Сургутского района от 24 декабря 2014 года N 4963) |
2015 - 2030 г.г. |
2015 - 2018 г.г. |
1 цель, 5 направлений, 89 показателей, 84 мероприятия. Исполнение показателей и мероприятий - 88,1% |
Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года "Маршрут в благополучие" (утверждена решением Думы Сургутского района от 17 декабря 2018 года N 591) |
2019 - 2036 г.г. |
2019 - 2036 г.г. |
1 цель, 5 направлений, 45 показателей, 262 мероприятия. Исполнение показателей и мероприятий по состоянию на 01 января 2023 года - 100,7% |
Программа комплексного социально-экономического развития Сургутского района на 2005 - 2008 годы представляла собой свод программных мероприятий по основным сферам деятельности с указанием ожидаемых результатов. В программе отсутствовала информация о механизмах реализации, а также не был организован регулярный контроль за реализацией программы.
Стратегия N 1 (Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2020 года; утверждена постановлением администрации Сургутского района от 09 апреля 2009 года N 332) - первый в полной мере стратегический документ района, который состоял из 1 главной цели, 9 подцелей (направлений). В целях исполнения Стратегии N 1 были утверждены: программа социально-экономического развития Сургутского района на 2010 - 2013 годы, 16 долгосрочных целевых программ и 13 ведомственных целевых программ. Тем не менее в документе отсутствовала синхронизация с федеральными и окружными документами социально-экономического развития. Кроме того, сложная система индикаторов для мониторинга реализации, отсутствие взаимосвязи между целями, задачами и выбранными индикаторами, громоздкость документа обусловили его низкое практическое применение и необходимость актуализации.
Стратегия N 2 (Стратегия социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года; утверждена постановлением администрации Сургутского района от 24 декабря 2014 года N 4963) включала мероприятия по 15 сферам (направлениям) и имела план создания объектов в разрезе поселений Сургутского района (далее - поселения) по основным сферам ("Жилье", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Транспорт", "Образование", "Культура", "Спорт"), сформированных по результатам проведения широкомасштабного общественного обсуждения с населением Сургутского района. Также Стратегия N 2 учитывала основные направления Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года. В целях реализации Стратегии N 2 был утвержден План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2030 года и по улучшению значений отдельных показателей оценки и повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Сургутского района, 17 муниципальных программ Сургутского района. Также начата реализация флагманских проектов "Инвестиционная стратегия Сургутского района", "Обеспечение спортивной инфраструктурой", "Обеспечение комфортным и доступным жильём".
Принятие Федерального закона от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", определенные Президентом Российской Федерации национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года (Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года") потребовали актуализации Стратегии N 2.
Стратегия, подлежавшая актуализации, главной целью определила благополучие населения за счёт реализации пяти приоритетных направлений: высокого качества жизнеобеспечения граждан, повышения безопасности, развития экономики, совершенствования комфортной среды обитания и полной реализации человеческого потенциала, что положило начало клиентоцентричному подходу в организации деятельности органов местного самоуправления Сургутского района. До восьми было расширено число флагманских проектов - проектов-Локомотивов.
В целях реализации Стратегии N 3 были утверждены:
план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года, включающий мероприятия по 5 направлениям и перечень объектов по 9 сферам в разрезе 13 поселений;
23 муниципальные программы Сургутского района.
Основные итоги реализации документов стратегического планирования в Сургутском районе.
Рост численности населения за период с 2000 года по 2022 год составил 32,5 тыс. чел. или в относительном выражении 34% (рисунок 1). По демографическим показателям Сургутский район входит в число лидеров среди муниципалитетов Югры. Коэффициент рождаемости по итогам 2022 года сложился в районе выше уровня среднеокружного значения (12,6 рождений на 1000 чел. в районе и 11,1 - в Югре 1), а коэффициент смертности - ниже (5,0 смертей на 1000 чел. в районе против 6,5 в целом по Югре 2).
Рисунок 1. Численность населения Сургутского района в 200-2022 годах, тыс. человек
В районе проживает самое "молодое" население среди всех муниципалитетов Югры, средний возраст жителя района составляет 34,3 года 3.
Две трети населения района проживает в 4 городских населенных пунктах, третья часть - в сельской местности.
Сургутский район вносит существенный вклад в экономику автономного округа, на его территории создаётся третья часть объёма промышленного производства автономного округа, район является лидером среди муниципальных образований округа по производству промышленной продукции и добыче нефти.
Основой экономического благополучия района является развитый топливно-энергетический комплекс, который включает в себя геологоразведочные, нефтегазодобывающие, трубопроводные предприятия, нефтегазоперерабатывающие заводы. На 177 месторождениях Сургутского района осуществляют добычу полезных ископаемых 7 нефтяных компаний и 17 независимых недропользователей, которые в общей сложности добывают треть всей югорской нефти.
Объём промышленного производства с 2004 года вырос в 3,2 раза, достигнув в 2022 году значения в 1,86 трлн. руб. (рисунок 2).
Рисунок 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами 2004 - 2022 годах, млн. рублей
Рисунок 3. Инвестиции в основной каптал 2004 - 2022 годы, млн. рублей
За последнюю десятилетку район совершил прорыв в создании на своей территории комфортных условий для инвестиционной деятельности и ведения бизнеса.
Объём инвестиций в основной капитал вырос за период с 2004 года в 6 раз, с 50 до 312 млрд. руб. по итогам 2022 года (рисунок 3). В отраслевой структуре инвестиций доминирующее положение занимают инвестиции организаций нефтегазодобывающего комплекса по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых (92%), сферы строительства (3%) и обрабатывающих производств (2%).
Главным локомотивом развития района является реализация флагманского проекта "Инвестиционная стратегия муниципального образования Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года "От прожектов к проектам". По итогам 2015 года район занимал последнее место среди муниципалитетов автономного округа по числу субъектов малого и среднего предпринимательства и 15 место из 22 мест по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В 2017 году главой Сургутского района была утверждена Инвестиционная стратегия муниципального образования Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года "От прожектов к проектам". С начала её реализации число субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП, субъекты МСП) выросло в 3,1 раза, а объём налоговых поступлений от их деятельности возрос в 2 раза. Увеличение налоговых поступлений от специальных режимов налогообложения субъектов МСП в бюджет муниципалитета составило 174% (с 123 до 215 млн. руб.).
На протяжении последних семи лет Сургутский район занимает позиции лидера в рейтинге муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и содействию развитию конкуренции.
Одним из основных показателей качества социальной жизни человека является размер среднемесячных доходов на душу населения. По итогам 2022 года размер среднемесячных доходов на душу населения в Сургутском районе составил 70 тыс. руб. (117,6% к уровню 2021 года), на 11,5% выше среднеокружного показателя 4. Среднемесячная заработная плата на одного работника выросла за годы действия стратегических документов в 4,3 раза, достигнув по итогам 2022 года значения в 118 тыс. руб. (97,5 тыс. руб. - в Югре 5).
Структура занятости в районе определяется структурой экономики: подавляющая доля населения занята в добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах и строительстве. Занятость населения района имеет тенденцию к росту за счёт увеличения числа самозанятых и занятых в малом бизнесе.
Уровень регистрируемой безработицы по итогам 2022 года составил 0,15% при среднеокружном значении 0,38%.
Напряженность на рынке труда Сургутского района (численность безработных в расчете на одну вакансию) на конец декабря 2022 года составила 0,07 чел. на одно рабочее место, что ниже показателя на начало 2004 года в 40 раз.
Вместе с тем, предприятия района испытывают нехватку квалифицированной рабочей силы, поэтому одной из особенностей муниципального рынка труда является привлечение вахтового персонала и работников из других муниципальных образований округа. По оценке от 30 до 33 тысяч человек из муниципальных образований округа и других регионов осуществляют трудовую деятельность в организациях района.
Одной из генеральных проблем Сургутского района является высокий показатель непригодного и аварийного жилья, на долю муниципалитета приходится четвертая часть от показателя в целом по Югре.
По состоянию на начало 2015 года 444,9 тыс. кв. м или 22% всего жилищного фонда было признано аварийным, непригодным для проживания. На территории района находилось 227 приспособленных для проживания строений (балков). 5,7 тысяч человек состояли в очереди на обеспечение жилыми помещениями.
По показателю обеспеченности жильем на одного жителя район занимал 19 место в округе (16,5 кв. м на человека).
Реализация флагманского проекта "Обеспечение доступным и комфортным жильём", направленного на обеспечение доступным и комфортным жильём населения Сургутского района, сокращение объёма непригодного для проживания жилищного фонда и обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда, ликвидацию приспособленных для проживания строений, обеспечение жильём граждан в соответствии с законодательством, развитие жилищного строительства на территории Сургутского района, способствовала улучшению показателей обеспеченности жильём. Кроме того, была проведена масштабная работа по сокращению административных процедур для застройщиков, формированию и предоставлению земли под строительство, в том числе на перспективу, реализованы проекты по обеспечению необходимой инженерной инфраструктурой (коммунальной и дорожной), создана программа выкупа жилья у застройщиков под нужды переселения.
За период с 2016 по 2022 год финансирование программ переселения составило 10,8 млрд. руб. В этот период построено 436,1 тыс. кв. м жилья, 4,8 тысяч семей района улучшили жилищные условия.
На конец 2020 года в районе ликвидированы все балки, очередь на жильё сократилась в 3 раза. По итогам 2022 года на 1 жителя приходится 21 кв. м жилых помещений.
В начале действия стратегических документов в самых крупных поселениях Сургутского района остро стоял вопрос качества питьевой воды (г.п. Лянтор, г.п. Фёдоровский) и требовалась реконструкция водоочистных сооружений.
Благодаря строительству водоочистных сооружений в г.п. Лянтор, реализованному в рамках национального проекта "Экология", удалось увеличить долю населения Сургутского района, обеспеченного качественной питьевой водой, с 38% до 81%. В 2023 году завершается реконструкция водозаборных очистных сооружений в г.п. Фёдоровский, которая позволит улучшить значение данного показателя до 99,5%.
Проект-Локомотив "Обеспечение спортивной инфраструктурой" был запущен с целью создания спортивной инфраструктуры, способствующей развитию физической культуры и спорта, росту количества населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличению средней продолжительности жизни населения Сургутского района.
По состоянию на начало его реализации (2014 год) только 19,8% или 24,1 тысячи человек систематически занимались физической культурой и спортом, мощность 225 спортивных сооружений составляла 5,3 тысяч мест.
За период с 2015 по 2022 год в Сургутском районе введено в эксплуатацию 47 спортивных объектов, что способствовало росту уровня развития физической культуры и спорта.
По итогам 2021 и 2022 годов Сургутский район - лидер (1 место) в Югре по показателю "Доля населения от общей численности населения Сургутского района, систематически занимающихся физической культурой и спортом", 72,6% населения регулярно занимаются физической культурой и спортом.
Реализация проекта-Локомотива "Создание объектов общего и дошкольного образования" позволило уже в первые годы своей реализации снять вопрос очередей в детские сады и значительно сократить число школьников, обучающихся во вторую смену.
Благодаря вводу в 2017 году детского сада на 150 мест в с.п. Угут, в 2018 году школы-комплекса в п. Высокий Мыс (средняя общеобразовательная школа на 60 учащихся с детским садом на 35 мест), в 2020 году детских садов в с.п. Нижнесортымский и с.п. Солнечный, каждый на 300 мест, очередность в дошкольные образовательные учреждения ликвидирована к концу 2022 года (2004 год - 45%).
С применением механизмов муниципально-частного партнерства в 2022 году введены две новые школы в с.п. Солнечный и с.п. Нижнесортымский, каждая на 1100 мест, что позволило снизить число учащихся образовательных организаций, обучающихся во вторую смену, до 8,7% (2004 год - 31,7%). Аналогичная школа будет построена и в пгт. Белый Яр.
Учитывая достигнутые результаты, а также изменения геополитической обстановки необходимо вновь критически оценить социально-экономическое развитие Сургутского района с точки зрения имеющихся возможностей, препятствий и влияющих на них политических, экономических, социокультурных и технологических факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.