Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. SWOT-анализ
Анализ внешних и внутренних возможностей и ограничений проведен на основе сбора информации о текущем положении и достигнутых результатах в следующих направлениях развития: здравоохранение, физическая культура и спорт, жилищные условия и коммунальные услуги, общественная безопасность, экология, экономика района (в том числе развитие предпринимательства, потребительский рынок и сельское хозяйство), муниципальное управление (муниципальные финансы, закупки, предоставление муниципальных услуг, управление имуществом и землей), дороги и транспортное обслуживание, благоустройство, общественно-политическая обстановка, информационные технологии, образование, культура, туризм, молодежная политика.
Направление: Жизнеобеспечение
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень профессионализма кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, наличие системы подготовки, повышения квалификации медицинских кадров, работа в соответствии со стандартами и развитие инновационных процессов в сфере оказания медицинских услуг, а также наличие частных медицинских организаций в области стоматологии, косметологии, профмедосмотров; высокая доля населения Сургутского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно развивающаяся спортивная инфраструктура, на базе которой осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, наличие мер социальной и финансовой поддержки кадров - молодых и приглашённых специалистов в сфере физической культуры и спорта, наличие муниципальной системы стимулирования спортсменов, тренеров, руководителей, спортивных команд, лиц, осуществляющих наставничество, тренерскую, тренерско-педагогическую, методическую деятельность и иных работников сферы физической культуры и спорта Сургутского района, городских и сельских поселений Сургутского района, высокий уровень квалификации тренерского, методического состава; высокая обеспеченность населения централизованными коммунальными услугами, достаточная материально-техническая обеспеченность организаций коммунального комплекса, позволяющая бесперебойно оказывать коммунальные услуги, в кратчайшие сроки устранять инциденты, наличие муниципальных программ, направленных на капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры, высокая квалификация работников организаций коммунального комплекса; высокая обеспеченность населения качественными жилищными услугами, развитый рынок жилищных услуг, характеризуемый высокой конкуренцией, наличие муниципальной системы поддерживающих ремонтов и субсидирования, ежегодный рост темпов ввода жилья, реализация программ по переселению граждан из аварийного и фенольного жилищного фонда; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство |
высокая капиталоёмкость программ развития отрасли здравоохранения, отсутствие полномочий у органов местного самоуправления, низкая конкуренция на рынке лечебных услуг, низкое техническое состояние существенной части лечебно-профилактических учреждений, нехватка площадей поликлиник для приёма амбулаторных больных, существенная доля населения со специфическими, хроническими и приобретаемыми в связи с климатическими условиями заболеваниями; недостаточная оснащенность спортивных объектов спортивными залами для развития игровых видов спорта, боевых видов спорта, низкая обеспеченность бассейнами, незначительная доля жителей района, готовых к удовлетворению физкультурно-спортивных потребностей за собственные средства, территориальная удалённость от административных центров учреждений, спортивных объектов, объектов социальной сферы, на базе которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа; миграция населения из отдельных малонаселённых и удалённых сельских поселений района; нехватка квалифицированных кадров в социальной сфере; недостаточное материально-техническое оснащение спортивных объектов городских и сельских поселений, осуществляющих самостоятельно полномочия в сфере физической культуры и спорта; низкая собираемость платежей за коммунальные услуги и, как следствие, отсутствие собственных капиталовложений ресурсоснабжающих организаций в объекты коммунальной инфраструктуры; высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры; нехватка квалифицированных кадров в области жилищно-коммунального хозяйства, низкоконкурентная заработная плата рабочего технического персонала в сфере производства и предоставления коммунальных ресурсов; высокий процент ветхого, аварийного и фенольного жилья; низкая собираемость платы за жилищные услуги и взносов на капитальный ремонт; дефицит земельных участков под жилищное строительство; высокие капиталовложения в новые участки для жилищного и промышленного строительства, связанные с требуемой подготовкой земельных участков (выторфовка и обратная засыпка) и необходимостью обеспечения транспортной и коммунальной инфраструктурой; удаленность и труднодоступность отдельных территорий, существенно влияющая на конечную стоимость вводимого жилья; зависимость финансирования мероприятий по переселению граждан из ветхого, аварийного и фенольного жилищного фонда от вышестоящих бюджетов; |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; развитие частной медицины, использование опыта других регионов и развитых стран и внедрение инноваций в сфере оказания медицинских услуг; приоритетность развития физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и Концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года), наличие государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта", обеспечивающей дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития отрасли; наличие различных внешних источников финансирования развития социальной сферы района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; развитие бережного отношения жителей к общедомовому имуществу |
сохранение значительной доли производств с опасными и неблагоприятными условиями труда; отсутствие отечественных аналогов некоторых жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, снижение их доступности ввиду санкций и нестабильного курса валют; возникновение новых (мутировавших) высокопатогенных инфекционных и вирусных заболеваний; изменение нормативных и законодательных требований к обеспечению функционирования учреждений физической культуры и спорта; существенное ограничение стоимости квадратного метра жилья, выкупаемого в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда; высокая стоимость строительства, резкое удорожание строительных материалов, дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли; снижение объёмов финансирования переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда |
Направление: Обеспечение безопасности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень межнационального единства и толерантности, сравнительно низкий уровень преступности, планомерная работа органов местного самоуправления по профилактике преступности, девиантного поведения, межнациональных конфликтов, высокий уровень антикоррупционной работы в органах местного самоуправления; активная политика нефтегазодобывающих предприятий, направленная на сохранение экологии и восстановление причинённого ущерба, планомерная работа органов местного самоуправления по экологическому просвещению граждан и организаций, а также экологическому образованию подрастающего поколения; организованная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, техногенных и иных инцидентов |
вовлеченность части мигрантов в нелегальный рынок труда; затруднённость в организации сбора отходов потребления ввиду территориальной разноудалённости поселений, отсутствие системы раздельного транспортирования отходов, отсутствие мощностей для их переработки, наличие несанкционированных свалок, недостаточный уровень экологической культуры у населения; отсутствие полномочий у муниципалитета в части привлечения к ответственности за причинение вреда окружающей среде, минимальные штрафы для физических лиц за причинение вреда окружающей среде, невозможность идентификации лица, причинившего вред окружающей среде; высокий уровень негативного техногенного воздействия на природные комплексы; обширная территория, требующая больших затрат для мониторинга, выявления и устранения чрезвычайных ситуаций, инцидентов техногенного характера |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; наличие различных внешних источников финансирования развития района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; внедрение энергосберегающих технологий, композитных материалов, использование вторсырья, в том числе биотоплива; участие органов местного самоуправления, федеральных структур и общественности в профилактике правонарушений, наркомании, терроризма, расширение просветительской работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, сведению к минимуму условий для проявлений экстремизма, развитию системы мер профилактики и предупреждения межэтнических, межконфессиональных конфликтов; строительство комплексного межмуниципального полигона ТКО для городов Сургут, Когалым, поселений Сургутского района с системами переработки вторсырья; инвестиции крупных недропользователей в экологическое благополучие района, привлечение средств частных инвесторов |
снижение уверенности населения в защищенности от противоправных посягательств; ухудшение условий антитеррористической защищенности; возникновение факторов, способных спровоцировать межэтнические и межконфессиональные конфликты; снижение уровня финансового обеспечения экологических мероприятий, развития отрасли сбора и переработки отходов; техногенные аварии, сопровождающиеся загрязнением окружающей среды, гибелью людей, разрушением инфраструктуры; увеличение частоты и интенсивности природных пожаров; обострение геополитической обстановки |
Направление: Экономическое развитие
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень доходов населения; промышленное производство района на 31,2% формирует объём промышленного производства Югры, высокий уровень развития нефтегазодобывающей промышленности и сопутствующих технологических производств, на 94% формирующих промышленное производство района; наличие утверждённой градостроительной документации и административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области градостроительной деятельности; наличие крестьянско-фермерских хозяйств, организаций в сфере производства сельскохозяйственной продукции (животноводство, птицеводство, вылов и переработка водных биоресурсов, овощеводство, сбор и переработка дикоросов); развитая сеть торговых объектов и объектов бытовых услуг и общественного питания (закрытой и открытой сети), системная работа органов местного самоуправления по обеспечению отдалённых и труднодоступных поселений товарами первой необходимости и продуктами питания, развивающаяся сеть логистики по снабжению торговых объектов товарами; богатейший природно-ресурсный потенциал, включающий крупнейшие в мире месторождения углеводородов, прежде всего нефти и газового конденсата, обилие биологических и растительных ресурсов, наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов. Сургутский район - первый муниципалитет в Югре по объемам добычи нефти и второй - по объемам добычи газа; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство (реконструкция и строительство объектов образования и культуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства, жилья); положительная динамика увеличения численности занятых в экономике района; устойчиво высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики района для частных инвесторов, наличие современной развитой нормативной правовой базы по вопросам оказания мер поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в различных сферах, использование механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства для строительства социальных объектов; функционирование инфраструктуры, стимулирующей развитие и укрепление деятельности малого предпринимательства, сложившееся конструктивное взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти автономного округа и бизнеса; высокие темпы роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом самозанятых, ежегодный рост налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; высокий уровень квалификации предпринимателей и персонала малых форм хозяйствования; активная работа органов местного самоуправления по просвещению граждан в вопросах защиты своих потребительских прав, субсидирование из средств бюджета района части платы граждан за коммунальные услуги в целях снижения расходов домохозяйств; высокий уровень собственных доходов в консолидированном бюджете, социальная направленность местного бюджета: формирование "бюджета развития", непосредственно направленного на качественное улучшение жизни граждан; отсутствие муниципального долга, стабильная работа на территории района крупных налогоплательщиков (недропользователей); высокая доля муниципальных закупок, осуществляемая с использованием конкурсных процедур, высокий уровень конкуренции среди потенциальных поставщиков и активная поддержка малого и среднего бизнеса, социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) через размещение закупок среди данных категорий поставщиков; наличие земельных участков в собственности органов местного самоуправления района, в том числе свободных от прав третьих лиц, большое количество объектов, находящихся в муниципальной собственности, наличие утверждённых административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области предоставления имущества в аренду или передачи в собственность; высокий уровень компетентности руководителей органов местного самоуправления, вовлечённость муниципальных служащих администрации района в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки деятельности (KPI); вовлечение поселений в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки достижения показателей социально-экономического развития органами местного самоуправления городских и сельских поселений района (предоставление межбюджетных трансфертов и грантов) |
4,2% населения, получающего государственную социальную помощь; низкий уровень диверсификации экономики с явным доминированием в ней нефтегазодобычи, зависимость уровня занятости населения от отрасли добычи полезных ископаемых, снижение объемов добычи нефти на территории района; суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК; высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики и социальной сферы, а также высокий уровень износа инженерной инфраструктуры; совмещение территорий поселений с границами зон минимальных расстояний трубопроводов; наличие ограничений на земельных участках, предоставленных под строительство (зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны объектов культурного наследия); ограниченный ассортимент товаров в торговых объектах в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, высокие торговые надбавки, связанные с отдаленностью населенных пунктов и низкой покупательской активностью, поглощение мелких торговых объектов объектами федеральных сетей; низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики, слабая собственная база производства строительных материалов, отсутствие объектов транспортно-логистической инфраструктуры - мультимодальных транспортно-логистических центров; относительная удаленность территории поселений района от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров, неустойчивое транспортное сообщение между поселениями, связанное с большими расстояниями и сезонными явлениями; низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточный для компенсации низкой коммуникационной связности территории; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики; недостаточное количество инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой; высокие издержки при производстве и оказании услуг, в особенности на отдаленных территориях, что снижает конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в районе, дефицит квалифицированных сотрудников, отток кадров в крупные города; неравномерный уровень потребительской культуры населения и бизнеса, высокая нагрузка на бюджет в связи с компенсацией высоких тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению, относительно высокий уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости ввиду высокой доли транспортных расходов; ограниченные возможности увеличения неналоговых доходов, ограниченные условия для развития малого и среднего предпринимательства как источника налоговых доходов, зависимость доходов бюджета от федерального и регионального регулирования; наличие ограничений в использовании земельных участков (зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны объектов культурного наследия), отсутствие полномочий по распоряжению большей части территории района (лесной фонд, водный фонд); нехватка высококвалифицированных специалистов в небольших и отдаленных поселениях |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; повышение инвестиционной привлекательности за счет инфраструктурного обустройства, создание и развитие инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; перевод земель лесного фонда в земли промышленного и сельскохозяйственного назначения; строительство объектов жилищного, социально-культурного и промышленного назначения; государственная поддержка сельских территорий, в том числе сельхозпроизводителей; развитие нестационарной торговли, организация ярмарочных мероприятий с привлечением производителей из соседних муниципалитетов и других регионов и стран; повышение уровня деловой и инвестиционной активности на основе поддержки развития малого предпринимательства путем оказания информационной, финансовой, имущественной и образовательной поддержки; обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса; создание условий для развития малого и среднего бизнеса в этнической экономике в связи с развитием туризма; создание и выпуск инновационной продукции; рациональное использование природных ресурсов на основе внедрения инновационных технологий; создание индустриальных и промышленных парков; повышение уровня правовой грамотности населения в части защиты своих потребительских прав с использованием современных коммуникационных технологий; повышение надежности систем тепло-, водоснабжения и водоотведения с целью сокращения убытков ресурсоснабжающих организаций и сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги; реализация крупных проектов в рамках агломераций (при наличии механизмов взаимодействия между муниципалитетами в части их финансирования); развитие неосвоенных территорий, вовлечение в оборот земельных участков, развитие отдаленных территорий |
сокращение объемов промышленного производства; снижение экспорта продукции нефтегазоперерабатывающих предприятий; низкие темпы импортозамещения в сфере промышленного оборудования и расходных материалов; снижение объёмов финансирования переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда; прекращение/приостановка торговой деятельности, деятельности общепита; резкий рост стоимости товаров; отсутствие/ограничение доставки товаров в регион; уход из района нефтегазодобывающих компаний в связи со снижением уровня рентабельности; недостаточное развитие инновационно-ориентированных производств и сектора услуг; сокращение бюджетных возможностей района, имеющее следствием ограничения для проведения эффективной политики по обеспечению устойчивого и сбалансированного развития в поселениях района, (создания объектов культуры, спорта, образования и жилищно-коммунального хозяйства за счет бюджетных средств); резкий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг; снижение объемов социальной поддержки; снижение числа налогоплательщиков; изменение законодательства в части распределения доходов между бюджетами бюджетной системы; сокращение числа потенциальных участников закупок - поставщиков товаров, работ, услуг; введение существенных ограничений по номенклатуре и техническим характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг; изменение кадастровой стоимости земельных участков в сторону снижения; обострение геополитической обстановки; перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти автономного округа |
Направление: Комфортная среда
Сильные стороны |
Слабые стороны |
разветвленная сеть автомобильных дорог, наличие транспортного сообщения с административными центрами поселений, аэропорта (г. Сургут) и ж/д станций (г. Сургут, п. Ульт-Ягун), сети вертолетных площадок в отдаленных поселениях, водных путей сообщения с наиболее удаленными населенными пунктами; наличие сети общественного транспорта в крупных поселениях и на межмуниципальных маршрутах перевозок; высокий процент благоустроенных общественных и придомовых территорий в поселениях района, участие жителей в выборе формирования облика общественных пространств; требования по организации безбарьерной среды включены в градостроительные нормы муниципального района, наличие в районе комплексного плана по созданию безбарьерной среды; налаженная работа общественных коллегиальных органов при администрации Сургутского района, администрациях городских и сельских поселений района, развитая сеть некоммерческих организаций в сфере оказания социально значимых услуг; высокая социальная ответственность коммерческих организаций, ведущих деятельность на территории района; все населенные пункты Сургутского района находятся в зоне устойчивого покрытия мобильной связью и приема телевизионного сигнала, 21 населенный пункт обеспечен услугами Интернет со скоростью не менее 512 Кбит/сек.; удовлетворительный уровень информатизации муниципального управления и бизнес-процессов в части эксплуатации информационных систем типового назначения; оптимальные сроки предоставления муниципальных услуг, налаженное межведомственное взаимодействие, минимизированные требования |
высокая степень износа дорожного покрытия; высокая стоимость проезда на межпоселенческих маршрутах, речных и вертолетных перевозок; недостаточная техническая оснащенность общественного транспорта, осуществляющего перевозки на межпоселенческих маршрутах; недостаточная заинтересованность жителей в процессах формирования планов по обустройству общественных пространств; низкая доля населения, готового вкладывать финансовое и трудовое участие в формирование благоустройства придомовых территорий; недостаточная активность жителей в вопросах местного самоуправления, недостаточный уровень правовой грамотности; высокая ресурсозатратность развития ИТ-инфраструктуры; необеспеченность отдаленных поселений высокоскоростным интернетом; узкий спектр организаций ИТ-сферы на территории Сургутского района и прилегающих муниципальных образований, выполняющих разработки программного обеспечения, информационных систем, низкая конкуренция; отток перспективных студентов и высококвалифицированных специалистов в сфере ИТ в крупные города и другие регионы; отсутствие общей базы данных (с некоторыми государственными учреждениями) для организации эффективного взаимодействия в решении вопросов местного значения, оказания муниципальных услуг |
Возможности |
Угрозы |
развитие конкуренции на рынке перевозок общественным транспортом; участие недропользователей в развитии транспортной сети района; действующие механизмы инициативного бюджетирования; расширение спектра информационно-коммуникационных услуг, предоставляемых населению и бизнесу; финансовая привлекательность информационно-коммуникационной отрасли |
рост транзитного грузооборота (в тонно-километрах), приходящийся в среднем на 1 км автомобильных дорог, что приводит к быстрому износу дорожного полотна; рост стоимости топлива; снижение количества рейсов по межпоселенческим маршрутам, повышение стоимости проезда и провоза багажа; критические сбои информационно-коммуникационной инфраструктуры; увеличение оттока ИТ-специалистов из района |
Направление: Развитие человеческого потенциала
Сильные стороны |
Слабые стороны |
полная обеспеченность дошкольным образованием детей от 1,5 до 7 лет, сформированное единое образовательное пространство, низкая доля обучающихся во вторую смену; высокий уровень финансирования сферы образования и развивающийся негосударственный сектор по оказанию образовательных услуг; высокий профессионализм и компетентность сотрудников социальной сферы района; развитая сеть учреждений культуры, охватывающая все поселения и высокий уровень финансирования сферы культуры; сохранившаяся традиционная культура коренных жителей северного края - ханты (этнотуризм), богатейшие коллекции этнографии и таксидермии, расположенные в стационарных музеях (в г.п. Лянтор, с.п. Русскинская, с.п. Угут), наличие природных и археологических памятников (природный заповедник Юганский, Урочище "Тундринский Бор", достопримечательное место - археологический комплекс "Барсова Гора"); традиции проведения массовых разноплановых событийных мероприятий (слёт оленеводов, рыбаков и охотников в д. Русскинская, фестиваль бардовской песни "Высокий Мыс", "День обласа", "Сытоминские берега" и другие), наличие мест активного отдыха; активное развитие инфраструктуры для досуга, самореализации и развития молодёжи, креативный подход к реализации молодёжных проектов |
низкая активность общественности в части развития образовательной среды, в организационных вопросах по воспитанию и обучению детей; высокая интенсивность изнашивания основных фондов образовательных организаций; недостаточный уровень развития информационно-технологических компетенций, в том числе по вопросам кибербезопасности, среди педагогических работников; нехватка площадей для развития дополнительного образования; отсутствие сети профессионального, среднеспециального образования для обеспечения потребностей населения района; недостаточный уровень кадрового обеспечения учреждений культуры, высокая степень износа основных фондов ряда учреждений культуры, неготовность жителей небольших поселений платить за услуги в сфере культуры; недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры и качества сервиса, нехватка гостиниц, туристических баз (мест для размещения), объектов общественного питания; некомфортные природно-климатические условия - суровый климат, небольшое количество солнечных, теплых дней, наличие гнуса; низкая доля социально активной молодёжи, "переток" молодёжи из района в ближайшие города и другие регионы |
Возможности |
Угрозы |
возможность взаимодействия с российскими фондами, организациями других регионов для повышения качества образовательного процесса; покрытие дефицита кадров специалистами из других регионов; наличие грантовых конкурсов, позволяющих привлекать дополнительные ресурсы на развитие сферы культуры; наличие в округе законодательства о креативных индустриях; реализация совместных проектов по культуре в рамках агломерации; государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие промышленности и туризма" как источник финансирования развития туристической индустрии; поощрение национальных и иностранных инвестиций в сфере туризма (на федеральном и региональном уровне); стимулирование туризма для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных семей путем предоставления льгот; участие в государственных программах с целью финансового обеспечения развития отрасли молодежной политики, наличие на федеральном и региональном уровнях конкурсов в сфере молодежной политики, в том числе грантовых |
перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти автономного округа; отток высококвалифицированных специалистов социальной сферы |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.