Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5. SWOT-анализ
Анализ внешних и внутренних возможностей и ограничений проведен на основе сбора информации о текущем положении и достигнутых результатах в следующих направлениях развития: здравоохранение, физическая культура и спорт, жилищные условия и коммунальные услуги, общественная безопасность, экология, экономика района (в том числе развитие предпринимательства, потребительский рынок и сельское хозяйство), муниципальное управление (муниципальные финансы, закупки, предоставление муниципальных услуг, управление имуществом и землей), дороги и транспортное обслуживание, благоустройство, общественно-политическая обстановка, информационные технологии, образование, культура, туризм, молодежная политика.
Направление: Жизнеобеспечение
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень профессионализма кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, наличие системы подготовки, повышения квалификации медицинских кадров, работа в соответствии со стандартами и развитие инновационных процессов в сфере оказания медицинских услуг, а также наличие частных медицинских организаций в области стоматологии, косметологии, профмедосмотров; высокая доля населения Сургутского района, систематически занимающегося физической культурой и спортом, активно развивающаяся спортивная инфраструктура, на базе которой осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа, наличие мер социальной и финансовой поддержки кадров - молодых и приглашённых специалистов в сфере физической культуры и спорта, наличие муниципальной системы стимулирования спортсменов, тренеров, руководителей, спортивных команд, лиц, осуществляющих наставничество, тренерскую, тренерско-педагогическую, методическую деятельность и иных работников сферы физической культуры и спорта Сургутского района, городских и сельских поселений Сургутского района, высокий уровень квалификации тренерского, методического состава; высокая обеспеченность населения централизованными коммунальными услугами, достаточная материально-техническая обеспеченность организаций коммунального комплекса, позволяющая бесперебойно оказывать коммунальные услуги, в кратчайшие сроки устранять инциденты, наличие муниципальных программ, направленных на капитальные вложения в объекты коммунальной инфраструктуры, высокая квалификация работников организаций коммунального комплекса; высокая обеспеченность населения качественными жилищными услугами, развитый рынок жилищных услуг, характеризуемый высокой конкуренцией, наличие муниципальной системы поддерживающих ремонтов и субсидирования, ежегодный рост темпов ввода жилья, реализация программ по переселению граждан из аварийного и фенольного жилищного фонда; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство |
высокая капиталоёмкость программ развития отрасли здравоохранения, отсутствие полномочий у органов местного самоуправления, низкая конкуренция на рынке лечебных услуг, низкое техническое состояние существенной части лечебно-профилактических учреждений, нехватка площадей поликлиник для приёма амбулаторных больных, существенная доля населения со специфическими, хроническими и приобретаемыми в связи с климатическими условиями заболеваниями; недостаточная оснащенность спортивных объектов спортивными залами для развития игровых видов спорта, боевых видов спорта, низкая обеспеченность бассейнами, незначительная доля жителей района, готовых к удовлетворению физкультурно-спортивных потребностей за собственные средства, территориальная удалённость от административных центров учреждений, спортивных объектов, объектов социальной сферы, на базе которых осуществляется физкультурно-оздоровительная и спортивная работа; миграция населения из отдельных малонаселённых и удалённых сельских поселений района; нехватка квалифицированных кадров в социальной сфере; недостаточное материально-техническое оснащение спортивных объектов городских и сельских поселений, осуществляющих самостоятельно полномочия в сфере физической культуры и спорта; низкая собираемость платежей за коммунальные услуги и, как следствие, отсутствие собственных капиталовложений ресурсоснабжающих организаций в объекты коммунальной инфраструктуры; высокая степень износа объектов коммунальной инфраструктуры; нехватка квалифицированных кадров в области жилищно-коммунального хозяйства, низкоконкурентная заработная плата рабочего технического персонала в сфере производства и предоставления коммунальных ресурсов; высокий процент ветхого, аварийного и фенольного жилья; низкая собираемость платы за жилищные услуги и взносов на капитальный ремонт; дефицит земельных участков под жилищное строительство; высокие капиталовложения в новые участки для жилищного и промышленного строительства, связанные с требуемой подготовкой земельных участков (выторфовка и обратная засыпка) и необходимостью обеспечения транспортной и коммунальной инфраструктурой; удаленность и труднодоступность отдельных территорий, существенно влияющая на конечную стоимость вводимого жилья; зависимость финансирования мероприятий по переселению граждан из ветхого, аварийного и фенольного жилищного фонда от вышестоящих бюджетов; |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; развитие частной медицины, использование опыта других регионов и развитых стран и внедрение инноваций в сфере оказания медицинских услуг; приоритетность развития физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и Концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2030 года), наличие государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта", обеспечивающей дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития отрасли; наличие различных внешних источников финансирования развития социальной сферы района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; развитие бережного отношения жителей к общедомовому имуществу |
сохранение значительной доли производств с опасными и неблагоприятными условиями труда; отсутствие отечественных аналогов некоторых жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, снижение их доступности ввиду санкций и нестабильного курса валют; возникновение новых (мутировавших) высокопатогенных инфекционных и вирусных заболеваний; изменение нормативных и законодательных требований к обеспечению функционирования учреждений физической культуры и спорта; существенное ограничение стоимости квадратного метра жилья, выкупаемого в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда; высокая стоимость строительства, резкое удорожание строительных материалов, дефицит квалифицированных кадров в строительной отрасли; снижение объёмов финансирования переселения из ветхого, аварийного жилищного фонда |
Направление: Обеспечение безопасности
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень межнационального единства и толерантности, сравнительно низкий уровень преступности, планомерная работа органов местного самоуправления по профилактике преступности, девиантного поведения, межнациональных конфликтов, высокий уровень антикоррупционной работы в органах местного самоуправления; активная политика нефтегазодобывающих предприятий, направленная на сохранение экологии и восстановление причинённого ущерба, планомерная работа органов местного самоуправления по экологическому просвещению граждан и организаций, а также экологическому образованию подрастающего поколения; организованная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных обстоятельств, техногенных и иных инцидентов |
вовлеченность части мигрантов в нелегальный рынок труда; затруднённость в организации сбора отходов потребления ввиду территориальной разноудалённости поселений, отсутствие системы раздельного транспортирования отходов, отсутствие мощностей для их переработки, наличие несанкционированных свалок, недостаточный уровень экологической культуры у населения; отсутствие полномочий у муниципалитета в части привлечения к ответственности за причинение вреда окружающей среде, минимальные штрафы для физических лиц за причинение вреда окружающей среде, невозможность идентификации лица, причинившего вред окружающей среде; высокий уровень негативного техногенного воздействия на природные комплексы; обширная территория, требующая больших затрат для мониторинга, выявления и устранения чрезвычайных ситуаций, инцидентов техногенного характера |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; наличие различных внешних источников финансирования развития района: бюджет автономного округа, государственные программы, средства депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства недропользователей, средства федерального бюджета и т.д.; внедрение энергосберегающих технологий, композитных материалов, использование вторсырья, в том числе биотоплива; участие органов местного самоуправления, федеральных структур и общественности в профилактике правонарушений, наркомании, терроризма, расширение просветительской работы по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, сведению к минимуму условий для проявлений экстремизма, развитию системы мер профилактики и предупреждения межэтнических, межконфессиональных конфликтов; строительство комплексного межмуниципального полигона ТКО для городов Сургут, Когалым, поселений Сургутского района с системами переработки вторсырья; инвестиции крупных недропользователей в экологическое благополучие района, привлечение средств частных инвесторов |
снижение уверенности населения в защищенности от противоправных посягательств; ухудшение условий антитеррористической защищенности; возникновение факторов, способных спровоцировать межэтнические и межконфессиональные конфликты; снижение уровня финансового обеспечения экологических мероприятий, развития отрасли сбора и переработки отходов; техногенные аварии, сопровождающиеся загрязнением окружающей среды, гибелью людей, разрушением инфраструктуры; увеличение частоты и интенсивности природных пожаров; обострение геополитической обстановки |
Направление: Экономическое развитие
Сильные стороны |
Слабые стороны |
высокий уровень доходов населения; промышленное производство района на 31,2% формирует объём промышленного производства Югры, высокий уровень развития нефтегазодобывающей промышленности и сопутствующих технологических производств, на 94% формирующих промышленное производство района; наличие утверждённой градостроительной документации и административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области градостроительной деятельности; наличие крестьянско-фермерских хозяйств, организаций в сфере производства сельскохозяйственной продукции (животноводство, птицеводство, вылов и переработка водных биоресурсов, овощеводство, сбор и переработка дикоросов); развитая сеть торговых объектов и объектов бытовых услуг и общественного питания (закрытой и открытой сети), системная работа органов местного самоуправления по обеспечению отдалённых и труднодоступных поселений товарами первой необходимости и продуктами питания, развивающаяся сеть логистики по снабжению торговых объектов товарами; богатейший природно-ресурсный потенциал, включающий крупнейшие в мире месторождения углеводородов, прежде всего нефти и газового конденсата, обилие биологических и растительных ресурсов, наличие значительных лесных массивов и водных ресурсов. Сургутский район - первый муниципалитет в Югре по объемам добычи нефти и второй - по объемам добычи газа; активная муниципальная политика, направленная на рост объемов строительных работ и объема инвестиций в строительство (реконструкция и строительство объектов образования и культуры, объектов жилищно-коммунального хозяйства, жилья); положительная динамика увеличения численности занятых в экономике района; устойчиво высокий уровень инвестиционной привлекательности экономики района для частных инвесторов, наличие современной развитой нормативной правовой базы по вопросам оказания мер поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности в различных сферах, использование механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства для строительства социальных объектов; функционирование инфраструктуры, стимулирующей развитие и укрепление деятельности малого предпринимательства, сложившееся конструктивное взаимодействие органов местного самоуправления, органов исполнительной власти автономного округа и бизнеса; высокие темпы роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом самозанятых, ежегодный рост налоговых поступлений от деятельности субъектов малого и среднего бизнеса; высокий уровень квалификации предпринимателей и персонала малых форм хозяйствования; активная работа органов местного самоуправления по просвещению граждан в вопросах защиты своих потребительских прав, субсидирование из средств бюджета района части платы граждан за коммунальные услуги в целях снижения расходов домохозяйств; высокий уровень собственных доходов в консолидированном бюджете, социальная направленность местного бюджета: формирование "бюджета развития", непосредственно направленного на качественное улучшение жизни граждан; отсутствие муниципального долга, стабильная работа на территории района крупных налогоплательщиков (недропользователей); высокая доля муниципальных закупок, осуществляемая с использованием конкурсных процедур, высокий уровень конкуренции среди потенциальных поставщиков и активная поддержка малого и среднего бизнеса, социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) через размещение закупок среди данных категорий поставщиков; наличие земельных участков в собственности органов местного самоуправления района, в том числе свободных от прав третьих лиц, большое количество объектов, находящихся в муниципальной собственности, наличие утверждённых административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг в области предоставления имущества в аренду или передачи в собственность; высокий уровень компетентности руководителей органов местного самоуправления, вовлечённость муниципальных служащих администрации района в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки деятельности (KPI); вовлечение поселений в процессы достижения целей социально-экономического развития района через системы оценки достижения показателей социально-экономического развития органами местного самоуправления городских и сельских поселений района (предоставление межбюджетных трансфертов и грантов) |
4,2% населения, получающего государственную социальную помощь; низкий уровень диверсификации экономики с явным доминированием в ней нефтегазодобычи, зависимость уровня занятости населения от отрасли добычи полезных ископаемых, снижение объемов добычи нефти на территории района; суровые природно-климатические условия, предопределяющие высокие издержки производства, ограничивающие возможности внешнего и внутреннего импортозамещения, особенно в сфере АПК; высокая изношенность основных фондов во многих отраслях экономики и социальной сферы, а также высокий уровень износа инженерной инфраструктуры; совмещение территорий поселений с границами зон минимальных расстояний трубопроводов; наличие ограничений на земельных участках, предоставленных под строительство (зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны объектов культурного наследия); ограниченный ассортимент товаров в торговых объектах в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, высокие торговые надбавки, связанные с отдаленностью населенных пунктов и низкой покупательской активностью, поглощение мелких торговых объектов объектами федеральных сетей; низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики, слабая собственная база производства строительных материалов, отсутствие объектов транспортно-логистической инфраструктуры - мультимодальных транспортно-логистических центров; относительная удаленность территории поселений района от основных межрегиональных транспортных магистралей и международных транспортных коридоров, неустойчивое транспортное сообщение между поселениями, связанное с большими расстояниями и сезонными явлениями; низкий уровень развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, недостаточный для компенсации низкой коммуникационной связности территории; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов в отраслях экономики; недостаточное количество инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной, энергетической, инженерной и иной инфраструктурой; высокие издержки при производстве и оказании услуг, в особенности на отдаленных территориях, что снижает конкурентоспособность товаров и услуг, производимых в районе, дефицит квалифицированных сотрудников, отток кадров в крупные города; неравномерный уровень потребительской культуры населения и бизнеса, высокая нагрузка на бюджет в связи с компенсацией высоких тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению, относительно высокий уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости ввиду высокой доли транспортных расходов; ограниченные возможности увеличения неналоговых доходов, ограниченные условия для развития малого и среднего предпринимательства как источника налоговых доходов, зависимость доходов бюджета от федерального и регионального регулирования; наличие ограничений в использовании земельных участков (зоны с особыми условиями использования территории, зоны охраны объектов культурного наследия), отсутствие полномочий по распоряжению большей части территории района (лесной фонд, водный фонд); нехватка высококвалифицированных специалистов в небольших и отдаленных поселениях |
Возможности |
Угрозы |
реализация национальных проектов, обеспечивающих дополнительные государственные финансовые ресурсы для развития района; повышение инвестиционной привлекательности за счет инфраструктурного обустройства, создание и развитие инфраструктурно-обеспеченных инвестиционных площадок; развитие жилищного строительства в целях повышения деловой активности и вовлечения средств населения в инвестиционный процесс; перевод земель лесного фонда в земли промышленного и сельскохозяйственного назначения; строительство объектов жилищного, социально-культурного и промышленного назначения; государственная поддержка сельских территорий, в том числе сельхозпроизводителей; развитие нестационарной торговли, организация ярмарочных мероприятий с привлечением производителей из соседних муниципалитетов и других регионов и стран; повышение уровня деловой и инвестиционной активности на основе поддержки развития малого предпринимательства путем оказания информационной, финансовой, имущественной и образовательной поддержки; обеспечение защищенности бизнеса, последовательное снижение административного давления, повышение эффективности организационных механизмов и информационной поддержки бизнеса; создание условий для развития малого и среднего бизнеса в этнической экономике в связи с развитием туризма; создание и выпуск инновационной продукции; рациональное использование природных ресурсов на основе внедрения инновационных технологий; создание индустриальных и промышленных парков; повышение уровня правовой грамотности населения в части защиты своих потребительских прав с использованием современных коммуникационных технологий; повышение надежности систем тепло-, водоснабжения и водоотведения с целью сокращения убытков ресурсоснабжающих организаций и сдерживания роста тарифов на коммунальные услуги; реализация крупных проектов в рамках агломераций (при наличии механизмов взаимодействия между муниципалитетами в части их финансирования); развитие неосвоенных территорий, вовлечение в оборот земельных участков, развитие отдаленных территорий |
сокращение объемов промышленного производства; снижение экспорта продукции нефтегазоперерабатывающих предприятий; низкие темпы импортозамещения в сфере промышленного оборудования и ра |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.