Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 8. Прогнозные сценарии
Сценарии социально-экономического развития Сургутского района сформированы с учётом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года на основе исходных условий, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.
В зависимости от степени реализации факторов разработаны два сценария социально-экономического развития Сургутского района - оптимистический и базовый.
Оптимистический сценарий предполагает стабильную работу предприятий нефтегазодобывающей отрасли на фоне высокого экспортного спроса с одновременной успешной диверсификацией экономики, развитием предпринимательства (в том числе в инновационной сфере), креативных индустрий, туризма (таблица N 4).
Базовый сценарий предполагает сохранение основных тенденций развития Сургутского района без внесения качественно новых подходов.
В Сургутском районе можно условно выделить зону высокой урбанизации (городские поселения Лянтор, Федоровский, Белый Яр, Барсово, сельское поселение Солнечный). На долю этой зоны приходится основной объем промышленного производства и большая часть инженерно-транспортной инфраструктуры. Соответственно для этих поселений влияние прогнозируемых изменений в части модернизации производства и развития инноваций будет особенно сильно.
Таблица N 4
Сравнение сценариев социально-экономического развития
Характеристика изменений сценариев социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года | |
Оптимистический сценарий |
Базовый сценарий |
Общая характеристика | |
Рост качества всех видов капитала: производственного, человеческого, финансового и социального |
Сохранение существующих тенденций без внесения качественно новых подходов |
Полоса 1 "Высокое качество жизнеобеспечения граждан" | |
Демографическое развитие характеризуется новым уровнем динамики показателей, естественный прирост будет увеличиваться за счет роста рождаемости, снижения смертности и притока миграции из других регионов России. В целом население в большей части - граждане трудоспособного возраста |
Демографическое развитие характеризуется сохранением текущего уровня динамики показателей, естественный прирост населения будет увеличиваться незначительными темпами |
Продолжительность жизни увеличивается за счёт развития здравоохранения и активного занятия населения физической культурой и спортом (более 70% населения вовлечены в занятия физической культурой и спортом). Условия, стимулирующие граждан вести здоровый образ жизни, совершенствуются, развита сеть спортивных и оздоровительных учреждений. Развивается негосударственный сектор в сфере предоставления медицинских услуг |
Продолжительность жизни остается на прежнем уровне за счёт существующего уровня развития здравоохранения и поддержания физической культуры. Создание условий, стимулирующих граждан вести здоровый образ жизни, остаются на прежнем уровне |
В сфере жилищно-коммунального хозяйства опережающими темпами проводятся мероприятия, направленные на модернизацию систем жизнеобеспечения, уровень предоставления коммунальных услуг растёт за счёт обновления основных фондов ресурсоснабжающих организаций, обеспеченность населения водоснабжением нормативного качества достигает 99,5% |
В сфере жилищно-коммунального хозяйства проводятся мероприятия, направленные на модернизацию систем жизнеобеспечения, однако уровень предоставления коммунальных услуг растёт медленными темпами ввиду низких темпов обновления основных фондов ресурсоснабжающих организаций |
Расселение ветхого и аварийного жилья прошло ускоренными темпами. Аварийное жильё сокращается. Процент ветхого жилищного фонда существенно сократился. Вырос показатель обеспеченности жильём на 1 человека до 22,3 кв. м |
Расселение ветхого и аварийного жилья продолжается действующими темпами. Процент ветхого и аварийного жилищного фонда существенно не сокращается, обеспеченность жильём на человека остаётся на прежнем уровне |
Полоса 2 "Обеспечение безопасности населения" | |
Количество правонарушений сокращается, активная профилактическая работа и работа, направленная на занятость и самозанятость населения, рост доходов и повышение комфортности проживания стимулирует общество к законопослушности |
Количество совершаемых правонарушений остаётся на прежнем уровне, рост правонарушений не фиксируется |
Количество пожаров в жилом секторе носит единичный характер, связанный с нарушением правил пожарной безопасности, эксплуатации электрооборудования. Возникающие чрезвычайные ситуации характеризуются низким уровнем последствий |
Количество пожаров в жилом секторе сокращается, последствия чрезвычайных ситуаций минимизируются |
Экологическая ситуация улучшается. В поселениях, входящих в состав Сургутского района, и на межселенной территории отсутствуют несанкционированные свалки, система обращения с отходами способна справиться в полной мере с образующимся мусором. При этом для сельских поселений, в которых население ведет традиционный образ жизни (сельское поселение Ульт-Ягун, сельское поселение Русскинская, сельское поселение Угут), наблюдается улучшение экологической ситуации за счёт проведения недропользователями всех необходимых мероприятий по снижению вредного воздействия на окружающую среду |
Экологическая ситуация остаётся на прежнем уровне. В поселениях и на межселенной территории несанкционированные свалки сокращаются, система обращения с отходами справляется с образующимся мусором на пределе возможностей. При этом для сельских поселений, в которых население ведет традиционный образ жизни (сельское поселение Ульт-Ягун, сельское поселение Русскинская, сельское поселение Угут), возможно ухудшение экологической ситуации и расширение разработок месторождений |
Полоса 3 "Стабильное развитие экономики" | |
Объемы добычи полезных ископаемых сокращаются, но при этом повышается качество за счет внедрения новых технологий и повышения уровня переработки. В результате нефтегазовый сектор становится высокотехнологичным, развиваются сопутствующие услуги. Инвестиционная активность будет преобладать в базовом секторе экономики, рост объёмов инвестиций в основной капитал будет происходить опережающими инфляцию темпами. Инновации наблюдаются и в других отраслях. Качественные изменения в добывающей отрасли стимулируют развитие и модернизацию обрабатывающих производств. Инновационные стимулы распространяются в смежные отрасли. В долгосрочной перспективе снижается роль нефтегазового сектора в связи со снижением добычи и эффектом от мер, направленных на диверсификацию экономики района. Это также способствует повышению устойчивости экономики Сургутского района и её развитию |
Развитие экономики характеризуется сохранением преобладающей роли нефтегазового сектора с постепенным сокращением объемов добычи в связи с истощением ресурсов месторождений. Приток инвестиций в основной капитал характеризуется ростом в абсолютном выражении, однако, этот рост не опережает темпов инфляции, что не позволяет судить о росте капиталовложений в экономику района. Индекс обрабатывающих производств остается на неизменном уровне. Малый и средний бизнес будет по-прежнему специализироваться в сфере услуг, торговли и строительстве |
Доходы населения растут опережающими темпами, в том числе по причине роста производительности труда и доли добавленной стоимости в производстве |
Сохраняются высокие показатели среднедушевых денежных доходов и выработки на одного занятого |
Управление муниципальными финансами и имуществом осуществляется максимально эффективно, что в совокупности с ростом экономики Сургутского района способствует увеличению доходной части бюджета и позволяет органам местного самоуправления вкладывать дополнительные средства в развитие Сургутского района |
Управление муниципальными финансами и имуществом остается на стабильном уровне |
Полоса 4 "Комфортная среда для жизни" | |
На фоне изменившегося отношения граждан к окружающим их пространствам мероприятия по благоустройству позволят привести в надлежащий комфортный вид дворовые территории поселений и места общего пользования, в том числе и для людей с ограниченными возможностями здоровья |
Мероприятия по благоустройству территорий поселений носят точечный характер, ответственное отношение к общему имуществу остается на текущем уровне |
Качество проводимых ремонтов дорожного полотна, а также строительство и реконструкция дорог позволяют форсированными темпами довести качество дорожной инфраструктуры до нормативного уровня. Развитие альтернативных автомобильному видов транспорта позволяет обеспечить транспортную доступность отдалённых поселений |
Расходы на ремонт дорожного полотна позволяют сохранить качество дорожного покрытия. Транспортная доступность поселений остаётся на прежнем уровне |
Развитие гражданского общества стабильно, сформирована толерантная социальная среда, не терпимая к правонарушениям и девиантному поведению, что позволяет оценивать социальное пространство как комфортное. Развитие информационного общества вышло на качественно новый уровень, охват населения доступом в информационно - телекоммуникационную сеть "Интернет" - полный. Развиваются услуги связи, цифровые технологии повсеместно внедряются для упрощения жизни граждан и повышения управляемости социальными процессами |
Развитие гражданского общества стабильно, градус социального напряжения снижается. Развитие информационного общества продолжается плановыми темпами |
Полоса 5 "Реализация человеческого потенциала" | |
Рост доходов бюджетной системы, общий экономический подъём способствует привлечению дополнительных частных инвестиций в строительство новых объектов образования и расширения существующих. В сфере дошкольного образования отсутствуют очереди в дошкольные образовательные учреждения, в том числе за счет развития негосударственного сектора. В сфере общего образования обеспечено обучение в одну смену, что способствует повышению качества общего образования |
Продолжено строительство новых объектов образования и расширения существующих. В сфере дошкольного образования по мере возможности выполняется задача по ликвидации очереди в дошкольные образовательные учреждения, в том числе за счет развития негосударственного сектора. В сфере общего образования проводятся мероприятия по оптимизации учебного процесса, высвобождения площадей для обучающихся, но этих мер не достаточно, чтобы обеспечить обучение в одну смену |
Меры, направленные на поддержку и стимулирование предпринимательской и инновационной активности, способствуют увеличению доли занятых в малом и среднем бизнесе, растет самозанятость, что содействует модернизации экономики и повышению её эффективности. Большинство подростков и молодёжи активно участвуют в общественной жизни, имеют необходимые трудовые компетенции и легко адаптируются во взрослую жизнь |
Меры, направленные на поддержку и стимулирование предпринимательской и инновационной активности, способствуют поддержанию доли занятых в малом и среднем бизнесе, самозанятость остается на стабильном уровне. Подростки и молодёжь частично участвуют в общественной жизни, наиболее успешные покидают район для построения профессиональной карьеры в других регионах |
Риски сценариев | |
Реализация оптимистичного сценария предполагает следующие риски: недостаток финансовых ресурсов для проведения модернизации производств; увеличение стоимости рабочей силы (для высокотехнологичных производств требуются высококвалифицированные специалисты); высвобождение низкоквалифицированных специалистов, и, как следствие, рост напряжённости на рынке труда; снижение доходной части муниципального бюджета за счёт пересмотра налогового регулирования, снижение поддержки вышестоящих бюджетов ("сворачивание" государственных программ и проектов) |
С реализацией базового сценария связаны следующие основные риски: в долгосрочной перспективе стагнация экономики на фоне снижения нефтедобычи, колебаний курса рубля, роста цен на основные товары, общее снижение рентабельности производственного и непроизводственного секторов экономики; снижение бюджетной обеспеченности муниципального образования и снижение поддержки вышестоящих бюджетов; отсутствие кумулятивного эффекта от проводимой муниципалитетом политики; ухудшение экологической и криминогенной ситуации в районе; преобразование Сургутского района в части изменения границ с учетом созданных агломераций |
Базовый сценарий отражает существующую ситуацию и характеризуется вероятностью реализации при отсутствии качественных изменений в экономике, социальном пространстве Сургутского района и пересмотра ценностей.
За основу предлагается принять оптимистический сценарий. Он предполагает повышение эффективности используемых ресурсов, повсеместное внедрение новых технологий и диверсификацию экономики.
Последовательная реализация основных мероприятий Стратегии, концентрация и эффективное использование всех видов ресурсов, более сложная модель управления позволит значительно улучшить социально-экономические параметры развития Сургутского района.
Оптимистический сценарий подразумевает качественный прорыв Сургутского района из разряда "староосвоенных территорий" в территорию экономического роста.
Этому должны способствовать активное участие Сургутского района в реализации национальных проектов, проектов и государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, повышение эффективности муниципального управления, в том числе и за счёт пересмотра ценностей муниципальных служащих, а также за счёт качественной перестройки ценностных ориентиров граждан, направленных на активное участие в улучшении собственной жизни путём участия в управлении муниципальным образованием, развитии добровольчества и наставничества, формирования устойчивого добрососедского отношения другу к другу и неприятие противоправных проявлений.
Кроме муниципальных и региональных рисков в настоящих условиях необходимо учитывать общегосударственные и мировые тенденции, которые могут оказывать влияние на развитие Сургутского района.
Тенденции, способные усилить эффект от реализации положений стратегии:
стабильная общественно-политическая ситуация;
формирование новых устойчивых экономических связей с учетом санкционных ограничений недружественных стран;
благоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся ростом численности трудоспособного населения;
сохранение стратегически важного значения нефти и газа для мировой экономики с учётом переориентации на новые рынки сбыта;
стабилизация мировых цен на продукцию нефтегазодобывающего комплекса;
устойчивый рост российской экономики (замедление инфляции, возобновление роста потребительского спроса, положительная динамика инвестиций и реальных доходов населения, сокращение оттока капитала);
усиление роли региональных и муниципальных уровней бюджетной системы при установлении приоритетов распределения доходной части бюджетной системы Российской Федерации;
государственная поддержка реализации крупных инфраструктурных проектов.
Риски, способные снизить или аннулировать эффект от реализации положений стратегии:
разрастание военных конфликтов в зоне "стратегических интересов" Российской Федерации, приток беженцев из стран дальнего и ближнего зарубежья, наводнение рынка труда низкоквалифицированными работниками;
распространение вирусных, бактериальных и паразитарных заболеваний;
обострение ситуации с продовольственным снабжением населения, общее ухудшение социальной обстановки;
ухудшение общей демографической ситуации, прогрессирующее "старение" населения;
переориентация мирового хозяйства на альтернативные источники энергии, спад мирового спроса на продукцию нефтегазодобывающих отраслей, снижение темпов энергопотребления в мире;
усугубление санкций в отношении Российской Федерации, ограничивающих экспорт продукции, производимой в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
снижение мировых цен на продукцию нефтегазодобывающего комплекса;
финансовые и экономические кризисы, оказывающие влияние на снижение курса рубля, а также снижение объёмов экспорта.
<< Глава 7. Точки роста |
Глава 9. >> Шокоустойчивость |
|
Содержание Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 декабря 2018 г. N 591 "Об утверждении стратегии... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.