Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации города Ханты-Мансийска
от 09.12.2016 N 1291
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска
(далее - Порядок)
1. Общие положения
1.1. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", настоящим Порядком согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, определенной Правительством Российской Федерации.
1.2. Антикоррупционная экспертиза проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска (далее - антикоррупционная экспертиза) проводится в целях выявления содержащихся в указанных актах коррупциогенных факторов и выработки рекомендаций по их устранению или ограничению.
1.3. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска, действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска, проектов решений Думы города Ханты-Мансийска, вносимых Главой города Ханты-Мансийска в порядке правотворческой инициативы.
1.4. Институты гражданского общества и граждане вправе в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу действующих нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации города Ханты-Мансийска.
1.5. В отношении действующих нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Администрации города Ханты-Мансийска, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая антикоррупционная экспертиза не проводится.
1.6. Антикоррупционная экспертиза не проводится в отношении отмененных или утративших силу нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска.
2. Основные понятия, используемые в настоящем Порядке
Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска - деятельность экспертов органов Администрации города Ханты-Мансийска, Комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска (и их проектов) по выявлению и описанию коррупциогенных факторов, относящихся к действующим нормативным правовым актам и их проектам; разработке рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия таких факторов.
Коррупциогенный фактор - правовая конструкция (отдельное предписание или совокупность предписаний), которая сама по себе или во взаимосвязи с иными положениями с большей или меньшей степенью создает риск совершения коррупционных действий субъектами, реализующими предписания (коррупционные риски).
Муниципальный нормативный правовой акт Администрации города Ханты-Мансийска - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в форме постановления Администрации города Ханты-Мансийска, направленный на установление, изменение или отмену правоотношений, рассчитанный на многократное применение и распространяющий свое действие на неограниченный круг лиц, либо правовой акт, на нормативность которого прямо указано законом и(или) нормативным правовым актом большей юридической силы.
Орган-инициатор - орган Администрации города Ханты-Мансийска, имеющий право вносить проекты муниципальных правовых актов, в том числе и нормативных, ответственный за подготовку муниципального правового акта и организующий его согласование в соответствии с Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска.
Исполнитель - должностное лицо органа Администрации города Ханты-Мансийска, которому непосредственно поручена разработка проекта муниципального правового акта (в том числе и нормативного правового акта) в соответствии с Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска.
Уполномоченный орган - орган Администрации города Ханты-Мансийска, в полномочия которого входит осуществление действий, установленных регламентом Администрации города и настоящим Порядком.
Эксперт - должностное лицо юридического управления (отдела) органа Администрации города Ханты-Мансийска, юридического управления Администрации города Ханты-Мансийска либо лицо, осуществляющее проведение антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых (в том числе и нормативных) актов Администрации города Ханты-Мансийска в соответствии с возложенными на него обязанностями.
3. Принципы проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (и их проектов) Администрации города Ханты-Мансийска
3.1. Оценка муниципальных нормативных правовых актов (проектов) на наличие коррупциогенных факторов в процессе антикоррупционной экспертизы проводится исходя из следующих принципов:
а) приоритета прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов местного самоуправления;
б) обеспечения гласности и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления;
в) прозрачности процесса принятия управленческих решений в условиях современной информированности граждан и участие общественности при подготовке и принятии муниципальных правовых актов;
г) объективности проведения антикоррупционной экспертизы.
3.2. В процессе антикоррупционной экспертизы эксперт проводит оценку муниципальных нормативных правовых актов (их проектов) на наличие коррупциогенных факторов, делает выводы об их наличии (отсутствии), дает рекомендации по их устранению.
3.3. Исполнитель, эксперт, Комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска (и их проектов) (далее - Комиссия) при разработке нормативных правовых актов и проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (и их проектов):
а) опирается на знание правоприменительной практики, свои профессиональные навыки и опыт, использует положения науки, средства (инструменты) экспертного исследования (логика, сравнение, моделирование, юридико-технические приемы);
б) выявляет коррупциогенные факторы, в том числе косвенно способствующие коррупциогенности норм муниципальных нормативных правовых актов (проектов);
в) устанавливает, относится ли конкретная норма (нормы) либо муниципальный нормативный правовой акт (проект) к коррупциогенным, в том числе насколько муниципальный нормативный правовой акт (проект) способствует коррупционному поведению либо не позволяет противодействовать коррупционной ситуации;
г) в случае применения широкого спектра анализа при проведении антикоррупционной экспертизы решает вопрос о привлечении лиц, обладающих специальными знаниями;
д) делает выводы о коррупциогенности либо некоррупциогенности норм муниципального нормативного правового акта (проекта), указывает коррупциогенные факторы, дает их краткое описание;
е) высказывает рекомендации по изменению либо исключению коррупциогенных факторов из норм или коррупциогенных норм из анализируемого муниципального нормативного правового акта (проекта).
3.4. Исполнитель, эксперт, Комиссия при разработке и проведении антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта (проекта) на коррупциогенность должны обращать внимание на смысл нормы (например: может ли быть использована для извлечения ненадлежащей выгоды, использование излишнего административного ресурса), последствия ее принятия, а также учитывать общеправовые признаки, предъявляемые к муниципальному нормативному правовому акту (проекту) на предмет:
а) соответствия положениям федеральных законов (иных федеральных правовых актов), законов (иных правовых актов) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, закрепляющих полномочия органа местного самоуправления, обращая особое внимание на требование оценки компетенции органа местного самоуправления на принятие нормативного правового акта (проекта);
б) запрета включения в правовой акт (проект) норм и положений, противоречащих нормам Конституции Российской Федерации и другим нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
в) употребления одного и того же термина в данном нормативном правовом акте в одном и том же значении;
г) обеспечения единства понятий и терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном законодательстве, законодательстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе наличие общепризнанного значения терминов;
д) запрета принятия муниципального нормативного правового акта во исполнение отмененного федерального закона (правового акта), закона (правового акта) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры либо фактически не действующего муниципального нормативного правового акта в силу издания более поздних актов, которым они противоречат (т.е. нормативные правовые акты, во исполнение которых или со ссылкой на которые подготавливается проект муниципального нормативного правового акта, исходя из компетенции органа Администрации города Ханты-Мансийска, на момент проведения антикоррупционной экспертизы являются действующими и порождающими какие-либо права и обязанности у граждан, юридических лиц);
е) правильности выбора муниципального нормативного правового акта, во исполнение которого принят муниципальный нормативный правовой акт (подготовлен проект), представленный на антикоррупционную экспертизу;
ж) отсутствия правовых оснований, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются необходимыми для издания муниципального нормативного правового акта (подготовки проекта);
з) запрета принятия муниципального нормативного правового акта органом, в компетенцию которого это не входит, издания с превышением полномочий, предоставленных данному органу;
и) недопустимости нарушения порядка принятия нормативного правового акта (подготовки проекта).
3.5. В случаях, когда по результатам антикоррупционной экспертизы исполнитель, эксперт, Комиссия приходит к выводам о наличии формальных признаков коррупциогенного фактора, которые не порождают по их мнению коррупциогенности норм, то в своем заключении они излагают аргументы на предмет рекомендаций проведения дополнительной антикоррупционной экспертизы (в том числе и о привлечении лиц, обладающих специальными знаниями).
4. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска
4.1. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска осуществляется в соответствии с настоящим Порядком, Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска:
а) юридическим управлением (отделом), либо должностным лицом специально уполномоченным на проведение антикоррупционной экспертизы органа Администрации города Ханты-Мансийска, вносящим проект нормативного правового акта, согласно Положению о нем и должностной инструкции;
б) юридическим управлением Администрации города Ханты-Мансийска согласно Положению о нем и должностным инструкциям сотрудников;
в) Комиссией.
4.2. При разработке муниципального нормативного правового акта исполнитель руководствуется действующим законодательством о противодействии коррупции, настоящим Порядком с целью недопустимости включения коррупциогенных факторов в проект муниципального нормативного правового акта.
4.3. Проекты муниципальных нормативных правовых актов подвергаются антикоррупционной экспертизе в процессе их согласования экспертами в юридических управлениях (отделах) органов Администрации города Ханты-Мансийска, юридическом управлении Администрации города Ханты-Мансийска.
4.4. Проекты муниципальных нормативных правовых актов, вносящие изменения в действующие муниципальные нормативные правовые акты Администрации города Ханты-Мансийска, подвергаются антикоррупционной экспертизе в том же порядке, что и первоначальный акт.
4.5. При разработке, поступлении на согласование проекта муниципального нормативного правового акта эксперт органа Администрации города Ханты-Мансийска, проводящий антикоррупционную экспертизу:
устанавливает его нормативность (отсутствие нормативности);
осуществляет антикоррупционную экспертизу.
4.6. В случае если проект муниципального нормативного правового акта не отвечает признакам нормативности, антикоррупционная экспертиза не проводится, заключение не составляется, при этом на листе согласования к проекту экспертом указывается: "Не является нормативным правовым актом".
4.7. В случае если проект муниципального нормативного правового акта отвечает признакам нормативности, на листе согласования к проекту исполнителем экспертом указывается: "Является нормативным правовым актом".
4.8. Результаты антикоррупционной экспертизы указываются в заключении эксперта органа Администрации города Ханты-Мансийска, оформляемом в обязательном порядке по формам согласно приложениям 1, 2 к настоящему Порядку.
4.9. В зависимости от результата проведенной антикоррупционной экспертизы проекта муниципального нормативного правового акта экспертом органа Администрации города Ханты-Мансийска в листе согласования должно быть указано:
"Выявлены коррупциогенные факторы" ;
"Коррупциогенные факторы отсутствуют" .
4.10. Лицо, подготовившее проект муниципального нормативного правового акта, обязано рассмотреть результаты антикоррупционной экспертизы и в течение трех дней совершить одно из следующих действий:
а) внести в проект изменения и(или) дополнения, направленные на устранение и(или) ограничение действия выявленных коррупциогенных факторов.
б) подготовить аргументированную пояснительную записку, подписываемую руководителем органа Администрации города Ханты-Мансийска, о невозможности внесения таких изменений и(или) дополнений в связи со спорностью в вопросе определения коррупциогенности правового акта, решение которого требует проведения комплексного, коллегиального анализа и должно быть направлено на рассмотрение Комиссии.
4.11. Проект муниципального нормативного правового акта направляется для дальнейшего согласования в порядке, предусмотренном Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска, с обязательным приложением заключения эксперта органа Администрации города Ханты-Мансийска, проводившего антикоррупционную экспертизу.
4.12. Заключительная антикоррупционная экспертиза проводится юридическим управлением Администрации города Ханты-Мансийска. При наличии разногласий по итогам проведенной антикоррупционной экспертизы юридическим управлением Администрации города Ханты-Мансийска проект нормативного правового акта вместе с заключением направляется для рассмотрения на Комиссию в порядке, предусмотренном Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска и Положением о Комиссии.
5. Проведение антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска
5.1. Антикоррупционная экспертиза действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска проводится в рамках плановой аналитической работы юридических служб (отделов) органов Администрации города Ханты-Мансийска, юридического управления Администрации города Ханты-Мансийска.
5.2. При проведении антикоррупционной экспертизы действующего нормативного правового акта Администрации города Ханты-Мансийска в случае отсутствия или наличия в нем коррупциогенных факторов юридическое управление (отдел) органа Администрации города Ханты-Мансийска, юридическое управление Администрации города Ханты-Мансийска готовит соответствующее заключение.
5.3. При выявлении в действующем нормативном правовом акте Администрации города Ханты-Мансийска коррупциогенных факторов заключение направляется на Комиссию в порядке, предусмотренном Регламентом Администрации города Ханты-Мансийска и Положением о Комиссии.
5.4. Подготовка проекта нормативного правового акта об отмене или внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт, в результате проведения антикоррупционной экспертизы которого выявлены коррупциогенные факторы, осуществляется органом Администрации города Ханты-Мансийска, к компетенции которого относятся вопросы, регулируемые данным нормативным правовым актом.
5.5. Проведение антикоррупционной экспертизы проекта изменений в нормативный правовой акт, в результате проведения антикоррупционной экспертизы которого выявлены коррупциогенные факторы, осуществляется в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
6. Учет результатов независимой антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, действующих нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска
6.1. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится за счет собственных средств юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными в порядке и на условиях, установленных федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
6.2. Заключение, составленное по результатам независимой антикоррупционной экспертизы, носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению Комиссией в тридцатидневный срок со дня его поступления в Администрацию города Ханты-Мансийска. Заключение направляется в Администрацию города Ханты-Мансийска на бумажном носителе либо в электронной форме непосредственно в адрес юридического управления Администрации города Ханты-Мансийска (uu@admhmansy.ru). По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
6.3. Требование прокурора об изменении проекта или нормативного правового акта, составленное по результатам проведенной в соответствии с федеральными законами от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" антикоррупционной экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению в установленный законодательством срок.
6.4. По результатам рассмотрения уполномоченными органами заключений независимой антикоррупционной экспертизы, актов прокурорского реагирования на муниципальные нормативные правовые акты Глава города Ханты-Мансийска принимает одно из следующих решений:
а) поручить подготовку проекта нормативного правового акта об отмене или внесении соответствующих изменений в нормативный правовой акт, в результате проведения антикоррупционной экспертизы которого выявлены коррупциогенные факторы, органу Администрации города Ханты-Мансийска, к компетенции которого относятся вопросы, регулируемые данным нормативным правовым актом;
б) направить мотивированный ответ об отсутствии коррупциогенных факторов в муниципальном нормативном правовом акте и соответствии его законодательству.
6.5. В целях обеспечения реализации прав институтов гражданского общества, организаций и граждан, предусмотренных федеральным законодательством по вопросам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, тексты проектов муниципальных нормативных правовых актов размещаются на Официальном информационном портале органов местного самоуправления города Ханты-Мансийска в сети Интернет, а тексты муниципальных нормативных правовых актов публикуются в официальном печатном издании, установленном Уставом города Ханты-Мансийска.
Приложение 1
к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных нормативных правовых актов
и действующих муниципальных нормативных правовых
актов Администрации города Ханты-Мансийска
Заключение
о проведенной антикоррупционной экспертизе муниципального нормативного правового акта (проекта) (о наличии коррупциогенных факторов)
I. Вводная часть
Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта (проекта) (наименование, заголовок), поступившего (представленного) из(от) (департамента, по поручению и т.п.) _____________________________.
В процессе антикоррупционной экспертизы кроме положений Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска использованы:
(указываются Федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты, которые применялись при проведении экспертизы, а также предложения специалиста, методические рекомендации научных, иных учреждений, размещенных в сети Интернет, специальных общедоступных источниках и др.)___________________________________________________________________.
II. Описательная часть
Дается описание выявленных коррупциогенных факторов согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, поддающихся выявлению силами эксперта, проводящего данную экспертизу, их возможное влияние на коррупционное поведение.
III. Рекомендации
Указываются предложения, рекомендации о возможности устранения коррупциогенных факторов ________________________________________________.
Экспертом могут высказываться другие суждения, предложения, рекомендации, исходя из специфики содержания и предмета регулирования правового акта (проекта) __________________________________________________.
По результатам проведения экспертизы рекомендовано (даются суждения, предложения о возможности принятия, опубликования проекта и т.п.) ________________________________________________________________________.
IV. Выводы
Представленный правовой акт (проект) "__________" содержит коррупциогенные факторы, указанные в описательной части данного заключения (при необходимости повторяются их наименования и суждения) ________________________________________________________________________.
Подпись должностного лица ______________ (Ф.И.О., должность)
Приложение 2
к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы
проектов муниципальных нормативных правовых актов
и действующих муниципальных нормативных правовых
актов Администрации города Ханты-Мансийска
Заключение
о проведенной антикоррупционной экспертизе муниципального нормативного правового акта (проекта) (об отсутствии коррупциогенных факторов)
I. Вводная часть
Настоящее заключение подготовлено по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы муниципального нормативного правового акта (проекта) (наименование, заголовок), поступившего (представленного) из(от): (департамента, по поручению и т.п.) ________________________________________.
В процессе антикоррупционной экспертизы кроме положений Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов и действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Ханты-Мансийска использованы:
(указываются Федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты, которые применялись при проведении экспертизы, а также предложения специалиста, методические рекомендации научных, иных учреждений, размещенных в сети Интернет, специальных общедоступных источниках и др.) ___________________________________________________________________.
II. Выводы
Коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также содержащие неопределенные, трудновыполнимые и(или) обременительные требования к гражданам и организациям, в правовом акте (в проекте) не выявлены.
Подпись должностного лица ______________ (Ф.И.О., должность)
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации г. Ханты-Мансийска от 9 декабря 2016 г. N 1291 "О внесении изменений в постановление Администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.