Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 15 изменена. - Решение Думы Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 сентября 2024 г. N 749
Глава 15. Организационно-правовые механизмы
Стратегия является основным документом, определяющим развитие Сургутского района на долгосрочную перспективу, исходя из сложившейся социально-экономической ситуации.
Система стратегического планирования Сургутского района включает в себя следующие документы:
1) Стратегия социально-экономического развития Сургутского района;
2) План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Сургутского района;
3) Прогноз социально-экономического развития Сургутского района на среднесрочный или долгосрочный период;
4) Бюджетный прогноз Сургутского района;
5) Муниципальные программы.
Стратегия определяет лишь основные ориентиры развития и общие направления их достижения. Координация деятельности всех участников реализации Стратегии обеспечивается путем формирования плана мероприятий по реализации Стратегии. Мероприятия утвержденного плана учитываются при формировании бюджета Сургутского района на соответствующий финансовый год и плановый период.
Система управления реализацией Стратегии призвана обеспечить актуальность ее целей, мероприятий и целевых показателей, прозрачность и подконтрольность на каждом временном отрезке её реализации и учитывает всё доступное многообразие организационно-правовых и финансово-экономических инструментов её реализации (Рисунок N 4).
В основе системы управления - подробный план реализации Стратегии, который учитывает динамику стратегических и промежуточных значений показателей с увязкой к конкретным мероприятиям, направленным на достижение плановых значений, и закрепление ответственных структурных подразделений администрации за исполнением отдельных пунктов плана. Важными элементами плана реализации стратегии являются функциональные карты поселений и межселенной территории, мероприятия по реализации "полос движения", планы капитальных вложений и "чек-лист" критических факторов.
Основным инструментом реализации Стратегии являются муниципальные программы Сургутского района. Муниципальные программы Сургутского района увязывают мероприятия по целям, задачам, срокам, ресурсам для достижения долгосрочных целей и задач социально-экономического развития Сургутского района. Также важной составляющей механизма реализации Стратегии является активное участие Сургутского района в реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также в мероприятиях, направленных на реализацию национальных проектов.
Рисунок N 4. Система управления реализацией Стратегии
Кроме программного подхода важным является формирование активной инвестиционной среды, которая вне зависимости от объемов бюджетных инвестиций будет развиваться и способствовать достижению стратегических целей.
Механизмы реализации Стратегии условно можно разделить на три основных блока, которые подразумевают организационно-правовые, финансовые и общественные механизмы (таблица N 38).
Таблица N 38
Механизмы реализации Стратегии
Организационно-правовые |
Финансовые |
Общественные |
Разработка и утверждение плана реализации Стратегии |
Формирование бюджета Сургутского района |
Проведение общественных обсуждений и слушаний |
Разработка и утверждение муниципальных программ |
Поиск дополнительных источников (инвестиций) |
Размещение Стратегии и отчётов о ходе реализации в общественно доступной форме |
Органами реализации Стратегии выступают не только органы местного самоуправления района и поселений, но и общественность (Рисунок N 5). Долгосрочное развитие района также непосредственно связано с долгосрочными планами предприятий и организаций, осуществляющих свою хозяйственную деятельность в Сургутском районе. Основным способом такого взаимодействия является заключение соглашений, направленных на развитие экономики и социальной сферы.
Рисунок N 5. Органы управления реализацией Стратегии
В целях эффективной реализации Стратегии создан Координационный совет по реализации Стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года "Маршрут в благополучие" и Национальных проектов (далее - Координационный совет). Координационный совет, являясь коллегиальным органом, координирует деятельность отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района, администраций городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района, представителей общественности и бизнеса, муниципальных учреждений и предприятий, организаций, общественных объединений Сургутского района по реализации Стратегии и реализации мероприятий, направленных на достижение показателей национальных проектов, реализуемых в Сургутском районе.
В целях проверки соответствия фактических значений целевых индикаторов плановым и обеспечения эффективного достижения установленных целей в Сургутском районе организована система мониторинга реализации Стратегии (Рисунок N 6).
Рисунок N 6. Система мониторинга реализации Стратегии
Правовое обеспечение реализации Стратегии будет развиваться в русле изменений федерального законодательства и законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области экономического и социального развития, системы стратегического и программно-целевого управления Сургутским районом, стимулирования инвестиционной деятельности, поддержки предпринимательства, поддержки инновационной активности и т.д.
Кроме того, важным элементом достижения стратегических ориентиров является соответствие градостроительной документации основным стратегическим направлениям и планам по реализации Стратегии, что будет учтено при разработке, утверждении и актуализации схем территориального планирования, программ комплексного развития территорий городских и сельских поселений, входящих в состав Сургутского района, и иных градостроительных документов Сургутского района.
Существующая в Сургутском районе система мониторинга реализации Стратегии обеспечивает своевременное принятие соответствующих нормативных правовых актов и корректировку действующих правовых актов, направленных на регулирование социально-экономического развития района.
Одним из важных факторов контроля реализации Стратегии является наличие в Сургутском районе развитой системы оценки эффективности деятельности муниципальных служащих и оценки деятельности подведомственных муниципальных предприятий и учреждений Сургутского района. Показатели Стратегии включены в состав показателей оценки эффективности, и их фактическое исполнение является основанием для выплаты поощрения по итогам работы муниципальных служащих и руководителей подведомственных муниципальных организаций.
Проектное управление.
Выбор проектного управления как одного из инструментов реализации Стратегии объясняется тем, что проектное управление всегда ориентировано на результат и применимо в условиях ограниченности ресурсов.
В целях создания единой среды для управления проектами, соблюдения единых стандартов проектного управления и получения удобного инструмента оперативного контроля проектной деятельности в Сургутском районе внедрено проектное управление: создана нормативно-регламентная база, утверждена организационная структура управления проектной деятельностью.
Высшим координационно-контрольным органом в сфере управления проектной деятельностью администрации Сургутского района и её отраслевых (функциональных) органов, принимающим ключевые управленческие решения при планировании, реализации и контроле проектной деятельности, выполняющим функции управления портфелем проектов, является проектный комитет в муниципальном образовании Сургутский муниципальный район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Проектный комитет).
Координационно-контрольным органом в сфере управления проектной деятельностью, обеспечивающим организацию системы управления проектной деятельностью администрации Сургутского района, а также планирование, реализацию и контроль проектной деятельности в администрации Сургутского района, является муниципальный проектный офис администрации Сургутского района.
Муниципальным проектным офисом администрации Сургутского района осуществляется координация портфелей проектов, основанных на национальных проектах (программах) Российской Федерации, на федеральных приоритетных проектах, на целевых моделях Российской Федерации, и координация региональных проектов органов исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Информация, касающаяся проектного управления в администрации Сургутского района, размещена на Инвестиционном портале муниципального образования Сургутский район в разделе "Проектная деятельность".
Межмуниципальное сотрудничество.
Одной из эффективных мер развития территорий является межмуниципальное сотрудничество. Для Сургутского района развитие такого взаимодействия актуально в связи с территориальным расположением соседних муниципальных образований и общей транспортной схемой. На территории Сургутского района расположены городские округа город Сургут и город Когалым, Сургутский район граничит с Нефтеюганским и Нижневартовским районом, а также с городским округом город Пыть-Ях.
Территории соседних муниципальных образований связаны общими транспортными и энергоснабжающими магистралями. Между муниципальными образованиями существуют длительные взаимовыгодные связи в областях образования, культуры и отдыха, развития рынка труда. Кроме того, для большинства муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры характерны общие проблемы: высокая себестоимость производства коммунальных услуг, зависимость от привозных товаров, а также высокая капиталоёмкость инвестиционных проектов по развитию территорий, связанная с природно-климатическими условиями.
Межмуниципальное сотрудничество может быть реализовано по направлениям развития отдыха и туризма, обращения с отходами, развития дорожно-транспортной сети, сетей связи и телекоммуникаций, создания социальных и гуманитарных проектов с возможностью распределения финансовой и ресурсной нагрузки.
Организация такого сотрудничества будет осуществляться через заключение соглашений между муниципальными образованиями в рамках заключенного соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в целях развития крупной городской агломерации Сургут-Нефтеюганск.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.